Исследование подтвердило, что специфика ПВК учителя начальных классов действительно проявляется в трех аспектах: 1) наличие у первого учителя ряда особых ПВК; 2) разный уровень развития некоторых ПВК, общих для всех учителей; 3) разная ранговая структура одних и тех же ПВК у разных учителей.
Учителя осознают общепедагогическое и специфическое в своей профессии и стремятся
приобрести и развить все необходимые качества. Это обстоятельство необходимо учитывать в организации профессионального образования и повышения квалификации учителей, с тем чтобы обеспечить на должном уровне и общепрофессиональную, и специальную подготовку учителя, не допуская преувеличения или недооценки роли той и другой стороны в профессионализации личности.
Т. А. Хайновская
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ВЕНГЕРСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Преамбула. В представляемой статье дана краткая характеристика особенностей функционирования системы венгерского музыкального воспитания и образования, возникшей на основе педагогических и просветительских принципов выдающихся музыкантов ХХ века — Б. Бартока и З. Кодая. В работе раскрывается специфика содержания современных программ музыкального обучения в Венгрии — стране, известной четкой, целостной музыкально-педагогической системой и ее эффективными результатами.
Венгрия - страна признанных во всем мире традиций в области детского музыкального воспитания и образования. Фундамент этих традиций был заложен замечательными музыкантами - Белой Бартоком и Золтаном Кодаем в первые десятилетия ХХ века, когда своей композиторской, педагогической и просветительской деятельностью они открыли новую страницу в истории венгерской музыкальной культуры. Сущность реформы Б. Бар-тока и З. Кодая - в прочной опоре профессионального искусства и музыкального воспитания на фольклорные истоки. При этом незыблемость такой связи далеко выходит за пределы локального национального искусства.
Влияние творческого наследия и педагогических воззрений Б. Бартока в современной Венгрии велико и в наши дни. Гуманистическая направленность искусства великого венгра, широкий круг его интересов непосредственным образом отразились в его педагогических взглядах. Этим обусловлена «...важнейшая особенность педагогической концепции Б. Бартока - демократический подход к проблемам музыкального воспитания, в котором Барток, как и Кодай, видел необходимое условие подъема культуры...» [2, с. 3]
Связь музыкально-воспитательных идей и творческого поиска, присущая в той или иной степени всем сочинениям педагогической серии
Б. Бартока - немаловажная особенность искусства композитора, поскольку «Барток по природе своего художественного мышления был ярким представителем типа художника-исследователя» [2, с. 3-4]. Важнейшая черта педагогики Бартока - последовательное расширение и углубление национальных фольклорных связей -осуществлялось венгерским мастером как в композиторской, так и в исследовательской деятельности. Эта черта обусловила не только стиль его фортепианных педагогических опусов, многонациональную фольклорную основу сочинений для детей и юношества, но и многое в самой методике воспитания музыкального мышления. Одна из основных идей Б. Бартока выражается также в стремлении подготовить слух и интеллект юного поколения к восприятию особенностей строя современного музыкального язык.
В основу принятой в Венгрии системы музыкального воспитания и обучения легли педагогические принципы и другого выдающегося венгерского музыканта - З. Кодая. Кодай считал, что музыкальная неграмотность тормозит музыкальное образование, чем, например, обусловлен незначительный интерес публики к классической музыке. Он был убежден в том, что создание системы музыкального обучения - задача государственного уровня. Музыка, по мнению Кодая, должна приобрести в Венгрии такое же
© Т. А. Хайновская, 2006
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2006
87
значение, какое она имела в Древней Греции, где, пожалуй, выполняла воспитательную функцию. Обучать же музыке следует лишь на образцах самого качественного материала, прошедшего апробацию временем, совершенного по форме и содержанию. Наряду с ежедневной гимнастикой, ежедневное пение развивает тело и душу ребенка. При помощи того музыкального инструмента, который наиболее доступен, то есть посредством человеческого голоса, следует, опираясь на фольклор, постепенно осваивать великие музыкальные творения. Родным музыкальным языком ребенка должна стать народная музыка; лишь тогда, когда он овладеет им, можно обратиться к другому материалу. Для хорового пения следует использовать и лучшие произведения зарубежной музыки. Национальная же хоровая литература должна создаваться венгерскими композиторами преимущественно на основе народного музыкального материала.
