Научная статья на тему 'Направления отечественной и зарубежной инновационной политики в области энергетических проектов'

Направления отечественной и зарубежной инновационной политики в области энергетических проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
488
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИИ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПРОЕКТАХ / ИННОВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рудченко Никита Николаевич

Проанализированы основные моменты формирования инновационной политики в сфере энергетических проектов ряда стран. Дана характеристика современного уровня инновационного развития России в сфере энергетических проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рудченко Никита Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления отечественной и зарубежной инновационной политики в области энергетических проектов»

Terra Humana

УДК 330.341 ББК 65.304.13

Н.Н. Рудченко

направления отечественной и зарубежной инновационной политики в области энергетических проектов

Проанализированы основные моменты формирования инновационной политики в сфере энергетических проектов ряда стран. Дана характеристика современного уровня инновационного развития России в сфере энергетических проектов.

Ключевые слова:

инновационная политика, инновации в энергетических проектах, инновация.

На сегодняшний день многие европейские страны, в частности, Германия, Великобритания, Франция, нацеливают свои экономические ресурсы на создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности в области энергетических ресурсов. Демонстрация инноваций - задача крайне актуальная, так как в условиях экстремального износа основных средств и постоянной нехватки инвестиций, новые подходы и технологии во всех областях энергетического строительства просто жизненно необходимы, потому что традиционными методами проблему опережающей модернизации, к сожалению, уже не решить.

Кроме того, развитие и поощрение инновационной составляющей в энергетических проектах предприятия становится одной из приоритетных задач многих стран, а само стимулирование инновационной политики рассматривается как основополагающий механизм развития, что неоднократно отмечалось в докладах канцлера Германии, президента Франции на саммите Евросоюза в Брюсселе и Санкт-Петербурге [3].

Для всестороннего анализа зарубежного опыта реализации инновационной политики государства в области энергетических проектов автор считает целесообразным рассмотреть опыт стран-участниц «Большой восьмерки» (США, Японии, Великобритании и Германии), а также Китая.

Анализ инновационных направлений за рубежом позволил установить, что наибольшая доля инноваций приходится на научные изобретения в области энергетики. Среди инвестиционных предпочтений в инновации энергетических проектов первое место занимают проекты, связанные с использованием альтернативной энергетики.

В большинстве стран приняты законы, создающие льготные условия для произ-

водителей, потребителей и инвесторов в инновационное развитие альтернативной энергии, что является определяющим фактором успешного развития инноваций в данном секторе [9].

По прогнозу Мирового энергетического конгресса в 2020 г. на долю альтернативных преобразователей энергии (АПЭ) придется 5,8% общего энергопотребления [15]. В 2010-2011 гг. преобладали миллиардные сделки (в долларах США), причем сделки с самой высокой стоимостью были заключены в солнечной, ветровой энергетике и в секторе энергоэффективных технологий. Благодаря увеличению числа крупных сделок, совокупная стоимость сделок в этих секторах за два года практически удвоилась и внесла вклад (79%) в увеличение общей стоимости сделок с активами в возобновляемой энергетике.

Высокие показатели по количеству и общей стоимости сделок говорят о том, что сектор становится все более зрелым. Эта тенденция тем более примечательна, что в настоящий момент на мировом рынке сохраняется неопределенность. В 2011 г. число европейских сделок снизилось на 6%, но общая стоимость сделок возросла на 80% - с 16,7 до 30 млрд долл. США. Количество североамериканских сделок снизилось на 5%, их общая стоимость также упала на 5% - с 13,0 до 12,4 млрд долл. США [4; 5].

Ведущее место в мире по инновациям в альтернативных видах энергетике занимают США (более 40% действующих мощностей в мире). Там работает 8 крупных солнечных энергетических систем модульного типа общей мощностью около 450 мВт. Энергия поступает в общую энергосистему страны. Также осуществляется инновационный выпуск солнечных фотоэлектрических преобразователей, который достиг 40% от мирового объема в 300 мВт в год [4; 5].

В настоящее время в мире работает более 2 млн инновационно разработанных и установленных гелиоустановок горячего водоснабжения. Площадь солнечных (тепловых) коллекторов в США составляет 10, а в Японии - 8 млн м кв. В США и в Японии работают боле 5 млн инновационно разработанных тепловых насосов [1].

