DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10627
Л.Г. Матвеева - профессор кафедры информационной экономики, д.э.н., Южный федеральный университет, ведущий научный сотрудник, Российский информационно-аналитический и научно-исследовательский водохозяйственный центр, Ростов-на-Дону, Россия, [email protected]
L.G. Matveeva - Professor of Information economy Department, doctor of economic Sciences, Southern Federal University, principal research worker, Russian Information-Analytic and Research Water Economy Centre, Rostov-on-Don, Russia;
А.В. Каплина - доцент, кандидат экономических наук, Ростовский государственный экономический университет (ФГБОУВО РИНХ), Ростов-на-Дону, Россия, [email protected],
A.V. Kaplina - Associate Professor, Ph.D. Rostov State University of Economics (FSBOU VO RINH).
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЫ В РЕГИОНАХ С РАЗНЫМИ ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ УКЛАДАМИ DIRECTIONS FOR THE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECOSYSTEM IN REGIONS WITH DIFFERENT ECONOMIC LOCATIONS
Аннотация. С позиции современного научного представления регионов как особого рода социально-экономических экосистем, функционирующих в координатах информатизации и цифровизации, в данной статье рассматриваются возможности развития цифровой экосистемы в границах региона, структурно представленного территориями с разными хозяйственными и технологическими укладами. При этом указанное развитие основывается на платформе рациональной целеориентации, взаимодополнения и (при необходимости) замещения лимитирующих сбалансированную региональную модернизацию элементов (составляющих) ресурсного потенциала этих территорий. В соответствии с результатами данной оценки обоснованы концептуальные положения формирования модели ресурсных потоков в системе отношений «центр-периферия», которые направлены на обеспечение воспроизводственной целостности и сбалансированности развития всей экосистемы региона. Представлено авторское видение обновленной структуры социально-экономического потенциала развития цифровой экосистемы региона, что дает возможность определить наиболее эффективные формы и технологии взаимодействия хозяйствующих субъектов территорий одного региона, характеризующихся различными типами укладов.
Abstract. From the point of view of the modern scientific representation of regions as a special kind of socioeconomic ecosystems functioning in the coordinates of informatization and digitalization, this article considers the possibilities for the development of a digital ecosystem within the borders of the region, structurally represented by territories with different economic and technological backgrounds. At the same time, this development is based on a platform of rational targeting, complementarity and (if necessary) replacement of elements (components) of the resource potential of these territories limiting balanced regional modernization. In accordance with the results of this assessment, the conceptual provisions for the formation of a model of resource flows in the system of relations "center-periphery" are justified, which are aimed at ensuring the reproductive integrity and balance of development of the entire ecosystem of the region. The author's vision of the updated structure of the socio-economic potential of the development of the digital ecosystem of the region is presented, which makes it possible to determine the most effective forms and technologies of interaction between economic entities of the territories of one region characterized by different types of layouts.
Ключевые слова: цифровые экосистемы, регион, хозяйственный уклад, ресурсные потоки, финансовый потенциал региона.
Key words: digital ecosystems, region, economic structure, resource flows, financial potential of the region.
Введение. Изменившиеся геополитические и экономические условия определяют необходимость соответствующей адаптации моделей регионального управления для выявления внутренних ресурсов сбалансированного инновационного развития территорий разных хозяйственных укладов на основе эффективного использования имеющегося в экосистеме региона ресурсного, в том числе финансового, потенциала, а также применения современного экономико-математического и информационно-цифрового инструментария поддержки принятия и реализации действенных управленческих решений. Сейчас уже совершенно очевидно, что последнее, то есть успешность осуществления принимаемых решений, находится в тесном сопряжении с качеством и масштабами формируемой в регионах цифровой экосистемы При этом отметим, что если понятие «региональная экосистема» уже является достаточно распространенным и используемым, то понятийно-терминологическая конструкция «цифровая экосистема» находится в стадии своего становления и научного уточнения.
Так, систематизация и обобщение накопленного научного потенциала в данной предметной области позволяет дать следующее определение региональной экосистемы. Региональная экосистема - это сложнотруктури-рованная, поликомпонентная, замкнутая, но при этом относительно обособленная (за счет более сильных внутренних связей ее элементов-подсистем), целостная, открытая (благодаря наличию связей с внешней средой) система, которая характеризуется многоуровневой, взаимосвязанной структурой большого порядка и обладает свойствами самоорганизации, саморегулирования (в соответствии с деревом региональных целей) и саморазвития, а также свойством сильного воздействия на внешнюю среду.
