РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ
ЭКОНОМИКА
REGIONAL AND SECTORAL ECONOMY
Научная статья УДК 338.431.2 ББК 65.050.22+65.32 А 97
DOI: 10.53598 / 2410-3683-2022-3-305-15-23
НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАЩИТНЫХ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ В «ЗЕЛЁНОЙ» АГРАРНОЙ
ЭКОНОМИКЕ
(Рецензирована)
Юрий Рашидович Ачох
Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина,
г. Краснодар, Россия
Аннотация. «Зелёная» экономика становится основным вектором развития экономики всего мирового сообщества. Развитие «зелёной» аграрной экономики в России - актуальная задача, обусловленная, в том числе реалиями современного мира. Защитное лесоразведение представляет собой наиболее дешевое и надежное средство длительного действия для комплексного оздоровления и стабилизации нарушенных земель агроландшафтов. В статье описана экономическая и социальная значимость защитных лесных насаждений, их важность для экономики и экологии. Исследованы основные направления агропромышленного комплекса Краснодарского края, проанализированы показатели его развития. Установлены основные проблемы развития «зелёной» аграрной экономики в агропромышленном комплексе Российской Федерации и предложены рекомендации по их решению.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, сельскохозяйственная продукция, «зелёная» экономика, аграрная экономика, тенденции развития.
Для цитирования: Ачох Ю.Р. Направления повышения экономической эффективности использования защитных лесных насаждений в «зелёной» аграрной экономике // Вестник Адыгейского государственного университета, серия «Экономика». 2022. Вып. 3 (305). С. 15-23. DOI: 10.53598 / 2410-3683-2022-3-305-15-23
Original Research Paper
DOMINANTS DIRECTIONS OF INCREASING THE ECONOMIC EFFICIENCY OF THE USE OF PROTECTIVE FOREST PLANTATIONS IN THE «GREEN» AGRARIAN ECONOMY
Yuri R. Achokh
Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Krasnodar, Russia [email protected]
Abstract. The «green» economy is becoming the main vector of economic development of the entire world community. The development of a «green» agrarian economy in Russia is an urgent task, due, among other things, to the realities of the modern world. Protective afforestation is the cheapest and most reliable means of long-term action for comprehensive rehabilitation and stabilization of disturbed lands of agricultural landscapes. The article describes the economic and social significance of protective forest plantations, their importance for the economy and ecology. The main directions of the agro-industrial complex of the Krasnodar Territory are investigated, the indicators of its development are analyzed. The main problems of the development of the «green» agrarian economy in the agro-industrial complex of the Russian Federation are identified and recommendations for their solution are proposed.
Keywords: agro-industrial complex, agriculture, agricultural products, «green» economy, agricultural economy, development trends.
For citation: Achokh Yu.R. Dominants directions of increasing the economic efficiency of the use of protective forest plantations in the «green» agrarian economy // Bulletin of the Adyghe State University, series "Economics". 2022. No. 3 (305). P. 15-23 (in Russian). DOI: 10.53598 / 2410-3683-2022-3-305-15-23
Одной из главных проблем сельского хозяйства России на нынешнем этапе является неконтролируемый расход ресурсов, а также использование неэффективной устаревшей техники и неэффективных технологий. Сырьевая модель развития аграрной экономики, также как и подходы, основанные на отсутствии экологических требований, исчерпали себя. Стратегическое значение «зелёной» экономики в агропромышленном секторе заключается еще и в достижении показателей, ориентированных на рост здоровья нации: повышение продолжительности жизни, снижение заболеваемости, повышение стремления к здоровому образу жизни и правильному питанию [1].
Активное использование природных ресурсов для интенсификации индустриального развития и порожденный им кризис роста, стали одной из причин смещения общечеловеческого фокуса внимания на экологические проблемы и вызовы.
