Научная статья на тему 'Направления совершенствования камеральных налоговых проверок в условиях цифровой экономики'

Направления совершенствования камеральных налоговых проверок в условиях цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1194
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / КАМЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВОЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / БЛОКЧЕЙН / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / TAX CONTROL / TAX AUTHORITY / DESK TAX AUDIT / DIGITAL ECONOMY / DIGITAL DOCUMENT MANAGEMENT / BLOCKCHAIN / CORPORATE INCOME TAX / AUTOMATED INFORMATION SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коршунова Анастасия Владимировна

В статье рассматриваются различные направления совершенствования проведения камеральных налоговых проверок в условиях цифровой экономики. Сегодня проблема осуществления эффективного налогового контроля, а в частности проведение камеральных проверок, является наиболее актуальной, поскольку во многом именно от этого, а также от качественной организации контрольной работы налоговых органов зависит объем налоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, что позволяет выполнять государству свои расходные обязательства. В статье проанализированы различные существующие методы проведения камеральных проверок с использованием информационно-аналитических систем, рассмотрены их достоинства и недостатки функционирования в современных условиях. На основе данного анализа предложены различные направления совершенствования проведения камеральных налоговых проверок, которые позволяют во многом улучшить качество работы налоговых органов путем все большей автоматизации, снизить затраты на их проведение, соответственно, и повысить их эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коршунова Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS FOR IMPROVEMENT OF DESK TAX AUDITS IN THE DIGITAL ECONOMY

The article deals with various areas of improvement of desk tax audits in the digital economy. Today, the problem of effective tax control and, in particular, the conduct of desk inspections is the most urgent. It is so because in many respects from the quality of the control work of tax authorities, depends on the volume of tax revenues of budgets of all levels of the budget system of the Russian Federation, which allows the state to fulfil its spending obligations. The article analyzes various existing methods of conducting desk inspections using information and analytical systems, considers their advantages and disadvantages of functioning in current conditions. Based on this analysis, the author proposed multiple directions for improving the conduct of desk tax audits, which allow to improve the quality of work of tax authorities by increasing automation, reduce the cost of their conduct, and, accordingly, increase their efficiency.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования камеральных налоговых проверок в условиях цифровой экономики»

УДК 336.221(045) © Коршунова А. В., 2020

направления совершенствования камеральных налоговых проверок в условиях цифровой экономики

Анастасия Владимировна Коршунова, студентка магистратуры Института заочного и открытого образования, Финансовый университет, Москва, Россия Anastasia V. Korshunova, Graduate student of the Institute of correspondence and open education, Financial University under the government of the Russian Federation, Moscow, Russia nastya-korshunova@inbox.ru

аннотация

В статье рассматриваются различные направления совершенствования проведения камеральных налоговых проверок в условиях цифровой экономики. Сегодня проблема осуществления эффективного налогового контроля, а в частности проведение камеральных проверок, является наиболее актуальной, поскольку во многом именно от этого, а также от качественной организации контрольной работы налоговых органов зависит объем налоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, что позволяет выполнять государству свои расходные обязательства. В статье проанализированы различные существующие методы проведения камеральных проверок с использованием информационно-аналитических систем, рассмотрены их достоинства и недостатки функционирования в современных условиях. На основе данного анализа предложены различные направления совершенствования проведения камеральных налоговых проверок, которые позволяют во многом улучшить качество работы налоговых органов путем все большей автоматизации, снизить затраты на их проведение, соответственно, и повысить их эффективность.

Ключевые слова: налоговый контроль; налоговые органы; камеральные налоговые проверки; цифровая экономика; цифровой документооборот; блокчейн; налог на прибыль организаций; автоматизированные информационные системы

Для цитирования: Коршунова А. В. направления совершенствования камеральных налоговых проверок в условиях цифровой экономики. Научные записки молодых исследователей. 2020;8(3):36-46.

Научный руководитель: Смирнова Е.Е. кандидат экономических наук, доцент, доцент Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования, Финансовый университет, Москва, Россия / Scientific adviser: Smirnova E.E., Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor, Department of Tax Policy and Customs Tariff Regulation, Financial University, Moscow, Russia.

original paper

Directions for Improvement of Desk Tax Audits in the Digital Economy

abstract

The article deals with various areas of improvement of desk tax audits in the digital economy. Today, the problem of effective tax control and, in particular, the conduct of desk inspections is the most urgent. It is so because in many respects from the quality of the control work of tax authorities, depends on the volume of tax revenues of budgets of all levels of the budget system of the Russian Federation, which allows the state to fulfil its spending obligations. The article analyzes various existing methods of conducting desk inspections using information and analytical systems, considers their advantages and disadvantages of functioning in current conditions. Based on this analysis, the author proposed multiple directions for improving the conduct of desk tax audits, which allow to improve the quality of work of tax authorities by increasing automation, reduce the cost of their conduct, and, accordingly, increase their efficiency. Keywords: tax control; tax authority; desk tax audit; digital economy; digital document management; blockchain; corporate income tax; automated information systems

For citation: Korshunova A. V. Directions for improvement of desk tax audits in the digital economy. Nauchnye zapiski molodykh issledovatelei = Scientific notes of young researchers. 2020;8(3):36-46.

