УДК 616-053.5:371.7
НАПРЯЖЕННОСТЬ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННЫХ
КЛАССОВ И ИХ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ
Ермашева М.А., Луньков В.С., Кузьменков И.Г.
Научный руководитель — д.м.н., профессор Шестакова В.Н.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.
miss. [email protected] - Ермашева Марина Александровна
Резюме. В результате исследования были выявлены факторы, характеризующие напряженность труда, а именно интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, монотонность нагрузок и режим работы. Результаты показали, что напряженность учебного труда детей коррекционных классов (основной группы) относился к классу 2.0., а детей без ограничений в состоянии здоровья (группы сравнения) - к классу 3.1. Высокий класс напряженности у детей основной группы наблюдения связан с эмоциональными нагрузками, у детей группы сравнения - с плотностью школьных, внешкольных занятий, высокими эмоциональными и интеллектуальными нагрузками. В течение недели максимальные нагрузки для коррекционных классов - среда и четверг, преимущественно за счет эмоционального напряжения, для некоррекционных классов - среда-пятница, в основном за счет сложности заданий. Основными направлениями работы в образовательной организации должны быть: создание оптимальных условий пребывания детей в школе, включая санитарно-эпидемиологическое благополучие, организацию рациональной двигательной активности и питания учащихся; формирование у детей, педагогов, родителей устойчивой мотивации вести здоровый образ жизни и обучение соответствующим навыкам и умениям.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, школьники, интенсивность учебной нагрузки, факторы риска.
THE INTENSITY OF THE ACADEMIC LOAD OF THE STUDENTS OF THE REMEDIAL
CLASSES AND THEIR STATE OF HEALTH
Ermasheva M.A., Lunkov V., Kuzmenkov I.G.
Scientific advisor —Professor Shestakova V.N., Doctor of Medicine
Smolensk State Medical University, 28, Krupskoy St., Smolensk, 214019, Russia Abstract. As a result of the investigation, the factors that characterize the intensity of work, namely the intellectual loads, the emotional loads, the monotony of the loads and the mode of operation were identified. The results showed that the intensity of the educational work of children in the main group was within at the 2.0. level, while the intensity of children from the comparison group was at the level 3.1.The high grade of the intensity of children in the main group of observations is associated with high emotional loads, and the intensity of children in the comparison group is associated with the intensity of school, extracurricular activities, and high emotional and intellectual loads. During the week, the maximum loads for the remedial classes are on Wednesday and on Thursday, mainly due to the emotional loads, and for general classes they are on Wednesday and Friday, mainly due to the complexity of the tasks. The main orientations of the work of the educational organizations should be the creation of optimal conditions of the children's stay in school, including sanitary-epidemiological prosperity, the organization of the rational physical activity and nutrition of their students. The formation of a stable motivation to live a healthy lifestyle and to learn the relevant skills is essential for children, teachers and parents. Key words: children with the disabilities, students, the intensity of the academic load, risk factors.
Введение. Во всем мире на экспертов ВОЗ, количество детей в
протяжении длительного периода времени возрасте до 16 лет с ограничением
регистрируется негативная динамика жизненных и социальных функций
нарушений здоровья [3]. По данным составляет около 10% населения земного
шара, т.е. более 120 млн. В РФ дети-инвалиды составляют, по разным оценкам, от 1,5-2,5 до 4,5% детского населения [4]. Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70-75% являются инвалидами детства. Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие недостатки в физическом, соматическом и психическом развитии, но не все эти дети имеют статус «инвалида». В последние годы наблюдается рост числа детей с ОВЗ, требующие индивидуального подхода по оказанию медицинской, педагогической, психологической и социальной помощи. Главная проблема ребенка с ОВЗ заключается в нарушении его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования [1]. Поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество - это задача всех и каждого. Известно, что образовательные программы несут интенсивную учебную нагрузку, которая не всегда посильна такому ребенку.
Цель работы: изучить
напряженность учебного труда
обучающихся коррекционных классов в общеобразовательной организации,
учитывая их состояние здоровья, для решения вопроса о дальнейшей тактике наблюдения.
