DOI 10.47643/1815-1337_2023_1 _110 УДК 342.57
НАРОД СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Population of the subject of the Russian Federation
ДОКТОРОВА Александра Трофимовна,
старший преподаватель кафедры «Конституционное и муниципальное право», Юридический факультет, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова. 677000, Россия, г. Якутск, ул. Белинского, 58. E-mail: sdoktorova85@mail.ru;
СТЕПАНОВА Альбина Афанасьевна,
заведующая кафедрой «Конституционное и муниципальное право», Юридический факультет, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова. 677000, Россия, г. Якутск, ул. Белинского, 58. E-mail: sdoktorova85@mail.ru;
Doktorova Alexandra Trofimovna,
Senior Lecturer, Department of Constitutional and Municipal Law, Faculty of Law, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosova, Yakutsk, Russia, 677000, Yakutsk, st. Belinsky, 58. E-mail: sdoktorova85@mail.ru;
Stepanova Albina Afanasievna,
Head of the Department of Constitutional and Municipal Law, Faculty of Law, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosova, Yakutsk, Russia, 677000, Yakutsk, st. Belinsky, 58. E-mail: sdoktorova85@mail.ru
Краткая аннотация: в статье рассматриваются подходы к пониманию термина «население», его соотношение со смежными понятиями: «народ», «многонациональный народ РФ», «народы в РФ». Население на разных уровнях публичной власти различным образом представлено в качестве субъекта властеотношений. За населением субъектов РФ, представленном в качестве народа субъекта РФ или совокупности народов в Российской Федерации, проживающих на территории субъекта РФ, признается политическая правосубъектность во властеотношениях на уровне субъекта РФ. Соответственно на уровне субъекта РФ население может непосредственно выступать в качестве субъекта, привлекающего к конституционно-правовой ответственности органы соответствующего уровня публичной власти.
Abstract: the article reviewed approaches to understanding the term "population", its relation to related concepts: "people", "multinational people of the Russian Federation", "peoples in the Russian Federation". The population at different levels of public authority is represented in various ways as a subject of authority relations. The population of the subjects of the Russian Federation, represented as a set of peoples in the Russian Federation, residing on the territory of the subject of the Russian Federation, is recognized as political personality in the government relations at the level of the subject of the Russian Federation. Accordingly, at the level of the subject of the Russian Federation and at the municipal level, the population can directly act as a subject of bringing to responsibility the bodies of the appropriate level of public authority.
Ключевые слова: народ, многонациональный народ России, народы в РФ, проживающие на территории субъектов РФ, население субъекта РФ, народовластие, ответственность перед населением.
Keywords: the multinational people of Russia, people of the subject of the Russian Federation, population of the subject of the Russian Federation, municipal population, democracy, a responsibility before the population.
Для цитирования: Докторова А.Т., Степанова А.А. Народ субъекта Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 1(217). С. 110-112. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_1_110.
For citation: Doktorova A.T., Stepanova A.A. Population of the subject of the Russian Federation //Law and state: theory and practice. 2023. No. 1(217). pp. 110-112. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_1_110.
Статья поступила в редакцию: 27.11.2022
Категория «народ» в конституционном праве привлекает внимание многих исследователей. Так основным объектом изучения чаще всего выступает многонациональный народ Российской Федерации как субъект, который по конституции РФ признан носителем суверенитета и источником власти в России [1]. Однако народ как субъект конституционно-правовых отношений раскрывается в российской Конституции не только в значении государствообразующего субъекта, но и других смыслах [18,19].
