Научная статья на тему 'Направления усовершенствования развития сферы образовательных услуг'

Направления усовершенствования развития сферы образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FINANCE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ / EXTERNAL THREATS INTERNAL THREATS / ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильчак Светлана Васильевна, Бабий Роман Петрович

Определена роль сферы образовательных услуг. Проведено классификацию высших учебных заведений в зависимости от уровней аккредитации. Проанализировано развитие высших учебных заведений во Львовской области, графически изображена и проанализирована структура финансирования высших учебных заведений I-IV уровней аккредитации, в отдельности анализируются средства государственного бюджета и средства специального фонда, сформированного за счет внебюджетных источников. А также продемонстрированы положительные и отрицательные тенденции подготовки специалистов вузов по образовательно-квалификационным уровням. Определены внешние и внутренние угрозы для учебных заведений в контексте экономической безопасности. Сделаны соответствующие выводы и предложены альтернативные пути для развития высших учебных заведений в условиях рыночных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильчак Светлана Васильевна, Бабий Роман Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF EDUCATIONAL SERVICES DEVELOPMENT

The role of educational services is defined. The classification of higher education institutions, depending on the level of accreditation was conducted. The development of higher education institutions in the Lviv region is analyzed; the structure of financing of higher education of I-IV accreditation levels are analyzed and displayed separately from the state budget funds and special funds provided by extrabudgetary sources. Positive and negative trends of specialists training for educational and skill levels are defined. External and internal threats to educational institutions in the context of economic security are found. Appropriate conclusions were made and alternative ways for the higher education institutions development in the conditions of market economy were offered.

Текст научной работы на тему «Направления усовершенствования развития сферы образовательных услуг»

ственно-коммерческои деятельности предприятии пищевой промышленности // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 60-63.

11. Калюжный А.Н. Методический подход к определению степени гармонизации расходов предприятий пищевой промышленности // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 3 (27). С. 97-102.

12. Ганин Д.В. Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности в нижегородской области // Вестник НГИЭИ. 2013. № 3 (22). С. 18-25.

13. Чирва О.Г. Условия, принципы и инструменты управления конкурентным развитием пищевых предприятий // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 115-118.

CLASSIFICATION OF INDUSTRIAL GOODS AND CONSUMER GOODS, AS A FORMATION MECHANISM ATTRIBUTE OF FOOD INDUSTRY ENTERPRISES PRODUCT POLICY

© 2014

S.A. Bugaenko, candidate of economic Sciences, associate Professor

International University of Business and Law, Kherson (Ukraine)

Annotation: The article is devoted to study and improve the classification of the food industry enterprises goods, as part of the industrial goods and consumer products.

Keywords: marketing, goods, industrial marketing, consumer marketing, consumer goods, industrial products, consumer products.

УДК 336.13: 378.1

НАПРАВЛЕНИЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

© 2014

С.В. Васильчак, доктор экономических наук, профессор, кафедры «Экономики и экономической безопасности»

Львовский государственный университет внутренних дел, Львов (Украина) Р.П. Бабий, заместитель директора - начальник управления профтехобразования, координации деятельности высших учебных заведений и науки

Департамент по вопросам образования, науки, семьи и молодежи, Львов (Украина)

Аннотация. Определена роль сферы образовательных услуг. Проведено классификацию высших учебных заведений в зависимости от уровней аккредитации. Проанализировано развитие высших учебных заведений во Львовской области, графически изображено и проанализирована структура финансирования высших учебных заведений Г-ГУ уровней аккредитации, в отдельности анализируются средства государственного бюджета и средства специального фонда, сформированного за счет внебюджетных источников. А также продемонстрированы положительные и отрицательные тенденции подготовки специалистов вузов по образовательно-квалификационным уровням. Определены внешние и внутренние угрозы для учебных заведений в контексте экономической безопасности. Сделаны соответствующие выводы и предложены альтернативные пути для развития высших учебных заведений в условиях рыночных отношений.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, развитие, финансирование, образование, экономическая безопасность, внешние угрозы, внутренние угрозы.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Образование и наука стали определяющими факторами в современном обществе, они являются безальтернативным средством национального самоутверждения.