Это делает актуальным исследование вопросов взаимоувязанного развития региональной и цифровой экосистем с позиции нового, экосистемного подхода, синергирующего основные положения главных базовых методологических подходов.
Современное состояние и степень изученности понятийно-терминологических конструктов и масштабов становления цифровых экосистем регионов
Поскольку цифровая экосистема региона априори является специфической средой функционирования региональной экосистемы, она описывается теми же характеристиками, что и последняя, но с уточнением ее информационно-цифрового свойства и системообразующих функций. В соответствии с этим векторы развития цифровых территориальных экосистем со всей очевидностью являются однонаправленными с траекториями функционирования региональных экосистем и адаптируются к тем их свойствам, которые являются достаточно неизменными и имманентными в течение длительного временного периода (рис. 1). Следовательно, должны приниматься во внимание при формировании и особенно при развитии цифровых экосистем территорий.
Ин статуты поддержки н спм\ лироваяш
ишпмпмлитл
процессов на территории с
разними техчололлес пluu }КЮ0а\ги
Органы государственной власти я управления региона
Хоийствмсшне слъьеиы социально-экономической сферы региона
О
ЦЕНТ? КООРДИНАЦИИ И С ШГХРОШПАИИН модг рштцнокных ПРОЦЕССОВ на ТЕРРИТОРИЯХ РЕГИОНА С РАЗНЫМИ
технологических™ >тсладахш
t
О'БЪЕКТНО-ОБЪЕКТНлЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ЭКОСИСТЕМЫ РЕГИОНА Регулирующие и координиру ющие totàtutm*и*
Цела соаланснров ВИНОЙ
Mwtpeej» иии на основе ннноваинн
Предпритпи, яа-.-чные образовательные н дрмне
^ iriwnsnw -
продуценты нннсеазш
Л
Институты информатизации и имфровимним предприятий н организаций региональной мсоноышсн Ии статуты информатизации и цифроекзашм организаций социальной сферы региона
ЕЛИНАЯ ЦИФРОВАЯ ЭКОСИСТЕМА РЕГИОН*
Рисунок 1 - Взаимосвязь и взаимообусловленность региональной и цифровой экосистем регионов
с многоукладной экономикой
Одним из таких направлений является учет потенциала исторически сформировавшейся многоукладно-сти регионов России, определяющей их экономический, модернизационный и инновационный облик.
С этих методологических позиций в новой модели регионального управления обосновывается необходимость «рационального сочетания разных укладов» [2] с целью формирования и использования их синергети-ческого потенциала для достижения сбалансированного модернизационного развития территории.
Поскольку неотъемлемой частью системы стратегического управления переходом на несырьевую и сбалансированную модель развития многоукладной экономики региона является ее информационно-аналитическая и цифровая компонента, последняя в настоящее время приобрела статус цифровой экосистемы региона. Это напрямую согласуется с национальным проектом «Цифровая экономика» (2018-2024 годы) [7] в соответствии с целями которого активное внедрение новейших информационно-цифровых технологий предусматривается в первую очередь в тех сферах регионального хозяйства, которые «прямо относятся к обеспечению качественных параметров жизнедеятельности населения, а именно: в государственном и муниципальном управлении, развитии информационной инфраструктуры, проведении научных исследований и разработок, организации кадровой и образовательной деятельности, поддержании информационной безопасности, функционировании городского хозяйства, регулировании здравоохранения» [4].
В соответствии с данными Аналитического отчета «Цифровая трансформация в России 2018» [1], составленному консалтинговым агентством КМБЛ, реализацию стратегии цифровой трансформации осуществляет около 25% анализируемых компаний, локализующих свою деятельность в разных регионах России, в том числе
с многоукладной экономикой. Около 26,6% организаций стремится к разработке стратегии трансформации информационно-цифровой среды, а 9,4% — уже разработали ее. Среди отраслей региональной экономики, активно внедряющих цифровые технологии в свою деятельность, сейчас можно назвать финансовую, инновационную, ГГ и промышленное производство.
