Научная статья на тему 'Направленность коллективной поисковой деятельности на развитие методического мышления учителя'

Направленность коллективной поисковой деятельности на развитие методического мышления учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / МЕТОДИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПОИСК / СУБЪЕКТ ПОИСКА / ПОИСКОВАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТВОРЧЕСТВО / TEACHER / METHODOLOGICAL THINKING / SEARCH / SUBJECT OF SEARCH / SEARCH ACTIVITY / SYNERGETIC EFFECT OF COLLECTIVE RESEARCH ACTIVITY / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибрагимова Луиза Вахаевна

Методическое мышление учителя рассматривается в статье в качестве одной из разновидностей педагогического мышления. В интерпретации данного понятия эксплуатируются положения деятельностного подхода, что позволяет выделить в его структуре учебно-методический и научно-методический аспекты. В качестве эффективного средства развития методического мышления учителя предложено рассматривать коллективную поисковую деятельность. Установлено, что поиск является непременным атрибутом научного познания и задействован в реализации функции приобретения нового знания. При этом по содержанию осуществляемых действий поиск совпадает с поисковой деятельностью. Специальное внимание в статье уделяется исследованию сущности коллективной поисковой деятельности, которая обладает гораздо большими педагогическими возможностями, нежели обычный педагогический поиск. В качестве аргументов, указывающих на целесообразность использования коллективной поисковой деятельности для развития методического мышления учителя, в статье называются: включение в решение сложных и нестандартных задач; направленность на активное взаимодействие с различными субъектами коллективного поиска; высокий уровень ответственности за качество получаемых совместно результатов; стремление к преобразованию внутреннего мира, освоению новых способов осуществления методической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направленность коллективной поисковой деятельности на развитие методического мышления учителя»

Исследования молодьхученьх

Исследования молоддьхученьх

УДК 371.12

НАПРАВЛЕННОСТЬ КОЛЛЕКТИВНОЙ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

Л. В. Ибрагимова

Аннотация. Методическое мышление учителя рассматривается в статье в качестве одной из разновидностей педагогического мышления. В интерпретации данного понятия эксплуатируются положения деятельностного подхода, что позволяет выделить в его структуре учебно-методический и научно-методический аспекты. В качестве эффективного средства развития методического мышления учителя предложено рассматривать коллективную поисковую деятельность. Установлено, что поиск является непременным атрибутом научного познания и задействован в реализации функции приобретения нового знания. При этом по содержанию осуществляемых действий поиск совпадает с поисковой деятельностью. Специальное внимание в статье уделяется исследованию сущности коллективной поисковой деятельности, которая обладает гораздо большими педагогическими возможностями, нежели обычный педагогический поиск. В качестве аргументов, указывающих на целесообразность использования коллективной поисковой деятельности для развития методического мышления учителя, в статье называются: включение в решение сложных и нестандартных задач; направленность на активное взаимодействие с различными субъектами коллективного поиска; высокий уровень ответственности за качество получаемых совместно результатов; стремление к преобразованию внутреннего мира, освоению новых способов осуществления методической деятельности.

Teachers ’ methodological thinking is considered in the article as one of the varieties of pedagogical thinking. In the interpretation of this concept it is exploited states of the activity approach,

which allows to allocate in its structure training, scientific and methodological aspects. As an effective means of teacher’s methodological thinking it is proposed considering the collective research activity. It is opened that search is involved in the process of the implementation of new knowledge and it is an essential feature of scientific knowledge. Along with this the content of the search matches the search activity. Special attention in the article is paid to the study of the essence of the collective search activity, which has much more teaching opportunities, rather than the usual pedagogical search. The arguments that point to the usefulness of the collective search activity for the development of teachers’ methodological thinking, it is nominated in the article: the inclusion in the solution of complex and unusual problems; directivity for active interaction with various actors of a collective search; a high level of responsibility for the quality of the together reached results; commitment to the transformation of the inner world, the development of new ways of implementation of the methodology.