На уровне субъектов Российской Федерации можно признать наличие самостоятельного коллективного субъекта, являющегося частью многонационального народа России, который обладает политической правосубъектностью, что обусловлено, прежде всего, федеративным характером российского государства. Таким самостоятельным субъектом является народ, который проживает на территории субъекта РФ или население субъекта РФ. Анализ законодательства субъектов РФ показывает, что субъекты РФ по-разному характеризуют субъектов народовластия на территории субъектов, нет единой терминологии, которая применяется к обозначению территориальных коллективов субъектов РФ [1,9,10]. Большинство субъектов Федерации в качестве участника властеотношений устанавливают население субъекта РФ, в республиках преимущественно это «народ республики», лишь немалое количество субъектов Федерации использует формулировки о принадлежности власти гражданам РФ. Большинство субъектов Федерации в качестве участника властеотношений устанавливают население субъекта РФ, в республиках преимущественно это «народ республики», лишь немалое количество субъектов Федерации использует формулировки о принадлежности власти гражданам РФ. К примеру, согласно ч. 1 ст. 3 носителем суверенитета и единственным источником власти в Республике Татарстан является ее многонациональный народ [4], в Республике Саха (Якутия) - народ, состоящий из граждан всех национальностей [3], в Ленинградской области публичная власть осуществляется ее населением [9], источником власти в городе Москве являются жители города Москвы [6], источни-
Публично-правовые (государственно-правовые) науки
ком государственной власти города Севастополя являются жители города Севастополя [7], источником власти Санкт-Петербурга являются жители Санкт-Петербурга [8].
Следует отметить, что в субъектах РФ нет собственного источника власти, который отличается от государствообразующего субъекта -многонационального народа РФ. А в субъекте РФ власть осуществляется только частью многонационального народа, который проживает на территории определенного субъекта РФ.
Так, положения конституций республик, входящих в состав России, о народе республики как носителе суверенитета и источнике государственной власти в республике признаны не соответствующими Конституции РФ [11]. А правомерность применения регионами таких терминов как население и народ субъекта в конституциях (уставах) субъектов РФ не был предметом рассмотрения в конституционном Суде РФ.
Конституционный Суд РФ указал, что многонациональный народ России представляет собой "совокупность граждан различных национальностей и вероисповеданий, соединенных общей судьбой и сохраняющих исторически сложившееся государственное единство"[12]. Так, народы, проживающие на территории РФ, и образуют многонациональный народ России. Суд также в числе элементов статуса субъекта (территория, система государственных органов, устав, законодательство) называет и население [13]. Суд применяет следующие термины: «население субъекта РФ», «воля населения субъекта», «народ субъекта РФ» [14, 15, 16]. Суд указал на то, что глава исполнительной власти избирается народом, представляется, что под «народом» Суд имеет в виду именно народ субъекта Федерации, что обусловлено, тем, что глава субъекта избирается народом субъекта, а не многонациональным народом России [17]. В особом мнении судья Конституционного Суда РФ Ю.Д. Рудкин выразил позицию, что глава субъекта Федерации избирается «населением» [20]. Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, которые входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие в интересах населения, проживающего на соответствующей территории, а высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации при вступлении в должность приносит присягу на верность народу [2].
Понятия «народы, проживающие на территории субъекта РФ» и «народ субъекта РФ» по своему смысловому содержанию имеют различия. Так, народы, проживающие на территории субъекта РФ - это народности - культурно-этнические общности, являющиеся частью не только многонационального народа РФ, но и частью народа субъекта Федерации. Народы, проживающие в субъектах РФ, реализовали свое право на территориальное самоопределение, объединившись в народ субъекта в рамках Федерации. Соответственно, нельзя не согласиться с мнением В.А. Черепанова о том, что именно народ субъекта РФ путем принятия учредительного документа (конституции, устава) учреждает систему органов государственной власти субъекта РФ, избирает законодательный орган и высшее должностное лицо субъекта РФ [21].
Таким образом, «народы, проживающие на территории субъекта РФ», и «народ субъекта РФ» охватываются понятием «население субъекта РФ». Население - это субъект, который обладает политической правосубъектностью, который проявляет себя на разных уровнях публичной власти. На уровне субъекта Федерации он проявляет себя как народ субъекта или народ, проживающий на территории субъекта РФ, на уровне местного самоуправления - это население муниципального образования (местное сообщество). Органы публичной власти в субъектах РФ и муниципальных образованиях получают право на осуществление власти непосредственно от населения, который обладает политической, что и является основанием того, что за населением необходимо признать право привлекать к ответственности органы публичной власти, как субъектом, который и сформировал эти органы.
