Научная статья на тему 'Направления работы кооперативных организаций по борьбе с голодом 1921-1922 годов'

Направления работы кооперативных организаций по борьбе с голодом 1921-1922 годов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
97
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
новая экономическая политика / КООПЕРАЦИЯ / борьба с голодом / направления деятельности кооперативных организаций / New Economic Policy / Cooperation / the fight against hunger / directions of cooperative organizations
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the analysis of the role cooperative organizations during the period of hunger 1921-1922. The main directions of the cooperative organizations" work in starvation campaign 1921-1922 are analyzed in this article.

Текст научной работы на тему «Направления работы кооперативных организаций по борьбе с голодом 1921-1922 годов»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 23 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES № 23 2011

УДК 94(47+57):334.73

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КООПЕРАТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО БОРЬБЕ С ГОЛОДОМ 1921 1922 ГОДОВ

© о. А. БЕЗГИНА Самарский государственный университет, кафедра российской истории e-mail: bezgina@tltsu.ru

Безгина О. А. - Направления работы кооперативных организаций по борьбе с голодом 1921-1922 годов // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 23. С. 313-315. - Статья посвящена анализу роли кооперативных организаций в период голода 1921-1922 годов. Анализируются основные направления деятельности кооперативных организаций в кампании по борьбе с голодом.

Ключевые слова: новая экономическая политика, кооперация, борьба с голодом, направления деятельности кооперативных организаций.

Bezgina O. A. - The direction of cooperative organizations to fight hunger 1921-1922 // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 23. P. 313-315. - This article is devoted to the analysis of the role cooperative organizations during the period of hunger 1921-1922. The main directions of the cooperative organizations’ work in starvation campaign 1921-1922 are analyzed in this article.

Key words: new economic policy, cooperation, the fight against hunger, directions of cooperative organizations.

С началом новой экономической политики работа по возрождению отечественной кооперации, фактически разрушенной в период военного коммунизма, совпала с кампанией по борьбе с голодом, в которой кооператоры сыграли значительную роль.

Одними из первых о необходимости организации международной помощи голодающим в России заговорили русские кооперативные деятели за рубежом. В июле 1921 года представители российских кооперативных организаций в Лондоне дважды обращались в Исполком международного кооперативного союза с просьбой об организации помощи голодающему населению России.

Несмотря на то, что Международный кооперативный союз предпочел действовать через Правление Центросоюза в Москве, представительства русских кооперативных организаций за границей организовали сбор средств и перечислили собственные, на которые закупили продовольствие, 43 902 фунта чая и 152 наименования различных медикаментов. Все это было доставлено в пяти вагонах из Риги в центросоюз [1, л. 2].

Уже в июне в Поволжских губерниях прошли съезды кооператоров, посвященные начинающемуся голоду и «методам борьбы с ним». Так, в решении съезда уполномоченных Самарского губсоюза 29 июня

1921 года было зафиксировано, что кооперация обязана принять участие в борьбе с голодом и направить на

это все имеющиеся у нее средства. Съезд разослал воззвание ко всем кооперативным организациям РСФСР и других республик о сборе среди кооператоров и населения пожертвований для Самарской губернии. уже к началу сентября поступили средства из Гомельской, Смоленской, Тульской и некоторых других губерний.

В состав Всероссийского комитета помощи голодающим (ВКПГ) -общественной организации, созданной в июле 1921 года, наряду с государственными и общественными деятелями вошли и виднейшие представители кооперации [2, л. 3-5]. Да и инициаторы создания комитета - С. Прокопович и Е. Кускова имели непосредственное к нему отношение.

одновременно в центросоюзе была создана Особая комиссия помощи голодающим «для руководства деятельностью потребительской кооперации в области борьбы с голодом» [3, л. 1]. Всероссийский съезд уполномоченных центросоюза утвердил план использования материальных средств кооперации для оказания помощи голодающим. на специальном заседании ВКПГ 19 июля 1921 года был принят план центросоюза об обращении с воззванием к кооперации, представленный М.Л. Хинчуком [4, с. 8]. В фонд борьбы с голодом было передано 2% стоимости всех товаров, принадлежащих центросоюзу и губсоюзам. С сентября начались однофунтные с пуда хлеба отчисления и одновременно сбор пожертвований губсоюза-ми и их райотделами. К апрелю 1922 года российские

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Гуманитарные науки ♦ № 23 2011 г.

кооператоры собрали 8 908 595 516 руб. и 439 960 пудов хлеба и продуктов [5, л. 1].

Основные направления деятельности кооперации в период «голодной» кампании изложены в «инструкции губернским, уездным и волостным комиссиям помощи голодающим», согласно которой «комиссии помощи голодающим не организовывают особых аппаратов и опираются в своей работе на соответствующие советские органы и кооперацию; основным методом распределения продовольствия комиссиями Помгола является общественное питание, осуществляемое через кооперацию всюду, где это возможно; в первую очередь кооперацией организуются детские питательные пункты при школах; продукты, заготовляемые через губсоюзы местными кооперативными организациями, поступают в распоряжение организаций, их заготовляющих, и учитываются комиссиями Помгола» [6, с.14-18].

наибольшую сложность в деятельности кооператоров в тот период представляла работа по заготовке продовольствия. Как правило, губсоюзы проводили заготовительные операции по договорам для центросоюза, губпродкомов, губземотделов, льноуправления и других организаций на авансы, получаемые у них или Госбанка, поскольку собственных средств у большинства кооперативов не было.

