Научная статья на тему 'Направления повышения конкурентоспособности российских предприятий сферы услуг в условиях гатс'

Направления повышения конкурентоспособности российских предприятий сферы услуг в условиях гатс Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
683
88
Поделиться
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СФЕРА УСЛУГ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ФРАНЧАЙЗИНГ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Нечаев Сергей Юрьевич

В статье охарактеризованы конкурентные позиции России на мировом рынке услуг в целом и в отдельных отраслях: несмотря на положительную динамику роста объемов рынка услуг, РФ остается в группе государств со средними показателям развития и невысокой конкурентоспособностью сферы услуг, что отражают масштабы и структура экспорта и импорта услуг. Выявлены направления повышения конкурентоспособности российских предприятий сферы услуг в условиях присоединения России к ВТО, в частности: развитие франчайзинга на базе ведущих российских компаний и брендов, развитие государственно-частного партнерства в модернизации отраслей и предприятий сферы услуг, повышение уровня информатизации общества, многофункциональное использование спутниковых систем, применение стратегии горизонтальной диверсификации, комплексное развитие человеческого капитала, сокращение коррупции в правоохранительных органах, использование кластерного подхода. Практическая значимость работы заключается в возможном использовании ее результатов для дальнейшей разработки научно-практических рекомендаций, касающихся вопросов повышения международной конкурентоспособности предприятий и отраслей российской сферы услуг. Положения, выводы и практические предложения могут быть применены федеральными и региональными ведомствами при формировании и реализации государственных стратегий и программ модернизации и развития отраслей сферы услуг.

WAYS TO IMPROVE THE COMPETITIVENESS OF RUSSIAN ENTERPRISES OF THE SERVICE SECTOR IN THE CONTEXT OF GENERAL AGREEMENT ON TRADE IN SERVICES

The paper discusses the competitive position of Russia in the global services market as a whole and in its individual sectors: despite the positive dynamics of the growing services market Russia remains in the group of countries with medium level of development and low competitiveness of the service sector which is reflected in the volume and structure of exports and imports of services. The author identifies the following ways to improve the competitiveness of Russian enterprises of the services sector after Russia's accession to the WTO: development of franchising with the help of leading Russian companies and brands, encouraging public-private partnership in the modernization of the service sector businesses, building and promoting information society, multifunctional use of satellite systems, introducing the system of horizontal diversification strategy, comprehensive development of human capital, reducing corruption in law enforcement agencies, and introducing cluster approach. The research has practical significance; its results may be used for further development of theoretical and practical recommendations concerning the issues of improving international competitiveness of Russian enterprises in the services sector. The views, conclusions and practical suggestions presented in the paper can be used by federal and regional authorities for developing and implementing public policies and programs of modernization and development of service industries.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Направления повышения конкурентоспособности российских предприятий сферы услуг в условиях гатс»

на основе планирования, учета, анализа, контроля и оценки ситуации для принятия стратегических и оперативных управленческих решений. В этой связи представляется целесообразным акцентировать внимание на существующих приоритетных направлениях развития бизнеса, анализе проблем и критичности бизнес-процессов в контексте учета их взаимосвязей и достоверности информационного обмена при реализации концепции системы менеджмента качества.

Полученные данные о происходящих процессах позволяют определить ключевой методологический принцип формирования системы процессного контроллинга с позиции конвергентности и гармонизации системы планирования, учета и контроля в сложно структурированных организациях с выделением самостоятельных структурных подразделений (служба или отдел контроллинга).

1. Абрамова Л.В., Суслова И.М. От процессного подхода к контроллингу: эволюция функционального менеджмента. и^:

http://ellib.gpntb.ru/subscribe/index.php?journal=ntb&year=2011& num=8&art=6 (дата обращения: 12.07.2014).

2. Бушуев А.Н., Гугелев А.В. Применение ISO/IEC 17021:2011 при сертификации корпоративных стандартов // Вестник СГСЭУ. 2014. № 2 (51). С. 38 - 42.

3. Контроллинг: учебник / А.М. Карминский, С.Г. Фалько, А.А. Жевага, Н.Ю. Иванова; под ред. А.М. Карминского, С.Г. Фалько. 2-е изд., дораб. М: Финансы и статистика, 2009.

