Научная статья на тему 'Направления совершенствования финансовой основы развития городов'

Направления совершенствования финансовой основы развития городов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беззубко Б. И.

В статье рассматриваются различные направления по совершенствованию финансовой основы местного самоуправления. Анализируется опыт украинских городов, который можно использовать в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS ON IMPROVING OF FINANCIAL BASIS OF DEVELOPMENT OF CITIES

In the article various directions on improving of financial basis of local self-government are viewed. The author analyzes the experience of Ukrainian cities, which can be used in Russia.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования финансовой основы развития городов»

УДК 332.145

Б.И. Беззубко*

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ОСНОВЫ

РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ

В статье рассматриваются различные направления по совершенствованию финансовой основы местного самоуправления. Анализируется опыт украинских городов, который можно использовать в России.

Ключевые слова: город, местное самоуправление, местный бюджет, финансирование.

Город в настоящее время является полноправным субъектом бюджетного права, за которым закреплен соответствующий бюджет местного самоуправления. Местные бюджеты как экономическая категория играют значительную роль в распределении и перераспределении общественного продукта и национального дохода: они обеспечивают финансовыми ресурсами содержание учреждений и организаций здравоохранения, культуры, развитие жилищно-коммунального хозяйства, коммунальных предприятий и организаций. Местные бюджеты отражают совокупность экономических отношений, которые обеспечивают в плановом порядке финансовую базу местных советов.

Имеются особенности в финансировании городского хозяйства в зависимости от принятой его модели. В литературе [1] выделяют следующие модели финансирования городского хозяйства.

1. Коммунальная модель городского хозяйства характеризуется тем, что основной вес затрат на реализацию общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования (коммуны, общины). Основным ресурсом для города являются налоги с населения. Недостаточность ресурсов для выполнения задач, возложенных на местное самоуправление, восполняется государством.

2. Рентно-коммунальная модель городского хозяйства. Данная модель отличается тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории и в ее развитии через предоставление ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты. То есть налоги с населения дополняются возможностью обложения производителя продукции и услуг на территории муниципального образования.

3. Муниципально-рентная модель городского хозяйства. При данной модели основное бремя по обслуживанию интересов населения и по реше-

нию вопросов местного значения несут органы местного самоуправления. По сути, они являются полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории

Безусловно, эти модели в реальной жизни не существует в чистом виде, в большинстве случаев имеет место соединение разных характеристик моделей при преобладании одной модели. Выбор модели городского хозяйства зависит от наличия следующих факторов, главными из которых являются:

1) объем компетенции органов местного самоуправления, определенных законодательством;

2) наличие и характер основных ресурсов территории;

3) наличие квалифицированных кадров в органах местного самоуправления и в коммунальных предприятиях;

4) налоговая способность объектов налогообложения.

В зависимости от этих факторов формируется преобладающая модель городского хозяйства. Однако в настоящее время, вне зависимости от выбранной модели развития городского хозяйства, украинские города испытывают значительный дефицит финансовых ресурсов. Сегодня для местных бюджетов Украины характерными чертами являются:

1) низкий удельный вес собственных доходов;

2) рост объемов межбюджетных трансфертов;

3) ограниченность отчислений на инвестиционно-инновационное развитие территорий и удовлетворение социальных нужд;

4) уменьшение удельного веса местных бюджетов в сводном бюджете;

5) большинство местных советов не имеет постоянных источников доходов и автономии в использовании имеющихся ресурсов для поддержки инициатив общин.

Проведенное исследование финансовой основы украинских городов позволило выделить ос-

* © Беззубко Б.И., 2013

Беззубко Борис Игоревич (okbu7zeb@mail.ru). кафедра менеджмента непроизводственной сферы Донецкого государственного университета управления, 83015, Украина, г. Донецк, ул. Челюскинцев, 163 а.

