Все это требует значительных инвестиций. В 1999 г. факторинговый бизнес НИКойла получил международное признание - акционерный банк «Инвестиционно-банковская группа
НИКойл» получила статус Партнера в International Factors Group(IFG) и сегодня является признанным лидером на рынке факторинга в России.
НАПРАВЛЕНИЯ УЧАСТИЯ БАНКОВ В ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
М.Г. ПИКАЛКИНА, доцент МГУЛа, к.э.н.
Стимулирование инвестиций становится одним из приоритетов российского правительства. При этом особенное внимание уделяется банковским инвестициям.
Банковская система России должна сыграть ключевую роль в финансовом обеспечении подъема экономики, который в свою очередь невозможен без существенного повышения инвестиционной активности. Эта роль предопределена реальным состоянием различных финансовых институтов в России. Ни пенсионные и страховые фонды, ни финансовые инвестиционные компании не могут пока иметь достаточно весомого значения в подъеме инвестиционной активности, так как не набрали необходимой финансовой мощи, кроме того, их деятельность затруднена тем, что не развит рынок ценных бумаг, особенно вторичный.
В последнее время появились некоторые признаки оживления инвестиционной активности российских банков. Растет понимание того, что период безраздельного господства «коротких денег» близится к завершению. Это позволяет предположить, что даже существование общественных негативных факторов, слишком длительного периода отдачи, дороговизны проектов и т.д. - не станет препятствием для участия банков в процессе модернизации российской экономики. Ряд крупных банков уже сейчас просматривает свою стратегию развития и начинают активно включаться в инвестиционный процесс.
Существует несколько основных направлений участия банков в инвестиционном процессе:
- проведение операций, связанных с государственными инвестиционными ресурсами;
- осуществление инвестиций за счет собственных средств;
- участие в инвестициях в составе финансово-промышленных групп;
- трастовое управление ресурсами (в основном внебюджетными фондами);
- привлечение западных инвестиционных ресурсов.
Уже сегодня крупные финансовые структуры, сформировавшие достаточные для дорогих и долгосрочных вложений кредитные портфели, напрямую финансируют некоторые инвестиционные высокоокупае-мые проекты. Деньги в рублях и СКВ идут в добычу нефти, газа, лесозаготовки, в электро-и теплоэнергетику, производство стройматериалов, нефтепереработку, в авиа и автомобилестроение и в судостроительную промышленность.
Количество банков, решившихся на финансирование инвестиций в прошлом году, увеличилось. Особенно быстро росла доля банков, выдававших до половины кредитов на долгосрочные цели: появились банки, имеющие в своем портфеле более 50 % кредитов со сроком дольше года.
Кроме того, взаимоотношения между банками и промышленными предприятиями перешли к новому этапу, который характеризуется значительно большим проникновени-
ем банков в промышленную сферу путем финансирования инвестиционных проектов как в прямой (долгосрочное кредитование), так и в портфельной (покупка акций новых выпусков, эмитированных специально под инвестиционные проекты).
Создание ФПГ - один из вариантов решения проблемы выработки эффективно действующего механизма финансирования. Целью создания всех ФГП является объединение интересов промышленных предприятий и финансовых организаций в рамках совместной реализации инвестиционных проектов.
Развитие связей между банками и промышленностью пошло двумя различными путями:
- формализованный, с официальной регистрацией ФПГ в государственных органах;
- без официальной регистрации, на основе договоров о совместной деятельности, кредитных договоров, приобретения пакетов акций.
Можно выделить следующие обстоятельства, определяющие стремление российских банков к сотрудничеству:
1) эволюция соперничества российских банков: конкуренция банков смещается в сферу кредитования промышленности;
2) низкое качество управления в российских предприятиях нередко сочетается с фактическим контролем со стороны инвесторов - резерв эффективности;
3) дефицит квалифицированных менеджеров, которыми как раз и обладают банки;
4) возможность сокращения инвестиционного риска; «в России невозможно делать надежные инвестиции, если фактически не контролируешь заемщика»;
5) подготовка к экспансии зарубежных банков.
Для предприятий же в условиях отвлечения части оборотных средств особую остроту приобретает задача сохранения платежеспособности производственных структур. Сотрудничество их с банками развивается по направлениям экономии оборотных
средств, оптимизации налоговых обязательств.
