Научная статья на тему 'Направления совершенствования методов оценки эффективности государственной инновационной политики'

Направления совершенствования методов оценки эффективности государственной инновационной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
557
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ / SOURCES / ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / LEVEL / ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ / STATE INNOVATION POLICY / FINANCING / INNOVATION / EVALUATION / ECONOMIC DEVELOPMENT / PERFORMANCE EVALUATION / EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитрик Е. Г., Васильева И. Н.

Самым доступным финансовым источником различных форм инновационной деятельности в настоящее время в России являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые комплексные программы, приоритетные государственные проекты. В связи с этим оценка эффективности мер государственной инновационной политики приобретает особую актуальность. Под влиянием идей глобализации государственное регулирование процессов формирования экономических отношений в сфере инновационного предпринимательства выходит на новый качественный уровень, требующий четко определенной стратегической цели и тактических действий, направленных на сочетание интересов государства и инновационного бизнеса. Одной из основных задач авторского исследования является выработка предложений по оценке экономической эффективности мер государственной инновационной политики. При научно обоснованном подходе к вопросам стимулирования инновационной предпринимательской активности возможно в ближайшей перспективе активизировать процессы продуктивного творчества и добиться увеличения доли инновационного, креативного и ноосферного сегмента экономики, развития малого инновационного бизнеса и новых технологий. С использованием экономико-математических методов исследования даны предложения расчета экономического эффекта мероприятий государственной поддержки инновационного предпринимательства. Предложения имеют прикладной характер и могут найти практическое использование при разработке направлений поддержки инновационного предпринимательства. Так, получение положительного значения эффективности реализации инновационной политики будет свидетельствовать о росте количества субъектов предпринимательской деятельности, увеличении объемов инвестиций в основной капитал и инновации, что может быть достигнуто только в условиях благоприятной деловой среды, основанной на демократических принципах и свободах рыночной экономики. Сделан вывод о том, что для оценки уровня инновационности экономики необходимо использовать показатели, основанные на эффективности реализации мероприятий государственной инновационной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Areas of improving methods of State innovation policy performance evaluation

Importance Nowadays, the most accessible financial source of various forms of innovation activities in Russia are budget allocations, which are the basis for implementing target-oriented comprehensive programs and higher priority national projects. Therefore, performance evaluation of State innovation policy becomes particularly important. Objectives Influenced by the ideas of globalization, the State regulation of processes related to building economic relations in the sphere of innovation business gets to the new qualitative level that requires clearly defined strategic objectives and tactical actions aimed at combining the interests of the State and innovation business. One of the main tasks of the study is to develop proposals for evaluating economic efficiency of measures of the State innovation policy. Methods A scientifically sound approach to innovative ventures stimulation makes it possible in the near term to strengthen the processes of fruitful work and to increase the share of innovation, creative and noospheric segment of economy, development of small innovation business and new technologies. Using economic and mathematical methods of research, we have developed proposals of calculating the economic effect of measures taken by the State to support innovative ventures. Results The proposals are of applied character and can find practical use while identifying the areas of support to innovative ventures. Thus, obtaining a positive value of effectiveness of innovation policy implementation will testify to growing number of business entities, increased volume of capital investments and innovation. This is possible only in favorable business environment based on democratic principles and freedom of market economy. Conclusions and Relevance We conclude that to assess the level of innovation of the economy it is necessary to use indicators that are based on effectiveness of State innovation policy implementation.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования методов оценки эффективности государственной инновационной политики»

Инновационная деятельность

УДК 336.027

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Е.Г. ДМИТРИК,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа, финансов и аудита E-mail: [email protected]

И.Н. ВАСИЛЬЕВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа, финансов и аудита

E-mail: [email protected] Старооскольский технологический институт им. А.А. Угарова (филиал) Национального исследовательского технологического университета «МИСиС»

