Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ СБЛИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ С МСФО'

НАПРАВЛЕНИЯ СБЛИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ С МСФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
МСФО / ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА / ПРАКТИКИ УЧЕТА / РОССИЙСКИЙ ОПЫТ / НАПРАВЛЕНИЕ / СБЛИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чимитдоржиева Цыбжит Батоевна

Построение качественной финансовой отчетности возможно только при условии адекватного понимания принципов ее формирования и представления, которые в целом формируют систему регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В мировой практике выделяют четыре основные модели регулирования государством, государственными органами, профессиональными организациями или непосредственно компаниями. Первая система может быть представлена как регулировка «сверху», а последняя - как регулировка «снизу». Две промежуточные системы представляют собой компромисс между ними. Наблюдаются также и смешанные системы. Кроме того, учетные стандарты могут устанавливаться на политической основе. Влияние государства на экономические отношения неодинаково в разных странах. Однако ни одно государство мира не может обойтись без государственного регулирования бухгалтерского учета. Государственное регулирование осуществляется с целью влияния на рыночную среду, на предпринимательскую деятельность, государственный сектор для создания необходимых условий реализации политики экономического роста. Именно через регламентацию методологических основ бухгалтерского учета и финансовой отчетности всех субъектов хозяйствования государство устанавливает содержательные аспекты информационной инфраструктуры национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AREAS OF CONVERGENCE OF THE RUSSIAN PRACTICE OF ACCOUNTING FOR FIXED ASSETS WITH IFRS

The construction of high-quality financial statements is possible only if there is an adequate understanding of the principles of its formation and presentation, which in general form the system of accounting and financial reporting regulation. In world practice, there are four main models of regulation by the state, state bodies, professional organizations or directly by companies. The first system can be represented as an adjustment "from above", and the latter as an adjustment "from below". The two intermediate systems represent a compromise between them. Mixed systems are also observed. In addition, accounting standards can be set on a political basis. The influence of the state on economic relations varies in different countries. However, no state in the world can do without state regulation of accounting. State regulation is carried out in order to influence the market environment, business activity, the public sector to create the necessary conditions for the implementation of economic growth policy. It is through the regulation of the methodological foundations of accounting and financial reporting of all business entities that the state establishes the substantive aspects of the information infrastructure of the national economy.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ СБЛИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ С МСФО»

Научная статья Original article

DOI 10.55186/26584964_2022_5_6_21

НАПРАВЛЕНИЯ СБЛИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ УЧЕТА

ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ С МСФО

AREAS OF CONVERGENCE OF THE RUSSIAN PRACTICE OF ACCOUNTING FOR FIXED ASSETS WITH IFRS

ЁЯ

Цыбжит Батоевна Чимитдоржиева, Магистр, студент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (125993 Россия, г. Москва, ул. Ленинградский проспект, д. 49), тел. 8 (929) 513-34-80, [email protected]

Tsybzhit B. Chimitdorzhieva, Master, student, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Prospekt st., Moscow, 125167 Russia), tel. 8 (929) 513-34-80, [email protected]

Аннотация. Построение качественной финансовой отчетности возможно только при условии адекватного понимания принципов ее формирования и представления, которые в целом формируют систему регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В мировой практике выделяют четыре основные модели регулирования государством, государственными органами, профессиональными организациями или непосредственно компаниями. Первая система может быть представлена как регулировка «сверху», а последняя - как регулировка «снизу». Две промежуточные системы представляют собой компромисс между ними.

5684

Наблюдаются также и смешанные системы. Кроме того, учетные стандарты могут устанавливаться на политической основе. Влияние государства на экономические отношения неодинаково в разных странах. Однако ни одно государство мира не может обойтись без государственного регулирования бухгалтерского учета. Государственное регулирование осуществляется с целью влияния на рыночную среду, на предпринимательскую деятельность, государственный сектор для создания необходимых условий реализации политики экономического роста. Именно через регламентацию методологических основ бухгалтерского учета и финансовой отчетности всех субъектов хозяйствования государство устанавливает содержательные аспекты информационной инфраструктуры национальной экономики.

