УДК 330.4; 338.245
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Сябрук Леонид Федорович
старший научный сотрудник ФГБУ "46 ЦНИИ"Минобороны России, кандидат технических наук
Полярус Александр Николаевич
старший научный сотрудник ФГБУ "46 ЦНИИ"Минобороны России, кандидат технических наук, доцент
Чеботарев Владислав Стефанович
начальник кафедры экономики и экономической безопасности Нижегородской академии МВД России, доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации
Аннотация. В статье приведены результаты анализа существующего антимонопольного законодательства Российской Федерации и рассмотрено его действие во времени, в пространстве и по кругу лиц. Рассмотрены основные функции Федеральной антимонопольной службы России как федерального органа исполнительной власти. Проанализирована антимонопольная политика нашего государства, направленная на ограничение деятельности монополий и обеспечение конкуренции. Определены основные направления развития конкуренции. Рассмотрены используемые категории антимонопольного регулирования, которые закреплены в нормативных документах и используются в правоприменительной практике с учетом современных особенностей цифровой экономики в целях совершенствования защиты и развития конкуренции.
Ключевые слова: антимонопольное законодательство, монопольная деятельность, конкуренция, антимонопольное регулирование, нормативные документы, правоприменительная практика, цифровая экономика.
Syabruk Leonid Fedorovich, Senior researcher of the Federal state Institution "46 Central research Institute" Ministry of Defense of the Russian Federation, Candidate of Technical Sciences, Moscow, Russian Federation.
Polyarus Alexander Nikolaevich, Senior researcher of the Federal state Institution "46 Central research Institute" Ministry of Defense of the Russian Federation, Candidate of Technical Sciences, docent, Moscow, Russian Federation.
Chebotarev Vladislav Stefanovich, Chief of Department of economic security ofNizhny
Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Economic Sciences, Professor, Honored worker of Higher school Russian Federation, Nizhny Novgorod, Russian Federation.
Directions for improving the state antitrust policy in the digital economy.
Abstract. The article provides the results of the analysis of the existing antitrust legislation of the Russian Federation and examines its effect in time, space and in the circle of persons. Aimed at limiting monopoly activities and ensuring free competition. The main areas of competition development are considered.
Keywords: antitrust law, monopoly activity, competition, antitrust regulation, regulatory documents, law enforcement, digital economy
Введение. Антимонопольное законодательство Российской Федерации (далее -антимонопольное законодательство) - это нормативно-правовые акты, которые регулируют правовую защиту конкуренции, ограничивающее монополистическую деятельность. Оно направлено на недопущение создания монополий, способствующее формированию, развитию и поддержанию конкурентной среды.
Цифровая трансформация приносит с собой вызов и угрозу для самих участников этого процесса. В связи с этим в условиях цифровой трансформации на рынках появляются новые продукты, которые потребителями ранее не использовались, их обращение не подлежало контролю со стороны государства. Цифровая трансформация безусловно приводит к экономическому росту. Внедрение цифровых технологий и постоянное повышение их роли изменяют экономическую картину мира, делают нечеткими географические границы рынков товара, меняют устоявшиеся взаимоотношения экономических субъектов, создавая при этом абсолютно новые рынки и структурные связи. Взаимодействия экономических партнеров характеризуются глобальным
многосторонним характером и оказывают существенное влияние на другие отрасли и на монополии.
Появление первых монополий в России происходило в конце XIX века. К ним можно отнести Союз рельсовых фабрикантов и другие объединения. Монополии создавались фактически самим государством. Они формировались в таких отраслях, как техника, транспорт, металлургия, нефть и т.д. Затем монополии формировались и в других отраслях. Монополии создавались в виде картелей и синдикатов. Так, в 1908 году в Российской империи хотели сформировать антимонопольное законодательство на основе закона Шермана, разработанного ранее в США. Но закон не был принят из-за противодействия российских предпринимателей.
Особенность монополий России состояла в базировании их на основе государственного монополизма административно-командной экономики. Поэтому в России необходимо было создавать условия для свободной конкуренции при слабом антимонопольном законодательстве.