Столкновение с новыми реалиями привело, в том числе к переосмыслению хозяйственных отношений: уже к концу прошлого века в контексте концепции об устойчивом развитии для будущих поколений начало появляться новое направление в экономике - «зелёная» экономика. «Зелёная» экономика становится основным вектором развития экономики всего мирового сообщества. Происходящие экономические и природные изменения,
глобализация всех без исключения процессов требуют пересмотра общенациональных и государственных подходов к развитию экономики, экологии, охране природных ресурсов, сохранению здоровья и жизни человека.
Состояние и эффективность использования земельных ресурсов является определяющим фактором обеспечения сбалансированного развития агропромышленного комплекса, а также экологической и продовольственной безопасности страны. К приоритетным направлениям деятельности по обеспечению устойчивого развития агропромышленного комплекса следует отнести: борьбу с обезлесением; рациональное использование уязвимых экосистем с опустыниванием и засухой; создание компенсирующих участков с лесной растительностью; экологизацию землепользования за счет нового оптимального планирования агроландшафтов.
Сохранение почвенного плодородия земель напрямую связано с осуществлением мелиоративных и агролесомелиоративных мероприятий. Агролесомелиоративные мероприятия включают в себя комплекс мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений.
Лесонасаждения препятствуют ветровой и водной эрозии почв, они создают особые оптимальные условия для развития микрофлоры и фауны, улучшают развитие растений.
Повышение плодородия путем насаждения и совершенствования лесополос дает возможность прекратить или значительно уменьшить смыв верхнего плодородного слоя.
Глобальность решаемых задач, а также специфика сельского хозяйства как отрасли, имеющей важнейшее социальное значение и подверженной существенному
количеству различных рисков, актуализирует проблему повышения эффективности использования зелёных насаждений.
Происходящие в настоящее время климатические изменения, а также глобальный финансовый и энергетический кризис актуализируют острую потребность в поиске моделей экономического роста, которые будут способствовать устойчивому развитию цивилизации при стабильном потреблении материальных благ и устоявшемся росте экономики.
Под «зелёной» экономикой обозначают экономику, не влияющую на ресурсы природы. Данная концепция сохраняет ресурсы и понижает отрицательное воздействие на природу. Цель «зелёной» экономики - повышать благополучие общества, уменьшая нагрузку на экосистему, искать баланс между социальной политикой, экономикой и экологией. Концепция «зелёной» экономики основана на следующих принципах: устойчивого развития; уважения достоинства; справедливости; участия; предосторожности; устойчивости; преемственности; международного управления; эффективности; управления и гибкости [2].
Создание полезной для сохранения природного баланса сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на различных уровнях, от регионального до международного явилось ответной реакцией на тотальное нерациональное использование природных ресурсов, усугубление экологических проблем и деградацию крупных экосистем.
Системы, создаваемые в рамках этого процесса, должны обладать целостностью и служить для территории природным каркасом, а собственно отдельные ООПТ должны выполнять роль центральных ядер, способных обеспечить условия для сохранения наиболее ценных природных ландшафтов, сообществ живых организмов и способствовать
поддержанию и реабилитации экосистем и природных комплексов, подверженных антропогенному воздействию [4].
В Российской Федерации высока доля особо охраняемых территорий среди государств-членов ЕАЭС (рисунок 1).
Рис. 1. Доля особо охраняемых природных территорий по государствам-членам ЕАЭС в 2021 году (в процентах к общей площади территории) [10]
Обосновано, что социальные результаты от более активной деятельности государства, регионов и отдельных организаций в части создания более благоприятных условий для сельскохозяйственного производства и жизнедеятельности людей могут быть включены в состав экономических результатов оптимизации системы и технологии управления данной сферой и сферами иных выгодоприобретателей, т.к. лесозащитные насаждения, как и многие другие мероприятия по улучшению земель, являются одним из факторов не только интенсификации сельского хозяйства, но и формирования более благоприятной среды для хозяйственной деятельности человека, жизни людей и развития всего общества.
В Краснодарском крае основу производительных сил составляют агропромышленный, промышленный, строительный, топливно-энергетический комплексы. В силу благоприятных климатических условий и наличием плодородных почв край является одним из экономически развитых регионов Российской Федерации [5].
