Научная статья на тему 'Направления реализации диверсификации в повышении конкурентоспособности предпринимательства в период кризиса'

Направления реализации диверсификации в повышении конкурентоспособности предпринимательства в период кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
469
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / "СЫРЬЕВАЯ" МОДЕЛЬ ЭКОНОМИКИ / ИННОВАЦИОННЫЕ СФЕРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпунина Е. К.

В статье проанализированы основные недостатки «сырьевой» модели хозяйствования в Российской Федерации, усугубляющиеся кризисными проявлениями в экономике, установлена взаимосвязь между конкурентоспособностью бизнес-структур и диверсификацией экономики, предложены направления развития национальной экономики в рамках мероприятий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF REALIZATION OF THE DIVERSIFICATION IN COMPETITIVENESS INCREASE OF BUSINESSES IN CRISIS PERIOD

In the article the basic minuses of «raw» model of the Russian Federation managing that aggravated by crisis displays in economy are analyzed; the interrelation between competitiveness of business structures and economy diversification is established; the directions of development of national economy within the limits of the actions providing increase of competitiveness of business are offered.

Текст научной работы на тему «Направления реализации диверсификации в повышении конкурентоспособности предпринимательства в период кризиса»

НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В ПЕРИОД КРИЗИСА

Е. К. КАРПУНИНА

В статье проанализированы основные недостатки «сырьевой» модели хозяйствования в Российской Федерации, усугубляющиеся кризисными проявлениями в экономике, установлена взаимосвязь между конкурентоспособностью бизнес-структур и диверсификацией экономики, предложены направления развития национальной экономики в рамках мероприятий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности предпринимательства.

Ключевые слова: экономический кризис, диверсификация экономики, «сырьевая» модель экономики, инновационные сферы предпринимательства.

Рыночный статус российской экономики означает, что она неизбежно развивается по присущим данной хозяйственной системе законам, в том числе подвержена циклическому развитию [4], т. е. экономический рост сменяется сокращением масштабов национальной экономики (кризисом) и наоборот.

Девальвация рубля после августа 1998 г., удорожавшая импорт и переориентировавшая спрос на товары отечественного производства, иностранные и отечественные инвестиции в производственный сектор российской экономики, многократный рост цен на основные товары российского экспорта (Так, цена барреля нефти с 1220 долл. в 1998 г., поднялась до 140 долл. США летом 2008 г.) обеспечили, начиная с 2000 г., непрерывный экономический рост. Инвестиционное и потребительское кредитование, в том числе ипотечное, стремительно развивалось. Российский фондовый рынок и курсы акций компаний стремительно росли в значительной степени за счет притока иностранного финансового капитала. Российские фирмы (в том числе банки) резко увеличили внешние заимствования, объем которых к осени 2008 г. приблизился к 500 млрд долл. Рано или поздно российская экономика, только преодолевшая системный кризис 90-х, должна была столкнуться с циклическим кризисом.

В условиях разразившегося мирового финансового кризиса необходимо серьезно подойти к обсуждению вопросов о мерах защиты российской экономики и перспективах ее развития. Предвестниками финансового кризиса в России стали: рост инфляции, удорожание кредита, тор-

можение промышленного роста, снижение курса рубля к доллару, падение фондового рынка, отток капитала из страны. По масштабам нынешний кризис, родившийся в США и молниеносно (в условиях глобализации всех социально-экономических процессов) распространившийся по миру, пока не сопоставим с Великой депрессией 19291932 гг., когда американский ВВП падал с темпом более 10 % в год. В худшие периоды объем промышленного производства тогда достигал вдвое меньшего значения докризисного уровня, а безработица составляла 25 %. Многие ученые-экономисты говорят об объективности срока наступления кризиса, связывая его со сменой циклов техникоэкономического уклада общества (имеются в виду «циклы Кондратьева»). Так или иначе, чтобы кризис не превратился в затяжную депрессию, необходимо сформулировать грамотную экономическую политику.