В настоящее время высшее образование занимает первое место среди факторов развития человечества. Роль знаний в экономическом развитии стран мира стремительно растет, опережая значение средств производства и природных ресурсов.

Для успешного осуществления своей деятельности и обеспечения экономической безопасности сфера высшего образования требует финансовых ресурсов. Финансирование высшего образования - это система отношений по формированию, распределению и использованию различных финансовых ресурсов в сфере высшего образования. В результате налаживания этой системы отношений создаются финансы образования и научных учреждений - различные фонды финансовых ресурсов, обеспечивающих нормальное функционирование высших учебных заведений и научных учреждений.

Формирование целей статьи. В связи с этим возникает необходимость поиска направлений усовершенствования системы развития сферы образовательных услуг, в частности развития рынка образовательных услуг в трансформационный период. Необходимость решения этой научной и прикладной проблемы обусловило выбор темы исследования, цель и задачи для написания статьи.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы. Подавляющее большинство теоретических положений

и практических разработок по развитию учебных заведений в Украине, их финансирования, представлена в научном наследии таких ученых и практиков, как Т.Боголиб [5,6], С.Буковинский, О.Василык, Н. Волкова [8], В.Геец, В.Глущенко, А.Даниленко, Б.Данилишин [2], А.Криклий [10], В.Кудряшов, В.Куценко, Э.Либанова, И.Лукьяненко, И.Лютый, Н.Новиков, Т.Оболенская, К.Павлюк, Д.Полозенко, П.Саблук, В.Федосов, О.Чубукова, И.Чугунов, В.Шпотенко [14], С.Юрий.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Отдавая должное наследию ученых в этой сфере, следует отметить, что в отечественной экономической литературе не хватает исследований, касающихся проблемы развития национального рынка образовательных услуг в трансформационный период. Из-за отсутствия весомого исследования угроз в системе образовательных услуг методично не определено составляющие механизма обеспечения экономической безопасности данного рынка в условиях высокого риска функционирования его субъектов, в частности развития высшего образования и науки.

Во Львове и Львовской области подготовку специалистов с высшим образованием осуществляли 22 самостоятельные высшие учебные заведения ГГГ-ГУ уровней аккредитации и столько же - Г-ГГ уровней аккредитации. Из них - 12 университетов, 6 академий, 4 института, 13 колледжей, 6 училищ и 3 техникума. Статус национальных имеют 6 университетов и 2 академии. Каждый пятый вуз - негосударственный.

У высших учебных заведениях на начало 2012/2013 учебного года получали образование 146,4 тыс. студен-

тов (рис. 1), в том числе 126,1 тыс. в заведениях Ш-1У уровней аккредитации и 20,3 тыс. студентов - в учреждениях 1-П уровней аккредитации._

140

100 80 60 40 20

0 —^-^-^-^-^-^-—

2000/2001 2005/2006 2008/2009 2009/2010 2010/2011 2011/2012 2012/2013

■ Количество студентов у высших учебных заведениях Львовской области, тыс. человек

Рис. 1. Количество студентов у высших учебных заведениях Львовской области, тыс. человек

Источник: Расчеты авторов.

Вследствие демографических изменений с 2009/2010 учебного года количество студентов у высших учебных заведениях начало сокращаться. Так, в 2012/2013 учебном году по сравнению с предыдущим учебным годом количество студентов уменьшилось на 5 тыс. (3,3 %), а по сравнению с 2008 /2009 учебным годом - на 21,2 тыс. (12,6 %).

