Научная статья на тему 'Направления совершенствования организации труда. Опыт российских и зарубежных компаний'

Направления совершенствования организации труда. Опыт российских и зарубежных компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
324
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА / КОВОРКИНГ-ЦЕНТР / ОФИС OPEN SPACE / ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / LABOR ORGANIZATION / CO-WORKING CENTER / OFFICE OPENSPACE / THEORY OF GENERATIONS / ECONOMIC EFFECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новикова Екатерина Владимировна, Торгунакова Анастасия Валерьевна

В современном мире организация не может быть успешной без эффективной работы сотрудников компании, на результаты которой, в свою очередь, влияют организация и нормирование труда персонала. Сегодня процесс подбора персонала, в частности, менеджеров высшего и среднего звена трудоемкий и затратный, поэтому многие организации сотрудничают с кадровыми агентствами. Поскольку кадровое агентство является поставщиком услуг по подбору персонала для других компаний, организация труда сотрудников рекрутинговых агентств влияет напрямую на эффективность работы агентства и косвенно на эффективность работы компаний, которым предоставляется услуга подбора персонала, а следовательно, и на эффективность экономики государства. Для определения направлений совершенствования организации рабочих мест в компании ООО «Корнерстоун» проанализированы успешные практики российских и зарубежных компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions of perfection of labour organization. The experience of Russian and foreign companies

In today's world an organization cannot be successful without effective work of employees of the company, the results of which in turn impact the organization and regulation of labor staff. Today, the recruitment process, in particular managers of top and middle management, the process is time-consuming and costly, therefore, many organizations are partnering with recruitment agencies. Since the recruitment agency is a supplier of recruitment services to other companies, organization of employees of recruitment agencies directly affect the efficiency of the agency, and indirectly on the efficiency of the companies which offers recruitment and therefore on the efficiency of the state's economy. To determine the directions of improving the organization of labor for the organization jobs in the company "Cornerstone" we have analyzed successful practices for the workplace of the Russian and foreign companies.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования организации труда. Опыт российских и зарубежных компаний»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 6• Номер 1 • Январь-март 2019 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

>

Креативная экономика

издательство

направления совершенствования организации труда. опыт российских и зарубежных компаний

В современном мире организация не может быть успешной без эффективной работы сотрудников компании, на результаты которой, в свою очередь, влияют организация и нормирование труда персонала. Сегодня процесс подбора персонала, в частности, менеджеров высшего и среднего звена трудоемкий и затратный, поэтому многие организации сотрудничают с кадровыми агентствами. Поскольку кадровое агентство является поставщиком услуг по подбору персонала для других компаний, организация труда сотрудников рекрутинговых агентств влияет напрямую на эффективность работы агентства и косвенно - на эффективность работы компаний, которым предоставляется услуга подбора персонала, а следовательно, и на эффективность экономики государства. Для определения направлений совершенствования организации рабочих мест в компании ООО «Кор-нерстоун» проанализированы успешные практики российских и зарубежных компаний.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: организация труда; коворкинг-центр; офис Open Space; теория поколений; экономический эффект.

Введение

В современном мире становится особенно актуальным вопрос совершенствования организации труда и организации рабочих мест для создания максимально комфортных условий труда сотрудников и повышения производительности их работы [8] (Моу1коуа, 2017).

В экономически развитых странах наблюдается значительное развитие коворкинг-центров, представляющих прогрессивную современную форму организации труда для фрилансеров и удаленных работников. Так же коворкинг компании используют для экономии средств на аренду офисов, совместно арендуя внушительных размеров офис. Наибольшее развитие и популярность коворкинг-центры получили в

Новикова Е.В.1, Торгунакова А.В.1

1 Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва, Россия АННОТАЦИЯ:

Directions of perfection of labour organization. The experience of Russian and foreign companies

Novikova E.V.1, Torgunakova A.V.1

1PLekhanov Russian University of Economics, Russia

таких странах, как США, Франция, Германия, где аренда офисного помещения в крупных городах очень высока [3] (Gipich, Prutskova, 2017).

