Научная статья на тему 'НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОЛОНН С ЛОКАЛЬНЫМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ НАПРЯЖЕНИЕМ НА СТАДИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ'

НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОЛОНН С ЛОКАЛЬНЫМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ НАПРЯЖЕНИЕМ НА СТАДИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
58
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗОБЕТОН / КОЛОННЫ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ / АРМАТУРА / СТАДИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕЩИНЫ / ВЫГИБ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Липович А.А., Чепурненко А.С.

В статье рассматривается новый тип железобетонных колонн с локальным предварительным напряжением арматуры. Такие элементы могут быть использованы при больших гибкостях и эксцентриситетах продольной силы, например, в конструкциях промышленных зданий. Представлен вывод разрешающих уравнений для определения напряженно-деформированного состояния рассматриваемых конструкций на стадии создания предварительных напряжений. Получены уравнения для вычисления уровня предварительных напряжений в арматуре, при котором образуются технологические трещины, выражения для определения напряжений в бетоне и арматуре, а также выгиба колонны на стадии изготовления. Алгоритмы расчета реализованы численно в среде MATLAB. Представлено сравнение расчета по авторской методике с конечно-элементным моделированием в программном комплексе ЛИРА в трехмерной постановке с учетом физической нелинейности бетона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Липович А.А., Чепурненко А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRESS-STRAIN STATE OF REINFORCED CONCRETE COLUMNS WITH LOCAL PRESTRESS AT THE MANUFACTURING STAGE

The article discusses a new type of reinforced concrete columns with local prestressing of reinforcement. Such elements can be used for high flexibilities and eccentricities of the longitudinal force, for example, in the construction of industrial buildings. The derivation of resolving equations for determining the stress-strain state of the structures under consideration at the stage of prestressing is presented. Equations are obtained for calculating the level of prestresses in reinforcement, at which technological cracks are formed, expressions for determining stresses in concrete and reinforcement, as well as the deflection of the column at the manufacturing stage. The calculation algorithms are implemented numerically in the MATLAB environment. A comparison of the calculation by the author's method with finite element modeling in the LIRA software package in a three-dimensional setting is presented, taking into account the physical nonlinearity of concrete.

Текст научной работы на тему «НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОЛОНН С ЛОКАЛЬНЫМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ НАПРЯЖЕНИЕМ НА СТАДИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ»

Напряженно-деформированное состояние железобетонных колонн с локальным предварительным напряжением на стадии изготовления

А.А. Липович, А. С. Чепурненко Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону

Аннотация: В статье рассматривается новый тип железобетонных колонн с локальным предварительным напряжением арматуры. Такие элементы могут быть использованы при больших гибкостях и эксцентриситетах продольной силы, например, в конструкциях промышленных зданий. Представлен вывод разрешающих уравнений для определения напряженно-деформированного состояния рассматриваемых конструкций на стадии создания предварительных напряжений. Получены уравнения для вычисления уровня предварительных напряжений в арматуре, при котором образуются технологические трещины, выражения для определения напряжений в бетоне и арматуре, а также выгиба колонны на стадии изготовления. Алгоритмы расчета реализованы численно в среде MATLAB. Представлено сравнение расчета по авторской методике с конечно-элементным моделированием в программном комплексе ЛИРА в трехмерной постановке с учетом физической нелинейности бетона.

Ключевые слова: железобетон, колонны, предварительное напряжение, напряженно-деформированное состояние, арматура, стадия изготовления, технологические трещины, выгиб.

Введение

Железобетонные конструкции в настоящее время составляют основу промышленного и гражданского строительства и во многом определяют уровень его развития. В последние годы в теории и практике железобетонных конструкций достигнут значительный прогресс, но возможности их дальнейшего совершенствования полностью не исчерпаны. В основном это относится к конструкциям с предварительным напряжением, которое позволяет эффективно использовать высокопрочную арматуру, значительно снижая металлоемкость и тем самым существенно уменьшая затраты на строительство [1-3].

Существующие исследования и конструкторские разработки по предварительно напряженным железобетонным конструкциям в основном посвящены конструкциям, в которых арматура предварительно растянута,

что позволяет значительно повысить трещиностойкость железобетонных элементов [4-6].

Традиционные способы изготовления предварительно напряженных железобетонных конструкций предполагают протягивание напрягаемой арматуры по всей длине элемента. Это вызывает негативные последствия на торцевых участках - на верхних гранях элементов появляются незакрывающиеся трещины, происходит локальное дробление бетона из-за действия сосредоточенных сил на торцах конструкции [7]. Кроме того, при переменном по длине элемента изгибающем моменте армирование и уровень предварительного напряжения, определяемые по максимальному усилию, для концевых малонагруженных участков, будут излишними [8].

