Научная статья на тему 'Народная материальная культура в коллекциях музеев Северского района Краснодарского края: итоги шестой фольклорно-этнографической экспедиции "сохранение народной культуры Кубани" КГИК'

Народная материальная культура в коллекциях музеев Северского района Краснодарского края: итоги шестой фольклорно-этнографической экспедиции "сохранение народной культуры Кубани" КГИК Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
149
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРСКИЙ РАЙОН / НАРОДНАЯ ВЫШИВКА / ГОНЧАРНОЕ ИСКУССТВО / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ / НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КУБАНИ / SEVERSKIY DISTRICT / FOLK EMBROIDERY / POTTERY / RESEARCH WORK / FOLKLORE AND ETHNOGRAPHIC EXPEDITION / FOLK ARTS AND CRAFTS OF KUBAN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бердюгина В. А., Васькун В. А.

В статье описаны результаты исследования материальной культуры Северского района. Выявлены традиционные виды народного декоративно-прикладного творчества, образцы которых представлены в районных музейных коллекциях. Анализ особенностей традиционной материальной культуры может способствовать ее практическому освоению современной молодежью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Бердюгина В. А., Васькун В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK MATERIAL CULTURE IN THE COLLECTIONS OF MUSEUMS OF THE SEVERSKIY DISTRICT OF THE KRASNODAR REGION: RESULTS OF THE SIXTH FOLKLORE AND ETHNOGRAPHIC EXPEDITION "PRESERVATION OF FOLK CULTURE OF KUBAN" OF THE KSIC

The article describes the results of a study of the material culture of the Severskiy district. The traditional types of folk arts and crafts are revealed, samples of which are presented in the district museum collections. An analysis of the characteristics of traditional material culture can contribute to its practical development by modern youth.

Текст научной работы на тему «Народная материальная культура в коллекциях музеев Северского района Краснодарского края: итоги шестой фольклорно-этнографической экспедиции "сохранение народной культуры Кубани" КГИК»

УДК 39

В.А. БЕРДЮГИНА, В.А. ВАСЬКУН

НАРОДНАЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В КОЛЛЕКЦИЯХ МУЗЕЕВ СЕВЕРСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ: ИТОГИ ШЕСТОЙ ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ «СОХРАНЕНИЕ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ КУБАНИ» КГИК1

Бердюгина Вера Андреевна, старший преподаватель кафедры народного декоративно-прикладного творчества Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), [email protected]

Васькун Виктория Александровна, студентка Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), [email protected]

Аннотация. В статье описаны результаты исследования материальной культуры Северского района. Выявлены традиционные виды народного декоративно-прикладного творчества, образцы которых представлены в районных музейных коллекциях. Анализ особенностей традиционной материальной культуры может способствовать ее практическому освоению современной молодежью. Ключевые слова: Северский район, народная вышивка, гончарное искусство, исследовательская работа, фольклорно-этнографическая экспедиция, народное декоративно-прикладное искусство Кубани.

UDC 39

V.A. BERDYUGINA, V.A. VASKUN

FOLK MATERIAL CULTURE IN THE COLLECTIONS OF MUSEUMS OF THE SEVERSKIY DISTRICT OF THE KRASNODAR REGION: RESULTS OF THE SIXTH FOLKLORE AND ETHNOGRAPHIC EXPEDITION «PRESERVATION OF FOLK CULTURE OF KUBAN» OF THE KSIC

Berdyugina Vera Andreevna, senior lecturer of the cathedra of folk arts and crafts of the Krasnodar state institute of culture (33, im. 40-letiya Pobedy st., Krasnodar), [email protected]

Vaskun Victoria Aleksandrovna, student of the Krasnodar state institute of culture (33, im. 40-letiya Pobedy st., Krasnodar), [email protected]

Abstract. The article describes the results of a study of the material culture of the Severskiy district. The traditional types of folk arts and crafts are revealed, samples of which are presented in the district museum collections. An analysis of the characteristics of traditional material culture can contribute to its practical development by modern youth.

