Научная статья на тему 'Направления регулирования занятости сельских жителей в лпх'

Направления регулирования занятости сельских жителей в лпх Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егорова Е. С.

В работе раскрыта сущность занятости сельских жителей в ЛПХ, дан детальный анализ занятости сельских жителей в ЛПХ в Озерском сельском поселении, предложены направления регулирования и поддержки сельских жителей – владельцев ЛПХ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AREAS OF REGULATION OF EMPLOYMENT IN RURAL RESIDENTS IN PRIVATE FARMS

The paper disclosed the nature of employment of rural residents in private farms, a detailed analysis of employment of rural residents in private sector in the rural settlement of Ozersky, suggests the direction of regulation and support for rural residents, owners of private farms.

Текст научной работы на тему «Направления регулирования занятости сельских жителей в лпх»

НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ СЕЛЬСКИХ ЖИТЕЛЕЙ В ЛПХ

AREAS OF REGULATION OF EMPLOYMENT IN RURAL RESIDENTS IN PRIVATE FARMS

Е.С. ЕГОРОВА,

студент Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии им. ПА. Столыпина (г. Ульяновск)

E.S. EGOROVA,

student of the Ulyanovsk State Agricultural Academy (Ulyanovsk) Аннотация

В работе раскрыта сущность занятости сельских жителей в ЛПХ, дан детальный анализ занятости сельских жителей в ЛПХ в Озерском сельском поселении, предложены направления регулирования и поддержки сельских жителей - владельцев ЛПХ.

Abstract

The paper disclosed the nature of employment of rural residents in private farms, a detailed analysis of employment of rural residents in private sector in the rural settlement of Ozersky, suggests the direction of regulation and support for rural residents, owners of private farms.

Ключевые слова

1. Занятость

2. Занятость сельских жителей

3. Личные подсобные хозяйства

4. Государственное регулирование

5. Направления регулирования занятости сельских жителей

6. Поддержка сельских жителей

Keywords

1. Employment

2. Еmployment of rural residents

3. Рrivate land owners

4. Government regulation

5. The direction of regulation of employment of rural residents

6. Support for rural residents

Современные личные подсобные хозяйства претерпевают трансформационные процессы, затрагивая глубинные основы жизнедеятельности сельского населения, поэтому их следует рассматривать не только как чисто экономический феномен, но и как социальное явление, которое представляет собой органическую часть общества в целом и которую нужно рассматривать в сочетании с другими составляющими: политикой, правом, социальными факторами и культурной средой. Они влияют на протекание большинства обычных нормальных экономических явлений и процессов: формирование и распределение доходов, торговли, инвестирования и экономического роста в целом, поэтому совершенно очевидна необходимость их анализа.

Ранее под ЛПХ понималась особая форма хозяйственно-трудовой деятельности граждан по производству сельхозпродукции с использованием предоставленного в пользование земельного участка, основанная на личном труде сельской семьи и являющаяся дополнительной для трудоспособных граждан по отношению к основной работе, осуществляемой в свободное от работы время, т.е. сельский житель работал в колхозе или совхозе, где получал гарантированную заработную плату, помимо этого у него был приусадебный участок, на котором он в свободное от работы время выращивал овощи, держал скот и птицу. В настоящее время понятие ЛПХ существенно изменилось. С началом реформ ЛПХ для многих сельских жителей стало одним из основных источников дохода, превращаясь одновременно едва ли не в основной вид трудовой деятельности и фактически не в личное «подсобное», а в личное «основное» хозяйство. В этом заключается главное отличие ЛПХ, существовавших ранее, от ЛПХ, работающих сегодня.

Сельские жители стали вполне адекватно оценивать свои возможности в улучшении материального положения, они понимают, что в ближайшее время не ожидается подъема сельского хозяйства и создания новых рабочих мест, повышения заработной платы, и выбирают для себя довольно трудоемкую, но зато реальную стратегию увеличения доходов, в частности, расширение ЛПХ.

ЛПХ долгое время существовали в тесной взаимосвязи с коллективным производством, которое служило вектором развития от простого к сложному, от натурального и низкопроизводительного типа хозяйствования к индустриальному и высокотоварному. Эти два вида хозяйствования находились в глубоком взаимодействии и дополняли друг друга, недостатки одного компенсировались преимуществами

другого. Подсобное хозяйство представляет собой чрезвычайно трудоемкий, времяемкий вид производства. Использование сельскохозяйственных машин, удобрений здесь ограничено, так что в качестве ведущего производительного фактора выступает труд. Поэтому и эффективность их использования объясняется тем, что в своем хозяйстве владелец работает с большей самоотдачей, заинтересованностью, особой прилежностью, т.е. на «себя».

