УДК 33
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Трифонова В.К., аспирант департамента «Учёт, анализ и аудит», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ»,
e-mail: [email protected]
В статье даны рекомендации по разработке стандарта внутреннего финансового контроля главного распорядителя средств бюджета, основанного на риск-ориентированном подходе при осуществлении контрольных процедур и контрольных мероприятиях по повышению качества социальных услуг.
Ключевые слова: внутренний финансовый контроль, риск-ориентированный подход,качество социальных услуг.
DIRECTIONS OF PERFECTION OF INTERNAL FINANCIAL CONTROL IN THE SPHERE OF SOCIAL SERVICE OF THE POPULATION
Trifonova V., the post-graduate student, Accounting, analysis and audit chair, FSBEI HE «Financial university under the government of the
Russian Federation», e-mail: [email protected]
On the basis of studies of regulations and practices of internal financial control are offered the recommendations for the realization of the main directions of internal financial control as factor of quality improvement of social services at the level of recipients of budget funds, and also for the improving the system of measures ofperformance ratio and quality of services.
Keywords: quality factors of social services,internal financial control, control of measures for quality improvement of services.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 №193 главные распорядители средств бюджета (ГРСБ), определяют порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.(1) . В настоящее время одной из важных проблем деятельности ГРСБ является постановка и практическая реализация функций внутреннего финансового контроля, а также совершенствование организации и функционирования внутреннего финансового контроля подведомственных учреждений.
Необходима разработка стандартов по внутреннему финансовому контролю, т. е. документов, регулирующих исполнение бюджетных полномочий субъектов внутреннего финансового контроля, в которых по видам бюджетных средств, видам услуг, в определенной последовательности операций и действий реализуются контрольные полномочия субъектов внутреннего финансового контроля, контрольные действия, сроки и результаты внутреннего финансового контроля.
Разработка стандарта внутреннего финансового контроля распорядителя бюджетных средств должна базироваться на использовании типовых элементов системы внутреннего контроля: контрольной среды, процесса оценки рисков, процедур внутреннего контроля, информационных связей в процессе контроля, оценке качества (мониторинге) внутреннего финансового контроля, нашедших практическое применение при формировании систем внутреннего контроля во многих коммерческих организациях, и,как свидетельствуют исследования, применимы для государственных учреждений.
В нормативных документах Правительства РФ (1) рекомендуется осуществлять риск-ориентированный подход при проведении контрольных процедур внутреннего финансового контроля.Эта концептуальная позиция должна найти практическое воплощение в разработке ГРСБ рекомендаций по организации выявления и идентификации первичных риск-факторов выполнения бюджетных процедур на уровне ГРСБ и в подведомственных организациях. Необходимо прежде всего на всех уровнях управления разработать полный перечень бюджетных процедур, оценить возможные риски нарушения бюджетного законодательства, неэффективного использования бюджетных средств, это позволит сформировать контрольные мероприятия риск - ориентированного внутреннего финансового контроля. Так, рекомендуемые контрольные мероприятия внутреннего финансового контроля по уровню подведомственности с позиций выявления риска исполнения бюджетных процедур в части социальной защиты населения включают:
1.Контроль исполнения бюджетной сметы по финансированию расходов на социальные цели: по подпрограммам государственной программы, видам бюджетных средств, видам услуг социальной защиты, категориям получателей, видам социальных гарантий, видам социальной поддержки, а также оценку достоверности и
правомерности социальных расходов, эффективности использования бюджетных средств.
2.Контроль использования бюджетных средств на закупки товаров, работ и услуг: оценка соблюдения законодательства, достоверности и эффективности деятельности в сфере закупок, выявление риска коррупции при закупках.3..Расчёт и анализ показателей эффективности использования бюджетных средств на социальную защиту населения.
3.Контроль достоверности отражения расходов на социальную защиту в бюджетном, бухгалтерском и статистическом учёте, отчётности.
4.Разработка и внесение предписаний по устранению выявленных нарушений, снижению рисков исполнения бюджетных процедур, повышения эффективности использования бюджетных средств и качества социальных услуг.
5.Оценка качества внутреннего финансового контроля подведомственных учреждений со стороны ГРБС.
Многообразие видов социальной поддержки и большая численность обслуживаемых граждан не позволяют осуществлять сплошной контроль при проведении контрольных мероприятий. Необходима разработка методики выборочной проверки законности и обоснованности социальных выплат отдельным категориям граждан. Существующий подход к выполнению выборочной проверки расходов на социальную поддержку, как свидетельствует практика, осуществляется без достаточных обоснований. Для обоснования методики выборочной проверки рекомендуем использовать аудиторские методы формирования выборки, исходя из оценки риска системы внутреннего контроля и уровня существенности ошибки, утверждённые приказом ГРБС.
В настоящее время разработаны национальные стандарты качества социальных услуг. Прежде всего национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52142-2013 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения». Этот стандарт устанавливает основные факторы, определяющие качество социальных услуг. Особое значение в стандарте придаётся роли внутреннего и внешнего контроля в повышении качества социальных услуг.(2)
Считаем, что необходимо рекомендовать учреждениям социального обслуживания планировать контрольные мероприятия по совершенствованию факторов повышения качества социальных услуг. Содержанием данного направления внутреннего финансового контроля являются выявление на основе контрольных процедур потребности в дополнительном финансировании учреждения для повышения качества социальных услуг, контроль своевременности и полноты получения финансирования, контроль эффективности использования полученного финансирования.