Формирование российского антимонопольного законодательства России началось в конце XX века фактически с нуля.
В последние годы в России произошли значительные структурные сдвиги в экономике, которые повлияли на политические и социальные процессы. Происходящие изменения были значительны и характеризовались как крупнейший технологический переход. Сущность его заключалась в том, что богатство природных ресурсов и дешевизна труда перестали уже быть основными факторами роста российской экономики.
В новых экономических условиях конкуренция стала ключевым фактором экономического роста. Производители товаров стали осознавать, что конкуренция способна обеспечить стабильный рост экономики благодаря таким факторам, как развитие современных технологий, снижение издержек национальной экономики, обеспечение национальной безопасности и повышение благосостояния населения страны. Это было бы невозможно без формирования
действенной антимонопольной политики.
Становление антимонопольной политики современной России началось в 1991 году, когда вступил в силу Закон от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"1.
Закон определил основные задачи государственной конкурентной политики, которые заключались в помощи государства в формировании и развитии конкуренции и предпринимательства. Законом предусматривалось введение контроля, регулирования и ограничения монополистической деятельности и несовершенной конкуренции, а также был введен контроль государства за соблюдением антимонопольного законодательства. В результате принятия этого закона уже в первый год было приостановлено создание более 30 крупных концернов, имеющих в своем управлении государственное имущество2. Закон с учетом поправок от 26.07.2006 действует и в настоящее время12.
Глобальные экономические изменения, происходящие в современной экономике, требуют совершенствования правовых и организационных мер по развитию конкуренции. Для этого необходимо устранить негативные факторы экономики, сдерживающие развитие конкуренции и экономический рост. К негативным факторам можно отнести следующие: высокая доля нарушений условий конкуренции органами власти, проблемы в сфере государственных закупок, монополизация, а также недобросовестная конкуренция.
Конституция Российской Федерации3 не допускает монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Согласно Конституции Российской Федерации на территории государства не допускаются монополизация и недобросовестная конкуренция (ч. 2 ст. 34). В России должны создаваться благоприятные условия для стимулирования свободной рыночной экономики. Конституция Российской Федерации запрещает осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию. Однако это утверждение не совсем корректно4. Следует говорить о запрете монополисти-
ческой деятельности, а не монополий.
Часть 3 ст. 2 Закона о защите конкуренции определяет, что если международным договором нашего государства определены другие правила, чем предусмотренные вышеуказанным законом, то применяются правила международного договора. Аналогичные правила определяет Гражданский Кодекс Российской Федерации.
Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" является новой вехой антимонопольного регулирования, а также и новой экономической политикой Рос-сии5. Указом определено, что активное содействие развитию конкуренции является приоритетным направлением деятельности.
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" определяет новые направления экономической политики6. Правительством Российской Федерации были разработаны и утверждены 12 Национальных проектов. Кроме того, также был сформирован Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2018 № 2101-р)7.
Прорывное научно-технологическое и социально-экономическое развитие России может быть обеспечено только на основе развития свободной конкуренции.
Для противостояния глобальным экономическим вызовам необходим комплекс мероприятий по развитию конкуренции.
В настоящее время в Российской Федерации сформирована правовая основа защиты конкуренции:
- работают правовые институты защиты конкуренции;
- создан действующий организационный механизм для защиты конкуренции в отношении важнейших товарных рынков.
Определено понятие недобросовестной конкуренции. Конвенция по охране промышленной собственности от 20 мар-
та 1883 г. (пересмотрена в Стокгольме 14 июля 1967 г. и изменена 2 октября 1979 г.) предусматривает, что "...всякий акт, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах, считается актом недобросовестной конкуренции"8.
Подписан договор о зоне свободной торговли9, определяющий условия для свободного движения товаров, что способствует интеграции в международную торговую систему.
Таким образом, антимонопольное законодательство работает, совершенствуется, дополняется и изменяется с учетом развития экономических отношений. Оно направлено на поддержку нормальной конкуренции.
Российское антимонопольное законодательство действует во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Действие антимонопольного законодательства во времени говорит о том, акты не имеют обратной силы.
