Научная статья на тему 'Направления совместной работы Дальневосточного государственного университета путей сообщения с Дальневосточной железной дорогой в контексте получения рабочих специальностей'

Направления совместной работы Дальневосточного государственного университета путей сообщения с Дальневосточной железной дорогой в контексте получения рабочих специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / QUALIFICATION CHARACTERISTICS / РАБОЧИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / WORKING SPECIALTIES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / EDUCATIONAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситникова Светлана Юрьевна, Кузьмина Наталья Александровна

Рассматриваются вопросы образовательного взаимодействия железнодорожного университета и Дальневосточной железной дороги. Раскрыта проблема сочетания рабочих профессий с подготовкой специалистов в железнодорожном вузе.The article issues of educational interaction train University and far Eastern Railways discusses. Illustrates the problem of introducing workers into the educational process of the University train.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ситникова Светлана Юрьевна, Кузьмина Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления совместной работы Дальневосточного государственного университета путей сообщения с Дальневосточной железной дорогой в контексте получения рабочих специальностей»

УДК 378.013.3

Н.А. Кузьмина, С.Ю. Ситникова,

Дальневосточный государственный университет путей сообщения (г. Хабаровск)

Направления совместной работы Дальневосточного государственного университета путей сообщения с Дальневосточной железной дорогой в контексте получения рабочих специальностей

Существенный аспект развития образования - это объединение образовательного и инновационного процессов. Очень хорошо, что это происходит и в транспортной сфере, которая является базовым элементом экономики.

Наша страна всегда славилась своей инженерной школой. Поэтому система транспортного образования должна развиваться, сохраняя свои традиции, принципы и и цели.

Сегодня, как и два века назад, система транспортного образования России четко ориентируется на отрасль и связывает свою миссию с кадровым обеспечением железнодорожного комплекса государства [1, 2, 3].

Железнодорожники участвуют в реализации сложнейших проектов, от которых зависит будущее национальной транспортной системы. Уровень задач, стоящих перед компанией, требует от них соответствующей квалификации. Как инженеры, так и специалисты другого профиля должны не только обладать соответствующими знаниями, но и уметь применять их на практике.

Несмотря на глобальные перемены, произошедшие в стране за последние годы, рабочие специальности не утратили своей актуальности. Дефицит рабочих рук

© Кузьмина Н.А., Ситникова С.Ю., 2016

Дальневосточный государственный университет путей сообщения (г. Хабаровск)

ощущается и на железнодорожном транспорте, причем, это понимают как сами выпускники, так и их работодатели.

О проблеме отсутствия рабочей специальности у выпускников железнодорожных вузов говорят не только работники движенческого комплекса, но и других вертикалей холдинга ОАО «Российские железные дороги». Сегодня на многих участках Дальневосточной железной дороги требуется совмещение профессий, рабочих специальностей. Нужен молодой специалист, готовый работать и приемосдатчи-

ком, и составителем поездов, обладающий умениями и навыками других смежных специальностей. Очень востребованы, особенно на малодеятельных станциях, специалисты широкого профиля.

В настоящее время железная дорога не готова брать выпускника вуза, не обладающего необходимыми в профессиональной деятельности квалифицированных рабочих умениями и навыками, на инженерно-техническую должность.

Некоторые молодые специалисты не задумываются над тем, что

НАТАЛЬЯ

АЛЕКСАНДРОВНА КУЗЬМИНА

старший преподаватель кафедры организации перевозок и безопасности на транспорте Дальневосточного государственного университета путей сообщения (г Хабаровск). Сфера научных интересов: формирование профессиональных компетенций студентов железнодорожного вуза в свете потребностей открытого акционерного общества «Российские железные дороги», подготовка рабочих специальностей для Дальневосточной железной дороги, транспортная безопасность. Автор 9 публикаций

СВЕТЛАНА

ЮРЬЕВНА

СИТНИКОВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры строительных конструкций, зданий и сооружений Дальневосточного государственного университета путей сообщения (г. Хабаровск). Сфера научных интересов: педагогика, графическая и профессиональная культура, компе-тентностный подход в образовании. Автор 26 публикаций

Рассматриваются вопросы образовательного взаимодействия железнодорожного университета и Дальневосточной железной дороги. Раскрыта проблема сочетания рабочих профессий с подготовкой специалистов в железнодорожном вузе. Ключевые слова: квалификационные характеристики, рабочие специальности, образовательное взаимодействие.

The article issues of educational interaction train University and far Eastern Railways discusses. Illustrates the problem of introducing workers into the educational process of the University train.

Key words: qualification characteristics, working specialties, educational interaction.

путь наверх начинается с самой нижней ступеньки. Многим из них не хватает выдержки, чтобы последовательно пройти все ступени, изнутри узнать все процессы.

