Научная статья на тему 'Инвестиционная политика в сфере экологических проектов и альтернативной энергетики: отечественный и зарубежный опыт'

Инвестиционная политика в сфере экологических проектов и альтернативной энергетики: отечественный и зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
844
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ИСТОЧНИК ЭНЕРГИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рудченко Никита Николаевич

Изложены основополагающие направления развития государственной инвестиционной политики на примерах различных стран. Акцент сделан в изучении экономической сущности инвестиций в проекты с экологическими предпосылками. Дана сравнительная характеристика инвестиционной привлекательности России, стран Европы и Азии. Большое внимание уделено вопросам препятствующим привлечению инвестиций в Россию и тормозящим развитие инвестиционной политики в сфере экологических проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная политика в сфере экологических проектов и альтернативной энергетики: отечественный и зарубежный опыт»

УДК 330.3 ББК 65.04

Н.Н. Рудченко

инвестиционная политика в сфере экологических проектов и альтернативной энергетики: отечественный и зарубежный опыт

Изложены основополагающие направления развития государственной инвестиционной политики на примерах различных стран. Акцент сделан в изучении экономической сущности инвестиций в проекты с экологическими предпосылками. Дана сравнительная характеристика инвестиционной привлекательности России, стран Европы и Азии. Большое внимание уделено вопросам препятствующим привлечению инвестиций в Россию и тормозящим развитие инвестиционной политики в сфере экологических проектов.

Ключевые слова:

инвестиции, электроэнергия, альтернативный источник энергии, инвестиционная по-

литика, экономические предпосылки.

Сегодня среди инвестиционных предпочтений в экологические проекты предприятий любой отрасли первое место в мире занимают проекты, связанные с использованием альтернативной энергетики. Например, по прогнозу Мирового энергетического конгресса в 2020 г. на долю альтернативных преобразователей энергии (АПЭ) придется 5,8% общего энергопотребления. При этом в развитых странах (США, Великобритании и др.) планируется довести долю АПЭ до 20% (20% энергобаланса США - это примерно все сегодняшнее энергопотребление в России). В странах Европы планируется к 2020 г. обеспечить экологически чистое теплоснабжение 70% жилищного фонда [11, с. 23].

В свою очередь, по данным ресурса Emerging Portfolio Fund Research, ряд стран выглядят более привлекательно, чем Россия. Например, в прошлом году фонды Китая привлекли 240 млн долларов, Индии -около 300 млн долларов, Бразилии - 350 млн долларов, что связано с лучшей диверсификацией экономик этих стран и более интенсивными темпами их восстановления [5]. Все показатели связаны со степенью государственного вмешательства в работу частных компаний и поддержкой государственной инвестиционной политикой проектов с экологическими элементами. В то же время, Россия за 2009-2010 гг. опустилась в рейтинге со 118-й на 120-ю позицию и находится сегодня между Бангладеш и Коста-Рикой по уровню развития экологических проектов и по их инвестиционной привлекательности [13], а в 2006 г. в рейтинге Всемирного банка Россия занимала 97-е место [7, с. 72].

Исследуя развитие инвестиционной политики в экологические проекты, мы уста-

новили, что основной объем первоначальных исследований в ветроэнергетическом секторе принадлежал ученым - изобретателям США и Дании. В XIX в. системы, которые сотни лет в Европе качали воду и перемалывали зерно, были усовершенствованы в США. Началом инвестиционного процесса послужило возведение ветряной мельницы «HaПaday» в 1854 г. В течение 1850-1970 гг., более 6 млн небольших по мощности (в пределах 0,7 кВт) механических ветряных машин было установлено в США. Основным их использованием было перекачка воды для полива урожая и нужд домашнего хозяйства. Большие же ветряные механизмы, с роторами до 18 м в диаметре, использовались для подачи воды для паровых котлов паровозов железной дороги, которые использовались в регионах, где отсутствовали судоходные реки. В конце XIX в. в США был реализован успешный проект ветряной машины с ротором, имеющим большое количество лопаток, который был впоследствии использован в ветро-энергетических установках (ВЭУ). Данное событие произошло в Кливленде, штат Огайо, в 1888 г. ВЭУ имела лопасти ротора диаметром 17 м и коробку передач с повышающим соотношением 50:1 для того, чтобы на входе генератора развивать рабочие обороты 500 об/мин. Установленная мощность этой машины была равна 12 кВт [1, с. 24].

