Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК'

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ / БИБЛИОТЕКА / EFFICIENCY OF LIBRARY ACTIVITY / EFFICIENCY ASSESSMENT / QUALITY OF SERVICE / INDICATORS / LIBRARY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Титова А. Г.

Статья посвящена обзору и анализу основных отечественных и зарубежных методик оценки эффективности деятельности библиотек (библиотечной сети), предложенных разными авторами. Рассматриваемые методики затрагивают внутреннюю оценку (потенциал) учреждения или системы, а также, связанное с эффективностью, качество обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Титова А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS FOR IMPROVING METHODOLOGICAL APPROACHES TO EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF LIBRARIES

The Article is devoted to the review and analysis of the main domestic and foreign methods of evaluating the effectiveness of libraries (library network), proposed by different authors. The methods under consideration concern internal assessment (potential) institutions or systems, as well as associated with the efficiency and quality of service.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК»

УДК 33.02

Титова А.Г. студент

Югорский государственный университет Россия, Ханты-Мансийск

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

БИБЛИОТЕК

Аннотация: Статья посвящена обзору и анализу основных отечественных и зарубежных методик оценки эффективности деятельности библиотек (библиотечной сети), предложенных разными авторами. Рассматриваемые методики затрагивают внутреннюю оценку (потенциал) учреждения или системы, а также, связанное с эффективностью, качество обслуживания.

Ключевые слова: эффективность библиотечной деятельности, оценка эффективности, качество обслуживания, показатели, библиотека.

Titova A.G. student Ugra state University Russia, Khanty-Mansiysk

DIRECTIONS FOR IMPROVING METHODOLOGICAL APPROACHES TO EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF

LIBRARIES

Abstract: The Article is devoted to the review and analysis of the main domestic and foreign methods of evaluating the effectiveness of libraries (library network), proposed by different authors. The methods under consideration concern internal assessment (potential) institutions or systems, as well as associated with the efficiency and quality of service.

Keywords: efficiency of library activity, efficiency assessment, quality of service, indicators, library.

Введение. Для любой организации проблема определения и оценки эффективности является ключевой при принятии управленческих решений и использовании ее ресурсов. В сфере библиотечной деятельности - эта проблема осложняется измерением конечного результата деятельности, т.к. для этой сферы не корректно использование только критериев эффективности материального производства.

Помимо этого в Стратегии государственной культурной политики Российской Федерации на период до 2030 г. предусматривается, в ряде задач, создание системы как количественных, так и качественных показателей, а также учет оценки уровня удовлетворенности качеством услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями культуры [11].

значения 2019-2022 гг.

Данные: АИС «Статистическая отчетность отрасли» ГИВЦ Минкультуры России stat.mkrf.ru

Как видно из данных число библиотек уменьшается. За 4 года оно сократилось на 7,1% и на 6,6% в сельской местности. По рассчитанным прогнозным значениям с 2018 по 2022 гг. это сокращение составит еще 8,3% и 7.7% соответственно. Здесь стоит отметить, что библиотека осуществляет важные функции - обеспечивает гражданам равный доступ к информации, а так же сохраняет краеведческий материал. На этом фоне как никогда становится актуальным изучение оценки эффективности библиотечной деятельности, так как это позволит оптимизировать внутренние ресурсы библиотек и принимать более взвешенные решения на государственном уровне.

Однако в настоящее время не существует единого подхода к оценке эффективности деятельности библиотек, что обусловило выбор темы данной статьи.

Состояние изученности проблемы. Многие авторы [1, 5, 9, 10] в

своих работах отмечают сложность оценки эффективности деятельности учреждений культуры вообще и библиотек в частности. Проблема

заключается в измерении общественной ценности мероприятия, социального эффекта, которое может дать та или иная услуга. Мы способны посчитать количество книг, затрат на их покупку, количество посещений, но сложно оценить те знания и умения, которые потребитель получает от библиотечных услуг.

Таким образом, можно говорить о нерациональности применения традиционного решения оценки эффективности деятельности -сопоставления эффекта и затрат, которое дает абсолютную величину эффективности. Авторы отмечают, что трудно эмпирически проверить соотношение экономической эффективности с социальным эффектом.

Ряд авторов [8, 9, 10, 12, 13] делали попытки дать обзор подходов к оценке эффективности деятельности библиотек и учреждений культуры. По нашему мнению, указанные обзоры методик имеют те или иные ограничения. Например, в ряде работ учитываются только отечественные методики, или, напротив, - лишь зарубежные работы. Стоит также отметить, что в основном статьи касаются обзора

Данная тема является не до конца изученной. Чаще всего встречаются статьи, содержащие описание отдельных методик, и возникла необходимость систематизировать и обобщить накопившийся материал.

