Научная статья на тему 'Напряженно-деформированное состояние грунтов под действием колесных движителей строительно-дорожных машин'

Напряженно-деформированное состояние грунтов под действием колесных движителей строительно-дорожных машин Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
122
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИЖИТЕЛЬ / ГРУНТ / ПРОХОДИМОСТЬ / ОПОРНАЯПОВЕРХНОСТЬ / ДЕФОРМАЦИЯ / НАПРЯЖЕНИЕ / ОСАДКА

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Партнов Станислав Борисович, Семчен Вадим Иванович

Приведены результаты теоретических и экспериментальных исследований влияния параметров движителей и физико-механических свойств грунтов на характер и величину распределения напряжений вгрунтах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Партнов Станислав Борисович, Семчен Вадим Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFLECTED MODE OF SOILS UNDER THE EFFECT OF WHEEL MOVERS OF ROAD CONSTRUCTION MACHINERY

The results of theoretical and experimental studies are given which show the impact of parameters of movers and physico-mechanical properties of soils on the nature and magnitude of stress distribution in soils.

Текст научной работы на тему «Напряженно-деформированное состояние грунтов под действием колесных движителей строительно-дорожных машин»

УДК 625.84.076

С. Б. Партнов, В. И. Семчен

НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ ГРУНТОВ ПОД ДЕЙСТВИЕМ КОЛЕСНЫХ ДВИЖИТЕЛЕЙ СТРОИТЕЛЬНО-ДОРОЖНЫХ МАШИН

UDC 625.84.076

S. B. Partnov, V. I. Siomchen

DEFLECTED MODE OF SOILS UNDER THE EFFECT OF WHEEL MOVERS OF ROAD CONSTRUCTION MACHINERY

Аннотация

Приведены результаты теоретических и экспериментальных исследований влияния параметров движителей и физико-механических свойств грунтов на характер и величину распределения напряжений в грунтах.

Ключевые слова:

движитель, грунт, проходимость, опорная поверхность, деформация, напряжение, осадка.

Abstract

The results of theoretical and experimental studies are given which show the impact of parameters of movers and physico-mechanical properties of soils on the nature and magnitude of stress distribution in soils.

Key words:

mover, soil, passing ability, load carrying surface, deformation, stress, setting.

Введение

При работе строительно-дорожных и мелиоративных машин, движущихся, как правило, вне дорог, физико-механические свойства грунтов накладывают жесткие ограничения на проходимость и другие характеристики движителей. Поэтому понимание механики взаимодействия систем движитель-опорная поверхность является весьма ценным для подбора и эксплуатации строительно-дорожных и мелиоративных машин.

Изучение взаимосвязи между техническими характеристиками внедорожных мелиоративных машин и непрерывно изменяющимися физико-механическими свойствами грунтов позволяет оптимизировать конструктив-

ные параметры движителей машин и технологические режимы их работы. Целью исследований являлось изучение влияния параметров колесного движителя и физико-механических свойств грунтов на величину и область распределения напряжений в грунтах.

Моделирование взаимодействия колеса с грунтом

Для получения математической модели взаимодействия колеса с уплотняемым грунтом расчетная схема разработана с учетом положений теории ко-лееобразования и теоретической механики грунтов [1-3]. На рис. 1 представлена схема взаимодействия колеса с опорной поверхностью.

Под действием вертикальной на-

© Партнов С. Б., Семчен В. И., 2013

грузки Q колесо вдавливается в грунт и, двигаясь вперед, образует колею, равную осадке Н. При этом возникает сила сопротивления движению. На дуге контакта колеса со слоем грунта Ь возникает реактивное давление, распределенное по площади контакта колеса со слоем. Равнодействующая реакции грунта во всех точках слоя, отнесенная к площади контакта колеса с грунтом, является радиальным напряжением о>. По принятой расчетной схеме составлена математи-

ческая модель взаимодействия колеса с уплотняемой средой. При этом приняты инженерные допущения: грунт однородный изотропный, линейно-деформируемый; рассматривается слой грунта конечной толщины; скорость перекатывания колеса принимается постоянной; реакция уплотняемого в процессе качения грунта во всех точках слоя является радиальным контактным напряжением и равна нормальному давлению на соответствующей глубине 2.

Рис. 1. Схема взаимодействия колеса с опорной поверхностью

Уравнения равновесия колеса при его взаимодействии с уплотняемым слоем могут быть представлены в виде

a0

Rc = B j <k ■ r sinada; (1)

0

ao

Q = B j <7k ■ r cos ada , (2)

0

где Rс - сопротивление движению; Q -суммарная вертикальная нагрузка на колесо; B - ширина колеса; ok - напряжение в уплотняемом слое; а0 - угол,

охватывающий дугу контакта Ь колеса с уплотняемым слоем грунта.