Ключевые слова: учитель, методическое мышление, поиск, субъект поиска, поисковая активность, поисковая деятельность, синергетический эффект коллективной деятельности, творчество.

Teacher, methodological thinking, search, subject of search, search activity, synergetic effect of collective research activity, creativity.

Задачи, поставленные сегодня перед общеобразовательной школой и получившие отра-жение в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», определяют высокие требования к уровню подготовленности и профессионализма учителя. Требуется не толь-

ко профессиональное знание своего предмета, но и умение ориентироваться в многообразии научно-методических подходов к осуществлению педагогической деятельности, применять прогрессивные образовательные технологии, новые информационные сервисы, системы и методики обучения. Считается важным, чтобы учитель мог творчески адаптировать готовые методические решения, а также методически осмысливать используемые средства учебного назначения, мобильно внедрять в педагогический процесс новейшие достижения психологии, педагогики и предметных методик. Решение таких задач становится возможным при наличии высокого уровня методического мышления учителя.

Методическое мышления учителя является одной из производных его педагогического мышления. Есть основания считать, что оно выступает в качестве своего рода индикатора качественного осуществления учителем педагогической деятельности.

Полное представление о содержании этого понятия дают основные признаки, в определении которых мы придерживаемся позиции Г. И. Саранцева. К таким признакам методического мышления он относит: методическую интерпретацию положений педагогики и психологии; широкую эрудицию исследователя; системное представление изучаемых объектов, свойств и взаимосвязей; комплексное использование диалектики, системного анализа и системного подхода; необходимость учета специфики предметно-специального мышления; конкретизацию общих положений, доведение их до частных рекомендаций [11, с. 35-38].

В соответствии с этим методическое мышление учителя можно определить как особый вид когнитивной деятельности, проявляющийся в методически осмысленном использовании положений педагогики и психологии в обучении и воспитании учащихся, освоении, создании и применении новых педагогических средств.

В данном определении подчеркивается деятельностный характер методического мышления учителя, что проявляется в использовании сочетания «особый вид когнитивной деятельности». Оно согласуется с представлениями отечественных психологов о мышлении как форме деятельности человека (А. Н. Кочергин),

функции человеческого мозга (А. Н. Леонтьев), средстве обдумывания сделанного (Н. И. Кондаков). Кроме того, акцентируется внимание на ключевой особенности методической деятель -ности учителя, а точнее - использовании знаний из области педагогики и психологии для решения конкретных методических задач. И наконец, чтобы сфокусироваться на позиции о нецелесообразности сведения методического мышления к решению практических задач, выделяется его роль как в освоении новых педагогических средств обучения и воспитания, так и в проектировании собственных методических систем.

При определении структуры методического мышления учителя следует также исходить из деятельностной природы исследуемого феномена. В силу того, что в методической деятельности, в рамках которой собственно и осуществляется развитие методического мышления, можно выделить учебно-методический и научно-методический аспекты, то и в структуре методического мышления имеет смысл выделить одноименные компоненты. С другой стороны, методическое мышление имеет не только процессуальный план рассмотрения (хотя он также важен), но и является личностной характеристикой учителя. В силу этого методическое мышление учителя целесообразно рассматривать на личностном и процессуальном уровнях. В результате появляются два основания, которые используются при определении структуры методического мышления учителя. Прежде всего, во внимание принимаются аспекты методической деятельности учителя, а затем - уровни рассмотрения методического мышления. Такой подход позволяет выделить в составе методического мышления следующие компоненты: на процессуальном уровне - компетентностный и интеллектуально-творческий; на личностном уровне - мотивационно-рефлексивный и креативный.

В педагогической теории и практике накоплен определенный арсенал педагогических средств, потенциал которых может быть использован для развития методического мышления учителя. Однако они обладают одной весьма существенной слабостью: рассматриваются в узкопредметной области и активно используются в процессе профессиональной подготовки студентов в вузе. Ясно, что это обстоятельство

в значительной степени препятствует их использованию в практике работы с учителями общеобразовательных учреждений.