Keywords: Severskiy district, folk embroidery, pottery, research work, folklore and ethnographic expedition, folk arts and crafts of Kuban.

Шестая фольклорно-этнографическая экспедиция преподавателей и студентов Краснодарского государственного института культуры «Сохранение народной культуры» прошла с 22 по 28 сентября 2019 года в Северском районе Краснодарского края при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края (проект № 19-412-230006). Руководитель проекта - заместитель декана факультета народной культуры по научной работе, кандидат искусствоведения, доцент С.А. Жиганова. В фольклорно-этнографических исследованиях 2019 года принимали участие старшие преподаватели института В.А. Бердюгина, С.В. Тумасян, а также студенты факультета народной культуры Я.Н. Луговская,

1 Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ, проект №19-412-230006.

В.А. Васькун, А.А. Косенко. Участниками экспедиции были обследованы десять населенных пунктов Северского района: станицы Северская, Азовская, Смоленская, Ново-дмитриевская, Крепостная, село Львовское, хутор Стефановский, поселки городского типа Ильский, Черноморский, Афипский.

Территория современного Северского района включает в себя 11 поселений (3 городских и 10 сельских), которые в XIX веке подчинялись разным окружным центрам [4]. Часть территории относилась к Абинскому, а другая к Псекупскому казачьим полкам. Основание станиц современного Северского района началось с 1863 года. Именно в этом году была основана самая старая станица района - Ильская. В 1864 году на карте Кубанской области появились станицы Афипская (совр. Смоленская), Новодмит-риевская, Собер-Оашская (совр. Крепостная), Ставропольская, Супская (совр. Калужская), Тхамахинская и Шабановская, Северская, Азовская, Папайская (Убинская), Дербентская. В 1866 году в связи с упразднением Григорьевского укрепления возникла Григорьевская солдатская слобода, давшая начало впоследствии одноименному населенному пункту [3]. Население станиц было неоднородным: здесь поселялись семьи казаков Азовского казачьего войска, Оренбургского, Черноморского и Линейного войск, крестьяне Харьковской, Воронежской, Полтавской, Херсонской, Черниговской губерний, выходцы из Бессарабии (совр. Молдавия) [5].

Перед исследователями традиционной народной культуры стояли определенные задачи, часть которых касалась исследования различных видов традиционной материальной культуры восточнославянского населения района, народного декоративно-прикладного искусства, а также изучение опыта народных мастеров. В ходе решения данных задач были тщательно исследованы районные музеи и музейные комнаты, содержащие значительные по объему и жанровому разнообразию коллекции экспонатов, характеризующих материальную культуру района. Благодаря исследовательской работе их сотрудников в Северском районе сохранилось много предметов быта, текстиля, хозяйственной утвари.

Большое количество экспонатов было исследовано в Муниципальном казенном учреждении культуры «Северский историко-краеведческий музей», Доме культуры «Автомобилист» ст. Смоленской, музее средней общеобразовательной школы № 49 ст. Смоленской, музейной комнате Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств поселка Черноморского», музейной комнате Центра развития творчества детей и юношества, музейной комнате Муниципального бюджетного учреждения культуры «Львовский сельский дом культуры», музейной комнате Муниципального бюджетного учреждения культуры «Азовская централизованная клубная система».

Музеи и музейные комнаты района содержат достоверный документальный материал, характеризующий традиционную народную культуру. Об этом свидетельствует характер наполнения музеев экспонатами. Так, музейная комната станицы Азовской была создана в 2004 году по инициативе руководства Дома культуры. Местные жители приносили в музей различные старинные предметы, доставшиеся в наследство от родственников старшего поколения. Фонды музея постепенно пополнились вышитыми изделиями (подзоры, рушники, наволочки, занавеси, дорожки, салфетки), а также вязаными скатертями, старинной мебелью, фотографиями, столярными инструментами, элементами кухонной утвари и др. (См. 3-ю стр. обложки.)