новные проблемы, которые мешают осуществлять финансовое обеспечение местного социально-экономического развития:

- недостаточный объем финансовых ресурсов на выполнение органами местного самоуправления делегированных государством полномочий;

- ухудшение экономической структуры местных бюджетов. Местные бюджеты продолжают обеспечивать в первую очередь только выплату заработной платы работников бюджетной сферы и оплату энергоносителей;

- уменьшение части доходов местных бюджетов (без учета межбюджетных трансфертов) во внутреннем валовом продукте;

- только один налог с доходов физических лиц остается надежным и стабильным источником доходов местных бюджетов. Удельный вес этого налога составляет около 90 % доходов, которые учитываются при определении межбюджетных трансфертов;

- усиление зависимости местных бюджетов от трансфертов из государственного бюджета. Трансферты составляют до 47 % от всех доходов местных бюджетов;

- органы местного самоуправления не имеют полномочий по перераспределению субвенций из государственного бюджета (24 % доходов местных бюджетов).

Существующая практика свидетельствует, что только 2 % украинских городов считают достаточным бюджетное финансирование, 39 % считают его недостаточным, но удовлетворительным при объективных обстоятельствах, и 59 % считают его недостаточным и неудовлетворительным.

Одним их направлений дальнейшего реформирования межбюджетных отношений должно стать внедрение дифференцированного подхода к формированию местных бюджетов, применение научно обоснованной методики расчетов межбюд-жетных трансфертов; внедрение децентрализованной системы управления субвенциями [2].

В этих сложных условиях необходимо разрабатывать антикризисные программы развития городов. К основным направлениям данных программ следует отнести следующие.

1. Создание специальных фондов по развитию территориальных общин. Опыт создания таких фондов имеется во многих странах [3; 4; 6]. Под фондами развития общин (ФРГ) понимается финансовая структура, которая благодаря местным ресурсам предоставляет гранты для реализации различных программ и проектов, направленных на решение проблем местной общины [7] .

Идея таких фондов заключается в том, чтобы на определенной территории для населения работала благотворительная структура, которой доверяли бы и которая была бы эффективным механизмом решения насущных проблем.

Следует отметить, что первый Фонд развития общины (community fondation ) возник в городе Кливленде (США) в 1914 году благодаря юристу и банкиру Фредерику Харрису Гоффу (Frederick Goff ), который сформулировал идею использования гибкого и устойчивого капиталовложения благотворительного характера для решения социальных проблем за счет местной базы. Принцип, положенный в основу деятельности Кливлендского фонда, оказался весьма удачным, он используется и сегодня в более чем 650 фондах общин на всей территории Соединенных Штатов. Баланс указанных фондов составляет более 21,3 млрд USD, из которых 1,25 млрд USD ежегодно используются на финансирование местных мини-грантов [8]. Сейчас на Украине делаются попытки перенять положительный опыт деятельности этих фондов;

2. Разработка специальных программ городского развития с широким привлечением общественности. Представляет интерес опыт создания таких программ в Ивано-Франковске (Украина). В этом городе создан совет (МРСР), объединяющий общественные организации территориальной общины. Сегодня МРСР выполняет такие задачи:

- развитие управления с широким участием общин и общественно-частного партнерства ради улучшения качества жизнь граждан;

- лоббирование интересов общин на местном (областном, национальном) уровне с целью определения общих стратегий политики и т. п.;

- организацию обмена опытом местных организаций гражданского общества — общин, школ, НДО, предприятий;

- определение проблем и перспектив внедрения стратегии постоянного развития и украинских целей развития тысячелетия.

Предложения от организаций общин накапливаются, передаются в Координационный комитет МРСР для отбора. Координационный комитет оценивает предложения и проводит их ранжирование для финансирования (собирается не меньше чем 1 раз в два месяца). Отбор осуществляется на принципах прозрачности и конкуренции (например, обслуживание в порядке очереди, уровень участия в проекте тех организаций, которые подают проект, качество предложения, значимость влияния на качество жизни население и т. п.).

Со временем программы утверждаются на Форуме МРСР (проводится дважды на год). На основе проведенных форумов и общественных слушаний утверждается перечень приоритетных проблем, а депутаты городского совета, начальники отделов исполнительного комитета готовят проект годового плана микрорайонов. План отображает секторы (социальный, экономический, экологический), бенефициантов (дома/ОСН, ОСББ,

бизнес-структуры, НДО, образовательные учреждения), а также спрос и предложение ресурсов. Проект годового плана рассматривается МРСР и подается в городской совет для рассмотрения и утверждения.

