Научная статья на тему 'Наркотизм несовершеннолетних, как угроза национальной безопасности России'

Наркотизм несовершеннолетних, как угроза национальной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
625
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОТИЗМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наркотизм несовершеннолетних, как угроза национальной безопасности России»

11.2. НАРКОТИЗМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Власова А. С., соискатель РАП

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Вступая в третье тысячелетие, человечество оказалось перед лицом многих глобальных угроз. Одной из таких угроз является проблема наркотизма. В современном российском обществе, на одно из первых мест выходит проблема наркомании как глобальной угрозы национальной безопасности. Масштабы распространения наркомании в России таковы, что ставят под вопрос физическое и духовное здоровье молодежи и будущее значительной ее части, а также социальную стабильность российского общества в ближайшей перспективе. Опасность неконтролируемого обращения наркотических средств и психотропных веществ общеизвестна. Постоянно возрастающие объемы их незаконного производства, спроса, проявляющиеся на этом фоне антисоциальные тенденции обусловили необходимость установления на национальном и международном уровне соответствующей системы контроля. Масштабы распространения наркомании, ее современное состояние и облик обусловливают необходимость пересмотра мер организационного, правового, экономического и медицинского характера и внесения существенных изменений в действующее законодательство. Особую важность приобретает проблема, когда речь идет о наркотизме несовершеннолетних. По мнению экспертов общее количество лиц, употребляющих наркотики с различной периодичностью колеблется от 4 до 6 миллионов человек, около 25% из них составляют подростки и молодежь школьного возраста1.

Важным документом, регламентирующим политику Российского государства по защите интересов личности, общества и государства, в том числе и несовершеннолетних, стала Концепция национальной безопасности2.

В этом документе определены национальные интересы России, внутренние и внешние угрозы национальной безопасности, перечислены основные задачи по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. Одной из первых в числе внутренних угроз национальной безопасности Концепция называет рост преступности, в том числе и молодежной. Во многих регионах России органы внутренних дел столкнулись с необычно высоким уровнем наркотизации несовершеннолетних и связанных с этим преступлений. Увеличивающийся рост преступлений, совершаемых несовершеннолетними в состоянии наркотического опьянения, во многом связан с тем, что государственные органы, учреждения, общественные объединения и другие субъекты профилактики преступлений

1 Перекрестова О. М., Педагогические средства профилактики наркомании в общеобразовательных учреждениях, Ростов-на-Дону, 2006, стр. 37.

2 Концепция национальной безопасности, в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24.

оказались не готовыми к действенному предупредительному воздействию на данное негативное явление. Все это позволяет говорить о том, что обращение к вопросам совершенствования мер профилактики наркотизма, в том числе и наркоманийной преступности, далеко не случайно, избранная автором тема представляется актуальной и поэтому имеет большое теоретическое и практическое значение.

Проведенный нами анализ преступности в нашей стране свидетельствует о том, что сложившаяся тревожная ситуация с молодежной преступностью и наркоманией усугубляется тем, что общее число молодого населения в России продолжает уменьшаться. При темпе прироста населения - 0,4%, коэффициенте рождаемости 1,3 и средней продолжительности жизни 66 лет (данные за 2006 г.) за год население России уменьшается в среднем на 1 млн. человек3. Особую тревогу вызывает тот факт, что в этом числе и молодые люди, которые умирают от наркотической передозировки, не дожив и до 30-35 лет.

В Концепции национальной безопасности России декларируются и направления по обеспечению безопасности личности, общества и государства. В частности, для борьбы с распространением наркотиков ставится задача по созданию комплекса контрмер по противодействию незаконному обороту наркотиков. Одним из шагов по реализации этого положения можно рассматривать принятие Правительством Российской Федерации 21 июля 2005 г. Федеральной целевой Программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы». Главная цель Программы - уберечь молодежь России от наркотиков.

Преступность среди несовершеннолетних всегда вызывает повышенное внимание со стороны государства и общества. Это вполне обоснованно, поскольку молодое поколение является естественным резервом социального развития, а нарушения уголовного закона лицами юного возраста свидетельствуют о существующих недостатках воспитания, условий для включения молодежи в жизнедеятельность общества. Распространенность преступлений среди лиц молодежной возрастной группы, их качественные характеристики не без оснований могут расцениваться как прогностические для всей преступности. Для того чтобы понять и объяснить истоки и закономерности преступности несовершеннолетних в регионе, необходимо рассмотреть ее количественные и качественные характеристики, которые, в конечном счете, характеризуют ее состояние.

Анализ статистических данных в Ростовской области свидетельствует о примерно равной доле преступности несовершеннолетних в общей структуре при неравномерной ее динамике. Так, ее удельный вес по Российской Федерации составляет в среднем около 11%, тогда как в Ростовской области он немного ниже и находится в пределах 5-6%. Обращает на себя внимание и тот факт, что абсолютные показатели преступности несовершеннолетних в России имеют тенденцию к росту, хотя ее удельный вес снижается4.

Кроме того, в Ростовской области на протяжении исследуемого периода наблюдается тенденция снижения изучаемого вида преступности (темп прироста в 2006 г.

3 Данные Госкомстата РФ за 2006 год.

4 Данные ГИЦ МВД РФ за 2006 год.

Власова А. С.

НАРКОТИЗМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

по сравнению с1997 г. составил 18,4%)5. Однако, по мнению ряда криминологов, статистические данные не отражают объективной реальности, так как латентность данного вида преступности чрезвычайно велика6.