4. Коптелов А., Пичугин И. Кризис и управление бизнес-процессами. URL: http://int-bank.ru/articles/181/ (дата обращения: 12.07.2014).

5. Муратов А.С. Конвергенция контроллинга и менеджмента качества / А.С. Муратов, И.П. Поварич // Менеджмент в России и за рубежом. 2011. № 1. С. 135 - 142.

6. Сафаров А. Миссия контроллинга // Управленческий учет. 2009. № 1.

7. Фалько С.Г. Контроллинг для руководителей и специалистов. М.: Финансы и статистика, 2008.

8. Хан Д., Хунгенберг Х. Стоимостно-ориентированные концепции контроллинга. М.: Финансы и статистика, 2005.

9. Хорват П. Концепция контроллинга. М.: Петер Хорват и партнеры; Альпина, 2006.

Ц&ф nechaevsy@list.ru Сергей Юрьевич Нечаев,

аспирант кафедры мировой экономики, УДК 338.46(470) Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ услуг В УСЛОВИЯХ ГАТС

В статье охарактеризованы конкурентные позиции России на мировом рынке услуг в целом и в отдельных отраслях: несмотря на положительную динамику роста объемов рынка услуг, РФ остается в группе государств со средними показателям развития и невысокой конкурентоспособностью сферы услуг, что отражают масштабы и структура экспорта и импорта услуг. Выявлены направления повышения конкурентоспособности российских предприятий сферы услуг в условиях присоединения России к ВТО, в частности: развитие франчайзинга на базе ведущих российских компаний и брендов, развитие государственно-частного партнерства в модернизации отраслей и предприятий сферы услуг, повышение уровня информатизации общества, многофункциональное использование спутниковых систем, применение стратегии горизонтальной диверсификации, комплексное развитие человеческого капитала, сокращение коррупции в правоохранительных органах, использование кластерного подхода. Практическая значимость работы заключается в возможном использовании ее результатов для дальнейшей разработки научно-практических рекомендаций, касающихся вопросов повышения международной конкурентоспособности предприятий и отраслей российской сферы услуг. Положения, выводы и практические предложения могут быть применены федеральными и региональными ведомствами при формировании и реализации государственных стратегий и программ модернизации и развития отраслей сферы услуг.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Ключевые слова: конкурентоспособность, сфера услуг, предприятие, франчайзинг, информатизация, государственно-частное партнерство.

S.Yu. Nechayev

WAYS TO IMPROVE THE COMPETITIVENESS OF RUSSIAN ENTERPRISES OF THE SERVICE SECTOR IN THE CONTEXT OF GENERAL AGREEMENT ON TRADE IN SERVICES

The paper discusses the competitive position of Russia in the global services market as a whole and in its individual sectors: despite the positive dynamics of the growing services market Russia remains in the group of countries with medium level of development and low competitiveness of the service sector which is reflected in the volume and structure of exports and imports of services. The author identifies the following ways to improve the competitiveness of Russian enterprises of the services sector after Russia's accession to the WTO: development of franchising with the help of leading

Russian companies and brands, encouraging public-private partnership in the modernization of the service sector businesses, building and promoting information society, multifunctional use of satellite systems, introducing the system of horizontal diversification strategy, comprehensive development of human capital, reducing corruption in law enforcement agencies, and introducing cluster approach. The research has practical significance; its results may be used for further development of theoretical and practical recommendations concerning the issues of improving international competitiveness of Russian enterprises in the services sector. The views, conclusions and practical suggestions presented in the paper can be used by federal and regional authorities for developing and implementing public policies and programs of modernization and development of service industries.

Keywords: competitiveness, service sector, enterprise, franchise, information, public-private partnerships.

Актуальность темы обусловлена увеличивающимся значением сферы услуг в национальных экономиках, а также расширением международной торговли услугами под воздействием процессов интернационализации и глобализации.

ВТО - международная организация, членами которой могут быть как государства, так и таможенные территории, которые обладают полной таможенной автономией в ведении своих внешних торговых отношений и иных вопросах, предусмотренных в Соглашении об учреждении ВТО. Россия присоединилась к ВТО 16 декабря 2011 года.