Библиогра фия:
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ (ред. от 14.03.2022) "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" // "Российская газета", N 294, 27.12.2021
3. Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия). Принята Верховным Советом Республики Саха (Якутия) 4 апреля 1992 года (ред. от 15 июня 2016) // Сборник законов Республики Саха (Якутия) за 1992 год", ст. 90.
4. Конституция Республики Татарстан от 19 апреля 2002 года N 1380 (с изменениями на 22 июня 2012 года) // Газета "Советская Татария" N246-247, от 12.12.92 г.
5. Закон Ленинградской области «Устав Ленинградской области» от 27.10.1994 N 6-оз (ред. от 15.12.2016) // Вестник Законодательного собрания Ленинградской области", вып. 2, 1995.
6. Устав города Москвы, принят Московской городской Думой 28 июня 1995 года (в ред. от 02.07.2014) // "Ведомости Московской Думы", N 4, 1995.
7. Устав города Севастополя от 14 апреля 2014 года N 1-ЗС (с изменениями на 26 июля 2021 года) // "Севастопольские известия", N 31(1652),
23.04.2014.
8. Устав Санкт-Петербурга (с изменениями на 2 декабря 2021 года) // Вестник Уставного суда Санкт-Петербурга, N 1, 2003 год
9. Закон Ленинградской области «Устав Ленинградской области» от 27.10.1994 N 6-оз (ред. от 15.12.2016) // Вестник Законодательного собрания Ленинградской области", вып. 2, 1995.
10. Устав города Москвы, принят Московской городской Думой 28 июня 1995 года (в ред. от 02.07.2014) // "Ведомости Московской Думы", N 4, 1995.
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. №10-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // Собрание Законодательства РФ. 2000. №25. Ст.2728.
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.12.2004 N 18-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона "О политических партиях" в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации "Православная партия России" и граждан И.В. Артемова и Д.А. Савина"// Собрание Законодательства РФ, 20.12.2004. N 51. Ст. 5260.
13. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. N 12-П "По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области // Собрание Законодательства РФ. 1997. N 29. Ст. 3581.
14. Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2002 г. «По делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросами Верховного Суда РФ и Законодательного Собрания Красноярского края» // Собрание Законодательства РФ. 2002. №16. Ст.1601.; Постановление Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 г. №2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края» // Собрание Законодательства РФ. 1996.№4. Ст.409.; Определение Конституционного Суда РФ от 05.10.2000 N 201-О "По жалобе граждан Добрецовой Т.И. и Проворовой В.И. на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 61 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". Документ опубликован не был. [Электронный ресурс]: Режим доступа: КонсультантПлюс.
15. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.01.1996 N 2-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края" // Собрание Законодательства РФ, 22.01.1996, N 4, Ст. 409.
16. Докторова А.Т. Народ и население как субъекты властеотношений // Конституционное и муниципальное право, 2018, N 4.
17. Докторова А.Т. Население - субъект властеотношений // Вестник СВФУ, 2020, №2(18), стр. 21-26.
18. Особое мнение судьи Конституционного Суда РФ Ю.Д. Рудкина по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (основного закона) Алтайского края // Собрание Законодательства РФ, 22.01.1996, N 4, Ст. 409.
19. Черепанов В.А. Источник государственной власти субъекта РФ: проблема и поиск решения // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. №6. С. 30-44.
References:
1. "Constitution of the Russian Federation" (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020)
2. Federal Law No. 414-FZ of 12/21/2021 (as amended on 03/14/2022) "On the General principles of the Organization of public power in the Subjects of the Russian Federation" // Rossiyskaya Gazeta, No. 294, 12/27/2021
3. Constitution (Basic Law) of the Republic of Sakha (Yakutia). Adopted by the Supreme Council of the Republic of Sakha (Yakutia) on April 4, 1992 (ed. of June 15, 2016) // Collection of Laws of the Republic of Sakha (Yakutia) for 1992", Article 90.
4. Constitution of the Republic of Tatarstan dated April 19, 2002 N 1380 (as amended on June 22, 2012) // Newspaper "Sovetskaya Tataria" N246-247, dated 12.12.92
5. The Law of the Leningrad region "Charter of the Leningrad region" dated 27.10.1994 N 6-oz (ed. dated 15.12.2016) // Bulletin of the Legislative Assembly of the Leningrad Region", issue 2, 1995.