Заготовка продуктов для голодающих проводилась как на местных рынках голодающих губерний, так и за их пределами. для заготовки хлеба губсоюзы голодающих губерний формировали «уборочные отряды», прокладывали «продмаршруты», открывали свои конторы в Сибири, Туркестане, украине, центральных и западных губерниях, куда отправлялись товары и деньги.

Заготовленные продукты необходимо было доставить голодающим. Плохо функционирующий железнодорожный транспорт задерживал переброску грузов, а отсутствие ответственности железной дороги за сохранность товаров порождала необходимость отправлять грузы в сопровождении специальных агентов и охранников. Губсоюзам для доставки хлеба приходилось ремонтировать за свой счет целые составы, снабжать их топливом, нанимать специальный штат работников поезда.

Огромные потери происходили из-за взяточничества и хищения товаров. Большая часть хлеба не доходила до места назначения. Так, из-за недостач при транспортировке Самарский губсоюз за второе полугодие 1921 года из 21000 кг грузов недополучил около 700 кг. Из более чем 500000 пудов разных сортов хлеба, заготовленных и погруженных к 1 января 1922 года, до Самары дошло менее трети - 138485 пудов. Всего за это время зарегистрировано 252 недостачи на 686 заказов, то есть более 36% [7, с.32, 33].

не меньшие потери происходили из-за бюрократической волокиты и непостоянства решений местных продовольственных органов. Например, заготовка хлеба в Туркестане разрешалась и запрещалась последовательно три раза. При этом Туркестан отчислял с хлебных заготовок 15% и 10% - Турксоюз, а все товары,

вывезенные в Сибирь, были объявлены государственным фондом [8, л. 3]. Тем не менее, из 2427 тыс. пудов семян, ввезенных в Самарскую губернию весной

1922 года, 1200 тыс. пудов, то есть около 50%, было заготовлено Губсоюзом [9, л. 14].

С октября начался период организации столовых для голодающего населения. декретом от 16 августа 1921 года на кооперацию была возложена обязанность по организации общественного питания голодающих. При губсоюзах были созданы специальные отделы, которым надлежало организовать в деревнях -при школах или других помещениях, в городах - при предприятиях и учреждениях, в кооперативах столовые. Организация столовых заключалась в подборе администрации, подготовке оборудования, посуды, дров, транспортировке грузов, сборе информации об экономическом состоянии губернии и составлении смет.

Специфика работы кооперации в области общественного питания заключалась, как следовало из доклада Особой комиссии Помгол при Центросоюзе, «исключительно в техническом выполнении государственного плана под руководством губкомпомголов и всецело зависела от успешности выполнения Нарком-земом своих обязанностей по снабжению мест продовольствием» [1, л. 2]. Поэтому кооперативные столовые для голодающих открывались по мере поступления в них продовольствия. Всего по стране в октябре 1921 года действовало 418 кооперативных столовых, к 1 марта 1922 года их число составляло 9241. Обслуживали они около 1,5 млн человек [1, л. 2]. Даже когда кроме грузов по нарядам Наркомпрода стали поступать пожертвованные продукты, в столовых питалось не более 12% от числа голодающих [1, л. 2]. Отдельного анализа требуют встречающиеся в архивных материалах факты открытия кооперативных столовых исключительно на собственные средства.

Таким образом, ставка государства на кооперацию оправдала себя. На фоне общего хаоса и разрухи кооперация все еще сохраняла подобие системы, не забыты были принципы кооперативной работы, оставались специалисты, получившие опыт работы в дореволюционный период. Включившись в борьбу с голодом, кооперация довольно оперативно сформировала план работы и начала его осуществление. Противоречивость ситуации заключалась в том, что государство, наделив кооперацию большими полномочиями в начальный период нэпа, в том числе и в деле организации помощи голодающим, поставило ее перед необходимостью ждать инструкций и указаний об организации работ. Используя опыт и инициативу кооперативных организаций, государство поставило их под свой жесткий контроль как в финансовом, так и в организационном плане. Работа кооперации зачастую тормозилась именно из-за бюрократических проволочек в процессе согласования ее действий с различными ведомствами.

Благодарности. Работа выполнена при финансовой поддержке федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (Государственный контракт № П 663 от 10 августа 2009 года).

исторические НАУКИ ►►►►>

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ПРИМЕЧАНИЯ

1. РГАЭ. Ф. 484. Оп. 1. Д. 257. Л. 2.

2. Среди них: М.П. Авсаркисов, Н.Д. Кондратьев, Д.С. Коробов, И.П. Матвеев, Н.С. Родионов, А.Е. Тей-тель, А.И. Угримов, А.А. Рыбников, П.А. Садырин, А.В. Чаянов, И.А. Черкасов // ГАРФ. Ф. 1064. Оп. 1. Д. 45. Л. 3-5.

3. РГАЭ. Ф. 484. Оп. 1. Д. 246.

4. Поляков, В.А. Российская общественность и иностранная помощь голодающим в 1921 г. // Вопросы истории. №12-2009.

5. РГАЭ. Ф. 484. Оп. 1. Д. 257. Л. 1.

6. На фронте голода. Самара, 1922.

7. Качаков, М.Ф.. Торговая деятельность Губсоюза за 5 лет // Самарский Губсоюз за 5 лет. Самара, 1925.

8. ГАСО. Ф. Р-81. Оп.1. Д. 397. Л. 3.

9. ГАСО. Ф. Р-321. Оп. 1. Д. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.