ГАТС является универсальным механизмом ВТО, с помощью которого страны, находящиеся на разных уровнях развития, могут осуществлять либерализацию национальной сферы услуг и ее отдельных отраслей с учетом особенностей их функционирования.

Усиление роли торговли услугами на мировом рынке обусловлено несколькими факторами:

1) увеличением доли сферы услуг в экономиках развитых стран, а также интернационализацией и глобализацией мирового хозяйства: активными участниками мирового рынка услуг становятся транснациональные компании;

2) развитием информационно-коммуникационных технологий (в том числе электронная торговля), что способствует облегченному выходу на мировой рынок тем поставщикам услуг, которые сталкиваются с серьезными торговыми барьерами или ограничены в финансовых возможностях.

Факторы, препятствующие повышению конкурентоспособности российских предприятий сферы услуг, можно условно разделить на две группы:

1) внутренние факторы (определяемые особенностями страны) - характеризуются недостатком финансовых, кадровых, информационных и прочих ресурсов, затрудняющим развитие производства и экспорта как традиционных, так и современных видов услуг: низкий уровень денежных доходов значительной части населения, а также высокий уровень коррупции чиновников, препятствующий развитию малого и среднего бизнеса в сфере услуг;

2) внешние факторы (зависящие от политики других государств) - представляют собой ограничения на импорт, введенные против определенной страны другими государствами с целью защиты своих экономических интересов.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Для достижения высоких показателей ВВП, развития экономики и сферы услуг РФ необходимо повышать конкурентоспособность предприятий. В связи с этим необходимо активное участие как самих российских предприятий, так и вмешательство государства. Со-

вместными усилиями представителей бизнеса, науки и государственных структур целесообразно разработать план (дорожную карту) мероприятий, направленных на повышение эффективности и конкурентных позиций в сфере услуг на внутреннем и мировом рынках. Одним из ключевых факторов должны стать изменения в законодательстве РФ, стимулирующие ускоренную модернизацию и инновационное развитие предприятий сферы услуг для повышения их конкурентоспособности.

Необходимо увеличение частных инвестиций в модернизацию и развитие отраслей сферы услуг в РФ. Очевидно, что оздоровление рынка услуг в России в условиях глобализации потребует от правительства продуманной, взвешенной политики по созданию благоприятного предпринимательского климата в отношении субъектов национального рынка услуг.

Проанализировав существующую ситуацию на мировом и российском рынках услуг, можно предложить следующие меры по повышению конкурентоспособности российских предприятий в условиях нахождения России в ВТО.

1. Развитие российского франчайзинга.

Франчайзинг означает возмездную передачу прав на использование известной торговой марки или коммерческого обозначения и регламентируется договором между франчайзером (предоставляет франшизу) и франчайзи (получает франшизу). Обычно в договоре регламентируется сумма отчислений за покупку и использование франшизы (может быть фиксированная, за определенный период, составляющая процент от продаж).

Понятия «франчайзинг» как формы организации сетевого бизнеса в ГК РФ нет. В российском законодательстве отношения франчайзинга регулируются договором коммерческой концессии: одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право применять в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секреты производства (ноу-хау). Необходимо принятие федерального закона о франчайзинге. Подобное законодательство применяется в развитых странах и способствует реализации следующих преимуществ франчайзинга:

1) для франчайзера:

- гарантированно стабильный объем продаж своей продукции, услуг;

- минимальные затраты ресурсов;

2) для франчайзи:

- использование проверенной бизнес-системы;

- возможность открыть собственное дело;

- возможность выбора отрасли;

- возможность снизить риски;

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

- удачный выход на рынок;

- минимальные затраты на рекламу и маркетинг;

- получение доступа к базе знаний франчайзера;

- гарантированная система поставок от франчайзера.

В мировой практике существует много успешных

примеров использования данной модели: Subway, «Мак-доналдс», KFC, «Баскин-Роббинс» (сфера общественного питания); Savage (одежда и аксессуары); CocaCola (продукты питания), «Кодак», «Ксерокс» (компьютерная и фототехника) и многие другие.