6. The Charter of the City of Moscow, adopted by the Moscow City Duma on June 28, 1995 (as amended. dated 02.07.2014) // "Vedomosti of the Moscow Duma", N 4,
1995.
7. The Charter of the city of Sevastopol dated April 14, 2014 N 1-ZS (as amended on July 26, 2021) // "Sevastopol News", N 31(1652), 04/23/2014.
8. The Charter of St. Petersburg (as amended on December 2, 2021) // Bulletin of the Statutory Court of St. Petersburg, No. 1, 2003
9. The Law of the Leningrad Region "Charter of the Leningrad Region" dated 27.10.1994 No. 6-oz (ed. dated 15.12.2016) // Bulletin of the Legislative Assembly of the Leningrad Region", issue 2, 1995.
10. The Charter of the City of Moscow, adopted by the Moscow City Duma on June 28, 1995 (as amended. dated 02.07.2014) // "Vedomosti of the Moscow Duma", No.
4, 1995.
11. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation No. 10-P dated June 7, 2000 on the case of checking the constitutionality of Certain Provisions of the Constitution of the Altai Republic and the Federal Law "On General Principles of the Organization of Legislative (Representative) and Executive Bodies of State Power of the Subjects of the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2000. No. 25. St.2728.
12. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation dated 15.12.2004 N 18-P "In the case of checking the constitutionality of paragraph 3 of Article 9 of the Federal Law "On Political Parties" in connection with the request of the Koptevsky District Court of Moscow, complaints of the All-Russian public political organization "Orthodox Party of Russia" and citizens I.V. Artemov and D.A. Savin"// Collection of Legislation of the Russian Federation, 20.12.2004. N 51. St. 5260.
13. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of July 14, 1997 N 12-P "In the case of interpretation of the provision contained in Part 4 of Article 66 of the Constitution of the Russian Federation on the entry of the Autonomous Okrug into the territory, region // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1997. N 29. St. 3581.
14. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of April 12, 2002 "In the case of checking the constitutionality of the provisions of Articles 13 and 14 of the Federal Law "On General Principles of Organization of Legislative (Representative) and Executive Bodies of State Power of the Subjects of the Russian Federation" in connection with the complaint of citizen A.P. Bykov, as well as requests of the Supreme Court of the Russian Federation and the Legislative Assembly of the Krasnoyarsk Territory" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2002. No.16. Article 1601.; Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of January 18, 1996. No. 2-P "On the case of checking the constitutionality of a number of provisions of the Charter (Basic Law) of the Altai Territory" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1996.No. 4. St.409.; Definition of the Constitutional Court of the Russian Federation of 05.10.2000 N 201 -O "On the complaint of citizens Dobretsova T.I. and Provorova V.I. on violation of constitutional the provisions of Article 61 of the Federal Law "On Basic guarantees of Electoral Rights and the Right to Participate in a Referendum of Citizens of the Russian Federation". The document was not published. [Electronic resource]: Access mode: ConsultantPlus.
15. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 18.01.1996 N 2-P "On the case of checking the constitutionality of a number of provisions of the Charter (Basic Law) of the Altai Territory" // Collection of Legislation of the Russian Federation, 22.01.1996, N 4, St. 409.
16. Doktorova A.T. People and population as subjects of power relations // Constitutional and municipal law, 2018, N 4.
17. Doktorova A.T. Population - subject of power relations // NEFU Bulletin, 2020, No. 2(18), pp. 21-26.
18. Dissenting opinion of the judge of the Constitutional Court of the Russian Federation Yu.D. Rudkin in the case of checking the constitutionality of a number of provisions of the Charter (Basic Law) of the Altai Territory // Collection of Legislation of the Russian Federation, 22.01.1996, N 4, St. 409.
19. Cherepanov V.A. Source of state power of the subject of the Russian Federation: the problem and the search for a solution // Comparative Constitutional Review. 2015. No. 6. pp. 30-44.