Самым доступным финансовым источником различных форм инновационной деятельности в настоящее время в России являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые комплексные программы, приоритетные государственные проекты. В связи с этим оценка эффективности мер государственной инновационной политики приобретает особую актуальность. Под влиянием идей глобализации государственное регулирование процессов формирования экономических отношений в сфере инновационного предпринимательства выходит на новый качественный уровень, требующий четко определенной стратегической цели и тактических действий, направленных на сочетание интересов государства и инновационного бизнеса. Одной из основных задач авторского исследования является выработка предложений по оценке экономической эффективности мер государственной инновационной политики. При научно обоснованном подходе к вопросам стимулирования инновационной предпринимательской активности

возможно в ближайшей перспективе активизировать процессы продуктивного творчества и добиться увеличения доли инновационного, креативного и ноосферного сегмента экономики, развития малого инновационного бизнеса и новых технологий. С использованием экономико-математических методов исследования даны предложения расчета экономического эффекта мероприятий государственной поддержки инновационного предпринимательства. Предложения имеют прикладной характер и могут найти практическое использование при разработке направлений поддержки инновационного предпринимательства. Так, получение положительного значения эффективности реализации инновационной политики будет свидетельствовать о росте количества субъектов предпринимательской деятельности, увеличении объемов инвестиций в основной капитал и инновации, что может быть достигнуто только в условиях благоприятной деловой среды, основанной на демократических принципах и свободах рыночной экономики. Сделан вывод о том,

что для оценки уровня инновационности экономики необходимо использовать показатели, основанные на эффективности реализации мероприятий государственной инновационной политики.

Ключевые слова: источники финансирования инноваций, оценка уровня экономического развития, показатели оценки эффективности мер государственной инновационной политики

Решающую роль в процессе формирования инновационного предпринимательства играет государство. В качестве результата должны выступать следующие факторы экономического роста:

- использование новых техники и технологических процессов;

- внедрение продукции с новыми или улучшенными свойствами;

- использование качественно нового сырья;

- изменения в организации производства и технологии и их материально-техническое обеспечение;

- охват новых рынков сбыта.

За рубежом уровень участия государства в механизме инновационного развития отражает удельный вес государственных расходов в общем объеме финансирования инновационной деятельности. Прове-

денный анализ показал, что доля государственных расходов стран - мировых инновационных лидеров (США, Япония) в общем объеме финансирования инновационной деятельности составляет менее 15%. Индустриально развитые страны Европы и крупные развивающиеся экономики (Китай, Индия), активно заимствующие инновации, - от 15 до 30%, а страны, испытывающие острую потребность в модернизации, - более 30%.

Самым доступным финансовым источником различных форм инновационной деятельности в настоящее время в России являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые комплексные программы, приоритетные государственные проекты. При этом доступ малых инновационных предприятий к финансовым средствам осуществляется за счет грантов, субсидий, возмещения затрат и в виде размещения государственного заказа на проведение НИОКР. Объекты бюджетного финансирования представлены на рисунке.

Таким образом, можно заключить, что реализация программ по модернизации российских предприятий и воплощение в жизнь идеи качественного и устойчивого экономического роста, основанного на инновационных достижениях, активно поддерживается государством и реализуется

Объекты бюджетного финансирования

на практике за счет протекционистской политики, итогом осуществления которой должен стать переход национальной экономики на инновационный путь развития.

Развитие эффективной экономики в современных условиях может осуществляться при условии повышения конкурентоспособности производственных предприятий на основе наукоемких технологий. Современные тенденции достаточно активно учитываются предпринимателями при формировании инновационного потенциала и реализации бизнес-идей. Следует отметить, что на современном этапе не существует единой методики оценки уровня экономического развития, а используемые подходы не предусматривают комплексного анализа социально-экономических характеристик. Это обусловливает необходимость теоретического осмысления объективных условий совершенствования подходов к анализу реального состояния хозяйственных процессов и оценки степени их соответствия потребностям современной экономики.