Франчайзинг является одной из форм развития дилерской сети компании (рис. 1). По прогнозам экспертов, в США в ближайшие десятилетия каждое второе предприятие малого бизнеса будет работать по договору франчайзинга. Данный прогноз был сделан на основе анализа современных тенденций развития процесса глобализации мировой экономики.

Торговое ими

Франчайзер Договор франчайзи --* франшизы *-

Оговоренные стандарты качества, оплата вознаграждения: контроль

Рис. 1. Схема взаимодействия субъектов в рамках договора франчайзинга (франшизы)

В России франчайзинг - относительно новая форма организации сетевого бизнеса, которая начинает активно набирать обороты. Первые франчайзинговые фирмы начали появляться в России в 1993 - 1995 годах. На сегодняшний день среди компаний, активно использующих данную форму продвижения на региональных рынках, наиболее успешными являются сети следующих российских фирм: «Модный трикотаж», «Золотой цыпленок», «Синий кристалл», «Хлебное дело», «1С», бензозаправки «Лукойл» и ТНК, «Эконика», «Дока-пицца». К франчайзингу как форме организации бизнеса прибегают отечественные компании «Пятерочка», «Копейка», «Крошка-картошка» и т.д. Более того, многие российские предприниматели становятся франчайзи крупных иностранных франчайзеров. Примеры такого франчайзинга - это международные сетевые компании «Макдоналдс», «Баскин-Роббинс».

Несмотря на это, существует множество барьеров, препятствующих развитию данной формы организации бизнеса:

- отсутствие в российском законодательстве понятия франчайзинга и закона о нем;

- наличие субсидиарной ответственности франчайзера за деятельность франчайзи (ст. 54 ГК);

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

- нехватка стартового капитала у малых предпринимателей на организацию бизнеса.

Для использования франчайзинга на основе российских организаций необходимо:

- наличие крупных игроков (брендов), которые являются лидерами на внутреннем рынке; чтобы достичь этого, необходимо повышать уровень инвестиций (государственных, частных) в инновационные отечественные компании сферы услуг;

- наращивать имеющиеся конкурентные преимущества и создавать новые;

- внести изменения в законодательство РФ - принять закон о франчайзинге.

Применение франчайзинга возможно в следующих отраслях:

- fashion (создание торговых сетей на базе отечественных домов моды, например В.М. Зайцев, В.А. Юдашкин);

- грузоперевозки (КамАЗ - автомобили, признанные мировым сообществом);

- программное обеспечение (антивирус « Касперский» - один из лучших в мире);

- космические спутники (РФ - один из лидеров в космических системах);

- российские художественные промыслы (хохлома, гжель и др.)

2. Государственно-частное партнерство (ГЧП).

На сегодняшний день нет единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к ГЧП. Широкая трактовка подразумевает под государственно-частным партнерством конструктивное взаимодействие между властью и бизнесом во всех областях, включая экономику, политику, культуру, науку и т.д.

Основные характеристики ГЧП:

- сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

- взаимодействие сторон закрепляется на официальной юридической основе;

- взаимодействие сторон имеет равноправный характер;

- имеет четко выраженную социальную направленность;

- в процессе реализации проектов (на основе ГЧП) объединяются ресурсы и преимущества обеих сторон;

- финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определенных пропорциях.

Впервые в законодательстве РФ понятие ГЧП появилось в Законе Санкт-Петербурга от 25.12.2006 г. № 627100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах». К настоящему моменту подобные законы приняты в большинстве субъектов РФ (69 субъектов), однако большая их часть является декларативными документами. Помимо региональных актов, регламентирующих сферу ГЧП, существуют: Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В определенной мере регулирует ГЧП и Федеральный закон РФ от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ»

(предоставление бизнесу льгот на определенной территории - тоже вариант ГЧП в широком смысле). Тем не менее данные нормативно-правовые акты затрагивают не все возможные формы и сферы ГЧП.

Федеральный закон о ГЧП в России обсуждается с середины 2000-х гг., но общепринятого определения, как и федерального закона о ГЧП, на сегодняшний день пока не существует.

