Научная статья на тему 'Наркомания подростков как педагогическая проблема'

Наркомания подростков как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1216
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОМАНИЯ / ПОДРОСТОК / ЗАВИСИМОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА / A NARCOTISM / THE TEENAGER / DEPENDENCE / PREVENTIVE MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Булычева Е. С.

Аннотация В статье исследуется теоретические аспекты наркомании как педагогической проблемы, ее особенности и стадии развития в подростковом возрасте, делается вывод о приоритете педагогических мер в профилактике наркомании подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наркомания подростков как педагогическая проблема»

Булычева Е.С.

Ассистент, кафедра правовых дисциплин, Шадринский государственный педагогический

институт

НАРКОМАНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация

В статье исследуется теоретические аспекты наркомании как педагогической проблемы, ее особенности и стадии развития в подростковом возрасте, делается вывод о приоритете педагогических мер в профилактике наркомании подростков.

Ключевые слова: наркомания, подросток, зависимость, профилактика Keywords: a narcotism, the teenager, dependence, preventive maintenance

Во второй половине 90-х гг. в список «вредных привычек», профилактикой которых традиционно занималась школа, была добавлена еще одна «новая» - наркомания. Нельзя сказать, что наркомания, в том числе подростковая, отсутствовала раньше. Однако таких масштабов вовлеченности в наркоманию широких слоев населения до этого времени не наблюдалось. Резкий скачок числа пристрастившихся к наркотикам подростков обнаружил слабость в деятельности ряда государственных и общественных институтов.

Отсутствие стратегических и тактических представлений о целях и методах профилактики наркомании в школе, ограниченность внутренних ресурсов школы, на которые она преимущественно опиралась, обострение противоречий между новейшими ценностными трансформациями и консервативными педагогическими практиками проблематизировали само понимание подростковой наркомании.

И хотя в настоящее время ситуацию удалось стабилизировать, уровень наркотизации российского общества не может не беспокоить. Употребление наркотиков негативным образом отражается на репродуктивном здоровье подрастающего поколения, что на фоне глубокого демографического кризиса представляет угрозу национальной безопасности страны.

По данным международной статистики, весь круг заболеваний, связанных с наркоманией, является причиной около 10 % всех смертей и 20 % всех госпитализаций. Причем в настоящее время около 40 % госпитализированных в психиатрические клиники составляют подростки с делинквентными формами поведения в сочетании с наркоманией и токсикоманией. Таким образом, с учетом возраста большинства наркозависимых - от 13 до 24 лет - под угрозой фактически оказалось будущее страны [24].

Наркоманию можно рассматривать как "заразное" заболевание, распространение которого происходит внутри групп. Поэтому невозможно "изолированное" существование наркомана в школьной среде: рано или поздно вокруг него формируется группа, вовлекаемая в сферу потребления наркотиков [19,3].

Сегодня проблема наркомании подростков и молодежи волнует все мировое сообщество. По данным отчета Проекта по исследованию распространенности алкоголя и наркотических средств в школах Европы (ESPAD), в Российской Федерации [1]:

40 % школьников выкурили за свою жизнь более 40 сигарет.

16 % школьников более трех раз за месяц употребляли крепкие спиртные напитки.

15 % школьников отметили, что испытывали состояние алкогольного опьянения более 20 раз в жизни.

22 % школьников отметили, что пробовали хотя бы раз в жизни коноплю.

1 % школьников отметили, что пробовали хотя бы раз в жизни амфетамины.

1 % школьников отметили, что пробовали хотя бы раз в жизни ЛСД.

3 % школьников отметили, что пробовали хотя бы раз в жизни Экстази.

3 % школьников отметили, что пробовали хотя бы раз в жизни транквилизаторы или седативные средства.

7 % школьников отметили, что пробовали хотя бы раз в жизни ингалянты.

Таким образом, актуальность данной темы не вызывает сомнений, в связи с этим целью нашего исследования является изучение проблемы наркомании подростков именно с педагогической точки зрения. Наркомания подростков как педагогическая проблема выступает объектом изучения, поскольку до сих пор ощущается острый дефицит теоретических и практических исследований педагогического аспекта данной проблемы.

Приступая к исследованию, рассмотрим особенности подросткового возраста, учитывая, что для каждого возрастного этапа характерны свои физиологические, поведенческие особенности развития.

Подростковому возрасту присущ так называемый этап аутодеструктивного (саморазрушающего) поведения, когда все то, что связано с риском, кажется особенно привлекательным. Такое стремление к риску может провоцировать отклоняющееся поведение, в том числе и приобщение к одурманивающим веществам [17].