Основная часть

В России наблюдается тенденция к увеличению компаний, использующих удаленные рабочие места. Эту тенденцию отмечает генеральный директор консалтинговой группы «ДСТС Финанс Консалтинг» [7] (Malyshev, 2017). Компания ПАО «ВымпелКом Билайн» в 2016 г. начала внедрять проект «BeeFree», по которому часть персонала (более 4500 сотрудников) перевели на удаленный режим работы [4] (Gorelova). По словам исполнительного вице-президента по управлению персоналом ПАО «ВымпелКом Билайн» Натальи Альбрехт, это было сделано, чтобы повысить привлекательность компании в глазах сотрудников поколения Z (рожденных после 2003 г.) (табл. 1), которые «ценят больше всего свободу». Благодаря данной стратегии, холдинг достиг $ 1 млрд свободного денежного потока к 2018 г.

Компания «Philips» использует в своих офисах концепцию инновационного рабочего пространства WorkplaceInnovation (WPI), согласно которой у сотрудников нет закрепленных рабочих мест и они могут сесть за любой стол в офисе Open Space [5] (Elkina). (Офис Open Space представляет собой открытое пространство без разделительных стен, рабочие места (или группы рабочих мест) отгораживаются друг от друга невысокими перегородками (в том числе сдвижными), низкими шкафами или цве-

ABSTRACT:_

In today's world an organization cannot be successful without effective work of employees of the company, the results of which in turn impact the organization and regulation of labor staff. Today, the recruitment process, in particular managers of top and middle management, the process is time-consuming and costly, therefore, many organizations are partnering with recruitment agencies. Since the recruitment agency is a supplier of recruitment services to other companies, organization of employees of recruitment agencies directly affect the efficiency of the agency, and indirectly on the efficiency of the companies which offers recruitment and therefore on the efficiency of the state's economy. To determine the directions of improving the organization of labor for the organization jobs in the company "Cornerstone" we have analyzed successful practices for the workplace of the Russian and foreign companies.

KEYWORDS: labor organization, co-working center, office openspace, the theory of generations, economic effect

JEL Classification: J80, J81, J89 Received: 21.02.2019 / Published: 31.03.2019

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Novikova E.V. (katek_ev0mail.ru)

CITATION:_

Novikova E.V., Torgunakova A.V. (2019) Napravleniya sovershenstvovaniya organizatsii truda. Opyt rossiyskikh i zarubezhnyh kompaniy [Directions of perfection of labour organization. The experience of Russian and foreign companies]. Ekonomika truda. 6. (1). - 377-384. doi: 10.18334/et.6.1.39942

тами). Благодаря этому компания смогла эффективнее использовать пространство офисов, а ее сотрудники - непринужденно в неформальной обстановке делиться друг с другом опытом. Концепцию «горячих столов» («hotdesking»), позволяющую сотрудникам свободно передвигаться между столами, используя любой из них как свое рабочее место, используют такие компании, как BurnkitStudio, Square, Qwiki, Threadless, Fashinism, и пр. [1].

Таблица 1

Теория поколений

название поколения по н. хоуву и В. Штраусу Годы рождения отличительные особенности

Бэби-Бумеры (Baby-Boomers) 1943-1963 Заинтересованность в личностном росте, коллективизм, командный дух

Х 1963-1983 Готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, неформальность взглядов, надежда на себя

У 1983-2003 Не готовы начинать свой путь с самых низов и медленно расти вверх, годами ожидая продвижения по службе и увеличения вознаграждения

z 2003+ Цифровой человек, с детства вовлеченный в цифровую сферу

Источник: составлено автором по [10] (Ozhiganova, 2015)

Данная тенденция объясняется и тем, что, согласно отчету компаний «1С-Битрикс» и Гзоп&Райпеге, опубликованному в 2015 г., работодатели в среднем экономят на одном удаленном рабочем месте около 170 000 рублей в год [12] (Yuzbekova).

