5. Courtois, A. and O'Keefe, T. (2015), "Precarity in the ivory cage: neoliberalism and casualiza-tion of work in the Irish higher education sector", Journal for Critical Education Policy Studies, Vol. 13 (1), pp. 43-56.
6. Gardner, S.K. (2013), "Women faculty departures from a striving institution: Between a rock and a hard place", The Review of Higher Education, Vol. 36 (3), pp. 349-370.
7. Gonzales, L.D. (2014), "Framing Faculty Agency Inside Striving Universities: An Application of Bourdieu's Theory of Practice", The Journal of Higher Education, Vol. 85 (2), pp. 193-218.
8. Henkel, M. (2005), "Academic Identity and Autonomy in a Changing Policy Environment", Higher Education, Vol. 49, pp. 155-176.
9. Huether, O. and Kruecken, G. (2016), "Nested Organizational Fields. Isomorphism and Differentiation among European Universities", The University Under Pressure (Research in the Sociology of Organizations). Emerald Group Publishing Limited, Vol. 46, pp. 53-83.
10. Kitaev, I. (2004), "University funding by the central Russian government: where the ends meet?", Entrepreneurialism and the transformation of Russian universities, M. Shattock (Ed.), pp. 36-56, available at: http://www.unesco.org/iiep.
11. Kruecken, G. (2003), "Learning the 'New, New Thing': On the Role of Path Dependency in University Structures", Higher Education, Vol. 46, No. 3, pp. 315-339.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.11.2017
УДК 796.412.2
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЗАНЯТИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ ДЕТЕЙ 3-6 ЛЕТ С УЧЕТОМ ИХ ПСИХОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Раиса Николаевна Терехина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой, Почетный судья Международной федерации гимнастики (FIG), Роза Борисовна Цаллагова, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой, Юлия Кимовна Родыгина, доктор медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой, Елена Николаевна Медведева, кандидат педагогических наук, профессор, Александра Александровна Супрун, кандидат педагогических наук, доцент, Алина Маратовна Кабаева, Заслуженный мастер спорта, Зоя Николаевна Кудрявцева, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В настоящее время художественная гимнастика является одним из популярнейших видов спорта. Огромное количество детей всех возрастных групп занимаются данным видом спорта. Стремление родителей привести ребенка в художественную гимнастику обусловило появление большого количества групп спортивно-оздоровительной направленности. В них занимаются дети 36 лет, при этом отсутствует программа их подготовки. Зачастую тренеры автоматически используют программу спортивной подготовки начального этапа, что связано с форсированием нагрузки. При этом не учитываются психолого-физиологические особенности детей данного возраста, что приводит к травматизму и отсутствию мотивации к дальнейшим занятиям гимнастикой.
Ключевые слова: художественная гимнастика, дети дошкольного возраста, психолого-физиологические особенности, нормативы психического развития детей 3-6 лет, мотивация.
ORIENTATION OF RHYTHMIC GYMNASTICS OCCUPATIONS OF CHILDREN AGED 3-6 YEARS OLD TAKING INTO ACCOUNT THEIR PSYCHOLOGICAL AND
PHYSIOLOGICAL FEATURES
Raisa Nikolaevna Terekhina, the doctor of pedagogical sciences, professor, department chairman, the Honorary judge of International Federation of Gymnastics (FIG), Roza Borisovna Tsallagova, the doctor of medical sciences, professor, department chairman, Yulia Kimovna Rodygina, the doctor of medical sciences, senior lecturer, department chairman, Elena
Nikolaevna Medvedeva, the candidate of pedagogical sciences, professor, Aleksandra Ale-ksandrovna Suprun, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alina Maratovna Kabaeva, Honored Master of Sports, Zoya Nikolaevna Kudryavtseva, the senior teacher, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
Nowadays the rhythmic gymnastics is one of the most popular sports event. A huge number of children of all age groups do this sport. The aspiration of parents to bring the child into rhythmic gymnastics has caused emergence of a large number of groups of sports orientations. Children of 3-6 years are engaged in them, at the same time, there is no program of their preparation. Trainers often automatically use the programs of sports preparation of the initial stage that is connected with speeding up of the loading. At the same time, the psychological-physiological features of the children of this age aren't considered that results in traumatism and lack of motivation to further gymnastic activity.
Keywords: rhythmic gymnastics, children of preschool age, psychological-physiological features, standards of mental development of children of 3-6 years, motivation.