Провоцировать наркогенное заражение способна и подростковая поведенческая реакция эмансипации [4], которая проявляется в стремлении высвободиться из-под контроля родителей, учителей, отстоять свое право на самостоятельность и независимость, создать свой собственный мир, не похожий на мир взрослых. И этот период для многих подростков одним из способов демонстрации своей «взрослости», независимости становится использование наркотиков.

Мысль о том, что употребление алкоголя является приемлемым, становится аксиомой. Поэтому учащимся нужны знания, чтобы начать осознавать опасность, которую представляет наркомания и противопоставить ее тем положительным упоминаниям о наркотиках, которые они постоянно слышат.

Рассматривая термин «наркомания», следует отметить, что терминологическая неточность и неустойчивость существует во всех языках. Так, в английском понятие «наркотик» предпочтительнее используется в юридических пособиях, фармакологических, патогенетических работах. В клинической, общемедицинской, социологической, популярной литературе употребляется термин «drug» (лекарство, средство), охватывающий и собственно наркотические вещества. Во всех областях знаний равно часто применяются для всех случаев термины «addiction» — пристрастие и «addict» — «наркоман», «токсикоман», «алкоголик» без разграничения. В немецком языке используются производные от «zucht» (влечение, страсть), смысловая тяжесть при этом переносится на состояние заболевшего, а не на категорию вещества, которым он злоупотребляет (misbrauchtsucht). Во французском языке терминология для обозначения болезни приближена к русской — «narcomanie», «toxicomanie».

Проблема наркомании сегодня рассматривается разных точек зрения. Как предмет психологического исследования наркомания изучалась У.А. Абшаиховой, С.В. Березиным, М.Х. Гонопольским., М.И. Кон, Н.С. Курек, К.С. Лисецким, А.Е. Личко, И.А. Мотынга, Е.А. Назаровым, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонским и др.

С медицинской точки зрения проблему наркомании рассматривали А. Берестов, В.С. Битенский, ДП. Билибин, В.А. Глушков, В.Е. Дворников, С.В. Дворяк, В.В. Дунаевский, Ю.И. Пиголкин, И.Н. Пятницкая, П.И. Сидоров, В.Д. Стяжкин, Б.Г. Херсонский, Ю.Ф. Чуев и др.

Так, И.Н. Пятницкая, исследующая медицинский термин «наркомания», под таковым подразумевает состояние, определяемое синдромом измененной реактивности

организма к действию данного наркотика; синдромом психической зависимости; синдромом физической зависимости.

Развернутое определение наркомании дает комиссия экспертов Всемирной организации здравоохранения. Согласно этому определению, наркомания - это «психическое, а иногда также физическое состояние, возникающее в результате взаимодействия между живым организмом и наркотическим средством, характеризующееся особенностями поведения и другими реакциями, которые всегда включают потребность в постоянном или периодически возобновляемом приеме этого наркотического средства с целью испытать его психическое воздействие или избежать дискомфорта, связанного с его отсутствием».

С точки зрения социологии и философии предметом рассмотрения является не наркомания как болезнь, а наркотизм как негативное социальное явление - потребление некоторой частью населения наркотических или токсических веществ [2,199-204; 7; 8; 9; 11; 20; 21; 25,57; 27]. Социальные аспекты наркомании исследованы А.Д. Бороховой, А.А. Габиани, Я.И. Гилинским, Г.Г. Силласте и др. Юридическая оценка наркомании и борьбы с ней дана Л.Н. Анисимовой, Э.А. Бабаян, Т.А. Боголюбовой, Э.Г. Гасановым, Т.Н. Клименко и др.

Т.Н. Клименко определяет наркоманию как негативное социальное явление, включающее совокупность запрещенных нормами международного права и Российской Федерации деяний, предметом которых являются наркотики, совершенных без цели их сбыта лицами, их потребляющими в немедицинских целях [12].

И, наконец, наркомания как проблема, в первую очередь требующая педагогической профилактики, изучалась Е.В. Авериной, В.В. Смирновым, З.В. Коробкиной, Е.Н. Сорочинской и др.

С каких бы позиций авторы не подходили к проблеме наркомании, все сходятся в одном: наркомания - заболевание, выражающееся в физической или психической зависимости от наркотиков, в непреодолимом влечении к ним, постепенно приводящее к глубокому истощению физических и психических функций организма.

По мнению Д. Корнье, зависимость может быть пагубной при следующих обстоятельствах:

- она ограничивает возможности личности в самореализации;

- влияет губительным образом на отношения между людьми;

- разрушает личный и семейный бюджет;

- ставит личность в конфликтные отношения с обществом [26].