Интерес инвесторов к системам, использующим энергию ветра, вновь возник во времена Великой депрессии 1930-х годов. Появилась необходимость развивать сельскохозяйственный сектор, а более эффективного варианта электроснабжения, чем ВЭУ придумать было сложно. В связи с этим правительство США пошло на курс изменения инвестиционной политики го-

Среда обитания

Terra Humana

сударства через продвижение различных инвестиционных программ, стимулирующих развитие государственного сектора ветроэнергетики. Но, к сожалению, имеющаяся технологическая база не смогла сделать ВЭУ реальной конкурентоспособной альтернативой традиционной энергетике. Технологии требовали существенных доработок и соответственно инвестиций, но даже их развитие не позволило более мощным и современным ВЭУ конкурировать с парогенерирующими установками [1, с. 25]. К примеру, в Дании успешно функционировала турбина мощностью порядка 200 кВт, но лишь до тех пор, пока в 1960х годах она не смогла выдержать ценовой конкуренции с оборудованием на традиционном виде топлива. Такая тенденция имела место во всем мире до наступления нефтяного кризиса в 1970-х, который заставил правительства многих стран снова пересмотреть свою инвестиционную политику в отношении ВИЭ и в т.ч. - к ветроэнергетике [4, с. 34].

Современный этап развития инвестиций в экологические проекты, и особенно в ветроэнергетику, по нашему мнению, возник снова в США, по истечении двух лет после начала нефтяного кризиса, когда началась широкомасштабная научно-исследовательская программа в ветроэнергетическом секторе. Но данная программа оказалась неэффективной, в силу политических и лоббистских интересов, в результате чего финансирование программы прекратилось. Тем не менее, федеральные научно-исследовательские работы привели к разработке и испытанию 13 типов маломощных ВЭУ (1-40 кВт),

5 мощных ВЭУ (100 кВт - 3,2 мВт) с горизонтальной осью вращения и нескольких установок с вертикальной осью вращения мощностью 5-500 кВт. Основная масса финансирования была направлена на развитие турбин большой мощности (более 1 МВт), что, в конечном счете, было верным решением, т.к. эффективность и относительная автономность этого вида турбин превышала соответствующие показатели менее мощных прототипов. Несмотря на это разработчики также уделяли внимание развитию и повышению надежности ВЭУ малой мощности. Исследования в этой области были начаты в 1976 г. и длились в течение четырех лет, в результате чего было разработано 13 проектов ВЭУ в пяти типоразмерах. За семь лет, с 1974 по 1981 г., американская Федеральная программа поддержки ветроэнергетики способствовала достижению существенных

результатов в научно-исследовательской деятельности, но весь этот потенциал был потерян в связи с приходом администрации Рональда Рэйгана, когда банковское и инвестиционное сообщество прекратило поддерживать развитие ветроэнергетики. За последующие семь лет (1981-1988) несмотря на существенные налоговые льготы в США было разработано только четыре новых проекта ВЭУ И только начиная с 1989 г., с приходом администрации Джор-жа Буша (старшего), была возобновлена программа финансирования разработок в секторе ветроэнергетики [1, с. 23].

Анализируя инвестиционные направления в Европе, было установлено, что правительство Великобритании не только создает благоприятные условия для инвестиций, но и направляет значительные средства на увеличение количества инвестиционных проектов. Старейшей программой, направленной на поддержание инвестиционных потоков, является Схема гарантирования займов малых компаний созданная в 1981 г. при Департаменте торговли и промышленности. Программа была создана в целях исправления такого положения на рынке, когда малые предприятия с достаточно перспективными бизнес-предложениями не могли получить финансирование из-за невозможности его обеспечения. Так, с июня 1981 по март 2005 г. было выпущено 97 тысяч гарантий на общую сумму 4,2 млрд фунтов стерлингов [14]. В декабре 2005 г. Программа изменила направленность своей деятельности и сфокусировалась на поддержке новых предприятий и выделила отдельное направление в сфере экологических разработок.

Программа, призванная решать проблемы предприятий, работающих в научной сфере, была организована в 1999 г. для финансирования создания предпринимательских центров в университетах Британии и преследовала три главные цели:

1. Стимулировать коммерциализацию исследований и новых идей высокого уровня.

2. Способствовать развитию культуры научного предпринимательства в британских университетах.

3. Централизованным путем внедрять обучение основам предпринимательства в учебные планы по научным и техническим дисциплинам учебных заведений Соединенного Королевства.

В 2005 г. программа переменила направленность своего финансирования, которое стало поступать на оплату расходов

по обучению предпринимательству в рамках учебных планов всех профилей.

В том же году была введена в действие программа Фондов капитала для предприятий с общим бюджетом 200 млн фунтов стерлингов. Эти фонды, инвестируют комбинацию из частных и общественных денег в малые быстрорастущие предприятия, которым требуется акционерное финансирование объемом до 2 млн фунтов стерлингов. Основные цели программы заключаются в усилении притока частного капитала в акционерный капитал предприятий путем улучшения соотношения риска и доходности в интересах частных инвесторов, а также в уменьшении преград для участия венчурных капиталистов путем уменьшения суммы капитала, необходимого для создания жизнеспособного венчурного фонда. В структуре фондов предусмотрено, что государство получает приоритетный фиксированный доход 4,5% годовых, а весь избыточный доход поступает к частным инвесторам и управляющим [1, с. 21].

