Научная статья на тему 'Направления развития предпринимательских структур'

Направления развития предпринимательских структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ющенко Андрей Леонидович

Анализируются достоинства, недостатки, а также особенности развития предпринимательских структур

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article analyzes the advantages and disadvantages, and especially the development of business structures

Текст научной работы на тему «Направления развития предпринимательских структур»

Развитие ритейлерства в России идет очень активно, однако для страны и для мира в целом отношения производителей и ритейлеров остаются недостаточно изученными. В условиях стремительных изменений производителю очень важно понимать те требования, которые предъявляют к нему розничные операторы, и иметь возможность оценивать потенциальные последствия данных изменений. Включение требований ритейлеров к промышленным предприятиям позволяет разрабатывать модели, которые

соответствуют современному состоянию этих отношений и обеспечивают их согласование. Использование данных моделей обеспечивает более достоверное прогнозирование результатов управленческих решений. Предложенная нами модель поможет производителю определить влияние, которое могут оказать на него ритейлеры, и оценить воздействие взимания «входных билетов» на основные показатели и стимулы к инвестированию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Shaffer, G. Slotting Allowances and Optimal Price 2. Tsay, A. Modeling Supply Chain Contracts:

Variety [Text] / G. Shaffer // Advances in Economic a Review [Text] / A. Tsay, S. Nahmias, N. Agrawal // Analysis and Policy. - 2005. - Vol. 5, no. 3, art. 3. Quantitative models for supply chain management. -

2003. - P. 299-336.

УДК 621.4:349.12

А.Л. Ющенко

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

Предпринимательская структура - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Переход к рыночной экономике влечет за собой коренные изменения в формах хозяйствования, отношениях между собственниками, организаторами производства и наемными работниками. Предприятие предоставляет рабочие места, выплачивает заработную плату. Путем выплаты налогов оно участвует в реализации государственных программ, развитии экономики страны. Это означает, что в условиях рыночных отношений предприятие есть самоорганизующийся и самовоспроизводящийся социально-производственный организм, автономный центр производственных, хозяйственных и социальных решений.

Экономическая обособленность проявляется, во-первых, в имущественной обособленности. Предприятие располагает собственным имуществом владельцев, а также может арендовать или на иных договорных началах использовать различные ресурсные элементы - землю, капитал и другие. Во-вторых, предприятие имеет завершенный воспроизводственный цикл: оно мобилизует ресурсы, преобразует их и получает готовый продукт, реализует его и полученную выручку использует вновь для приобретения ресурсов.

Из этого следует, что предприятия - это обособленные экономические структуры. Их обособленность обусловливается товарным характером общественного производства.

В силу своей обособленности предприятия самостоятельны:

- в производственной деятельности (что и сколько производить, как производить);

- в коммерческой деятельности (что и сколько продавать, покупать, распределять);

- в распределении производственного продукта (что идет на собственные нужды, а сколько на обмен и накопление и т. д.) [4].

Из вышеизложенного следует, что предпринимательские структуры ориентированы на извлечение прибыли за счет собственных усилий, за счет собственных возможностей, а их конкурентоспособность ограничена действием внешних контрагентов рынка и конкурентов. Таким образом, предпринимательская структура самостоятельно выбирает направления развития своей конкурентоспособности и удержания собственных конкурентных преимуществ.

Это подтверждается и рядом течений в теории конкуренции. К примеру, в «Экономикс» Макконела [2] указывается, что одним из условий обеспечения является экономическая обособленность или автономность производителей, возможность или свобода для каждого экономического субъекта стремиться к обеспечению своих частных интересов и разделения труда между товаропроизводителями. Товарный обмен предполагает обязательное стремление к эквивалентности. А такое стремление возникает на основе экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта обособленность исторически возникает на основе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-либо локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т. е. с государственным участием, и т. д.).

В соответствии с данным положением предпринимательская структура может избрать несколько направлений своей деятельности и повышения конкурентоспособности, ориентированных на самостоятельное, обособленное функционирование. Данные направления деятельности мы рассмотрим далее.

С другой стороны, современное состояние экономики, тенденций ее развития говорит о том, что собственных ресурсов предпринимательским структурам в должной мере не хватает. И если у крупных предприятий за счет имущест-

венного положения, большого количества хозяйственных связей и оборота такого рода проблема стоит в меньшей мере, то для малого и среднего бизнеса зачастую данное положение является вопросом выживания.