Проанализируем характер экспонатов в двух крупнейших музейных коллекциях -Историко-краеведческого музея станицы Северской и музейной комнаты при сельском Доме культуры села Львовского Северского района Краснодарского края.

Одну из наиболее ценных коллекций материальной культуры содержит историко-краеведческий музей станицы Северской (директор Н.П. Решетова). Он экспонирует различные виды вышивки, изделия керамического производства, народный костюм, ткачество, вязание кружев, плетение из растительных материалов, резьбу по дереву и др.

Северский музей был образован в 1969 году. Под руководством историка Клавдии Дмитриевны Коваленко-Карнауховой был разработан и воплощен тематико-экспози-ционный план создания историко-революционного народного музея. Художественное оформление музея выполнил Михаил Афанасьевич Литвинов [1].

Структура музея подчинена историко-хронологическому принципу, выделены периоды и тематические разделы, раскрывающие этапы развития исследуемого района. В настоящее время фонд музея насчитывает более пяти с половиной тысяч экспонатов, из которых постоянно экспонируются около семисот единиц.

В музее станицы Северской исследуемая тема представлена в нескольких экспозициях. Одна из них была посвящена интерьеру жилища местного населения, проживавшего в конце XIX - начале XX вв.2. Процесс возведения жилища казаками Северского района описан краеведом В.А. Киселевой [2], которая целенаправленно занималась изучением традиционной народной культуры Северского района. Общаясь с местными старожилами, она собрала большой объем фольклорно-этнографических материалов, характеризующих диалект, календарные и семейные праздники и обряды, народные песни. Значительное место в них занимает тема материальной культуры, в том числе жилища. Полученная информация впоследствии была опубликована и издана.

В соответствии с материалами В.А. Киселевой, дома в Северском районе строили, как правило, из дерева и глины. На сегодняшний день такие дома в своем первозданном виде практически не сохранились, однако можно встретить турлучные и саманные дома, построенные в пятидесятых годах XX в., которые позже обкладывали кирпичом. Строительство хаты начиналось с расчистки места, затем подготовка фундамента. Фундаментом сначала служили камни, позже при появлении новых строительных материалов по периметру будущего дома «заливали» ленточный фундамент. На фундамент ставили деревянный каркас из бревен, который с обеих сторон обшивался турлуком (плетень из веток молодых деревьев) и обмазывался глиной перемешанной с соломой и конским навозом. После того как стены подсохнут, начинали делать потолок. Следует отметить, что основную балку - матицу - поднимали наверх на рушниках с молитвой. Крыши первых кубанских хат были камышовые, соломенные, лишь богатые казаки крыли железом. Снаружи дома белились мелом. Саманные дома также встречались в Северском районе. Для самана (кирпич-сырец) изготавливалась деревянная форма в виде ящика без дна и с ручками по бокам, для того чтобы было легче ее снимать с кирпича. Форму смачивали водой и забивали ее глиной смешанной с соломой, затем рядами укладывали получившиеся кирпичи на сушку.

Как правило, казачья хата состояла из холодных сенец, кладовой, малой хаты (по сути, кухни), велыкой хаты (чистой половины, «зала»). Большую часть хаты занимала печь, которая и делила ее на две половины. В музее воссоздан интерьер велыкой хаты начала XX в. Велыка хата имела определенный набор мебели: сундук (скрыня), стол, лавки, а иногда и стулья, комод, кровать с множеством подушек в вышитых наволочках, сложенных горкой, на стенах висели зеркала и фотографии. Однако индивидуальность дому придавали вещи, выполненные руками хозяйки: вышитые рушники, занавески, настольники (скатерти), элементы костюма (мужские и женские рубахи), вязаные кружевные подзоры, украшавшие кровать, тканые дорожки.