В существующих публикациях по предварительно напряженному бетону элементам с локальным предварительным напряжением арматуры практически не уделяется внимания. Имеется несколько публикаций по железобетонным балкам с местным предварительным напряжением [9-10].

Однако предварительное напряжение растянутой арматуры может потребоваться не только для балок, но и для внецентренно сжатых колонн с большими эксцентриситетами продольных усилий. В случае гибких колонн из-за возникновения дополнительного эксцентриситета продольной силы, вызванного прогибом элемента, изгибающий момент в таких конструкциях непостоянен по длине, и создание предварительных напряжений по всей длине элемента нецелесообразно [11].

Нами предлагается новый тип железобетонных колонн с локальным предварительным напряжением. В процессе бетонирования колонн оставляют пазухи на участках, которые в дальнейшем будут подвергаться предварительному натяжению (рис. 1).

При постоянном классе арматуры по длине колонны арматурные стержни растянутой зоны состоят из двух участков, соединенных муфтами. В

муфтах на половине длины нарезается правая резьба, а на другой половине -левая. На концах соединяемых арматурных стержней также нарезается соответствующая резьба. В зависимости от направления вращения муфты концы стержней сближаются или удаляются, и таким образом создаются напряжения предварительного растяжения или сжатия. После создания предварительных напряжений пазухи бетонируют.

Целью данной работы является разработка модели для расчета напряженно-деформированного состояния (НДС) таких конструкций на

стадии изготовления.

Рис. 1. - Схема изготовления колонны с предварительно растянутой арматурой у растянутой грани (поперечная арматура условно не показана)

Вывод разрешающих уравнений

В работе рассматриваемых колонн на стадии создания предварительных напряжений можно выделить 2 этапа: этап упругой работы до образования трещин и этап упругопластической работы после образования технологических трещин. Второй этап может отсутствовать вообще. Расчетная схема конструкции на стадии создания предварительных напряжений приведена на рис. 2.

Рис. 2. - Расчетная схема на стадии создания предварительных напряжений

Определим уровень предварительных напряжений в арматуре, при котором происходит образование технологических трещин. Для этого воспользуемся гипотезой плоских сечений. Деформацию бетона запишем в виде:

^ =^0 - Ж

(1)

М Инженерный вестник Дона, №7 (2022) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n7y2022/7784

где х - кривизна элемента, е0 - осевая деформация.

Деформация грани, где образуется трещина, записывается в виде:

Я к П\

еы = = е0 -тХ, (2)

Еь 2

где - прочность бетона на растяжение, Е - модуль упругости бетона,

Я к откуда е = + -х.

Еь 2

Напряжения в бетоне и арматуре Л[ определяются как:

Г и \

аъ (У) = ЕЪеЪ = Еь (е0 - УХ) = Я + Е

к

к - У

х;

У

ст'= Е е' = Е (е - уХ) = Е

в в в 0 в™ / в

Г и Г и \ \

Я — +

Е

к

2 - УВ

х

V Еъ V2 у у

(3)

где Е - модуль упругости стали.

Для колонны на стадии создания преднапряжений справедливы следующие уравнения равновесия:

°вРЛвУв - ]^Ъ (У)У^Л - <ЛУ'в = °врЛвУв - Ъ0 ] (У)УФ -

л

2

-(Ъ - Ъ )• ] аъ (У) ydy-гвлв/в = 0;

к к 2 2

°врЛв +<Л'в + ]°Ъ (У) ^ = °врЛв +<Л'в + Ъ0 ]°Ъ (У)^ + (Ъ - Ъ0 )• ] (У) ^ = 0

Л к к

— ---+а0

2 2 0

(4)

Подставив (3) в (4), получим систему из двух уравнений с двумя неизвестными относительно а и х:

к

0

2

и

аау:

~ ХУ : " „ V 2 Еъ у

-А:СрУ:-

ЕъКХЛ" 12

(Ъ-Ъ0)(«о-Л)(х(-4Еъа2^+5Еъа0Ь~ЕъИ2) + 6

Ъ

Еь %Н2

12

+ + А Е:

0;

~ ХУ: ^ ^

2 Е,

( Ъ-Ъо)( ао- Л )( Щ-ЕъаоХ + ЕъХЛ )

2

= 0.

(5)

Окончательное выражение для напряжения а8р, полученное из решения системы (5) здесь не приводится ввиду его громоздкости.