Учитывая сложность и новизну рассматриваемых вопросов, а также стремительные темпы технологических изменений, научному сообществу важно определить всеобъемлющие пути оказания поддержки тем российским регионам, которые отстают в формировании своих цифровых экосистем. Для обеспечения того, чтобы циф-ровизация в максимальной степени способствовала достижению целей сбалансированности модернизационного развития на основе инноваций многоукладных территорий макрорегионов собственный региональный потенциал (включая его управленческую составляющую) должен дополняться целеориентированной государственной поддержкой федерального уровня. Помощь должна быть направлена на сокращение цифрового разрыва межу территориями одного региона, укрепление благоприятных условий для наращивания инновационного потенциала в частном и государственном секторах и укрепления доверия населения путем поддержки принятия и обеспечения соблюдения соответствующих законов и нормативных актов.
При этом совокупность возможных позиций пересечения интересов государства и бизнеса на различных территориях предполагает необходимость обеспечения совместимости внедряемого информационно-цифрового инструментария с уже успешно функционирующими технологиями поддержки принятия и практической реализации управленческих решений, а также предъявляет особые требования к уровню содержательного наполнения информационно-цифрового пространства и построению системы мониторинга показателей реализации потенциала всех существующих в границах региона хозяйственных укладов в целях минимизации рисков неопределенности в региональном стратегировании. В частности, важно учитывать уже сложившиеся и\или активно складывающиеся тенденции цифровизации в отраслевой структуре регионального хозяйства.
Так, одной из самых динамично развивающихся отраслей в регионах России является энергетика. В условиях повсеместного внедрения цифровых технологий в данной отрасли уже «в краткосрочной перспективе цифровая трансформация может увеличить доходы энергетических компаний на 4% в год. Основной рост доходов — в генерации и распределении — достигается за счет использования не анализируемых в настоящий момент данных, автоматизации процессов и точечного внедрения цифровых решений» [9].
В большинстве регионов юга России одним из важных концептуальных направлений цифровизации является сельское хозяйство. По данным ООН, население мира растёт стремительным темпами, и для того, чтобы накормить примерно 9,8 миллиардов человек, понадобится на 70% продовольствия больше, чем сейчас. Для того чтобы спланировать адекватное увеличение сельскохозяйственного производства, необходимо внедрение инновационных технологий для автоматизации сбора, полива и посева урожая, а также разработка и внедрение информационно-цифровых систем прогнозирования урожайности и климатических изменений и их последствий.
Другим системообразующим направлением цифровизации является образование: в России реализуется нацпроект «Образование», согласно которому доля школ, где есть доступ в интернет, должна составить к 2021 г. 75%, а к концу 2024 г. — 100% [6]. Равенство образовательных возможностей в регионах с разными технологическими укладами и разным уровнем социально-экономического развития позволит школьникам достигать высоких профессиональных успехов.
Еще одним направлением является цифровизация здравоохранения. Важно подчеркнуть, что разные регионы страны находятся на разных уровнях развития и данного сектора регионального хозяйства. И если для развитых регионов цифровизация здравоохранения означает разработку и внедрение роботов-сиделок, умных машин по уходу за больными и малоподвижными, то для развивающихся территорий страны цифровизация здравоохранения — это создание платформ для ведения учёта онлайн, электронные очереди и оснащение медперсонала необходимой техникой и новым оборудованием. Для ограничения воздействия коронавируса внедряются технологии индустрии телемедицины, которые уже доказали свою эффективность [5].
Финансовая деятельность предприятий и организаций региона в цифровой форме делает все финансовые процессы открытыми, прозрачными, быстрыми и безопасными. То есть появляется возможность отслеживать финансовые потоки также и государственных органов, а банки могут контролировать поток денежных средств физических и юридических лиц. В направлении цифровизации регионального производства цифровые технологии тесно соседствуют с концепцией индустрии 4.0. Методы оптимизации продукта и процесса управляются программным обеспечением и в основном также поддерживаются моделированием. Передача результатов моделирования во внешнюю среду, в свою очередь, оказывает влияние на процессы в компании, что приводит к формированию ее статуса как «цифрового предприятия» -- структурно элемента "цифровизации промышленности";.