Учитывая сложившийся в психологопедагогической литературе опыт, важно предложить наиболее эффективные средства развития методического мышления учителя. При этом нужно исходить из следующих положений:

- используемые педагогические средства должны основываться на психологических закономерностях мыслительной деятельности учителя;

- методическое мышление развивается на протяжении всей профессиональной деятельности учителя в силу целесообразных изменений в его личностных качествах, ценностных ориентациях, методических знаниях и способностях;

- выполнение проектных работ и исследовательских заданий в группе или коллективе, объединяющем учителей с различными квалификационными и стажевыми характеристиками, личностным опытом, активизирует мыслительную деятельность учителя.

Исходя из этого, можно предположить, что более эффективным средством развития методического мышления учителя, нежели решение задач или участие в деловых играх, является коллективная поисковая деятель-ность. В этой связи далее необходимо этот тезис обосновать.

В научной литературе крайне редко встречаются определения терминов «поиск» и «поисковая деятельность». Чаще всего можно обнаружить так называемые контекстуальные определения. Приведем несколько примеров таких определений.

В частности, А. М. Матюшкин пишет: «понятие „поиск“ используется в психологической литературе для характеристики процессов, имеющих место в исследовании, в решении так называемых „поисковых задач“, совпадающих с проблемными задачами» [7, с. 48]. «Процесс поиска неизвестного в проблемной ситуации, -отмечает далее ученый, - не совпадает с процессом решения задачи и осуществляется по другим закономерностям. Главный механизм, обеспечивающий человеку возможность обнаружения нового, ранее неизвестного отношения, свойства, новую смысловую характеристику явления, составляет образование новой связи» [там же, с. 48-49].

В исследовании Е. П. Ильина смысловое содержание поиска можно определить посредством понятия «поисковая активность», которую он определяет в качестве второй стадии формировании мотива. При этом он выделяет внешнюю и внутреннюю поисковую активности. «Внешняя поисковая активность» осуществляется человеком в том случае, когда он попадает в незнакомую обстановку или не обладает необходимой для принятия решения информацией и под влиянием первичного мотива вынужден заняться поиском во внешней среде реального объекта, который мог бы удовлетворить имеющуюся потребность (по принципу «что подвернется»). «Внутренняя поисковая активность» связана с мысленным перебором конкретных предметов удовлетворения потребности и условий их получения» [3, с. 77].

Необходимо заметить, что поисковая активность является обязательным компонентом многих типов поведения людей. В. С. Ротен-бергом и В. В. Аршавским была даже разработана специальная концепция поисковой активности. По утверждению авторов концепции, поисковая активность представляет собой такую активность, которая направлена на изменение ситуации без определенного прогноза результатов, но при постоянном их учете. Ими было доказано, что, независимо от получаемого результата, поисковая активность повышает стрессоустойчивость и резистентность организма человека [10].

Глубокой по своему содержанию является интерпретация А. С. Новикова научно-педагогического поиска. Он связывает данный процесс, «с одной стороны, с функцией приобретения научным сообществом нового знания, а с другой - с элиминацией, „изъятием из обраще-ния“ определенного пласта знания, включающего устаревшие, в некоторой степени потерявшие актуальность, а иногда проявившие неполноту или ошибочность конструкты» [цит. по 4, с. 83].

В литературе существуют упоминания о разновидностях научного поиска. Например, Ф. А. Кузин отмечает, что в зависимости от конкретной задачи и цели, которую ставить исследователь (субъект поиска), он подбирает тот или иной «подход» к осуществлению своего поиска. Чаще всего такими подходами, по его мнению, являются:

- поиск на основе имеющихся знаний о предмете, которые пока еще не получили проверки;

- поиск того, что еще не существует, но должно возникнуть по объективным данным научного прогноза;

- поиск в аспекте реальной фантазии [5, с. 56].

