Научная статья на тему 'Направления совершенствования нормативно-правового регулирования охраны и контроля использования сельскохозяйственных земель'

Направления совершенствования нормативно-правового регулирования охраны и контроля использования сельскохозяйственных земель Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
161
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
земли сельскохозяйственного назначения / охрана земель / нормативное регулирование / использование земель / сельскохозяйственные земли / земельное законодательство. / agricultural land / land protection / regulatory regulation / land use / agricultural land / land legislation.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — И. А. Владимиров, А. Р. Насыров

В статье рассматриваются различные варианты совершенствования нормативно-правового регулирования охраны и контроля использования сельскохозяйственных земель. Уделяется внимание недостаточному уровню административной ответственности за нарушение использования сельскохозяйственных земель, отмечается низкий уровень контроля за коррупцией в данной области. Авторы конкретизируют, какие поправки следует внести в земельное законодательство, чтобы устранить часть проблем и повысить эффективность нормативно-правового регулирования охраны и контроля использования сельскохозяйственных земель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF LEGAL REGULATION OF PROTECTION AND CONTROL OF USE OF AGRICULTURAL LANDS

The authors consider various options for improving the legal regulation of protection and control of agricultural land use. Attention is paid to the insufficient level of administrative responsibility for violation of the use of agricultural land, there is a low level of control over corruption in this area. The authors specifies what amendments should be made to the land legislation in order to eliminate some of the problems and improve the efficiency of legal regulation of protection and control of agricultural land use.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования нормативно-правового регулирования охраны и контроля использования сельскохозяйственных земель»

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ И КОНТРОЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ

И.А. Владимиров, канд. юрид. наук, доцент А.Р. Насыров, магистрант Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

DOr.10.244n/2500-1000-2019-n586

Аннотация. В статье рассматриваются различные варианты совершенствования нормативно-правового регулирования охраны и контроля использования сельскохозяйственных земель. Уделяется внимание недостаточному уровню административной ответственности за нарушение использования сельскохозяйственных земель, отмечается низкий уровень контроля за коррупцией в данной области. Авторы конкретизируют, какие поправки следует внести в земельное законодательство, чтобы устранить часть проблем и повысить эффективность нормативно-правового регулирования охраны и контроля использования сельскохозяйственных земель.

Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения, охрана земель, нормативное регулирование, использование земель, сельскохозяйственные земли, земельное законодательство.

Система законодательного регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения представляет собой неотъемлемую часть правового обеспечения использования земель в нашей стране. Земельное законодательство РФ призвано охранять сельскохозяйственные земли, контролировать их оборот, обеспечить бережное рациональное использование [1]. Об этом не раз отмечалось и в посланиях Президента Федеральному Собранию РФ. Особенно подробно рассматривались вопросы по использованию сельскохозяйственных земель, что говорит о важности данной сферы регулирования и о существующих в ней проблемах.

На сегодняшний день существуют нерешенные вопросы в сфере деградации почв, неэффективного законодательства в сфере охраны и контроля оборота сельскохозяйственных земель [2, с. 78].

Еще 3 декабря 2015 года Президент РФ В.В. Путин отмечал, что нужно ввести в оборот простаивающие миллионы гектаров пашни, которые принадлежат крупным недобросовестным землевладельцам, которые не окультуривают землю и используют ее не по назначению. Президент предлагал изымать у владельцев сельско-

хозяйственные земли, которые не используются по факту в сельском хозяйстве и продавать их на аукционе тем, кто действительно стремиться и может возделывать землю [3]. Необходимо было разработать конкретные предложения в данной области, включая проекты нормативных актов, поправки. Но на данный момент особого сдвига в данной области не произошло, нарушения продолжаются. Конечно, теперь изымаются земельные участки сельскохозяйственного назначения, если они не используются собственником в течение трех лет подряд, а не пяти, как это было раньше. Срок сокращен за счет включения срока, необходимого на освоение земельного участка, в общий срок неиспользования такого участка. Но, многие нарушения выясняются лишь спустя годы, когда улучшить состояние почв практически невозможно, либо восстановление требует длительный период времени.

Развитие механизма вовлечения в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения может привести к бесконтрольному использованию таких земель, так как многие проблемы не решены и увеличения объема сельскохозяйственных земель приведет лишь к невоз-

можности эффективного контроля и охраны их использования. Служб в сфере охраны сельскохозяйственных земель не хватает, законодательство не имеет четких руководств по способам охраны земель и перечня эффективных мер по контролю использования сельскохозяйственных земель.

Необходимо заложить в земельное законодательство дополнительные гарантии, которые не допустят коррупцию. Особенно по вопросам перераспределения сельскохозяйственных земель [4, с. 83] и выявления неиспользуемых сельскохозяйственных земель. Необходимо в статью 71 Земельного Кодекса РФ [1] добавить обязанность осуществлять выборочные выездные проверки надзорных органов по проверке использования сельскохозяйственных земель в субъектах РФ по тем землям, которые уже были проведены внутренние проверки, но они могли быть коррумпированы. В выездных проверках надзорных органов следует учитывать и обращать внимание и на обращения граждан, фотографии со спутников, а также использовать личные наблюдения, ведь они могут пригодиться для составления перечня следующих проверок. Следует заложить внезапный характер таких проверок, чтобы они были проведены эффективно. Так будут выявляться те сельскохозяйственные земли, по которым нарушение земельного законодательства удалось скрыть из-за взятки контролирующим органам субъектов РФ или «хороших знакомых» в органах власти муниципального самоуправления.