Таким образом, использование новых информационно-цифровых технологий значительно повышает качество анализа данных, позволяет принимать оперативные управленческие решения, сокращая издержки и сроки реализации проектов. Создавая цифровые двойники, можно осуществлять виртуальную наладку оборудования, что экономит не только время, но и делает производство ещё более эффективным [8].
Цифровое производство обладает рядом признаков:
1. Цифровизация оборудования, станков, роботов и оснащение рабочих мест разработками новых технологиях.
2. Внедрение новейшего, современного программного обеспечения для управления, анализа и обработки данных о производстве и затрате ресурсов.
3. Системность и масштабность цифрового производства предполагает создание единого информационного пространства, благодаря которому работники обмениваются необходимой информацией в оперативном и скоростном режиме .
В то же время, сейчас в ВВП России доля цифровой экономики составляет всего 2,1% (в Великобритании — 8,4%, в США — 6%, в странах ЕС — в среднем 5%). В России только отдельные компании перешли на полную цифровизацию: «Техносерв», «Технониколь», «Айтеко», «Сибинтек», «Révolta Engineering, Jandex Deite Factory. Это «обусловлено не только технологическим и инфраструктурным отставанием РФ от промышленно развитых стран, но и значительным дефицитом специалистов в области цифровой экономики и цифровой культуры взаимодействия компаний с деловыми партнерами» [10] а также отмеченной высокой дифференциацией уровней социально-экономического развития региональных экосистем в целом и их промышленных подсистем в частности.
Эти вопросы актуализируют проблему ресурсообеспечения региональных стратегий как «важнейшего фактора их эффективной реализации в контексте достижения сбалансированности регионального модернизаци-онного развития территорий на основе диффузии инноваций» [3]. При этом все большее методологическое и практическое значение приобретают вопросы эффективного ресурсообеспечения сбалансированного регионального развития, в том числе области цифровизации. То есть стоит задача не только достаточного, но и качественного ресурсного обеспечения этих процессов. А это также напрямую связано и с качеством информационно-цифровой среды, то есть цифровой экосистемы.
На рисунке 2 показана предложенная Черновой О.А.схема ресурсных потоков в системе отношений «центр-периферия», распределяемых с позиции сбалансированности модернизационного развития территорий с разным уровнем социально-экономического потенциала, причем с учетом не только его фактического состояния, но и практики использования.
В последнее время широко признанным считается, что кластерная организация региональной экономики обеспечивает развитие процессов модернизации и рост конкурентоспособности территории. Однако в России потенциал кластеров для обеспечения модернизации экономики отсталых территорий практически не используется, в том числе в вопросах финансирования кластерных проектов.
При этом успешное развитие кластерных инициатив в новой цифровой среде региона предполагает не только информационно-организационную поддержку в получении бюджетного финансирования и привлечении частных инвестиций, но и соответствующую модернизацию и совершенствование самой системы финансирования тех кластерных проектов, которые предполагают вовлечение в их состав предприятий и организаций территорий региона с разными хозяйственными укладами.
1) схема ресурсных потоков в регионе с многоукладной экономикой по типу центробежной модели
2) схема ресурсных потоков в регионе с многоукладной экономикой по типу центростремительной модели
3) схема ресурсных потоков в регионе с многоукладной экономикой по типу замкнутой модели
Рисунок 2 - Альтернативные схемы ресурсных потоков в регионах с многоукладной экономикой
в разных типах моделей [11]
Иными словами, на сегодняшний день можно говорить о наличии развитой инфраструктуры финансовой поддержки кластерных инициатив при практическом отсутствии эффективных механизмов ее функционирования и стратегического развития.
С учетом этого в ряде субъектов Российской Федерации сформированы региональные Координационные советы по развитию кластеров (по аналогии с Координационными советами, созданными в Ярославской и Калужской областях), которые представляют собой совещательные органы, включающие представителей региональных и муниципальных органов власти, промышленных ассоциаций, крупных и средних компаний региона, научно-образовательных учреждений, финансово-кредитных организаций. Успешность и эффективность деятельности этих структур также в существенной степени определяется качеством сформированной в регионе цифровой экосистемы, в структуру которой встроены все информационно-технологические платформы взаимодействии участников интеграционных кластерных образований - представителей территорий с разными хозяйственными укладами и разным уровнем развития инновационного потенциала.