Введение

В настоящее время налоговый контроль играет одну из самых важных и исключительных ролей в системе государственного финансового контроля, это обусловлено тем, что налоговые поступления имеют абсолютное преобладание в системе государственных доходов, а также тем, что в нынешних экономических условиях контроль за полным и своевременным поступлением всех видов государственных доходов обладает приоритетностью. Проблема оценки эффективности налогового контроля является наиболее актуальной, поскольку во многом именно от этого, а также от качественной организации контрольной работы налоговых органов зависит собираемость бюджета страны, что, в свою очередь, оказывает немалое влияние на благосостояние населения.

Стоит отметить, что основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются именно налоговые проверки, а в частности камеральные налоговые проверки.

При этом особое внимание в настоящее время уделяется и реализации проведения налогового контроля в условиях цифровой экономики. Так, сегодня все больше развиваются цифровые компьютерные технологии, которые, безусловно, способны сделать жизнь человека легче, путем

предоставления различных онлайн-услуг, осуществления электронных платежей и т.д. В этой связи также необходимо использовать все преимущества цифровой экономики и в сфере налогообложения, что сможет поспособствовать облегчению взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков и сделает процесс проведения камеральных проверок более автоматизированным и эффективным.

Таким образом, актуальность данной работы заключается в том, что камеральные проверки, являясь одной из наиболее приоритетных форм налогового контроля, всегда нуждаются в совершенствовании с целью обеспечения наиболее эффективного, точного и бесперебойного функционирования всей системы налогового контроля.

развитие методов контрольно-аналитической работы при проведении камеральных налоговых проверок

Камеральная налоговая проверка - это одна из форм текущего налогового контроля, направленная на проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации [1, с. 21].

От качества проведения налоговыми органами контрольно-аналитической работы в значительной степени зависит уровень поступление налогов,

а следовательно, и пополнение бюджета страны. В настоящее время проведение камеральных налоговых проверок все больше подвергается автоматизации, это проводится с целью облегчения работы налоговых органов в части обработки больших объемов документов, а также для осуществления наилучшего и всецелого контроля, с одной стороны, непосредственно за налогоплательщиками, а с другой стороны, за правомерностью осуществления своей деятельности сотрудниками налоговых органов. Однако, несмотря на деятельность, направленную на улучшение работы налоговых органов в части проведения камеральных проверок, и по сей день существуют различный проблемы, связанные с осуществлением данного вида налогового контроля, которые нуждаются в решении [2, с. 22].

В первую очередь для более эффективного проведения налогового контроля необходимо обратить внимание на совершенствование налогового законодательства в РФ, а также на совершенствование различных приемов и способов в целях повышения эффективности проведения налоговых проверок.

Так, нынешнее налоговое законодательство практически не предусматривает возможности применения налоговыми органами косвенных методов исчисления налоговой базы. Данная проблема на сегодняшний день является особенно актуальной, поскольку все больше налогоплательщиков применяют схемы, заключающиеся в ведении бухгалтерского учета с нарушениями установленного порядка или же вовсе в его неведении, что приводит к сложностям в определении налоговой базы налоговыми органами. Вместе с тем налоговое законодательство предусматривает в большей степени исчисление налоговой базы для налоговых органов на основании сведений, которые содержатся в бухгалтерской отчетности и налоговых декларациях, в то время как можно было бы использовать и какие-либо иные доступные сведения о налогоплательщике. Так, в настоящее время налоговые органы в определенных случаях могут определять налоговую базу расчетным путем, на основании данных, имеющихся у аналогичных налогоплательщиков, однако у налоговых органов нет прав для использования косвенных методов определения налоговой базы даже в случае, если налогоплательщик представляет заведомо ложную информацию.

В таком случае предлагается прописать в налоговом законодательстве возможность использования налоговыми органами косвенных методов опре-

деления налоговой базы. Такой подход к проведению камеральных проверок позволит улучшить их эффективность.