Избежать системных рисков в финансовом секторе России должна сегодня позволить масштабная господдержка, которая должна заключаться не в непосредственном проведении денег через банковскую систему (так как деньги могут не доходить до самих компаний), а в поддержке их напрямую. Сегодня Правительство РФ готово выкупать привилегированные акции или конвертируемые облигации закредитованных компаний, таким образом, входя в уставный капитал обремененных долгами предприятий. Это более действенный метод, чем поддержка фондового рынка. В 2009 г. российским компаниям предстоит выплата основного долга в сумме около 100 млрд долл., при этом речь идет в основном о кредитах гос-

компаний, представленных банками, нефтяной промышленностью, строительством, металлургией, автомобилестроением, торговлей. Направленные на эти цели 10 млрд долл. предполагается должны дать ощутимый эффект. Так государство делает шаг в пользу субординированных кредитов.

О субординированных кредитах объявил Президент РФ Д. А. Медведев 8 октября 2008 г. Он обещал 950 млрд руб., из которых 500 млрд руб. должны быть даны Сбербанку, 200 млрд - ВТБ, 25 млрд - Россельхозбанку, 225 млрд - прочим банкам. ВЭБ разрешено предоставлять 225 млрд руб. субординированных кредитов до 31 декабря 2009 г. в российских рублях под 8 % годовых на срок от 5 до 12 лет. У заемщика должен быть рейтинг долгосрочной кредитоспособности, присвоенный не более чем полгода назад иностранным или российским агентством. Важным моментом является то, что приоритет в выдаче субординированного кредита будет отдаваться банкам, ориентированным на финансирование реального сектора экономики России. В условиях недоверия банков к реальному сектору экономики необходимо также создать климат финансового доверия, что должно позволить коммерческим банкам кредитовать друг друга. Задачей государства в этой связи в кризисной ситуации будет не национализировать банки, а находить им нового инвестора.

Экономический кризис - это путь к оздоровлению экономики, это процесс санации экономической системы, ее очищения от различных явлений, таких как спекулятивный перегрев, высокая коррупционность, чрезмерный монополизм отдельных структур и других, становящихся серьезным тормозом на пути ее прогрессивного развития. Экономический кризис высвобождает финансовые, трудовые, интеллектуальные, материальные ресурсы за счет сворачивания деловой активности в стагнирующих отраслях экономики. Выход из кризиса начинается в тот момент, когда общество оказывается способным создать новые точки роста и сформировать механизмы по постепенному перемещению ресурсов в новые, перспективные направления хозяйственной деятельности. И в этом смысле экономический кризис -это шанс перехода страны к качественно более высокому уровню экономического развития. Не упустить этот шанс - дело профессионализма и ответственности.

Говоря о влиянии финансовых катаклизмов на реальный сектор экономики, отметим, что в России кризисом следует воспользоваться как «трамплином» для начала новых серьезных структурных изменений экономики в сторону

развития инновационных направлений деятельности на основе использования нано-, клеточных технологий и т. д. [3]. Ведь экономика, основанная на исчерпаемых природных ресурсах, изначально предполагает угрозу краха, поскольку человеческая мысль рождает все новые и новые идеи создания альтернативных сырьевых и топливных источников, используя нано- и прочие передовые технологии. Именно сейчас Россия, вовлеченная в мировой финансовый кризис, имеет возможность не просто снизить высокий уровень монополизации и сырьевой направленности своей экономики, но и начать ее диверсификацию, осуществляя следующие шаги:

- сформировать свою независимую финансовую систему, используя эффективный инструментарий методов экономико-математического моделирования;

- по результатам постоянного мониторинга деятельности предприятий реального сектора экономики ориентировать «длинные» кредиты в производственную (инновационную) сферу;