Как показали исследования генезиса развития инновационной политики, Соединенные Штаты одни из первых акцентировали внимание на инновационный потенциал в энергетике. В 1982 г. берет начало реализация Программы поддержки малого инновационного бизнеса, которая не только инициировала вхождение представителей научных кругов в предпринимательскую среду, но и стала главным источником и толчком для запуска большого числа инновационных проектов. На сегодняшний день Америка значительно увеличила развитие проектов связанных с энергетическим сектором. Например, в 2010 г. 23% мировой установленной мощности ВЭС, приходилось на американский континент (10036 МВт), 98% из которых сосредоточено в Северной Америке [5].

Автор считает необходимым упомянуть об инновационном развитии в сфере энергетики в Канаде, где установленная мощность выросла на 54% в абсолютном выражении, увеличив показатели с 239 МВт до 683 МВт за счет инновационных технологий [5; 15].

В то же время в Латинской Америке замечены лишь первые признаки проявления интереса к инновациям в секторе энергетики, главным образом в Бразилии с программой Ргса^а, которая реализовалась в 2006-2007 гг. Помимо этого в Аргентине несколько крупнейших компаний начинают активную деятельность по развитию инновационных ветроэнергетических технологии. Так что рынок Латинской и Южной Америки, с нашей точки зрения, можно охарактеризовать как совершенно неразвитый с позиции инноваций в сфере энергетики [7].

На Евразийском континенте правительственные инновационные программы развития энергетики были начаты намного позже, чем в США, но, помимо этого, были еще и менее успешны с коммерческой точки зрения. Необходимо отметить, что, несмотря на все трудности, мировой рынок инноваций в энергетике с начала 1990-х гг. начал набирать темпы роста, существенную долю внесли Дания, Германии, США и страны Азии.

Датчанами, на основе проведенных американцами исследований, были предложены несколько иные технологии в разработке турбин, более эффективные, чем американские аналоги. Американцы, опасаясь принципиального увеличения стоимости изготовления оборудования, не предприняли тех новаций, которыми воспользовались их датские коллеги, получившие при этом более эффективные показатели выработки энергии [1].

Можно сказать, что в современной инновационной политике государства в области энергетических проектов, именно ветроэнергетика является динамично развивающимся направлением инвестирования в инновации, темпы роста которой (15%) на порядок превышают средние темпы роста мировой выработки электроэнергии. Рост привлекательности инноваций в данной сфере энергетики можно подтвердить ростом ветровых установок в мировом показателе выработки, количество которых увеличилась практически с нуля до 3,9% [15].

Правительство Великобритании не только создает благоприятные условия для инноваций в сферу энергетики, но и направляет значительные средства на увеличение количества инвестиционных проектов в инновационное развитие в этой сфере. В 1999 г. была начата программа, призванная решать через инновации проблемы предприятий, работающих в сфере энергетики - созданы предпринимательские центры в университетах Британии.

В 2005 г. была введена в действие программа Фондов капитала для предприятий с общим бюджетом 200 млн фунтов стерлингов. Эти фонды инвестируют комбинацию из частных и общественных денег в быстрорастущие предприятия использующие в производстве передовые энергетические технологии. В тоже время Великобритания собирается заменить 3035 ГВт (эл.) энергетических мощностей, в которые входят практически все АЭС, производящие сейчас 20% от всей энерговыработки страны.

До 2020 г. Великобритания планирует направить около 2/3 всех инвестиций в строительство новых электростанций, поскольку задачи сегодняшнего дня диктуют, чтобы старые электростанции были заменены на низко-углеродные технологии, насколько это возможно [15].

Швеция - страна, сегодня динамично развивающаяся, где была создана достаточно четкая и ясная система государственной поддержки национальных

Среда обитания

Terra Humana

исследований и инноваций. Общий руководящий принцип действий шведского Правительства сформулирован в докладе «Инновационная Швеция. Стратегия роста через обновление».

Шведское государство занимает одно из лидирующих мест по потреблению электрической энергии на душу населения, которая эквивалентна пяти тоннам нефти. Национальные ресурсы, включающие в себя выработку электроэнергии на атомных и гидроэлектростанциях, всего лишь на одну четвертую удовлетворяют потребности страны. Одна из отличительных черт инновационного развития Швеции - это развитие на высоком уровне электроэнергетики.

Также сегодня довольно эффективно действуют установки, принятые в меморандуме между Российским энергетическим агентством Министерства энергетики РФ и Шведским энергетическим агентством Королевства Швеции в области инновации, энергоэффективности и возобновляемых источников энергии [12; 13].

Следует отметить, что в Германии до начала 90-х годов ХХ века основная роль в области реализации инновационной политики принадлежала Федеральному Фонду. В августе 2006 г. в Германии была утверждена Стратегия инновационного и технологического развития, которая является комплексным программным документом, где определены основные направления действий в национальной инновационной сфере и инструменты их реализации. Стратегия обозначает новые приоритеты Германии в технологической сфере с учетом мировых тенденций развития науки, техники и технологий. Принятие Стратегии отразилось на развитии инвестиционный проектов в области энергетики, и она была заложена в качестве одного из основополагающих элементов инновационной политики государства [15].