Abstract. The construction of high-quality financial statements is possible only if there is an adequate understanding of the principles of its formation and presentation, which in general form the system of accounting and financial reporting regulation. In world practice, there are four main models of regulation by the state, state bodies, professional organizations or directly by companies. The first system can be represented as an adjustment "from above", and the latter as an adjustment "from below". The two intermediate systems represent a compromise between them. Mixed systems are also observed. In addition, accounting standards can be set on a political basis. The influence of the state on economic relations varies in different countries. However, no state in the world can do without state regulation of accounting. State regulation is carried out in order to influence the market environment, business activity, the public sector to create the necessary conditions for the implementation of economic growth policy. It is through the regulation of the methodological foundations of accounting and financial reporting of all business entities that the state establishes the substantive aspects of the information infrastructure of the national economy.

Ключевые слова: МСФО, основные средства, практики учета, российский опыт, направление, сближение

5685

Keywords: IFRS, fixed assets, accounting practices, Russian experience, direction, convergence

Государственное регулирование следует отличать от государственного регламентирования, которое фактически сводится к установлению одинаковых правил и форм составления отчетности и ее показателей [4]. Унификация отчетных данных является типичным средством осуществления обобщения показателей и достижения их сопоставимости без дополнительных затрат пользователя. Возникает логичный вопрос, кому из участников рынка и зачем нужна отчетность, формы которой установлены не ими, а государством [11]. Приводя аргументы за и против государственного регулирования, Э. Хендриксен отмечает, что поскольку целью финансовой отчетности является обеспечение пользователей информацией для принятия правильного инвестиционного решения, то релевантность отчетных данных имеет более важное значение, чем их унифицированность [8].

По мнению ван Грюнинга, к отчетности для инвесторов или кредиторов государство не имеет отношения, если оно само не является инвестором или кредитором [2]. Автор убежден: регулирование государством процедуры составления отчетности для рынка снижает уровень экономической активности преимущественно вследствие разногласий мотивации государства и участников рынка из-за:

1) отсутствие у представителей государства реальных экономических стимулов выполнять работы по обеспечению прав граждан на качественную отчетность;

2) невозможность для представителей государства вникать во все тонкости информационного обеспечения представителей рынка.

В то же время характер регулирования является важным фактором, влияющим на стандарты бухгалтерского учета, который связан со статусом бухгалтерской профессии [7].

5686

В связи с интеграционными процессами в мире происходит взаимодействие государственных и профессиональных органов в сфере регулирования формирования финансовой отчетности [5].

В Европе предложения Комиссии по принятию МСФО базируются на заключении Совещательной Группы по европейской финансовой отчетности (EFRAG).

Совещательная группа по европейской финансовой отчетности является негосударственным учреждением, которое было создано в июне 2001 года. В ее состав входят представители бухгалтерской профессии, пользователи финансовой отчетности, национальных органов, устанавливающих стандарты бухгалтерского учета [9].

Учредителями этой организации являются:

- UNICE и ERT Business (от тех, кто составляет финансовую отчетность);

- ЕФБ (от бухгалтеров);

- Банковские организации (FBE, ESBG, ECBG);

- EFFAS (от финансовых аналитиков);

- CEA (от страховщиков);

- FESE (от фондовых бирж);

- UEAPME/EFAA (от малых и средних предприятий).

Главными задачами EFRAG являются:

- участвовать в работе IASB и IFRIC;

- участвовать и влиять на процесс установления стандартов IASB на этапе издания стандартов;

- предоставлять рекомендации Еврокомиссии в вопросах принятия стандартов;

- техническая оценка МСФО и толкований IFRIC после их издания;

- вносить предложений изменений в директивы ЕС, регулирующие бухгалтерский учет;

5687

- обеспечивать деятельность совещательного форума для проведения обсуждений.

Разрешение на разработку и использование национальных стандартов учета для отдельных стран согласовано не только с EFRAG, но и с СМСБУ (IASB).