Сегодня 42% организаций по всему миру используют разнообразные нестандартные подходы, организуя конкурсы и корпоративные мероприятия как инструмент привлечения кандидатов поколения У. В России 46% работодателей используют специальные активности, чтобы увеличить свою привлекательность для представителей данного поколения. В Индии этот метод привлечения кандидатов использует подавляющее большинство менеджеров по персоналу. В дополнение к этому 40% индийских компаний планируют оборудовать в офисах спортзалы [6] (Koryagina, 2017).

ОБ АВТОРАХ:_

Новикова Екатерина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления человеческими ресурсами (katek_ev0mai1.ru)

Торгунакова Анастасия Валерьевна, студентка 4 курса базовой кафедры развития человеческого капитала Торгово-промышленной палаты РФ (torgunakova19970yandex.ru )

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Новикова Е.В., Торгунакова А.В. Направления совершенствования организации труда. Опыт российских и зарубежных компаний // Экономика труда. - 2019. - Том 6. - № 1. - С. 377-384. doi: 10.18334М.6.1.39942

Многие зарубежные компании стали уделять особое внимание эстетической составляющей офисов. Например, в калифорнийской компании Beats Electronics при разработке дизайна новой штаб-квартиры в Лос-Анжелесе были использованы яркие брызги голубого, бирюзового, красного цветов в помещениях, выдержанных в спокойных и сдержанных тонах, а также были созданы зоны отдыха и встреч с доминированием одного цвета для создания определенной атмосферы [6]. А архитектурное бюро Camenzind Evolution в Тель-Авиве использовало беседы с сотрудниками о том, как они воспринимают компанию и культуру, после чего архитекторы компании предложили несколько тем для дизайна офисных помещений («Семья», «Оптимизм» и «Наследие»), посвятив каждой из них этаж [6].

Для выявления тенденций направлений совершенствования организации труда в России был проведен опрос более 200 топ-менеджеров различных компаний, функционирующих на территории страны, результаты которого представлены в таблице 2. Респондентам предлагалось выбрать один или несколько вариантов из предложенных в опросном листе для ответа на вопрос: «Какие направления совершенствования организации труда и организации рабочих мест существуют в вашей компании?»

Проанализировав результаты опроса 205 топ-менеджеров российских компаний, можно сделать вывод, что практически во всех компаниях одними из ведущих направлений совершенствования организации труда выступают эстетическая составляющая (оригинальный дизайн помещения), и эргономическая составляющая (удобная организация рабочих мест), эти варианты выбрало, соответственно, более 97% и 90% опрашиваемых. Так же для российских компаний одним их приоритетных направлений совершенствования организации труда являются удаленные рабочие места, этот вариант выбрали более 6 7% респондентов. Однако зарубежная практика использования

Таблица 2

Результаты опроса 205 топ-менеджеров

Вариант ответа Количество Доля компа-

голосов ний,0/)

Эстетическая составляющая (оригинальный дизайн) 200 97,56

Используется коворкинг-центр 37 18,05

Использование офисов Open Space 103 50,24

Создание комнат отдыха или оборудование помещений для 77 37,56

занятий спортом на территории компании

Использование удаленных рабочих мест 138 67,32

Эргономическая составляющая (удобная организация рабочих мест) 186 90,73

Использование тенденции «горячих столов» 101 49,27

Ничего из вышеперечисленного 2 0,98

Источник: таблица составлена авторами по данным проанализированных опросных листов

коворкинг-центров для российских компаний не является актуальной, данный вариант выбрали 18% опрошенных.

Из-за специфики работы кадрового агентства (оказание посреднических услуг и удовлетворение интересов компаний-заказчиков в требуемом персонале с учетом его профессии, уровня квалификации, опыта работы [11] (Barokv, Zubkov, 2018), профессиональных и личных качеств) и установленного в компании режима гибкого рабочего времени, позволяющего сотруднику по договоренности с руководством компании самостоятельно определять начало и конец рабочего дня, согласно ст. 102 ТК РФ от 30. 12. 2001 № 197-ФЗ (ред. от 27. 12. 2018), большая часть сотрудников (63% или 31 человек) предпочитают работать 30-60% рабочего времени удаленно, при этом у половины сотрудников около 25-35% рабочего времени приходится на встречи с компаниями-заказчиками или кандидатами вне офиса. В результате около 35% рабочих мест в компании ежедневно пустуют.