Действие антимонопольного законодательства в пространстве говорит о его экстерриториальности. Положения Закона "О защите конкуренции" согласно этому принципу применяются к достигнутым за пределами территории России соглашениям, т.е. становится не важно, где находится место осуществления антиконкурентного поведения. Важно, что это влияет на состояние конкуренции в России. Эта же идея реализована и в ст. 1222 Гражданского Ко-
декса Российской Федерации.
Действие антимонопольного законодательства по кругу лиц распространяет свое воздействие на все российские коммерческие и некоммерческие организации, которые осуществляют деятельность, приносящую им доход, на федеральные органы исполнительной власти, а также организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг.
Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (далее - ФАС России) осуществляет надзор в сфере конкуренции. Миссией ФАС России является свободная конкуренция. На Рисунке 1 показаны основные функции ФАС России.
Основные законы и нормативные акты, контроль за которыми возложен на ФАС России, систематизированы в Рисунке 2.
ФАС России имеет свои территориальные органы во всех субъектах страны. У них централизованное подчинение ФАС России. Все хозяйствующие субъекты: коммерческие и некоммерческие организации, физические лица, а также индивидуальные предприниматели (ИП) по требованию ФАС России предоставляют необходимую информацию для осуществления легальной деятельности.
ФАС России вправе возбуждать и рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства вне зависимости от места совершения правонарушения или на-
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА
Контроль и надзор за соблюдением законодательства о защите
конкуренции на товарных и финансовых рынках, о естественных монополиях, о рекламе
Предупреждение антиконкурентных действий органами власти,
хозяйствующими субъектами, физическими лицами
Осуществление государственного контроля за экономической концентрацией в сфере
использования земли, недр, водных и природных ресурсов
М/
Выявление нарушений
антимонопольного законодательства, принятие мер по их прекращению и привлечение к ответственности за такие нарушения
_Ш_
Контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд
Рисунок 1. Функции антимонопольного органа2
Рисунок 2. Основные законы и нормативные акты2
хождения предполагаемого нарушителя10.
Антимонопольной политикой государства в деловом обороте называют комплекс мер государства, который направлен на следующие действия: формирование конкурентных рыночных структур, ограничение монопольной деятельности, обеспечение свободной конкуренции, содействие развитию товарных рынков, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, защиту прав потребителей.
Таким образом, антимонопольная политика осуществляется через комплекс экономических, административных и законодательных мер, направленных на обеспечение условий для рыночной конкуренции и недопущения монополизации рынка.
Основные экономические цели антимонопольной политики систематизированы на Рисунке 3.
Задачи антимонопольной политики государства заключаются в следующем:
- создание условий для развития конкуренции в национальной экономике;
- снятие преград на пути активизации конкуренции
- введение ответственности за монопольные действия и нарушения правил честной конкуренции;
- защита малого и среднего бизнеса от крупного бизнеса.
Свободная конкуренция на рынке способствует развитию современных технологий и использованию эффективных способов производства. Поэтому все усилия ФАС России направлены на пресечение фактов, которые ограничивают конкуренцию хозяйствующих субъектов.
В ФАС России протоколом Президиума ФАС России от 03.07.2019 № 6 утверждена Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года (далее -Стратегия)11. В ней произведена оценка макроэкономических и микроэкономических процессов, определены национальные цели Российской Федерации.
На основе этих целей определены приоритеты в деятельности ФАС России:
Рисунок 3. Экономические цели антимонопольной политики2
1. Реализация целей, задач и принципов по развитию конкуренции при реализации Национальных проектов.
2. Совершенствование механизмов защиты конкуренции.
3. Создание механизмов развития конкуренции на всех уровнях: федеральном, региональном и местном.
4. Учет особенностей цифровой экономики.
5. Формирование новых механизмов тарифного регулирования.
6. Повышение контроля за выполнением государственного оборонного заказа.
