Научная статья на тему 'Особенности управления государственной миграционной политикой на современном этапе'

Особенности управления государственной миграционной политикой на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
247
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / MIGRATION / MIGRATION POLICY / MANAGEMENT / ECONOMY OF THE REGION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Исакова Г.К., Гучучалиев М.Г., Алиев Г.А.

Предметом работы является исследование миграционной политики как самого феномена миграции населения и внесения терминологической ясности в понятие «миграция». Целью работы является преодоление негативных последствий миграционных процессов, регулирование миграционных потоков, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов. Методология проведения работы основывается в разработке миграционной политики на государственном и региональном уровнях, прогноз миграционных процессов и подготовка рекомендаций по регулированию миграционных потоков невозможна без исследования условий и механизмов миграционных процессов. В свою очередь механизмы регулирования трудовых ресурсов оказывают существенное влияние на производительность общественного труда, что ведет к сглаживанию или, наоборот, диспропорции социально-экономического развития различных территорий в зависимости от проводимой миграционной политики. Результаты работы: рассмотрена миграционная политика России, которая подразумевает формирование такой модели государственной миграционной политики, которая ориентируется на использование потенциала международной и внутренней миграции для обеспечения как краткосрочных, так и долгосрочных экономических и политических интересов развития страны. Такая модель призвана придать государственной миграционной политике внутреннюю логику, обеспечить, чтобы она стала эффективной составной частью национальной стратегии, повысила миграционную привлекательность России, обеспечила приток населения в страну, позволила решить проблемы дефицита трудовых ресурсов, не ущемляя при этом трудовые права российских граждан. Результаты проведенного исследования могут быть использованы органами исполнительной власти региона при разработке программ социально-демографического развития территорий. Для реализации миграционной политики должно быть сформировано на государственном уровне стратегическое видение позитивной роли миграционного ресурса для демографического и экономического развития России. Без миграционного прироста численность населения России будет неуклонно сокращаться, что неблагоприятно скажется на геополитическом положении страны и ее месте в иерархии крупнейших мировых держав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MANAGEMENT OF THE STATE MIGRATION POLICY AT THE PRESENT STAGE

The subject of the work is the study of migration policy as a consideration of the phenomenon of migration and the introduction of terminological clarity in the concept of "migration". The aim of the work is to overcome the negative consequences of migration processes, the regulation of migration flows, the creation of conditions for the unhindered realization of the rights of migrants. The methodology of the work is based on the development of migration policy at the state and regional levels, the forecast of migration processes and the preparation of recommendations for the regulation of migration flows is impossible without studying the conditions and mechanisms of migration processes. In turn, the mechanisms of regulation of labor resources have a significant impact on the productivity of public labor, which leads to smoothing or, conversely, the disproportion of socio-economic development of different territories, depending on the migration policy. Results of the work the migration policy of Russia, which implies the formation of a model of state migration policy, which focuses on the use of the potential of international and internal migration for both short term and long-term economic and political interests of the country. This model is designed to give the state migration policy internal logic, to ensure that it becomes an effective part of the national strategy, to increase the migration attractiveness of Russia, to ensure the influx of population into the country, to solve the problem of labor shortage, without prejudice to the labor rights of Russian citizens. The results of the study can be used by the Executive authorities of the region in the development of programs of sociodemographic development of territories. To implement the migration policy, a strategic vision of the positive role of the migration resource for the demographic and economic development of Russia should be formed at the state level. Without migration growth, the population of Russia will steadily decline, which will adversely affect the geopolitical position of the country and its place in the hierarchy of the world's largest powers.

Текст научной работы на тему «Особенности управления государственной миграционной политикой на современном этапе»

УДК: УДК 314.7 ИСАКОВА ГУЛИЗАР КАЗБЕКОВНА

к.э.н., доцент кафедры «Государственного и муниципального управления» ФГОБУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

e-mail: gulizarisakova@mail.ru

ГУЧУЧАЛИЕВ МАГОМЕД ГУЧУЧАЛИЕВИЧ

магистр кафедры «Государственного и муниципального управления» ФГОБУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

e-mail: red-dragon-05-05@mail.ru

АЛИЕВ ГАСАН АСХАБОВИЧ

магистр кафедры «Бизнес-информатики и высшей математики» ФГОБУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