Состояние наркотической зависимости соответствует данным обстоятельствам. Наркотическая зависимость - это состояние периодической или хронической интоксикации, вызываемое употреблением естественного или синтетического вещества [22], характеризующееся следующими признаками:

- овладевающее желание (обсессия) или неодолимое влечение (компульсия) продолжать употребление данного вещества, добывая его любыми путями;

- тенденция увеличивать дозу (рост толерантности);

- возникновение личных или социальных проблем, обусловленных приемом наркотиков;

- психическая (психологическая или эмоциональная) зависимость от эффекта наркотиков [3; 5; 6; 13; 14].

Механизм возникновения наркотической зависимости подростков соответствует универсальному механизму формирования любой зависимости и представляет собой цепочку поступков, ведущих к зависимому поведению:

Контакт с наркотиком ^ первое употребление ^ периодическое (нерегулярное употребление) ^ систематическое (регулярное употребление) ^ злоупотребление

наркотиками ^ наркотическая зависимость.

Диагноз «наркомания» устанавливается только при развитии специфического комплекса клинических признаков заболевания, которые отражают динамику развития наркотической зависимости подростка.

В развитии наркомании выделяют три стадии [15,62-63; 18; 23]. Повторный, а иногда и однократный прием наркотика в некоторых случаях формирует признаки первой стадии наркомании - индивидуальную психическую зависимость, то есть болезненное стремление принимать препарат, с тем, чтобы испытать определенные ощущения или снять явления психического дискомфорта.

Физическая зависимость от наркотиков проявляется уже на второй стадии и характеризуется непреодолимым (компульсивным) влечением к наркотику, потерей контроля за принимаемой дозой, физическим комфортом в состоянии интоксикации и проявлением синдрома лишения, т.е. абстинентного синдрома, в случае прекращения приема наркотического средства.

Третьей стадией развития наркомании является синдром измененной реактивности, который отражает наиболее глубокую перестройку организма при хронической интоксикации, максимально возросшую толерантность, многократно превышающую физиологические возможно и обычно человека, снижение защитных реакций, изменение формы потребления наркотика и формы опьянения. Характерной особенностью подросткового возраста является то, что в этом возрасте развитие наркомании обычно не успевает достичь третьей стадии. То есть жизнь подростка, злоупотребляющего наркотиками намного короче даже жизни взрослого наркомана.

Особенностью наркомании подростков в России (по сравнению, например, со странами Запада или США) является то, что российские дети гораздо быстрее, чем в других странах, совершают переход от употребления «легких» наркотиков к «тяжелым», таким как героин, дезоморфин и др. И еще одно существенное отличие: если в странах Запада и Востока имеется многолетний опыт профилактики наркомании, то в нашей стране он находится в зачаточном состоянии.

Между тем, неопровержимым фактом является то, что предупреждение любых недугов, в том числе и социальных, гораздо эффективнее, нежели лечение запущенной болезни. Приоритет в деле борьбы с наркоманией должен отдаваться профилактическим мерам, и здесь педагогике принадлежит архиважная роль. Если медикам и юристам приходится бороться уже с последствиями приема наркотиков, то задача педагогов -предупредить их употребление, оградить детей от наркотической угрозы. И хотя сегодня возможности педагогической профилактики оцениваются весьма скромно, она рассматривается лишь как вспомогательное звено антинаркотической политики в целом, именно педагогическая профилактика способна стать той самой «прививкой», которая защитит ребенка от наркогенного заражения.

Кроме того, как считают многие наркологи, наркомания практически не поддается лечению. По данным ученых Ф.Э.Шергера, А.Л.Арефьева, Н.В.Вострокнутова, С.Б.Зайцева, Б.А.Никифорова, доля лечившихся от наркозависимости очень велика в возрастной группе от 18 до 22 лет, до 18 лет - минимальна. В возрастной группе от 18 до 22 лет вылечился один из четырех лечившихся, в возрастной группе от 13 до 17 лет из каждых двух - один. Из тех, кто самостоятельно принял решение о лечении, вылечивается одна третья часть, по уговору родителей - каждый десятый, по уговору друзей - каждый шестой, по принуждению органов власти - каждый четвертый [24]. Эти данные еще раз подтверждают тезис о приоритетности профилактико-педагогических мер в борьбе с наркоманий подростков перед мерами медицинскими, карательными и т.п.

Сферами для профилактического вмешательства, исходя из основных групп факторов, повышающих риск употребления наркотиков подростками, должны стать:

- отношения в семье;

- отношения со сверстниками;

- микроклимат в школе;

- общественная среда.

Каждая из этих сфер может стать не только фактором риска, но и фактором защиты ребенка от первой пробы наркотика [10].