Теоретическую и практическую значимость для исследователей традиционной культуры и, в частности, для специалистов, занимающихся изучением народного декоративно-прикладного творчества, имеют текстильные изделия и образцы народной вышивки, представленные в экспозициях и фондах Северского музея. Историческую ценность представляет традиционный женский костюм - вышитая рубаха и юбка начала XX в. Рукава

2 ПМ ФЭЭ КГИК-2019. Ст. Северская Северского района Краснодарского края. Информатор Киселева В.А. Исследователи Луговская Я.Н., Васькун В.А., Бердюгина В.А., 25.09.2019 г.

и перед рубахи вышиты растительным орнаментом - красными и черными нитками в технике двойного креста (рисунки 1, 2). Интересны также льняные рубаха и полотенца со сложным геометрическим рисунком, переданные в музей одним из потомственных казаков станицы Северской. По свидетельству дарителя рубаха изготовлена его бабушкой, следовательно, время изготовления - конец XIX века. Ткань изготавливали на ткацких станках. Изделия получались жесткими, поэтому для смягчения изделия использовали деревянный утюг - рубель3.

Рисунок 1. Рубаха женская. Рисунок 2. Фрагмент вышитого

Вышивка крестом оплечья женской рубахи

В фондах музея хранится большое количество вышитых рушников (рисунки 3, 4). Рушники, или рушныкы, как здесь говорят, сначала привозили переселенцы с Украины, Дона и других регионов России. Рушник сопровождал казачью семью всю жизнь, от рождения до смерти [2, с. 5]. Рушники, которыми покрывались иконы, называли бож-никами. В коллекции имеются также свадебные и праздничные рушники.

Важный вид текстиля в интерьере казачьей хаты - домотканые дорожки. Их изготовляли на ткацких станках [2, с. 5]. В казачьих хатах редко можно было встретить деревянные полы. Чаще всего он был земляным, сверху обмазанный жидкой глиной, смешанной с конским навозом (т.н. доливка). Дорожки использовали для настила на доливку, которая после высыхания становилась тверже земли. Домотканые дорожки в настоящее время имеются не только в музеях, но и в домах многих станичников.

3 ПМ ФЭЭ КГИК-2019. Ст. Северская Северского района Краснодарского края. Информатор -директор МКУК «Северский историко-краеведческий музей» Решетова Н.П. Исследователи Лугов-ская Я.Н., Васькун В.А. 25.09.2019 г.

Рисунок 3. Рушник. Фрагмент. Вышивка крестом

Рисунок 4. Рушник. Фрагмент. Вышивка двойным крестом

В музее станицы Северской представлена большая коллекция традиционной керамической утвари конца XIX - начала XX вв.: кружки, макитры, горшки, кувшины, широко использовавшиеся ранее в быту жителей района (рисунок 5). Любопытная деталь: у одного из местных гончаров даже дымоход был сделан в форме горшка4.

Рисунок 5. Коллекция керамики

Различные экспонаты, представляющие интерес для этнографов, хранятся в музейной комнате при сельском доме культуры села Львовского Северского района Краснодарского края (директор Н.В. Головко) (рисунок 6). Музей был создан в 2012 году по инициативе местных жителей. Экспонаты собирали не только в селе Львовском, но и в близлежащих населенных пунктах: селе Новомихайловском, хуторах Сте-фановском, Новоивановском, Красном, Песчаном и др.5.

4 Информатор - директор МКУК «Северский историко-краеведческий музей» Решетова Н.П.

5 ПМ ФЭЭ КГИК-2019. С. Львовское Северского района Краснодарского края. Информатор -директор Львовского сельского дома культуры Головко Н.В. Исследователи Жиганова С. А., Вась-кун В.А. 26.09.2019 г.

Рисунок 6. Экспозиция музейной комнаты сельского дома культуры села Львовского Северского района Краснодарского края

В музейной комнате с. Львовского хранятся вышитые рубахи, рушники, вязаные скатерти, домотканые дорожки, мебель, вещи, сплетенные из растительных материалов, гончарная посуда, большое количество одежды и обуви (рисунок 7). В экспозиции также представлен разнообразный инструментарий, кованые изделия: серпы, весы, пилы, различные крючки, замки и т.д.