e-mail: aligasanali@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКОЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация. Предметом работы является исследование миграционной политики как самого феномена миграции населения и внесения терминологической ясности в понятие «миграция». Целью работы является преодоление негативных последствий миграционных процессов, регулирование миграционных потоков, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов. Методология проведения работы основывается в разработке миграционной политики на государственном и региональном уровнях, прогноз миграционных процессов и подготовка рекомендаций по регулированию миграционных потоков невозможна без исследования условий и механизмов миграционных процессов. В свою очередь механизмы регулирования трудовых ресурсов оказывают существенное влияние на производительность общественного труда, что ведет к сглаживанию или, наоборот, диспропорции социально-экономического развития различных территорий в зависимости от проводимой миграционной политики. Результаты работы: рассмотрена миграционная политика России, которая подразумевает формирование такой модели государственной миграционной политики, которая ориентируется на использование потенциала международной и внутренней миграции для обеспечения как краткосрочных, так и долгосрочных экономических и политических интересов развития страны. Такая модель призвана придать государственной миграционной политике внутреннюю логику, обеспечить, чтобы она стала эффективной составной частью национальной стратегии, повысила миграционную привлекательность России, обеспечила приток населения в страну, позволила решить проблемы дефицита трудовых ресурсов, не ущемляя при этом трудовые права российских граждан. Результаты проведенного исследования могут быть использованы органами исполнительной власти региона при разработке программ социально-демографического развития территорий. Для реализации миграционной политики должно быть сформировано на государственном уровне стратегическое видение позитивной роли миграционного ресурса для демографического и экономического развития России. Без миграционного прироста численность населения России будет неуклонно сокращаться, что неблагоприятно скажется на геополитическом положении страны и ее месте в иерархии крупнейших мировых держав.

Ключевые слова: миграция, миграционная политика, управление, экономика региона.

ISAKOV GULIZAR KAZBEKO VNA

Ph. D., associate Professor of "State and municipal management»

Fgbu HE "Dagestan state University», e-mail: gulizarisakova@mail.ru

GUCHUCHALIEV MAGOMED GUCHUCHALIEVICH

master of the Department of State and municipal management» Fgbu HE "Dagestan state University», e-mail: red-dragon-05-05@mail.ru

ALIYEV HASAN ASKHABOVICH

master of business Informatics and higher mathematics Department»

Fgbu HE "Dagestan state University», e-mail: aligasanali@yandex.ru

FEATURES OF MANAGEMENT OF THE STATE MIGRATION POLICY AT THE PRESENT STAGE

Abstract. The subject of the work is the study of migration policy as a consideration of the phenomenon of migration and the introduction of terminological clarity in the concept of "migration". The aim of the work is to overcome the negative consequences of migration processes, the regulation of migration flows, the creation of conditions for the unhindered realization of the rights of migrants. The methodology of the work is based on the development of migration policy at the state and regional levels, the forecast of migration processes and the preparation of recommendations for the regulation of migration flows is impossible without studying the conditions and mechanisms of migration processes. In turn, the mechanisms of regulation of labor resources have a significant impact on the productivity of public labor, which leads to smoothing or, conversely, the disproportion of socio-economic development of different territories, depending on the migration policy. Results of the work — the migration policy of Russia, which implies the formation of a model of state migration policy, which focuses on the use of the potential of international and internal migration for both short - term and long-term economic and political interests of the country. This model is designed to give the state migration policy internal logic, to ensure that it becomes an effective part of the national strategy, to increase the migration attractiveness of Russia, to ensure the influx of population into the country, to solve the problem of labor shortage, without prejudice to the labor rights of Russian citizens. The results of the study can be used by the Executive authorities of the region in the development of programs of socio-demographic development of territories. To implement the migration policy, a strategic vision of the positive role of the migration resource for the demographic and economic development of Russia should be formed at the state level. Without migration growth, the population of Russia will steadily decline, which will adversely affect the geopolitical position of the country and its place in the hierarchy of the world's largest powers.

Keywords: migration, migration policy, management, economy of the region.

На сегодняшний день главной проблемой миграционной политики РФ является то, что нет ясности концептуального характера, нет четкого определения.

Так и не получилось в России обозначить, исходя из взглядов государственной целесообразности, то, какова ценность в мигрантах и каким ключевым фактором прогресса России они являются.

Это привело к непоследовательности принимаемых управленческих решений, дезориентировало российское общество в отношении целей миграционной политики и понизило миграционную привлекательность России. Резкие повороты миграционной политики и постоянное реформирование законодательства — это результат импульсивных реакций на становящиеся недопустимо острыми миграционные проблемы

Остается неразвитой официальная инфраструктура трудовой миграции, т. е. комплекс консультационно-информационных сервисов, предназначенных, с одной стороны, для российских работодателей, нацеленных на привлечение иностранных работников, а с другой стороны, для иностранных граждан, прибывающих в Россию с целью трудоустройства. Неразвитость официальной миграционной инфраструктуры приводит к тому, что процессы привлечения иностранных работников российскими работодателями остаются во многом стихийными, а роль

эффективных посредников для мигрантов взяли на себя теневые, чаще всего этнически детерминированные, группировки [6].