Развитие ГЧП в России сдерживается не только отсутствием проработанного законодательства, но и отсутствием механизмов долгосрочного финансирования. Российский бизнес (в особенности банки) не готов участвовать в долгосрочных проектах (соглашения о ГЧП обычно имеют долгосрочный характер). Сейчас большинство крупных проектов ГЧП реализуется в режиме «ручного управления» (точечный контроль).

В 2007 г. на базе Внешэкономбанка (ГК «ВЭБ») был создан Банк развития. Основной закон, регламентирующий деятельность этого учреждения, закрепляет за ним функции участника рынка ГЧП. Центр ГЧП Внешэкономбанка является структурным подразделением Банка развития и является крупнейшим центром ГЧП в РФ.

ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.

Данная тенденция подтверждается в развитых странах на примере сферы услуг:

- транспортные услуги: частные компании занимаются реализацией государственных и социально значимых проектов, например строительством автомобильных дорог, тротуаров и железных дорог;

- услуги ЖКХ: освещение территорий и учреждений, уборка территорий и помещений;

- образование.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В частности, в Москве на основе ГЧП была построена станция метро «Мякинино», в настоящее время реализуется строительство скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург, реконструкция других федеральных трасс, расходящихся от столицы. Весомым проектом ГЧП в Москве также станет дорога Солнцево - Бутово - Видное на присоединенных в 2012 г. территориях (в его реализации будет участвовать девелопер MD Group, который строит микрорайон в Бутово). Совместно с частными инвесторами планируется построить и северный дублер Кутузовского проспекта, а также реконструировать 63-ю городскую больницу. Ранее был реализован крупный проект ГЧП в сфере здравоохранения: соглашение сети клиник «Медси» (подконтрольной АФК «Система») с правительством Москвы. В 2012 г. в обмен на 25% акций объединенной компании правительство Москвы передало компании «Медси» 5 поликлиник, 3 стационара и 3 санатория. Еще один пример сотрудничества московских властей и бизнеса в области медицины - программа открытия частных медицинских клиник на первых этажах зданий, принадлежащих городу.

3. Модернизация отраслей сферы услуг.

Последние 20 лет российская экономика функционировала за счет достижений эпохи СССР. Это касается индустриальной мощи, жилищно-коммунальной сферы, инфраструктуры, ядерного потенциала страны, разведанных запасов нефти, газа и организации их добычи.

Однако проедание активов и поддержка экстенсивного экономического роста не может продолжаться бесконечно, поскольку активы изнашиваются, морально устаревают. В связи с этим возникает необходимость развития и модернизации российской экономики, в том числе сферы услуг.

Сфера здравоохранения. Под модернизацией здравоохранения следует понимать научно обоснованную, поддержанную обществом совместную деятельность органов власти различного уровня, органов управления здравоохранением, медицинского сообщества, основанную на реальном учете имеющихся ресурсов и существующих факторов внешней среды с целью подъема российского здравоохранения на уровень, отвечающий современным требованиям, соответствующим мировым стандартам, и придания ему современного облика при сохранении доступности высококачественных медицинских услуг.

Можно выделить 3 группы задач модернизации здравоохранения:

1) нормативно-правовая основа модернизации: модернизация здравоохранения осуществляется на базе общего закона и в соответствии с ним на основании программного закрепления всех этапов и результатов модернизации оказания лечебно-профилактической помощи;

2) объект модернизации: модернизация здравоохранения осуществляется как модернизация отрасли с приоритетом профилактики и оказания первичной медицинской помощи;

3) предмет модернизации: модернизация здравоохранения - это модернизация инфраструктуры, деятельности медицинских организаций и отношений врача и пациента.

В 2011 - 2012 гг. в РФ осуществлялись программы модернизации регионального здравоохранения, которые в основном касались модернизации инфраструктуры и технической оснащенности лечебно-профилактических учреждений регионов. К настоящему времени во многих регионах РФ данные программы выполнены не полностью. При этом, согласно опросам, местное население и врачебный персонал поликлиник пока не удовлетворены результатами реализации данных программ. По решению правительства реализация данной программы была продлена на 2013 год.

