Научная статья на тему 'Направления участия банков в инвестиционной деятельности'

Направления участия банков в инвестиционной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пикалкина М. Г.

В статье рассматриваются признаки оживления инвестиционной активности российских банков и их участие в инвестиционном процессе. Рассматриваются связь банков с промышленностью и обстоятельства их сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRENDS OF THE BANKS' PARTICIPATION IN INVESTING

The article proves that the investing activity of Russian banks is getting more vigorous and their participation in this process is likely to enhance. It also reviews the banks' relations with manufacturers and the circumstances of their cooperation.

Текст научной работы на тему «Направления участия банков в инвестиционной деятельности»

Все это требует значительных инвестиций. В 1999 г. факторинговый бизнес НИКойла получил международное признание - акционерный банк «Инвестиционно-банковская группа

НИКойл» получила статус Партнера в International Factors Group(IFG) и сегодня является признанным лидером на рынке факторинга в России.

НАПРАВЛЕНИЯ УЧАСТИЯ БАНКОВ В ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

М.Г. ПИКАЛКИНА, доцент МГУЛа, к.э.н.

Стимулирование инвестиций становится одним из приоритетов российского правительства. При этом особенное внимание уделяется банковским инвестициям.

Банковская система России должна сыграть ключевую роль в финансовом обеспечении подъема экономики, который в свою очередь невозможен без существенного повышения инвестиционной активности. Эта роль предопределена реальным состоянием различных финансовых институтов в России. Ни пенсионные и страховые фонды, ни финансовые инвестиционные компании не могут пока иметь достаточно весомого значения в подъеме инвестиционной активности, так как не набрали необходимой финансовой мощи, кроме того, их деятельность затруднена тем, что не развит рынок ценных бумаг, особенно вторичный.

В последнее время появились некоторые признаки оживления инвестиционной активности российских банков. Растет понимание того, что период безраздельного господства «коротких денег» близится к завершению. Это позволяет предположить, что даже существование общественных негативных факторов, слишком длительного периода отдачи, дороговизны проектов и т.д. - не станет препятствием для участия банков в процессе модернизации российской экономики. Ряд крупных банков уже сейчас просматривает свою стратегию развития и начинают активно включаться в инвестиционный процесс.

Существует несколько основных направлений участия банков в инвестиционном процессе:

- проведение операций, связанных с государственными инвестиционными ресурсами;

- осуществление инвестиций за счет собственных средств;

- участие в инвестициях в составе финансово-промышленных групп;

- трастовое управление ресурсами (в основном внебюджетными фондами);

- привлечение западных инвестиционных ресурсов.

Уже сегодня крупные финансовые структуры, сформировавшие достаточные для дорогих и долгосрочных вложений кредитные портфели, напрямую финансируют некоторые инвестиционные высокоокупае-мые проекты. Деньги в рублях и СКВ идут в добычу нефти, газа, лесозаготовки, в электро-и теплоэнергетику, производство стройматериалов, нефтепереработку, в авиа и автомобилестроение и в судостроительную промышленность.

Количество банков, решившихся на финансирование инвестиций в прошлом году, увеличилось. Особенно быстро росла доля банков, выдававших до половины кредитов на долгосрочные цели: появились банки, имеющие в своем портфеле более 50 % кредитов со сроком дольше года.

Кроме того, взаимоотношения между банками и промышленными предприятиями перешли к новому этапу, который характеризуется значительно большим проникновени-

ем банков в промышленную сферу путем финансирования инвестиционных проектов как в прямой (долгосрочное кредитование), так и в портфельной (покупка акций новых выпусков, эмитированных специально под инвестиционные проекты).

Создание ФПГ - один из вариантов решения проблемы выработки эффективно действующего механизма финансирования. Целью создания всех ФГП является объединение интересов промышленных предприятий и финансовых организаций в рамках совместной реализации инвестиционных проектов.

Развитие связей между банками и промышленностью пошло двумя различными путями:

- формализованный, с официальной регистрацией ФПГ в государственных органах;

- без официальной регистрации, на основе договоров о совместной деятельности, кредитных договоров, приобретения пакетов акций.

Можно выделить следующие обстоятельства, определяющие стремление российских банков к сотрудничеству:

1) эволюция соперничества российских банков: конкуренция банков смещается в сферу кредитования промышленности;

2) низкое качество управления в российских предприятиях нередко сочетается с фактическим контролем со стороны инвесторов - резерв эффективности;

3) дефицит квалифицированных менеджеров, которыми как раз и обладают банки;

4) возможность сокращения инвестиционного риска; «в России невозможно делать надежные инвестиции, если фактически не контролируешь заемщика»;

5) подготовка к экспансии зарубежных банков.