Российской миграционной политике не удалось обеспечить формирование таких инструментов, которые структурировали бы приток трудовых мигрантов в соответствии со структурой спроса на рабочую силу в профессионально-квалификационном разрезе. В результате на фоне значительного притока трудовых мигрантов наблюдается постоянно высокий неудовлетворенный спрос на рабочую силу, а имеющийся квалификационный потенциал мигрантов часто остается невостребованным. В то же время модель организованного набора иностранной рабочей силы и профессиональная подготовка мигрантов в России в соответствии с потребностями российского рынка труда необоснованно остаются за скобками государственной деятельности. Наблюдается несогласованность миграционной политики с общей ситуацией на российском рынке труда [7].

Важным упущением российской миграционной политики, обернувшимся в результате резким обострением всех проблем, связанных с миграцией, является игнорирование политики адаптации и интеграции мигрантов. Наблюдается упрощенное понимание интеграции и попытки возложить ответственность за интеграцию исключительно на мигрантов.

Вне поля зрения государственных интересов осталась политика в области внутренней миграции, в то время как стихийные тенденции, складывавшиеся во внутренней миграции в России в последние 25 лет — низкая внутренняя мобильность населения и стабильный отток населения из восточных и северо-восточных регионов Сибири в европейскую часть России, — оказались крайне неблагоприятными для перспектив экономического, демографического и политического развития страны, а в контексте Дальнего Востока поставили вопрос об угрозе национальной безопасности и территориальной целостности России.

Понижение миграционной привлекательности Российской Федерации для возможных переселенцев — это в значительной степени противоречивость, нелогичная миграционной политической деятельности, когда на словах декларируется интерес Российской Федерации в привлечении стабильных мигрантов в целом и «соотечественников» в частности, а в реальности строятся все без исключения новейшие управленческие препятствия на пути получения пришедшими легального статуса, их устройства на работу и расселения в местности Российской Федерации. Подобная точка зрения обладает отрицательной стороной — «демонстрационным эффектом» — для возможных переселенцев и входит в непосредственное разногласие с тактической целью стимулирования притока мигрантов для смягчения демографического кризиса в Российской Федерации.

Миграция в существенной своей доле обладает бесконтрольным видом, невзирая на, казалось бы, весьма интенсивную работу уполномоченных федеральных органов. Это приводит к существованию большого сектора нерегистрируемой занятости мигрантов, деформирует общероссийский рынок труда, вызывает обширное продвижение эксплуатации мигрантов вплотную до рабского и принудительного труда, а, кроме того, торговли людьми. Явное обстоятельство недоступности результативного приспособления контролирования передвижения в Российскую Федерацию тревожит социум, создает миграцию острой внутриполитической задачей, вызывающей увеличение конструктивных националистических расположений [4].

Отсутствие представления о реальном масштабе и структуре миграционного притока, о месте, которые мигранты занимают в российской экономике. Это связано прежде всего с низким качеством миграционной статистики. Статистические трюки, ставящие целью подогнать данные под утвержденные цели, еще более запутывают реальную картину. Отсутствует государственный заказ на серьезные экономические исследования в области трудовой миграции. Это во многом объясняет отсутствие концептуальной четкости миграционной политики и ее непоследовательность.

Масштабность незаконной миграции и нерегистрируемого трудоустройства мигрантов — это объясняется, с одной стороны, особенностями существующей экономической системы в России с ее значительным сегментом неформальной экономики, а с другой стороны, административными и бюрократическими барьерами на пути получения разрешительных документов для трудоустройства в России иностранными гражданами, что побуждает их искать работу в обход закона. Незаконная миграция и нерегистрируемое трудоустройство иностранных граж-

дан наносит существенный урон российской экономике — от деградации культуры трудовых отношений и размывания норм честной конкуренции на рынке труда до недополучения российским бюджетом сотен миллиардов рублей из-за невыплаты незаконными мигрантами подоходного налога [8].

Антимиграционные настроения в российском обществе, не сумевшем адаптироваться к новой для него «мигрантской реальности». В обществе происходит поляризация взглядов политиков и общественного мнения на то, стоит ли России привлекать мигрантов для решения ее демографических и экономических проблем или приток иммигрантов следует жестко ограничивать. Опросы общественного мнения показывают, что доля сторонников жесткой позиции растет. Формирование на этом фоне миграционной политики, нацеленной на повышение миграционной привлекательности России, является трудно реализуемой задачей.