Хороший рост инноваций в энергетические проекты отмечается в Австралии. 4-я всемирная ветроэнергетическая конференция 2005 г. в Мельбурне дала толчок для нового роста ветроэнергетики страны и потока инноваций в данную сферу. Премьер-министр и министр энергетики Австралии объявили введение Государственной программы содействия развитию энергетики. В связи с этим, в ближайшие годы можно ожидать существенный рост инвестиций в предприятия данного сектора. В Австралии введена обязательная квота для продавцов электроэнергии - доля экологически чистых ресурсов

в совокупном размере должна составить не менее 2% годового производства энергии. Доля выработки электроэнергии ВЭУ Австралии составляет 0,3% общей выработки электроэнергии в целом по стране, хотя в некоторых штатах этот показатель достигает 70% [9]

Одновременно анализ показал, что мно -гие из Восточноевропейских стран все еще существенно отстают от ведущих европейских стран, как по инновациям в энергетику, так и по темпам роста инвестиций в энергетические проекты, имея благоприятный потенциал в данной сфере.

Исследования показали, что Китай увеличивает инновационность энергетического сектора. После 3-й всемирной ветроэнергетической конференции в Пекине в ноябре 2004 г. китайское правительство приняло закон о возобновляемых источниках энергии, и разработало целевую программу развития инноваций в энергетическом секторе до 2020 г., таким образом, заложив потенциал роста и перспективы для инновационных решений [3].

Интересно, что начало инновационной политики в энергетических проектах в Китае было положено Дэн Сяопином в 1978 г. Используя опыт Японии, Тайваня, Сингапура, Гонконга и Южной Кореи, Китай показал себя эффективным хозяйственником, сделавшим ставку на инновационные технологии. Китай к 2020 г. планирует довести долю расходов на научно-исследовательские работы в сфере энергетики до 2,5%, увеличить вклад научного прогресса в экономическое развитие более чем вдвое и на треть снизить зависимость от импортных технологий. Таким образом, Китай подготовил базу для усиления инновационного потока и привлечения инвестиционных ресурсов [8; 11; 14].

Начиная с 90-х годов ХХ века, деловые круги Японии приступили к выработке новой стратегии инновационного развития в сфере энергетики, нацеленной, прежде всего, на повышении эффективности энергетических проектов. В рамках данной стратегии произошли серьезные реформы органов государственного управления - с 23 до 13 сократилось число министерств и управлений. Так, например, Министерство просвещения и Управление по науке и технологии были слиты в одно большое Министерство просвещения, культуры, спорта, науки и технологии. Вновь образованное ведомство стало отвечать как за фундаментальные, так и за прикладные исследования, в том числе, и в области энергетики [6].

В 1995 г. был принят Базовый закон о науке и технике, заложивший основы современной инновационной политики, а с 1996 г. в качестве основного средства, обеспечивающего консолидацию усилий в сфере НИОКР, служит разработка пятилетних «Базовых планов развития науки и технологии».

В то же время, проведя всесторонний анализ зарубежного опыта реализации инновационной политики государства в области энергетических проектов, по мнению автора, необходимо выделить и отстающие страны в данной сфере. Претворение в жизнь энергетических проектов в ближайшее время можно ожидать в Египте и Марокко. Большинство этих проектов будут финансироваться иностранным капиталом, что изменит направления инновационных политик многих стран. При этом считаем нужным подчеркнуть, что специфика Африканского континента состоит в том, что территория имеет огромный потенциал для развития энергоемких проектов, но при этом страдает от нехватки энергии.

В связи с этим правительства африканских стран должны будут уделять особое внимание созданию необходимых условий для инвестирования строительства инновационных энергетических мощностей, основанных на возобновляемых источниках энергии, и создавать благоприятный инвестиционный климат в области развития инноваций в энергетические проекты

[7; 15].

Однако сегодня американские и европейские производители начинают сталкиваться с проблемой высокой себестоимости производства. И не только они. Некоторые китайские производители вынуждены нести тяжелое долговое бремя, и им становится труднее конкурировать с другими компаниями. В Китае имеются избыточные производственные мощности. Результатом этого могут стать ряд сделок по созданию альянсов между компаниями внутри таких стран, как США, Германия и Китай, а также международных альянсов с участием компаний из этих стран [8; 15].