Любое образовательное учреждение обладает всеми возможностями для организации профилактической работы с учащимися подростками.

Литература

1. ESPAD REPORTS, RUSSIAN FEDERATION 2003. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.espad.org/

2. Бахтияров В.А. К вопросу о наркомании / В.А. Бахтияров // Сб. тр. НИИ облздравотдела. - Свердловск, 1936.

3. Белогуров С.Б. Наркотики и наркомания / С.Б. Белогуров. - СПб: Университетская книга, 1997. - 170 с.

4. Бенюмов В.М. Вред алкоголя, никотина, наркотиков / В.М. Бенюмов, О.Р. Костенко, К.М. Флоренсова. - М.: Просвещение, 2003. - 123 с.

5. Беркалиев Т.Н. Наркотики - болезнь, зависимость / Т.Н. Беркалиев, В.Л. Спирина. -СПб., 2000. - 16 с.

6. Битенский В.С. Наркомания у подростков / В.С. Битенский. - Киев: Здоровье, 1989. -120 с.

7. Габиани А.А. Наркотизм: Вчера и сегодня / А.А. Габиани / РЦИОМ. - Тбилиси, 1988. -256 с.

8. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного поведения / Я. Гилинский, В. Афанасьев / ИСИ РАН.- СПб., 1993. - 167 с.

9. Довлетов Б. Социально-экономические и организационно-правовые аспекты профилактики наркомании / Б. Довлетов / НИИ Госплана. - Ашхабад, 1993. - 47 с.

10. Дышечев Р.Д.. Педагогические условия профилактики употребления психоактивных веществ младшими школьниками : Дис. ... канд. пед. наук : Спец. 13.00.01 / Р.Д. Дышечев; Адыгейский государственный университет. - Майкоп, 2004. - 201 с.

11. Кирсанов А.И. Противодействие наркобизнесу и наркомании в системе национальной безопасности России: политологический анализ: Автореф. дис. ... д-ра полит. наук: Спец.23.00.02 / А.И. Кирсанов; Московский государственный областной университет. -М., 2010. - 57 с.

12. Клименко Т. М. Наркомания и наркотизм (уголовно-правовой и криминалистический аспекты): монография / Т. М. Клименко, Г. В. Вершицкая. - Саратов: Научная книга, 2007.

13. Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание / Д.В. Колесов. - Воронеж: МОДЭК, 2001. - 192 с.

14. Колесова Л.С. Подростки как группа, уязвимая для наркомании и ВИЧ-инфекции / Л.С. Колесова // Педагогика. - 2002. - № 1.

15. Коробкина З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / З.В. Коробкина, В.А. Попов. - 3-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 192 с.

16. Левицкий К.Е. Организация поэтапной профилактики химических зависимостей в образовательных учреждениях / К.Е. Левицкий. - Самара, 2000. - 150 с.

17. Личко А.Е. Подростковая наркология / А.Е. Личко, В.С. Битенский. - Л.: Медицина. 2004. - 415 с.

18. Минко А.И., Линский И.В. - Наркология в вопросах и ответах / А.И. Минко, И.В. Линский. - Ростов-на-Дону. 2003.

19. Организация работы по профилактике наркомании и токсикомании среди подростков ульяновской области: Методические рекомендации в помощь педагогическим работникам / Под общ. ред. М.М.Балашова. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. - 80 с.

20. Позднякова М.Е. Наркомания: ситуация, тенденции и проблемы / М.Е. Позднякова / ИСИ РАН. - М., 1999. - 88 с.

21. Попов В.А. Наркотизация в России - шаг до национальной катастрофы. / В.А. Попов, О.Ю. Кондратьева // Социологические исследования. - 1998. - № 8.

22. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами / Сост. Г.Н. Тростанецкая, А.А. Гериш. - М., 2002. - 270 с.

23. Пятницкая И. Н. Общая и частная наркология: Руководство для врачей / И.Н. Пятницкая. - М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2008.

24. Рожков М. Профилактика наркомании у подростков: Учеб.-метод. пособие / М. Рожков, М. Ковальчук. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 144 с.

25. Силласте Г.Г. Новая наркоситуация в России / Г.Г. Силласте // Социологические исследования. - 1994. - № .6.

26. Смотри по жизни вперед / Г.В. Латышев, М.В. Орлова, С.М. Яцишин и др. - СПб., 2001. - 112с.

27. Тимофеев Л. Наркобизнес. Начальная теория экономической отрасли / Л. Тимофеев. -СПб., Изд-во «Медицинская пресса», 2001.

28. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей / Под ред. Л.М. Шипициной, Е.И. Казаковой. - СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2001. - 265 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.