Параллельно с формированием официальных ФПГ будет происходить и дальнейшее объединение банковских и промышленных структур в различных формах.
Определенные возможности для банков кроются во внебюджетных фондах. Там накапливается достаточно долгосрочных денег, часть из которых можно вкладывать в инвестиционные проекты, если банки работают с этими структурами.
Наиболее эффективным может считаться трастовое управление ресурсами (в основном внебюджетными фондами), то есть масштабное кредитование правительства под передачу банковскому консорциуму в трастовое управление государственных пакетов акций вместо их продажи на аукционах, специализированных аукционах, инвестиционных торгах.
Консорциум предлагает правительству льготный кредит и тем самым отсрочку. За это время можно подготовить инфраструктуру фондового рынка, провести активную предпродажную подготовку приватизируемых предприятий, получив большую выручку. Механизм предоставления кредитов в самых общих чертах (детальная разработка предстоит в ходе переговоров с правительством) выглядит как некая смесь траста и залога. Банк, участвующий в этой схеме, предоставляет государству кредит, получая взамен в трастовое управление определенные пакеты акций. Условия траста должны включать: неограниченное право голосовать доверенным пакетом; право его закладывать и осуществлять операции «репо»; право готовить акции к продаже - и в любой момент предложить государству продать эти акции по составленной банком схеме. В случае согласия саму продажу будут осуществлять госорганы.
К основным направлениям участия банков в инвестиционной деятельности относится: проведение операций, связанных с государственными инвестиционными ресурсами; осуществление инвестиций за счет собственных средств; участие в инвестициях в составе финансово-промышленных групп; тра-
стовое управление ресурсами (в основном внебюджетными фондами); привлечение западных инвестиционных ресурсов.
Что касается ближайшей перспективы, то, очевидно, говорить об инвестиционном буме пока рано, но несомненно то, что роль банков в структурной перестройке экономики будет расти. Потенциал рынка «коротких денег» не безграничен и это понимают многие банки, которые уже сегодня меняют свою стратегию развития и более активно включаются в инвестиционный процесс.
В заключение рассмотрения основных направлений банковской инвестиционной
деятельности можно сказать, что в последнее время наблюдается усиление интереса российских коммерческих банков и повышение их активности в участии в долгосрочном финансировании российской экономики. При условии сотрудничества банков консорциума и клуба с международными финансовыми институтами, с одной стороны, и с правительством - с другой стороны, может сложиться взаимогарантированный механизм финансирования российских предприятий, который так необходим для привлечения в промышленность российских и зарубежных инвестиций.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПЛАНИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Т.В. ПИМЕНОВА, асп. кафедры эк. и орг. лесного хозяйства и лесной промышленности
В России, как и во многих других странах, ограниченные государственные средства очень редко распределяются на основе тщательного проведения оценки конкурирующих между собой приоритетов; политическое давление и социальные соображения, как правило, играют при этом решающую роль.
Реформирование процесса составления бюджета капиталовложений - это важная часть всеобъемлющей реформы бюджетного процесса в России. Эта реформа должна строится на ряде принципов:
1. На любом уровне бюджет капиталовложений должен включать все инвестиции, финансируемые Правительством. Бюджет капиталовложений должен включать не только «Новые инвестиции в основной капитал», но также и «капитальный ремонт». При этом не будем забывать, что инвестиции в основной капитал представляют собой совокупность затрат, направленных на приобретение, создание и воспроизводство основных фондов (затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий и поддержание действующих мощностей) за счет всех источников финансирования.
2. Ежегодно необходимо составлять многоуровневый (как правило, на три - пять лет) план расходования средств, с учетом того, какие последствия повлекут за собой расходы на предлагаемые капитальные проекты, а также источники их финансирования. План расходов должен включать средства, выделенные для покрытия постоянных издержек инвестиционных проектов, что позволит повысить их устойчивость.
3. С практической точки зрения, в случае, если текущие эксплуатационные издержки на инфраструктуру и общественные услуги профинансированы не полностью, то не следует начинать никаких инвестиционных проектов. Недофинансирование эксплуатационных издержек по проектам, инвестиции в которые были осуществлены ранее, может привести к огромным потерям государственных средств. Как указано в Докладе о мировом развитии за 1994 г. (Всемирный банк 1994а), стоимость реконструкции пришедшей в негодность дороги может быть в несколько раз выше, чем расходы на ее нормальную эксплуатацию.