УДК - 330.47
Мирзоян Р.Х. студент магистратуры Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации» Южно-российский институт-филиал РАНХИГС
Россия, г. Ростов-на-Дону
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ МИГРАНТОВ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье освещаются пробелы в управлении миграцией сегодня и стратегическая цель российской миграционной политики, которая заключается в изменении сформированных векторов внутрироссийской миграции. Направления регулирования миграционных процессов как на уровне федерального правительства, так и на уровне субъектов Российской Федерации обоснованы в виде интегрированной системы с выделением трех взаимосвязанных блоков: мигрантов, миграционных потоков и институциональной структуры реализации миграционной политики.
Ключевые слова: миграция, мигранты, миграционная политика, социально-ориентированная политика
Mirzoyan R.Kh. graduate student DIRECTIONS FOR IMPROVING SOCIALLY-ORIENTED POLICIES REGARDING MIGRANTS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Annotation. The article highlights the gaps in migration management today and the strategic goal of the Russian migration policy, which is to change the formed vectors of internal Russian migration. The directions of regulation of migration processes both at the level of the Federal government and at the level of the subjects of the Russian Federation are justified in the form of an integrated system with the allocation of three interrelated blocks: migrants, migration flows and the institutional structure of migration policy implementation.
Keywords: migration, migrants, migration policy, socially-oriented policy
В настоящее время влияние миграционных процессов на социально-экономическое развитие Российской Федерации возрастает. Так, согласно данным Федерального статистического управления, в 2000 году страну покинули 145,7 тысячи человек против 377,2 тысячи в 2017 году. Количество прибывших снова увеличилось с 359,3 тыс. до 589,0 тыс. В отсутствие комплексной государственной миграционной политики увеличение объема и интенсивности миграционных потоков приводит к росту неконтролируемых социально-экономических угроз, рисков, конфликтов и противоречий в социальном развитии, особенно в долгосрочной перспективе.
Управление миграцией неизбежно учитывает три стратегические цели: гуманитарный подход, уважающий права человека; экономический прагматизм, отражающий приоритет экономических интересов данного региона и всей страны; обеспечение национальной безопасности государства, общества и отдельных лиц.
Согласно докладу Международной организации по миграции95, несмотря на значительное количество международных мигрантов, их доля не превышает 4% от общей численности населения мира, что свидетельствует о фундаментальной важности внутренней миграции над международной. Аналогичная динамика характерна и для Российской Федерации: в общем количестве мигрантов в 2017 году (4,8 млн. человек) доля внутренних мигрантов составила более 87%.
По нашему мнению, нынешняя миграционная политика представляет собой ряд пробелов. Поэтому в ней основное внимание уделяется регулированию международной миграции, в то время как вышеупомянутые миграционные процессы четко демонстрируют необходимость уделять больше внимания решению миграционных проблем внутри страны. Кроме того, миграционная политика не имеет «человеческого лица», то есть основана только на количественных параметрах рабочих требований страны.
Таким образом, российская миграционная политика сегодня имеет конкретную стратегическую цель, которая включает изменение существующих векторов внутренней российской миграции, усиление неравномерного распределения населения по всей России и обеспечение роста населения в стратегически важных регионах страны. И самое главное -ее обращение непосредственно к потребностям, мотивам и ценностям мигранта, то есть основой миграционной политики должна стать социальная направленность. Реализация этой цели возможна при условии, что стратегические подходы к регулированию миграционных процессов разрабатываются как на уровне федерального правительства, с одной стороны, так и на уровне субъектов Российской Федерации, с другой.
Комплексные инструменты для разработки и реализации социально ориентированной миграционной политики должны включать программы и механизмы социальной, демографической, национальной, миграционной политики на государственном и региональном уровне, которые могут представлять собой целостную систему с тремя основными взаимосвязанными блоками: мигранты, потоки миграция и
" 96
институциональная структура для реализации миграционной политики96.
Эффективная реализация миграционной политики во многом зависит от качества функционирования соответствующих учреждений. К сожалению, нестабильность и институциональная несогласованность в этой области еще не преодолены; в принятых решениях нет последовательности. Поэтому,
95 World Migration Report 2018: International Organization for Migration, 2017. 347 p.
96 Ткачева Н.А., Белоножко М.Л. Миграционная политика и безопасность личности, общества и государства. Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. 228 с.
ссылаясь на третий блок, необходимо сосредоточиться на формировании и развитии эффективной институциональной структуры для реализации
" 97
миграционной политики97.
Основные актуальные области:
- создание специализированного министерства, систематически занимающегося реализацией миграционной политики, в том числе Министерства внутренних дел (например, в 2000-2002 гг. Министерства федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации, которое, по нашему мнению, было ошибочно упразднено) и то, что привело к тому, что Федеральная миграционная служба не смогла полностью реализовать миграционную политику и сосредоточилась исключительно на борьбе с нелегальной иммиграцией.
- разработать концептуальное предупреждение для особой экономической зоны в отношении мигрантов, обеспечивающее долгосрочные налоговые льготы и другие финансовые и инфраструктурные стимулы для привлечения мигрантов в конкретные районы и приоритетные сектора;
- создание системы подготовки квалифицированных кадров в сфере управления миграцией;
- развитие ассоциаций, общественных организаций, благотворительных фондов и других некоммерческих организаций в сфере миграционных процессов;
- создание системы специализированных научных учреждений, которые регулярно проводят фундаментальные научные исследования на основе регулирования миграционных процессов;
- создание инфраструктуры, обеспечивающей языковое, культурное, образовательное и правовое взаимодействие между иммигрантами и принимающим населением;
- создание системы контроля за иммигрантами и деятельностью предпринимателей, незаконно использующих работу иммигрантов;
- укрепление правовой базы для борьбы с преступностью, основанной на нелегальной миграции;
- координация взаимодействия субъектов миграционной политики на государственном и региональном уровне.
" 98
- создать условия для легального трудоустройства мигрантов98.
Таким образом, в предложенных руководящих принципах политики
социальной миграции были предложены новые задачи в области регулирования миграционных процессов, сочетающие интересы мигрантов, местного населения, работодателей и органов власти. В конечном итоге, их реализация позволит сформировать устойчивые социальные отношения в
97 Янгирова Е.И. Внутрироссииские миграционные процессы и человеческое развитие // Моделирование в менеджменте и маркетинге: проблемы и пути решения: сб. науч. тр. Всерос. молодеж. науч.-практ. конф. Уфа: РИЦ БашГУ, 2018. С. 188-191.
98 Beglova E.I., Nasyrova S.I., Yangirov A.V. Assessment of migration attractiveness of Russian Federation federal districts // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018. Vol. 9. Issue 12. Pp. 323-338.
местных органах власти и будет способствовать развитию социального и человеческого потенциала, тем самым гарантируя безопасность миграционных процессов на региональном и государственном уровне.
Использованные источники:
1. Ткачева Н.А., Белоножко М.Л. Миграционная политика и безопасность личности, общества и государства. Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. 228 с.
2. Янгирова Е.И. Внутрироссииские миграционные процессы и человеческое развитие // Моделирование в менеджменте и маркетинге: проблемы и пути решения: сб. науч. тр. Всерос. молодеж. науч.-практ. конф. Уфа: РИЦ БашГУ, 2018. С. 188-191.
3. Beglova E.I., Nasyrova S.I., Yangirov A.V. Assessment of migration attractiveness of Russian Federation federal districts // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018. Vol. 9. Issue 12. Pp. 323-338.
4. World Migration Report 2018: International Organization for Migration, 2017. 347 p.