Методика. Сбор материала проводился путём выкопировки первичной информации из истории развития ребенка (ф. 112/у), результатов анкетирования родителей и педагогов, отражающие напряженность труда обучающегося, с последующим клиническим осмотром и комплексной оценкой состояния здоровья. Клиническая оценка состояния здоровья осуществлялась в соответствии с методическими рекомендациями,
разработанными в НИИ гигиены детей и подростков [1, 2]. Комплексная оценка
состояния здоровья проводилась с выделением пяти групп здоровья. Распределение детей по группам здоровья осуществлялось согласно приказам МЗ РФ № 621 от 30.12.2003 г. и № 1346н от 21.12.2012 г. Наблюдения фиксировались исследователем в ходе учебных занятий. Учитывались все виды учебной деятельности, в том числе выполнение домашних заданий и работа в кружках и секциях дополнительного образования.
Под наблюдением находились 150 детей, 75 из которых обучались в классах коррекции. Они и составили основную группу наблюдения. Дети, которые не имели ограничений в состоянии здоровья, вошли в группу сравнения (п=75). Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью стандартного пакета программ с использованием параметрических и непараметрических критериев. При определении значимых и достоверных факторов для каждого кластера вычислялись прогностические
коэффициенты признаков, и определялась информативность факторов (I), при значениях р<0,05.
Результаты исследования и их обсуждение. Установлено, что 73,3% детей основной группы имели сочетанные поражения, 26,7% - хронические заболевания, что достоверно чаще, чем в группе сравнения (р<0,05). В группе сравнения 26,7% детей не имели соматической патологии, чего не встречалось в основной группе наблюдения (р<0,05). Только 6,7% состояли на диспансерном учете по поводу сочетанных заболеваний, что достоверно меньше, чем в основной группе наблюдения (р<0,05). Более половины школьников (53,3%) группы сравнения имели функциональные нарушения, реже хронические заболевания (13,3%, р<0,05), что отражало положительную динамику в состоянии здоровья данного контингента детей. В основной группе наблюдения в структуре соматической патологии первое место занимали болезни костно-мышечной системы (73,3%). Болезни сердечнососудистой системы (34,7%), ЛОР органов
(32,0%) и органов пищеварения (30,7%) располагались на второй, третьей и четвертой позициях. На шестом, седьмом и восьмом месте находились заболевания органа зрения (29,3%), мочевыделительной (26,7%) и эндокринной (14,7%) систем. В группе сравнения структура соматической патологии была однотипной основной группе. Не менялась и последовательность ранговых мест. На первых лидирующих местах располагались заболевания костно-мышечной (33,3%), сердечно-сосудистой (26,7%) систем, органов пищеварения (24,0%). Четвертую, пятую и шестую позицию занимали болезни ЛОР органов (16,0%), органа зрения (14,7%), мочевыделительной системы (6,7%), но частота встречаемости их оказалась достоверно ниже, чем в основной группе наблюдения (р<0,05). Обращало на себя внимание, что дети основной группы чаще имели высокий (46,7%) или очень высокий (26,7%) уровень тревожности, чем дети группы сравнения (13,3% и 6,7%, р<0,05), что негативно сказывалось на успешности обучения и здоровье ребенка. Дети основной группы хуже справлялись с учебным процессом, несмотря на индивидуально подобранные программы, 26,7% из них имели неудовлетворительные оценки. В группе сравнения большинство детей справлялось с учебной программой (97,3%, р<0,05). На «хорошо» учились 9,7% детей, на «отлично» - 13,3% и только 2,7% испытывали затруднения при обучении.
Доказано, что факторами, характеризующими напряженность труда, являются интеллектуальные и
эмоциональные нагрузки, монотонность занятий и режим работы. Напряженность труда обучающегося характеризует учебный процесс, отражает нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств и эмоциональную сферу ребенка. Результаты показали, что напряженность учебного труда детей основной группы относился к классу 2.0., а детей из группы сравнения - к классу 3.1. Высокий класс напряженности у детей основной группы наблюдения связан с высокими
эмоциональными нагрузками, у детей группы сравнения - с плотностью школьных, внешкольных занятий, высокими эмоциональными и
интеллектуальными нагрузками, составляя 3.2. В течение недели максимальные нагрузки для коррекционных классов характерны - среда и четверг, преимущественно за счет эмоционального напряжения, для некоррекционных классов - среда-пятница, в основном за счет сложности заданий.