Заключение. Результаты проведенного с позиции современных императивов полномасштабной информатизации и цифровизации в регионах с многоукладной экономикой исследования проблемы становления цифровых экосистем позволили получить ряд выводов теоретико-методологического и прикладного характера. Прежде всего обоснована, с одной стороны, определяющая роль региональной экосистемы в определении экономического содержания, ролевых особенностей и функционального наполнения цифровой экосистемы региона, в состав которого входят территории с разными укладами; с другой стороны, - инфраструктурно-средовая роль цифровой экосистемы для всей региональной суперсистемы. Кроме того, определена важность не только достаточного, но и эффективного ресурсообеспечения процессов сбалансированного модернизационного развития многоукладной экономики региона и необходимость вовлечения в эти процессы потенциала периферийных (более отсталых) территорий. В частности, в отношении важнейшей компоненты межтерриториальных ресурсных потоков - кадровом потенциале - использование информационно-цифровых и коммуникационных технологий формирует содержательное и функциональное наполнение цифровой экосистемы региона - базовой платформы модернизационных преобразований его многоукладного хозяйства на основе инноваций.
Источники:
1. Аналитический отчет на основе опроса представителей российских компаний «Цифровая трансформация в России»
2. Кушнаренко Т.В. Парадигма эффективного использования потенциала местных укладов в стратегическом развитии регионов // Современные проблемы науки и образования. 2015.№3.
3. Матвеева Л.Г., Никитаева А.Ю., Маслюкова Е.В. Модели принятия решений в ресурсном обеспечении региона// Ростов-на-Дону, Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2019.-216 с.
4. Молчанова Н.П. Развитие общественных финансов в условиях становления цифровой экономики// Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. Том 9. Выпуск 3.
5. Официальный сайт Министерства здравоохранения РФ. Федеральный проект «Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий». Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/nmits
6. Официальный сайт нацпроекта «Образование». Электронный ресурс. Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project
7. Официальный сайт Правительства России. URL: http://government.ru/info/35568/ Дата обращения: 04.04.2020г
8. Официальный сайт проектной компании «Высь», осуществляющей проектирование объектов любой сложности. Электронный ресурс. Режим доступа: https://vys-tech.ru/
9. Пять шагов к цифровизации энергетики. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.rbc.ru/trends/innovation/5d6796719a7947b5b36a5972
10. Цифровая экономика и Индустрия 4.0: новые вызовы: труды научно-практической конференции с международным участием / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. — СПб. : Изд-во Политехи. ун- та, 2018. — 573 с. - с. 274.
11. Чернова О.А. Методические подходы к развитию системы отношений «центр-периферия» в стратегиях сбалансированного развития региона// Региональная экономика. Юг России. 2014.№1.
References:
1. Analytical report based on a survey of representatives of Russian companies "Digital Transformation in Russia"
2. Kushnarenko T.V. Paradigm of effective use of the potential of local structures in the strategic development of regions//Mod-ern problems of science and education. 2015.№3.
3. Matveeva L.G., Nikitaeva A.Yu., Maslyukova E.V. Models of decision making in the resource provision of the region//Ros-tov-on-Don, Taganrog: Publishing House of the Southern Federal District, 2019.-216 s.
4. Molchanova N.P. Development of public finance in the context of the formation of the digital economy//Scientific research of the Faculty of Economics. Electronic journal. Volume 9. Issue 3.
5. The official website of the Ministry of Health of the Russian Federation. Federal project "Development of a network of national medical research centers and the introduction of innovative medical technologies." Electronic resource. Access mode: https ://www.rosminzdrav.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/nmits
6. The official website of the national project "Education." Electronic resource. Access Mode: Https://edu.gov.ru/national-pro-ject
7. The official website of the Government of Russia. URL: Http://government.ru/info/35568/ Circulation Date: 04.04.2020g
8. The official website of the project company "Vys," which conducts the design of objects of any complexity. Electronic resource. Access Mode: Https://vys-tech.ru/
9. Five steps to the digitalization of energy. Electronic resource. Access Mode: Https://www.rbc.ru/trends/innova-tion/5d6796719a7947b5b36a5972
10. Digital Economy and Industry 4.0: New Challenges: Works of a Scientific and Practical Conference with International Participation/Edited by Dr. Econ. sciences, prof. A.V. Babkina. - St. Petersburg: Publishing House Polytechnic. unta, 2018. -573 p. - p. 274.