Также необходимо совершенствовать работу налоговых органов и в части борьбы с фирмами-однодневками. Сегодня налоговые органы уже активно используют различные методы борьбы с такими фирмами, в частности к ним относится внедрение такой программы, как АСК НДС. Эта программа позволяет в реальном времени проводить сверку сведений о покупках и продажах организации и выявлять расхождения в декларации по НДС, что позволяет своевременно выявить различные схемы по уходу налогоплательщиков от уплаты налогов [3, с. 22]. Также налоговые органы борются с фирмами-однодневками путем ужесточения регистрации юридических лиц. Так, после изменений в Федеральном законе от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 26.11.2019) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.05.2020) налоговые органы после обнаружения компаний с признаком фиктивности могут внести в ЕГРЮЛ запись о недостоверности адреса, местонахождения юридического лица, его руководителей. Такая запись в реестре ограничит возможность таких компаний создавать новые фиктивные фирмы. Более того, если компания не уточнит необходимую информацию о себе в ЕГРЮЛ, она может и вовсе быть исключена из данного реестра. Такие действия налоговых органов по борьбе с фирмами-однодневками являются достаточно результативными. Так, число таких фирм в 2018 г. сократилось чуть ли не на миллион и составило 309 500 фирм, против 1,2 млн фирм-однодневок в 2017 г.1

Однако для осуществления еще более эффективной борьбы с фирмами-однодневками в настоящее время является также актуальным создание такой автоматизированной программы в сфере налогообложения, которая бы смогла осуществлять противодействие таким фирмам. Так, предлагается реализовать программу борьбы с фирмами-однодневками, которая будет осуществляться по следующей схеме - банки ежеквартально должны представлять в налоговые органы по месту учета своих клиентов - юридических лиц информацию о движении по всем счетам этих юридических лиц в электронном виде. Далее, после предоставления

1 Сайт РБК. URL: https://www.rbc.ru/

этими юридическими лицами налоговой и бухгалтерской отчетности, программа будет в автоматическом режиме сравнивать суммы выручки, которые отражены в налоговой декларации, с суммами денежных средств, которые поступили на счета налогоплательщиков. В случае если эти суммы будут не соответствовать друг другу, налоговые органы уже будут располагать информацией о возможном правонарушении и более внимательно будут проверять данного налогоплательщика. В целях усовершенствования данной программы предлагается более внимательно проверять организации, которые зарегистрированы в течение последнего года.

Особое внимание в развитие методов контрольно-аналитической работы стоит уделить именно электронному взаимодействию налоговых органов и налогоплательщиков и автоматизации проведения налоговых проверок. Внедрение новых автоматизированных технологий может поспособствовать упрощению работы налоговых органов в части проведения камеральных проверок и снизить расходы на их осуществление. А все большее внедрение цифровой экономики во все сферы жизни человечества может упростить процесс взаимосвязи налоговых органов и налогоплательщиков, что несомненно приведет и к ускорению работы в части проведения камеральных налоговых проверок.

Взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков посредством электронного документооборота наиболее выгодно для обеих сторон, нежели чем бумажный документооборот, поскольку он обеспечивает более быстрый процесс передачи документов, снижает расходы, способствует сокращению операционных ошибок. Положительной стороной современной системы электронного документооборота является также тот факт, что возможна ускоренная передача документов между контрагентами; вся информация, передаваемая по электронным каналам связи, является конфиденциальной; подлинность документов подтверждается электронно-цифровой подписью. Однако нельзя оставить без внимания и то, что на сегодняшний день уровень автоматизации документооборота, действующего в налоговой сфере, не дает возможности осуществлять все предлагаемые возможности данного процесса. Так, современная традиционная система электронного документооборота, действующая в сфере налогов, не предусматривает автоматического составления и предоставления налоговых отчетов; автоматизированного процесса

по выявлению операций, связанных с потенциальным уклонением от уплаты налогов; также не предусмотрена фиксация информации, отражающей расчет и уплату налогов и сборов в бюджет, в режиме реального времени; нет возможности осуществления онлайн-контроля налоговыми органами за деятельностью налогоплательщиков, связанной с исчислением и уплатой налогов и сборов в бюджет [4, с. 22].

В связи с существующими определенными недостатками функционирующего в налоговой сфере электронного документооборота и все большим развитием цифровой экономики в России предлагается ввести инновационный способ организации документооборота - цифровой документооборот. В нынешних обстоятельствах, связанных со сложной экономико-политической ситуацией, неблагоприятным налоговым климатом, а также увеличением налоговой преступности наиболее актуальным является процесс реализации нового способа документооборота, который основан на технологии блокчейн (цифровой документооборот).

Цифровой документооборот представляет собой способ организации работы с документами, включающий в себя создание, обработку, хранение и передачу информации в рамках децентрализованной системы, реализованного за счет смарт-контрактов на основе технологии блокчейн.

В целом блокчейн представляет собой технологию хранения данных и информацию об обработке этих данных. Блокчейн состоит из цепочки блоков данных, в которых последующий блок неразрывно связан с предыдущим посредством содержащейся в них информации, так каждый блок хранит в себе всю информацию цепочки, начиная с самого первого.