Художественная гимнастика как вид спорта предъявляет основные требования к развитию координационных способностей и гибкости, которая формируется за счет особенностей строения связочного аппарата и костной ткани [3, 4, 5, 6]. С 3 до 6 лет становится более устойчивой структура движений и совершенствуется перемещение рук в игровых и бытовых ситуациях, начинается согласованное движение рук и ног при ходьбе и беге. До 3-5 лет произвольная моторика конечностей сопровождается многообразными избыточными движениями. К 4 годам формируется структура ходьбы, но она остается не ритмичной и нестабильной. С 4 лет возможно целенаправленное воздействие на формирование движений, оптимально сочетающее в себе показ со словесной инструкцией. Асин-хронность ребенка 3-5 лет сменяется к 6-7 годам выраженной синхронностью действий. В 3-6 лет программирование произвольных движений осуществляется на базе зрительной обратной связи. Новые движения формируются длительно, и большое значение имеет технология процесса обучения. Широко используемый на этапе 3-5 лет метод подражания (механического копирования), в 5-6 лет должен смениться методом осознанного выполнения движения, задаваемого четкой, доступной, поэлементной словесной инструкцией и демонстрацией. В 5-7 лет происходит переход к текущему контролю точности движений под контролем органа зрения самого ребенка. Состояние опорно-двигательного аппарата и связанного с ним физического качества гибкости у детей дошкольного возраста характеризуется наличием большого количества эластических волокон в соединительной ткани связок и низким уровнем минеральной плотности костной ткани, что обеспечивают высокий уровень гибкости, сохраняющийся до конца дошкольного возраста.
Выполнение динамической нагрузки у детей дошкольного возраста определяет длительность работы, которая увеличивается с возрастом за счет развития мышц последовательно от нижних конечностей (от 3 до 5 лет) к верхним конечностям (6-7 лет). Такая последовательность роста и развития конечностей определяет набор развивающих упражнений на определенные группы мышц и частей тела. Поэтому нагрузку в 3-5-летнем возрасте следует давать, сначала на крупные группы мышц нижних конечностей, с 5-6 лет - упражнения на верхние конечности. Длительность работы динамической нагрузки в 3 года составляет - 80 секунд, в 5 лет - 120 секунд, к 7 годам - не более 130 секунд.
Углубленное обучение детей умениям и навыкам художественной гимнастики невозможно без учета их психического развития. Психическое развитие детей дошкольного возраста имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать для формирования устойчивой мотивации к избранному виду спорта, а также для адекватных подходов в тренировочном процессе.
Возраст детей 3-6 лет характеризуется расширением предметного мира и необходимости действия в мире реальных вещей. Начинает формироваться самосознание и самооценка ребенка, а также уровень притязаний. При этом важным аспектом является
формирование положительной самооценки ребенка, которая в дальнейшем способна быть стержневым фактором личности и обуславливает формирование «спортивного характера». Самый сильный мотив для целенаправленной деятельности детей 3-6 лет (спортивной и учебной деятельности) - поощрение и получение награды. В этой связи детскому тренеру по художественной гимнастике важно предусмотреть варианты позитивного подкрепления успехов детей дошкольного возраста. Менее сильный мотив деятельности для детей 3-6 лет - наказание.
Дошкольный возраст характеризуется ведущей деятельностью - игровой. Именно в процессе игры у детей 3-6 лет формируется активное запоминание, образное мышление, двигательная деятельность и «отрабатывание» социальных ролей. В ролевой игре можно сравнить свои возможности и других детей, лучше познать себя. Как писал Л. С. Выготский [1, 2] "Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития". Дошкольный возраст характеризуется интенсивностью игр как ведущей деятельности детей 3-6 лет. Целесообразно строить занятия в тренировочном процессе в форме игры. При этом, чем младше ребенок, тем больше игры должно быть в занятии.
В таблице 1 представлены обобщенные нормативы психического развития детей дошкольного возраста
Таблица 1 - Нормативы психического развития детей 3-6 лет (по http ://берёзкадоу6-лобня.рф/pdf/Age norms of mental development of a child.pdf)__
Возраст Память Внимание Коммуникативная сфера Волевая сфера
3-4 года Зрительная образная: объем - 4-5 предметов. Слуховая образная: объем - 3-4 варианта образов. Слуховая вербальная: объем - 4 слова. Объем внимания - 4. Устойчивость внимания - 10-12 минут. Умение обращаться к сверстнику и взрослому по имени, принимать различные роли в игре, придуманной взрослым. Недостаточный уровень взаимодействия в группе детей. Принимать и удерживать 2 правила в игровой ситуации.