Цель: обоснование направлений совершенствования методических подходов к оценке эффективности деятельности библиотек на основе обобщения и систематизации методик оценки эффективности деятельности библиотек (библиотечной сети).

Предмет исследования: методики оценки эффективности деятельности библиотек.

Стоит отметить, что существует несколько подходов к вопросу измерения оценки библиотечной деятельности. Они основаны на различных областях знаний - статистики, экономики, социологии, маркетинга. Долгое время основными и наиболее используемыми подходами являлись экономические и статистические.

В данной статье приводятся результаты анализа исследований российских и зарубежных авторов с точки зрения применения различных методик оценки эффективности деятельности учреждений культуры и библиотек. Литературу по данной проблеме можно условно разделить на три группы:

— работы, в которых представляются методики внутренней оценки эффективности деятельности организации (ресурсный потенциал библиотеки, количественные и статистические показатели);

— работы, в которых представляются методики внешней оценки эффективности деятельности (измерение уровня удовлетворенности качеством услуг);

— комбинирование внутренней и внешней оценки эффективности деятельности.

Обобщая данные, приведенные в таблице, хотелось бы отметить, что отечественные методики преимущественно основаны на количественной оценке, сборе статистических показателей и их сопоставлении. Они сосредоточены на оценке эффективности с экономической точки зрения -затраты и результат. Зарубежные методики, напротив, ориентированы на качественный анализ и оценивают удовлетворенность потребителей, предоставляемыми услугами. Большинство таких методик были позаимствованы библиотеками из коммерческой сферы.

Таблица 1. Методики оценки эффективности деятельности учреждений культуры и библиотек

№ Принцип оценки Наименование и автор(-ы) Содержание методики

Методики внутренней оценки эффективности деятельности

1.

Оценка основана на выведение интегрального показателя на микроуровне(на уровне организации)

Сводная оценка эффективности библиотечной деятельности (Пилко И.С., Мухамедиева С.А.)[6]

Эффективность деятельности оценивается в три этапа. Сперва рассчитываются показатели по четырем группам измерения: социальная, экономическая, организационная и технологическая эффективности. На втором этапе показатели приводятся к единому виду измерения, и на третьем -рассчитывается сводный индекс по четырем группам измерения с помощью среднего арифметического.

2.

Оценка на основе

стандартизации

показателей

Международный стандарт ИСО

11620:1998[3]

Содержит четкие

стандартизированные инструкции по сбору статистических данных для библиотек различных уровней и типов. В стандарте прописаны методики планирования и методы сбора данных.

3.

Оценка основана на сопоставлении со схожими по параметрам организациями

Сопоставительная оценка эффективности (Чудинова В.П.) [13]

Данный метод основан на сопоставлении показателей по затратам и их результатам с другими библиотеками, которые схожи по характеристикам и размерам. Данный метод является дополнением к мероприятиям по оценки качества внутри организации._

Методики внешней оценки эффективности деятельности

Зарубежные методики, эффективность в которых определяется удовлетвореннос тью качеством услуг

Коммерческая методика оценки удовлетворенности услугами SERVPERF, и адаптированная для библиотечной сферы LibQUAL+ [8]_

Модель

множественных

Модель основана на сравнении ожиданий потребителя от оказываемой услуги и реально воспринятым уровнем. Ожидание замеряется по двум показателям - минимально ожидаемый уровень и желаемый уровень сервиса.

Модель рассматривает эффективность как степень удовлетворения ожиданий

избирательных округов (Calvert P.J.) [2]

«Модель Кано» (Н. Кано) [1]

заинтересованных групп. Замеряются различия между ожиданиями каждой из групп заинтересованных сторон, как внешних, так и внутренних._

Модель применяется для выявления приоритетных характеристик и атрибутов продукта или услуги с точки зрения их воздействия на удовлетворенность потребителя._

Комбинирование внутренней и внешней оценки эффективности деятельности

7.

Методика

основана на

интегральном

коэффициенте

социальной

эффективности

Методика измерения социальной эффективности библиотек по

продвижению чтения среди населения. (Кузьмин Е.И.,

Орловой Э.А.,

Урминой И.А.) [9]

Замеряется социальная эффективность по трех группам параметров: социальная необходимость,

социальная полезность, социальная привлекательность. Разрабатывается интегральный показатель социальной эффективности.

9.

Ориентация на цели и задачи организации

Модельный стандарт

деятельности

публичной

библиотеки (Куликова Л.В.) [4]

Измерение эффективности происходит путем сопоставления того, что библиотека делает, с ее миссией и целями. С одной стороны замеряются

трем группам: эффективность, эффективность, эффективность. Другой стороной является учет мнений потребителей библиотечно-информационных услуг_

показатели по социальная экономическая производственная

Комплексная система измерения эффективности работы библиотек (Н. С. Редькина) [7]_

Измерение происходит через выделение приоритетов, разработки цели и задач, определении ключевых показателей эффективности для каждой целевой области.