Путь по железнодорожной карьерной лестнице действительно тернист. Выпускник вуза с дипломом инженера приходит устраиваться на работу, и согласно Положению о молодом специалисте его

надо трудоустроить по полученной специальности в течение года. А на какую должность его принимать? Ведь не держат же инженерные вакансии специально для него. Получается, что человек приходит на место квалифицированного рабочего. Но у него нет документов, свидетельств о приобретении рабочей профессии. Поэтому первоначально приходится принимать

его только на место рабочего по минимальному разряду, а параллельно учить рабочей профессии. Выходит, что после окончания вуза молодой специалист не сразу может приступить к работе по своей основной профессии.

Уровень задач, стоящих перед Дальневосточной железной дорогой, требует от выпускников вуза обладания квалификационными характеристиками, широтой и глубиной сформированных умений и полученных знаний, а самое главное - того, чтобы у них было желание применять их в работе. Нехватка профессионалов остро ощущается и на железнодорожном транспорте.

Практически все выпускники Дальневосточного государственного университета путей сообщения, приходя работать на предприятия Дальневосточной железной дороги, начинают именно с рабочих профессий, оттачивая свои профессиональные навыки и пополняя теоретический багаж. Образоватетельное взаимодействие железнодорожного вуза и работодателя дают совокупный результат, который позволяет выпускнику вуза без дополнитель-

организация и проведение на базе предприятий ДВЖД производственной практики студентов

участие в разработке федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования

Направления совместной работы Дальневосточной железной дороги и Дальневосточного государственного университета путей сообщения

участие руководителей и специалистов компании в работе государственных аттестационных комиссий в вузе

стажировка преподавателей на предприятиях ОАО «РЖД»

определение новых перспективных направлений подготовки специалистов и работа по формированию корпоративных компетенций

разработка совместных планов развития учебно-материальной и лабораторной базы учебных заведений - партнеров ДВЖД

Рис. 1. Образовательное взаимодействие Дальневосточного государственного университета путей сообщения и Дальневосточной железной дороги

Примечание. ДВЖД - Дальневосточная железная дорога, ОАО «РЖД» - открытое акционерное общество «Российские железные дороги», ж.-д. транспорта - железнодорожного транспорта.

целевая подготовка выпускников к практической инженерной деятельности по образовательно- производственным программам, реализуемым вузом совместно с ДВЖД

Педагогические процессы, реализующиеся во взаимодействии Дальневосточного государственного университета путей сообщения и Дальневосточной железной дороги

£0

обновление содержания основных программ высшего образования в соответствии с требованиями производства к выпускнику вуза, обусловленное появлением и использованием новых научных знаний, технологий, прикладных разработок, технических достижений

разработка спектра дополнительных образовательных программ для удовлетворения потребностей студентов в адаптации в профессиональном сообществе, в получении новых знаний, профессиональных умений и профессионального опыта, в том числе и по рабочим специальностям

Рис. 2. Педагогические процессы образовательного взаимодействия Дальневосточного государственного университета путей сообщения и Дальневосточной железной дороги

ной подготовки и адаптации к условиям реального производства включиться в выполнение своих непосредственных обязанностей. Направления совместной работы Дальневосточного государственного университета путей сообщения и Дальневосточной железной дороги представлены на рис. 1.

В образовательном взаимодействии Дальневосточного государственного университета путей сообщения и Дальневосточной железной дороги реализуются следующие педагогические процессы (рис. 2).

Внедрение рабочих специальностей в образовательное пространство железнодорожного вуза позволяет объединить теоретические знания, умения, практический опыт и на выходе получить не просто выпускника с набором компетенций, определенных федеральным государственным стандартом, а компетентного, знающего производственный процесс, умеющего работать на всех этапах этого процесса и руководящего этим процессом специалиста. Сформировать связи между теоретическим и практическим обучением, теорией и реальным производством можно

используя педагогические методы, средства и организационные формы обучения.

На рис. 3 представлена взаимосвязь между умениями по дисциплинам профессионального цикла специальности «Эксплуатация железных дорог» в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и умениями по квалификационным характеристикам составителя поездов. Представленная схема соотносит умения по рабочей специальности с умениями по дисциплинам, определенным федеральным государственным образовательным стандартом, и наглядно демонстрирует, как формирование умений по рабочей специальности позволяет формировать компетенции специалиста.

На рис. 4 представлена взаимосвязь между умениями по дисциплинам профессионального цикла специальности «Эксплуатация железных дорог» в соответствии с требованиями образовательного стандарта и умениями по квалификационным характеристикам приемосдатчика груза и багажа. Эта схема, как и предыдущая, наглядно показывает,

как формирование умений по рабочей специальности позволяет формировать компетенции специалиста.

Получение рабочих специальностей «Составитель поездов» (юношами) и «Приемосдат-чик груза и багажа» (девушками) в процессе прохождения практик позволяет сформировать компетенции по дисциплинам профессионального цикла.

Поскольку выпускники после окончания обучения, как правило, идут работать на Дальневосточную железную дорогу, наш вуз при разработке образовательных программ ориентируется на особенности производственной базы Дальневосточного региона.