Проведенные исследования показали, что Германия и Испания имеют наибольший прирост (1808 МВт и 1764 МВт). Поэтому, с нашей точки зрения, именно эти страны являются передовыми и особо привлекательными для инвестиций в экологических проектах. Кроме того, на рубеже начала 80-х гг. в Германии предпринимались шаги по созданию стратегии развития промышленности среднего уровня. В этой связи научно-исследовательская деятельность и инвестиционная политика стали играть для малого и среднего бизнеса весьма значимую роль. Целью тогда для немецких компаний было широкое и быстрое применение новых, или улучшенных, производственных средств и технологий, материалов и программного обеспечения [8].

Следует отметить, что в Германии до начала 90-х годов ХХ в. основная роль в области реализации инвестиционной политики принадлежала Федеральному Фонду. Однако на сегодня в этой области активно действуют федеральные земли Германии, полугосударственные и частные учреждения, фонды, рабочие товарищества исследовательских организаций промышленности. Значительную часть функций в этой сфере также взял на себя Европейский союз [1, с. 23].

Хороший рост инвестиций в экологические проекты отмечается в Австралии, которая увеличила установленную мощность на 193 МВт до 572 МВт. Мировая

Конференция по вопросам Ветроэнергетики-2005 в Мельбурне, дала толчок для нового роста ветроэнергетики страны и потока инвестиций в данную сферу. Премьер-министр и министр энергетики Австралии объявили введение Государственной программы содействия развитию ветроэнергетики. В связи с этим в ближайшие годы можно ожидать существенный рост инвестиций в предприятия данного сектора. В Австралии введена обязательная квота для продавцов электроэнергии - доля экологически чистых ресурсов в совокупном размере должна составить не менее 2% годового производства энергии. Доля выработки электроэнергии ВЭУ Австралии составляет 0,3% общей выработки электроэнергии в целом по стране, хотя в некоторых штатах этот показатель достигает 70% [9].

Анализ показывает, что многие из Восточноевропейских стран все еще существенно отстают от ведущих европейских стран как по установленной мощности, так и по темпам роста инвестиций в экологические проекты, имея благоприятный потенциал в данной сфере. Мы установили, что Азия в 2005 г. показала наивысший темп роста установленной мощности в региональном разрезе, который составил 48%, что в абсолютном выражении составило 2263 МВт. В итоге, установленная мощность ВЭУ составила 7022 МВт. Одновременно Индия и Китай - основные страны, которые внесли вклад в формирование этих показателей в Азии. Азиатским лидером продолжает быть Индия, которая смогла показать более высокие результаты, чем Дания, и теперь находится на четвертом месте в мировом рейтинге инвестиций в экологические проекты. Показатели Индии составляют 4430 МВт установленной мощности [10, с. 8]. Исследования показали, что Китай увеличил установленную мощность с 762 МВт до 1260 МВт, что позволило ему занять 8 место в мировом рейтинге. После Мировой Конференции по вопросам энергии ветра в Пекине в ноябре 2004 г. китайское правительство приняло закон о возобновляемых источниках энергии в начале 2005 г. и разработало целевую программу развития ВИЭ до 2020 г., заложив таким образом потенциал роста и перспективы для инвестиций в проекты по ветроэнергетике. Помимо этого, китайская обрабатывающая промышленность, повышая показатели выработки продукции, увеличивает долю производства ветряных турбин и оборудования, что также привлекает инвесторов и они готовы да-

Среда обитания

Terra Humana

лее поддерживать финансово данные сектора [15].

Начало построения рыночной экономической системы и основ инвестиционной политики в Китае было положено Дэн Сяопином в 1978 г. Используя опыт Японии, Тайваня, Сингапура, Гонконга и Южной Кореи, Китай почти за треть века показал себя эффективным хозяином, сделавшим ставку на инвестиционную политику, в которой одну из ведущих ролей играет иностранный капитал.

В рамках курса на создание инвестиционной политики в Китае был принят ряд государственных планов научно-технического развития, в числе которых можно назвать «Программу среднесрочного и долгосрочного развития науки и техники на 1990-2020 гг.», «План 863» - работа в сфере высоких технологий, программу «Факел», направленную на освоение и коммерциализацию наукоемких технологий на базе современных производств, «Искра» - внедрение высоких технологий на поселково-волостных предприятиях, «Восхождение» - ведение приоритетных фундаментальных исследований, которые привлекут дополнительные иностранные инвестиции в страну.

