Формирование эффективной Архитектуры позволяет предприятию уменьшить риски и увеличить отдачу от инвестиций в ИТ, повысить гибкость технологический решений и адаптацию под постоянно изменяющиеся требования бизнеса.
Инструментов для создания Архитектуры предприятия существует множество, и они постоянно эволюционируют и прибавляются, но выделяют лидеров из них:
- модель Захмана (Zachman Framework);
- TOGAF (Open Group Architectural Framework);
- Архитектура федеральной организации (FEA);
- Gartner.
Ни один из инструментов не является полным, каждый имеет свои плюсы и минусы. Поэтому чаще всего организации используют некий симбиоз, который лучшим образом отвечает потребностям организации.
Литература
1. Коротков А. «Архитектура предприятия: как заставить ИТ работать на вашу компанию?», 2013 г. URL: http://andrey-korotkov.ru/wp-content/uploads/2013/02/andrey-korotkov.ru_Enterprise_architecture.pdf.
2. Олейник А. И., Сизов А. Б. «ИТ-архитектура»: учебно-методическое пособие. Москва. ГУ ВШЭ, 2012 г.
3. Калянов Г. Н. «Построение архитектуры предприятия»: журнал «Корпоративные системы». № 3, 2005 г. URL: http://www.management.com.ua/ims/ims110.html.
4. Microsoft library: статьи по Архитектуре предприятия. URL: https://msdn.microsoft.com/ru-ru/library/ee914379.aspx.
5. Аполов О. Г. «Архитектура предприятия»: курс лекций. Уфа, 2013 г.
Directions of improving the investment climate in the Republic of
Uzbekistan Nuritdinova V. (Republic of Uzbekistan) Направления улучшения инвестиционного климата в Республике
Узбекистан Нуритдинова В. Ш. (Республика Узбекистан)
Нуритдинова Васила Шавкатовна / Nuritdinova Vasila - старший преподаватель,
кафедра финансов, Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассматривается социально-экономическая сущность инвестиций, рассматривается сформировавшийся благоприятный инвестиционный климат в Республике Узбекистан за годы независимости и направления его совершенствования.
Abstract: this article discusses the socio-economic essence of investments, considers favorable investment climate in the Republic of Uzbekistan formed for years of independence and ways of its improvement.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, иностранные инвестиции, инвестиционный климат, деловая среда.
Keywords: investments, investment activity, foreign investments, investment climate, business environment.
Динамичное развитие инвестиционной деятельности является необходимым условием стабильного функционирования и развития экономики. Инвестиции представляют собой средства (денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные и иные права, имеющие денежную оценку), вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [1]. Согласно законодательству Республики Узбекистан инвестиции - это материальные и нематериальные блага и права на них, вкладываемые в объекты экономической и иной деятельности [2].
За годы независимости в Республике Узбекистан создан благоприятный инвестиционный климат, широкая система правовых гарантий и льгот для иностранных инвесторов, разработана целостная система мер по стимулированию деятельности предприятий с иностранными инвестициями. В стране принят ряд законодательных актов, регулирующих деятельность иностранных инвесторов, гарантирующих и защищающих их права, установлен режим, предусматривающий предоставление иностранным инвесторам условий не менее благоприятных, чем соответствующие условия для инвестиций, осуществляемых юридическими и физическими лицами Республики Узбекистан. К преимуществам, которые предлагает современная экономика Узбекистана для иностранных инвесторов, относятся также политическая и макроэкономическая стабильность, благоприятные природно-климатические условия, богатая сырьевая база, интегрированная в сеть наземных и воздушных коммуникаций международного значения транспортно-логистическая система и научно-интеллектуальный, кадровый потенциал республики.
Ежегодно в ведущих отраслях и сферах экономики осваиваются прямые иностранные инвестиции в размере более 3 млрд долларов США. Увеличение осваиваемых инвестиций в среднем на 9-9,5% связано с созданным в стране благоприятным деловым климатом. В ведущих отраслях экономики организовано более 4500 предприятий с иностранными инвестициями, успешно функционирующих и сегодня [3].
В целях дальнейшего совершенствования деловой среды, создания максимально благоприятного инвестиционного климата, повышения прозрачности деятельности органов государственного и хозяйственного управления, коренного улучшения на этой основе условий для ведения предпринимательской деятельности, создания новых рабочих мест и увеличения занятости населения в частном секторе экономики Указом Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан» от 7.04.2014 г., № УП-4609 была утверждена Программа дополнительных мер по дальнейшему улучшению инвестиционного климата и деловой среды, повышению эффективности стимулирования развития предпринимательской деятельности [4].
Программой дополнительных мер по дальнейшему улучшению состояния инвестиционного климата и деловой среды, повышению эффективности стимулирования развития предпринимательской деятельности определены следующие направления мероприятий, касающиеся деятельности предприятий, в том числе и иностранных:
- стимулирование притока прямых иностранных инвестиций путем размещения на веб-сайтах и публикаций международных финансовых организаций статистической и иной информации, необходимой для принятия решения об инвестировании в Республику Узбекистан;
- установление порядка, в соответствии с которым при согласовании и утверждении инвестиционных предложений и паспортов перспективных инвестиционных проектов, требующих привлечения иностранных инвестиций, обязательно использование единой электронной базы инвестиционных проектов;
- дальнейшее сокращение количества, стоимости и сроков процедур
Еигореап Баепсе № 8(18) ■ 26
лицензирования отдельных видов деятельности и выдачи документов разрешительного характера;
- рассмотрение вопроса об установлении уголовной ответственности и ужесточении административной ответственности должностных лиц за нарушение установленного порядка и сроков выдачи лицензии и других документов разрешительного характера;
- дальнейшая либерализация законодательства в сфере предпринимательской деятельности и другие.
Литература
1. Инвестиции. [Электронный ресурс]. URL: http://official.academic.ru/7912 (дата обращения: 25.07.2016 г.).
2. Закон Республики Узбекистан 09.12.2014 г. № ЗРУ-380 «Об инвестиционной деятельности» (в новой редакции).
3. В Ташкенте прошел форум «Роль коммерческих банков в поддержке предприятий с иностранными инвестициями». [Электронный ресурс]. URL: https://www.uzdaily.uz/articles-id-22202.htm (дата обращения: 25.07.2016 г.).
4. Указ Президента Республики Узбекистан от 07.04.2014 г. № УП-4609 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан».
Prospects of development of free economic zones in the Republic of
Uzbekistan Tajibekova D. (Republic of Uzbekistan) Перспективы развития свободных экономических зон в Республике
Узбекистан Таджибекова Д. Б. (Республика Узбекистан)
Таджибекова Дилноза Бахтияровна / Tajibekova Dilnoza - старший преподаватель,
кафедра финансов, Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье представлены рекомендации дальнейшего развития свободных экономических зон в Республике Узбекистан.
Abstract: the article provides recommendations of further development of free economic zones in the Republic of Uzbekistan.
Ключевые слова: свободные экономические зоны, промышленный потенциал региона, финансовые меры, налоговые льготы.
Keywords: free economic zones, industrial potential of the region, fiscal measures, tax incentives.
По определению Международной ассоциации развития свободных зон (МАРСЭЗ), свободная экономическая зона является особым территориально -хозяйственным образованием, как правило, открытым для финансово -хозяйственной деятельности любой страны, благоприятствующим экономическому, научно-техническому, экологическому и социальному развитию, специально создаваемому путём дополнительного предоставления государственными органами страны прав и полномочий с жестко закрепленными и соблюдаемыми границами,