Краснодарский край, при доле посевных площадей РФ в 3,81%, производит 7,3% российской сельскохозяйственной продукции. Расчет объема производства продукции на душу населения показал, что по Краснодарскому краю показатель выше значения ЮФО в 1,2 раза, а при сравнении с РФ - выше в 1,65 раза.
Анализ динамики производства продукции сельского хозяйства в Краснодарском крае показал, что с 2010 по 2021 годы увеличилось производство зерновых и зернобобовых культур на 48,9%, а по сравнению с 2020 годом данный показатель возрос на 22,3% (таблица 1). Положительная тенденция наблюдается в производстве скота и птицы на убой. Также, в 2021 году было произведено 1 млн. 530 тыс. тонн молока, что на 9,5% больше чем в 2010 году.
Одним из основных факторов снижения динамики продуктивности земельных ресурсов агропромышленного комплекса является деградация агроландшафтов вследствие длительного применения недостаточно экологических систем земледелия, нарушения оптимальной структурно-функциональной организации
территории, сбалансированности основных его стабилизирующих компонентов, что привело к снижению
Вопросы охраны окружающей среды стоят в числе наиболее актуальных на сегодняшний день. В Краснодарском крае проводится работа для предотвращения истощения почвенных ресурсов и снижения рисков для окружающей среды, что, собственно, и составляет основу «зелёной» экономики. За последние годы органами власти
противоэрозионной устойчивости агроландшафтов, ухудшению их экологического состояния.
разрабатываются и реализуются различные программы, направленные на решение основных задач в целях улучшения экологической ситуации.
Следует отметить, что многие сельхозтоваропроизводители стали бережнее относиться к земле, соблюдать нормы выполнения агрохимических и фитосанитарных
Таблица 1
Динамика производства продукции сельского хозяйства в Краснодарском крае [6]
Показатель 2010 г. 2015 г. 2017 г. 2018 г. 2020 г. 2021 г. 2021 г. в % к
2010 г. 2020 г.
Зерновые и зернобобовые культуры (в весе после доработки), тыс. тонн 9937 13682 14081 12726 12105 14799 148,9 122,3
Сахарная свекла, тыс. тонн 7095 7172 9957 7701 5849 9905 139,6 169,3
Масличные культуры, тыс. тонн 1298 1373 1476 1292 1336 1509 116,3 112,9
Картофель, тыс. тонн 436 377 364 385 352 383 87,8 108,8
Овощи, тыс. тонн 610 731 754 753 833 806 132,1 96,8
Сено многолетних трав, тыс. тонн 490 351 367 288 199 281 57,3 141,2
Скот и птицы на убой (в убойном весе), тыс. тонн 394 362 373 375 410 447 113,4 109,0
Молоко, тыс. тонн 1397 1328 1381 1450 1555 1530 109,5 98,4
Яйца, млн. штук 1802 1543 1786 1731 1541 1475 81,8 95,7
Шерсть, тонн 298 306 355 360 360 366 122,8 101,7
мероприятий, заделывать пожнивные остатки в почву. Однако, еще бывают случаи, когда структура посевных площадей обосновывается экономической целесообразностью и конъюнктурой рынка. Несоблюдение севооборота, переход на севооборот из 3-5 культур, а в некоторых случаях - к монокультуре, губительно сказываются на плодородии почвы. Для повышения урожайности сельскохозяйственных культур производители увеличивают дозу минеральных удобрений при снижении объема внесения органических удобрений. Между тем, наукой доказано, что внесение больших доз минеральных удобрений хотя и позволяет увеличить производство основных видов продукции, но не способствует улучшению структуры и повышению плодородия. Но экологическое состояние агроланд-шафтов характеризуется масштабным угрожающим проявлением эрозионных процессов, которые негативно влияют на экологическое
состояние окружающей среды, снижают производительность земельных ресурсов, а, следовательно, и урожайность сельскохозяйственных культур. Многолетний опыт аграрного производства показывает, что применение только агротехнических мероприятий, даже самых современных, не обеспечивает стабильности агроландшафтов.