- способствовать созданию реальной рыночной конкурентной бизнес-среды для развития инновационных направлений деятельности и прежде всего посредством содействия развитию малого и среднего бизнеса, так как малый и средний бизнес (с количеством занятых на предприятии до 250 чел. и ежемесячным оборотом до 150 тыс. руб.) мало зависят от финансового рынка. Такие недостатки малого бизнеса, как низкая доступность кредитов и слабая интегрированность в цепочки субподряда с крупными предприятиями (даже под лозунгом включения в единый формируемый кластер) в пору кризиса способны превратиться в преимущества, когда крупный бизнес испытывает серьезный «кредитный голод». Кризис только увеличивает важность поддержки и расширения предпринимательской инициативы в формате малого бизнеса. Именно малый бизнес способен стать «подушкой безопасности» российской экономики в сложный период и взять на себя функции создания новых рабочих мест, снижения социальной напряженности и уровня безработицы, формирования здоровой конкурентной среды как основы использования инновационных технологий в производстве разнообразных продуктов (работ, услуг).

При всех опасностях промышленной политики в стране со слабой институциональной организацией экономики, вследствие постоянной угрозы использования этой политики для монополизации внутреннего рынка узкой группой владельцев крупных предприятий, государство должно хотя

бы частично стимулировать развитие производств, остро нуждающихся в инновациях.

В стране настало время создавать сеть венчурных бирж по привлечению всех видов свободного капитала в научно-технические малые и средние предприятия. Смысл таких бирж заключается в нахождении эффективных путей соединения спроса и предложения по инновациям. Венчурные биржи должны иметь в своей структуре блок научно-технических экспертов и консультантов. Их деятельность важна как для тех, кто приносит свой капитал, так и для тех, кто приносит на биржу свои инновационные проекты. Поскольку речь идет о небольших капиталах и малых предприятиях, то научные экспертизы выступают в качестве формы комплексного содействия инновационному процессу. Потенциально высокие прибыли от венчурных операций должны позволить организаторам бирж компенсировать для себя дополнительные затраты на организацию научно-технических экспертиз. Первоначальным толчком к широкомасштабной организации таких бирж должны стать специальные бюджетообеспеченные разделы государственных федеральных и региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса и стимулирования инноваций.

В условиях низкого внутреннего спроса на инновации государство на паритетных началах должно стимулировать маркетинговый консалтинг по инновациям. Первые консультации заинтересованные в выпуске инновационной продукции предприятия должны получать бесплатно или за символическую плату.

Федеральным и региональным властям следует через гранты государственных научных фондов на конкурсной основе стимулировать адвокатские фирмы, патентные бюро, технологических брокеров, занимающихся лицензионной торговлей с участием малых и средних инновационных предприятий. Эти технологические посредники непосредственно налаживают контракты между разработчиками и производителями инноваций, тем самым расширяя спрос на инновации.

Очевидное направление стимулирования спроса на инновации малых и средних предприятий - максимальное включение сведений об их продукции и возможностях, патентно-информационных ресурсах в информационно-маркетинговые системы, доступные предприятиям - потенциальным заказчикам НИОКР.

Отдельной проблемой является определение политики поддержки научно-технической деятельности с упором на малые и средние иннова-

ционные формы хозяйствования, государственные и частные научные центры.

Первоочередной мерой, способствующей коммерциализации научных результатов, должна стать передача прав на интеллектуальную собственность, созданную за счет средств бюджета, ор-ганизациям-разработчикам. Меры по поддержке инноваций должны включать: создание ком-

плексной инфраструктуры, обеспечивающей введение результатов научной деятельности в хозяйственный оборот, в том числе содействие созданию и укреплению инфраструктуры поддержки инновационной деятельности (центров инжиниринга, венчурного предпринимательства, бизнес-инкубаторов, технопарков, инновационно-технологических центров, офисов по трансферу технологий); подготовку кадров для инновационной сферы, в том числе технических специалистов, вооруженных современным инструментарием для успешной работы по продвижению инноваций в производство; расширение использования механизмов снижения инновационных рисков в наукоемкие и высокотехнологичные проекты за счет государственной поддержки заключительных стадий исследований и разработок и доведения их до стадии коммерческого исполнения; стимулирование развития наукоемких производств в особых экономических зонах (технико-внедренческих зонах).