Есть и другие классификации поисковых

исследований. Так, П. Т. Приходько выделяет следующие форм поиска: предварительный поиск, проверочный поиск, фундаментальный поиск [9].

Итак, сделаем некоторые выводы относительно интерпретации поиска. Прежде всего, поиск имеет деятельностную природу, поскольку характеризует действия его субъекта. Имеются устойчивые представления о поиске как стороне исследовательской деятельности, в которой осуществляется решение особого рода задач. Такие задачи обычно называют поисковыми. Но при этом делается специальное уточ -нение, суть которого заключается в том, что поиск и решение задач (пусть даже и имеющий поисковый характер) по содержанию выполняемых субъектом действий не совпадают. Осуществление поиска и решение задач основывается на разных закономерностях, имеют разные цели и последовательность реализуемых действий.

Нередко к определению содержания поиска прибегают, опираясь на понятие «поисковая активность», которое составляет ключевую ос -нову мотивов субъекта поиска и проявляется во внутреннем и внешнем планах.

Поиск является непременным атрибутом научного познания и задействован в осуществлении функции приобретения нового знания. Можно даже сказать, что поиск выполняет роль инструмента для разработки научных теорий. Причем в науковедческой литературе поиску придаются различные «оттенки» в зависимости от содержания и целевых установок научного исследования. На этом основании можно сделать вывод о том, что поиск по содержанию осуществляемых действий совпадает с поисковой деятельностью. Поэтому целесообразно использовать термин «поисковая деятельность». Соответственно выводы, сделанные в части интерпретации содержания понятия «поиск», могут быть экстраполированы и по отношению к поисковой деятельности.

Поисковая деятельность (в различных вариантах осуществления) рассматривается в качестве инструмента решения разнообразных педагогических задач. Приведем несколько примеров, подтверждающих это утверждение.

Так, например, Г. А. Любимова обращается к опытно-поисковой деятельности студентов, считая ее важным условием развития познавательного интереса. В качестве доводов для этого она приводит следующие аргументы: опытно-поисковая деятельность, во-первых, обеспечивает успешное усвоение студентами компо -нентов учебной деятельности в их единстве; во-вторых, способствует становлению основных мотивов учения, образующих глубокие внут-ренние механизмы становления интереса, посредством введения в учебный процесс системы учебных ситуаций, направленных на стимулирование мотивов [6, с. 13].

Обращает на себя внимание тот факт, что здесь происходит сужение содержания поисковой деятельности до ее практико-ориен-тированного аспекта. Разумеется, в качестве инструментов осуществления опытно-поисковой деятельности преобладают действия, связанные с проверкой и подтверждением каких-то известных фактов. Тем не менее, для решения задачи развития познавательного интереса опытно-поисковая деятельность может быть вполне эффективным средством.

Как средство патриотического воспитания рассматривает поисковую деятельность Т. В. Яшкова. Она отстаивает положение о том, что поисковая деятельность является «наиболее эффективной формой воспитания в юношах мужества, готовности принимать ответственные решения, ... преодолевать трудности и решать проблемы» [14, с. 53]. Для обоснования направленности поисковой деятельности на решение указанной задачи автор приводит следующие аргументы: деятельность старшего и молодого поколения в поисковом отряде; совместная работа, начиная от поисковых экспедиций и участия в различных мероприятиях [там же].

Ценно, что в данном исследовании обращается внимание на роль совместной деятельности субъектов поисковой деятельности. Хотя в исследовании Т. В. Яшковой речь идет о патриотическом воспитании молодежи, тем не менее, потенциал совместной деятельности и об-

щения следует рассматривать как один из важнейших ресурсов поисковой деятельности. Совершенно очевидно, что во взаимодействии содержание деятельности становится намного более сложным и насыщенным. Совместная деятельность создает дополнительные возможности для активизации мыслительной деятельности, что, как известно, важно с точки зрения развития методического мышления.