Разнообразное сочетание факторов производства и условий развития различных стран не позволяет оценивать уровень экономического развития с какой-то одной точки зрения. Для оценки уровня экономического развития используют ряд типовых показателей. Это, во-первых, традиционные показатели:

- ВВП/ВНП или национальный доход на душу населения;

- отраслевая структура национальной экономики;

- производство основных видов продукции на душу населения;

- уровень и качество жизни населения;

- показатели экономической эффективности. Во-вторых, это показатели сравнительной

конкуренции:

- удельные затраты на заработную плату;

- нормализованные удельные затраты на рабочую силу;

- уровень полных удельных издержек по элементам добавленной стоимости;

- оптовые цены промышленной продукции;

- экспортные цены промышленной продукции. Следует отметить, что приведенные показатели не позволяют в полном объеме оценить накопленный инновационный предпринимательский потенциал. Таким образом, для оценки инновационного потенциала, по мнению авторов, необходима

-45 (396)

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: теория и практика

разработка системы показателей количественной оценки интенсивных факторов экономического роста, основанной на признаках инноваций, которые в динамике могут быть отнесены к показателям сравнительной конкуренции для оценки уровня экономического развития.

Важнейшим фактором, влияющим на качество экономической системы, является инновацион-ность, которая определяется как способность системы превращать новые идеи в предпринимательские проекты, которые завершаются производством качественного нового продукта. Поэтому проведение оценки уровня инновационности должно осуществляться для определения его основных конкурентных преимуществ и наиболее эффективных направлений инновационного развития экономической системы.

Государственное регулирование инновационных процессов осуществляется посредством реализации мероприятий государственной инновационной политики. Данные мероприятия могут быть объединены в три блока: финансирование, распространение технических знаний и конкуренция1".

Основной составляющей системы государственной поддержки инновационной деятельности является финансирование. Кроме того, государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативное и правовое.

Методы государственного регулирования инновационного процесса реализуются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой.

Для оценки уровня инновационности экономики, по мнению авторов, необходимо использовать показатели, основанные на эффективности реализации мероприятий государственной инновационной политики. Этот показатель должен отражать зависимость затрат на стимулирование инноваций, таких как объемы прямого финансирования для непосредственного содействия инновациям; объемы контрактного финансирования инноваций посредством государственных целевых программ; объемы государственных контрактов на приобре-

* О порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на создание технопарков в сфере высоких технологий: постановление Правительства Российской Федерации от 20.12.2007 № 904. О внесении изменения в государственную программу «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»: распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 № 1912-р.

- 2014-

тение новшеств и объемы кредитных льгот для осуществления нововведений. Кроме того, следует также учитывать суммарный объем налоговых льгот в рамках поддержки инноваций.

Распространение технических знаний и конкуренция являются необходимыми условиями эффективного ведения предпринимательской деятельности, получения прибыли. Увеличение субъектов предпринимательской деятельности может рассматриваться как показатель повышения деловой активности и для оценки эффективности мер инновационной политики может выражаться простым количеством субъектов хозяйственной деятельности негосударственной формы собственности, независимо от масштабов бизнеса. Использование данного показателя может быть аргументировано тем, что любого предпринимателя следует рассматривать как новатора, действующего в условиях постоянно изменяющейся внешней среды и конкуренции. Отношение финансовых затрат на государственную поддержку инновационного предпринимательства к количеству хозяйствующих субъектов показывает удельные государственные затраты на инновационное развитие предпринимательства.

Для расчета эффективности мер государственной поддержки инноваций следует также рассчитать удельные капитальные затраты субъектов предпринимательской деятельности в объекты основного капитала, в том числе на приобретение техники и технологий, патентование, а также расходы на обучение персонала и исследование рынка. Отношение объема инвестиций хозяйствующих субъектов по данным статьям расходов к общему количеству субъектов предпринимательской деятельности позволит оценить размер удельных затрат на обновление основного капитала. При этом также следует учитывать коэффициент обновления основного капитала, рассчитываемый как отношение стоимости вновь введенных основных средств в анализируемом периоде к первоначальной стоимости основных средств на начало анализируемого периода. Использование данного коэффициента позволит учитывать интенсивность процессов обновления и расширения производства.

