Научная статья на тему 'Направления профессиональной подготовки специалистов по управлению инновационной деятельностью'

Направления профессиональной подготовки специалистов по управлению инновационной деятельностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / REGION'S ECONOMY / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION ACTIVITY / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / PERSONNEL MANAGEMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / СПЕЦИАЛИСТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / INNOVATION ACTIVITY MANAGER / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖЕР / INNOVATION MANAGER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов Константин Олегович

Количество специалистов, работающих в сфере управления инновационной деятельностью, и качество их профессиональной подготовки не соответствуют требованиям эффективного инновационного развития регионов-субъектов РФ. В статье рассматриваются направления профессиональной подготовки специалистов по управлению инновационной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions of professional training of specialists in innovation activity management

Number of professionals working in the field of innovation management, and quality of their training does not meet the requirements of an effective innovation development of the RF regions subjects. The article deals with the direction of professional training in innovation activity management.

Текст научной работы на тему «Направления профессиональной подготовки специалистов по управлению инновационной деятельностью»

Соколов К.О. Направления профессиональной подготовки специалистов по управлению инновационной деятельностью // Вопросы инновационной экономики. — 2011. — № 3. — с53-57. — http://inec.enjournal.net/article/992/

Соколов Константин Олегович

кандидат экономических наук, заведующий лабораторией экономических исследований, Челябинский государственный университет

эоко1оу k@mail.ru

Направления профессиональной подготовки специалистов по управлению инновационной

деятельностью

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация:

Количество специалистов, работающих в сфере управления инновационной деятельностью, и качество их профессиональной подготовки не соответствуют требованиям эффективного инновационного развития регионов-субъектов РФ. В статье рассматриваются направления профессиональной подготовки специалистов по управлению инновационной деятельностью.

Ключевые слова: экономика региона, инновации, инновационная деятельность, управление персоналом, профессиональная подготовка, специалист по управлению инновационной деятельностью, инновационный менеджер

В настоящее время в России имеется большое количество перспективных для коммерциализации результатов исследований и разработок, которые не используются в силу не только объективных причин, но чаще всего из-за неподготовленности отечественных разработчиков к выведению на рынок новой продукции. Необходимость выявления новых результатов интеллектуальной деятельности технического, технологического, организационного, коммерческого характера, анализа этих результатов

с точки зрения влияния на принятую стратегию бизнеса, выбор оптимальных форм их правовой охраны, использование правового механизма для повышения стоимости инновационного бизнеса — все это неотъемлемые компоненты инновационной деятельности.

Для специалистов в области инновационной деятельности важно умение профессионально ориентироваться в возможностях и механизмах управления интеллектуальными ресурсами. Эти специалисты должны обладать навыками в области коммерциализации технологий, владеть теорией и практикой правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, уметь управлять инновационными проектами и высокотехнологичными фирмами.

Инновационные менеджеры должны получать глубокую междисциплинарную подготовку: системный аналитик, вооруженный методологией и инструментарием теории управления; эконометрист, вооруженный методологией и инструментарием теории экономической динамики; менеджер, вооруженный методологией и инструментарием теории организации маркетинга и психоанализа. В программах по подготовке инновационных менеджеров, по нашему мнению, должны быть тесно связаны технические и управленческие дисциплины, необходимые для планирования, разработки и коммерциализации инноваций.

Так как основным предметом труда менеджера является научно-техническая и управленческая информация, то обязательным условием его эффективной работы выступают знания современных информационных технологий, умение ими пользоваться.

Инновационные менеджеры — это специалисты, выступающие связующим звеном между новаторами — авторами оригинального научно-прикладного продукта — и сферами производства и потребления. Поэтому одной из важнейших особенностей в подготовке инновационных менеджеров является то, что дополнительно к названным выше знаниям и умениям такой специалист, по нашему мнению, должен обладать знаниями, позволяющими производить отбор новых идей, генерируемых сотрудниками предприятия и способных приносить наибольший положительный эффект от их практического применения. Таким образом, в основе инновационного менеджмента стоит умение распознавать инновации, ибо только при таком условии ресурсы могут использоваться для инновационного развития предприятия.

Взаимодействуя с новаторами (изобретателями и рационализаторами), инновационный менеджер формирует инновационный портфель, оценивает возможные пути реализации и жизнеспособность каждой перспективной разработки посредством соответствующих критериев. Для того чтобы квалифицированно производить отбор новых идей инновационный менеджер должен непрерывно следить за развитием

Соколов К.О. Направления профессиональной подготовки специалистов по управлению инновационной деятельностью // Вопросы инновационной экономики. — 2011. — № 3. — с53-57. — http://inec.enjournal.net/article/992/

внешней среды предприятия, формированием рынка, достижениями научно-технического прогресса.

