Инженерная педагогика
УДК 378
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА
Е.Л. Виноградов1, А.И. Попов2
ООО СК «РемЖилСтрой» (1); кафедра «Техника и технологии производства нанопродуктов», ФГБОУВПО «ТГТУ» (2); вИшр[email protected]
Ключевые слова и фразы: интегрированные компетенции; предпринимательская деятельность; строительство.
Аннотация: Рассмотрены особенности предпринимательской профессиональной деятельности в области строительства, определены проблемные моменты подготовки бакалавров, предложены подходы к формированию интегрированной финансово-юридической компетенции.
Модернизация системы профессионального образования, ориентированная на обеспечение формирующейся в стране инновационной экономики кадрами, должна учитывать требования общества по повышению предпринимательской активности населения. Вовлечение выпускников технических вузов в предпринимательскую деятельность в производственном секторе экономики позволит дать ему мощный импульс для развития. Одним из наиболее перспективных в этом отношении является строительный комплекс, который в настоящее время находится на подъеме, связанном, с одной стороны, с возрастающим спросом на жилье со стороны физических лиц, с другой, с развитием отраслей народного хозяйства, и, как следствие, потребностью в увеличении производственных площадей.
Для определения направлений совершенствования подготовки кадров для строительства рассмотрим отличительные характеристики модели профессиональной деятельности выпускника, который собирается заниматься предпринимательством в строительстве. Ключевой особенностью данной модели будет потребность в сформированной интегрированной компетенции, определяющей способности как к юридически грамотной профессиональной деятельности, так и к оптимизации финансового менеджмента.
Выпускник вуза, решивший начать свое дело, прежде всего должен определиться с организационно-правовой формой своего будущего предприятия, так как от этого во многом будет зависеть и успешность организуемого бизнеса. Выбранная организационно-правовая форма детерминирует финансовые отношения с государством, и в первую очередь налоговые платежи. При этом молодой специалист должен не только знать положения Гражданского и Налогового кодексов РФ, но и уметь анализировать последствия тех или иных нормативных актов в правовой сфере для финансовой деятельности руководимых им предприятий. Достаточно частые корректировки, вносимые в систему налогообложения заставляют предпринимателей полностью пересматривать организацию экономических процессов на руководимых предприятиях, адаптируя их под новые правила.
Проблемы налогового планирования являются весьма важными для предпринимателя, так как в случае неверно выбранной схемы налогообложения и ошибок в организации производственного процесса предприятия лишаются значительной части своей прибыли. Это в свою очередь мотивирует предпринимателей к поиску других способов повышения прибыли, причем усилия в основном направлены на снижение издержек строительства, что является стратегически верным, но в силу малого опыта выпускников вузов нередко приводит к негативным последствиям.
Прежде всего, делается попытка оптимизации расходования материалов как одного из основных компонентов себестоимости объектов строительства (стоимость материалов от стоимости строительства в среднем составляет 30 %).
Современное масштабное строительство ведется, как правило, из материалов среднего качества, которые в полной мере соответствуют всем техническим, экологическим, эстетическим, санитарным требованиям. Применяя эти материалы, можно быть уверенным, что производимый продукт будет качественным и востребованным. В случае, если в процессе строительства применять материалы более низкого качества («эконом-класса», применение которых предназначено чаще всего для возведения некапитальных строений), которые в среднем на 15 - 20 % дешевле, то можно сэкономить 4,5 % от общей стоимости строительства. Казалось бы, при значительных сметных стоимостях строительных объектов получается весьма существенный результат, но «излишние» налоговые платежи при неоптимальном налоговом планировании данная экономия не всегда компенсирует. При этом успех в краткосрочном периоде может в дальнейшем привести к нежелательным последствиям как для потребителя продукции, так и для предпринимателя. Материалы более низкого качества имеют меньшие показатели прочности, долговечности, морозостойкости, износоустойчивости и т.д. Указанные недостатки менее существенны для регионов с относительно мягким климатом, но в районах, где температурные перепады составляют 50...70 °С (вся северная и восточная, а последнее время и центральная части страны), это может привести к потере потребительских характеристик строительных объектов вплоть до разрушения. В конечном итоге строительные компании в соответствии с гарантийными обязательствами будут вынуждены возместить причиненный ущерб, сумма которого, скорее всего, будет больше сэкономленных 4,5 % на материалах. Кроме финансовых потерь такая ситуация приведет и к снижению уровня фирменной репутации.