Решены уравнения (1) и (2) с учетом степенной зависимости между напряжением в грунте а и деформацией Н (приведена в [1]) - получены уравнения, характеризующие взаимодействие колеса с опорной поверхностью.

Глубина колеи определится из зависимости

H =

3Q

B(3 -n).(kc /B + kv)

2 n-1

(3)

2

Яс =

Сила сопротивления движению 1

1 1 (п +1) • В^ • (кс / В + к ^

ж

45.

2п+2 2 п+1

(4)

где кс - коэффициент, учитывающий реактивное сопротивление уплотнению грунта, возникающее за счет сил сопротивления; кф - коэффициент, учитывающий реактивное сопротивление уплотнению грунта, возникающее за счет сил трения между его частицами; п -экспонента деформации в степенной зависимости между напряжением и деформацией.

Практическое использование указанных зависимостей возможно лишь

при определении механических параметров грунтов на всех этапах его уплотнения под движущимся колесом.

Механические параметры грунта К kф, п, входящие в формулы (3) и (4), определялись экспериментально на специально сконструированной установке. Одновременно измерялись и другие параметры состояния грунтов на разных этапах уплотнения: с - сцепление; ф -угол внутреннего трения; у - плотность грунта после каждого прохода колеса.

Так как механические параметры грунтов зависят от состояния на всех этапах уплотнения, то их можно оценивать получаемой плотностью у. В зависимости от плотности грунтов определялись все параметры, характеризующие их кс, кф, п, с, ф (представлены в табл. 1).

Табл. 1. Уравнения регрессии механических свойств грунтов в зависимости от получаемой плотности у

X

Материал Уравнение регрессии Угол внутреннего трения, град Сцепление, МПа

Супесь кс = 42,8 - 31,44у + 17,98у2 кф = 723,2у2 + 14196у - 21107 п = 0,101 + 0,271у 28...32 0,035...0,05

Суглинок кс = 61,4 - 27,8у + 23,47у2 кф = 814,8у2 + 15108у - 19605 п = 0,116 + 0,243у 20...28 0,045...0,06

Влажный торф кс = 68,1 - 37,3у + 27,4у2 кф = 863,8у2 + 18000у - 23012 п = 0,113 + 0,232у 25...27 0,03...0,46

На основании проведенных опытов были получены уравнения регрессии, описывающие изменение плотности в зависимости от контактных напряжений, создаваемых колесами машин [4-6].

Регрессионные уравнения зависимости плотности грунтов от контактных напряжений имеют вид: - для супеси

у = 1,23 + 0,128 е°К ; (5)

- для суглинка

у = 1,14 + 0,158 е°К ; (6)

- для увлажненного торфа

у = 1,18 + 0,124 е°К , (7)

где у - текучее значение плотности материала; е - основание натуральных логарифмов; аК - контактное напряжение под колесом машины, МПа.

Анализ процессов, происходящих при качении колеса по грунту, затруд-

нен без учета величин и направления напряжений, возникающих в зоне контакта колеса с опорной поверхностью и на глубине слоя.

Контактные напряжения под колесом могут быть определены из зависимости

1

Q

аК =—,

Г F

(8)

где Q - нагрузка на колесо; F - площадь контакта колеса с грунтом,

В = В ■ Ь,

(9)

где В - ширина колеса; Ь - длина дуги контакта колеса с опорной поверхностью.

Длина дуги контакта колеса с грунтом с достаточно высокой степенью точности описывается выражением

Ь = 2у/В ■ Н,

(10)

где В - диаметр колеса; Н - величина осадки.

Так как длина дуги взаимосвязана с диаметром колеса и величиной осадки, то величина контактных напряжений ок определится из зависимости

=

Q

2 Вл/В ■ Н

(11)

С учетом того, что горизонтальная составляющая контактных напряжений ох (рис. 1) - это отношение силы сопротивления передвижению колеса Яс к вертикальной проекции площади контакта колеса с грунтом, а вертикальная составляющая контактного напряжения оу - это отношение вертикальной нагрузки на колесо Q к горизонтальной проекции площади контакта колеса с грунтом, а также с учетом (3) и (4) были получены аналитические выражения для определения напряжений: - горизонтальных

Н (п + 1)

X 2 п +1

3Q

2 п+2

В

2п

(3 - п) ■УВ

вертикальных

кс + Вкф

С ф

;(12)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Нп (3 - п) ■ (кс + Вкф)

зв4Ш

(13)

Результаты исследования

взаимодействия движителя с опорной поверхностью

Для исследования процесса взаимодействия колеса с опорной поверхностью, а также оптимизации конструктивных параметров движителей машин и технологических режимов их работы применялось математическое моделирование с использованием ЭВМ.