Внедрение новых мощностей и модернизация действующего оборудования по охране окружающей природной среды невозможно без привлечения инвестиций. В 2020 году инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов Краснодарского края, составили 701,2 млн. р. в фактически действовавших ценах, а это на 25,8% меньше чем в 2010 году. Основная доля в структуре инвестиций за анализируемый период направлена на охрану и рациональное использование водных ресурсов [7] (рисунок 2).
2014г. 2015г. 2016г. 2017г.
1 охрану и рациональное использование земель
2018г.
2019г.
охрану атмосферного воздуха
из них на: охрану и рациональное использование водных ресурсов
Рис. 2. Динамика инвестирования в основной капитал, направленный на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов
Краснодарского края, млн руб. [8]
Защитное лесоразведение в Российской Федерации регламентируется Земельным и Лесным кодексами РФ, Федеральными законами, отдельными указами Президента РФ, постановлениями и приказами федеральных и региональных министерств, отдельными законами, постановлениями глав субъектов
Российской федерации, но в своей совокупности они не в полной мере способствуют повышению эффективности защитного лесоразведения в Российской Федерации, особенно в условиях формирования в России «зелёной» аграрной экономики.
Важным и первоочередным этапом формирования и реализации
стратегии перспективного развития защитных лесонасаждений должна стать разработка новой целевой федеральной программы развития защитного лесоразведения в Российской Федерации на период до 2035 года и соответствующих инструктивных указаний по проектированию и эксплуатации защитных лесонасаждений. Стратегия развития защитного лесоразведения в отдельных российских
регионах позволит улучшить экологическую ситуацию в регионах, будет способствовать повышению качества окружающей среды, сформирует условия для устойчивого развития российского агропромышленного производства и сельских территорий, обеспечит рост производства сельскохозяйственной продукции в рамках реализации концепции «зелёной» аграрной экономики (рисунок 3).
Стратегические направления развития защитного лесоразведения
научное обоснование объемов, форм и мест лесомелиоративных и лесохозяйственных работ
проведение комплексной инвентаризации защитных лесонасаждений на всех категориях земель и получение в ходе мониторинга объективной информации о состоянии и потребности в дополнительных лесозащитных мероприятиях
оптимизация механизмов управления защитным лесоразведением на уровне государства и проблемных территорий
существенное укрепление материально-
технической базы для защитного лесоразведения за счет государственно-частного партнерства
подготовка и переподготовка кадров для защитного лесоразведения
разработка и обоснование экономических и ландшафтно-экологических принципов и ключевых направлений защитного лесоразведения
формирование постоянной лесосеменной базы для развития защитного лесоразведения
совершенствование нормативно-правовои базы защитного лесоразведения и системы государственного стимулирования этой работы на соответствующих территориях
научное и методическое обеспечение процессов проектирования и использования защитных лесонасаждений
разработка и принятие государственной и региональных программ защитного лесоразведения на долгосрочную и среднесрочную перспективы
Рис. 3. Стратегические направления развития защитного лесоразведения (составлено автором с учетом [3])
В настоящее время современное состояние защитных лесных насаждений и их систем различного целевого назначения не обеспечивают защищенность сельскохозяйственных территорий и стабильное функционирование агроландшаф-тов. Недостаточная полезащитная лесистость и защищенность, чрезмерная распашка защитных лесных насаждений, низкая доля в структуре сельскохозяйственных земель условно стабильных угодий - сенокосов, пастбищ, многолетних насаждений - не обеспечивают экологическую устойчивость агроландшафтов.
Это делает все более актуальной задачу проведения на уровне государства природоохранных мероприятий с финансированием их за счет федерального и регионального бюджетов, а также со стороны заинтересованных частных организаций.
Для сельского хозяйства Краснодарского края можно выделить направления обеспечения государственного регулирования инвестиционной деятельности в защитной лесомелиорации, отображенные на рисунке 4.
Развитие «зелёной» аграрной экономики будет способствовать положительному изменению
сельских территорий; повышению качества жизни населения в сельской местности; развитию селекционной науки и внедрению ее достижений в производство; сохранению имеющихся природных
ресурсов; появлению новых видов экологически чистой продукции сельскохозяйственного производства; повышению престижности аграрного сектора в национальной экономике.
