Научная статья на тему 'Направления реформирования системы управления лесохозяйственным комплексом на принципах устойчивого развития'

Направления реформирования системы управления лесохозяйственным комплексом на принципах устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / РЕФОРМИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ПРИНЦИПЫ / FORESTRY COMPLEX / REFORMING / MANAGEMENT / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Задачина С.А.

Предложены направления реформирования структуры управления лесохозяйственным комплексом основаны на принципах устойчивого развития путем разделения хозяйственных, управленческих и контрольно-надзорных функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления реформирования системы управления лесохозяйственным комплексом на принципах устойчивого развития»

НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ НА ПРИНЦИПАХ

УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Задачина С.А. (Институт агроэкологии и природопользования НААН,

г. Киев, Украина)

Zadachyna S. (Institute of Agroeсology and Nature Management of National Academy of

Agrarian Sciences of Ukraine, Kiev, Ukraine)

Предложены направления реформирования структуры управления лесохозяй-ственным комплексом основаны на принципах устойчивого развития путем разделения хозяйственных, управленческих и контрольно-надзорных функций.

Suggests the directions reforming the governance structure of the forestry complex is based on the principles of sustainable development through the sharing of business, management and control and supervisory functions.

Ключевые слова: лесохозяйственный комплекс, реформирование, управление, устойчивое развитие, принципы.

Keywords: forestry complex, reforming, management, sustainable development, principles.

Деятельность лесохозяйственного комплекса как целостной системы и подсистемы национальной экономики Украины направлена на выполнение трех групп задач: обеспечение социальных функций воспроизведения, сохранения и приумножения лесов и лесных земель Украины как природных ресурсов - ее национального богатства, осуществление производственно-хозяйственных функций в целях рационального использования лесосырьевых ресурсов, производства промышленной продукции, товаров народного потребления, оказание услуг населению, реализация экологической функции лесов и лесных ресурсов, повышение почвозащитных, водоохранных функций и смягчения изменений климата [4, с. 122].

В нашем понимании, устойчивое лесохозяйствования основывается на достижении эколого-экономической сбалансированности в процессе эксплуатации и переработки лесных ресурсов. Испытывая воздействие природы, социума, экономики и институтов, устойчивое лесоуправления и лесопользования предусматривает рациональное использование лесных ресурсов, обеспечение приемлемого уровня рисков, удовлетворения потребностей всех заинтересованных сторон инвесторов, потребителей, местного населения и получения стабильного дохода от использования леса.

На сегодня в сфере лесного сектора экономики сложилась такая ситуация: система управления, созданная в период административной регулируемой системы, проявляет очень большую инерцию и, несмотря на коренные экономические реформы последних десятилетий, ситуация в лесохозяйствен-ном комплексе еще не претерпела качественных изменений: демократические преобразования в области идут тяжело, реформирование лесоресурсных отношений затягивается; экономические рычаги (цена, прибыль, рента, мотивация, собственность и т.д.) в лесное производство внедряются на недостаточно высоком уровне.

Формирование рыночно-ориентированных организационно- управленческих структур и новых форм хозяйствования как основы регулирования пространственной организацией лесохозяйственного комплекса воспринимается неоднозначно. Это сложная и противоречивая акция, с которой необходимо считаться. Однако, выход лесного сектора экономики с финансовой нестабильности, без эффективной системы государственного регулирования, без перехода отрасли на новые формы хозяйствования и реструктуризации финансовой политики усложняется. В каждом отдельном случае требуется разумная сбалансированность между структурами планово-регулируемой экономики в лесном секторе и рыночными структурами, особенно на переходном этапе, который еще непреодолимым. Этого можно достичь только путем постепенного целенаправленного реформирования всего комплекса лесных отношений: организационно-управленческих принципов в области охраны, использования и воспроизводства лесных ресурсов и полезных свойств лесов; финансово-экономических и экономико-правовых механизмов лесохозяйст-венного производства, как основы формирования лесоресурсного потенциала в различных природно-экономических зонах страны.

Существующая структура управления лесным сектором экономики продолжает функционировать на слишком централизованных началах, в которых тесно сомкнулись как государственные, так и хозяйственные функции с явно противоположными задачей, вполне соответствует требованиям рыночной формы хозяйствования [1, с. 184]. Управление ориентировано, главным образом, на выполнение исключительно отраслевых задач, которые не всегда совпадают с общегосударственными интересами и потребностями экологии. При таких условиях в лесном секторе тормозится становление новых производственных отношений, ограничивается на всех уровнях самостоятельность организационно-хозяйственных структур, целенаправленно отделяется аппарат управления от работников леса, теряется активность в реализации принципиальных решений по вопросам развития лесоресурсной сферы, основной задачей которого является преодоление финансовой нестабильности области, удовлетворение потребности в лесосырьевых ресурсах и защитных функциях лесов.