Специфика инноваций, как объектов управления, предопределяет особый характер профессиональной деятельности менеджера в этой сфере. Труд инновационного менеджера носит творческий характер, требует разносторонних знаний, предполагает склонность личности к аналитической деятельности.

В условиях прогнозируемого увеличения инвестиционной активности в России виден серьезный дефицит специалистов, способных управлять инновационным развитием промышленных предприятий. Очевидно, что количество специалистов, работающих в сфере создания и выведения новой продукции на рынок и эффективной коммерциализации технологий, а также качество их подготовки не соответствуют современной потребности. У большинства специалистов, даже имеющих образование в области менеджмента, нет системных знаний в области управления интеллектуальной собственностью, коммерциализации технологий, ограничены представления о специфике выведения на рынок нового высокотехнологичного продукта, интеграции новых технологий в общую деятельность компании, технологическом аудите, управлении инновационными проектами.

Проблемы обеспечения эффективной подготовки специалистов для управления инновационной деятельностью наиболее остро стоят в регионах России, где еще не сложилась соответствующая учебно-методическая база, не хватает должного обеспечения образовательных организаций педагогическими кадрами, значителен разброс в уровне их квалификации, недостаточна материально-техническая база, не сформировано общественное мнение о необходимости такой подготовки.

В настоящее время в ряде регионов России начинает формироваться многоуровневая система подготовки специалистов по управлению инновационной деятельностью в научно-технической и промышленной сферах как подсистема национальной инновационной системы [1]. Организационная схема многоуровневой системы представляет собой совокупность государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений, осуществляющих деятельность в соответствии с действующим законодательством, а также органов управления системой на федеральном и региональном уровнях. Система подготовки кадров должна базироваться на формировании в регионах сетей специализированных образовательных центров, использующих накопленный организационно-методический опыт, материально-технический и кадровый потенциал организаций и учреждений, действующих на рынке образовательных услуг.

Региональные специализированные центры подготовки кадров должны создаваться с учетом сложившегося размещения научно-производственного потенциала и активно взаимодействовать друг с другом и органами исполнительной власти. Они должны решать специфические задачи организации подготовки и переподготовки специалистов по управлению инновационной деятельностью, причем по возможности комплексно, обеспечивая кадрами весь цикл инновационного процесса.

Подготовку специалистов по управлению инновационной деятельностью целесообразно осуществлять без отрыва слушателей от работы, обеспечивать их оригинальными учебными пособиями, основанными на передовой практике, в том числе в электронном виде, с тестами и анализом конкретных ситуаций, адаптированными для дистанционной формы образования.

Профессионально подготовленные российские инновационные менеджеры, владеющие инженерными и экономическими знаниями, становятся важнейшим активом эффективного инновационного бизнеса. Дальнейшая интенсификация инновационной деятельности будет способствовать перемещению специалистов в области управления инновациями из среднего звена, которое они занимают сейчас, в высшее звено, на должности руководителей предприятий. Для того чтобы современное предприятие достигло успеха, им должен руководить инновационный менеджер.

Чтобы занять достойные позиции в мире, перед Россией поставлена задача, в самое ближайшее время выбрать приоритеты прорыва и осуществить его, опираясь, прежде всего на собственные разработки. Для решения этой задачи нужны современные российские кадры — инновационные менеджеры, консультанты, эксперты, получившие качественное образование для работы в рыночных условиях, способные выдержать ужесточающуюся конкуренцию в мире.

Соколов К.О. Направления профессиональной подготовки специалистов по управлению инновационной деятельностью // Вопросы инновационной экономики. — 2011. — № 3. — с53-57. — http://inec.enjournal.net/article/992/

Литература

1. Зинов В.Г. Менеджмент инноваций: Кадровое обеспечение. - М.: Дело, 2005. - 496 с.

Konstantin O. Sokolov

Cand. of Econ. Sci., Head of the Laboratory for Economic Research,

Chelyabinsk State University

Directions of professional training of specialists in innovation activity management

Abstract:

Number of professionals working in the field of innovation management, and quality of their training does not meet the requirements of an effective innovation development of the RF regions subjects. The article deals with the direction of professional training in innovation activity management.

Keywords: region's economy, innovations, innovation activity, personnel management, professional training, innovation activity manager, innovation manager

- Si -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.