В настоящее время в России сложилась система антимонопольного законодательства на основе Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 "О защите конкуренции"12. Оно обеспечивает защиту конкуренции на высоком уровне. Однако в целях дальнейшего развития конкуренции следует привести антимонопольное регулирование в соответствие с реалиями цифровой экономики, т.е. необходимо обеспечить развитие конкуренции с учетом новых подходов деятельности хозяйствующего субъекта в условиях цифровой трансформации.
Иммунитеты от применения антимоно-
польного законодательства в отношении результатов интеллектуальной деятельности сдерживают развитие конкуренции в условиях цифровой экономики. Для дальнейшего развития конкуренции необходимо актуализировать антимонопольное регулирование путем приведения его в соответствие с отношениями в сфере цифровой экономики13.
Современное законодательство не учитывает реального состояния развития конкуренции естественных монополий на товарных рынках. Федеральный закон от 17.08.1995 №147-Ф3 "О естественных монополиях"14 устанавливаетгосударствен-ное регулирование цен (тарифов) естественных монополий, при этом не уточняя принципов и правил этого регулирования. Это приводит к необоснованному расширению государственного регулирования цен на конкурентные рынки. В связи с этим нужно сформировать нормативную основу для регулирования в сфере естественных монополий. Для этого необходимо уточнить понятие естественная монополия и порядок регулирования деятельности естественных монополий.
Существующая система государствен-
ного тарифного регулирования монополий фактически приводит к существенной тарифной дискриминации и неопределенности правового регулирования (тарифы в сопоставимых условиях различаются в десятки раз).
Контрактная система в сфере закупок способствовала развитию конкуренции, открытости и публичности процедур закупок. Она дала возможность всем хозяйствующим субъектам, в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства, беспрепятственно участвовать в закупках, что способствовало эффективному расходованию бюджетных средств.
Цель снижения издержек предприятия - в привлечении максимально возможного количества поставщиков. Существует также необходимость дальнейшего совершенствования закупочных процедур, чтобы оптимизировать временные и материальные затраты на участие в закупках, а также расширить применение электронных форм закупок.
Таким образом в целях дальнейшего развития и совершенствования процедур закупок в первую очередь необходимо:
- определить порядок закупок у единственного поставщика в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-ФЗ)15;
- сформировать одинаковые для всех требования к порядку проведения закупок на электронных площадках;
- обеспечить уточнение в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"16,17 перечня оснований для определения единственного исполнителя, обозначенных актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а именно: защита жизни и здоровья граждан и обеспечение безопасности государства18.
Необходимо также обеспечить:
- конкурентность и прозрачность закупок компаний с государственным участием, проводимых в соответствии с Законом
№ 223-ФЗ;
- внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части административной ответственности юридических лиц, которые осуществляют закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ, а также должностных лиц этих организаций за нарушения, которые связаны с ограничением конкуренции.
Для эффективного контроля за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ) требуется принятие широкого комплекса мер, которые обеспечивать достижение следующих целей:
- стимулирование экономии издержек исполнителями ГОЗ и повышения эффективности технологий производства;
- добросовестное размещение ГОЗ и исполнение контрактов;
- устранение ограничений развития конкуренции в сфере ГОЗ;
- эффективное использование бюджетных средств;
- ограничение необоснованного роста цен в сфере ГОЗ;
- внедрения риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности;
- обеспечение внедрения риск-ориентированного подхода для плановых проверок ФАС России в сфере ГОЗ19;
- повышение эффективности деятельности предприятий ОПК;
- создание стимулов для своевременного выполнения работ надлежащего качества по капитальному строительству в рамках исполнения ГОЗ;
- выведении из ГОЗ расходов, не связанных с производством вооружения и военной техники;
- разработка законодательных инициатив в сфере управления и высвобождения государственного имущества при исполнении ГОЗ, обеспечивающих максимально эффективное использование ресурсов государства.
Заключение. Из всего сказанного можно сделать выводы:
1. Сформированная в настоящее время в Российской Федерации правовая и органи-
зационная основа защиты конкуренции соответствуют лучшим практикам ведущих антимонопольных органов мира.
2. Федеральный закон от 17.08.1995 №147-Ф3 "О естественных монополиях" не определяет принципов и правил тарифного регулирования и требует своего уточнения в части формирования в стране эффективной нормативной основы регулирования отношений в сфере естественных монополий.