Другим компонентом себестоимости, на котором молодой предприниматель постарается сэкономить, является фонд оплаты труда. Но и здесь у него не очень большое пространство для маневра. Недоплата квалифицированным рабочим повышает риск потери специалистов. Уменьшение оплаты труда разнорабочих при высокой оплате труда специалистов резко ухудшает микроклимат в коллективе, неизбежны конфликты, что приведет к падению производительности труда. К тому же на оплате труда разнорабочих и подсобных рабочих вряд ли можно сэкономить значительную сумму. Необходимо учитывать сложившуюся в последнее время тенденцию оттока специалистов строительной отрасли в другие сферы трудовой деятельности, менее трудоемкие в плане физического труда (сферы мелкого семейного бизнеса, интернет-технологий, рекламы, торговли и т.д.), где за меньший физический труд можно получать такое же вознаграждение, что и на строительстве объектов. Подобная «миграция» приводит к увеличению расходов на оплату труда специалистов строительных специальностей по сравнению с запланированным предпринимателем.
Снижение издержек производства можно добиться внедрением прогрессивных технологий и использованием современного оборудования, что требует зна-
чительных финансовых вложений. Для новых предприятий, созданных выпускниками вузов, скорее всего это станет непосильной ношей, так как свободных активов у них нет: предоплата на строительство в последнее время не приветствуется, а кредитный портфель обычно уже набран на минимально необходимое оборудование, инвентарь, съемные помещения и т.д.
Одним из возможных решений в сложившейся ситуации может стать правильный выбор организационно-правовой формы, грамотная экономическая политика, оптимизированная система управленческого и бухгалтерского учета, максимально точное прогнозирование рентабельности заключенных контрактов, обеспечение качественного менеджмента персонала.
Рассмотрим умение выпускника вуза организовывать и мотивировать членов вновь созданной организации. Какую бы модель внутренних отношений не выстраивал предприниматель в коллективе, должна быть создана четкая структура и разграничение обязанностей по видам деятельности между различными категориями работников, при этом руководитель должен не только стремиться к максимизации прибыли, но и обеспечить каждому работнику достойную зарплату, что будет способствовать снижению «текучки» кадров на производстве.
Слабым звеном подготовки специалистов для строительства остаются их низкий уровень умений планировать деятельность руководимой организации и анализировать различные инновационные проекты, а также недостаточные знания о механизме получения государственных заказов. Выпускник вуза должен так организовать деятельность своей организации в динамично меняющейся маркетинговой среде, чтобы обеспечить предприятие наиболее выгодными контрактами как с позиции прибыли в кратковременном периоде, так и с позиции развития предприятия в долгосрочной перспективе.
Ориентируясь на предложенную модель формирования интегрированных компетенций [1], выбираем такие профессиональные компетенции бакалавра по направлению подготовки 270800 «Строительство», интеграция которых в финансово-юридическую компетенцию позволит выпускнику вуза оптимизировать работу создаваемого предприятия: знание организационно-правовых основ управленческой и предпринимательской деятельности, планирования работы персонала и фондов оплаты труда (ПК-14); владение методами осуществления инновационных идей, организации производства и эффективного руководства работой людей, подготовки документации для создания системы менеджмента качества производственного подразделения (ПК-15); способность разрабатывать оперативные планы работы первичных производственных подразделений, вести анализ затрат и результатов деятельности производственных подразделений, составление технической документации, а также установленной отчетности по утвержденным формам (ПК-16) [3].