Директивы являются обязательными в плане задач и сроков, указанных в них, но формы и средства достижения целей, обозначенных в них, могут избирать национальные органы власти. [11] Директивы должны быть приняты на уровне национального законодательства в соответствии с процедурами, определенными отдельно каждым государством-членом. Они вступают в силу через 20 дней после опубликования в официальном издании, или же с момента, указанного в них; однако, срок имплементации директивы в национальное законодательное поле обычно колеблется между 18 и 24 месяцами со дня опубликования.

МСФО разрабатываются путем применения утвержденной системы установленных процедур и широких международных консультаций.

Создание Международного стандарта финансовой отчетности (МСФО) включает в себя открытую публичную процедуру обсуждения технических аспектов и оценки желаемых выгод путем применения нескольких механизмов [12].

Заинтересованные стороны, в зависимости от характера проекта, имеют следующие возможности для участия в разработке МСФО: участие в формировании точек зрения в качестве члена SAC; участие в рабочих группах; представление вопроса к IFRIC (подробности процесса подробно описаны на Веб-сайт IASB); направление письма с комментариями после публикации документа для обсуждение; направление письма с комментариями после публикации проекта для обсуждение; направление письма с комментариями после публикации проекта Толкование; участие в публичных слушаниях и

5688

дискуссиях типа "круглый стол"; а также участие в посещениях соответствующих мест [15].

IASB ежегодно публикует доклад о своей деятельности в течение последнего года с определением приоритетов на следующий год. Упомянутый доклад является основой и возможностью для заинтересованных сторон предоставить свои комментарии [1].

В IASB существует документ под названием Концептуальные основы разработки и представления финансовых отчетов [13]. Концептуальные основы помогают IASB в решении следующих вопросов: разработка будущих МСФО и пересмотр существующих МСФО; поддержка гармонизации правил, стандартов бухгалтерского учета и процедур, касающихся представления финансовой отчетности, путем обеспечения основы для сокращения числа альтернативных трактовок бухгалтерского учета, которые позволяют МСФО.

[14]

МСФО 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности» предписывает раскрывать в Примечаниях к финансовой отчетности все ключевые моменты учетной политики - принципы, которых придерживается компания, и методы, использованные для воплощения в жизнь этих принципов (поскольку подобная информация является существенным для определения финансового положения предприятия, направления потоков денежных средств, а также для определения результатов деятельности) [6].

В процессе формирования учетной политики МСФО отмечают те требования, которые необходимо брать за основу, то есть принципы непрерывности деятельности компании, начисления, последовательности, существенности, постоянства.

Создание Международного стандарта финансовой отчетности (МСФО) включает в себя открытую публичную процедуру обсуждения технических

5689

аспектов и оценки желаемых выгод путем применения нескольких механизмов

[3].

Европейская комиссия объявила стратегию ЕС по финансовой отчетности- ввести в действие требование ко всем компаниям, акции которых находятся в листинге ЕС, готовить финансовые отчеты исключительно в соответствии с МСБУ. Странам-участницам ЕС рекомендуется распространить использование МСБУ также на эмитентов, акции которых не котируются на организованных рынках Европейского Союза. Европейская Комиссия имеет целью установить механизм поддержки МСФО в Европе и постоянно осуществлять конструктивный диалог с Советом по международным стандартам бухгалтерского учета.

Литература

1. Агеева О.А. Международные стандарты финансовой отчетности: учебник для академического бакалавриата / О.А. Агеева, А.Л. Ребизова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 385 с.

2. Адаменко А.А. Значение введения МСФО в России / А.А. Адаменко, Л.И. Симоненко // В сборнике: Актуальные вопросы составления бухгалтерской финансовой отчетности в условиях реформирования бухгалтерского учета и отчетности. Материалы IV международной студенческой научной конференции. Краснодар, 2018. - С. 216-219.

3. Бабаев Ю.А., Петров А.М. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2018. - 398 с.

4. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет (финансовый и управленческий). -М.: ИНФРА-М, 2018. - 584 с.