Рис. 4. Направления обеспечения государственного регулирования инвестиционной деятельности в защитной лесомелиорации в сельском хозяйстве
Краснодарского края [9]
Примечания:
1. Ачох Ю.Р. Тенденции развития «зеленой» аграрной экономики // Экономика и управление: проблемы, решения. 2022. Т. 2, № 1 (121). С. 23-29.
2. Галкин Д.Г. Возможности развития аграрного сектора при реализации концепции «зелёного» роста // Агропродовольственная экономика. 2016. № 1. С. 24-31.
3. Стратегия развития защитного лесоразведения в РФ на период до 2020 г., 2012. / К.Н. Кулик [и др.]; Федеральное агентство лесного хозяйства. Волгоград: ВНИАЛМИ, 2008. 33 с.
4. Природно-экологический каркас как основа организационно-правовых механизмов устойчивого развития региона / В.В. Стрельников, В.И. Гайдук, И.П. Буяльский, Ю.Р. Ачох // Международный сельскохозяйственный журнал. 2019. № 2. С. 31-33.
5. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края. URL: // https://msh.krasnodar.ru
6. Сельское хозяйство Краснодарского края. Статистический сборник. Краснодар, 2022.
7. Официальный сайт Министерства природных ресурсов Краснодарского края. URL: http://www.mprkk.ru
8. Краснодарский край в цифрах. 2021: стат. сб. / Краснодарстат. Краснодар, 2022. 304 с.
9. Ачох Ю.Р. Механизм и факторы обеспечения государственного регулирования инвестиционной деятельности лесного хозяйства АПК Краснодарского края // Проектный и инвестиционный менеджмент в условиях цифровой экономики: материалы национальной науч.-практ. конф. Краснодар, 2020. С. 19-24.
10.Достижение Целей в области устойчивого развития в регионе Евразийского экономического союза. Статистический сборник / Евразийская экономическая комиссия. М., 2022. 186 с.
References:
1. Achokh Yu.R. Trends in the development of the «green» agrarian economy // Economics and management: problems, solutions. 2022. Vol. 2, No. 1 (121). Pp. 23-29.
2. Galkin D.G. Opportunities for the development of the agricultural sector in the implementation of the concept of «green» growth // Agro-food economics. 2016. No. 1. Pp. 24-31.
3. Strategy for the development of protective afforestation in the Russian Federation for the period up to 2020, 2012. / K.N. Kulik [et al.]; Federal Forestry Agency. Volgograd, 2008. 33 p.
4. Natural and ecological framework as the basis of organizational and legal mechanisms of sustainable development of the region / V.V. Strelnikov, V.I. Gaiduk, I.P. Buyalsky, Yu.R. Achokh // International Agricultural Journal. 2019. No. 2. Pp. 31-33.
5. Official website of the Ministry of Agriculture and Processing Industry of the Krasnodar Territory. URL: // https://msh.krasnodar.ru.
6. Agriculture of the Krasnodar Territory. Statistical collection. Krasnodar, 2022.
7. Official website of the Ministry of Natural Resources of the Krasnodar Territory. URL: http://www.mprkk.ru.
8. Krasnodar Territory in numbers. 2021: stat. col. / Krasnodarstat. Krasnodar, 2022. 304 p.
9. Achokh Yu.R. Mechanism and factors of ensuring state regulation of investment activity of forestry agro-industrial complex of Krasnodar Territory // Project and investment management in the digital economy: materials of the National scientific and practical conference. Krasnodar, 2020. Pp. 19-24.
10. Achieving Sustainable Development Goals in the region of the Eurasian Economic Union. Statistical collection / Eurasian Economic Commission. Moscow, 2022. 186 p.
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 05.07.2022; одобрена после рецензирования 12.07.2022; принята к публикации 19.07.2022. The author declares no conflicts of interests.
The paper was submitted 05.07.2022; approved after reviewing 12.07.2022; accepted for publication 19.07.2022.
© Ю.Р. Ачох