Нельзя не обратить внимание на национальные проекты в российской экономике, реализация которых - абсолютно необходимый элемент для перехода на инновационный путь, ведущий к «экономике знаний». Характерная особенность всех таких проектов в том, что приемлемый, т. е. высокоэффективный результат может быть достигнут только в рамках частно-государственного партнерства между бизнесом и властью.

Сегодня участие в национальных проектах является для российского бизнеса приоритетным. Подходы бизнес-сообщества к конкретным формам взаимодействия с государством определяются ролью компаний в реализации конкретного национального проекта.

В сферах, обеспечивающих рост качества человеческого капитала (образование, здоровье), бизнес выступает одним из потребителей услуг, т. е. получателем преимуществ от роста их качества. Его задача - содействие внедрению новых форм управления, обеспечение ориентации этих секторов на удовлетворение рыночного спроса на услуги, повышение эффективности их деятельности в целом.

С учетом накопленного опыта взаимодействия бизнеса и государства в качестве основных направлений дальнейших отношений выступают:

- более четкое разделение сфер ответственности бизнеса и государства при реализации национальных проектов;

- создание механизмов контроля со стороны бизнеса и общества в целом за ходом реализации проектов и корректировки национальных проектов в случае необходимости (учета предложений бизнеса по корректировке);

- ликвидация существующих пробелов в нормативной правовой базе, ограничивающих возможность реализации национальных проектов;

- определение оптимальных форм стимулирования бизнеса, участвующего в реализации национальных проектов.

Реализация национальных проектов уже со всей очевидностью показала, что гарантированная эффективность результата непосредственно зависит от долгосрочной стабильности развития экономики. Понятно, что без накопления человеческого капитала невозможен инновационный вектор. Однако не менее ясно и то, что успешное продвижение проектов потребует больших финансовых ресурсов. Выход видится в существенном повышении доли добавленной стоимости, создаваемой в нашей национальной экономике. Это основной источник и для будущих частных инвестиций, и для роста бюджетных доходов.

Компании уже активно работают в этом направлении, развивая производство, нацеленное на создание продукции более глубокой переработки сырья. Это относится и к нефтеперерабатывающей и горнорудной промышленности, и к предприятиям лесопромышленного комплекса. На создание продукции с более высокой долей добавленной стоимости ориентируются и предприятия машиностроения.

Таким образом, без диверсификации экономики России в инновационные сферы деятельности и развития частной предпринимательской инициативы в форме малого и среднего бизнеса невозможно добиться структурных преобразований, которые продекларированы в программе развития страны до 2020 г., и к проведению которых призывает турбулентное состояние мировой экономики. Государство делает шаги и в этом направлении. Так, Центробанк России уже выделил 20 млрд руб. (в целом по России) для поддержки малого и среднего бизнеса. Статистика при этом утверждает, что подавляющее большинство малых предприятий (до 85 %) работает на потребительском рынке, т. е. в сфере торговли (ритейла) и

услуг. Это важно, поскольку развитие мелкорозничного ритейла в противовес крупным сетевым предприятиям (имеющим транснациональный характер) способствует определению позиций внутренних (национальных) производственных (в том числе и малых) предприятий в выборе производственного ассортимента в ответ на конкурентный спрос потребительского рынка. В условиях кризиса развитие мелкорозничной торговли может стать реальной альтернативой сетям ритейла, помогая решить государственную задачу по обеспечению «продуктовой безопасности» страны (по рекомендациям ООН через торговые предприятия страны должно реализовываться не более 30 % импортируемого продовольствия - для обеспечения «продуктовой безопасности»). Это актуальная задача, поскольку в настоящее время на долю малого бизнеса на потребительском рынке (по сравнению с крупным бизнесом в формате сетевого ритейла) приходится в России - 73 %, в Москве -60 %, в Санкт-Петербурге - 18 %. Потребительский рынок в условиях финансового кризиса «требует» демонополизации крупных торговых сетей, почувствовавших на себе кризис ликвидности одними из первых в реальном секторе экономики.