Для оптимизации использования офисного пространства было предложено создать всем сотрудникам удаленный доступ к базам данных компании и организовать систему «горячих столов» в кадровом агентстве ООО «Корнерстоун», подразумевающую свободное передвижение сотрудников от одного рабочего места к другому в офисе, где им будет удобнее работать [1].

Для реализации данной идеи был использован сервер компании, обеспечивающий удаленный доступ к виртуальным рабочим столам и базам данных компании сотрудникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, и сотрудникам, предпочитающим работать определенную часть рабочего времени вне офиса.

К данному серверу подключили компьютеры всех сотрудников компании, что позволило каждому с любого компьютера в любой точке мира и в любое время зайти через программу «Подключение к удаленному рабочему столу» под своим личным логином и паролем для работы над своими проектами в общей базе-данных компании со всеми ресурсами, предоставляемыми организацией.

Также в базе данных компании была создана новая функция «Бронирование рабочего стола», аналогичная существующей функции «Бронирование переговорной комнаты». Благодаря данному нововведению каждый сотрудник может забронировать себе определенный рабочий стол на определенное время, в которое он планирует работать в офисе, и все другие сотрудники будут видеть, в какое время какие столы заняты, а какие свободны. Была предусмотрена и функция снятия брони самим сотрудником или секретарем, если рабочее место в офисе по каким-либо причинам становилось невостребованным в зарезервированное ранее время.

Вся подготовительная работа по подключению компьютеров к общему серверу компании, выдаче данных для входа в систему сотрудникам и создания в базе данных новой функции «Бронирование рабочего стола» заняла у системного администратора компании 35 рабочих часов.

Благодаря данной модернизации в компании ООО «Корнерстоун» удалось выявить невостребованность в 15 рабочих столах (более 30% рабочих мест) в течение I квартала 2018 года и отказаться от аренды офиса площадью 62 кв. м.

Ежегодно компания затрачивает большие суммы денег на аренду помещений. На сайте бизнес-центра «Галерея Актер», где ООО «Корнерстоун» арендует офисные помещения, указана следующая стоимость аренды: «30 000 руб. в год без НДС за 1 кв. м» [2], следовательно, компания затрачивает на аренду офисных помещений около 6 млн руб. в год, а на аренду переговорных комнат дополнительно 800 тыс. руб. в год.

После модернизации системы организации рабочих мест в компании ООО «Корнерстоун» использование офисных площадей в I квартале 2018 года сократилось на 62 кв. м., что позволило агентству сократить расходы на аренду офиса почти на 2 млн руб. в год или 27,7%.

Компания также отказалась от использования 15 рабочих мест, что привело к экономии средств, затрачиваемых на оплату электроэнергии более чем на 100 тыс. рублей. Затраты на реализацию данной инновации составили 35 человеко-часов рабочего времени системного администратора компании ООО «Корнерстоун», ежемесячная начисленная заработная плата которого составляет 40 тыс. руб. Таким образом, затраты компании составили 8,5 тыс. руб. [9] ^у^т, Novikova, Malinin, 2017).

Заключение

Экономический эффект от предложенной модернизации организации рабочих мест на предприятии составил 2 млн руб. в год, что при условии получения отрицательной чистой прибыли в 2017 году дает возможность компании исправить данную ситуацию.

Данные изменения так же принесли социально-экономический эффект: большинство сотрудников компании (около 55%, пользующиеся только Московским метрополитеном) отметили, что их издержки на транспорт за год сократились на 20%, а у 30% сотрудников (пользующихся несколькими видами транспорта, в том числе и электричками) издержки на транспорт за год сократились более чем на 50%. Таким образом, виртуализация рабочих мест помогает разгружать транспортную систему города Москвы и ближайшего Подмосковья.

Виртуализация рабочих мест позволила каждому сотруднику кадрового агентства ООО «Корнерстоун» за год перераспределить около 176 часов, затрачиваемых ранее на дорогу, на другие личные дела.