Проведенная в 2006 году Всероссийская сельскохозяйственная перепись документально зафиксировала, что ЛПХ - одна из самых распространенных форм экономической активности населения, проживающего в сельской местности. Всего в России насчитывается 17,9 млн ЛПХ, из них 15,8 млн на селе, наиболее крупные сосредоточены в сельских поселениях [7].

Анализ состояния ЛПХ Ульяновской области показал, что в индивидуальном секторе в последние годы наблюдается тенденция снижения поголовья скота и посевных площадей.

В динамике лет произошло уменьшение поголовья: КРС - на 8,7%, в т.ч. коров - на 25,82 - 1,2%, поголовье свиней увеличилось на 7,3%, овец и коз - на 0,4%. Это связано в основном с недостаточным развитием кормовой базы даже при увеличении площадей под кормовыми культурами, высокими ценами на корма и с низкими закупочными ценами на реализуемую продукцию.

Таблица 1

Поголовье скота, содержащегося в ЛПХ граждан Ульяновской области [3]

Виды животных Годы 2008 г. к 2004 г., %

2004 2005 2006 2007 2008 2009

КРС, тыс. 90,8 78,5 84,8 86,2 81,5 82,9 91,3

гол., в том

числе

коровы, 53,4 46,5 46,6 45,9 42,1 39,6 74,2

свиньи, 61,9 52,0 64,9 69,3 66,3 66,4 107,3

овцы и

козы 48,9 42,1 47,2 45,6 48,3 49,1 100,4

Засеянные площади в ЛПХ за анализируемые годы снижаются почти на 15%, кроме площадей под кормовыми культурами. Практически вся посевная площадь в ЛПХ населения Ульяновской области занята

под картофелем и овощами, теми культурами, которые пользуются спросом у покупателей и которые можно возделывать в личном секторе вручную.

Таблица 2

Площади посева под культурами в ЛПХ Ульяновской области [3]

Виды культур, тыс. га Годы 2008 г. к 2004 г., %

2004 2005 2006 2007 2008

Вся посевная 43,5 43,5 43,5 43,5 37,7 86,7

площадь,

в т.ч.:

технические

культуры, 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 100,0

картофель, 34,9 34,9 34,9 34,9 29,9 85,7

овощи, 8,0 8,0 8,0 8,0 6,8 85,0

кормовые

культуры 0,4 0,4 0,4 0,4 0,8 200,0

Для более детального обследования ЛПХ было выбрано Озерское сельское поселение Чердаклинского района Ульяновской области.

В данном поселении проживает 3000 человек, из них экономически-активными являются 1800 человек, 1200 - пенсионеры и дети дошкольного и школьного возраста. В данное поселение входят 4 населенных пункта. Только в одном из них имеются два КФХ, на которых трудятся около 200 работников (из них основных - 172 человека). В данном поселении есть госпиталь для ветеранов Великой Отечественной войны со штатом работающих около 60 человек; фельдшерско-акушерские пункты в каждом селе, всего работающих 10 человек; детский сад со штатом около 10 человек; средняя общеобразовательная школа со штатом 55 человек. Частные предприниматели поселения в основном занимаются торговым бизнесом, также сельские жители занимаются трудовой деятельностью «на стороне» на предприятиях Ульяновска и Димитровграда, р.п. Чердаклы. Работники аграрного производства составляют 17% от общего числа экономически активного населения, работники образования - 5%, медицинские работники -6%, безработные - 3%, прочие - 31% (работники торговли, предприниматели и работающие «на стороне»). В Озерском сельском поселении зарегистрировано 513 единиц ЛПХ. В них содержатся 12% КРС района, в т. ч. около 10% коров, 8% свиней, 13% овец и коз, 9% птицы и 6% лошадей.

Среди работников коллективного сельскохозяйственного производства содержанием животных в ЛПХ занимаются 85% работающих, имеют в ЛПХ животных 27% работников образования и 44% работников здравоохранения. В прочих группах процент содержания в личном подворье животных очень низок - всего 1%. Работа предпринимателя подразумевает достойную заработную плату, а у работающих «на стороне» не остается свободного времени и сил на ведение этого трудоемкого и тяжелого физического производства.

В Озерском сельском поселении был проведен выборочный экспертный опрос владельцев ЛПХ и рассчитана доходность этих хозяйств. В качестве экспертов выступали владельцы 52 подворий этого поселения. Обработанные данные, полученные в ходе опроса, представлены в табл. 3.

Для анализа рассмотрены две модели занятости сельской семьи: сельскохозяйственная, где все ее члены являются работниками аграрного производства и не сельскохозяйственная семья, члены которой трудятся в других сферах экономики.