Анализ криминогенной ситуации в России, результаты социологических и криминологических исследований, проведенных нами в 2006 году в ЮФО, свидетельствуют о нарастании и углублении негативных тенденций, связанных с распространением наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблением ими. По данным ВНИИ МВД РФ в ближайшие годы прогнозируется увеличение роста незаконного оборота наркотиков и значительное расширение масштабов распространения наркомании и употребления наркотиков в немедицинских целях.

Таблица № 1

Динамика и прогноз преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, сильнодействующих веществ в ЮФО до 2008 г.7

Год (январь- декабрь) 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 про- гноз 2008 про- гноз

Всего зареги- стриро- вано престу- плений 39687 § 2 3 27784 22151 27218 3 8 о 31 Н 37996 Б 37676 О 37612 Н 45975 Б 44458 О 44269

Темпы прироста (снижения) -10,0 -18,1 % -14,5 % -20,3 % 22,9 % 17,5 % % ,8 7, 17% Б ,6 К % 1 ,8 О 8, X Н 21,0 % Б 18,0 % О 17,7 %

’ Данные ИЦ ГУВД РО за 2006 год.

Кобзарь И. А. Организационные и правовые основы противодействия преступности несовершеннолетних в переходный период. Автореф. дис. ... д.ю.н. М., 2002. С 21.

7 Вьюнов Ю. И., Коваленко В. И., Перекрестов В. Н. Прогноз криминальной ситуации на территории Южного федерального округа на 2007-2008 гг. Научно-практическое пособие. Ростов-на-Дону, С. 46-48.

тропных веществ и их аналогов, сильнодействующих веществ, составит 37996 преступлений в 2007 г. и 45975 преступлений в 2008 г. При благоприятном развитии ситуации темпы прироста преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в 2007-2008 гг. составят 17,8% -18,0%. А общее количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, составят в 2007г. 37676, а в 2008 г. - 44458 преступлений. При оптимистическом варианте прогноза темпы прироста рассматриваемых видов преступлений в 2007-2008 гг. составят 17,6-17,7%, а в абсолютных числах суммарное количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, составит от 37612 преступлений в 2007 г. до 44269 преступлений - в 2008 году. В абсолютных показателях наибольшее количество зарегистрированных наркопреступлений традиционно можно ожидать в Краснодарском и Ставропольском краях, Волгоградской и Ростовской областях, в Республике Дагестан и Республике Северная Осетия.

Примечание: Н - неблагоприятный; Б - благоприятный (усредненный); О - оптимистический.

Проведенный нами в 2007 году анализ деятельности преступных групп, занимающихся наркобизнесом на территории ЮФО, показывает, что наблюдается рост профессионализма и организованности преступников, происходят процессы монополизации организованными преступными группами источников производства и каналов транспортировки наркотиков, рынков сбыта. Особую сложность в работу правоохранительных органов вносит то обстоятельство, что многие группы формируются по определенным признакам (например, национальному, территориальному, или, например - глухонемые). Так, темпы прироста преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, сильнодействующих веществ, в 2007 г. при неблагоприятном варианте прогноза составят 18,8%, в 2008 г. - 21,0%. В суммарном выражении общее количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психо-

Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов

-благоприятный

(усредненный)

-неблагоприятный

-оптимистический

Рис. 1. Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов

Менее высокие темпы наркопреступности можно прогнозировать в Волгоградской и Ростовской областях, Республике Адыгея, Республике Дагестан, вместе с тем темпы роста наркопреступности вышеперечисленных субъектов опережают аналогичные показатели не только по округу, но и по России.

В Российской Федерации действует достаточно скоординированный круг нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы противодействия незаконному обороту наркотиков. В настоящее время из основных нормативных правовых актов в рассматриваемой области можно выделить порядка 20 законодательных и 30 подзаконных актов.

Однако, несмотря на постоянное совершенствование законодательства, на сегодняшний момент оно требует той или иной корректировки, многие вопросы по-прежнему нуждаются в нормативно-правовом урегулировании, адекватном реалиям сегодняшнего дня.

Сознавая опасность обострения ситуации, и понимая, что темпы незаконного распространения наркоти-

ков представляют угрозу национальной безопасности практически для всех суверенных государств, в 1961 г. мировое сообщество приняло Единую конвенцию о наркотических средствах8, а в 1971 г. - Конвенцию о психотропных веществах9.

По мере накопления, анализа и осознания возможных путей формирования механизма противодействию наркоугрозе была разработана и в 1988 г. принята Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ10.

С принятием Конвенции 1988 г. контроль за оборотом химических веществ, и в первую очередь за использованием их в законных целях, выделился в один

из важнейших компонентов системы мер противодействия незаконному распространению наркотиков. Ратифицировав указанные антинаркотические конвенции, Российская Федерация возложила на себя предусмотренные этими международными актами обязательства. В этой связи должны быть предприняты неотложные практические шаги, способные продемонстрировать мировому сообществу наше стремление к установлению системы эффективного государственного контроля за оборотом наркотиков.

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

8 Единая Конвенция о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30 марта 1961 г.) // Бюллетень международных договоров. 2000. № 8.

9 Конвенция о психотропных веществах (Вена, 21 февраля 1971 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXV. М., 1981.

10 Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.) // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. ХШ!. М., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.