По данным, опубликованным в октябре 2008 г., совместных исследований холдинга «Ромир» и банка «Траст» (которые регулярно рассчитывают индекс малого и среднего бизнеса на основе опроса 1200 российских предпринимателей) выделяется позитивный настрой представителей малых форм российского бизнеса. Почти 60 % опрошенных говорят о росте своих сегментов рынков, доля предпринимателей, отмечающих улучшение текущего состояния бизнеса, выросла с 46 до 51 %. Роста инвестиций в ближайшее время ожидают 48 % (по сравнению с 44 % - по предыдущему опросу). Доля малых предприятий, планирующих увеличивать объемы кредитов для развития бизнеса, возросла с 22 до 33 %, доля средних - с 29 до 52 %. Необходимо, чтобы консолидированные усилия государства, бизнес-сообщества и населения вовремя и грамотно оценили опасности мирового финансового кризиса и использовали максимум благоприятных возможностей, от него исходящих, для развития российской экономики.

Важнейшей особенностью экономического развития страны последнего десятилетия является возобновление интереса к долгосрочным задачам, вопрос о стратегии устойчивого развития стал вновь актуальным. Переход к устойчивому экономическому росту предполагает создание соответствующих макроэкономических условий, включаю-

щих решение проблем реинтеграции экономики, становления контуров ее расширенного воспроизводства. Это требует соответствующей переоценки инвестиционной, структурной, промышленной, научно-технической, ценовой и других составляющих экономической политики государства [1].

В настоящее время Российская Федерация играет в мировой экономике роль экспортера сырья и импортера потребительских и инвестиционных товаров и услуг. Эта модель экономического развития («сырьевая») не может обеспечить ни высоких темпов роста благосостояния народа, ни макроэкономической стабильности, ни международной конкурентоспособности российских предприятий, ни национальной безопасности России. Это обусловлено следующими моментами.

Во-первых, нежелательно усиление зависимости экономического развития России, а значит и социально-политической ситуации в ней, от уровня мировых цен на нефть. Эта зависимость тем сильнее, чем выше доля углеводородов в экспорте товаров (включая услуги). А она увеличилась с 1998 к 2008 г. почти в два раза. Следовательно, «сырьевой» модели экономики присуща экономическая нестабильность, периодически приводящая к финансовым и даже социальнополитическим кризисам.

Во-вторых, «сырьевая» модель экономики не обеспечивает нормального развития России, так как запасы полезных ископаемых со временем истощаются, а разведка новых месторождений требует все более высоких удельных капиталовложений. Согласно «Программе развития минерально-сырьевой базы газовой промышленности до 2030 г.» в период 2002-2030 гг. необходимо обеспечить прирост запасов газа в объеме 23,5 трлн м3, конденсата и нефти - 3,4 млрд т. Поэтому уже сейчас важнейшей задачей экономической политики является трансформация «нефтедолларовых» рентных доходов в активы, приносящие прибыль независимо от колебаний цен на нефть.

В-третьих, «сырьевая» модель экономики

плоха тем, что быстрый рост экспорта сырья благодаря росту его добычи или цен на рынках порождает экономический парадокс, известный как «голландская болезнь». Ее сущность заключается в том, что рост добычи и экспорта сырья в минерально-сырьевом секторе приводит к перемещению ресурсов труда и капитала из торгуемого сектора в неторгуемый несырьевой сектор (в основном в сферу услуг).