Система государственного управления, сложившейся в лесном секторе экономики, наложила свой отпечаток и на его функции: планирование, финансирование, регулирование, кредитование, налогообложение, ценообразование, использование средств производства и основной базы отрасли - земель лесного фонда. Такой хозяйственный механизм стал серьезным тормозом на пути оживления развития лесохозяйственного комплекса, технического перевооружения предприятий, улучшения социальной инфраструктуры [1, с. 204]. Аналогичная политика, как известно, в передовых экономически развитых странах себя не оправдала и признана нецелесообразной.

Управление лесами в новых условиях хозяйствования остается за государством. Такая форма управления приобретает новый смысл и не противоречит рыночным принципам. За государственными органами управления, в деятельности которых есть необходимость (министерство, комитет, департа-

мент), исходя из потребностей общества, остаются функции, касающиеся регулирования лесных отношений, которые представляют общегосударственные интересы и вопросы межведомственного характера.

Надо иметь в виду, что необходимость государственного управления лесами в лесохозяйственном комплексе обусловливается не потребностями решения задач ситуационно-тактического характера, а программно-стратегического, поскольку значение леса выходит за пределы отраслевой сферы, приобретает территориального межведомственного характера, то есть представляет общегосударственные интересы, исходя из потребностей общества и охраны окружающей среды. Зарубежный опыт государств с рыночной экономикой (Швеция, Финляндия, Канада и др.), также свидетельствует о целесообразности государственного управления в сфере использования и воспроизводства лесных ресурсов [3, с. 90].

Таким образом, организационная структура управления лесами и лесным хозяйством должно определяться на основе совокупности специфическими функций и принципов, формирующих концептуальную модель системы управления лесохозяйственным комплексом (рис. 1).

Внешняя среда Система управления лесохозяйственным комплексом Стратегическая цель: устойчивое развитие

Государственное управление лесами Лесная политика. Нормативно-правовая база. Государственный надзор, контроль £ М

Формы собственности на леса. Права собственности: использование. Владение, пользование. Экономическая реализация прав собственности. Права пользования лесными участками Ч т < РМ с ^ о о м

< РМ >» н >» рм Е-ч Управление собственностью на лес

Управление лесным хозяйством как видом экономической деятельности ч

О Виды экономической деятельности: лесоводство, лесозаготовки. Организационно-правовые формы. Многоресурсное управления. Экономическая организация воспроизводства лесных ресурсов к н к м м ч м

ФУНКЦИИ: планирования, организация, мотивация, контроль

Рисунок 1- Модель системы управления лесохозяйственным комплексом [2;

4]

Структура системы управления лесохозяйственным комплексом включает следующие подсистемы: государственное управление лесами, управления собственностью на леса, управления лесным хозяйством как видом экономической деятельности в соответствии с классификатором видов экономической деятельности (КВЭД). В подсистеме государственного управления лесами рассматриваются лесная политика, нормативно-правовая база, государствен-

ный надзор, контроль, управление собственностью на леса - формы и права собственности, экономическая реализация прав собственности, права пользования лесными участками, управление лесным хозяйством как видом экономической деятельности - виды экономической деятельности (лесоводство, лесозаготовки), организационно-правовые формы организаций [2, с. 38].

В состав системы организации и управления лесами должны входить субъекты ответственные за разработку и внедрение национальной лесной политики Украины, а системы управления лесным хозяйством должны формировать субъекты, осуществляющие использование и воспроизводство лесных ресурсов. Учитывая то, что в систему управления лесами и лесным хозяйством входят государственные органы, предприятия, а также то, что лес является важным фактором окружающей среды, система управления лесами и лесным хозяйством должна базироваться на общих принципах государственного экологического управления.

Таким образом, необходимо создать на государственном уровне гибкий механизм регулирования и поддержки развития экологически направленного предпринимательства в сфере использования и воспроизводства лесных ресурсов, который должен учитывать институциональные особенности лесного сектора, а также межотраслевое значение лесных ресурсов, политические, экономические, нормативно-правовые, социально-культурные аспекты предпринимательского лесохозяйствования.

Список использованных источников

1. Дребот А.И. Институционализация лесного сектора экономики в контексте устойчивого развития Украины: [монография] / А.И. Дребот. - М.: ООО «ДИА», 2012. - 337 с.

2. Петров В.Н. Возможный сценарий развития структуры управления лесным хазяй-ством / В.Н. Петров // Лесное хозяйство. - 2002. - № 5. - С. 37-41.

3. Фурдычко О.И. Лесная отрасль Украины в контексте устойчивого развития: теоретико-методологические, нормативно-правовые и организационные аспекты: монография / А.И. Фурдычко, В В. Лавров. - К.: Основа, 2009. - 424 с.

4. Шершун М.Х. Реформирование системы лесного хозяйства Украины в контексте европейской перспективы развития: [монография] / М.Х. Шершун, за наук. ред. А.И. Фурдычко. - М.: ДИА 2012. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.