Таким образом, Дальневосточный государственный университет путей сообщения выступает образовательной площадкой Дальневосточной железной дороги и способен эффективно решать следующие общие задачи:

- трудоустройство выпускников вуза;

- организация переподготовки кадров;

- получение дополнительного образования и повышение квалификации выпускников вуза.

Управление эксплуатационной работой

Техническая эксплуатация железнодорожного транспорта и безопасность движения

<

Технические средства обеспечения безопасности движения

- выявлять неисправности ходовых частей, автотормозов и автосцепки

- определять технико-экономические

показатели вариантов решения транспортных задач

- выполнять выбор рационального типа подвижного состава для перевозки грузов

- определять основные показатели, характеризующие работу и развитие транспортных систем: показатели технического оснащения, развития сети, перевозочной, технической и эксплуатационной работы; силы, действующие на груз при перемещении, рациональные уровни концентрации

транспортно-экспедиционного обслуживания по центрам сервиса по грузовым и пассажирским перевозкам железнодорожным транспортом

Квалификационная характеристика составителя поездов

- расцепление вагонов при роспуске составов с сортировочных

- регулирование скорости надвига в процессе роспуска состава в зависимости от ходовых качеств и веса отцепа

- укладка (изъятие) тормозных башмаков, установка (съем) тормозных упоров для закрепления составов и вагонов на путях железнодорожной станци

- обеспечение правильной расстановки и согласованности действий рабочих, участвующих в производстве маневровой

работы

- отцепка и прицепка вагонов к поездам, подача вагонов на погрузо-разгрузочные и другие специализированные пути и

уборка их с этих путей; перестановка вагонов и составов с одного пути на другой, из парка в парк

- перевод при выполнении маневровой работы нецентрализованных стрелок, не обслуживаемых дежурными стрелочных постов, или централизованных стрелок, переданных в местное управление

- перевод при выполнении маневровой работы нецентрализованных стрелок, не обслуживаемых дежурными стрелочных постов, или централизованных стрелок, переданных в местное управление

- руководство движением локомотива, выполняющего маневровую работу

- выполнение маневровой работы по расформированию-

формированию составов (групп вагонов)

Рис. 3. Взаимосвязь между умениями по дисциплинам профессионального цикла специальности «Эксплуатация железных дорог» в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и умениями по квалификационным характеристикам составителя поездов Примечание. ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт.

Грузоведение

Управление грузовой и коммерческой работой

Условия перевозок и тарифы в международном сообщении

Взаимодействие видов транспорта

Техническая эксплуатация железнодорожного транспорта и безопасность движения

<

применять органолептические способы проверки качества скоропортящихся грузов, выполнять расчеты теплотехнических параметров холодильных установок кузова вагона

- определять основные показатели, характеризующие работу и развитие транспортных систем: показатели технического оснащения, развития сети, перевозочной, технической и эксплуатационной работы; силы, действующие на груз при перемещении, рациональные уровни концентрации

транспортно-экспедиционного обслуживания по центрам сервиса по грузовым и пассажирским перевозкам железнодорожным транспортом

- выполнять выбор рационального типа подвижного состава для перевозки грузов

Квалификационная характеристика приемосдатчика груза и багажа

- организация правильного размещения грузов на транспортных средствах, складах, контейнерных площадках с целью обеспечения их сохранности и рационального

использования складской площади - контроль за недопущением выхода груза за пределы допустимого габарита погрузки с помощью промышленных телевизионных установок, электронно-габаритных устройств и видеоконтрольной техники

- проверка правильности размещения и крепления грузов на открытом подвижном составе в соответствии с ' техническими условиями погрузки и крепления грузов и правилами перевозок грузов, обеспечивающими сохранность грузов при перевозке и безопасности движения

- организация погрузки мелких отправок и контейнеров с учетом требований плана формирования поездов

- составление коммерческих актов и актов общей формы при обнаружении несохранных перевозок грузов

- оформление перевозочных документов и ведение о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ввод информации о произведенных грузовых операциях в персональные ЭВМ

- осуществление контроля за соблюдением требований охраны труда и эффективного использования погрузочно-разгрузочных машин и механизмов

- осуществление контроля за состоянием весовых приборов, наличием необходимых материалов для маркировки груза и

багажа, наложением запорно-пломбировочных устройств на вагоны и контейнеры

Рис. 4. Взаимосвязь умений по дисциплинам профессионального цикла и квалификационных характеристик рабочей специальности «Приемосдатчик груза и багажа» Примечание. ЭВМ - электронно-вычислительные машины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегия развития кадрового потенциала открытого ак- сийской Федерации до 2030 года.

ционерного общества «Российские железные дороги». 3. Транспортная стратегия Российской Федерации на пери-

2. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Рос- од до 2030 года.

LITERATURA

1. Strategija razvitija kadrovogo potenciala otkrytogo Rossijskoj Federacii do 2030 goda.

akcionernogo obshestva «Rossijskie zheleznye dorogi». 3. Transportnaja strategija Rossijskoj Federacii na period do

2. Strategija razvitija zheleznodorozhnogo transporta v 2030 goda.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.