Идея совместная поисковой деятельности и ее влияние на позитивное личностное развитие учащихся находит отражение в исследовании Л. И. Аскоченской. Она отмечает, что личностное развитие старших подростков и старшеклассников в условиях совместной поисковой деятельности детерминировано уровнем социально-психологической зрелости группы, гармонизацией индивидуальных и групповых ценностей, самореализацией личности в совместной деятельности и общении в малой группе [14, с. 5-6].

Интересно, что здесь также предпринимается попытка дать определение совместной поисковой деятельности. Но, как и в ряде предыдущих случаев, она ограничивается определением лишь некоторых признаков данного феномена, т. е. опять же, имеет контекстуальный характер. Так, Л. И. Аскоченская говорит о том, что совместная поисковая деятельность может рассматриваться как конкретный вид педагогической деятельности, «вписывающийся в про-блемно-развивающуюся парадигму воспитания». Она «содержит и интегративные теоретические знания, и практику, и конкретную практическую работу, и совместную деятельность» [там же, с. 12].

Очень важными также являются ее выводы относительно условий оптимизации осуществления совместной поисковой деятельности учащихся. В качестве таких условий она рассматривает: введение организационного порядка в совместной деятельности поисковой группы, формирование мотивации достижения успеха, регуляция эмоционального настроя, развитие способности личности к социальной интеграции, формирование способности личности к гибкой групповой идентификации и социально-психологические занятия [там же, с. 21].

Перечень подобных примеров может быть существенно расширен. Все это указывает на универсальность коллективной поисковой дея-

тельности как средства решения педагогических проблем. В большинстве из них педалируется идея совместной деятельности в процессе осуществления поиска. В психологической литературе доказано, что совместная деятельность по сравнению с индивидуальной имеет намного более интересное и богатое психологическое содержание, обладает такими особенностями, которыми отсутствуют у индивидуальной деятельности. В условиях коллективного варианта поисковой деятельности появляется хорошая возможность для осуществления процесса «коллективного думания» (А. В. Брушлинский).

Для еще большей аргументации выдвигаемого положения можно еще раз обратиться к Г. Е. Любимовой, которая показывает преимущества совместной опытно-поисковой деятель -ности. Она замечает, что совместная деятельность «создает благоприятные условия для реализации возможностей обучаемого, проявления его индивидуальности, формирования субъектной позиции, так как вызывает дополнительные социальные стимулы учебной деятельности и общения» [6, с. 72-73]. И далее: «совместная познавательная деятельность. способствует возникновению новообразования в личности студентов (мотивационной сфере, направленности, структуре ценностей), что позволяет рассматривать механизм развития мотивационного поля участников современной деятельности в качестве внутренних источников развития познавательного интереса обучаемых» [там же, с. 73].

Данные выводы имеют непосредственное отношение к предмету статьи. Правда, здесь следует сделать небольшое уточнение. В статье речь идет о коллективной деятельности, которая имеет более «утонченный» характер. Проявляется это, в частности, в том, что совместную деятельность могут осуществлять субъек -ты, которые не знают друг друга, но объединены общностью решаемых задач. Совершенно очевидно, что если совместную поисковую деятельность осуществляют члены педагогического коллектива, то можно ожидать гораздо более успешное решение поставленных проблем. Кроме того, как известно, совместная деятель -ность может иметь различные варианты воплощения: индивидуальный, последователь-

ный, взаимосвязанный, когда характер осуществляемых действий варьируется от независимого от других выполнения каких-то операций

до одновременного взаимодействия нескольких субъектов. Для нашего случая в большей степени свойственен последний вариант совместной деятельности. Коллективная поисковая деятельность предполагает одновременное взаимодействие нескольких учителей, которые объединены общими целями, совместными действиями и стремлением достичь общего результата. Кроме того, и это особенно важно, для коллективной деятельности характерно разделение процесса совместной деятельности между ее субъектами. В случае педагогического коллектива такое разделение определяется спецификой осуществляемой учителем профессиональной деятельности и его квалификационными данными.