Доля затрат труда в ЛПХ в сельскохозяйственной семье составляет пятую часть общих затрат труда в официальном секторе экономики, в не сельскохозяйственной - третью.

Таблица 3

Затраты труда в ЛПХ и их доходность сельских жителей Озерского сельского поселения

Показатели Модель 1 Модель 2

с.-х. семья нес.-х. семья

Занятость одной семьи в ЛПХ, часов в год 782,8 985,5

Результативный признак (У)

Факторные признаки (х)

1. Валовая продукция, тыс. руб. 1518,6 3291,8

2. Посевная площадь на одну семью, сотки 16,3 21,7

3. Поголовье скота на одну семью, усл. г. 1,6 2,1

4. Труд условных работников, человек 2,1 1,9

5. Доля затрат труда в ЛПХ, в % от 21,1 35,5

затрат в официальном секторе

экономики

6. Доля дохода семьи от ЛПХ к доходу в 34,2 26,3

официальном секторе экономики, %

7. Приходится валовой продукции

на один час затрат труда в ЛПХ, руб. 121,25 111,34

Показатели Модель 1 с.-х. семья Модель 2 нес.-х. семья

8. Приходится дохода на один час

затрат труда в ЛПХ, рублей 44,17 34,63

9. Приходится дохода на один час

в общественном секторе, руб. 31,38 43,91

10. Доля дохода ЛПХ в валовой

продукции, % 36,4 31,1

11. Среднемесячный доход от ЛПХ на

одного работающего в нем, руб. 1442,79 1593,71

Это доказывает, что занятость в ЛПХ для жителей данного поселения является дополнительной. Объяснением, почему доля затрат труда модели 1 ниже, может служить напряженная и продолжительная занятость работников сельскохозяйственного производства (в частности, растениеводов в весенне-летний период).

Роль доходов от занятости в ЛПХ в совокупном доходе сельских жителей значительна, она компенсирует низкую заработную плату в сельском хозяйстве: 1/4 для семей модели 2 и 1/3 для семей модели 1.

Производительность труда в ЛПХ выше в сельскохозяйственной семье, где за один час труда производится продукции в размере 121,25 рубля, ниже в несельскохозяйственной, где на один час затрат труда приходится валовой продукции в размере 111,34 рубля. Соответственно, доходность от ведения личного хозяйства семей модели 1 выше, чем семей модели 2.

Доля дохода от произведенной продукции в подворье невелика - на уровне 30% (в с.-х. семье - 34,2%, в нес.-х. семье - 26,3%). Это доказывает, что производство продукции в ЛПХ является высоко затратным. Доходность одного часа труда в ЛПХ в сельскохозяйственной семье в 1,4 раза больше, чем в общественном секторе. В несельскохозяйственной семье, наоборот, доход на один час затрат труда выше в общественном секторе экономики, чем в ЛПХ в 1,3 раза. Эта закономерность очевидна, так как заработная плата в аграрном производстве и по сей день ниже, чем в других отраслях экономики, что подталкивает работников коллективного сектора эффективно трудиться в личных подворьях. Разрыв в пользу сельскохозяйственной семьи складывается также и за счет ее пользования ресурсами сельхозпредприятий.

Среднемесячный доход ЛПХ на одного работающего в среднем в сельскохозяйственной семье в 2,5 раза ниже прожиточного минимума и в 3,1 раза ниже среднемесячной заработной платы работника агро-производства в области на момент исследования, в несельскохозяйственной семье - в 2,3 и 2,8 раза.

Учитывая то обстоятельство, что в каждой семье имеются дети или другие неработающие члены, то сумма этого дохода станет еще меньше. Исключение составляют 7% неаграрных семей, в которых среднемесячный доход на одного работающего выше величины прожиточного минимума. Эти семьи являются высокотоварными производителями выращенной продукции.

Анализ табл. 3 позволяет сделать вывод о том, что роль доходов от ведения ЛПХ в целом незначительна для владельцев, имеющих доход в других сферах занятости. Это служит доказательством, что, имея личные подворья, занятость в них для жителей Озерского поселения является дополнительной, которая обеспечивает им также дополнительный источник дохода.

Для выявления зависимости ряда факторов на занятость в ЛПХ также был проведен корреляционно-регрессионный анализ, который показал, что для модели 1 самым значимым показателем является доля затрат труда семьи в ЛПХ в совокупном доходе. При увеличении доли затрат труда сельскохозяйственной семьи в ЛПХ по отношению к затратам в общественном секторе на 1% занятость в ЛПХ в этих семьях возрастет на 25,5 часов в год. На 2-м месте по значимости - доля доходов семьи от ЛПХ в совокупном доходе. Увеличение доли доходов этой модели семьи в ЛПХ на 1% повлечет и увеличение занятости в подсобном хозяйстве на 12,9 часов в год. Менее значимый показатель - производство валовой продукции, при увеличении ее на 1 тыс. руб. занятость в ЛПХ станет больше на 3,2 часа в год.