Если выполняется условие, что с < с^сгс, где с с - предварительное

напряжение в арматуре, при котором образуется первая трещина, то эпюра напряжений в бетоне по высоте сечения принимается линейной, и расчет выполняется по формулам сопротивления материалов, как для внецентренно сжатого двумя силами с А элемента с приведенным сечением. Если же

с > о8рсгс, то эпюра напряжений по высоте сечения принимается в

Рис. 3. - Принимаемая эпюра напряжений в бетоне

М Инженерный вестник Дона, №7 (2022) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n7y2022/7784

При -к/2 < у < уы напряжения в бетоне определяются линейной функцией:

аъ (У ) = РУ + Я- (6) Коэффициентыр и q можно найти из условий:

г к

а

= -аЪс; а (Уы )=Я -

V 2 У

В итоге получим следующие формулы:

п 2 (Я+аъс) Як-2аЪсУы

Р = 7 ^ ' Я =

к + 2 Уы к + 2 Уы

Запишем далее деформации бетона для точек у = уы и у = -к/2:

а

_ .__

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

£ е0 УЫХ> ^

Ъс

к

ео + ~Х-

Выразим из этих равенств е0 и %:

е0 =

Як-2аъсУЫ;. у= 2(Я +аъс)

5 Х

ЕЪ ( к + 2Уы )' Еъ ( к + 2Уы )' Интегралы в уравнениях равновесия (4) вычисляются, как:

(7)

(8)

(9)

(10)

Уы Уы 2

]аь (у) ум = Ъ0 ](ру+я)УФ+(ъ - ы) ] (ру+я)УФ+ъ ]яу^;

к

- 2+а0

Уы Уы

]аъ ( У ) ^ = Ъ0 ]( РУ + Я ) Ф + ( Ъ - Ъ0) ] ( РУ + Я ) Ф + Щ

к

- 2+а0

Уы

к

(11)

т- Уы

.2 У

Подставив (8) в (11), затем (10) в (3) и далее (11) и (3) в (4), получим следующую систему уравнений относительно аЫс и у^:

и

£V ¿0 (Н +2уы)(%Н-Щуы -2НсЪс + 2^) _

ъъ

V 8 2 У

а

24

Н

(ЪН-2°ЪсУы )

(Ь-Ъо) (— 2 ( Н + 2 уы )

У2Ы (КН-2°ЪсУы )

2 ( Ъ +С )|

Н

л3

2 У3 (Ъ +С) _

3(Н+2 уы) + 3( Н+2 уы)

2 (Н+2 уы )

) -А с у + А'Еу'

^Н-2съсуы+ 2у$ (Ъ +със)

= 0;

Ас + Ъъ

Н

,2 У

+А' Е.

Еъ ( Н + 2уъ, ) Еъ ( Н + 2уы )

ЪН-2съсуы , 2у$ (^ +със)^ , ъо (Ъ-Сс)(Н + 2уы)

Еъ ( Н + 2 уы ) Еъ ( Н + 2 уы )

| (ъ-ъо)(Н-2ао +2уъ;)(2^а0 +ЪН + Щуы +2аоСъс-Нсъс-2съсуы) = 0 (и)

4(Н + 2у*) ■ ( )

Данная система уравнений является нелинейной, ее решение нами

реализовано в среде МЛТЬАВ при помощи функции /¿оЬв.

После определения величин аЬс и уы можно найти е0 и % по формулам (10). Выгиб элемента в середине относительно концевых сечений можно вычислить по формуле:

' " 1(1 - 1о)

Г = р

V

р

V 2 У

(13)

где р = 1/ % - радиус кривизны элемента в зоне локального преднапряжения.

Пример расчета

Приведем пример расчета колонны при следующих исходных данных: I = 240 см, 10 = 120 см, И = 12 см, Ь = 25 см, Ь0 = 14 см, а0 = 5,5 см, у5 = у^ = 3 см, начальный модуль упругости бетона Ео = 3,23 1 04 МПа, призменная прочность бетона при сжатии Я = 39,2 МПа, прочность бетона при растяжении Ъ = 2,62 МПа, предварительные напряжения в арматуре с =

400 МПа. Результаты расчета сведены в таблицу №1

Таблица № 1

Результаты расчета тестовой колонны

а , МПа аъс, МПа Уы, см Выгиб колонны /, мм

339 12,9 5,46 2,26

Для контроля достоверности результатов выполнялось конечно-элементное моделирование в программном комплексе ЛИРА-САПР с использованием объемных КЭ в форме параллелепипедов для бетона и стержневых КЭ для арматуры. Закон деформирования бетона назначался экспоненциальный, а для арматуры принималась упругая работа. В целях экономии машинного времени рассматривалась четверть конструкции. Предварительное напряжение моделировалось сосредоточенной силой F =а8рЛ8. Полученное в ПК ЛИРА максимальное значение выгиба составило 2,31 мм, что отличается от решения по авторской методике на 2,2%. Изополя

вертикальных перемещений приведены на рис. 4.