Смарт-контракт определяется как договор в электронной форме, исполнение прав и обязательств по которому осуществляется путем совершения в автоматическом порядке цифровых транзакций в распределенном реестре цифровых транзакций в строго определенной таким договором последовательности и при наступлении определенных им обстоятельств.

Использование современных цифровых технологий в налоговой сфере сможет поспособствовать росту эффективности налогового администрирования, позволит сократить расходы на проведение налоговых мероприятий, а также снизит уровень трудовых затрат, которые направлены на проведе-

ние налоговых проверок, повысит доверие и расположение налогоплательщиков, а также облегчит для них процедуру исполнения налоговых обязательств и сдачу налоговых отчетов (при использовании цифрового документооборота нет необходимости в специальной подготовке, оформлении, выгрузки и передачи отчетов). Помимо всего вышеперечисленного, использование данных систем может поспособствовать улучшению налогового климата в стране в целом, повышению уровня полноты и своевременности поступления налогов и сборов в бюджет, снижению и предотвращению налоговых правонарушений и многое другое.

Рассматривая технологию смарт-контрактов, стоит отметить, что они в большинстве своем имеют те же достоинства, что и нынешняя система электронного документооборота, исключение составляет лишь конфиденциальная информация о пользователе. Однако главным отличием и преимуществом смарт-контрактов является то, что они представляют собой единую информационную среду, в которой документ существует на всем протяжении своего жизненного цикла, и именно этот факт способствует тому, что все совершаемые пользователем операции могут быть отслежены в режиме реального времени [5, с. 22]. Однако основной сложностью внедрения технологии смарт-контрактов на современном этапе является то, что для прозрачности отражения информации о начисленных и перечисленных налогах и сборах в бюджет необходимо использование криптовалюты. В таком случае со всех налогооблагаемых операций, которые будут проводиться в рамках данной электронной системы, будет автоматически удерживаться сумма налога или сбора и предоставляться, согласно налоговому законодательству, налоговые вычеты. То есть использование такой технологии, как блокчейн, в первую очередь позволит уменьшить налоговую нагрузку на экономические субъекты посредством исключения обязательного требования, связанного с формированием и сдачей необходимой отчетности в налоговые органы, а также своевременного отслеживания изменений в налоговом законодательстве. А во-вторых, что немаловажно, сделает работу налоговых органов наиболее эффективной, поскольку данная система позволит им в режиме реального времени проверять деятельность налогоплательщиков, отслеживать реальность совершенных ими операций, а также предоставит возможность быстро формировать отчеты на основе

подтвержденной информации смарт-контрактов, которые хранятся в блокчейн.

Для наиболее лучшего выявления преимуществ цифрового документооборота проведем анализ взаимодействия налогоплательщика и налоговых органов при различных способах организации документооборота (бумажном, электронном и цифровом). Итак, начнем с наиболее понятного, но при этом затратного способа - это бумажный документооборот. При организации взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков с помощью бумажного документооборота отсутствует оперативное движение документов. При таком способе передача документов становится очень длительной процедурой, которая, к тому же, является и самой трудозатратной и дорогостоящей. Посредником, осуществляющим передачу документов, в данном случае является сам налогоплательщик (сотрудник организации), курьер или почта. В случае организации взаимодействия с помощью электронного документооборота передача документов производится по защищенным телекоммуникационным каналам связи из системы отправителя в систему получателя, при этом также используются электронно-цифровые подписи. Оператор системы электронного документооборота выступает в данном случае посредником. Что же касается цифрового документооборота, то при применении данной системы взаимодействие между налогоплательщиками и налоговыми органами осуществляется внутри единой электронной программы на основе распределенных реестров цифровых транзакций. В этом случае посредник, если, конечно, его наличие прописано в данной электронной системе, не имеет никакой возможности непосредственно влиять на процессы создания, обработки и хранения документа. Таким образом, цифровой документооборот является наиболее эффективно организованным.

Основным отличием бумажного документооборота от электронного и цифрового является среда обращения документов. Так, при бумажном документообороте вся информация переносится на бумажные носители и передается «из рук в руки», при этом такой документооборот занимает достаточно много времени (необходимость печати документов, а также время на доставку до места назначения), а также требует значительных трудовых и денежных ресурсов. Что же касается электронного и цифрового документооборота, то передача документов происходит мгновенно по цифровым каналам связи,

при этом необходимо наличие специальных средств для восприятия информации, также ежегодно необходимо производить оплату стоимости годового обслуживания системы.

Стоит также обратить внимание и на то, что информация бумажного документооборота менее защищена от фальсификации, нежели информация, находящаяся в электронном и цифровом документообороте. Это связано с тем, что собственноручную подпись проще подделать, чем электронную, а также бумажные документы в преступных целях легче изменить, чем электронные.