Главнейшие особенности педагогической деятельности самого З. Кодая - деятельная инициатива, увлеченность, демократичность основной идеи - определили его педагогическое кредо: элементарное музыкальное образование должны получать все дети, независимо от музыкальных способностей. Так называемый «метод Кодая» могли бы охарактеризовать собственные слова выдающегося венгерского музыканта: «Натренированный слух, натренированный интеллект, натренированное сердце, натренированная рука» [5, с. 6]. Все эти четыре элемента, по словам выдающегося педагога, должны находиться в равновесии, ни один из них не должен доминировать.
В этой связи следует сказать, что словосочетание «метод Кодая» не отечественного происхождения; оно принадлежит приезжавшим в Венгрию педагогам-иностранцам, которые руководствовались тем, что многие сочинения композитора включены в программы венгерского музыкального образования - от начальной ступени до высшей. В целом же венгерская музыкальная педагогика не сводится, собственно говоря, к методу З. Кодая; это, в полном смысле слова, учение о роли музыки в жизни детей, юношества и взрослых, в развитии образования и культуры.
Масштабная личность З. Кодая продолжает жить в его музыкальных произведениях и в тех людях, которые когда-либо с ним работали или встречались. Все без исключения преподавате-
ли музыки в Венгрии имеют полное право считать себя его учениками.
В соответствии с основными заветами великих венгерских музыкантов - Б. Бартока и З. Ко-дая осуществлялась впоследствии в этой стране реформа системы музыкального воспитания и образования.
В настоящее время венгерская образовательная система построена следующим образом: как правило, в детском саду дети с 3-х до 6-ти лет регулярно занимаются музыкой. В некоторых детских садах, кроме музыкальных игр и разучивания песен, предусмотрены специальные (два раза в неделю по 30 минут) музыкальные занятия. На этих уроках у детей развивают ритмическое чувство и слух; они учатся осознанно петь чисто и овладевают простейшими ритмическими и мелодическими формулами. С 6 до 14 лет дети посещают восьмиклассную народную школу. Здесь в I классе они также получают два раза в неделю получасовые уроки музыки, а в последующих семи классах занятия проводятся два раза в неделю по часу. Кроме того, дважды в неделю ученики У-УШ классов, отобранные учителем музыки, участвуют в хоровом пении. Таким образом, во всех школах Венгрии учащиеся с 6 до 14 лет систематически занимаются музыкой. Первые четыре года преподавание проводится педагогом общеобразовательных предметов; последние четыре года - специально подготовленным учителем музыки.
Такое обучение служит и способствует решению задач общего образования. Музыкальное обучение 14-18-летних не столь однотипно и выходит за рамки общего образования. Для молодых людей 14-16 лет, обучающихся в первых двух классах гимназии, предусмотрено обязательное обучение пению. Исходя из различных интеллектуальных запросов учащихся, программа обучения допускает различное соотношение уроков пения или музыки с занятиями по истории музыки, анализу произведений и т.п. Тем не менее, на всем протяжении четырех лет занятий в гимназии ученики, обладающие соответствующими данными, один раз в неделю посещают хоровой класс. Как правило, в подобных образовательных учреждениях имеется также свой школьный оркестр, репетирующий, как и хор, еженедельно. Ученики, желающие наряду с этим освоить какой-либо инструмент, могут посещать также и музыкальную школу. Для начинающих
семи- и восьмилетних детей в таких специализированных школах существует подготовительный класс, в котором с маленькими учениками занимаются до начала обучения игре на каком-либо инструменте. Задачи первоначального обучения -помочь малышу приобрести элементарные музыкально-теоретические знания, и, конечно же, развить слух и чувство ритма ребенка. В подготовительном классе также проводятся и групповые занятия (два-три часа в неделю). Со второго класса каждый ученик музыкальной школы два раза в неделю получает индивидуальные уроки игры на инструменте. Кроме этого, он посещает уроки сольфеджио. В основном же музыкальные школы предназначены для учащихся в возрасте от 7 до 14 лет, но, кроме семи обязательных классов, здесь есть и так называемые «классы усовершенствования» для старших учеников и даже для взрослых. Такие школы существуют в различных, даже самых удаленных уголках страны.