Изучая факторы риска, которые негативно сказывались на здоровье детей с ограниченными возможностями здоровья, установлены ведущие причины, характеризующие условия жизни ребенка в семье: состав семьи (1=4,6), неблагоприятная семейная обстановка (1=4,0), длительность прогулок в воскресные дни (1=3,5), длительное время просмотра телевизора (1=3,0), место и время выполнения домашнего задания (1=2,8), частота приема пищи дома в воскресные дни (1=2,5). Повышенный риск прогрессирования болезней нервной системы обусловливается воздействием неблагоприятных факторов среды воспитания и обучения, включающих: нарушение светового режима (1=5,5), нарушение воздушного режима (1=5,0), наполняемость коррекционных классов не более 15 человек (1=4,8), несоответствие мебели ростовым показателям детей (1=4,2). Повышенный риск
прогрессирования болезней органов дыхания, нарушений осанки и зрения обусловливается комплексным
воздействием: несоблюдение требований санитарно-противоэпидемического режима (1=4,0), нерациональное питание (1=3,4), чрезмерные учебные нагрузки (1=3,0), несовершенство условий и организации физического воспитания (1=2,5). Следовательно, основными направлениями работы в образовательной организации должны быть: создание оптимальных условий пребывания детей в школе, включая санитарно-
эпидемиологическое благополучие,
организацию рациональной двигательной активности и питания учащихся;
психологического
предполагает
медицинских
педагогическим
психологами
дети, обучающиеся в
общеобразовательных классах. 2. В структуре у детей с ограниченными возможностями здоровья в 2 раза чаще преобладают болезни ЦНС, костно-мышечной и сердечно-сосудистой систем, ЛОР-органов и пищеварения, чем у школьников некоррекционных классов, своевременной коррекции и неврологов, ортопедов, отоларингологов и контролем
что требует привлечения кардиологов,
формирование у детей, педагогов, родителей устойчивой мотивации вести здоровый образ жизни и обучение соответствующим навыкам и умениям. Обеспечение благоприятного социально-
климата в школе взаимодействие работников с
коллективом и
школы. Создание
оптимальных условий пребывания детей в образовательных организациях должно сопровождаться контролем условий обучения, воспитания, питания, трудового обучения, физкультурно-оздоровительной работы. Контроль должен охватывать не только период урочной деятельности, но и каникулярный. Выводы
1. Дети, обучающиеся в классах коррекции, имеют в 2,8 раза чаще хронические сочетанные заболевания, чем Литература
1. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Поведение детей опасное для здоровья: современные тренды и формирование здорового образа жизни. - М.: ЭФГБНУ-НЦЗД, 2014. - 160 с.
2. Кучма В.Р., Степанова М.И., Уланова М.А., Поленова М.А. Сохранение здоровья школьников путем оптимизации их обучения // Российский педиатрический журнал. - 2011. - № 4. - С. 42-45.
3. Рапопорт И.К. Оценка динамики заболеваемости школьников по результатам профилактических медицинских осмотров // Гигиена и санитария. - 2005. - № 6. - С. 48-50.
4. Чижова Ж.Г., Лукина Г.П., Шестакова В.Н., Молотков О.В. Морфофункциональные особенности детей младшего школьного возраста, пути сохранения и укрепления их здоровья. Книга II. - Смоленск: Универсум, 2011. - 284 с.
гастроэнтерологов под педиатрической службы. 3. Несмотря на индивидуально подобранные программы, дети, обучающиеся в классах коррекции, в 10 раз чаще имеют худшие показатели в обучении, что негативно отражается на их психоэмоциональном статусе. Наибольшее влияние оказывает напряженность учебного труда.