В несельскохозяйственной семье наиболее существенное влияние на занятость в ЛПХ оказывают такие показатели, как производство валовой продукции (при увеличении ее на 1 тыс. руб. занятость в подсобном хозяйстве увеличится на 10,6 часа в год) и доля затрат труда в ЛПХ по отношению к доле затрат в общественном секторе - рост второго показателя на 1% повышает занятость в ЛПХ на 6,2 часа в год. Снижение поголовья животных в подворье на одну условную голову послужит сокращению занятости в ЛПХ на 144,1 часа в год, что повлечет за собой меньшее производство валовой продукции, уменьшение которой на 1 тыс. руб. снизит занятость в личном подворье на 7,3 часа в год.

Результаты корреляционно-регрессионного анализа подтвердили вывод о том, что производство продукции в ЛПХ для сельских семей в исследуемом поселении является дополнительной занятостью. Она зависит от многих факторов и возможностей семьи и нацелена на повышение ее доходности, а также для обеспечения ее продуктами питания.

Уровень развития ЛПХ на каждой конкретной территории (в поселении) зависит, прежде всего, от ситуации на конкретном сельскохо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зяйственном предприятии, от состояния его производственных фондов, уровня оплаты труда и доли заработной платы, выплачиваемой натуроплатой. При крепком коллективном предприятии производство в рамках ЛПХ ориентировано на обеспечение личного потребления семьи, и на сторону продаются только излишки произведенной продукции. Роль ЛПХ усиливается со стагнацией сельскохозяйственных предприятий: при низких заработных платах на предприятиях реализация продукции с личных подворий становится серьезным источником доходов сельского населения, люди вынуждены выживать своим ЛПХ, ориентируя производство произведенной продукции на ее сбыт. При полном развале коллективного сельскохозяйственного предприятия исчезают важные условия для развития самих ЛПХ, прежде всего производства животноводческой продукции, и поголовье скота в ЛПХ стремительно сокращается. Упраздняя животноводство, сельхозпредприятия, соответственно, изменяют свою структуру посевов в растениеводстве, в результате чего становится проблемой обеспечение кормовой базой ЛПХ, их ветеринарное обслуживание, обеспечение качественным молодняком.

Всю совокупность ЛПХ в исследуемом поселении (всего 472 хозяйства) можно разделить на три группы:

1) высокотоварные ЛПХ, для владельцев которых хозяйство является основным источником денежного дохода. Эти хозяйства по существу ничем не отличаются от семейных фермерских хозяйств. Целевые установки, нормы и правила хозяйственного поведения в них диктуются в значительной мере рынком и конъюнктурными изменениями. В исследуемом поселении их 33 единицы, они составляют около 7% всей совокупности;

2) более многочисленная группа - 340 единиц, что составляет 72% от общего числа личных подворий, - это средние, полутоварные хозяйства, для владельцев которых их ведение наряду с продовольственным обеспечением семьи является дополнительным источником доходов. Такой тип семейного хозяйства условно можно назвать смешанным, находящимся в переходном состоянии между натуральным хозяйством и товарным;

3) ЛПХ натурального типа, их 99 единиц, что составляет 21% из общего числа, владельцы которых ведут хозяйство исключительно в целях собственного продовольственного обеспечения. Некоторые современные ученые-экономисты называют их «архаичным семейным хозяйством», которое имеет ориентацию на прошлое - оно ведется на базе накопленного предыдущими поколениями опыта, традиционных

технологий и средств производства. В основе их устойчивости традиционных форм и способов хозяйствования лежит принцип выживания.

Разделить товарное и натуральное производство в ЛПХ непросто. Товарность производства в хозяйствах населения - это доля продаж от объема произведенной продукции. Это соотношение является приблизительным, потому что расчет складывается из анализа самооценки самих респондентов. Кроме того, мы не знаем, какая доля в этой товарности приходится на случайные продажи излишков продукции, а какая представляет собой целенаправленное производство продукции для продажи.

Соотношения этих групп могут меняться. Это зависит от многих факторов, прежде всего от уровня доходов сельских жителей вне подворья. Уровень товарности личного хозяйства может обеспечиваться за счет недопотребления сельским населением высокоценных продуктов питания в момент нехватки денежной наличности для удовлетворения более насущных потребностей семьи, а также от режима государственной поддержки налогообложения. Решение о льготном налогообложении и кредитовании раскрепостит крестьянскую инициативу, легализирует предпринимательскую деятельность личных подворий, будет содействовать росту занятости и домохозяйств сельского населения.