Расчет показателя эффективности мер инновационной государственной политики может быть представлен формулой

E = [(С! + 51) g - (С2 + ^ )]Н2, где С1, С2 - удельные государственные затраты на

инновационное развитие предпринимательства

соответственно в базовом и в анализируемом периодах, в расчете на одного субъекта предпринимательской деятельности, тыс. руб.;

S2 - средние капитальные вложения одного субъекта предпринимательской деятельности в объекты основного капитала соответственно в базовом и в анализируемом периодах, в том числе на приобретение техники и технологий, патентование, а также расходы на обучение персонала и исследование рынка, осуществленные за счет собственных средств хозяйствующих субъектов, тыс. руб.;

g - коэффициент обновления основного капитала (отношение размера основного капитала анализируемого периода к размеру основного капитала базового периода); Н2 - количество хозяйствующих субъектов негосударственной формы собственности в экономике в анализируемом периоде, тыс. ед. Получение положительного результата, т.е. экономического эффекта будет достигаться за счет снижения удельных государственных затрат на инновационное развитие предпринимательства, за счет роста количества субъектов предпринимательской деятельности и роста коэффициента обновления основного капитала. Получение положительного значения эффективности реализации инновационной политики будет свидетельствовать о росте количества субъектов предпринимательской деятельности, увеличении объемов инвестиций в основной капитал и инновации, что может быть достигнуто только в условиях благоприятной деловой среды, основанной на демократических принципах и свободах рыночной экономики.

Список литературы

1. Балдин К.В., Передеряев И.И., Голов Р.С. Инвестиции и инновации. М.: Дашков и К, 2012. 238 с.

2. Виноходова А.Ф., Дмитрик Е.Г. Финансовая среда предпринимательства. Старый Оскол: ТНТ, 2012. 328 с.

3. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика, 2010. 255 с.

4. Дмитрик Е.Г. Концепция теории развития инновационной предпринимательской деятельности в условиях трансформации внешней среды // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 8. С. 37-41.

5. Иванова Н.И. Инновации в условиях кризиса: тенденции и перспективы // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 9. С. 8-16.

6. КомковН.И., Ерошкин С.Ю., КравченкоМ.В. Анализ и оценка перспектив перехода к инновационной экономике // Проблемы прогнозирования. 2005. № 6. С. 10-26.

7. Медынский В.Г., СкамайЛ.Г. Инновационное предпринимательство: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 589 с.

8. Опалева О.И., ЧеренковаЮ.В. Инновационный потенциал Российского предпринимательства // Финансы и кредит. 2009. № 4. С. 57-66.

9. Тарасюк В.М. Инновации — скорейший путь к модернизации страны // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2008. № 2. С. 33-40.

10. ФилимоноваН.М., МоргуноваН.В., Потемкин А.И. Современные направления повышения эффективности инновационной деятельности на предприятиях // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 33. С. 20-23.

Economic analysis: theory and practice Innovation activities

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

AREAS OF IMPROVING METHODS OF STATE INNOVATION POLICY PERFORMANCE EVALUATION

Elena G. DMITRIK, Irina N. VASIL'EVA

Abstract

Importance Nowadays, the most accessible financial source of various forms of innovation activities in Russia are budget allocations, which are the basis for implementing target-oriented comprehensive programs and higher priority national projects. Therefore, performance evaluation of State innovation policy becomes particularly important. Objectives Influenced by the ideas of globalization, the State regulation of processes related to building economic relations in the sphere of innovation business gets to the new qualitative level that requires clearly defined strategic objectives and tactical actions aimed at combining the interests of the State and innovation business. One of the main tasks of the study is to develop proposals for evaluating economic efficiency of measures of the State innovation policy. Methods A scientifically sound approach to innovative ventures stimulation makes it possible in the near term to strengthen the processes of fruitful work and to increase the share of innovation, creative and noospheric segment of economy, development of small innovation business and new technologies. Using economic and mathematical methods of research, we have developed proposals of calculating the economic effect of measures taken by the State to support innovative ventures.