На рис. 2 представлена зависимость отношения горизонтальных ох и вертикальных Оу напряжений в слое грунта от нагрузки на колесо Q для разных диаметров колес В, вычисленных по формулам (12) и (13), а также полученных экспериментально.

Как видно из графиков (см. рис. 2), горизонтальные напряжения составляют до 25 % от вертикальных, поэтому их необходимо учитывать при расчете и проектировании движителей машин.

Сопоставление результатов экспериментальных исследований с результатами расчета по аналитическим зависимостям (12) и (13), рассчитанным на ЭВМ, показало их хорошую сходимость; разброс составляет 6...10 %.

Одним из показателей, характеризующих проходимость машин, является коэффициент сопротивления качению /, равный отношению силы сопротивления движению Яс к вертикальной нагрузке на колесо Q при установившемся режиме качения.

=

-----расчетные;

- - экспериментальные

Рис. 2. Зависимость отношения горизонтальных и вертикальных напряжений от нагрузки на колесо и диаметра: 1-3 - диаметры колес 1,4; 1,0; 0,8 м соответственно

Изменение коэффициента / зави- ния грунта для колес диаметром 1,4; 1,0;

симости от глубины колеи Н и состоя- 0,8 м представлено на рис. 3.

9

%

50

40

30

20

10

I— 0,5

— 0,4

— 0 3

— 0.2

— 0,1

Л

> \ N 12

/ N .---I1

/Ч X Ч «ч- ' ** ^ ^ ^ __

-ч -н

0,05 0,1 0,15 0,2 0,25 м 0,3

н —~

Рис. 3. Зависимость коэффициента сопротивления качению и коэффициента использования массы от глубины колеи для различных диаметров колес: 1-3 - диаметры колес 1,4; 1,0; 0,8 м соответственно

На графиках видно, что коэффициент / при образовании колеи глубиной до 0,25 м резко возрастает. При дальнейшем увеличении колеи (свыше 0,25 м) изменение коэффициента / происходит

менее интенсивно, приближаясь к линейной зависимости.

Важным показателем, влияющим на проходимость колесных машин по деформируемому грунтовому основа-

нию, является коэффициент использования массы который характеризует максимальные тяговые свойства движителей машин. Результаты вычислений коэффициента для колес разных диаметров в зависимости от глубины колеи представлены на рис. 3.

Увеличение глубины колеи, как видно на графиках, резко уменьшает Диаметр колеса оказывает существенное влияние на коэффициент использования массы. Так, колесо диаметром 0,8 м теряет свои тяговые свойства уже при глубине колеи, равной 0,27 м, в то время как

колеса диаметром 1,0 и 1,4 м могут продолжать двигаться в качестве ведущих.

Выводы

Проведенные исследования позволили получить аналитические зависимости, характеризующие напряженно-деформируемое состояние грунтов под действием колесных движителей СДМ. На основании полученных расчетов можно дать рекомендации по выбору параметров движителей СДМ с учетом физико-механических свойств опорных поверхностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беккер, М. Г. Введение в теорию систем местность-машина / М. Г. Беккер. - М. : Машиностроение, 1973. - 520 с.

2. Цытович, Н. А. Механика грунтов / Н. А. Цытович. - М. : Госиздат,1963. - 635 с.

3. Филин, А. П. Прикладная механика твердого деформируемого тела / А. П. Филин. - М. : Наука, 1975. - 83 с.

4. Партнов, С. Б. Математическое моделирование на ЭВМ процесса уплотнения дорожно-строительных материалов / С. Б. Партнов, А. М. Щемелев // Сб. деп. науч. работ. - 1989. - № 4. - С. 143.

5. Партнов, С. Б. Моделирование процесса изменения физико-механических свойств материалов при уплотнении / С. Б. Партнов, В. И. Семчен // Новые математические методы и компьютерные технологии в проектировании, производстве и научных исследованиях. - Гомель : БелГУТ, 2003. -С. 163-164.

6. Партнов, С. Б. Закономерности изменения физико-механических свойств дорожно-строительных материалов при уплотнении / С. Б. Партнов, В. И. Семчен // Перспективные технологии, материалы и системы : сб. науч. тр. - Могилев : МГТУ, 2003. - С. 260-265.

Статья сдана в редакцию 18 января 2013 года

Станислав Борисович Партнов, канд. техн. наук, доц., Белорусско-Российский университет. Вадим Иванович Семчен, ассистент, Белорусско-Российский университет.

Stanislav Borisovich Partnov, PhD (Engineering), Associate Prof., Belarusian-Russian University. Vadim Ivanovich Siomchen, assistant lecturer, Belarusian-Russian University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.