Несмотря на тот факт, что электронный и цифровой документооборот имеют идентичную сферу существования - виртуальное пространство, но у них также есть и значительные отличия. В электронном документообороте формой документа является электронный документ, а в цифровом документообороте - смарт-контракт. Стоит также отметить, что оформление смарт-контракта является более простой процедурой, осуществляемой с наименьшим количеством затраченного времени, чем оформление бумажного или электронного документа, а наличие знаний в сфере информационных технологий необходимо только на первом этапе описания типового смарт-контракта. Децентрализованная система обработки, хранения и передачи информации на базе смарт-контрактов значительно снижает или даже вовсе исключает большинство рисков централизованных систем документооборота. Так, система цифрового документооборота, которая основана на современной технологии блокчейн, в наименьшей степени подвержена влиянию таких внешних факторов, как: наводнения, пожары, кражи, выход из строя серверов и информационных баз, взломы программы и т.д. В таком случае вероятность потери информации, хранящейся в системе смарт-контрактов, практически нулевая, в то время как документы, находящаяся в бумажном или электронном обороте, могут быть потеряны, уничтожены в результате как преднамеренных, так и непреднамеренных действий [6, с. 22].

Необходимо также обратить внимание на то, что в отличие от электронного документооборота смарт-контракт наравне с бумажными документами запрещено безгранично и неофициально тиражировать, также к информации, существующей на бумажном носителе, доступ сразу нескольких пользователей невозможен. В свою очередь, электронная форма документов делает это возможным.

Вместе с тем система цифрового документооборота позволяет реализовать автоматическое исполнение прав и обязанностей, которые прописаны в смарт-контрактах, дает возможность в режиме реального времени контролировать выполнение контрактов, обеспечивая прозрачность совершаемых операций, а также является неблагоприятной средой для совершения налоговых правонарушений. В то же время цифровой документооборот не обеспечивает конфиденциальность клиентских данных, что является отрицательным моментом в данной системе, так как не обеспечивается гарантия сохранения коммерческой и налоговой тайны. Еще одной слабой стороной системы цифрового документооборота является то, что, в отличие от системы бумажного и электронного документооборота, на сегодняшний день она не имеет какого-либо юридического закрепления: нет однозначных трактовок терминов в данной сфере, а также в целом отсутствует нормативно-правовая база по регулированию данной системы [7, с. 22].

Еще одной проблемой использования цифрового документооборота может послужить то, что в нашей стране существуют населенные пункты, которые не имеют доступа в интернет, соответственно не могут иметь возможности осуществлять ни электронный, ни, соответственно, цифровой документооборот. Налогоплательщики, осуществляющие свою деятельность в таких местах, могут взаимодействовать с налоговыми органами только посредством бумажного документооборота. В таком случае полная отмена бумажного документооборота была бы нецелесообразна. Однако для внедрения электронного и цифрового документооборота все в большие массы в будущем можно было бы обязать всех налогоплательщиков, имеющих доступ в интернет, передавать все необходимые документы в налоговые органы по специальным каналам связи. При этом, на примере как и с ККТ, исполнительные органы власти каждого региона должны будут ежегодно публиковать перечень мест, удаленных от сетей связи, в которых налогоплательщики будут иметь право взаимодействовать с налоговыми органами посредством бумажного документооборота.

Проанализировав различные способы организации документооборота, можно отметить, что в современных условиях развития цифровых технологий все более актуальным является реализация документооборота в налоговой сфере за счет смарт-контрактов. Данная система поспособствует

Рис. 1. Последствия введения смарт-контрактов для налоговых органов

Источник: разработано автором.

более оперативному взаимодействию налоговых органов и налогоплательщиков, также она сможет ускорить процесс проведения проверок за счет прозрачности отражаемых в ней операций, сократит трудозатраты и повысит эффективность работы налоговых органов в процессе проведения проверок. Последствия введения технологии смарт-контрактов для налоговых органов показаны на рис. 1.

Таким образом, особое внимание в настоящее время стоит обратить именно на внедрение на государственном уровне в сферу налогообложения такого метода взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, как цифровой документооборот, основанный на технологии блокчейн (смарт-контрактов). Реализация данного метода взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков поспособствует укреплению налоговой системы страны, сможет повысить уровень эффективности проведения камеральных налоговых проверок, улучшит налоговый климат страны в целом, снизит уровень налоговой преступности и обеспечит устойчивую экономическую безопасность. В то же время для внедрения данного метода в налоговую систему России необходимо устранить и существующие недостатки, такие как: нормативно-правовая неопределенность; невозможности, в случае совершения ошибок, произвести исправления и регулирование смарт-контрактов; отсутствие конфиденциальности

42

в данных налогоплательщика, существующих в реестре цифровых транзакций.