В-четвертых, недостатком «сырьевой» модели экономики является отсутствие быстрого научно-технического прогресса (НТП), который яв-

ляется основным источником современного экономического роста. НТП происходит в основном путем создания новых видов продукции и технологий их производства. В сырьевом секторе состав продукции почти не меняется, а применение новых технологий связано с созданием новых машин, оборудования, транспортных средств, реагентов, методов разведки и бурения скважин и т. д., т. е. без НТП в торгуемом секторе стране приходится импортировать и новые технологии для сырьевого сектора. Получая природную ренту, страна-экспортер сырья в то же время вынуждена платить «интеллектуальную ренту» странам -технологическим лидерам.

Долгосрочные перспективы роста в добывающих секторах ограничены как темпами прироста запасов, так и главным образом ростом потребностей в сырье национальной и мировой экономики и составляют 2-3 % в год. Сырьевой сектор в последние три года растет в полтора-два раза быстрее перерабатывающих секторов, что еще более ухудшает структуру экономики. Инвестиции также растут опережающими темпами в добывающих секторах.

В этих условиях единственным направлением, обеспечивающим создание возможностей для ускоренного роста экономики, а следовательно, и для повышения уровня жизни населения, является диверсификация структуры экономики: опережающее развитие перерабатывающих секторов (в первую очередь высокотехнологичных), сферы услуг при относительном снижении доли добывающих отраслей в структуре экономики и, в частности, в структуре экспорта.

Политика диверсификации не освобождает правительство от выбора приоритетов структурной и научно-технической политики. Ресурсы государственных средств и «управленческая мощность» госаппарата ограничены и должны быть использованы для форсированного развития некоторого числа производств или отраслей экономики.

В рыночной экономике основным «двигателем» развития традиционных и новых секторов, усиления инновационной направленности экономического развития является предпринимательская инициатива. Поэтому главным условием диверсификации экономики, повышения темпов экономического роста является устранение препятствий, сдерживающих предпринимательскую активность [2]. Во всем цивилизованном мире малый и средний бизнес признаны экономической базой рыночных отношений. Ведь без них не может быть крупного бизнеса. Именно при дальнейшем успешном развитии малого и среднего

бизнеса в Российской Федерации будет меняться структура общества и, наконец, расти средний

класс - залог и опора дальнейшего поступательного движения вперед (рис. 1).

Экономический Гибкие формы организации

рост производства

Углубление раз- Переход к новым

деления труда, технологическим

специализация способам произ-

водств

Повышение эффективности бизнеса

Инновационная Развитие НТП

активность

Количественные изменения в производстве

Структурные изменения в экономике

Рост эффективности производства за счет адаптации к новым условиям

Ускорение оборота капитала

Сокращение издержек обращения и транспортных расходов за счет ориентации производства на местный рынок

і і і г

Создание н проду овых видов /кции

Рис. 1. Влияние бизнес-структур на экономический рост

Общепризнано, что малый и средний бизнес способствуют созданию новых рабочих мест, смягчению кризисных явлений в экономике, развитию конкуренции. Такие предприятия более динамично реагируют на рыночные изменения. Одними из главных их достоинств являются их гибкость и высокая приспособляемость, которые в конечном итоге и обеспечивают их выживание и развитие.

Выполнение вышеперечисленных условий может дать мощный импульс к развитию новых секторов, но принятие решений по данным вопросам и их реализация на территории всей страны могут быть «растянуты» на несколько лет, поэтому в целях максимального ускорения процессов диверсификации необходимо параллельно с осуществлением мер в рамках всей экономики в ускоренном режиме создавать такие условия в рамках отдельных ограниченных образований - особых экономических зон.

Создания благоприятных условий для начала и ведения бизнеса недостаточно для его полно -

ценного развития. Необходим доступ к инвестиционным ресурсам [6].

Необходимо ускорение реформирования банковского сектора, повышение его капитализации, надежности. Важнейшим условием развития фондового рынка станет перевод с 2004 г. предприятий на международные стандарты финансовой отчетности, что позволит привлечь на рынок неспекулятивный капитал, расширить круг эмитентов, акции которых обращаются на вторичном рынке.