3. Разработка стратегического плана привлечения в город инвестиций. Данный стратегический план должен являться частью стратегического планирования развития городов. Следует отметить, что стратегическое планирование городов на Украине получило широкое развитие. Однако можно выделить ряд его основных недостатков:

- переход городов на стратегическое планирование не носит комплексного характера;

- малый срок практики стратегического планирования не позволяет с достаточной степенью определить его результаты, осуществлять эффективный контроль за выполнением стратегических планов;

- отсутствие четко определенных практических и методических рекомендаций по стратегическому планированию;

- недостаточный уровень научной обоснованности планов;

Сегодня в условиях глобализации экономики внешние инвестиции стали чрезвычайно важным фактором местного развития. Они не только являются источником финансовых ресурсов для местной экономики, но и источником новых знаний в менеджменте, инновационных методов и технологий, а также новых рынков и бизнес-возможностей для местных малых и средних предприятий. В то же время привлечение инвестиций как сфера деятельности является конкурентной, поэтому страны, регионы и города предлагают всевозможные виды стимулов для привлечения новых инвесторов. Часто ресурсы, инвестированные в эту конкурентную сферу деятельности, могут окупиться не раньше чем через 5—10 лет.

Существование хорошо подготовленных участков с инфраструктурой и/ или с административными строениями для развития производства, квалификация рабочей силы, бизнес-климат, а также имидж и качество услуг, которые оказывает город, являются составными частями способности каждого города привлекать новые инвестиции.

Для привлечения инвестиций необходимо осуществлять разработку модели и бренда города, его стратегии развития в кризисный период.

На способность привлекать новый капитал в местную экономику непосредственное влияние

также оказывает успешный результат проведения эффективной маркетинговой и рекламно-пропагандистской стратегии, поддержка которой в идеале должна также предоставляться на национальном уровне, но задачей города являются разработка и обеспечение распространения позитивной информации о городе, о возможностях ведения бизнеса в нем.

Основные принципы, которые должны быть положены в основу разработки бизнес-плана города, - это принципы диверсификации и ребрендинга хозяйства города. Под диверсификацией городского хозяйства понимается распространение хозяйственной деятельности в городе на новые сферы — расширение номенклатуры продукции, видов предоставляемых услуг. Ребрендинг направлен на изменение имиджа города.

Таким образом, в современных условиях для укрепления финансовой основы развития города рекомендуется осуществлять следующие мероприятия:

— создание специальных фондов по развитию территориальных общин;

— разработку специальных программ городского развития с широким привлечением общественности;

— разработку стратегического плана привлечения в город инвестиций.

Библиографический список

1. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М.: Моск. обществ. научн. фонд, 1997. С. 22—23.

2. Реформа публічного управління в Україні: виклики, стратегії, майбутнє: монографія. Кіев: К.І.С., 2009. С. 217-240.

3. Аграрний фонд управління громад, Уряд Ірландії, Дублін. ИЯЬ: http://www.pobail.ie/en.

4. Фонд місцевої громади управління соціального розвитку, Великобританія. ИЯЬ: http://www.dsdni.gov.uk/ 1оса1_соттипку_1и^.

5. Фонд місцевого розвитку, Джорджія, Управління громад. ИЯЬ: http://www.dca.state.ga.us/communities/ СБВО/і^ех^р.

6. Беззубко Л.В. Инвестиционный потенциал современного города // Основы экономики, управления и права. 2012. № 1(1). С. 10-14.

7. Беззубко Л.В. Використання Фондів розвитку громад для вирішення актуальних проблем // 36. наук, праць ДонДУУ. Сер.: Економіка. 2007. Вип. 78. С. 10-16.

8. Бюлетень проекту «Голос громадськосгі». 2006. № 10. С. 1-2.

B.I. Bezzubko * DIRECTIONS ON IMPROVING OF FINANCIAL BASIS OF DEVELOPMENT OF CITIES

In the article various directions on improving of financial basis of local self-government are viewed. The author analyzes the experience of Ukrainian cities, which can be used in Russia.

Key words: city, local self-government, local budget, funding.

* Bezzubko Boris Igorevich (okbuzzeb@mail.ru), the Dept. of Management of Non-Productive Sphere, Donetsk State University of Management, Donetsk, 83015, Ukraine.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.