УДК 332.01 ББК 84
Меджидов З. У. - аспирант, Дагестанский государственный университет народного хозяйства
Medzhidov Z. U. - graduate student, Dagestan state university of the national economy
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ПОЛУЧЕНИЯ СТАТУСА РЕЗИДЕНТА ОЭЗ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ РЕЗИДЕНТУ
DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF THE PROCEDURE OF OBTAINING STATUS OF THE RESIDENT OF THE SEZ AND PROVIDING TAX PREFERENCES TO THE RESIDENT
Рассматривается законодательная база создания особых экономических зон в Российской Федерации. Выявлены недостатки практики функционирования особых экономических зон. Предложены меры по управлению особой экономической зоной, совершенствованию процедуры получения статуса резидента, а также предоставлению налоговых преференций резиденту особой зоны.
Ключевые слова: экономика, особые экономические зоны, налоговые преференции, статус резидента.
The legislation of creation of special economic zones in the Russian Federation is considered. Shortcomings of practice of functioning of special economic zones are revealed. Measures for management of the person of an economic zone, enhancement of procedure of receipt of a resident status, and also provision of tax preferences to a resident of a special zone are proposed. Keywords: economy, special economic zones, tax preferences, resident status.
Развитие национальной экономики во многом определяется государственной политикой, направленной на создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности, защиту внутреннего рынка, поддержку инноваций и повышение конкурентоспособности отечественных производителей. Современная политика стимулирования экономики предусматривает использование таких финансово-экономических инструментов, как: льготное налогообложение и кредитование, государственные гарантии, содействие в продвижении отечественной продукции на внешние рынки, участие государства в развитии инфраструктуры и т.п. При этом важна комплексность в использовании перечисленных инструментов[2, с. 10].
Одним из способов обеспечения этого является создание особых экономических зон (далее - ОЭЗ). Процесс организации ОЭЗ в России получил развитие после принятия специального Федерального закона [6] и внесения в законодательство изменений, упорядочивших организационные, нормативно-правовые, управленческие,
информационные и методические вопросы создания и деятельности ОЭЗ.
Республика Дагестан (далее РД), как объект нашего исследования, является ключевым транспортным звеном, соединяя РФ со странами Закавказья, Ближнего и Среднего Востока, граничит с Азербайджаном и Грузией по суше, а с Ираном, Казахстаном и Туркменистаном - по морю. Выгодное географическое расположение, благоприятные климатические условия, развитая транспортная инфраструктура, значительные резервы рабочей силы и все еще не используемые природные богатства представляют собой реальный потенциал развития Республики Дагестан[1, с. 19].
С учетом уникального экономико-географического положения РД предопределяет выполняемые ей локальные, региональные, национальные и глобальные функции, направленные, прежде всего, на формирование крупного международного и межрегионального центра промышленности, инноваций и туризма для реализации интеграционных процессов.
Уникальные преференции, которые можно предоставить резидентам особых экономических зон регионального уровня, позволяют сформировать оптимальные туристические маршруты с использованием транзитного потенциала международных транспортных коридоров. В результате введения совокупных преференций и создания транспортно-логистической инфраструктуры можно будет обеспечить снижение затрат на реализацию новых инвестиционных проектов, повысить долю приоритетных видов деятельности в валовом региональном продукте, обеспечить открытость региона для внешнеэкономической деятельности.
Региональные власти вправе создавать особые экономические зоны регионального уровня следующих типов:
• промышленный (индустриальный) парк;
• технопарк;
• агропромышленный парк;
• туристический парк.
На территории каждой особой экономической зоны действуют инвестиционные площадки, формирующие комфортные условия для прямых инвестиций с учетом соблюдении принципов целесообразности и экономической эффективности, здесь также формируются условия для роста внебюджетного финансирования и развития механизмов государственно-частного партнерства.
В тоже время, полномочия субъектов РФ по предоставлению налоговых льгот значительно ограничены, в первую очередь положениями Налогового кодекса РФ. Принятые законодательные инициативы охватывали в основном федеральный уровень, не распространяясь на регионы. Регионы при создании особых зон могли наделять их преференциями лишь в рамках делегированных им прав по соответствующим налогам [3, с. 12].
Исходя из этого, необходимым условием для привлечения большего числа резидентов в особые экономические зоны регионального уровня является расширение полномочий региональных властей по предоставлению федеральных налоговых преференций резидентам на законодательном уровне. Ниже представлены стандартные налоговые льготы для резидентов особых экономических зон регионального уровня, на примере Республики Дагестан (см. Табл. 1).
