Научная статья на тему 'Направления повышения инвестиционной активности малых городов'

Направления повышения инвестиционной активности малых городов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / МАЛЫЕ ГОРОДА / ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПАРК / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / SMALL TOWNS / INDUSTRIAL PARK / HUMAN RESOURCES POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ряховская Антонина Николаевна

Исследуются направления повышения инвестиционной активности малого города; его проблемы и направления их решения; возможность использования опыта других регионов по привлечению инвестиций, повышению эффективности их использования, снижению инвестиционных рисков, созданию импортозаменяющих производств. обращается внимание на обеспечение реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектов кадрами высокой квалификации, обладающими необходимыми знаниями и компетенциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ряховская Антонина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study explores several ways to enhance investment activities in small cities. It highlights problems and possible decisions as well as the necessity of using the best experience in such areas as attracting investments, increasing effi y, reducing investment risks, and creating import-substituting industries. The author points out that the fulfi of present and future investment projects needs core competencies and new knowledge.

Текст научной работы на тему «Направления повышения инвестиционной активности малых городов»

УДК 332.14

направления повышения инвестиционной активности малых городов*

исследуются направления повышения инвестиционной активности малого города; его проблемы и направления их решения; возможность использования опыта других регионов по привлечению инвестиций, повышению эффективности их использования, снижению инвестиционных рисков, созданию импортоза-меняющих производств. обращается внимание на обеспечение реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектов кадрами высокой квалификации, обладающими необходимыми знаниями и компетенциями.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность; малые города; индустриальный парк; кадровый потенциал.

The study explores several ways to enhance investment activities in small cities. It highlights problems and possible decisions as well as the necessity of using the best experience in such areas as attracting investments, increasing efficiency, reducing investment risks, and creating import-substituting industries. The author points out that the fulfillment of present and future investment projects needs core competencies and new knowledge.

Keywords: investment attractiveness; small towns; Industrial Park; human resources potential.

Ряховская Антонина Николаевна

д-р экон. наук, профессор, Заслуженный экономист Российской Федерации, член-корреспондент академии ЖКХ им. К.Д. Памфилова, зав. кафедрой «Стратегический и антикризисный менеджмент» Финансового университета E-mail: rectorat_ieay@mail.ru

особенности региональной политики России

Одним из следствий региональной политики России в условиях увеличения числа делегируемых с федерального уровня полномочий без соответствующего финансового сопровождения

является рост количества дотационных территорий. В то же время необходимо отметить, что в последнее время активизировалась работа региональных и местных органов власти по обеспечению эффективного функционирования и устойчивого развития социально-экономических систем регионов. При этом в России с различной степенью успешности реализуются национальные проекты, государственные и федеральные целевые программы, важной составляющей которых является бюджетное финансирование. Как показали исследования, в регионах с высоким коэффициентом сбалансированности социального развития использование такого инструмента стратегического планирования, как национальный проект, отличается высокой степенью эффективности [1], что повышает возможность получения средств федерального бюджета при условии представления на рассмотрение значимых, обоснованных, доступных для реализации инвестиционных проектов.

* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных в Финансовом университете, по государственному заданию 2014 г. в рамках бюджетного финансирования НИР.

Анализ осуществляемых в настоящее время крупных инвестиционных проектов и значительный объем инвестиций со стороны частного бизнеса свидетельствуют о том, что уровень предсказуемости условий сотрудничества государства и бизнеса увеличился, сформированы адекватная нормативно-правовая база, дееспособная инфраструктура.

Одним из следствий региональной политики России в условиях увеличения числа делегируемых с федерального уровня полномочий без соответствующего финансового сопровождения является рост количества дотационных территорий

Однако государство и бизнес еще недостаточно доверяют друг другу ввиду того, что властные структуры опасаются нецелевого использования или хищения средств, а предприниматели — возложения на них дополнительных обязательств и невозврата потраченных средств.