Возможности применения автоматизированной системы контроля при камеральных налоговых проверках по налогу на прибыль организаций

В последнее время ФНС России все больше и больше переходит к осуществлению автоматизированного контроля за налогоплательщиками, что во многом позволяет сократить время проверок, облегчить взаимосвязь налогоплательщиков с налоговыми органами и снизить трудозатраты. На сегодняшний день в ФНС действует единая автоматизированная информационная система (АИС) «Налог-3», которая обеспечивает процесс автоматизации деятельности налоговых органов по всем функциям, которые они выполняют: прием, обработка, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов и другое.

При этом особое внимание при осуществлении автоматизированного контроля уделяется такому налогу, как НДС. Для администрирования данного налога используется автоматизированная система контроля АСК НДС-2, которая является компонентом АИС «Налог-3». Данная программа обеспечивает автоматизацию перекрестных проверок деклараций

по НДС, основываясь на сведениях из книг покупок и продаж, а также журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур. АСК НДС позволяет за небольшой промежуток времени проследить, как двигался товар от производителя к конечному пользователю через цепочку так называемых продавцов-посредников, позволяет проверить правомерность применения вычетов по НДС и возмещения НДС, а также препятствует осуществлению налогоплательщиками схем ухода от уплаты налога. Введение такой автоматизированной системы сделало процесс камеральных проверок по НДС намного легче, быстрее и эффективнее. Стоит также отметить, что сегодня также в тестовом режиме действует программа АСК НДС-3, которая делает процесс деятельности компании еще более прозрачным за счет возможности отслеживания денежных потоков по счетам как юридических, так и физических лиц.

Можно сказать, что в деятельности налоговых органов в настоящий момент существует только одна автоматизированная система, посвященная определенному налогу,- АСК НДС. При этом можно видеть, что ее функционирование значительно облегчает деятельность налоговых органов в части проведения камеральных проверок по НДС, данная система делает проверку автоматически и сообщает о найденных ошибках и недочетах, это все позволяет сократить трудозатраты и повысить эффективность проведения данных проверок.

В связи с этим предлагается также реализовать проект автоматизированной системы контроля и в части налога на прибыль организаций. При проведении камеральных проверок должностным лицам налогового органа зачастую приходится обрабатывать очень большой объем информации для выявления каких-либо ошибок, также необходимо время на формирование и отправку требований налогоплательщикам, все это может привести к тому, что налоговые органы могут не успеть уложиться в трехмесячный срок проведения камеральной проверки или попросту не заметить каких-либо ошибок из-за большого объема информации. В связи с этим внедрение автоматизированной системы контроля по налогу на прибыль организаций являлось бы очень актуальным.

Предлагается, что автоматизированная система контроля по налогу на прибыль будет функционировать по подобию программы АСК НДС. То есть в состав функций, выполняемых автоматизированной системой, будут входить следующие компоненты:

• прием налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций по телекоммуникационным каналам связи;

• камеральная проверка налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций, основываясь на данных бухгалтерской отчетности;

• проверка реальности совершенных сделок, сравнение доходов, полученных организацией и отраженных в декларации по налогу на прибыль, с доходами, отраженными в декларации по НДС;

• выявление налогоплательщиков, входящих в группу риска применения нелегальных схем ухода от уплаты налогов.

В первую очередь стоит отметить, что для применения автоматизированной системы контроля в рамках налога на прибыль организаций необходимо, чтобы вся налоговая и бухгалтерская отчетность подавалась по телекоммуникационным каналам связи. Уже сейчас налоговые органы все больше переходят на электронный документооборот, так с 1 января 2020 г. организации обязаны подавать обязательную финансовую отчетность в налоговые органы только в электронной форме2.

Работа автоматизированной системы контроля по налогу на прибыль организации будет начинаться прежде всего с проверки полноты поданных обязательных финансовых отчетов в налоговые органы. После подачи налогоплательщиком в налоговые органы декларации по налогу на прибыль и иных отчетов система автоматически будет начинать проверку по данному налогоплательщику. Прежде всего будет проверена полнота поданных организацией документов, если система не обнаружит какого-либо обязательного для проведения проверки документа, данному налогоплательщику автоматически будет направлено требование о необходимости его представления.

После того как организацией будут предоставлены все необходимые документы, автоматизированная система начинает проведение уже непосредственно камеральной налоговой проверки в адрес данной организации. В первую очередь программа автоматически, без участия налогового инспектора будет проводить сверку данных, которые указаны непосредственно в самой декларации по налогу на прибыль, с данными, указанными в бухгалтерской

2 Федеральный закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О бухгалтерском учете"». Собрание законодательства РФ. 03.12.2018. № 49 (часть I). Ст. 7516.

Рис. 2. схема сверки данных автоматизированной системой по налогу на прибыль организаций

Источник: разработано автором.