Results The proposals are of applied character and can find practical use while identifying the areas of support to innovative ventures. Thus, obtaining a positive value of effectiveness of innovation policy implementation will testify to growing number of business entities, increased volume of capital investments and innovation. This is possible only in favorable business environment based on democratic principles and freedom of market economy. Conclusions and Relevance We conclude that to assess the level of innovation of the economy it is necessary to use indicators that are based on effectiveness of State innovation policy implementation.

Keywords: sources, financing, innovation, evaluation, level, economic development, performance evaluation, effectiveness, State innovation policy

References

1. Baldin K.V., Perederyaev I.I., Golov R.S. Inves-titsii i innovatsii [Investment and innovation]. Moscow, Dashkov i K Publ., 2012, 238 p.

2. Vinokhodova A.F., Dmitrik E.G. Finansovaya sreda predprinimatel'stva [Financial environment of entrepreneurial business]. Stary Oskol, TNT Publ., 2012,328 p.

3. Glaz'ev S.Yu. Strategiya operezhayushchego razvitiya Rossii v usloviyakh global 'nogo krizisa [Strat-

Иннoвaциoннaя дeяmeльнocmь - 49

egy of rapid development of Russia in the conditions of global crisis]. Moscow, Ekonomika Publ., 2010, 255 p.

4. Dmitrik E.G. Kontseptsiya teorii razvitiya in-novatsionnoi predprinimatel'skoi deyatel'nosti v us-loviyakh transformatsii vneshnei sredy [A concept of the theory of innovative ventures development in conditions of environment transformation]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost '- National interests: priorities and security, 2011, no. 8, pp. 37-41.

5. Ivanova N.I. Innovatsii v usloviyakh krizisa: tendentsii i perspektivy [Innovation in conditions of crisis: trends and perspectives]. Problemy teorii iprak-tiki upravleniya - Problems of theory and practice of management, 2009, no. 9, pp. 8-16.

6. Komkov N.I., Eroshkin S.Yu., Kravchenko M.V. Analiz i otsenka perspektiv perekhoda k innovatsion-noi ekonomike [Analysis and evaluation of prospects of transition to innovation economy]. Problemy prog-nozirovaniya - Problems of forecasting, 2005, no. 6, pp. 10-26.

7. Medynskii V.G., Skamai L.G. Innovatsionnoe predprinimatel'stvo [Innovative ventures]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2002, 589 p.

8. Opaleva O.I., Cherenkova Yu.V. Innovatsion-nyi potentsial Rossiiskogo predprinimatel'stva [The innovation potential of the Russian business]. Finansy i kredit - Finance and credit, 2009, no. 4, pp. 57-66.

9. Tarasyuk V.M. Innovatsii - skoreishii put' k modernizatsii strany [Innovation is the fastest way to modernize the country]. Nedvizhimost' i investitsii. Pravovoe regulirovanie - Real estate and investment. Legal regulation, 2008, no. 2, pp. 33-40.

10. Filimonova N.M., Morgunova N.V., Potem-kin A.I. Sovremennye napravleniya povysheniya ef-fektivnosti innovatsionnoi deyatel'nosti na predpriya-tiyakh [Modern directions of increasing efficiency of innovation activity at enterprises]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika - Economic analysis: theory and practice, 2010, no. 33, pp. 20-23.

Elena G. DMITRIK

Stary Oskol Technological Institute named after A.A. Ugarov (branch) of National University of Science and Technology "MISIS", Stary Oskol, Belgorod region, Russian Federation [email protected]

Irina N. VASIL'EVA

Stary Oskol Technological Institute named after A.A. Ugarov (branch) of National University of Science and Technology "MISIS", Stary Oskol, Belgorod region, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.