Чтобы регулировать сложившиеся отношения, сегодня необходимо вмешательство со стороны государства, которое должно подойти к решению проблем в данном секторе обдуманно и грамотно во избежание свертывания этого вида занятости.

Поэтому важным шагом в направлении регулирования занятости сельских жителей в ЛПХ должно стать оказание конкретной помощи владельцам ЛПХ со стороны государства.

Со стороны государства среди основных направлений и мер регулирования занятости сельского населения в ЛПХ на рынке труда должны стать:

- формирование эффективной инфраструктуры,

- помощь в реализации сельхозпродукции посредством создания предприятий по ее переработке и гарантированному сбыту,

- сервисное обслуживание хозяйств,

- снабжение кормами по льготной цене,

- зоотехническое и ветеринарное обслуживание,

- дальнейшее развитие кредитно-финансового обеспечения ЛПХ с развитой сетью кредитных учреждений в сельских территориях,

- упрощение порядка оформления и выдачи кредитов,

- помощь в приобретении необходимой техники по лизингу или по беспроцентному сельскохозяйственному кредиту.

При обдуманной и правильной организации и помощи со стороны местной, районной, областной администрации и государства в целом этот сектор экономики не окажется неформальным, нелегальным, он будет развиваться как самостоятельный рыночный сегмент экономики. Эта сфера деятельности сельских жителей должна быть легальной, и владельцы личных подворий не должны скрывать свои доходы по той причине, что государство в ближайшем будущем окажется стабильным помощником им в этом трудном, очень нужном и важном деле не только для них самих, но и для всех жителей нашей страны.

Предлагаем в работе создание контрактно-коммерческой сети малых ферм в ЛПХ по производству молока и мяса и их обслуживанию на территории сельскохозяйственного предприятия при участии владельцев полутоварных ЛПХ, которых в поселении представлено большинство - 340 единиц.

Предложенная модель поможет владельцам ЛПХ получить возможность быть конкурентоспособными на рынке сельскохозяйственной продукции, а у государства появится еще один профессиональный партнер, с которым можно будет эффективно решать стратегические задачи аграрного сектора.

Организационную основу механизма взаимосвязи ЛПХ с сельскохозяйственными предприятиями составляет договор на производство и реализацию продукции ЛПХ по ценам договоренности в обмен на предоставление необходимых условий производства в виде обеспечения кормами, молодняком скота и другими необходимыми услугами, а также условиями реализации продукции.

Именно договорная основа позволяет сельхозпредприятию создавать условия и воздействовать на развитие ЛПХ, выполнение ими своих обязательств на взаимовыгодных началах.

Конкретные условия договора о производстве и реализации продукции ЛПХ во многом зависят от экономического положения сельхозпредприятия и его возможностей оказания услуг ЛПХ за счет собственных средств или кредита государства: объемов и себестоимости производства зерна и других кормовых культур, состояния отрасли животноводства и его возможностей по воспроизводству молодняка скота, финансового положения сельхозпредприятия. Все это влияет на объемы предоставляемых услуг ЛПХ и уровень льгот, который при этом может себе позволить сельхозпредприятие. Предоставление услуг ЛПХ может быть на уровне себестоимости, в счет оплаты труда или в качестве кредита под производимую продукцию и т.д. Важно соблюдение интересов договорившихся сторон. Все эти условия должны

стать составной частью договора, и поэтому, прежде чем заключать его, должна быть проведена соответствующая работа по изучению возможностей предприятия в оказании необходимых услуг (молодняка скота, зернофуража и т.д.) как лимитирующих производство ЛПХ. Закупаемая у населения продукция будет оцениваться по договорным ценам на момент заключения договоров. Договорные обязательства могут пересматриваться ежегодно в связи с нестабильной инфляционной ситуацией в экономике страны. Такой договор будет являться гарантией сбыта излишков произведенной продукции на приемлемых для обеих сторон условиях.

Условия договора можно сделать более привлекательными как для личного, так и для общественного хозяйства. Важно это соотношение определить изначально и закрепить его в положении об условиях договора в каждом хозяйстве, исходя из его конкретных условий и возможностей предприятия. Организация расчетов за продукцию будет осуществляться через кассу сельскохозяйственного предприятия.

Экономическую основу данного механизма будет составлять ценовой механизм реализации интересов субъектов интеграции через цену на продукцию ЛПХ и ресурсы (корма, ветеринарные услуги, транспортные услуги и др.).