Таблица 1
Стандартные налоговые льготы для резидентов ОЭЗ регионального
уровня в Республике Дагестан (составлено автором)
Перечень налогов Ставка по России / Республики Дагестан В промышлен но- производстве нной ОЭЗ (промышлен ный парк) В технико-внедренчес кой ОЭЗ (технопарк) В туристко-рекреацион ной ОЭЗ (туристичес кий парк) В агропромышле нной ОЭЗ (агропромышл енный парк)
Налог на прибыль 20 % (18 %, подлежащего зачислению в республикански й бюджет, 2 % в федеральный 15 % (13 % в республиканс кий бюджет, 2 % в федеральный бюджет) в 0 % до 1 января 2018 года. Затем 15 % (13 % в республикан ский 15 % (15 % в республикан ский бюджет, 0 % в федеральны й бюджет до 0 % до 1 января 2018 года. Затем 15 % (13 % в республикански й бюджет, 2 % в федеральный бюджет) в
Перечень налогов
Ставка по России / Республики Дагестан
В
промышлен но-
производстве
нной ОЭЗ (промышлен ный парк)
В технико-внедренчес
кой ОЭЗ (технопарк) (
В туристко рекреацион ной ОЭЗ туристичес кий парк)
В
агропромышле
нной ОЭЗ (агропромышл енный парк)
бюджет)
течение 7 лет
бюджет, 2 % в
федеральны й бюджет) в течение 5 лет
1 января 2023 года) в течение 7
течение 7 лет
лет
Налог на имуществ о
организац ий
2,2 %
0% в течение 7 лет с момента постановки имущества на учет
Налог на имуществ о
физически х лиц (для ИП)
до 1 %
0% в течение 7 лет с момента постановки имущества на учет
Земельны й налог
0,3 % - в отношении земельных участков сельскохозяйств
енного использования 1.5 % - в отношении
прочих земельных участках
0% в течение 7 лет
Транспорт ный налог
в зависимости от мощности двигателя до 105 руб. / 1 л.с.
0 руб. в течение 7 лет с момента постановки транспортного средства на учет
Социальн ые налоги и
страховые взносы
2011-2017 гг. -30%
2018 г. - 30 %
2019 г. - 34 %
27 % в течение 7 лет
Кроме того, для резидентов отечественных ОЭЗ необходимо понизить минимальный порог по включению в реестр резидентов особой экономической зоны, что позволит небольшим компаниям и индивидуальным предпринимателям инвестировать денежные средства в развитие территории. В связи с чем, автором предлагается зафиксировать следующий минимальный порог: 10 млн. руб. - для юридических лиц; 2 млн. руб. - для индивидуальных предпринимателей.
Также необходимо уделить внимание облегчению процесса получения статуса резидента особой экономической зоны, поскольку действующий в настоящее время принцип «одного окна» представляет собой важный инструмент развития российских ОЭЗ, но не позволяет существенно снизить время и занимает, как правило, около 60 дней. В связи с чем целесообразно разработать усовершенствованную модель, представляющая процедуру получения статуса резидента особых экономических зон регионального уровня в Республике Дагестан (см.
Рис. 1), а также модель предоставления налоговых преференций резиденту, в результате достигнутых им результатов (см. Рис. 2).
То есть для успешного создания и функционирования ОЭЗ необходимо в первую очередь разработать соответствующую нормативно-правовую базу, определяющую все аспекты деятельности в рамках ОЭЗ [4].
Должна быть разработана единая и взаимоувязанная система регулирования и стратегического планирования функционирования ОЭЗ и ее субъектов на всех уровнях управления: федеральном; региональном;
в муниципальных образованиях, которые расположены на территории ОЭЗ.
Данная система должна содержать последовательную разработку траектории стратегического социально-экономического развития региона в результате создания особой экономической зоны регионального уровня.
Рис.1. Модель получения статуса резидента региональных ОЭЗ в Республике Дагестан (срок получения не более 35 календарных дней)1
1 Составлено автором
Рис.2. Модель предоставления налоговых преференций резиденту региональных ОЭЗ (составлено автором)
Список литературы:
1. Безпалов В.В., Ломакина Е.А. Проблемы функционирования особых экономических зон в России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2015. - № 45. - С. 125-131.
2. Джерелейко И.С. Финансовые инструменты таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности особых экономических зон в России :Автореф. ... дис. канд. экон. наук. - СПб., 2012. - 20 С.
3. Официальный сайт Счетной палаты РФ. URL: http://www.ach.gov.ru.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».