Данные соображения могут служить достаточным основанием для вывода о целесообразности постановки акцента именно на коллективной поисковой деятельности учителей. В понимании коллективной поисковой деятельности можно опираться на исследование Ю. Ю. Устиновой, которая отмечает, что коллективная деятельность отражает в «коллективном сознании» общего коллективного мотива и связана с реализацией коллективных целей, достижением важного для коллектива результата [12].

Исходя из этого, можно утверждать, что содержание и формы коллективной поисковой деятельности определяются палитрой потребностей и возможностей ее субъектов. Содержательный контекст коллективной поисковой деятельности обусловливается также установками и профессиональными интересами администрации образовательного учреждения. Как правило, проблемы, которые решаются в ходе коллективной поисковой деятельности, инициируются администрацией образовательного учреждения. Соответственно, можно предположить, что направленность усилий педагогического коллектива на их решение зависит от умения руководителя и его заместителей использовать мотивирующие факторы. В случае совпадения установок администрации образовательного учреждения и субъектов коллективной поисковой деятельности можно прогнозировать высокую вероятность получения опти-мальных результатов.

Нельзя обойти стороной и такой важный аспект проблемы, как синергетический эффект

коллективной поисковой деятельности. Руководствуясь высказыванием Л. Фаткина и К. Морозовой, оно может быть понято как эффект, при котором усилия (физические и интеллектуальные) одного члена коллектива «умножаются на усилия других» и коллектив способен решать задачи, «непосильные для обычной группы специалистов» [13, с. 16].

Ценными можно считать выводы, описанные в статье С. И. Осиповой и В. С. Окуневой «Синергетический эффект командной деятельности» [8]. Несмотря на то, что речь там идет о командной деятельности, некоторые положения является привлекательными и для нашего случая. В этой связи приведем некоторые положения из данной работы. В частности, выделим психологические основание результативности деятельности команды:

- наличие общей цели, значимой для всех и принимаемой каждым членов команды как значимой для себя; такая цель находится в основе построения отношений внутри команды, на ней базируется используемая в команде системе мотивирования, контроля и оценки результатов деятельности членов команды;

- партнерские взаимодействия в команде способствуют проявлению индивидуальных способностей и творчества каждым членом команды; партнерское взаимодействие может осуществляться в виде сотрудничества, когда взаимоотношения членов команды основываются на взаимном согласии и солидарности в понимании целей совместной деятельности и способах ее достижения;

- ответственность членов команды за результаты совместной деятельности, которая определяет необходимость качественное выполнение персональной деятельности;

- сближение ценностных ориентиров членов команды; наличие благоприятных условий для самоопределения и самосовершенствования членов команды;

- наличие комфортной атмосферы внутри команды, способствующей налаживанию межличностных отношений, которые основаны на взаимодоверии, доброжелательности и открытости [8].

В исследовании А. Л. Журавлева выделены три основных признака субъектности группы: взаимосвязанность членов группы, совместная деятельность и групповая саморефлексив-

ность [2]. В принципе, эти характеристики могут быть применены и для коллективной поисковой деятельности, в осуществление которой может быть вовлечена группа учителей школы. Соответственно по отношению к такой группе можно говорить, что ее члены являются взаимосвязанными определенными служебными и нравственными обязательствами. Проявляющаяся в такой группе совместная активность является ведущим фактором достижения целей поисковой деятельности. Наконец, результаты достижения целей деятельности являются предметом совместной рефлексии.