Сфера образования. Модернизация образования -это политическая и общенациональная задача, которая не должна осуществляться как ведомственный проект. Цель модернизации в сфере образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования для удовлетворения потребностей развития современной конкурентоспособной экономики, творческой личности и демократического общества. Для достижения указанной цели следует решить следующие задачи:

- обеспечение правительственных гарантий доступности и равных возможностей получения гражданами полноценного общего и профессионального образования;

- достижение современного высокого качества дошкольного, общего и профессионального образования, соответствующего международным стандартам развитых стран;

- формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

- повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной роли;

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

- развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников процесса - обучающегося, педагога, родителей и образовательного учреждения.

Стратегические цели модернизации в сфере образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.

Банковская система. Центральным банком России определены внешние и внутренние приоритеты модернизации банковской системы России.

Внешние приоритеты (основные проекты и направления действий, которые предполагают воздействие Банка России на банковскую систему и ее окружающую среду):

- создание системы страхования вкладов (создание и запуск системы; отбор банков в систему);

- создание благоприятных условий для бизнеса (снижение требований к кассовым узлам и хранилищам, упрощение техники операций по кредитованию малого бизнеса, упрощение техники операций потребительского кредитования, создание институтов кредитного бюро, создание системы сбора и распространения информации о рынке банковских услуг);

- укрепление банковского надзора (принятие новой редакции закона о банкротстве кредитных организаций, борьба с раздуванием капитала, укрепление системы противодействия легализации незаконных доходов и финансированию терроризма, изменение системы отчетности коммерческих банков, продолжение реализации принципов качественного надзора и внедрения международных стандартов и правил надзора);

- создание ипотечного рынка (принятие закона «Об ипотечных ценных бумагах», внесение поправок в закон о банкротстве кредитных организаций о выделении ипотеки из общей конкурсной массы при банкротстве, формирование государственной программы рефинансирования ипотеки, создание института строительно-сберегательных касс);

- создание инфраструктуры и условий для развития финансового рынка (принятие законодательства о российских депозитарных расписках, внесение поправок в ГК о судебной защите сделок по производным финансовым инструментам, принятие законодательства о секью-ритизации банковских активов, создание центральной депозитарно-клирингово-расчетной организации);

Внутренние приоритеты (основные проекты и направления действий, которые влияют на внутреннюю структуру и механизмы функционирования ЦБ РФ):

- оптимизация надзора;

- реинжиниринг производственных процессов;

- оптимизация работы с персоналом;

- реформирование территориальной структуры Банка России;

- реформирование НИИ Банка России;

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

- формирование новой стратегии РР-поддержки деятельности Банка России.

Модернизация отдельных отраслей необходима во всех сферах экономики России, в том числе в сфере услуг. Данное направление является приоритетным для Правительства РФ. Подобное государственное вмешательство на программно-целевой основе приведет к значительному повышению конкурентоспособности российских предприятий сферы услуг.

4. Создание информационного общества (ИКТ).

Необходимо повышать уровень информационной

грамотности населения РФ. Во всем мире набирают обороты услуги, оказываемые с помощью удаленного доступа (Интернет, мобильные устройства). Примеры таких услуг можно найти во всех отраслях: оплата услуг ЖКХ и сотовых операторов; заказ и доставка продуктов питания и медикаментов на дом; интернет-банкинг (технология дистанционного банковского обслуживания, при котором доступ к счетам и операциям предоставляется в любое время и с любого компьютера через Интернет); инвестиционные услуги (биржи и т.д.) и многие другие услуги.

Одним из примеров ИКТ в масштабах государства служит портал государственных услуг. На данном сетевом ресурсе можно осуществлять операции, относящиеся к государственным поставщикам услуг, включая оплату штрафов и процесс выдачи паспортов.

Информатизация экономики, включая сферу услуг, государства и общества, является важной составляющей роста конкурентоспособности российских предприятий данной сферы.

5. Стратегия горизонтальной диверсификации.

Довольно часто, чтобы остаться на рынке и не быть

поглощенной конкурентами, компании приходится осваивать новые виды продукции и услуг с использованием имеющейся или вновь освоенной технологии. Такая стратегия в бизнесе называется диверсификацией.