Миграционный отток российских граждан за рубеж, что является серьезным демографическим и экономическим вызовом для России. Наиболее болезненным для экономики России является высокий образовательный и квалификационный состав выезжающих российских граждан, что в сравнении с низкой образовательной структурой трудовых мигрантов, прибывающих в Россию в поисках работы, приводит к ухудшению качества задействованной на российском рынке труда рабочей силы и выступает тормозом на пути формирования инновационного типа развития российской экономики [17].

Стихийные внутрироссийские миграции становятся фактором, способствующим еще более неравномерному, асимметричному распределению населения по территории России. У этой неравномерности есть объективные исторические и природно-климатические причины. Однако она усиливается неблагоприятными с точки зрения стратегического развития страны векторами миграции [17]. Вместо того чтобы вовлекать в хозяйственный оборот обширные территории азиатской части страны и развивать экономику регионов, имеющих стратегическое значение для России, население стягивается в европейские регионы и концентрируется в столичном регионе.

Литература

1. Аминов И. Р. Миграционная политика Российской Федерации как разновидность правовой политики // Актуальные проблемы права и государства вXXI веке. — № 2. — 2017 (9). С. 114-120.

2. Андреева Н. А. Миграционные процессы в России и их влияние на внутреннюю и внешнюю политику страны // Проект для России. Сборник статей участников VII Международного научного студенческого конгресса: электронный ресурс. Научный руководитель: В. И. Бариленко, Ответственные редакторы: О. В. Карамова, А. П. Буевич. — 2016. — С. 1573-1576.

3. Гришанова А. Г., Кожевникова Н. И. Внутрироссийская миграция и ее место в миграционной политике России //Миграционное право. — 2016. — № 4. — С. 11-13.

4. Гурьева Е. Ю. Миграционная политика //Новое слово в науке: перспективы развития. — 2016. — № 4 -2 (10). — С. 77-78.

5. Иванов А. Н. Суверенная миграционная политика России //Вестник Нижегородской правовой академии. — 2017. — № 13 (13). — С. 13-15.

6. Ивахнюк И. В. Предложения к миграционной Стратегии России до 2035 года // Центр стратегических разработок. — Москва. — 2017.

7. Исакова Г. К. Регион как объект государственного управления. // European scientific conference. Сборник научных трудов по материалам VI International scientific conference (г.-к. Анапа, 31 октября 2018 г.). — Анапа: Научно-исследовательский центр «Иннова», 2018. — С. 25-31.

8. Кудрин А. Кудрин заступился за таджикских мигрантов // «Независимая газета». 23.09.2017.

9. Климин И. И. О некоторых тенденциях в миграционной политике современной России // Философия международных отношений. От теории к практике. Отв. ред. С. Н. Погодин, И. Д. Осипов. Санкт-Петербург. — 2016. — С. 175-197.

10. Минигалеев Р. Р. К вопросу о национальной и миграционной политике России //Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. — 2017. — Т. 9. — № 5. — С. 40-42.

11. Михалев Ю. А. Основные подходы к миграционной политике // Концепции фундаментальных и прикладных научных исследований. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — 2018. — С. 197-200.

12. Николаева Е. О., Кальная А. Ю. Миграционный аспект в современной демографической политике России //Наука среди нас. — 2018. — № 4 (8). — С. 511-514.

13. Рыбаковский Л. Л., Рыбаковский О. Л., Воробьева О. Д. Миграционная политика России // Учебное пособие. — Москва. — 2018. Сер. 64 Авторский учебник (2-е изд., пер. и доп).

14. Рязанцев С. В. Внешняя миграционная политика как фактор демографического развития России // Социологический альманах. — 2017. — № 8. — С. 63-71.

15. Томаев Д. М. Миграционная политика как инструмент правового регулирования миграционных процессов в России // Проблемы всеобщей истории и политологии. Сборник научных трудов. Владикав-

каз. — 2017. — С. 147-152.

16. Юрков Д. В., Дацык А. А. Социально-экономические детерминанты миграции и миграционная политика //Вестник экономики, права и социологии. — 2016. — № 4. — С. 123-128.

17. Эксперты рассказали о мигрантах в России (прогноз до 2035 года) //РИА VladNews от 24.09.2017.

18. Povazhny A. S., Sikorskaya I. N. The migratory policy of europe states: modern tendencies // Менеджер. Вкник Донецького державного утверситету управлiння. 2015. No. 4 (58). С. 5-9.