В то же время по сравнению с 2000/2001 учебным годом количество студентов, обучающихся у высших учебных заведениях Львовщины, значительно больше - на 29,2 тыс. человек, или на 24,9 %. При этом за этот период количество студентов в учреждениях I и II уровней аккредитации уменьшилось на 39,2% при росте количества студентов в заведениях Ш-1У уровней аккредитации (на 50,5 %).

Основная часть студентов (91,4 %) учится в государственных высших учебных заведениях и заведениях местного подчинения, в которых почти половина студентов учится за счет средств государственного и местного бюджетов. На дневной форме учится 68,1 % студентов, заочной - 31,2 %, вечерней - 0,7 %.

У высшие учебные заведения на первые курсы в 2012 году поступило учиться 28,2 тыс. студентов против 29 тыс. на начало 2011 учебного года.

В течение 2012 года обучения у высших учебных заведениях закончили 37,2 тыс. молодых специалистов (39,2 тыс. в 2011 году). Дипломированными магистрами стали 8 тыс. молодых выпускников, специалистами - 12,3 тыс., бакалаврами - 7,6 тыс., младшими специалистами - 9,3 тыс. учащихся.

Всего среди выпускников получили высшее образование в области экономики - 10,5 тыс., из инженерных дисциплин - 7,4 тыс., в области права - 2,8 тыс., образования - 1,8 тыс., медицины - 2 тыс.

В таблице 1 представлены высшие учебные заведения по их типам.

Таблица 1 - Высшие учебные заведения по типам на начало 2012/2013 учебного года

За последние годы правительство Украины многократно обращало внимание на проблему реформирования, развития и модернизацию образования, и каждый раз в центре обсуждения были проблемы, связанные с финансированием образования. Именно от финансирования в значительной степени зависит развитие всех направлений образования высших учебных заведений. Надлежащее финансирование затрат высшего образования дасть возможность вузам не только эффективно функционировать, но и развиваться, надлежащим образом решать проблемы, связанные с внешними и внутренними угрозами, а также будет возможность внедрить инновационные технологии в процессе развития.

Источники финансирования системы образования разделены на две основные составляющие (фонды): средства государственного бюджета и специальный фонд, сформированный за счет внебюджетных источников. В статье 23 ЗУ «О высшем образовании» [1, с. 53] говорится о соотношении 51:49 % между студентами, обучающихся по госзаказу и на коммерческой основе. За счет Государственного бюджета Украины должна осуществляться подготовка специалистов с высшим образованием по направлениям и специальностям соответствующих образовательно-квалификационных уровней у высших учебных заведениях государственной формы собственности в объемах не менее 100 студентов в вузах I и II уровней аккредитации и 180 студентов у вузах III и IV уровней аккредитации на каждые десять тысяч населения.

Украина принадлежит к странам со смешанной, если говорить об источниках финансирования, системой высшего образования. Структура источников финансирования подготовки специалистов вузов I-II уровней аккредитации за 2011-2012 учебный год отражена на рисунке 2._

Структура финансирования студентов вузов I-II уровней аккредитации в Украине в 2011/2012 учебном году

■ Средства общегосу дар ственного бюджета

■ Средства местных бюджетов

■ Средства юридических и физических лиц

Рис. 2. Структура финансирования студентов вузов ¡-IIуровней аккредитации в Украине в 2011/2012уч. г.

Источник: собственные расчеты на основе данных Государственной службы статистики Украины.

Соотношение источников финансирования за средства государственного и местных бюджетов по сравнению с внебюджетными - 55%:45%. Это свидетельствует, что государство уделяло должное внимание подготовке рабочих профессий и младших специалистов.

Структура источников финансирования студентов вузов Ш-1У уровней аккредитации представлена на рисунке 3.