критерии, позволяющие отнести липецкую область к инвестиционно привлекательным регионам

Важнейшими задачами региональных и местных органов власти являются обеспечение высокой инвестиционной привлекательности региона, разработка и обоснование инструментов, ориентированных на активизацию процесса модернизации за счет повышения эффективности использования ресурсов региональных хозяйственных систем. При этом об инвестиционной привлекательности региона судят по инвестиционному потенциалу его социально-экономической системы, т.е. совокупности имеющихся в регионе факторов производства и сфер приложения капитала, уровня инвестиционного риска, совокупности и масштабу тех или иных проблем, возникающих при осуществлении капиталовложений на конкретной территории, вероятности получения неблагоприятного результата. И если анализировать уровень указанного показателя, например по Липецкой области, следует отметить, что он достаточно вы-

сок: на ее территории реализуется множество проектов, в том числе с привлечением иностранного капитала функционируют несколько свободных экономических зон, причем не только на территории областного центра, но и в районах области.

Именно эти параметры обусловили возможность отнесения Липецкой области к регионам с достаточно разработанной нормативно-правовой базой и инвестиционным потенциалом (по результатам рейтинга регионов, разработанного Центром государственно-частного партнерства при участии Минэкономразвития России и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации).

Так, на территории области создана уникальная трехуровневая система привлечения инвестиций, предоставляющая инвестору выбор наилучших возможностей для размещения бизнеса в особой экономической зоне промышленно-произ-водственного типа «Липецк» (далее — ОЭЗ ППТ «Липецк»), региональных особых экономических зонах и индустриальных парках. Кроме того, за пределами территории зон в области успешно развиваются другие промышленные предприятия, такие как ЗАО «Индезит Интернэшнл», ОАО «Гря-зинский культиваторный завод», ОАО «Доломит», ОАО ЛОЭЗ «Гидромаш», ОАО «Елецгидроагрегат», ОАО «Литмашприбор», ОАО «Энергия» и др.

ОЭЗ ППТ «Липецк» создана в 2005 г. Основными направлениями ее деятельности являются машиностроение, маталлообработка, энергетика, автомобилестроение. За период деятельности ОЭЗ ППТ «Липецк» зарегистрировано 29 компаний из России, Японии, Италии, Бельгии, Германии, США, Украины с объемом заявленных инвестиций 94,4 млрд руб., произведено продукции на сумму 18,7 млрд руб., создано 2310 высокопроизводительных рабочих мест. Объемы налоговых отчислений в бюджеты всех уровней резидентами ОЭЗ ППТ «Липецк» составили более 1,2 млрд руб., сумма уплаченных таможенных платежей — 816 млрд руб.

С 2006 г. в Липецкой области реализуется проект «Особые экономические зоны регионального уровня», за время реализации которого создано 10 особых экономических зон с различной специализацией: четыре — промышленно-производ-ственного типа, две — туристско-рекреационной направленности, три — агропромышленного типа и одна — технико-внедренческая.

Основными направлениями деятельности промышленно-производственных зон являются

машиностроение, станкостроение, автомобилестроение, металлообработка, строительная индустрия, легкая, пищевая и перерабатывающая промышленности.

На территориях особых зон промышленно-производственного типа зарегистрировано 22 участника с объемом заявленных инвестиций 50,8 млрд руб., создано 459 новых рабочих мест, произведено продукции в объеме 4,8 млрд руб.

С 2012 г. на территории области начали создаваться индустриальные парки, основными направлениями деятельности которых являются развитие высокотехнологичных производств и выпуск инновационной продукции.

Работа по повышению инвестиционной активности малого города

В г. Данков и Данковском районе Липецкой области находятся 156 сельских населенных пунктов, где проживают 33,6 тыс. чел., что позволяет назвать эту территорию типичным малым городом с незначительным числом проживающих в близлежащих деревнях и селах.

Как известно, различают четыре разновидности показателей оценки социально-экономического состояния муниципального образования:

• коэффициент автономии бюджета муниципального образования, характеризующий долю собственных доходов бюджета в общей величине источников доходов;

• доля расходов местного бюджета на образование, здравоохранение, ЖКХ в общей структуре расходов местного бюджета;

• доля работающих в структуре населения муниципального образования;

• показатель эффективности деятельности предприятий и организаций муниципального образования, рассчитываемый как отношение прибыли до налогообложения предприятий и организаций, функционирующих на ее территории, к общему объему произведенной промышленной продукции, работ и услуг.

В зависимости от величины вышеуказанных показателей социально-экономическое состояние муниципального образования может характеризоваться как:

• предельно благоприятное;

• благоприятное;

• неблагоприятное;

• предельно неблагоприятное.