В результате анализа указанных первоисточников складывается следующее понимание коллективной поисковой деятельности:

- предполагает координацию и интеграцию деятельности всех субъектов поиска из числа учителей образовательного учреждения; разделение функций определяется особенностями осуществляемой учителями профессиональной деятельности и их квалификационными данными;

- в силу специфики решаемых учителями педагогических проблем носит творческий характер;

- активизирует познавательную деятельность участников;

- связана с достижением важных для педагогического коллектива результатов;

- содержание и формы данного вида педагогической деятельности определяются потребностями и возможностями ее субъектов;

- в зависимости от степени сформирован-ности отношений внутри педагогического коллектива может осуществляться в виде сотрудничества, а также на паритетных, равноправных началах;

- предполагает высокий уровень ответст-венности учителей за качество получаемых совместно результатов;

- способствует формированию у учителей ценностей коллективной деятельности, идентификации себя в качестве субъекта коллек-тивной деятельности, направленности на соблюдение установок, убеждений и представлений, разделяемых большинством участников поиска.

Таким образом, в условиях коллективной поисковой деятельности учитель направлен на активное взаимодействие с различными субъектами ее осуществления, на познание и каче-

ственное преобразование собственных потребностей, возможностей и способностей. Такой вид деятельности нацелен на приобретение, систематизацию объективных знаний, методов и способов достижения результата, проявляющихся в их интеллектуальной и творческой направленности. Эти обстоятельства позволяют говорить о том, что коллективная поисковая деятельность обладает такими приемами и способами, которые обеспечивают развитие методического мышления учителя. Иными словами, коллективная поисковая деятельность может быть направлена на развитие методического мышления учителя.

Литература

1. Аскоченская, Л. И. Социально-психологические особенности личностного развития подростков и старшеклассников в совместной деятельности поисковых групп : автореф. дис. ... канд. психол. Наук : 19.00.05 / Л. И. Аскоченская. - Курск, 2009. - 23 с.

2. Журавлев, А. Л. Психология совместной деятельности / А. Л. Журавлев. - М. : Ин-т психологии РАН, 2005. - 638 с.

3. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2003. - 512 с.

4. Коржуев, А. В. Общенаучные основы педагогики и педагогического поиска / А. В. Коржуев, А. Р. Садыкова. - М. : Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2010. - 304 с.

5. Кузин, Ф. А. Диссертация. Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов / Ф. А. Кузина ; под ред. В. А. Абрамова. - 4-е изд., доп. - М. : Ось-89, 2011. - 448 с.

6. Любимова, Г. А. Развитие познавательного интереса студентов в условиях опытнопоисковой деятельности : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. А. Любимова. - Волгоград, 2005. - 174 с.

7. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении / А. М. Матюшкин. - М. : Педагогика, 1972. - 168 с.

8. Осипова, С. И. Синергетический эффект

командной деятельности [Электронный ресурс] / С. И. Осипова, В. С. Окунева // Современеные проблемы науки и образования. - URL : http ://www. science-education.ru/103 -6213 [дата

обращения: 11.12.2012].

9. Приходько, П. Т. Пути в науку / П. Т. Приходько. - М. : Знание, 1973. - 136 с.

10. Ротенберг, В. С. Поисковая активность и адаптация / В. С. Ротенберг, В. В. Аршавский ; отв. ред. П. В. Симонов. - М. : Наука, 1984. - 193 с.

11. Саранцев, Г. И. Современное методическое мышление / Г. И. Саранцев // Педагогика.

- 2010. - № 1. - С. 31-40.

12. Устинова, Ю. Ю. Индивидуальность малой группы как социально-психологическое

явление : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Ю. Ю. Устинова. - Кострома, 2003. - 154 с.

13. Фаткин, Л. Командообразование в организации как фактор эффективности совместной деятельности / Л. Фаткин, К. Морозова // Проблемы теории и практики управления. - М., 2001. - № 1. - С. 15-19.

14. Яшкова, Т. В. Патриотическое воспитание молодежи в условиях поисковой деятельности / Т. В. Яшкова // Педагогика. - 2009. -№ 10. - С. 50-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.