4-5 лет Зрительная образная: объем - 5 предметов. Слуховая образная: объем - 4-5 вариантов образов. Слуховая вербальная: объем - 5 слов. Объем внимания - 5 предметов. Устойчивость внимания -15-20 минут. Умение работать в паре со сверстником по заданию взрослого. Умение выбирать себе роль в игре, предложенной взрослым. Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и 2 правила в учебной ситуации.
5-6 лет Зрительная образная: объем - 6 предметов. Слуховая образная: объем - 6 вариантов образов. Слуховая вербальная: объем - 6 слов. Объем - 6 предметов. Устойчивость внимания - 20-25 минут. Умение объединяться в пары для совместной работы. Умение при помощи взрослого распределять роли в игре и придумывать дополнительные роли. Знание основных способов невербального общения. Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и учебной ситуации. Умение действовать по словесной и зрительной инструкции.
Восприятие - оттенки изученных эмоциональных состояний.
На этапе начала занятий избранным видом спорта тренер встречается с массой психологических проблем во взаимодействии с юным спортсменом, а также с необходимостью неуклонного повышения спортивного результата.
На предварительном этапе спортивной подготовки (возраст 3-5 лет) рекомендуется: 1. Диагностика детско-родительских отношений, так как семья юного спортсмена в этом возрасте является основным фактором формирования устойчивой мотивации и в дальнейшем результативности в спорте. В процессе адаптации к требованиям спортивной деятельности юных спортсменов большую роль играют их родители. Налаживание взаимодействия в треугольнике «тренер - юный спортсмен - родители спортсмена» является одной из задач психологической помощи юным спортсменам.
2. Психодиагностика психических процессов (память, внимание, уровень развития психомоторики). Данные особенности в психическом плане являются задатками в формировании спортивно-важных качеств. Психомоторные качества, такие как реакция на движущийся объект (РДО), простая и сложная зрительно-моторная реакция (ПЗМР, СЗМР) являются пластичными и тренируемыми. Зная изначальный уровень данных характеристик ребенка возможно составление специальных программ для детей 3-6 лет, занимающихся художественной гимнастикой, для формирования необходимого уровня развитой психомоторики.
3. Психодиагностика типа темперамента и типа нервной системы, как биологически обусловленного фундамента «спортивного характера». Для художественной гимнастики понимание типа темперамента, открывает пути для развития эмоциональности двигательного акта.
Психодиагностика функциональной асимметрии мозга (индивидуальный профиль асимметрии). Особенностью функциональной асимметрии является ее зависимость от стадии, фазы онтогенеза. Как теоретические, так и практические работы показывают, что в процессе психического развития происходит формирование и распад функциональных систем деятельности. Эти процессы связаны со сменой доминирования полушарий и зон мозга, обеспечивающих эту деятельность. Определение в динамике индивидуального профиля асимметрии юных гимнастов открывает пути по совершенствованию индивидуальных навыков работы с гимнастическими предметами и тем самым повышению спортивной результативности в данном виде спорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский ; под ред. В.В. Давыдова. — М. : Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.
2. Выготский, Л.С. Психология развития / Л.С. Выготский. - СПб. : Питер, 2001. - 512 с.
3. К вопросу о правомерности выполнения ряда элементов в художественной гимнастике / Р.Н. Терехина, И.А. Винер, Р.Б. Цаллагова, И.А. Степанова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 3. - С. 82-86.
4. Терехина, Р.Н. Интегральная подготовка в художественной гимнастике / Р.Н. Терехина, И.А. Винер // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 10. - С. 28-29.
5. Терехина, Р.Н. Сложность соревновательных программ гимнасток / Терехина Р.Н., Бурда-Андрианова Л.В. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 7. - С. 9295.
6. Художественная гимнастика. История, состояние и перспективы развития / И.А. Винер-Усманова, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, Р.Н. Терехина. - Москва : Человек, 2014. - 216 c.
REFERENCES
1. Vygotsky L.S. (1999), Pedagogical psychology, Pedagogika-Press, Moscow.
2. Vygotsky, L.S. (2001), Psychology of development, Peter, St. Petersburg.
3. Terekhina, R.N., Viner, I.A., Tsallagova, R.B., Stepanova I.A. (2009), "To question of legitimacy of performance of a number of elements in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3, pp. 82-86.
4. Terekhina, R.N. and Viner, I.A. (2006), "Integrated preparation in rhythmic gymnastics", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 28-29.
5. Terekhina, R.N. and Burda-Andrianova L.V. (2008), "Complexity of the competitive Gymnasts", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7, pp. 92-95.
6. Viner-Usmanova, I.A., Kryuchek, E.S., Medvedeva E.N. and Terekhina R.N. (2014), Rhythmic gymnastics. History, state and prospects of development, Person, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.12.2017