19. Gasparishvili A. T., Onosov A. A. Migration policies of Moscow authorities and muscovites' public opinion. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2016. Т. 16. No. 4. P. 808-815.

References:

1. Aminov I. R. Migracionnaya politika Rossijskoj Federacii kak raznovidnost'pravovoj politiki // Aktual'nye problemy prava i gosudarstva v HKHI veke. — № 2. — 2017 (9). S. 114-120.

2. Andreeva N. A. Migracionnye processy v Rossii i ih vliyanie na vnutrennyuyu i vneshnyuyu politiku strany // Proekt dlya Rossii. Sbornik statej uchastnikov VII Mezhdunarodnogo nauchnogo studencheskogo kongressa: elektronnyj resurs. Nauchnyj rukovoditel': V. I. Barilenko, Otvetstvennye redaktory: O. V. Karamova, A. P. Buevich. — 2016. — S. 1573-1576.

3. Grishanova A. G., Kozhevnikova N. I. Vnutrirossijskaya migraciya i ee mesto v migracionnoj politike Rossii //Migracionnoe pravo. — 2016. — № 4. — S. 11-13.

4. Gur'eva E. YU. Migracionnaya politika // Novoe slovo v nauke: perspektivy razvitiya. — 2016. — № 4-2 (10). — S. 77-78.

5. Ivanov A. N. Suverennaya migracionnaya politika Rossii // Vestnik Nizhegorodskoj pravovoj akademii. — 2017. — № 13 (13). — S. 13-15.

6. Ivahnyuk I. V. Predlozheniya k migracionnoj Strategii Rossii do 2035 goda // Centr strategicheskih raz-rabotok. — Moskva. — 2017.

7. Isakova G. K. Region kak obekt gosudarstvennogo upravleniya. // European scientific conference. Sbornik nauchnyh trudov po materialam VI International scientific conference (g.-k. Anapa, 31 oktyabrya 2018 g.). — Anapa: Nauchno-issledovatel'skij centr «Innova», 2018. — S. 25-31.

8. Kudrin A. Kudrin zastupilsya za tadzhikskih migrantov //«Nezavisimaya gazeta». 23.09.2017.

9. Klimin 1.1. O nekotoryh tendenciyah v migracionnoj politike sovremennoj Rossii // Filosofiya mezhdunarod-nyh otnoshenij. Ot teorii k praktike. Otv. red. S. N. Pogodin, I. D. Osipov. Sankt-Peterburg. — 2016. — S. 175197.

10. Minigaleev R. R. K voprosu o nacional'noj i migracionnoj politike Rossii // Aktual'nye problemy prava i gosudarstva v XXI veke. — 2017. — T. 9. — № 5. — S. 40-42.

11. Mihalev YU. A. Osnovnye podhody k migracionnoj politike // Koncepcii fundamental'nyh i prikladnyh nauchnyh issledovanij. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. — 2018. — S. 197200.

12. Nikolaeva E. O., Kal'naya A. YU. Migracionnyj aspekt v sovremennoj demograficheskoj politike Rossii // Nauka sredi nas. — 2018. — № 4 (8). — S. 511-514.

13. Rybakovskij L. L., Rybakovskij O. L., Vorob'eva O. D. Migracionnaya politika Rossii // Uchebnoe posobie. — Moskva. — 2018. Ser. 64 Avtorskij uchebnik (2-e izd., per. i dop).

14. Ryazancev S. V. Vneshnyaya migracionnaya politika kak faktor demograficheskogo razvitiya Rossii // Soci-ologicheskij al'manah. — 2017. — № 8. — S. 63-71.

15. Tomaev D. M. Migracionnaya politika kak instrument pravovogo regulirovaniya migracionnyh processov v Rossii //Problemy vseobshchej istorii i politologii. Sbornik nauchnyh trudov. Vladikavkaz. — 2017. — S. 147152.

16. YUrkov D. V., Dacyk A. A. Social'no-ekonomicheskie determinanty migracii i migracionnaya politika // Vestnik ekonomiki, prava i sociologii. — 2016. — № 4. — S. 123-128.

17. Eksperty rasskazali o migrantah v Rossii (prognoz do 2035 goda) //RIA VladNews ot 24.09.2017.

18. Povazhny A. S., Sikorskaya I. N. The migratory policy of europe states: modern tendencies // Menedzher. Visnik Donec'kogo derzhavnogo universitetu upravlinnya. 2015. No. 4 (58). S. 5-9.

19. Gasparishvili A. T., Onosov A. A. Migration policies of Moscow authorities and muscovites' public opinion. // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sociologiya. 2016. T. 16. No. 4. P. 808-815.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.