Рисунок 7. Фрагмент рушника. Вышивка крестом

Некоторые экспонаты музея характеризуют плотницкое дело, например, два стула, сделанные без единого гвоздя мастером М.Ф. Шициком. В музее хранятся разнообразные детские люльки. Помимо традиционной деревянной, подвешенной под потолком (рисунок 8), здесь экспонируются и оригинальные формы: люлька из кованых элементов (завитков) и люлька, сплетенная из лозы.

По рассказам информаторов, в селе было популярно вязание крючком. Таким образом изготавливали скатерти, подзоры, салфетки, украшения для одежды: «Вышивка была разная, и гладь встречалась цветная, и крест. Есть вышивка, которая характерна для переселенцев из других регионов, это видно по цвету и рисунку»6. В селе Львовском сохранилось немало образцов традиционной детской одежды, украшенной вышивкой. Наиболее интересным экспонатом является детская рубаха, вышитая А.Х. Корчагиной для своего внука. Перед рубахи украшает вышивка крестом, орнамент геометрический (ромбы), преобладают цвета красный, синий, зеленый (рисунок 9). Одной из местных вышивальщиц была также П.М. Шицик.

6 Информатор - директор Львовского сельского дома культуры Головко Н.В.

Рисунок 8. «Колыска» (колыбель) Рисунок 9. Детская рубаха.

Вышивка крестом

Не менее интересна коллекция обуви 50-х, 60-х годов - чувяки, калоши. Сохранился инвентарь чеботаря (сапожника), много колодок (деревянные формы для изготовления обуви, имитирующие человеческую стопу) и приспособление для снятия обуви (небольшая доска с выпиленным отверстием для пятки на одном конце). Зимой носили бурки (зимние сапоги). Они были в основном фабричного производства, но и в домашних условиях их тоже шили на швейных машинках, как правило, из войлока или старых вещей. Встречались в быту и валенки, но чаще пользовались бурками. Старожилы вспоминают и про наиболее традиционный вид обуви -постолы (рисунок 10). Для их изготовления брали кусок кожи, а позже и резины, и стягивали по краю шнурами на ногах.

Рисунок 10. Постолы. Кожа

Во всех населенных пунктах Северского района встречается много плетеных экспонатов: корзин, кошелок. По рассказам современного мастера-плетельщика С.В. Бе-лоусова (1973 г.р., рисунок 11), технология плетения кошелок и других предметов быта была хорошо известна местным жителям: «Наши бабушки и дедушки использовали матки, коврики, тканные из травы. Как матрац, перегородка. Использовались чаще всего матки не из ситника, а из чакана, или у нас называли рогоз. Матками накрывали парники, утепляли что-либо. Принцип плетения: натягивались шнуры и завязывались веревкой, очень прочной, простым узлом. Палочки как основа, чтобы не ломалось. Вот эта кошелка сплетена по принципу адыгейской кошелки, у нас в селе их ткут на ткацком станке. По выкройке делается в разложенном состоянии прямоугольник с небольшими хвостами. Ткут ее из куги (рогоза). А это из ситника (чакана), адыгейская кошелка

(рисунок 12). Принцип плетения прост: веревочка сплетается, за каждую следующую нужно заплести. Предварительно размочить горячей водой в течение нескольких минут»7.

Рисунок 11. Мастер по плетению из растительных материалов С.К. Белоусов рассказывает об использовании в хозяйстве станичников матов, плетенных из рогоза (с. Львовское Северского района Краснодарского края)

Результаты работы в музеях Северского района Краснодарского края позволили сделать вывод о том, что некоторые образцы традиционной материальной культуры остались в единичных экземплярах даже в музейных коллекциях. Таким образом, они представляют собой ценный исторический материал.