Одновременно необходимо постоянно осуществлять контрольные процедуры по поддержанию надлежащего качества со-
42 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №2 2017 |
циальных услуг за счёт эффективного использования денежных и материальных средств. Такими контрольными процедурами должны быть проверки целевого использования бюджетных и внебюджетных денежных средств, соблюдения законодательства о закупках для государственных учреждений, сохранности и эффективности использования материальных ресурсов, достоверности учёта и отчётности.
Важнейшим инструментом оценки риска системы внутреннего финансового контроля, разработки рекомендаций по повышению его качества и эффективности является его постоянный мониторинг со стороны ГРБС. Автором статьи определены основные требования, которым должны соответствовать Методические рекомендации по мониторингу внутреннего финансового контроля: комплексный подход к оценке всей системы внутреннего финансового контроля; определение критериев оценки эффективности всех элементов внутреннего финансового контроля; методов оценки и источников информации для проведения оценки.
Комплексный подход заключается в оценке качества всех элементов системы внутреннего финансового контроля учреждения, поскольку при исполнении внутренних бюджетных процедур должны эффективно функционировать все её элементы: контрольная среда, процесс оценки рисков, средства контроля, информационные взаимодействия и системы.
Критерии оценки эффективности внутреннего финансового контроля устанавливаются соответствующими нормативными документами. Что касается источников нормативных требований к внутреннему финансовому контролю организаций социального обслуживания, то они должны быть ориентированы не только на официальные нормативные документы, но и Стандарт внутреннего финансового контроля главного распорядителя бюджетных средств, а также внутренние нормативные документы организаций социального обслуживания. Правовыми актами главных распорядителей бюджетных средств могут быть введены дополнительные критерии качества внутреннего финансового контроля, имеющие большое значение для повышения эффективности деятельности и качества социальных услуг с учётом особенностей деятельности разных групп социальных организаций. Автором разработан «Перечень показателей мониторинга внутреннего финансового контроля получателей бюджетных средств», отражающий состояние всех элементов внутреннего финансового контроля. В рекомендуемом Перечне показателей по каждому элементу внутреннего финансового контроля определены критерии качества внутреннего финансового контроля, источники нормативных требований, качественные и количественные оценки состояния внутреннего финансового контроля.
В Перечень показателей мониторинга включены показатели выполнения Плана внутреннего финансового контроля по повышению качества социальных услуг, Плана внутреннего финансового контроля по улучшению использования материальных и денежных средств, а также для государственных учреждений - Плана попечительского совета по контролю использования средств попечителей и благотворителей. Кроме того, включены показатели, характеризующие периодичность обсуждения вопросов выполнения вышеназванных планов.
Учитывая то обстоятельство, что учреждения социального обслуживания организуют и осуществляют бюджетный и бухгалтерский учёт, одной из задач внутреннего финансового контроля является контроль достоверности ведения учёта и отчётности, предлагается включать в Перечень показателей мониторинга основные критерии контроля качества организации бюджетного и бухгалтерского учёта.
Поскольку внутренний финансовый контроль направлен на повышение эффективности использования бюджетных средств, в Перечень показателей мониторинга включены следующие показатели эффективности движения денежных средств:
-количество изменений, внесённых учреждением в сметы или планы финансово-хозяйственной деятельности из-за ошибок в планировании;
-ритмичность кассовых расходов с учётом требований бюджетного законодательства;
-степень выполнения государственного задания; -степень выполнения плана капитальных вложений: -степень выполнения плана капитального ремонта; -своевременность предоставления документов, необходимых для составления бюджета по расходам;
-своевременность предоставления документов, необходимых
для составления бюджета по доходам;
-динамика просроченной дебиторской задолженности по видам на дату мониторинга по сравнению с предшествующей датой мониторинга;
-динамика просроченной кредиторской задолженности по видам на дату мониторинга по сравнению с предшествующей датой мониторинга;
-показатели, характеризующие эффективность использования бюджетных и внебюджетных средств по видам услуг в динамике, утверждаемые нормативным актом ГРБС. Ориентация внутреннего финансового контроля в его постановке и в процессе мониторинга на конечные результаты использования бюджетных средств и улучшение качества социальных услуг, предполагает повышение результативности и экономичности деятельности по всем направлениям; при этом следует учитывать особенности оценки результативности и повышения эффективности использования бюджетных средств для различных видов социальных услуг.
Заключительным разделом Перечня показателей мониторинга предусмотрен анализ отчётов руководителей организаций социального обслуживания о состоянии внутреннего финансового контроля, попечительских советов, в отчётах которых предлагается дать оценку качества внутреннего финансового контроля в части использования средств попечителей. Кроме того, следует оценить заключение ведомственной проверки о состоянии внутреннего финансового контроля в организации социального обслуживания, если в отчётном периоде такая проверка осуществлялась, а также результаты проверок организаций социального обслуживания органами государственного внешнего и внутреннего финансового контроля.
Литература:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2014 г. № 193 (в ред. от 14.04.2015 № 357) «Правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита».
2. ГОСТ Р 52142 -2013 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения»,утверждён Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 17.10.2013 г. приказ №1179-ст.
TRANSPORT BUSINESS Ш RUSSIA | №2 2017 | 43