В связи с этим появляются новые особенности в деятельности указанных групп предпринимательских структур, одной из которых является организация взаимодействия между ними. При этом взаимодействия приобретают различный характер: от простого - взаимодействия между предпринимательской структурой и потребителем, до сложного - взаимодействие с прямыми конкурентами для завоевания рынка при сохранении собственных интересов.

Таким образом, видно, что в современных условиях предпринимательские структуры могут самостоятельно определиться с выбором: осуществлять обособленно свою деятельность, полагаясь на собственные силы, либо идти на сотрудничество с иными предприятиями, что может привести к потере самостоятельности. В связи с дилеммностью данного вопроса появляется необходимость рассмотреть его более подробно.

В основе конкурентного поведения и выбора направления развития субъектами предпринимательского бизнеса лежит рациональное начало. В зависимости от обстоятельств одни фирмы стратегически нацеливают действия на устранение соперников, другие - на обособление от них, третьи - на сближение с ними, четвертые - на сдачу им позиций на выгодных условиях. Поэтому целесообразно выделение различных направлений конкурентного поведения, которыми могут воспользоваться субъекты бизнеса в процессе межфирменного соперничества, это: обособленное развитие - ориентирование либо на устранение конкурентов, либо на обособление от конкурентов; развитие во взаимодействии -ориентирование либо на сближение с конкурентами, либо на слияние с конкурентом.

Выбор направления конкурентного поведения компании следует нацелить на увеличение ее стратегических конкурентных преимуществ, которые нуждаются в положительной оценке со стороны внешнего окружения этой компании. Предприятию необходимо формирование и реализация установок на усиление и обеспе-

чение большей устойчивости стратегических конкурентных позиций.

В зависимости от целевых установок фирма-конкурент может, соперничая за наилучшие конкурентные позиции, применять в отношении конкурентов [1, с. 38-48; 5]:

- механическую монополизацию;

- интегрирующую консолидацию;

- простое и дезинтегрирующее обособление;

- полное обособление (изоляция) бизнеса;

- кооперативную солидарность;

- компромиссное сотрудничество;

- вхождение в бизнес и уход из бизнеса.

Все направления конкурентного поведения за исключением стратегий ухода из бизнеса нацеливают фирму на выживание в бизнесе, последние в ряду упомянутых стратегий нацеливают ее на достойное либо недостойное завершение деловой деятельности.

Итак, механическая монополизация - опирается на целевую установку, направленную на вытеснение конкурентов с рынка, как правило, силовыми методами посредством ослабления и уничтожения конкурентов. Механическая монополизация представляет собой последовательный процесс наращивания стратегических конкурентных преимуществ предпринимательской структуры за счет прямого («механического») воздействия на другие предпринимательские фирмы, действующие на аналогичном сегменте рынка, в целях синхронного уменьшения конкурентных преимуществ данных фирм. Следствием этого становится достижение монопольного положения на рынке соответствующего товара (услуги).

Субъект бизнеса, стремящийся к механической монополизации рынка, тщательно присматривается к конкурентам, изучает их сильные и слабые стороны, нащупывает их уязвимые места, прежде чем начнет осуществлять данное направление конкурентной борьбы.

Фирма, стремящаяся к усилению своих конкурентных позиций с помощью рассматриваемого направления, выдвигает, как правило, целевую установку не просто на пресечение деятельности конкурента. Она заинтересована и в том, чтобы данный конкурент прекратил свою деятельность, и в том, чтобы механически, путем его устранения, отобрать его бизнес, сде-

лать чужой бизнес своим исключительным достоянием. Это становится возможным тогда, когда конкурент просто вытесняется со своих позиций (такое положение свидетельствует о выполнении механическим монополистом задачи-минимум), но также и в том случае, когда занимаемые конкурентом позиции (прежде всего, его рыночная доля) достаются монополисту (захват чужой конкурентной позиции свидетельствует о выполнении механическим монополистом за-дачи-максимум).

Применение механической монополизации в отношении стратегических соперников связано с немалыми рисками и таит в себе ощутимую угрозу безопасности собственного бизнеса. В такой ситуации субъекты предпринимательского бизнеса, стремящиеся к стратегическому доминированию, часто могут быть мотивированы на применение интегрирующей консолидации.