Величины вышеуказанных показателей, а значит, характеристика социально-экономического состояния муниципального образования зависят от величины получаемых доходов, расходов, наличия либо отсутствия бюджетного дефицита и его величины, а также сумм муниципальных заимствований.

На величину этих показателей большое влияние оказывают состояние экологии муниципалитета, демографическая ситуация в части наличия трудовых ресурсов, степень их занятости, величина получаемых доходов, деловая активность, объемы сельскохозяйственного производства, выпуск промышленной продукции, оборот розничной торговли, а также величина инвестиций в основной и оборотный капитал.

Одним из наиболее эффективных направлений развития государственно- и муниципально-част-ного партнерства в Данковском районе Липецкой области является сельское хозяйство, что обусловлено благоприятными агроклиматическими условиями, наличием значительных площадей пахотных земель (более 120 тыс. га), их высоким плодородием.

Важнейшими задачами региональных и местных органов власти являются обеспечение высокой инвестиционной привлекательности региона, разработка и обоснование инструментов, ориентированных на активизацию процесса модернизации за счет повышения эффективности использования ресурсов региональных хозяйственных систем

Именно эти обстоятельства стали причиной принятия решения о строительстве самого современного в России тепличного комбината «Липецк-Агро», ставшего примером успешного сотрудничества государственного и частного бизнеса.

Но активизации сотрудничества государства и частного бизнеса препятствует низкий уровень оснащенности российского сельского хозяйства современной сельхозтехникой.

В целях исправления данной ситуации, а значит, обеспечения продовольственной безопасности страны Правительством РФ приняты меры по развитию сельскохозяйственного машиностроения, обеспечению доступности техники крестьян-ско-фермерским хозяйствам.

Аналогичная задача стоит перед руководством области и района по оснащению сельхозпредприятий и фермеров сельхозтехникой.

Анализ рассмотренных показателей социально-экономического состояния г. Данков и Данковского района свидетельствует о наличии значительного потенциала и серьезных проблем.

В целях активизации инвестиционных процессов целесообразно, по нашему мнению, использовать опыт других регионов России по привлечению инвестиций и повышению эффективности реализации инвестиционных проектов. Так, Тверская область проводит различные мастер-классы для инвесторов на следующие темы:

• как выбрать регион для открытия производства;

• как подобрать персонал для инвестиционных проектов;

• порядок заключения инвестиционного соглашения;

• пути развития муниципально-частного партнерства и т.д.

Аналогичные мероприятия целесообразно проводить и в г. Данкове. В их проведении может участвовать профессорско-преподавательский состав Финансового университета и Института экономики и антикризисного управления.

Проведение вышеуказанных мероприятий будет способствовать не только привлечению инвесторов, но и повышению эффективности реализации инвестиционных проектов.

Как известно, руководство области и района уделяет особое внимание развитию дорожной инфраструктуры, что, однако, не исключает необходимости использования опыта других регионов. По нашему мнению, представляется целесообразным применения на практике опыта г. Москвы, Челябинской обл., которые изменяют механизм взаимоотношений субъектов экономических отношений в дорожном строительстве на основе теории жизненного цикла. При этом строители отвечают не только за качество строительства, но и за дальнейшую гарантированную эксплуатацию построенных дорог.

Немаловажным при этом является наличие конкуренции, что позволяет уменьшать стоимость контрактов на стадии аукционов.

Значителен потенциал г. Данков и Данковского района по созданию импортозамещающих производств и повышению эффективности деятельности имеющихся предприятий.

Следующим направлением привлечения инвестиций в г. Данков и Данковский район является развитие туризма, в том числе паломничества, залогом успеха которого является богатейшая история Данковского края, красивейшая природа. Так, одно из древнейших сел Данковского района — село Перехваль — называют Липецкой Швейцарией.

Интересен в этом плане опыт Беларуси, а также многих регионов России по созданию агроусадеб, организации отдыха с сельским колоритом.

Особое значение в привлечении частных инвестиций имеет обеспечение организаций и индивидуальных предпринимателей производственными и офисными помещениями для ведения бизнеса, в том числе предоставление возможности аренды на льготных условиях, а главное, возможности выкупа арендуемых и иных помещений.