Под горизонтальной диверсификацией понимается расширение номенклатуры и ассортимента собственной продукции за счет освоения и внедрения в производство абсолютно новой технологии. Но при этом реализация готового продукта будет осуществляться через уже сформированную сеть сбыта. Следовательно, потребители, поставщики и основные клиенты у компании останутся неизменными. В рассматриваемом случае идеи для бизнеса могут быть самыми разными, суть остается неизменной: компания производит новый товар или услугу, но продает их через своих постоянных партнеров.

Данная стратегия применяется крупными ТНК. Диверсификация горизонтального характера позволит российским предприятиям увеличить долю рынка, повысить финансовую устойчивость, сохранить существующих клиентов, привлечь новых потребителей, увеличить прибыль, повысить лояльность к бренду.

Примером реализации подобной стратегии поведения на рынке является российская компания МТС. Изначально МТС были оператором сотовой связи, затем появилась собственная сеть салонов сотовой связи, занимающаяся в том числе и продажей мобильных устройств различных производителей. Недавно МТС

заняли очередную новую нишу - производство сотовых аппаратов. Мобильные устройства компании МТС пользуются большим спросом благодаря невысокой стоимости и широкому спектру услуг.

Стратегия горизонтальной диверсификации активно используется крупными банками (рис. 2). Банковские группы (основа - банк + дочерние компании - лизинговые, инвестиционные, страховые, НПФ) состоят из многих структур, тесно связанных с основной деятельностью банковских учреждений.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

6. Развитие человеческого капитала.

Человеческий капитал - совокупность знаний, умений, навыков, здоровья и культурного развития, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека, экономики и общества в целом. Национальный человеческий капитал является составной частью национального богатства страны.

Основными факторами развития человеческого капитала являются (рис. 3):

- инвестиции в человеческий капитал;

- мотивация формирования и проявления качеств человека, которые характеризуют признаки человеческого капитала (образование, здоровый образ жизни, интеллектуальный потенциал);

- система оплаты труда, соответствующая мотивации деятельности и персональному развитию, а также стажу и опыту работы;

- ценностные установки, которые проектируются и проводятся в процессах управления;

- квалификация, которая отражает уровень профессионализма, навыки и умения эффективной деятельности;

- обеспечение информацией по критериям новых знаний, функционального содержания деятельности, образовательного и квалификационного уровня работника, которое отражает фактор компетентности;

- культура (общая, организационная, корпоративная, профессиональная и др.).

Все факторы взаимосвязаны, и только их системное использование позволяет получить действительный эффект развития человеческого капитала. Кадровый потенциал - один из важнейших факторов формирования конкурентоспособности российских организаций сферы услуг.

7. Концепция инновационных кластеров.

Кластер - это компактно локализованная агломерация хозяйствующих субъектов и организаций, которая соответствует четырем базовым критериям:

- критерий кооперации;

- критерий конкуренции;

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

- критерий компактности;

- критерий ключевой компетенции.

В рамках кластерного подхода можно

говорить об инновационном территориальном кластере, критерием которого является доля инновационной продукции в цепочке формирования добавленной стоимости свыше 40%. Индикатором инновационно-сти территориального кластера является

доля инновационной продукции в общей доле услуг (товаров) кластера, а также объем затрат на НИОКР участников территориального кластера.

Инновационный кластер - объединение различных организаций, позволяющее использовать преимущества внутрифирменной иерархии и рыночного механизма, что дает возможность более быстро и эффективно распределять новые знания и научные открытия.

Основные характеристики инновационного кластера:

- в инновационном кластере нецелесообразно разделять уровни на основную деятельность и обеспечение основной деятельности - в кластере можно говорить только об основных и обеспечивающих бизнес-процессах;

- в инновационный кластер не могут входить органы власти и управления;

- инновационный кластер является открытой системой, однако установление хозяйственных отношений с одним или несколькими организациями кластера не приведет к немедленной интеграции предприятия в его среду.

Отличие инновационного кластера от других форм экономических объединений заключается в том, что компании определенного кластера не идут на полное слияние, а создают механизм взаимодействия, позволяющий им сохранить статус юридического лица и при этом сотрудничать с другими предприятиями, образующими кластер и за его пределами.