отчетности. Также программой будет проверена правильность расчета амортизации и нормируемых расходов. В случае если система обнаружила какие-либо несоответствия в указанных документах или в расчетах, она автоматически направляет налогоплательщику требование о представлении пояснений. Также программа может направить требование налогоплательщику и в случае, если в его декларации указана заниженная ставка или убытки. При этом налогоплательщик будет обязан представлять пояснения только в электронном виде, если пояснение будет направлено на бумаге, оно будет считаться непредставленным и в таком случае в дальнейшем может последовать решение о блокировке расчетного счета организации.

При работе автоматизированной системы по налогу на прибыль организаций особое внимание будет уделяться именно сверке данных, указанных в налоговой декларации и в отчете о финансовых результатах организации. При этом также будет анализироваться и непосредственно сам бухгалтерский баланс. Предлагается также обязать организации представлять в налоговые органы и учетную политику для целей налогообложения. Так, при загрузке представленных налогоплательщиком документов (налоговая декларация, бухгалтерские отчеты, учетная политика) автоматизированная система сможет в полном объеме проанализировать достоверность и сопоставимость данных, а также верность учета и расчета отдельных показателей.

Также предлагается, что при указании в учетной политике кассового метода учета доходов

и расходов автоматизированная система будет автоматически направлять в банк запрос о представлении банковской выписки. По представленным данным будет проверена правомерность применения кассового метода, а именно не превысила ли выручка в среднем 1 млн руб. за предыдущие четыре квартала. Также банковская выписка будет сопоставляться и с отчетом о финансовых результатах. Схема сверки данных автоматизированной системой показана на рис. 2.

Кроме того, для осуществления полной и эффективной проверки автоматизированную систему контроля по налогу на прибыль организаций необходимо синхронизировать с различными программами бухгалтерского учета, которые используются большинством организаций (например, 1С или Контур). Такая синхронизация облегчит взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов в части подачи финансовой отчетности, также сделает деятельность организаций намного прозрачнее для налоговых органов, и тем самым сокращает количество схем по уходу от уплаты налогов.

Внедрение в автоматизированную систему контроля программы, которая позволит отслеживать движение денежных потоков, также является одним из значимых преимуществ для наилучшего осуществления камеральных проверок. С помощью данной программы, в которую включены не только физические и юридические лица, но и банки, налоговые органы будут иметь возможность отслеживать все операции, осуществляемые с банковскими счетами налогоплательщиков. Такая открытость движения

денежных средств налогоплательщиков в значительной степени упростит работу налоговых органов в части выявления взаимозависимости организаций, а также позволит наилучшим образом осуществлять контроль за трансфертным ценообразованием.

Итак, можно отметить, что внедрение автоматизированной системы контроля по налогу на прибыль организаций на данном этапе является весьма актуальным. Стоит выделить ряд бесспорных преимуществ осуществления камеральной проверки при помощи автоматизированных систем.

Во-первых, применение автоматизированной системы контроля позволяет сократить время на проведение проверок и улучшить их эффективность. Так, за счет автоматизации практически всех этапов проверок сотрудники налоговых органов тратят значительно меньше времени на ее проведение, поскольку программа сама находит какие-либо недочеты в сданной налогоплательщиком документации и при необходимости сама направляет налогоплательщику требование о представлении пояснений или каких-либо документов. В свою очередь, за счет сокращения времени проведения одной камеральной проверки налоговые органы имеют возможность охватить значительно большее число налогоплательщиков в меньшие сроки. При этом внедрение данной программы также в дальнейшем поспособствует сокращению затрат налоговых органов на проведение мероприятий налогового контроля, что положительно отразится на их эффективности.

Во-вторых, за счет синхронизации автоматизированной системы с иными программами, осуществляющими контроль за деятельностью налогоплательщиков, а также за счет возможности отслеживания движения денежных потоков деятельность налогоплательщиков становится вся более прозрачной для налоговых органов. В этой связи налогоплательщикам с каждым разом становится все труднее «обманывать» данную систему с целью минимизации своих налоговых обязательств.

В-третьих, использование данной автоматизированной системы контроля способствует осуществлению результативной борьбы со схемами ухода от уплаты налогов, а также благоприятствует побуждению налогоплательщиков к сдаче уточненных налоговых деклараций с увеличенными в ней суммами налогов.

Однако при всех неоспоримых преимуществах автоматизированной системы контроля по налогу

на прибыль организаций она имеет и определенные проблемы, связанные с вводом ее в эксплуатацию. Так, одной из таких проблем является то, что в случае внедрения новой программы необходимо будет проводить какие-либо курсы, связанные с обучением сотрудников налоговых органов работать в данной программе, что может вызвать определенные трудности, как финансового характера, так и организационного.

Можно сделать вывод, что на сегодняшний день внедрение автоматизированной системы контроля по налогу на прибыль организаций явилось бы весьма актуальной и эффективной мерой по совершенствованию проведения камеральных налоговых проверок, значительно упрощая их. Однако для получения наилучших результатов от введения в эксплуатацию такой системы необходимо решить и ряд проблем, которые в большей степени связаны с технической составляющей работы данной программы.