11. Chernova O.A. Methodological approaches to the development of the system of relations "center-periphery" in strategies for the balanced development of the region//Regional economy. South of Russia. 2014.№1.
DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10628
А.Е. Материкина - кандидат экономических наук, зав. лабораторией Региональной экономики, ФГБУН ФИЦ Субтропический научный центр, Институт пространственного развития регионов, [email protected],
A.E. Materikina - PhD in Economics, head. laboratory of Regional Economics, FGBUN FITZSubtropical research center, Institute of spatial development of regions.
ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ TRANSFORMATION OF THE STRATEGY FOR SUSTAINABLE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF A REGION
IN THE DIGITAL ECONOMY
Аннотация. Стремительное, масштабное развитие современных информационных технологий и цифровой экономики задают ускоренный темп социально-экономического развития. Проникая во всех сферы жизни общества: от решения бытового вопроса рядового гражданина, организации производства и бизнеса до государственного управления, цифровизация с одной стороны дает широкие возможности повышения эффективности, совершенствования всех процессов, с другой стороны, становясь основой конкурентоспособности, предъявляет серьезные вызовы всем субъектам социально-экономической системы. Поэтому актуальна проблема трансформации системы стратегического планирования как в отношении внутренних процессов, так и в пересмотре системы оценок устойчивого социально-экономического развития общества. Совокупность факторов, оказывающие различное влияние на все сферы социально-экономической системы, в зависимости он их характера, направленности и силы воздействия на объекты этой системы рассматриваются в данной статье как стимулы и барьеры устойчивого социально-экономического развития территории. Они так же подвергаются содержательным и структурным изменениям, что в свою очередь оказывает влияние на стратегическое управление социально-экономическим развитием территорий.
Abstract. The spread digital technologies affects the acceleration of social and economic development. Digital technology is everywhere: they solve the problems of ordinary people every day, they provide a new level of business organization, they are necessary in government management. That is why the problem of transforming the strategy of social and economic development in the digital economy is very important and relevant. In the article, the author considers various factors of the social and economic system. They have different effects on this system. Therefore, in different conditions, factors become incentives or barriers to sustainable development. Digitalization penetrates these factors and changes them. Digitalization is also becoming another such factor. This is important to take into account in strategic planning of social and economic development. This is the basis for transforming the strategy of sustainable social and economic development of the region in the digital economy.
Ключевые слова. Цифровизация, цифровая экономика, устойчивое развитие, стратегия социально-экономического развития.
Keywords. Digitalization, digital economy, sustainable development, social and economic development strategy. Трансформация стратегии устойчивого социально-экономического развития региона в условиях цифровой экономики в рамках данного исследования рассматривается в трех основных аспектах. Во-первых, с точки зрения применения современных цифровых технологий непосредственно в системе процессов стратегического планирования в Российской Федерации: целеполагания, прогнозирования устойчивого социально-экономического развития. И в этом направлении важен ожидаемый эффект и согласованность применяемых мер, направленных на его достижение. Во-вторых, - как стратегия развития цифровой экономики (или цифрового сегмента экономики). Третий аспект цифровизации стратегического планирования социально-экономического развития территории заключается в распространении современных цифровых технологий во всех сферах экономической системы, существенно изменяя их внутреннюю организацию и подходы к управлению ими. В частности, влияет на действующие силы стимулов и барьеров устойчивого социально-экономического развития.
Стимулы и барьеры - это факторы социально-экономического развития, действие которых может быть направлено либо на усиление эффекта проводимого в рамках реализуемой стратегии мероприятия, либо в большей или меньшей степени ослаблять его. Фактор в данном контексте рассматривается как определенный ресурс, реализация которого позволяет достичь неких новых состояний социально-экономической системы. В зависимости от природы самого фактора, его проявление или имеет безусловный характер (если речь идет о факторах, задающих условия самого существования системы), или подчиняются влиянию условий, от которых зависит степень и характер реализации первоначального потенциала. При этом, факторы имеют различные взаимосвязи: по