Для нормальных партнерских отношений сельхозпредприятию нужно знать потребности владельцев ЛПХ в услугах, которые можно изучить благодаря заведенной карточке на сельскую семью - владельца ЛПХ. В карточке владельца ЛПХ будут отражены основные условия ведения хозяйства, намерения их владельцев относительно размеров своего хозяйства, виды и объемы той помощи в виде услуг, которую они хотели бы получить от своего хозяйства.

В обязанности администрации предприятия будет входить разработка экономических условий предоставления владельцам ЛПХ необходимых ресурсов и услуг (нормы предоставления, сроки поставки, цена и т.д.), порядка и условий реализации производимой по договору продукции и расчетов за нее, а также форм и условий возмещения затрат сельхозпредприятиям от предоставленной в кредит услуги. Все это найдет отражение в Положении об условиях договора.

Договор является юридическим документом, закрепляющим взаимоотношения ЛПХ с сельхозпредприятием. Решение о заключении договоров сельхозпредприятия с владельцами ЛПХ должно приниматься всеми его участниками.

В интеграционном механизме контрактно-коммерческой сети малых ферм в ЛПХ по производству молока и мяса и конкретного сельскохозяйственного предприятия автором предлагается ввести в

штат сотрудников сельхозпредприятия дополнительные вакансии, которые можно назвать - работающие в ЛПХ. Планируется, что они будут сотрудничать с данным коллективным предприятием.

Положительный момент для владельцев, желающих сотрудничать с сельскохозяйственным предприятием, заключается в том, что им будет оказана конкретная помощь в обеспечении кормами, услугами и в реализации произведенной ими продукции.

В менее выгодном положении будут находиться сами предприятия, которые возьмут на себя груз такого сотрудничества. На этом этапе в данный интеграционный механизм должны подключиться федеральные, областные и районные органы власти тоже с конкретной помощью, заключающейся в предоставлении сельхозпредприятиям дотаций на приобретение ГСМ, ветеринарных препаратов, семян, молодняка, оплату электроэнергии, т.к. предприятию потребуются дополнительные затраты в осуществлении мероприятий данного механизма сотрудничества. Сельскохозяйственное предприятие может заключить договорные обязательства с владельцами ЛПХ о сотрудничестве в напряженный весенне-летний период в обеспечении кадрами с дальнейшими расчетами по заработной плате зерном, кормами и прочими услугами.

Предлагаем создание контрактно-коммерческой сети малых ферм в ЛПХ по производству молока и мяса на территории Озерского сельского поселения, где производство сельскохозяйственной продукции осуществляет ООО «КФХ «Возрождение».

Данное предприятие удобно расположено к основным пунктам реализации сельскохозяйственной продукции и к перерабатывающим предприятиям АПК. Так, от элеватора, находящегося в рабочем поселке Чердаклы, КФХ «Возрождение» удалено на 18 км от пунктов реализации продукции растениеводства и животноводства г. Димитровграда на расстоянии 37 км, от областного центра - города Ульяновска - на 48 км.

Ближайшая железнодорожная станция находится в районном центре Чердаклы, а речной порт - в областном центре. Со всеми этими пунктами хозяйство связано асфальтированной транспортной сетью.

Анализ производственной деятельности КФХ «Возрождение» показал, что экономическое положение сельхозпредприятия позволяет заключать договоры на реализацию продукции, произведенной в ЛПХ. Расчет доходов КФХ «Возрождение» от реализации продукции, закупленной у владельцев ЛПХ в Озерском сельском поселении, представлен в табл. 4.

Таблица 4

Расчет дохода КФХ «Возрождение» от реализации продукции, закупленной у владельцев ЛПХ в 2008 г.

Показатели Мясо КРС Мясо свиней Молоко Итого

Количество 600 105 10 800 х

продукции, ц

Закупочная цена, ц 10 000 10 000 1000 х

Цена реализации 1 ц 12 000 12 000 1200 х

Стоимость 6000 1050 10 800 17 850

продукции, тыс. руб.

Выручка, тыс. руб. 7200 1260 12 960 21 420

Доход предприятия, 1200 210 2160 3570

тыс. руб.

Таблица 5

Расчет посевных площадей, обеспечивающих потребность в кормах для владельцев ЛПХ

Виды кормов Потребность Урожайность Планируемая

в кормах, ц ц/га площадь, га

Концентрированные 10 774 20 537

Сено однолетних трав 5132 25 205

Сенаж, в результате 6700 120 56

посева однолетних трав

Итого х х 798

В данном поселении в ЛПХ на момент исследования содержалось 703 гол. КРС, в том числе 360 гол. коров, 301 гол. свиней. Допустим, что владельцы ЛПХ заключат договорные обязательства с названным предприятием на реализацию 600 ц мяса говядины, 105 ц мяса свинины и 10 800 ц молока по закупочным договорным ценам.