Еще в 1951 году, наряду с упомянутыми музыкальными учебными заведениями, в Венгрии были учреждены так называемые музыкальные общеобразовательные народные школы (8 классов) с расширенным музыкальным обучением. В четырех младших классах дети занимаются музыкой еженедельно на шести уроках; в четырех старших классах - на четырех уроках (продолжительность каждого урока - 45 минут). К этому добавляются еще 2 часа в неделю, отводимые для хорового пения. Эти учебные заведения возникли по инициативе З. Кодая, и в них должны были реализовываться его педагогические идеи. Согласно взглядам З. Кодая, все общеобразовательные восьмилетние школы должны быть в будущем преобразованы в музыкальные общеобразовательные школы. Он всегда подчеркивал, что активные музыкальные занятия способствуют также формированию других способностей ребенка и одновременно благоприятно сказываются на физическом и духовном развитии. Жизнь ребенка, обучающегося в такой школе, будет богаче, какую бы профессию он в дальнейшем ни выбрал.
Несколько таких школ являются самостоятельными учебными заведениями, а остальные представляют собой отделения при общеобразовательных школах. Есть также несколько гимназий с расширенным музыкальным обучением, предназначенных для подготовки к будущей музыкально-профессиональной деятельности. Здесь боль-
шинство учащихся комплектуются из числа окончивших общеобразовательные школы с расширенным обучением музыке. Эти гимназии для 1418-летних ставят перед собой иные задачи, чем народные школы с расширенным музыкальным обучением. Основная цель таких гимназий - подготовка будущих учителей музыки.
Молодые люди, желающие избрать путь профессиональных музыкантов, посещают с 14 до 18 лет музыкальную гимназию, где преимущественное внимание уделяется музыке; здесь же происходит обучение игре на том или ином музыкальном инструменте. Общеобразовательный учебный материал учащиеся проходят в первой половине дня. Вслед за этим, в послеобеденное время, они занимаются исключительно музыкой: игрой на инструменте, сольфеджио, теорией музыки, камерным ансамблем, пением в хоре и музицированием в оркестре. Для того чтобы учащиеся могли уделить достаточно времени занятиям на инструменте, общеобразовательный материал изучается концентрированно как в отношении затрачиваемого на него времени, так и касательно его содержания. Выдержав выпускной экзамен после прохождения курса в такой школе, учащийся имеет право продолжить дальнейшее специальное музыкальное образование, но этот факт не означает, что окончивший обязан выбрать путь музыканта-профессионала. После сдачи соответствующего дополнительного экзамена выпускники музыкальной гимназии получают право обучаться по любой специальности в университете.
Если выпускник специальной музыкальной школы намерен в будущем приобрести профессию педагога, он может продолжить свое образование в Будапеште, в Высшей музыкальной школе имени Ференца Листа. Такое обучение продолжается в течение трех лет, после чего выпускник может работать в качестве преподавателя в общеобразовательной и музыкальной школах. Пятигодичный курс в Высшей школе приравнивается к окончанию курса в университете и дает право преподавать в учебных заведениях более высоких ступеней, а также - при наличии соответствующих данных - избрать для себя артистическую стезю.
Подготовка педагогов для У-УШ классов народной школы проводится также и в высших педагогических учебных заведениях. В этих институтах на протяжении трех лет будущие учителя
музыки должны совершенствоваться одновременно по нескольким специальностям - например, по музыке и венгерскому языку или по музыке и истории и т.д., тем самым фактически приобретая еще одну профессию. Получившие здесь образование учителя преподают музыку в младших классах начальной общеобразовательной школы.