Указанный тип рассматриваемого конкурентного поведения может применяться в отношении прямых конкурентов и партнеров по цепочкам ценностей, действующих в смежных областях бизнеса. Принимая на вооружение направление интегрирующей консолидации, менеджмент сильной фирмы-интегратора опирается на положительные оценки тех или иных сторон деятельности прямых конкурентов или партнеров по бизнесу. Рассматриваемое направление конкурентного поведения оказывается предпочтительнее механической монополизации в том случае, если менеджмент фирмы изначально не уверен в победоносном завершении войны со своим окружением. В любом случае использование сильных сторон, достижений, возможностей и конкурентных преимуществ прямых конкурентов и тем более партнеров по бизнесу в своих интересах представляется более привлекательной задачей, нежели механическое уничтожение названных субъектов предпринимательского бизнеса.

Сильные стороны могут быть обнаружены в различных аспектах деятельности прямых конкурентов, например в разнообразии ассортимента предлагаемых товаров и услуг, передовой технологии, плодотворных бизнес-идеях, эффективном менеджменте. Каждая из этих сторон, а то и все они вместе могут быть использованы во благо сильного интегратора, если у его

руководства хватит профессиональных знаний и навыков для проведения достаточно тонкой работы по последовательной перевербовке сотрудников бывшего конкурента.

Направление простого обособления - применяется обычно субъектами малого предпринимательского бизнеса в сферах традиционно обслуживаемых только мелким бизнесом (по терминологии А.Ю. Юданова [3] - коммутантами). Как нам известно, иные области производственного бизнеса, а также бизнеса в сфере разнообразных услуг населены сотнями и даже тысячами мелких и средних фирм, причем ни одна них не играет существенной роли в общем объеме продаж ни на одном локальном рынке. Подобный бизнес разворачивается в раздробленных областях деловой деятельности, отличительными чертами которых являются отсутствие на соответствующих секторах рынка фирм с доминирующими конкурентными позициями и принципиальная невозможность приобретения таких позиций какой-либо компанией.

Простое обособление базируется на относительной краткосрочности стратегического периода деловой деятельности рассматриваемых компаний. Компания, не обладающая реальными финансовыми инвестиционными возможностями планомерного развития деловой деятельности, не может позволить себе роскошь составления среднесрочных и тем более долгосрочных планов. Обозримое будущее для нее - это скоротечные обороты капитала, нахождение и быстрое насыщение небольших и не очень емких ниш либо крайне узкая специализация бизнеса, например оказание услуг постоянным покупателям и У1Р-клиентам.

Направление дезинтегрирующего обособления принципиально не отличается от вышеуказанного простого обособления. Принципиальное отличие состоит лишь в том, что малые предпринимательские структуры в рамках дезинтегрирующего обособления получаются в результате разделения крупного бизнеса.

В отличие от приверженцев простого обособления предпринимательские структуры, использующие направление полного обособления, обязательно стремятся либо специализироваться на чем-либо важном для рынка, либо уклониться от борьбы на любом невыгодном конкурентном поле. Поэтому полное обособление

бизнеса и представляет собой особую направленность конкурентного поведения предпринимательских фирм.

В том случае, когда субъекты бизнеса в качестве главной целевой установки выдвигают стремление найти либо сконструировать «собственную» нишу, а впоследствии стараются удержать ее, не вступая в прямое столкновение ни с одним из вероятных прямых конкурентов, а также в любом случае уклонения субъектов бизнеса от борьбы - перед нами стратегия конкурентного поведения, которую здесь и далее называем направлением полного обособления бизнеса.

Перечисленные направления ориентированы на обособленность деятельности предпринимательских структур. Далее рассмотрим варианты поведения предпринимательских структур, ориентированных на взаимодействие с другими субъектами рынка.

Взаимно конкурирующие субъекты предпринимательского бизнеса далеко не всегда стремятся уничтожить своих стратегических соперников, их интегрировать, с ними разъединиться и т. д. Весьма часто взаимодействие предпринимательских структур с отдельными конкурентами представляет собой реализацию ими направления кооперативной солидарности. Кооперативная солидарность базируется на целевых установках, согласно которым фирма может сотрудничать с конкурентами и действовать с ними совместно как в отношении других

- общих - конкурентов, так и в отношении иных представителей общего внешнего окружения.