Обозначенные направления деятельности являются «горизонтальными», создающими экономические стимулы к развитию для всех секторов экономики. В то же время для ускорения диверсификации структуры экономики необходим комплекс «вертикальных» мер, специально ориентированных на несырьевые сектора (перерабатывающие сектора, услуги).

Рынок сырья и энергоносителей может служить на ближайшие 10 лет «финансовой подуш-

кой» отечественной экономики. Инвестиционные ресурсы должны быть использованы как на обеспечение устойчивого развития самого этого сектора, так и на инвестирование в другие сектора.

Политика по отношению к несырьевым отраслям должна основываться на обеспечении конкурентоспособности отечественного производства. Следует поощрять реструктуризацию промышленности, в том числе на основе прихода на российский рынок крупных зарубежных компаний, способных принести необходимую технологическую и маркетинговую культуру.

Для формирования эффективных, конкурентоспособных на мировом рынке предприятий «новой экономики» требуется на порядок меньший стартовый размер инвестиций, чем в традиционных отраслях. Это делает ее (наряду с малым и средним бизнесом в традиционных отраслях) приоритетом инвестиционной политики государства.

Развитие отраслей с высокой степенью добавленной стоимости предполагает повышение роли науки в экономическом развитии. Реформа сферы науки должна быть нацелена на усиление инновационной ориентации прикладных научных исследований и разработок, а также повышение их вклада в экономический рост при сохранении безусловной государственной поддержки фундаментальной науки.

России важно развивать производства, находящиеся на «переднем крае» технологического развития, встроиться в мировое производство добавленной стоимости на верхних его уровнях, характеризующихся самой высокой отдачей на вложенный капитал. Кроме передовых технологий, это и промышленный дизайн, и экспорт образовательных услуг.

Государство здесь может оказать важную информационно-консультационную поддержку -необходимо совместно с бизнесом провести комплексный анализ мировых рынков продукции, выделив те сектора, в которых Россия может конкурировать с развитыми странами, сделать результаты этого анализа широкодоступными. Также необходимо усилить государственную поддержку получения отечественными компаниями международных патентов, сертификатов качества, что позволит не только конкурировать с развитыми странами на имеющихся рынках, но и создавать новые рынки.

Аппарат зарубежных представительств Российской Федерации (не только торговых представительств, но и посольств) должен использоваться не только для поддержки выхода на мировые рынки отечественных экспортеров и привлечения

инвестиций в российскую экономику, но и для постоянного сбора и анализа информации о состоянии рынков, возможных перспективах российских компаний в соответствующих странах.

Сегодня дискуссионными являются вопросы о критериях выбора приоритетов, равно как и об оптимальных комбинациях инструментов их реализации.

Автор предлагает следующие направления развития национальной экономики в рамках мероприятий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности предпринимательских структур (рис. 2).

Во-первых, вряд ли существует совершенный и не зависящий от субъективных устремлений механизм определения приоритетов структурной перестройки экономики. Даже в странах с самым высоким уровнем развития гражданского общества и плюралистической демократии выбор структурных приоритетов может существенно отклоняться от теоретически оптимального, ибо на нем всегда сказывается влияние тех или иных партикулярных интересов [5].

Во-вторых, в приоритеты структурной и промышленной политики следует закладывать те направления развития, применительно к которым Россия еще сохраняет конкурентные преимущества. Часть таких приоритетов очевидна: нефтегазовый, лесной и рыбопромышленный комплексы, производственно-экспортный, потенциал которых подлежит модернизации, включая радикальную диверсификацию; ракетно-космическая индустрия и авиапром; атомная отрасль; производство вооружений; энергетическое машиностроение; судостроение; транспортное машиностроение; ряд «нанотехнологических» направлений, в том числе в биологии и генной инженерии. Однако этот вопрос, в целом, подлежит тщательному системному изучению, причем соответствующая «инвентаризация» должна быть осуществлена с участием научных коллективов, включающих представителей экономических и естественных наук.