Для предприятий же в условиях отвлечения части оборотных средств особую остроту приобретает задача сохранения платежеспособности производственных структур. Сотрудничество их с банками развивается по направлениям экономии оборотных

средств, оптимизации налоговых обязательств.

Параллельно с формированием официальных ФПГ будет происходить и дальнейшее объединение банковских и промышленных структур в различных формах.

Определенные возможности для банков кроются во внебюджетных фондах. Там накапливается достаточно долгосрочных денег, часть из которых можно вкладывать в инвестиционные проекты, если банки работают с этими структурами.

Наиболее эффективным может считаться трастовое управление ресурсами (в основном внебюджетными фондами), то есть масштабное кредитование правительства под передачу банковскому консорциуму в трастовое управление государственных пакетов акций вместо их продажи на аукционах, специализированных аукционах, инвестиционных торгах.

Консорциум предлагает правительству льготный кредит и тем самым отсрочку. За это время можно подготовить инфраструктуру фондового рынка, провести активную предпродажную подготовку приватизируемых предприятий, получив большую выручку. Механизм предоставления кредитов в самых общих чертах (детальная разработка предстоит в ходе переговоров с правительством) выглядит как некая смесь траста и залога. Банк, участвующий в этой схеме, предоставляет государству кредит, получая взамен в трастовое управление определенные пакеты акций. Условия траста должны включать: неограниченное право голосовать доверенным пакетом; право его закладывать и осуществлять операции «репо»; право готовить акции к продаже - и в любой момент предложить государству продать эти акции по составленной банком схеме. В случае согласия саму продажу будут осуществлять госорганы.

К основным направлениям участия банков в инвестиционной деятельности относится: проведение операций, связанных с государственными инвестиционными ресурсами; осуществление инвестиций за счет собственных средств; участие в инвестициях в составе финансово-промышленных групп; тра-

стовое управление ресурсами (в основном внебюджетными фондами); привлечение западных инвестиционных ресурсов.

Что касается ближайшей перспективы, то, очевидно, говорить об инвестиционном буме пока рано, но несомненно то, что роль банков в структурной перестройке экономики будет расти. Потенциал рынка «коротких денег» не безграничен и это понимают многие банки, которые уже сегодня меняют свою стратегию развития и более активно включаются в инвестиционный процесс.

В заключение рассмотрения основных направлений банковской инвестиционной

деятельности можно сказать, что в последнее время наблюдается усиление интереса российских коммерческих банков и повышение их активности в участии в долгосрочном финансировании российской экономики. При условии сотрудничества банков консорциума и клуба с международными финансовыми институтами, с одной стороны, и с правительством - с другой стороны, может сложиться взаимогарантированный механизм финансирования российских предприятий, который так необходим для привлечения в промышленность российских и зарубежных инвестиций.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПЛАНИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Т.В. ПИМЕНОВА, асп. кафедры эк. и орг. лесного хозяйства и лесной промышленности

В России, как и во многих других странах, ограниченные государственные средства очень редко распределяются на основе тщательного проведения оценки конкурирующих между собой приоритетов; политическое давление и социальные соображения, как правило, играют при этом решающую роль.

Реформирование процесса составления бюджета капиталовложений - это важная часть всеобъемлющей реформы бюджетного процесса в России. Эта реформа должна строится на ряде принципов:

1. На любом уровне бюджет капиталовложений должен включать все инвестиции, финансируемые Правительством. Бюджет капиталовложений должен включать не только «Новые инвестиции в основной капитал», но также и «капитальный ремонт». При этом не будем забывать, что инвестиции в основной капитал представляют собой совокупность затрат, направленных на приобретение, создание и воспроизводство основных фондов (затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий и поддержание действующих мощностей) за счет всех источников финансирования.

2. Ежегодно необходимо составлять многоуровневый (как правило, на три - пять лет) план расходования средств, с учетом того, какие последствия повлекут за собой расходы на предлагаемые капитальные проекты, а также источники их финансирования. План расходов должен включать средства, выделенные для покрытия постоянных издержек инвестиционных проектов, что позволит повысить их устойчивость.

3. С практической точки зрения, в случае, если текущие эксплуатационные издержки на инфраструктуру и общественные услуги профинансированы не полностью, то не следует начинать никаких инвестиционных проектов. Недофинансирование эксплуатационных издержек по проектам, инвестиции в которые были осуществлены ранее, может привести к огромным потерям государственных средств. Как указано в Докладе о мировом развитии за 1994 г. (Всемирный банк 1994а), стоимость реконструкции пришедшей в негодность дороги может быть в несколько раз выше, чем расходы на ее нормальную эксплуатацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.