Таким образом, зарубежная и российская практика показывает, что компании при организации офисов ориентированы на использование коворкинг-центров, позволяющих организациям экономить на аренде офисных помещений, а для привлечения молодых сотрудников - на эргономическую составляющую офисов в дизайне и создание зон отдыха на территории компании, а также на создание удаленных рабочих мест, что позволяет компаниям экономить на аренде офисов, а сотрудникам самостоятельно планировать свой рабочий день и работать из любой точки земного шара.

ИСТОЧНИКИ:

1. Внутри самых крутых офисов: система «горячих столов». HR-Portal. [Электронный

ресурс]. URL: http://hr-portal.ru/blog/vnutri-samyh-krutyh-ofisov-sistema-goryachih-stolov-hot-desking (дата обращения: 29.01.2019).

2. Галерея Актер. [Электронный ресурс]. URL: http://galleryactor.ru/offices/plan.

3. Гипич Н. Г., Пруцкова Ю.А. Коворкинг как современная форма организации труда

// Человеческий и производственный потенциал российской экономики перед глобальными и локальными вызовами. - Саратов, 2017.

4. Горелова Е. «Вымпелком» переводит 4500 сотрудников на удаленную работу. Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/management/ articles/2017/03/16/681391-vimpelkom-udalennuyu-rabotu (дата обращения: 29.01.2019).

5. Елкина В. Атмосфера в московском офисе Philips. Rusbase. [Электронный ресурс].

URL: https://rb.ru/story/life-in-philips-office (дата обращения: 29.01.2019).

6. Корягина И.А. Влияние организации рабочего места на эффективность труда и во-

влеченность сотрудника // Человеческий капитал и профессиональное образование, 2017. - № 1(21).

7. Малышев А.А. Особенности организации удаленных рабочих мест // Проблемы на-

уки, 2017. - № 1.

8. Новикова Е.В. Нормирование труда как элемент метрологии современного произ-

водства // Современные проблемы экономики и менеджмента: Международная научно-практическая конференция. - Воронеж, 2017.

9. Бычин В.Б., Новикова Е.В., Малинин С.В. Нормирование труда: Учебник. - М.: ООО

«Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2017.

10. Ожиганова Е.М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний, 2015. - № 1(1).

11. Барокв С.А., Зубков В.И. Управление человеческими ресурсами: в 2 ч. Часть 1: Учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2018.

12. Юзбекова И. Менеджеры удаленного звена. РБК. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/society/18/06/2015/56bcc8189a7 947299f72bee2 (дата обращения: 29.01.2019).

references:

Barokv S.A., Zubkov V.I. (2018). Upravlenie chelovecheskimi resursami [Human

resource management] M.: Yurayt. (in Russian). Bychin V.B., Novikova E.V., Malinin S.V. (2017). Normirovanie truda [Labor regulation] M.: OOO "Nauchno-izdatelskiy tsentr INFRA-M". (in Russian).

Gipich N. G., Prutskova Yu.A. (2017). Kovorking kak sovremennaya forma organizatsii truda [Coworking as a modern form of labor organization] The human and industrial potential of the Russian economy to global and local challenges. (in Russian).

Koryagina I.A. (2017). Vliyanie organizatsii rabochego mesta na effektivnost truda i vovlechennost sotrudnika[The Impact of Workplace Organization on Work Efficiency and Employee Involvement]. Human Capital and Professional Education. (1(21)). (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Malyshev A.A. (2017). Osobennosti organizatsii udalennyh rabochikh mest [Features of remote locations].Problemy nauki. (1). 55-56. (in Russian).

Novikova E.V. (2017). Normirovanie truda kak element metrologii sovremennogo proizvodstva [Labor regulation as an element of metrology of modern manufacturing] Modern problems of economics and management. (in Russian).

Ozhiganova E.M. (2015). Teoriya pokoleniy N. Khouva i V. Shtrausa. Vozmozhnosti prakticheskogo primeneniya[Straus Howe Generational Theory. Opportunities of Practical Application]. Biznes-obrazovanie v ekonomike znaniy. (1(1)). (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.