5. 9О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории РФ [Электронный ресурс]: Приказ № 160н от 25 марта 2011 года. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_122870/

5690

6. О консолидированной финансовой отчетности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ (ред. от 26.07.2019, с изм. от 07.04.2020). - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_103021 /

7. Платонова И.С. Проблемы развития бухгалтерского учета в современных условиях [Электронный ресурс] / И.С. Платонова // Проблемы современной экономики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2017 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 5860. - Режим доступа: URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/132/6928/

8. Международный стандарт финансовой отчетности МСФО (IAS) 1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_148115/

9. Министерство Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]: международные стандарты финансовой отчетности. - Режим доступа: URL: http ://minfin.ru/ru/ accounting/mej _standart_fo/

10. Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://euraasia-sciense.ru/ekonomicheskie-nauki

11. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 г. №2 402;

12. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (с изменениями и дополнениями от 24.12.2010 № 186н.);

13. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н. (с изменениями и дополнениями на 30.12.09).

14. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации». ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 32н .

15. Житлухина, О. Г. Справедливая стоимость финансовых инструментов — важное условие повышения качества финансовой отчетности в аспекте

5691

МСФО. Экономика и предпринимательство, № 6 (ч. 1). — 2018 — а 10981103

References

1. Ageeva O.A. International Financial Reporting Standards: textbook for academic baccalaureate / O.A. Ageeva, A.L. Rebizova. - 3rd ed., reprint. and additional - M. : Yurayt Publishing House, 2019. - 385 p.

2. Adamenko A.A. The significance of the introduction of IFRS in Russia / A.A. Adamenko, L.I. Simonenko // In the collection: Topical issues of accounting financial reporting in the context of accounting and reporting reform. Materials of the IV International Student Scientific Conference. Krasnodar, 2018. - pp. 216-219.

3. Babaev Yu.A., Petrov A.M. International Financial Reporting Standards (IFRS). - M.: University textbook: INFRA-M, 2018. - 398 p.

4. Kondrakov N.P. Accounting (financial and managerial). - M.: INFRA-M, 2018. - 584 p

5. 9 ABOUT the introduction of International Financial Reporting Standards and Clarifications of International Financial Reporting Standards in the territory of the Russian Federation [Electronic resource]: Order No. 160n of March 25, 2011. - Access mode: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_122870/

6. On Consolidated Financial Statements [Electronic resource]: Federal Law No. 208-FZ of 27.07.2010 (as amended on 26.07.2019, with amendments. from 07.04.2020). - Access mode: URL: http://www.consultant.ru/document / cons_doc_LAW_103021 /

7. Platonova I.S. Problems of accounting development in modern conditions [Electronic resource] / I.S. Platonova // Problems of modern economy: materials of the IV International Scientific Conference (Chelyabinsk, February 2017). - Chelyabinsk: Two Komsomolets, 2015. - pp. 58-60. - Access mode: URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/132/6928/

5692

8. International Financial Reporting Standard IFRS (IAS) 1 "The first application of international Financial Reporting Standards" [Electronic resource]. - Access mode: URL: http://www.consultant.ru / document/cons_doc_LAW_148115/

9. Ministry of Finance of the Russian Federation [Electronic resource]: International Financial Reporting standards. - Access mode: URL: http ://minfin.ru/ru / accounting/mej _standart_fo/

10. Eurasian Union of Scientists (ESU) [Electronic resource]. - Access mode: URL: https://euraasia-sciense.ru/ekonomicheskie-nauki

11. Federal Law "On Accounting" No. 402 dated December 06, 2011;

12. Regulations on accounting and financial reporting in the Russian Federation. Approved by Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. 34n of 29.07.98 (with amendments and additions No. 186n of 24.12.2010);

13. Accounting Regulations "Accounting Policy of the Organization" PBU 1/98, approved by Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. 60n of December 9, 1998. (with amendments and additions as of 12/30/09).

14. Accounting regulations "Income of the organization". PBU 9/99. Approved by Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. 32n dated 06.05.99 .

15. Zhitlukhina, O. G. The fair value of financial instruments is an important condition for improving the quality of financial statements in the aspect of IFRS. Economics and Entrepreneurship, No. 6 (Part 1). — 2018 — a 10981103

© Цыбжит Б.Ч., 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №6/2022.

Для цитирования: Цыбжит Б.Ч. Направления сближения российской практики учета основных средств с МСФО// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №6/2022.

5693

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.