Выводы

В заключение стоит отметить, что, являясь одной из основных и наиболее эффективных форм налогового контроля, налоговые проверки занимают важное место в системе российского налогового администрирования. Поскольку именно во многом благодаря эффективному осуществлению организации проведения налоговых проверок увеличиваются налоговые поступления в бюджет Российской Федерации, а соответственно, и обеспечивается устойчивое функционирование государства. При этом особое внимание при проведении налоговых проверок занимают именно камеральные проверки, поскольку они охватывают большую часть налогоплательщиков, обеспечивая наиболее полный и всеобъемлющий контроль.

Таким образом, стоит отметить, что на современном этапе вопросы, связанные с совершенствованием методов проведения камеральных налоговых проверок, являются весьма актуальными. Для наиболее лучшей организации проведения камеральных проверок в первую очередь необходимо обратить внимание на недочеты, существующие в налоговом законодательстве и на проблемы противодействия фирмам-однодневкам, в связи с чем необходимо осуществить реализацию программ, которые смогут помочь налоговым органам бороться с данными схемами уклонения от уплаты налогов. Но особое внимание стоит обратить именно на

реализацию в нашей стране цифрового документооборота на базе налоговых органов, который будет способствовать улучшению функционирования нынешней налоговой системы.

Также весьма актуально на сегодняшний день является и внедрение автоматизированной системы контроля по налогу на прибыль, которое будет способствовать улучшению механизма проведения камеральных проверок по данному налогу.

Указанные меры по совершенствованию процесса осуществления камеральных налоговых про-

верок позволят во многом облегчить и ускорить работу налоговым органам путем все большей автоматизации, снизить затраты на их проведение, соответственно, повысить их эффективность. Также важно отметить, что внедрение новых автоматизированных программ, действующих в условиях цифровой экономики, позволит сделать деятельность налогоплательщиков еще более прозрачной для налоговых органов, что поспособствует снижению уровня налоговой преступности и обеспечит экономическую безопасность страны.

Описок источников

1. Аршинов И. В., Вашуркина К. В., Люлькина А.А. Налоговые проверки как форма налогового контроля: пути повышения их результативности. Теория и практика современной науки. 2016;4(10):60-65.

2. Смирнова Е. Е. Эффективные направления налогового контроля в 2017 году. Вопросы теории и практики налогообложения. Сборник научных статей. М.: Дашков и К; 2017:209-219.

3. Смирнова Е. Е. Оценка эффективности деятельности налоговых органов в условиях цифровизации экономики. Экономика. Налоги. Право. 2018;(2):149-154.

4. Баснукаев М. Ш., Бисултанов А. Н. Цифровой документооборот - инновационный способ взаимодействия сторон налоговых отношений. Экономика устойчивого развития. 2018;2(34):30-36.

5. Савельев А. И. Некоторые правовые аспекты использования смарт-контрактов и блокчейн технологий по российскому праву. Закон. 2017;(5):94-118.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Дюдикова Е. И. Риски как неотъемлемая часть применения централизованного и децентрализованного подходов к организации систем электронных денег. Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2016;(9):86-92.

7. Кардонов А. В. Сферы применения смарт-контрактов и риски при работе с ними. Бизнес-образование в экономике знаний. 2018;(1):44-47.

References

1. Arshinov I.V., Vashurkina K.V, LyuLkina A.A. Tax audits as a form of tax control: Ways to increase their effectiveness. Teoriya i praktika sovremennoi nauki. 2016;4(10):60-65. (In Russ.).

2. Smirnova E. E. Effective areas of tax control in 2017. In: Questions of the theory and practice of taxation. Collection of scientific articles. Moscow: Dashkov and K; 2017:209-219. (In Russ.).

3. Smirnova E. E. Assessment of the effectiveness of tax authorities in the digitalisation of the economy. Ekonomika. Nalogi. Pravo. 2018;(2):149-154. (In Russ.).

4. Basnukaev M. Sh., Bisultanov A. N. Digital workflow - an innovative way of interaction between the parties to tax relations. Ekonomika ustoichivogo razvitiya. 2018;2(34):30-36. (In Russ.).

5. Savelyev A. I. Some legal aspects of using smart contracts and blockchain technologies under Russian law. Zakon. 2017;(5):94-118. (In Russ.).

6. Dyudikova E. I. Risks as an integral part of the application of centralized and decentralized approaches to the organization of electronic money systems. Sovremennye tendentsii v ekonomike i upravlenii: novyi vzglyad. 2016;(9):86-92. (In Russ.).

7. Kardonov A.V. Areas of application of smart contracts and risks when working with them. Biznes obrazovanie v ekonomike znanii. 2018;(1):44-47. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.