Научная статья на тему 'Направления сравнительно-правового исследования противодействия коррупции в Российской Федерации и Республике Беларусь: основы нормативного правового регулирования'

Направления сравнительно-правового исследования противодействия коррупции в Российской Федерации и Республике Беларусь: основы нормативного правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
коррупция / антикоррупционное законодательство / сравнительно-правовое исследование / Российская Федерация / Республика Беларусь / коррупционные правонарушения / corruption / anti-corruption legislation / comparative legal study / Russian Federation / Republic of Belarus / corruption offenses

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артем Владимирович Цветков

В статье предлагаются основные направления проведения сравнительно-правового исследования антикоррупционного законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь. Проводится сравнительно-правовое исследование антикоррупционного законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь. Определяются общие и отличительные признаки данных сфер правового регулирования. Предлагаются меры по совершенствованию действующего нормативного правового регулирования противодействия коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Артем Владимирович Цветков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions of comparative legal research on anti-corruption in the Russian Federation and the Republic of Belarus: fundamentals of regulatory legal regulation

This article suggests the main directions for conducting a comparative legal study of the anticorruption legislation of the Russian Federation and the Republic of Belarus. A comparative legal study of the anticorruption legislation of the Russian Federation and the Republic of Belarus is being conducted. The general and distinctive features of these areas of legal regulation are determined. Measures are proposed to improve the current regulatory legal regulation of anticorruption.

Текст научной работы на тему «Направления сравнительно-правового исследования противодействия коррупции в Российской Федерации и Республике Беларусь: основы нормативного правового регулирования»

Закон и право. 2024. № 12. С. 129-132. Law and legislation. 2024;(12):129-132.

Научная статья УДК 342.9

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-12-129-132 EDN: https://elibrary.ru/AMHJFH

NIION: 1997-0063-12/24-616 MOSURED: 77/27-001-2024-12-816

Направления сравнительно-правового исследования противодействия коррупции в Российской Федерации и Республике Беларусь: основы нормативного правового регулирования

Артем Владимирович Цветков

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва,

Россия, [email protected]

Аннотация. В статье предлагаются основные направления проведения сравнительно-правового исследования антикоррупционного законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь. Проводится сравнительно-правовое исследование антикоррупционного законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь. Определяются общие и отличительные признаки данных сфер правового регулирования. Предлагаются меры по совершенствованию действующего нормативного правового регулирования противодействия коррупции.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционное законодательство, сравнительно-правовое исследование, Российская Федерация, Республика Беларусь, коррупционные правонарушения.

Для цитирования: Цветков А.В. Направления сравнительно-правового исследования противодействия коррупции в Российской Федерации и Республике Беларусь: основы нормативного правового регулирования // Закон и право. 2024. № 12. С. 129—132. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-12-129-132 EDN: https://elibrary.ru/AMHJFH

Original article

Directions of comparative legal research on anti-corruption in the Russian Federation and the Republic of Belarus: fundamentals of regulatory legal regulation

Artem V. Tsvetkov

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. This article suggests the main directions for conducting a comparative legal study of the anticorruption legislation of the Russian Federation and the Republic of Belarus. A comparative legal study of the anticorruption legislation of the Russian Federation and the Republic of Belarus is being conducted. The general and distinctive features of these areas of legal regulation are determined. Measures are proposed to improve the current regulatory legal regulation of anticorruption.

Keywords: corruption, anti-corruption legislation, comparative legal study, Russian Federation, Republic of Belarus, corruption offenses.

For citation: Tsvetkov A.V. Directions of comparative legal research on anti-corruption in the Russian Federation and the Republic of Belarus: fundamentals of regulatory legal regulation // Law and legislation. 2024;( 12): 129—132. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-12-129-132 EDN: https://elibrary.ru/ AMHJFH

© Цветков А.В. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 12-2024

Представляется, что сравнительно-правовое исследование антикоррупционного законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь может принести положительный эффект для правовой системы двух государств. Для качественного исследования, которое будет иметь теоретическую и практическую значимость, крайне важно определить совокупность направлений (критериев), которые будут положены в основу проводимого сравнительно-правового исследования [2].

Прежде всего, Российская Федерация и Республика Беларусь имеют единую юридическую традицию, которая исходит из того, что система законодательства двух государств развивалась в рамках СССР. В связи с данным обстоятельством правовые системы государств, в том числе антикоррупционные нормативные правовые акты, сохранили множество общих принципов в законодательстве, включая и ряд антикоррупционных мер.