Потребность в кормах для владельцев ЛПХ составит:

Концентрированных - 10 774 ц, сена - 5132 ц, сенажа - 6700 ц, соломы - 7110 ц.

Для осуществления данной потребности в кормах для личного сектора предприятию потребуется расширение посевных площадей под зерновыми и кормовыми культурами на 798 га. В ООО «КФХ «Возрождение» имеются свободные площади. Это повлечет дополнительные

вложения материальных средств, а так как данное хозяйство имеет положительную экономически эффективную динамику развития, то есть возможность сотрудничества коллективного производителя сельскохозяйственной продукции с малыми единицами хозяйствования -владельцами ЛПХ. Средства, вырученные за счет разницы в закупочных и реализационных ценах, а также помощь государства позволят предложенному интеграционному механизму хозяйствования в конкретном сельском поселении заработать на взаимных выгодных условиях.

Для определения суммы материально-денежных затрат на производство зерна были рассчитаны технологические карты по зерновым культурам: озимой пшенице и гороху на площади 100 га, что нашло отражение в следующей таблице.

Таблица 6

Смета материально-денежных затрат на производство зерновых культур в КФХ «Возрождение»

Статьи затрат Затраты на 1 га, тыс. руб. Затраты всего, тыс. руб.

Оплата труда с отчислениями на социальные нужды 0,38 204,06

Содержание основных средств 3,68 1976,16

Семена 0,68 365,16

Удобрения 1,18 633,66

Средства защиты растений 0,40 214,80

Работы и услуги 0,20 107,40

Организация производства и управление (25%) 1,53 821,61

Прочие прямые затраты 0,30 161,10

Всего 8,35 4483,95

Для определения суммы материально-денежных затрат на производство однолетних трав на сено и сенаж была рассчитана технологическая карта по однолетним травам (вико-овсяная смесь) на площади 100 га.

Всего сумма материально-денежных затрат на производство зерновых культур и однолетних трав на корма для владельцев ЛПХ составит 6180,45 тысяч рублей. Дополнительные затраты, которые нужны КФХ «Возрождение» для создания контрактно-коммерческой сети малой фермы в ЛПХ по производству молока и мяса и их обслуживанию, составят 2610,45 тысяч рублей. Эти средства должны возмещаться в результате государственной поддержки и субсидирования программ по развитию растениеводства и животноводства.

Таблица 7

Смета материально-денежных затрат на производство однолетних трав в КФХ «Возрождение»

Статьи затрат Затраты на 1 га, тыс. руб. Затраты всего, тыс. руб.

Оплата труда с отчислениями 0,28 73,08

на социальные выплаты

Содержание основных 1,5 391,5

средств

Семена 0,50 130,50

Удобрения 2,10 548,1

Средства защиты растений 0,50 130,50

Работы и услуги 0,42 109,62

Организация производства и управление (20%) 1,0 261,0

Прочие прямые затраты 0,2 52,2

Всего 6,50 1696,50

Специально для коллективных сельскохозяйственных предприятий, желающих сотрудничать с владельцами ЛПХ, конкретная помощь государства должна осуществляться по программе мероприятий по развитию животноводства в ЛПХ, сотрудничающих с коллективными сельскохозяйственными предприятиями.

Таким образом, для нормального функционирования совместной контрактно-коммерческой сети взаимодействия коллективных сельскохозяйственных предприятий и владельцев ЛПХ необходимо:

- со стороны государства в лице Министерства сельского хозяйства РФ законодательное обеспечение;

- со стороны министерств сельского хозяйства и продовольствия регионов оказание помощи в виде дотаций и субсидий на приобретение ГСМ, на оплату электроэнергии, на приобретение ветеринарных и биологических препаратов, на развитие животноводства и растениеводства;

- со стороны органа по управлению сельского хозяйства и продовольствия в районе - контроль за выполнением договорных обязательств сельскохозяйственных предприятий и владельцев ЛПХ;

- со стороны сельскохозяйственного предприятия на основе заключенных договорных обязательств с владельцами ЛПХ обеспечение последних кормами по льготной цене, выделение техники для обработки участков и доставки кормов, ветеринарное и зоотехническое обслуживание, гарантированный расчет за приобретенную у владельцев ЛПХ продукцию;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- со стороны сельской администрации поселения вести налаженный учет и паспортизацию владельцев ЛПХ, обеспечить консультационной поддержкой в оформлении договорных обязательств, систематически проводить сходы граждан по вопросам развития ЛПХ;

- со стороны владельцев ЛПХ гарантировать сбыт произведенной продукции в сельскохозяйственное предприятие согласно договорным обязательствам.