Следует, несомненно, упомянуть и музыкальное обучение в учреждениях, подготавливающих воспитателей детского сада - оно продолжается два года.
Во всех типах школ и педагогических институтах музыкальное образование строится по строго установленным правилам и соответствующим учебным планам и программам.
Из краткого знакомства с системой и постановкой занятий в начальных музыкальных школах или в средних школах и гимназиях с расширенной музыкальной программой становится очевидным, что эстетическое восприятие обучающегося формируется на основе целого комплекса разнообразных музыкальных впечатлений. Но, несмотря на то обстоятельство, что педагоги-музыканты Венгрии рассматривают проблему музыкального воспитания очень широко, различные музыкальные дисциплины образуют в целом стройный художественный цикл. Очевидно, что цель обучения в школах - не подготовка музыкантов-профессионалов, а воспитание в молодых людях умения по-настоящему глубоко разбираться в музыке. Пробудить любовь к музицированию, к постоянному, живому и многостороннему общению с музыкой - такую цель ставят перед собой педагоги школ Венгрии.
Несомненно, воспитание умения музицировать, особенно в таких творческих формах как импровизация, игра и аккомпанемент по слуху и т.п. требуют от педагогики умелой и высокой по уровню организации занятий. Музыкальное воспитание подобного рода предполагает максимальное развитие природных музыкально-творческих задатков у детей, оно должно также раскрывать и совершенствовать их эмоциональные, интеллектуальные и нравственные качества. Венгерские педагоги огромное значение придают формированию слуха и навыков совместной музыкальной деятельности - основам основ творческой активизации учащихся. Стоит отметить, что в настоящее время в Венгрии - стране давних традиций коллективного музицирования - как никогда ранее широко развивается музы-
кальная самодеятельность. Повсеместно распространены народные оркестры, ансамбли, хоры, исполнение которых отличается весьма высоким художественным уровнем. В разных городах страны ежегодно проводятся молодежные фестивали камерной музыки, участниками которых являются как профессионалы, так и любители.
Такое музыкальное воспитание, охватывающее всех без исключения детей и подростков, стало во второй половине ХХ века основополагающим звеном всей культурной жизни Венгрии. (Как уже упоминалось выше, речь, разумеется, идет о непрофессиональном обучении). И, каков бы ни был будущий профессиональный путь молодых людей, их связь с музыкальным искусством никогда не прервется.
Изучение и сохранение традиций музыкального фольклора со времен Бартока и Кодая остается для современной венгерской музыкальной педагогики актуальным принципом, претворяемым в жизнь во всех звеньях и на каждой ступени системы музыкального образования -от школы до вуза. Народную музыку, так же как и родную речь, дети постигают с самых первых шагов их сознательной жизни. «Детей надо обучить своеобразному музыкальному «родному языку», их надо привести в царство венгерской народной музыки, к неисчерпаемому источнику венгерской народной песни», - говорил композитор М. Хайду в статье «Наша музыкальная педагогика и венгерская народная музыка» [5, с. 237]. Освоение богатств народной музыки в этой стране происходит почти так же естественно, как и постижение ребенком родного языка. В детских музыкальных школах Венгрии, как уже говорилось, народная музыка не преподается в качестве специальной дисциплины, народная песня впитывается слухом и памятью детей практически, ибо она входит в материал уроков сольфеджио, занятий хоров, ансамблей, оркестров и. т. д.
Существенную часть всего детского репертуара (в том числе и фортепианного) также составляют обработки народных песен или музыка, написанная в духе или традициях национального фольклора. Это означает, что музыкальные способности детей развиваются и формируются в основном на материале венгерской народной музыки.