Количество заведений Количество студентов Из них женщин Принято Выпущено

единиц человек

1 2 3 4 5 6

Всего 44 146364 74073 28177 37172

в том числе техникумы 3 4652 1408 1122 1325

училища 6 2511 1787 681 622

колледжи 13 13106 8292 3733 3397

из них педагогические 2 1488 1165 368 414

университеты 12 107342 52169 19153 26583

из них педагогические 1 5989 4502 1068 2098

академии 6 15166 8226 3033 4367

институты 4 3587 2191 455 878

привлечением

Структура финансирования сту дентов вузов Ш-1У уровней аккредитации в Украине в 2011/2012 уч.г.

■ Средства общегосударственного бюджета ■ Средства местных бюджетов

L 64% 35%

■ Средства юридических и физических лиц

статистических данных.

Рис. 3. Структура финансирования студентов вузов ¡¡¡-IV уровней аккредитации в Украине в 2011/2012уч. г.

Источник: собственные расчеты на основе данных Государственной службы статистики Украины.

Из рисунка 3 следует, что в 2011/2012 уч. г. за счет бюджета высшие учебные заведения Ш-1У уровней ак-Балтийский гуманитарный журнал. 2012. № 1

кредитации несколько недофинансируются, поскольку соотношение средств государственного и местного бюджета и небюджетных ресурсов составляет соответственно - 36%:64%, что ограничивает доступ у вузы Ш-^ уровней аккредитации молодых людей из малообеспеченных семей и из сельской местности.

Численный состав студентов, обучающихся за бюджетные средства и на коммерческой основе, характеризуется данными рисунка 4._

1995 1996 2000.2001 2005.2006 2010.2011 2011.2012 2012.2013 ■ Государственными местный бюджет "Средства физических щщ "Другиеисточники

Рис. 4. Распределение студентов, принятых у вузы, по источникам финансирования, в % к итогу

Источник: Расчеты авторов.

Из рисунка 4 видно, что большая часть студентов во Львовской области учатся именно на коммерческой основе, а именно каждый второй студент (родители, предприятия) является инвестором системы высшего образования. Доля государства у финансировании высшего образования слишком мала и нужно максимально стимулировать подготовку специалистов высшего уровня квалификации. Другие источники финансирования - это средства юридических лиц и спонсорская помощь, их доля так же мала. Получается, что юридические лица -предприятия вовсе не заинтересованы в инвестировании студентов, которые в дальнейшем могли бы стать для них квалифицированными работниками.

В современных условиях недостаток бюджетных средств на надлежащее функционирование высшего образования вынуждает придерживаться принципа его многоканального финансирования с привлечением в основном внебюджетных источников.

Проблема снижения численности студентов, обучающихся у вузах просматривается на примере данных таблицы 2.

Таблица 2 - Высшие учебные заведения Львовской области

Учебные года Количество заведений Выпуск студентов

I-II уровней аккредитации III-IV уровней аккредитации I-II уровней аккредитации III-IV уровней аккредитации

1 2 3 4 5

2008/2009 27 26 6680 32926

2009/2010 25 24 6562 29125

2010/2011 23 23 6300 31200

2011/2012 22 22 5309 33865

2012/2013 22 22 5344 31828

Из данных таблицы 2 видно, что в 2012/2013 учебном годе вузов 1-11 уровней аккредитации закончили 5,3 тыс. человек, Ш-1У уровней аккредитации - 31,8 тыс. человек. Поскольку есть уменьшение численности студентов, то это в свою очередь приведет к снижению общего финансирования у вузах, что в конечном итоге повлечет за собой угрозы экономической безопасности учебных заведений. Нужно усовершенствование финансового механизма обеспечения развития учебных заведений. И здесь основная роль должна быть отведена государству, в частности в увеличения удельного веса финансирования подготовки кадров и обучению молодежи, особенно профессий, пользующихся на рынке труда определенным спросом.

Усовершенствование финансирования образовательной сферы, в частности вузов позволит эффективно им

развиваться и функционировать в условиях рыночных отношений, обеспечить им экономическую безопасность, а именно: тщательное выявления ряду возникшим угрозам, особенно финансового характера, и быстрая их ликвидация.