Сельскохозяйственное предприятие должно будет наладить договорные обязательства с перерабатывающими предприятиями Ульяновской области на поставку сырья (молоко, мясо), закупленного у владельцев ЛПХ.

В предложенном механизме при обдуманной и правильной организации и помощи со стороны местной, районной, областной администрации, сельхозпредприятия и государства в целом этот сектор экономики не окажется неформальным, нелегальным, он будет развиваться как самостоятельный рыночный сегмент экономики.

Положительные стороны при реализации данного предложения видятся в следующем:

- обеспечение дополнительной занятости и роста доходов сельского населения;

- облегчение условий труда в частном секторе, повышение его производительности и привлекательности;

- повышение уровня товарности ЛПХ и качества производимой продукции в ЛПХ;

- создание благоприятных условий для наращивания объемов производства в ЛПХ, обеспечивающих помощь в приобретении и доставке кормов, а также реализации продукции на местах.

В результате создания интеграционного механизма и контрактно-коммерческой сети совместного взаимодействия коллективных сельскохозяйственных предприятий и владельцев ЛПХ государство сможет решить проблемы:

- обеспечения социальными гарантиями владельцев личных подворий: социальный пакет и наличие страхового полиса, как и основным работникам предприятия;

- пенсионное обеспечение - при расчете за сданную продукцию предприятие может производить отчисления владельцев ЛПХ в Пенсионный фонд наравне с работниками данного предприятия;

- повышения доходности сельских жителей - владельцев ЛПХ, которые будут иметь гарантированный сбыт выращенной продукции и дополнительный доход.

Сельскохозяйственное предприятие сможет поправить свое экономическое положение - поступающие субсидии направлять на развитие предприятия, на улучшение материального, производственно-технического, зооветеринарного и закупочно-сбытового обслуживания и решать другие вопросы, которые могут быть определены в положении о порядке предоставления данных областных субсидий.

ЛПХ должны быть включены в систему государственного племенного, ветеринарного и зоотехнического обслуживания, в коллективных аграрных предприятиях в структуре отделов должен быть специалист по ветеринарному обслуживанию ЛПХ с определенным графиком в каждом населенном пункте муниципального образования. Государство же, в свою очередь, должно четко регулировать экспортно-импортные связи поставок сельхозпродукции в целях увеличения производства продукции в хозяйствах населения и, соответственно, его качества.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия по Ульяновской области в областном законодательстве по поводу безработных владельцев ЛПХ должно отразить следующие моменты:

- владельцам ЛПХ, занимающимся выращиванием животных для продажи и не имеющим других сфер деятельности на данный момент, считать занятость в личных хозяйствах как продолжение их трудового стажа;

- обеспечить этим владельцам ЛПХ социальные гарантии (назначение пенсии по старости, медицинское страхование, социальную защиту в случае временной нетрудоспособности);

- Департаменту по труду и занятости Ульяновской области предлагается внести в законодательство области положение о том, что граждан, ведущих ЛПХ для реализации, необходимо обеспечить правом на базовую часть трудовой пенсии.

Вопрос о повышении товарности ЛПХ при участии государства за счет развития интеграционных связей конкретного сельскохозяйственного предприятия и владельцев ЛПХ с созданием дополнительных рабочих мест - один из способов повышения доходности сельского населения. В результате этого повысится заинтересованность владельцев ЛПХ в производстве качественной продукции.

Библиографический список

1. Федеральный закон РФ от 7.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» Шр://го57акоп. narod.ru/zakon/zph.htm.

2. Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». - М., 2007. - 20 с.

3. Агропромышленный комплекс Ульяновской области. Федеральная служба государственной статистики, Ульяновск, 2008. - 59 с.

4. Богдановский В. Труд и занятость в сельском хозяйстве // Вопросы экономики. - 2005. - № 6. - С. 72-83.

5. Брытков М.А. Личные подсобные хозяйства в системе продовольственного обеспечения страны // Аграрная наука. - 2000. - № 2. -С. 3-8.

6. О развитии индивидуального сектора сельского хозяйства Ульяновской области. - Ульяновск, 2007. - 12 с.

7. Основные итоги Всероссийской с.-х. переписи 2006 г., книга 2. -М.: ИИЦ «Статистика России», 2008. - 430 с.

Контактная информация

432980, г. Ульяновск, бульвар Новый Венец, 1

Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия

884 (22) 55-23-75 - факс

884 (231) 5-11-62

Contact links

432 980, Ulyanovsk, bulvar Novii Venets, 1

Ulyanovsk State Agricultural Academy

884 (22) 55-23-75 - fax

884 (231) 5-11-62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.