Рассмотрев развитие инновационной политики в области энергетических проектов за рубежом, хотелось бы отметить, что российская инновационная политика в данной сфере практически отсутствует. Анализ развития инновационной политики России показал, что в настоящий момент идет обширная разработка документации на всех уровнях, а конкретных мер

по развитию энергетического сектора и инновационной политики в сфере энергетических проектов пока не проводится.

В ходе исследования российского потенциала в области инноваций в энергетические проекты считаем наиболее целесообразным привлекать к разработке инновационной политики в области энергетических проектов Российскую академию наук. В частности, таких специалистов, как академик РАН В.Е. Накорякова.

Согласно «Энергетической стратегии развития России до 2030 года», основы для создания национальной инновационной системы в энергетике закладываются сейчас. Инновационное развитие российской энергетики, которое началось после преодоления мирового экономического кризиса, является инновационным фундаментом в виде новых технологий, оборудования и принципов функционирования топливно-энергетического комплекса России и смежных отраслей [3; 9].

В России действует крупнейшая в мире Федеральная сетевая компания - ФСК России. Несмотря на то, что аналогов подобной системе нет ни в одной стране, - территория и стоящие перед государством задачи требуют модернизации как федеральной сети, так и межрегиональных. В ближайшие годы потребуется создание высокоинтегрированных интеллектуальных (Smart Grids) системообразующих и распределительных электрических сетей нового поколения в Единой энергетической системе России.

Курс на энергосбережение и энергобезопасность требует создания новых проводниковых материалов и средств электроники для управления процессами генерации и энергопередачи. Инновации необходимы в таких направлениях, как: создание проводников с использованием новых композитных материалов, позволяющих увеличить токонесущую способность, уменьшить затраты на сооружение линий электропередачи, уменьшить потери в сетях; организация производства высокотемпературных сверхпроводнико-вых материалов и устройств на их основе; использование низкотемпературных сверхпроводниковых индукционных накопителей электрической энергии для электрических сетей и гарантированного электроснабжения ответственных потребителей; широкое развитие распределенной генерации с применением электронных систем управления.

Таким образом, изучение становления и развития инновационной политики в

Среда обитания

Terra Humana

сфере энергетики в разных странах позволяет нам сделать вывод, что большинство развитых европейских стран весьма успешно развивают энергетические проекты через активизацию инновационного ресурса, и России следует перенимать положительный зарубежный опыт формирования инновационной политики в сфере

энергетических проектов. Одновременно в мире создан солидный задел инновационных технологий в энергетике. Поэтому российским энергетикам потребуется создание высокоэффективного инновационного комплекса, чтобы не отставать от мировых тенденций и современных потребностей экономики.

Список литературы:

[1] Безруких П.П. Экономические проблемы нетрадиционной энергетики // Энергия: Экономика, техника, экология. - 1995, №8. - С. 21-25.

[2] Григорьев Л., Салихов М Мировой экономический рост и спрос на энергию: новая модель. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.worldenergy.ru

[3] Для долгосрочных инвесторов сейчас открыто много хороших возможностей. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://elitetrader.ru/index.php?newsid=147964

[4] Корнеев А.В. Структура энергетического баланса США. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http:// iskran.ru/russ/works

[5] Кутюр Ж. Канада - последний энергетический шанс Европы // Le Monde. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://inosmi.ru/usa/20120226/186874139.html

[6] Международный строительно-инновациорнный форум в Японии: рыночные исследования. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://mbcorp.ru/page2388

[7] Мустафин М.А. Инновационная политика в развитых странах // Банки Казахстана. - 2010, № 2. -С. 28-31.

[8] Пи Цяньшень, Ван Кай Опыт китайских зон технико-экономического развития / Пер. с кит. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2009. - С. 11.

[9] Уивинг Д.,Скляр В.Российская энергетика: шесть мифов тормозящих реформу // ЭнергоРынок. -2011, № 10. - С. 16.

[10] Энергетика в России: В новой реальности. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.averkiev. com/nyheter/index.php/rus/article_one/energetika

[11] Энергетика Китая. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://energyfuture.ru/energetika-kitaya

[12] Энергетика Швеции. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.swedinfo.ru/ekonomika-

shveczii/270-energetika-shveczii.html.

[13] Энергетическая политика. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.swissworld.org/ru/

ehkonomika/ehnergetika/ehnergeticheskaja_politika

[14] ChinaPro. On-line СМИ, Гуанчжоу. - 2011, №18.

[15] Industrial Development. Annual report 2011. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://report.conti-online.com/pages/management-report/economic-climate/ec-industry/ec-industry_en.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.