10

Сопоставление качественных и количественных подходов

Метод триангуляции (Ермолаева П.О.)

Триангуляция предполагает использование количественных и качественных подходов к изучаемому объекту. Основана на методике Кальверта, в которой рассматривалась экстернальная (внешняя) оценка системы, с позиции анализа мнений потребителей, и интернальная (внутренняя), представляющая состояние основных библиотечных параметров._

Примечание. Составлено автором.

В существующих методиках можно выделить некоторые недостатки, которые наиболее часто встречаются:

1. система показателей не приведена к «единому знаменателю», нет сводного индекса, из-за этого возникает сложность оценки различных учреждений, так как набор показателей может варьироваться;

2. в отечественных методиках чаще отсутствует измерение уровня удовлетворенности качеством услуг или имеется примерный перечень индикаторов;

3. трудоемкость;

4. отсутствие универсальности.

Стоит отметить, что сейчас Россия находится на переходном этапе, когда важны не только количественные показатели, но и качественная составляющая работы организаций культуры, в общем, и библиотек в частности. Данная мысль находит отражение в официальных государственных документах - Стратегии государственной культурной политики Российской Федерации на период до 2030 г. [11]. Министерство культуры предоставляет учреждениям методические рекомендации по проведению социологического опроса для оценки удовлетворенности предоставляемыми услугами.

Таким образом, можно сказать, что назрела необходимость разработки комплексной методики оценки эффективности деятельности библиотек, которая будет иметь четкую схему не только в части сбора, анализа и сравнения статистических показателей учреждения, но и в области оценки потребителями качества и удовлетворенности услугами.

Использованные источники

1. Зеленская Е.М. Оценка эффективности деятельности учреждений культуры: на примере театральных учреждений / 2018. URL: https://www.hse.ru/data/xf/ (дата обращения: 22.05.2020)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Calvert P.J. Assessing the effectiveness and quality of libraries / 2008. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/41336397.pdf (дата обращения: 19.05.2020)

3. International standard ISO 2789 «Information and documentation — international library statistics» / ISO. - 2008. URL: https://www.iso.org/ru/standard/37853.html (дата обращения: 19.05.2020)

4. Куликова Л.В. Оценка эффективности и качества работы публичной библиотеки / 2008. URL: http://www.rba.ru/ content/activities/section/14/metod/kulikova.pdf (дата обращения: 15.05.2020)

5. Матвеева И.Ю. Анализ современных методик оценки эффективности деятельности библиотечного учреждения / 2019. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39596998 (дата обращения: 18.05.2020)

6. Пилко И. С., Мухамедиева С. А. К оценке эффективности библиотечной деятельности / Научные и технические библиотеки / 2019. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37244487 (дата обращения: 15.05.2020)

7. Редькина Н. С. Измерение эффективности работы библиотек // Библиосфера. - 2009. - № 1. - С. 63-72.

8. Редькина Н. С. Обзор современных методов оценки качества обслуживания пользователей библиотек // Библиосфера. - 2016. - № 3. - С. 65-73.

9. Сабельникова Н.В. Управление эффективностью деятельности в сфере культуры в условиях эконом. Нестабильности / 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-effektivnostyu-deyatelnosti-v-sfere-

kultury-v-usloviyah-ekonomicheskoy-nestabilnosti_(дата обращения:

25.05.2020)

10. Сменцарев Г.В. Теоретические и практические аспекты выбора универсальной методики анализа эффективности деятельности учреждений культуры / Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-i-prakticheskie-aspekty-vybora-universalnoy-metodiki-analiza-effektivnosti-deyatelnosti-uchrezhdeniy-kultury (дата обращения: 20.05.2020)

11. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года от 29 февраля 2016 г. № 326-р [Электронный ресурс] / Правительство РФ. - Москва. - 2016. URL: http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f 2xm.pdf (дата обращения: 15.05.2020)

12. Ткаченко Т.П. Измерение эффективности и результативности библиотечной деятельности / 2015 . URL: https://elibrary.ru/item.asp? id=25319610& (дата обращения: 22.05.2020)

13. Чудинова В.П. Измерение ценности и критерии эффективности деятельности библиотек: зарубежный опыт: учебно-практическое пособие / В.П. Чудинова ; сост.: В.П. Чудинова ; пер. с англ. К.О. Чудиновой, В.П. Чудиновой. - Москва. - Литера. - 2011. URL: http://www.library.ru/ 1/sociolog/docs/chudinova.pdf (дата обращения: 15.05.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.