Объективными причинами, обусловливающими выбор кооперативной солидарности, являются относительная слабость конкурентного потенциала фирмы, стратегическая зависимость ее собственной деятельности от возможностей внешнего окружения, часто обусловленная, в свою очередь, особенностями предметной и технологической компоненты ее основного бизнеса. Компания, с одной стороны, оказывается слишком слабой для достижения стратегической независимости от окружения, а с другой

- достаточно сильной, чтобы, рискнув, пойти на кооперацию с другой компанией, которая может на поверку оказаться сильным интегратором и запросто поглотить своего недавнего партнера по кооперационным связям.

Компромиссное сотрудничество - наиболее трудное для описания направление конкурентного поведения субъектов предпринимательского бизнеса. Оно базируется, как и кооперативная солидарность, на возможность и необходимость сотрудничества компаний, которые, в принципе, конкурируют между собой. Однако в отличие от кооперативной солидарности ключевое значение при формулировании указанного направления имеет не «солидарность», а «компромисс». Применяя направление компромиссного сотрудничества, субъекты бизнеса не помышляют ни о какой общности интересов с конкурентами, они сотрудничают не «против» третьей стороны - общих соперников и не «за» превращение конкурентов в партнеров по бизнесу. Их целевые установки связаны лишь с нахождением и исполнением решений, которые устраивали бы обе стороны [3].

Поиск таких решений обязательно предполагает принятие компромисса. Под компромиссом в бизнесе следует понимать фактическое признание субъектами деловых отношений законных интересов своих конкретных прямых, условно-прямых и косвенных конкурентов и последующую ориентацию конкурентных действий на то, чтобы данные интересы не были нарушены.

Речь идет не о теоретическом допущении наличия у всех субъектов бизнеса права на участие в конкуренции. Реальным конкурентам приходится иметь дело не с бумажными соперниками,

на которых можно поглядывать умозрительно и издалека, а с совершенно конкретными. Для достижения компромисса с ними субъекты предпринимательского бизнеса не только учитывают деловые интересы представителей своего окружения (они обязаны делать это постоянно, если не желают получить стратегический провал), но и принимают обязательства по их соблюдению, нередко даже ценой собственных интересов.

Такой выбор представляется для многих субъектов бизнеса стратегически важным, когда они, с одной стороны, желают не вступать в явное соперничество с конкурентами, стремятся уклониться от него, приспособить свои действия под бизнес-идею ненападения на соперника, а с другой - усматривают в поведении соперника аналогичные признаки. Важно подчеркнуть, что применение рассматриваемого направления ни в коем случае не следует воспринимать как заблаговременную сдачу компаниями стратегически важных конкурентных позиций. Ведь в ее конструкции существенное место наряду с «компромиссом» занимает «сотрудничество».

В процессе определения направления развития предпринимательской структуры и установления отношений с конкурентами можно использовать сочетание тех или иных направлений конкурентного поведения.

Итоги рассмотрения вышеуказанных направлений можно представить в виде следующей таблицы.

Направления конкурентного развития

Моно-полиза-ция Интегрирующая консолидация Простое обособление Дезинтегрирующее обособление Полное обособление Кооперативная солидарность Компромиссное сотрудничество

Преобладающий мотив Монополизация + +

Обособление + + +

Сотрудничество + +

Размер предприятия Крупное + + + + - + +

Среднее - + + + + + +

Малое - - + - + + +

Окончание таблицы

Специализация Специализированные + + + - + + +

Неспециализиро -ванные + + + + - + +

Сочетание направлений Монополизация + + - + + +

Интегрирующая консолидация + - - + - -

Простое обособление + + - + + +

Дезинтегрирующее обособление - - + + + +

Полное обособление + + - + - +

Кооперативная солидарность - + + + - +

Компромиссное сотрудничество - + - + + +

Таким образом, анализируя достоинства и недостатки, а также особенности применения того или иного направления развития, предпри-

нимательская структура выбирает те конкурентные преимущества, на которых она и будет осуществлять свою дальнейшую деятельность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государев, М.А. Анализ развития форм межфирменных отношений [Текст] / М.А. Государев // Экономический анализ: теория и практика. - 2006. -№ 2. - С. 38-48.

2. Макконел, К.Р. Экономикс [Текст] / К.Р. Мак-конел, С.Л. Брю. - М.: Республика, 1992. - Т. I.

3. Микроэкономика. Практический подход [Текст] : учебник / Финансовая академия при Правительстве РФ; под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. - М.:

Кнорус, 2004. - 660 с.

4. Портер, М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость [Текст] / М. Портер. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 445 с.

5. Рубин, Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции [Текст] / Ю.Б. Рубин. - М.: Маркет ДС, 2007. - 608 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.