3. Необходимо уточнить понятие естественная монополия, основных положений формирования системы законодательного регулирования деятельности естественных монополий, гарантирующей надежное и эффективное обеспечение пользователей, в том числе конечных потребителей товарами и услугами, повышение прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, а также создание условий для развития конкуренции, повышение качества государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий.
4. Рассмотрение вопросов антимонопольной политики приводит к выводу о необходимости принятия комплекса мер по совершенствованию законодательства в сфере ГО3, обеспечивающих достижение таких целей, как:
- повышение эффективности деятельности предприятий ОПК;
- повышение эффективности бюджетирования государственного оборонного заказа.
- разработка законодательных инициатив в сфере управления и высвобождения государственного имущества при исполнении ГО3.
- реализация комплекса мер по ограничению необоснованного роста цен в сфере ГОЗ;
- повышение эффективности и результативности деятельности контрольных органов;
Список литературы
1. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рын-
ках: Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 (ред. от 26.07.2006).- URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_51/ (дата обращения: 12.03.2020).
2. Мусостова Д.Ш. Антимонопольная политика как направление деятельности государства // Экономика и менеджмент инновационных технологий: электронный науч.-практич. журнал.-2017.-№ 1.-URL: http://ekonomika.snauka. ru/2017/01/13532 (дата обращения: 12.03.2020).
3. Конституция Российской Федерации.-URL: http://konstitucija.ru/ (дата обращения: 11.03.2020).
4. Антимонопольное регулирование.- URL: https://studme.org/124147/pravo/antimonopolnoe_ regulirovanie (дата обращения: 12.03.2020).
5. Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции: Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618.-URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71739482/ (дата обращения: 11.03.2020).
6. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204.- URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 11.03.2020).
7. Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.09.2018 № 2101-р.-URL: http://static.government.ru/media/files/MU NhgWFddP3UfF9RJASDW9VxP8zwcB4Y.pdf (дата обращения: 11.03.2020).
8. Конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года.- URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_5111/ (дата обращения: 12.03.2020).
9. О ратификации Договора о зоне свободной торговли: Федеральный закон от 01.04.2012 № 21-ФЗ.- URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_127879/ (дата обращения: 12.03.2020).
10. О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства: постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30.-URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/1687496/ (дата обращения: 12.03.2020).
11. Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года: протокол Пре-
зидиума ФАС России от 03.07.2019 № 6.- URL: https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/97_473839 (дата обращения: 11.03.2020).
12. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 №135^3.-URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения: 12.03.2020).
13. Волков В.И., Голубев С.С., Щербаков А.Г. Цифровая трансформация как новый формат инновационно-технологической политики, реализуемой на предприятиях ОПК // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России.- 2018.- № 3.- С. 22-31.
14. О естественных монополиях: Федеральный закон от 17.08.1995 №147^3.-URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_7578/ (дата обращения: 12.03.2020).
15. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федеральный закон от 18.07.2011 № 223^3.-URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/ (дата обращения: 12.03.2020).
16. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44^3.-URL: http://www. consultant.ru/document/cons doc LAW 144624/
(дата обращения 12.03.2020).
17. Голубев С.С. Организация закупок промышленных предприятий на основе технологий контроллинга в условиях импортозамещения // Развитие промышленного потенциала в условиях импортозамещения: технологии менеджмента и маркетинга: материалы международ. науч.-практич. конф.- М., 2017. -С. 41-49.
18. Голубев С.С., Чеботарев С.С. Нормативно-правовые и методические меры по реализации стратегии экономической безопасности Российской Федерации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. -2018.- № 1 (41). -С. 127-132.
19. О критериях отнесения деятельности головных исполнителей поставок продукции по государственному оборонному заказу и исполнителей, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу, к определенной категории риска и периодичности проведения плановых проверок при осуществлении Федеральной антимонопольной службой государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа: постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.2018 № 93.-URL: https://base.garant. ги/71871522/ (дата обращения: 11.03.2020).