Экономическая безопасность высшего учебного заведения - это совокупность условий, обеспечивающих финансовую независимость и самостоятельность учреждения, его стабильность, устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию в рамках действующего законодательства.

Угрозы учебных заведений можно разделить на внутренние и внешние.

К внутренним угрозам относятся:

1) ухудшение качества и эффективности образования, их неконкурентоспособность из за:

- недостаточного финансирования образования;

- устаревшая материальная база, отсутствие в большинстве вузов научно-технической (НИИ, КБ, опытных производств и т.д.) и инновационной инфраструктуры (технопарков, технологических центров, инкубаторов технологического бизнеса и т.д.). Уровень износа основных фондов образовательных учреждений в Украине превышает этот показатель в сфере материального производства. Несовершенной является технологическая структура основных фондов: на долю оборудования приходится всего 15 % общего объема [2, с.31];

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- низкая заработная плата преподавателей, которые вынуждены работать в трех-четырех вузах одновременно, а отсюда - неэффективная научная деятельность (ею реально занимаются только 20 % научно-педагогических работников);

- воспроизведение и передача студентам неконкурентных знаний;

- освобождение наиболее талантливых преподавательских кадров;

- распространение в системе высшего образования коррупции;

2) несвоевременное реагирование профессионального образования на потребности рынка труда, порождает серьезные квалификационные перекосы в сфере занятости, безработицы среди молодежи и потерю статуса дипломов вузов;

3) интенсивная коммерциализация образования, меняет статус образовательного блага.

Внешние угрозы в сфере образования связаны с глобализацией высшего образования.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Для осуществления устойчивого развития и нового качественного прорыва в высшем образовании необходимо обеспечить:

- совершенствование нормативной базы, а именно Закона Украины «О высшем образовании (новая редакция)» и Постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении Национальной рамки квалификаций»;

- централизацию управления высшим образованием, реформирования и оптимизации сети высших учебных заведений, приведение ее в соответствие с потребностями развития национальной экономики и запросами рынка труда, создание исследовательских университетов, расширение автономии вузов;

- пересмотр и утверждение Перечня профессий педагогических и научно-педагогических работников;

- разработка стандартов высшего образования, ориентированных на компетентностный подход в образовании, согласованных с новой структурой образовательно-квалификационных (образовательно-научного) уровней высшего образования и с Национальной рамкой квалификаций;

- расширение взаимодействия вузов с учреждениями НАН и АПН по развитию научных исследований в области высшего образования;

- создание нормативно-правовой базы по мотивации работодателей к сотрудничеству с высшими учебными

заведениями, участия в разработке стандартов высшего образования, предоставление баз для прохождения практики студентами и первого рабочего места выпускникам;

- разработка целостной системы поиска и отбора на обучение талантливой молодежи, ее научного и профессионального роста, дальнейшего сопровождения в карьерном росте;

- дальнейшее совершенствование процедур и технологий внешнего независимого оценивания качества образования как предпосылки обеспечения равного доступа к обучению в высшей школе;

- переоснащение учебной, научно-методической и материально-технической базы высших учебных заведений через целевое финансирование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон Украины «О высшем образовании» от 17.01. 2002 г. № 2984-11 и / / Сведения Верховной Рады. - 2002. - № 20. - С. 134;

2. Данилишин Б. Рынок образовательных услуг: основные тенденции и пути модернизации / Б. Данилишин,

B. Куценко / / Украина: аспекты труда. - 2005. - № 8. -

C. 28-34;

3. Государственная служба статистики Украины. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. ukrstat.gov.ua/

4. Главное управление статистики во Львовской области. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р:// www.lv.Ukrstat.gov.ua/

5. Боголиб Т.М. Методологические и организационно-правовые проблемы реализации нормативного финансирования ВУЗОВ // Рыночные отношения в Украине. - 2006. - №10. - С.43-52.