Хотелось бы обратить внимание еще на одну особенность венгерской системы музыкального образования. Заключается она в том, что творческий процесс композиторов, пишущих музы-
ку для обучения, проходит в постоянном контакте с работой педагогов-практиков и методистов. В важности и эффективности такого подхода не приходится сомневаться. «.Композитор, пишущий для детей, как бы участвует в педагогическом процессе, делит ответственность с педагогом за обучение будущих музыкантов» [1, с. 65]. Прибавим к этому, что участие композитора в работе педагога осуществляется посредством самого главного «звена» педагогического процесса - пополнения репертуара. Инструктивные проблемы, возникающие в процессе творчества, композиторы часто разрешают при активном содействии педагогов и методистов. Результат педагогически направленной деятельности многих современных композиторов Венгрии - целый пласт новой музыкально-педагогической литературы, изданной за несколько последних десятилетий и непрерывно обогащающейся в наши дни.
В настоящее время детская музыкальная педагогика Венгрии располагает обширной литературой - многогранной и разнообразной в силу различия творческих индивидуальностей ее создателей. Нетрудно заметить и общие тенденции, характерные для венгерской детской музыки в целом. Одна из них - сближение профессиональных академических жанров с фольклорным искусством. Традиции народного музицирования определяют многие задачи и навыки, которыми должны овладевать юные музыканты при изучении репертуара. В этом состоит огромное воспитательное значение современной венгерской детской музыки, базирующейся на фольклоре, поскольку она рождает у молодых музыкантов стремление к более внимательному и углубленному изучению национальной народной музыки.
Другая важная и актуальная музыкально-воспитательная задача - помочь начинающему музыканту адаптироваться в огромном и разнообразном мире музыки ХХ века. Эта задача представляет для многих венгерских композиторов наших дней специальную заботу и интерес. А. Бозаи, П. Кадоша, Д. Куртаг, И. Мезе, Ф. Сабо, И. Селени, Б. Тардош, Р. Шугар, П. Ярдани и другие используют в детской фортепианной литературе, наряду с фольклором, элементы современного музыкального языка, стараются максимально приблизить детское восприятие к непростым явлениям музыки ХХ столетия.
Невозможно, как уже отмечалось, рассматривать детскую музыку современных венгерских
композиторов вне связи ее с насущными вопросами детского музыкального воспитания. Именно потребности практической педагогики зачастую наталкивают композиторов на наиболее продуктивные и рациональные решения многих музыкально-воспитательных проблем.
Музыкальная педагогика в последние годы приобретает в Венгрии все большее значение. Непрерывный процесс, централизованная организация работы, подбор инструктивного материала, учебных планов и пособий - все это позволяет считать музыкальное обучение в Венгрии основанным на единой теоретической и практической концепции, продолжающей благотворные традиции, заложенные Б. Бартоком и З. Кодаем. На сегодняшний день Венгрия - единственная страна, где сформировалась столь четкая целостная музыкально-педагогическая система, и в этой связи становится понятным то колоссальное внимание, какое уделяется в мире богатому и плодотворному опыту венгерского музыкального воспитания.
Библиографический список
1. Благой Д.Д. Композитор и педагог // Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 1 / Общ. ред. В.А. Натансон. - М.: Музыка, 1963.
2. Бройер Я. Современные венгерские композиторы и их творчество // Музыка Венгрии / Ред.-сост. С.В. Аксюк. - М.: Музыка, 1968.
3. МалинковскаяА.В. Бела Барток - педагог. -М.: Музыка, 1985.
4. Малинковская А.В. Педагогическая концепция Бартока и ее значение для современной музыкальной педагогики (на основе «Микрокосмоса»): Автореф. ... канд. ис-я. - М., 1975.
5. Музыкальное воспитание в Венгрии / Ред.-сост. Л.А. Баренбойм. - М.: Советский композитор, 1983.
6. Музыкальное воспитание в современном мире. Материалы IV конференции Международного общества по музыкальному воспитанию (ИСМЕ) / Ред. коллегия: Д.Д. Кабалевский и др. -М.: Советский композитор, 1973.
7. Музыкальное воспитание в странах социализма / Сост. А.Л. Островский - Л.: Музыка, 1975.
8. Ребенок за роялем: Педагоги-пианисты социалистических стран о фортепианной методике: пер. с нем. / Ред.-сост. Я. Достал. - М.: Музыка, 1981.