Современные музеи содействуют повышению культурно-образовательного уровня населения, распространению знаний о человеке и его окружении, служат духовному развитию общества. Являясь научно-исследовательскими и просветительскими учреждениями культуры, музеи представляют ценности, утрачиваемые обществом, собирают, изучают и сохраняют историко-культурное наследие, привлекают внимание к тем общечеловеческим ценностям, которым угрожает современный прогресс, способствуя непрерывности и преемственности поколений и культур.

Научная ценность музейных коллекций традиционной материальной культуры с течением времени будет только возрастать. Поэтому, на наш взгляд, наряду с дальнейшим обогащением фондов, одной из важнейших задач сотрудников станичных музеев должно является сохранение образцов традиционной культуры для знакомства с ними представителей будущих поколений.

Рисунок 12. Адыгейская кошелка, сплетена из чакана

7 ПМ ФЭЭ КГИК-2019. С. Львовское Северского района Краснодарского края. Информатор Белоусов С.В. Исследователи Луговская Я.Н., Васькун В.А. 26.09.2019 г.

Результаты работы Шестой фольклорно-этнографической экспедиции КГИК свидетельствуют о том, что корневые формы народного искусства еще сохраняются в памяти жителей кубанских станиц. На настоящем этапе эти знания и умения должны передаваться следующему поколению, что позволит сохранить преемственность - одно из ключевых условий существования традиционной народной культуры.

Литература

1. История музея // Северский историко-краеведческий музей. URL: https://xn— 80adiabipll0cher3p.xn-p1ai/ob-uchrezhdenii/istoriya-uchrezhdeniya

2. Киселева В.А. Казачья хата. СПб., 2017. 80 с.

3. Основные административно-территориальные преобразования на Кубани (17931985 гг.). Краснодар, 1986. С. 56-127.

4. Список населенных мест Кубанского округа. Краснодар, 1927. С. 9.

5. Шкуро В.И. Формирование населения Северского района в период его первоначального заселения (2-я половина XIX века) // Исторический портал Северского района. URL: http://churh-history.cerkov.ru/

References

1. Istoriya muzeya // Severskiy istoriko-kraevedcheskiy muzey [History of the museum // The Severskiy museum of history and local history]. URL: https://xn--80adiabipll0 cher3p.xn--p 1 ai/ob-uchrezhdenii/istoriya-uchrezhdeniya

2. Kiseleva VA. Kazachya hata [The Cossack house]. Saint Petersburg, 2017. 80 p.

3. Osnovnye administrativno-territorialnye preobrazovaniya na Kubani (1793-1985 gg.) [Main administrative and territorial transformations in Kuban (1793-1985)]. Krasnodar, 1986. P. 56-127.

4. Spisok naselennyh mest Kubanskogo okruga [List of the inhabited places of the Kuban district]. Krasnodar, 1927. P. 9.

5. Shkuro V.I. Formirovanie naseleniya Severskogo rayona v period ego pervonachal nogo zaseleniya (2-ya polovina XIX veka) // Istoricheskiy portal Severskogo rayona [Formation of the population of the Severskiy district during its initial settlement (2nd half of the 19th century) // Historical portal of the Severskiy district]. URL: http://churh-history.cerkov.ru/

УДК 78.07:378.1

Н.В. КРЕТ

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ГЕНРИХА ПАНОФКИ «ИСКУССТВО ПЕНИЯ» В СОВРЕМЕННОЙ ВОКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Крет Наталья Васильевна, доцент кафедры музыкального искусства Крымского университета культуры, искусств и туризма (Симферополь, ул. Киевская, 39), [email protected]

Аннотация. Автором статьи дан подробный анализ методических приемов и практических рекомендаций труда Генриха Панофки «L'arte del canto. Vademecum del contante. Teoria e pratica per tutte le vori» с точки зрения практической значимости при обучении вокалистов в современной вокальной школе.

Ключевые слова: вокальная педагогика, методические рекомендации, гаммы, упражнения, вокальная техника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.