В целях повышения эффективности реализуемых и планируемых инвестиционных проектов целесообразно использование опыта Ханты-Мансийского автономного округа, которому влиятельные международные агентства присудили высший инвестиционный рейтинг в части оказания поддержки частному бизнесу посредством административного сопровождения, которое обеспечивается специалистами округа и муниципалитета.

Необходимо при этом максимально сокращать административные барьеры, что позволит инвесторам в короткие сроки проходить этап подготовки и согласования документов и приступить к их практической реализации.

В последние годы в ходе реализации проекта ОЭЗ ППТ «Данков», утвержденного постановлением администрации Липецкой области от 11.11.2008 № 300, и изменения модели развития региональной и муниципальной хозяйственной системы осуществляется переход от модели использования материальных условий к формированию модели, ориентированной на активизацию применения, наряду с материальными и нематериальных ресурсов региона, интеллектуальной собственности, знаний и навыков государственных муниципальных служащих, работников

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

85

различных уровней предприятий и организаций, программного обеспечения и др. В условиях развития инновационной экономики (экономики знаний) применение данной модели позволяет добиваться наилучших показателей. Это, в свою очередь, требует наличия высокопрофессионального кадрового потенциала, обладающего современными знаниями и компетенциями, который, как свидетельствуют результаты исследований международных компаний [2], имеется на рынке труда г. Данков.

Большую роль в достижении успеха в реализации инвестиционных проектов играет желание населения учиться и совершенствовать свои знания и навыки. Для этого по просьбе руководства района в г. Данков несколько лет назад был открыт филиал Института экономики и антикризисного управления, который осуществляет подготовку экономистов-менеджеров, выдавая диплом государственного образца. При этом важным представляется тот факт, что возможность получения образования по месту жительства способствует сохранению кадрового потенциала города и его увеличению.

Как показывает практика, залогом достижения поставленных целей в реализации инвестиционных проектов являются установление четких форм согласования и учет интересов всех заинтересованных субъектов внутренней и внешней среды экономической системы района, т.е. обеспечение баланса интересов участников конкретных инвестиционных проектов. Для этого необходимо добиваться детального обоснования каждого инвестиционного проекта. Кроме того, следует обеспечивать жесткий контроль за ходом его реализации. Именно

с этой целью целесообразна организация систематического мониторинга реализуемых проектов.

Выводы

Реализация на территории Липецкой области больших инвестиционных проектов, развитие свободных экономических зон позволяют, на наш взгляд, ставить перед руководством области амбициозную задачу — превратить ее в территорию опережающего развития (по примеру Дальневосточного федерального округа, Челябинской области), что требует реализации множества масштабных задач, раскрытия потенциала региона, вовлечения его населения в созидательный процесс, проведения большой разъяснительной и организационной работы, создания конкурентной среды, а главное, привлечения российских и иностранных инвесторов.

Литература

1. Ряховская А.Н., Ерхов М.В. Национальные проекты как инструмент предотвращения кризисных явлений в экономике // Вестник Финансовой академии. 2008. № 1 (45).

2. Сизов И. Бизнес не на деньгах, а на знаниях // Итоги недели. 2013. № 3 (281).

3. Ряховская А.Н. Исследование направлений привлечения средств для развития предприятий города // Экономические науки. 2012. № 4 (89).

4. Ряховская А.Н., Крюкова О.Г. Государственные программы как инструмент антикризисного управления в моногородах // Эффективное антикризисное управление. 2012. № 5.

Из выступления В.В. Путина на Петербургском международном экономическом форуме 24 мая 2014 г.

Безусловно, мы придерживаемся принципа суверенитета над национальными ресурсами. Вместе с тем Россия готова к привлечению в предприятия ТЭКа долгосрочных иностранных инвесторов. Мы делаем это, как вы знаете, причем многолетняя практика показывает, что это взаимовыгодно. Такая работа служит не только развитию нашего, отечественного, российского, ТЭКа. Она помогает расширить присутствие России на мировых энергорынках, что полностью отвечает как интересам добывающих стран и компаний, так и интересам потребителей.

Энергетика - это важнейшая основа устойчивого развития мировой экономики. Расчеты экспертов показывают, что доступных энергоресурсов на планете пока достаточно и еще долго будет достаточно. Вместе с тем мы хорошо знаем и законы убывающей эффективности, они применимы и к ситуации в ТЭКе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.