II II II II II I

-2 31 -2.02 -1.73 -144 -1.15 -0.866 -0.577 -0.235 -7.21в-0№ 7.21в-00& 7.22в-007 Ь1^ттшншггзагружвннв 1 Изополя перемиценш по 2(0) Елишшы измерения - мм

Рис. 4. - Изополя вертикальных перемещений, полученные в ПК ЛИРА

Литература

1. Xiong X., Yao G., Su X. Experimental and numerical studies on seismic behavior of bonded and unbonded prestressed steel reinforced concrete frame beam // Engineering Structures. 2018. Т. 167. Pp. 567-581.

2. Yang Y., Wu C., Liu Z., Du J., Zhang H., Xu S., Zhou S. Protective effect of unbonded prestressed ultra-high performance reinforced concrete slab against gas explosion in buried utility tunnel //Process Safety and Environmental Protection. 2021. Т. 149. pp. 370-384.

3. Bhanugoban M., Yapa H. D., Dirar S. Efficient shear retrofitting of reinforced concrete beams using prestressed deep embedded bars //Engineering Structures. 2021. Т. 246. DOI: 10.1016/j.engstruct.2021.113053.

4. Pham T. D., Hong W. K. Investigation of Strain Evolutions in Prestressed Reinforced Concrete Beams Based on Nonlinear Finite Element Analyses Considering Concrete Plasticity and Concrete Damaged Plasticity //Journal of Asian Architecture and Building Engineering. 2022. Т. 21. №. 2. pp. 448-468.

5. Kolchunov V. I., Iliushchenko T. A. Crack resistance criterion of plane stress RC elements with prestressed reinforcement //Journal of Physics: Conference Series. 2019. Т. 1425. №. 1. DOI: 10.1088/1742-6596/1425/1/012095.

6. Kolchunov V. I., Fedorova N. V., Savin S. Y., Kovalev V. V., Iliushchenko T. A. Failure simulation of a RC multi-storey building frame with prestressed girders //Magazine of Civil Engineering. 2019. №. 8 (92). pp. 155-162.

7. Okumus P., Oliva M. G. Evaluation of crack control methods for end zone cracking in prestressed concrete bridge girders //PCI journal. 2013. Т. 58. №. 2. pp. 91-106.

8. Маилян Д. Р., Сокорро В. А. Л. Д., Умаров А. Г. Эффективные железобетонные колонны каркасно-монолитных зданий // Инженерный вестник Дона. 2020. №. 6. URL: http: //ivdon.ru/ru/magazine/archive/N6y2020/6522.

9. Taoum A., Jiao H., Holloway D. Flexural behaviour of locally post-tensioned reinforced concrete beams // Australian Journal of Structural Engineering. 2015. № 16(3). pp. 180-186.

10. Mailyan D. R., Del Socorro V. A. L. Effective reinforced concrete structures of monolithic frame buildings and structures // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020. Т. 913(3). DOI: 10.1088/1757-899X/913/3/032049.

11. Чубаров В. Е., Умаров А. Г., Маилян В. Д. К расчету железобетонных колонн со смешанным армированием //Инженерный вестник Дона. 2017. №. 1. URL: http://ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2017/3988.

References

1. Xiong X., Yao G., Su X. Engineering Structures. 2018. Vol. 167. Pp. 567-581.

2. Yang Y., Wu C., Liu Z., Du J., Zhang H., Xu S., Zhou S. Process Safety and Environmental Protection. 2021. Vol. 149. Pp. 370-384.

3. Bhanugoban M., Yapa H. D., Dirar S. Engineering Structures. 2021. Vol. 246. DOI: 10.1016/j.engstruct.2021.113053.

4. Pham T. D., Hong W. K. Journal of Asian Architecture and Building Engineering. 2022. Vol. 21. №. 2. Pp. 448-468.

5. Kolchunov V. I., Iliushchenko T. A. Journal of Physics: Conference Series. 2019. Vol. 1425. №. 1. DOI: 10.1088/1742-6596/1425/1/012095.

6. Kolchunov V. I., Fedorova N. V., Savin S. Y., Kovalev V. V., Iliushchenko T. A. Magazine of Civil Engineering. 2019. №. 8 (92). Pp. 155-162.

7. Okumus P., Oliva M. G. PCI journal. 2013. Vol. 58. №. 2. Pp. 91-106.

8. Mailyan D. R., Sokorro V. A. L. D., Umarov A. G. Inzhenernyj vestnik Dona. 2020. №. 6. URL: http : //ivdon.ru/ru/magazine/archive/N6y2020/6522.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Taoum A., Jiao H., Holloway D. Australian Journal of Structural Engineering. 2015. № 16(3). Pp. 180-186.

10. Mailyan D. R., Del Socorro V. A. L. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020. Vol. 913(3). DOI: 10.1088/1757-899X/913/3/032049.

11. Chubarov V. Ye., Umarov A. G., Mailyan V. D. Inzhenernyj vestnik Dona. 2017. №. 1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2017/3988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.