Формирование интегрированной финансово-юридической компетенции на основе названных компетенций предполагает целый комплекс мероприятий в учебном процессе вуза:
1. Создание интегрированной учебной дисциплины по выбору «Организация предпринимательской деятельности в строительстве», имеющей содержательное наполнение: основы предпринимательского права, производственный менеджмент, элементы бухгалтерского учета, анализ финансовой деятельности. При этом способности по использованию полученных знаний приобретаются при решении комплексных задач, включающих вопросы правового характера, анализа финансовых результатов, психологии управления трудовым коллективом.
2. Организация в вузе информального образования, направленного на сопровождение творческого саморазвития каждого студента и самостоятельное приоб-
ретение им знаний как в области финансового, хозяйственного права, так и в области финансового менеджмента.
3. Проведение бинарных лекций преподавателей-теоретиков и руководителей предприятий строительной отрасли, призванных акцентировать внимание обучающихся на наиболее проблемных моментах организации предпринимательской деятельности.
4. Расширение содержания комплексного проектирования строительных объектов за счет организационно-экономических аспектов реализации проекта в условиях малого бизнеса.
Уровень освоения интегрированной финансово-юридической компетенции взаимосвязан с формированием общекультурных компетенций, определяющих готовность к предпринимательской деятельности, и, прежде всего со способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-4); стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6). По нашему мнению, формирование этих компетенций может быть достигнуто широким внедрением олимпиадного движения в образовательный процесс [2], и в частности проведения конкурсов по специальности.
Реализация предложенных подходов к совершенствованию подготовки бакалавров в области строительства позволит техническому вузу готовить кадры для региональной экономики на более высоком уровне, а самим выпускникам не только профессионально самореализоваться, но и достигать существенных финансовых результатов.
Список литературы
1. Тормасин, С.И. Организационно-методические проблемы интеграции компетенций / С.И. Тормасин, Н.П. Пучков // Вопр. соврем. науки и практики. Ун-т им. В.И. Вернадского. - 2012. - № 1(37). - С. 149-158.
2. Попов, А.И. Методологические основы и практические аспекты организации олимпиадного движения по учебным дисциплинам в вузе: монография / А.И. Попов, Н.П. Пучков. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010. - 212 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 270800 Строительство (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс] : утв. приказом М-ва образования и науки Рос. Федерации от 18.01.2010 № 54 // Тамб. гос. техн. ун-т : офиц. сайт. - Режим доступа : http://www.tstu.ru/education/oop/pdf/270800_62.pdf. -Загл. с экрана.
Areas of Improvement in Training BS in Construction
E.L. Vinogradov1, A.I Popov2
OOO SK "RemZhilStroy" (1); Department "Technology and Methods ofNanoproducts Manufacturing", TSTU (2);
Key words and phrases: construction; entrepreneurial activity; integrated competence.
Abstract: The characteristics of entrepreneurial professional activities in the field of construction are considered; the problem areas of bachelors' training are determined; approaches to the formation of integrated financial and legal expertise are proposed.
Richtungen der Vervollkommnung der Vorbereitung der Bachelors auf dem Gebiet des Baues
Zusammenfassung: Es sind die Besonderheiten der professionellen Unternehmungstätigkeit auf dem Gebiet des Baues betrachtet, es sind die Problemmomente der Vorbereitung der Bachelors bestimmt, es ist das Herangehen zu der Bildung des integrierten finanz-juristischen Kompetenzbereiches angeboten.
Orientations du perfectionnement de la formation des bacheliers dans le domaine du bâtiment
Résumé: Sont examinées les particularités de l'activité professionnelle d'entrepreneurs dans le domaine du bâtiment, sont définis les moments clés de la formation des bacheliers, sont proposées les approches pour la formation de la compétence intégérée financière et juridique.
Авторы: Виноградов Евгений Леонидович - генеральный директор ООО СК «РемЖилСтрой», депутат Тамбовской городской думы; Попов Андрей Иванович -кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Техника и технологии производства нанопродуктов», ФГБОУ ВПО «ТГТУ».
Рецензент: Леденев Владимир Иванович - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Городское строительство и автомобильные дороги», ФГБОУ ВПО «ТГТУ»