На сегодняшний день, административные штрафы в сфере нарушения земельного законодательства так малы, что многие решаются на нарушения и согласны заплатить небольшой штраф, получив при этом большую прибыль за ненадлежащее использование земли. Плодородная земля может быть реализована отдельно в предпринимательских целях, либо землю могут обрабатывать агрохимикатами в недопустимо высоких концентрациях для получения большего урожая и за меньший промежуток времени. Так, к примеру, в статье 8.6 КоАП РФ, регламентируется, что за

самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы предусмотрен штраф для гражданина от одной до трех тысяч рублей, а для юридических лиц от тридцати до пятидесяти тысяч. Частью второй статьи 8.6 КоАП РФ предусмотрено, что уничтожение плодородного слоя почвы, а также порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами влечет для граждан наложение штрафа от трех до пяти тысяч рублей, для юридических лиц от сорока до восьмидесяти тысяч рублей или приостановление деятельности до девяноста суток. Необходимо, в зависимости от объемов нарушения и цели такого нарушения, увеличить верхнюю допустимую границу штрафа для граждан по части первой статьи 8.6 КоАП РФ до ста тысяч рублей, для юридических лиц до пятисот тысяч. А по части второй статьи 8.6 КоАП РФ увеличить верхнюю допустимую границу штрафа для граждан с пяти тысяч рублей до пятисот тысяч рублей, а для юридических лиц до одного миллиона рублей. А также для юридических лиц предусмотреть кроме административного штрафа, обязательный порядок приостановления деятельности сроком до девяносто суток. Данные меры позволят более ответственно отнестись к использованию плодородных земель, снизят нарушения в данной сфере.

Нужно сделать более прозрачной процедуру определения качества сельскохозяйственных земель на соответствие нормам. Создать единую информационную систему, в которой будет отражаться инвентаризация сельскохозяйственных земель с их характеристиками, периодичность инвентаризации. Это позволит обеспечить своевременность инвентаризаций, дисциплину органов по контролю и охране сельскохозяйственных земель, более оперативно будут выявляться неиспользуемые земли. Необходимо чтобы законодательство эффективно обеспечивало контроль плодородности почв, сохранило землю следующих поколений. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» [6] необходимо дорабатывать

в особенности, так как большая часть зе- чтобы провести различные культурно-мель уже утратили свое плодородие. технические работы. Поэтому процесс

Необходимо дорабатывать земельное снижение цены объекта необходимо упро-законодательство каждым субъектом РФ, стить, а не уменьшать кадастровую цену учитываю региональные особенности. лишь через суд.

Подводить итоги ежегодно и проводить Способы контроля и охраны земель

статистику по улучшению качества земель сельскохозяйственного назначения долж-в различных субъектах в течение трех и ны помогать обеспечивать достижение бо-пяти лет, заимствуя наиболее эффектив- лее благоприятной экологической ситуа-ные методики. Необходимо учесть также, ции, а также создать устойчивое развитие что кадастровая стоимость часто в разы сельского хозяйства, при котором в тече-превышает реальную рыночную стои- ние прогнозируемого времени не происхо-мость. Поэтому возникают определенные дит снижение качественных характеристик сложности при налогообложении, а также почв [7, с. 130].

вовлечении в оборот неиспользуемых зе- Таким образом, для того, чтобы земель-

мель сельскохозяйственного назначения, ное законодательство обеспечило эффек-на торгах при выкупе, когда приходится тивную охрану и необходимый уровень ориентироваться на кадастровую цену. контроля за использованием земель сель-Стоит также учитывать, что многие земли скохозяйственного назначения, его необ-могут находиться в состоянии, непригод- ходимо совершенствовать и дорабатывать ном к сельскохозяйственному производст- более детально в краткосрочной и долгову и стоит вложить финансовые средства, срочной перспективах.

Библиографический список

1. Земельный Кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3 (с посл. изм. и доп. от 2 августа 2019 г. № 283-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 15.08.2019).

2. Галиновская Е. А. О направлениях совершенствования установления категорий и разрешенного использования земель // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2012. - № 10. - С. 78-79.

3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 03 декабря 2015 г. «Послание Президента Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 15.08.2019).

4. Батталова Л. М. Проблемы формирования земельного законодательства (историко-правовой аспект) // Пробелы в российском законодательстве. - 2010. - № 1. - С. 83-84.

5. Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с посл изм. и доп. от 2 августа 2019 № 317-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 27.09.2019).

6. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (с посл. изм. и доп. от 5 апреля 2016 г. № 104-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 15.08.2019).

7. ИващукИ.С. Перспективы совершенствования охраны земель сельскохозяйственного назначения посредством развития механизмов правового регулирования использования земельных участков // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. -2017. - № 1. - С. 126-132.

DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF LEGAL REGULATION OF PROTECTION AND CONTROL OF USE OF AGRICULTURAL LANDS

I.A. Vladimirov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor A.R. Nasyrov, Graduate Student Bashkir State University (Russia, Ufa)

Abstract. The authors consider various options for improving the legal regulation of protection and control of agricultural land use. Attention is paid to the insufficient level of administrative responsibility for violation of the use of agricultural land, there is a low level of control over corruption in this area. The authors specifies what amendments should be made to the land legislation in order to eliminate some of the problems and improve the efficiency of legal regulation of protection and control of agricultural land use.

Keywords: agricultural land, land protection, regulatory regulation, land use, agricultural land, land legislation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.