Сравнительно-правовой анализ нормативно-правовых актов позволяет определить как сходства, так и различия, а также возможности для гармонизации правовых норм, регулирующих область противодействия коррупции. В свою очередь, проводимое исследование может позволить сформулировать основные направления совершенствования антикоррупционного законодательства.

В контексте обоснования целесообразности сравнительно-правового исследования антикоррупционного законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь необходимо обозначить, что коррупция представляет собой значительное препятствие для совместной экономической деятельности государств.

Взаимные инвестиции, торговля, создание совместных предприятий и развитие инфраструктурных проектов часто сталкиваются с рисками, связанными с коррупционными практиками среди представителей системы публично-правового управления и субъектов хозяйственной деятельности.

Сравнительное исследование антикоррупционного законодательства поможет выявить существующие слабые места в правовых системах, которые способствуют коррупции, и предложить механизмы их устранения. Качественное антикоррупционное законодательство будет способствовать созданию более прозрачных и предсказуемых условий для экономической деятельности, снижению рисков для инвесторов и повышению доверия между субъектами экономичес-

ких и политических отношений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

Государства на сегодняшний день уже имеют предельно тесные политические и экономические связи, а также общие внешнеэкономические и международные интересы. Коррупция может подрывать не только внутреннюю стабильность, но и международные позиции этих стран. Сравнительно-правовое исследование антикоррупционного законодательства может помочь выработать общие подходы к регулированию и борьбе с коррупцией на международном уровне [в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) или Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)].

Как уже было сказано, правовые системы России и Беларуси имеют общие исторические корни, в значительной степени обусловленные правовой системой СССР [3]. Однако в связи с политическими изменениями и трансформацией нормативного правового регулирования (после распада СССР) подходы к антикоррупционной политике в каждой из стран развиваются по-своему, им присущи сходства и различия.

Для проведения сравнительно-правового исследования антикоррупционного законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь следует учитывать несколько ключевых параметров, которые помогут выявить как схожести, так и различия в подходах двух государств к борьбе с коррупцией.

По нашему мнению, данные параметры могут быть классифицированы по ряду направлений:

■ нормативная правовая база антикоррупционной деятельности;

■ подходы к определению коррупционных правонарушений;

■ механизмы профилактики коррупции;

■ роль и совокупность полномочий органов, осуществляющих противодействие коррупции;

■ правовые механизмы контроля (надзора) за соблюдением антикоррупционных норм и механизмы предотвращения конфликта интересов;

■ эффективность правоприменения (анализу может подвергаться статистика и материалы правоприменительной практики);

■ состояние общественного контроля и роль гражданского общества в деятельности по противодействию коррупции;

■ соответствие международным стандартам в сфере противодействия коррупции;

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2024

■ меры юридической ответственности за непринятие мер по предотвращению коррупции;

■ общие принципы антикоррупционной политики (прозрачность, подотчетность, независимость).

Определение направлений противодействия коррупции является актуальным направлением для исследований в правовой науке [1]. В настоящей работе будет проведено сравнительно-правовое исследование нормативной правовой базы антикоррупционной деятельности.

Основным нормативным правовым актом в сфере противодействия коррупции в Российской Федерации является Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 (далее — ФЗ «О противодействии коррупции»)1, в котором нашли свое закрепление основополагающие принципы построения системы противодействия коррупции, а также механизмы противодействия данному негативному социально-правовому явлению.

Данный нормативный правовой акт представляет собой итог многолетнего реформирования антикоррупционной деятельности в России.

На наш взгляд, последующим важным шагом явилось лишь принятие Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ, которым устанавливаются некоторые правовые и организационные основы профилактики правонарушений, в том числе коррупционного характера2.

В Республике Беларусь основным нормативным правовым актом, который регламентирует антикоррупционную сферу деятельности государства, является Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 15 июля 2015 г. № 305-33.

Исследуемые источники права преследуют общую цель — борьбу с коррупцией и создание правовых механизмов для предотвращения коррупционных правонарушений (дисциплинарно, административно и уголовно наказуемых).

Одним из схожих параметров является направленность на повышение прозрачности и подотчетности деятельности государственных и муниципальных служащих, усиление ответственно-

1 СЗ РФ. 2008. № 52 (часть I). Ст. 6228.

2 СЗ РФ. 2016. № 26 (часть I). Ст. 3851.