Рис. 2. Структура банковской группы

Рис. 3. Механизм и методы управления развитием человеческого капитала

Кластерный подход позволяет повысить конкурентоспособность предприятий, обеспечивая уникальный профиль, стимулируя рост за счет новых инвестиций, обновления, инноваций и НТП.

Уже сейчас Российская кластерная обсерватория (в НИУ «ВШЭ») и Минэкономразвития РФ совместно разрабатывают пилотные инновационные территориальные кластеры. Отобранные кластеры располагаются на территориях с высоким уровнем концентрации и динамикой научно-технической и производственной деятельности. Кроме малых и средних предприятий в число участников инновационных территориальных кластеров вошел ряд ведущих российских научных и образовательных организаций.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Несмотря на положительную динамику роста объемов рынка услуг, Россия остается в группе государств со средними показателями развития и невысокой международной конкурентоспособностью сферы услуг. Данный фактор негативно влияет на российскую экономику, особенно в условиях вступления РФ в ВТО. Для роста ВВП и благосостояния населения страны необходимо разработать стратегию и государственную программу по повышению эффективности и конкурентоспособности отечественных предприятий сферы услуг при совместном участии государства, частных инвесторов и предпринимателей.

Повысить эффективность можно при использовании зарубежной практики в следующих направлениях: изменения в законодательстве, модернизация экономики, развитие государственно-частного партнерства, использование новых сетевых форм организации бизнеса, многофункциональное использование имеющихся ре-

сурсов, борьба с коррупцией, расширение производственных возможностей, информатизация общества.

Реализация указанных мер позволит российским предприятиям конкурировать с международными компаниями как на внутреннем, так и на мировом рынках услуг, а также будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности экономики страны.

1. Внешнеэкономическая деятельность российских компаний на мировом рынке / А.К. Ляменков, В.А. Зубенко. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010.

2. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация от А до Я. 2-е изд., доп. М.: ВАВТ, 2011.

3. Зенкин И.В. Международное торговое право. М.: Центральный издательский дом, 2010.

4. Инновации и экономическое развитие: опыт зарубежных стран и России / под ред. М.В. Кулакова, М.Н. Осьмовой. М.: ТЕИС, 2009.

5. Инновационное развитие сферы услуг: учеб. пособие / под ред. д-ра экон. наук, проф. Е.В. Егорова, канд. экон. наук Т.Б. Беляевой. М.: Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010.

6. Лепендина Е.С. Влияние информационных технологий на структуру международной торговли услугами // Цветные металлы. 2008. № 6. С. 11 - 14.

7. Лучко М.Л. Роль транснациональных компаний в процессах иностранного инвестирования. М.: Экономический факультет МГУ; ТЕИС, 2002.

8. МонастырныйЕ.А. Инновационный кластер // Инновации. 2006. № 2. С. 38 - 43.

9. Якименко И.В., Тарасенко В.В. Концепция государственной поддержки территориальных кластеров. М.: МАКС Пресс, 2012.

10. ГАТС. Ч. 1. Ст. 3 (с). иР1_: http://www.rgwto.com/wto.asp? 1<^=3668&<^ос_1<^=2111.

11. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья. М.: Омега-Л, 2010.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Йг Trubitsina.katia@mail.ru Екатерина Алексеевна Трубицына,

кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и управления внешнеэкономической деятельностью, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

(йа^ Alexander.trubitsin@gmail.com Александр Романович Трубицын,

кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной экономики и экономической теории,

УДК 378 Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Уже достаточно давно игровые методы обучения эффективно применяются в различных областях знаний. В настоящее время задача преподавателя экономической дисциплины не только обеспечить обучающемуся структурированный и понятный теоретический материал, но и охватить практические нюансы тематики, к которым студент должен быть подготовлен перед приемом на работу. Применение стратегических игр позволит реализовать данную задачу, так как содержит симуляцию многих процессов, особенно при принятии решений в условиях неопределенности. В статье рассматриваются игровые методы обучения, история их развития и применения с древних времен до наших дней. Исследуется область современного применения игровых методов обучения как эффективного инструмента в освоении экономических дисциплин. Конкретизируются элементы, структура и этапы проведения стратегических игр. Также даются практические рекомендации по организации семинарских занятий с применени-