6. Боголиб Т. М. Механизм коммерциализации высших учебных заведений // Предпринимательство, хозяйство, право. - 2006. - №6. - С.167-170.

7. Высшие учебные заведения Украины. - К.: Министерство образования и науки, 200l.- CD-ROM (www.education.gov.ua).

8. Волкова Н.В. Эффективность использования средств ВУЗА // Финансы Украины. - 2005. - №5. - С. 66-71.

9. Каленюк И.С. Государственное финансирование образования: его роль и тенденции развития // Научные труды НИФИ. - 2001. - №13. - С.41-48.

10. Криклий А.С. Финансирование профессионального обучения персонала // Финансы Украины. 2005. -№6. - С. 113-119.

11. Кудряшов В.П. Финансы. - К., 2010. - 352с.

12. Повышение эффективности использования средств федерального бюджета в сфере образования. ИЭПП (http://www.iet.ru/ )

13. Решетилова Т. Образование специалистов: ориентация и умение // Маркетинг в Украине.- №6. - 2011. - С. 4-8.

14. Шпотенко В.Д. Методика определения размера платы за обучение студентов высших учебных заведений // Финансы Украины. - 2003. - №7. - С.43-51.

15. Шкатулка В. Образовательное право. - М.: Норма, 2011. - 683 с.

DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF EDUCATIONAL SERVICES DEVELOPMENT

© 2014

S.V. Vasilchak, doctor of economic sciences, professor Lviv State Internal Affairs University, Lviv, (Ukraine) R.P. Babiy, deputy director, coordination of activities higher educational institutions and science

Department on education, science, youth and family head management of vocational education,

Lviv, (Ukraine)

Annotation: The role of educational services is defined. The classification of higher education institutions, depending on the level of accreditation was conducted. The development of higher education institutions in the Lviv region is analyzed; the structure of financing of higher education of I-IV accreditation levels are analyzed and displayed separately from the state budget funds and special funds provided by extrabudgetary sources. Positive and negative trends of specialists training for educational and skill levels are defined. External and internal threats to educational institutions in the context of economic security are found. Appropriate conclusions were made and alternative ways for the higher education institutions development in the conditions of market economy were offered.

Keywords: higher educational institution, development, Finance, education, economic security, external threats internal threats.

УДК 338.24

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ УКРАИНЫ КАК ОСНОВА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

© 2014

Е.Б. Козак, кандидат экономических наук, доцент Одесская национальная академия пищевых технологий, Одесса (Украина)

Аннотация: Статья посвящена исследованию развития продовольственной безопасности Украины как основы жизнеобеспечения и повышения качества жизни населения. Исследованы негативные последствия экономических реформ и кризисных явлений, которые превратились в весомые угрозы национальной безопасности.

Ключевые слова: продовольствие, безопасность, национальная безопасность, продовольственная безопасность, продовольственная независимость, самообеспеченность продовольствием.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современном мире, наряду с появлением принципиально новых угроз безопасности, резко обострились некоторые из традиционных факторов жизнедеятельности человеческого общества. Одним из таких факторов, представляющих угрозу глобальной безопасности, стала нехватка продовольствия, что обусловила массовый голод во многих странах, особенно в Африке и Азии. В настоящее время, наряду с нефтью, ведущим фактором мировой политики все чаще становится продовольствие.

Анализ последних исследований и публикаций, в ко-

торых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Исследование понятия экономической безопасности государства, классификации экономических угроз и интересов государства, подходов к оценке уровня экономической безопасности государства, принципов формирования системы обеспечения экономической безопасности государства освещены в работах таких отечественных и зарубежных ученых, как: Л. Абалкин, В. Билоус, О. Бандурка, О. Барановський, И. Бинько, В. Геец, С. Глазьев, Б. Гриер, В. Духов, М. Ермошенко, Я. Жалило, Б. Кваснюк,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.