3 Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 15.07.2015 № 305-3 // URL: https://continent-on-line.com/Document/?doc_id=35019717 (Дата обращения: 18.11.2024)

сти за коррупционные деяния и создание качественной системы профилактики.

Оба нормативных правовых акта предусматривают обязательное декларирование доходов и имущества, а также определяют правила урегулирования конфликта интересов, определяют категорию личной заинтересованности, различные антикоррупционные стандарты.

Несмотря на схожесть целей, подходы к реализации антикоррупционной политики имеют различия. В Законе Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 15 июля 2015 г. № 305-3 реализуется концепция централизованного подхода и большей роли государственных органов.

В свою очередь, ФЗ «О противодействии коррупции» ориентирован на создание симбиоза государственного и общественного контроля, предусматривая возможности для привлечения институтов гражданского общества к антикоррупционной деятельности.

ФЗ «О противодействии коррупции» является более детализированным в регламентации общественных отношений, связанных с борьбой с коррупцией. В частности, данным нормативным правовым актом предусматриваются эффективные механизмы профилактики коррупции, такие, как антикоррупционная экспертиза нормативных актов, обучение и повышение квалификации госслужащих в сфере антикоррупционной деятельности, а также обязательное проведение регулярных проверок по соблюдению антикоррупционных стандартов.

В плане реализации антикоррупционной политики и правоприменения Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 15 июля 2015 г. № 305-З сосредоточен на репрессивных мерах за коррупционные противоправные деяния. ФЗ «О противодействии коррупции» уделяет большее внимание мерам общей и частной превенции коррупционного поведения и является ориентированным на создание долгосрочных механизмов профилактики коррупции.

Следует отметить также и различные подходы к механизму отчетности и контроля за выполнением антикоррупционных мероприятий.

В Законе Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 15 июля 2015 г. № 305-З акцент сделан преимущественно на государственном контроле и постоянном мониторинге выполнения антикоррупционных мероприятий посредством деятельности специальных органов государственной власти.

Контрольные полномочия в сфере соблюдения антикоррупционной деятельности центра-

LAW & LEGISLATION • 12-2024

лизованы и сконцентрированы, в то время как ФЗ «О противодействии коррупции» предполагает большую вовлеченность институтов гражданского общества в деятельность по противодействию коррупции.

Таким образом, сравнительное исследование антикоррупционного законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь может привести к целому ряду положительных изменений.

С нашей точки зрения, в нормативном правовом регулировании антикоррупционной деятельности в Российской Федерации и Республики Беларусь необходимо прийти к единству, сформировать общее правовое поле.

Для такого вывода имеется несколько оснований, в частности, необходимо учитывать общие исторические корни, экономические, правовые и политические интересы.

Сравнительно-правовое исследование способствует углублению взаимопонимания и созданию эффективных правовых механизмов для борьбы с коррупцией, что будет способствовать устойчивому развитию двусторонних отношений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

Превентивная деятельность по противодействию коррупции должна стать приоритетной, в связи с этим за ориентир в процессе сближения

законодательств следует взять Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3.

Список источников

1. Беляева И.М. Направления правового регулирования противодействия коррупции // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Право. 2023. № 2. С. 7-12.

2. Егиазарян Н.А. Сравнительное правоведение: тенденции и перспективы // Актуальные проблемы рос. права. 2011. № 3. С. 291—299.

3. Мазеин А.В., Кузнецов Е.Е. Правовые аспекты противодействия коррупции в СССР в исторической ретроспективе // Право и управление. 2023. № 7. С. 335—339.

References

1. Belyaeva I.M. Directions of legal regulation of anti-corruption // Bulletin of SUSU. Ser.: Pravo. 2023. № 2. Pp. 7—12.

2. Egiazaryan N.A. Comparative jurisprudence: trends and prospects // Actual problems of Russian law. 2011. № 3. Pp. 291—299.

3. Mazein A.V., Kuznetsov E.E. Legal aspects of combating corruption in the USSR in historical retrospect // Law and Management. 2023. № 7. Pp. 335—339.

Информация об авторе

Цветков А.В. — кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права

Статья поступила в редакцию 07.1 0.2024; одобрена после рецензирования 08.11.2024; принята к публикации 14.11.2024.

Information about the author

Tsvetkov A.V. — candidate of legal sciences, associate professor at the department of administrative law

The article was submitted 07.1 0.2024; approved after reviewing 08.11.2024; accepted for publication 14.11.2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.