В-третьих, следует признать, что Россия имеет шанс выстоять в глобальной конкуренции, лишь оперевшись на два приоритета, связанные с «новой» или «инновационной» экономикой, с одной стороны, и «старой», сырьевой экономикой - с другой. Пропорции между ними подлежат целенаправленному регулированию, исходя из долгосрочных национальных интересов. Следует сформировать у самих сырьевых корпораций сильную мотивацию к диверсификации и к переливу капитала в высокотехнологичные сферы -перерабатывающие и машиностроительные.

Политика в области стимулирования инновационной активности

Использование человеческого капитала

Объединение усилий академической и вузовской науки

Институциональные стимулы развития (формальные и неформальные законы и правила игры, отношения, устанавливаемые в процессе определения и защиты прав собственности, государственного регулирования)

Рост и модернизация производства, постоянное обновление ассортимента и повышение качества товаров и услуг

Стабильность экономического развития

Рис. 2. Направления диверсификации национальной экономики в обеспечении конкурентоспособности предпринимательства

Для выполнения данной задачи необходимо, чтобы применительно к народному хозяйству в целом были разработаны перспективные (на 510 лет) приоритетные направления развития техники, технологии и НИОКР, а в рамках этих направлений выявлены актуальные проблемы, подлежащие решению с помощью бюджетных ресурсов. Важно также составлять индикативные планы и ресурсно-обеспеченные федеральные целевые программы и строго под эти планы и программы вводить стимулы и гарантии для пред-приятий-участников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-четвертых, ряд приоритетов современной промышленной политики должен носить не отраслевой, а межотраслевой характер, в связи с чем должны быть выделены направления техники, технологии и НИОКР, объединяющие более или менее однородные классы технических средств и технологий того или иного поколения. Используя эффект кооперации организаций разных отраслей, современная промышленность проектирует, создает и тиражирует сложные технико-технологические системы, стратегически важные с позиций жизнеобеспечения общества и поддержания национальной безопасности. Такие проекты обычно характеризуются высокой степенью затратности, большими инвестиционными рисками и, разумеется, длительным производственным циклом. Однако именно способность производить подобные системы удерживает ту или иную страну в ряду ведущих мировых индустриальных держав.

Литература

1. Глазьев С. Ю. О стратегии развития российской экономики // Научный доклад. М., 2006.

2. Круглов В. Н. Государственное регулирование сферы малого бизнеса на современном этапе // Сборник научных статей «Социально-экономическое положение России в новых геополитических и финансово-экономических условиях: реалии и перспективы развития». СПб., 2008.

3. Матюнина О. Ю. Роль диверсификации в реструктуризации экономики региона // Научная работа молодежи - потенциал социально-экономического развития региона: сб. науч.-практич. конф. Липецк, 2005.

4. Репкин А. И. Финансово-экономический кризис и структура российской экономики // Сборник научных статей «Социально-экономическое положение России в новых геополитических и финансово-экономических условиях: реалии и перспективы развития». СПб., 2008.

5. Чепасова Э. Структурная перестройка и качество роста // Экономист. 2005. № 3.

6. Ясин Е. Государство и экономика на этапе модернизации // Вопросы экономики. 2006. № 4.

* * *

DIRECTIONS OF REALIZATION OF THE DIVERSIFICATION IN COMPETITIVENESS

INCREASE OF BUSINESSES IN CRISIS PERIOD

E. K. Karpunina

In the article the basic minuses of «raw» model of the Russian Federation managing that aggravated by crisis displays in economy are analyzed; the interrelation between competitiveness of business structures and economy diversification is established; the directions of development of national economy within the limits of the actions providing increase of competitiveness of business are offered.

Key words: economic crisis, economy diversification, «raw» model of economy, innovative spheres of business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.