Серьезный вклад в развитие инвестиционного направления в КНР играют зоны технико-экономического развития. В конце 1984 г. была создана первая особая экономическая зона, а на сегодня их насчитывается уже сорок девять. Эти зоны получили значительные инвестиционные и налоговые льготы, способствующие привлечению иностранных инвестиций и технологий [3, с. 11]. Также весьма интересен опыт КНР по использованию Интернета для привлечения в страну иностранного капитала. Так, например, на страницах государственного сайта «Регионы Китая» [16] потенциальный инвестор может не только ознакомиться с подробной социально-экономической характеристикой того или иного региона КНР, но и изучить правовую основу привлекательности вложения капитала (налоговые льготы, рассрочки и т.д.).

Китай к 2020 г. планирует довести долю расходов на научно-исследовательские работы до 2,5%, увеличить вклад научного прогресса в экономическое развитие более чем вдвое, на треть снизить зависимость от импортных технологий. Таким образом, Китай подготовил базу для усиления инвестиционного потока и привлечения инвестиционных ресурсов [12]. С развитием обозначенных инвестиционных при-

оритетов Китай рассчитывает войти в первую пятерку стран по числу выдаваемых патентов и по числу ссылок на научные публикации, а также занять лидирующее положение в области привлечения инвестиций.

Однако несмотря на достигнутые успехи в сфере экономического развития Китай занимает одно из лидирующих мест среди стран с неблагоприятной экологической обстановкой, т.к. достигнутые позитивные результаты не учитывали влияние роста производства на экологию [8].

Проводя анализ зарубежной инвестиционной политики, необходимо также рассмотреть опыт Японии как одной из стран лидеров по экономическому развития и инвестиционному потенциалу. После Второй мировой войны Япония не только смогла быстро восстановить национальное хозяйство, но и в минимальные сроки вошла в число мировых лидеров бизнеса. Это произошло во многом благодаря хорошо продуманной инвестиционной политике [2, с. 28].

Начиная с 90-х годов деловые круги Японии приступили к выработке новой стратегии инвестиционного развития, нацеленной прежде всего на повышении эффективности НИОКР. В рамках данной стратегии произошли серьезные реформы органов государственного управления - с 23 до 13 сократилось число министерств и управлений. Так, например, Министерство просвещения и Управление по науке и технологии были слиты в одно большое Министерство просвещения, культуры, спорта, науки и технологии. Вновь сформированное ведомство стало отвечать как за фундаментальные, так и за прикладные исследования.

В 1995 г. был принят Базовый закон о науке и технике, заложивший основы современной инновационной политики, а с 1996 г. в качестве основного средства, обеспечивающего консолидацию усилий в сфере НИОКР, служит разработка пятилетних «Базовых планов развития науки и технологии». В них зафиксирован ряд принципиальных позиций и в частности:

- значительное увеличение государственных расходов на НИОКР и экологию;

- главные усилия государства должны быть сконцентрированы на стимулировании диверсифицированных междисциплинарных фундаментальных исследований и уменьшение выбросов в окружающую среду;

- выделение приоритетных областей исследований с последующим структу-

рированием по значимости направлений внутри этих областей.

Об улучшении инвестиционного климата и реформировании инвестиционных механизмов в Российской Федерации как одном из приоритетов государственной экономической политики неоднократно в своих выступлениях говорил президент Российской Федерации Д. Медведев. В то же время, как показывает статистика, в период кризиса уровень прямых инвестиций сократился до 36 млрд долларов и в настоящее время остается недостаточным. По словам А. Кудрина, в результате притока прямых иностранных инвестиций в российскую экономику общий объем инвестиций в основной капитал в 2010 году увеличится на 3-4%, в 2011-м - на 10%, в 2013-м - на 7,4% [5]. Однако данной позитивной тенденции предшествовало серьезное падение объема капитальных вложений в российскую экономику, так в 2010 г. по сравнению с 2008 г. (23%), а доли прямых иностранных инвестиций -на 3,6%.

Очевидно, что российские предприятия чувствуют себя менее комфортно, чем западные и более остро нуждаются в улучшении инвестиционных аспектов на уровне государственной политики. На наш взгляд, говоря о процессе развития инвестиционной политики России в области экологических проектов необходи-

мо учитывать, что особенно в условиях рыночной экономики основу формирования экономических условий инвестирования составляет институт собственности. Поэтому особенно для развития инвестиционной политики назрела насущная необходимость проводить реформирование в сфере разграничения прав собственности через построение отвечающей современным требованиям системы отношений собственности в регионе.

Таким образом, проведенные исследования показали, что по всем видам экологических разработок и по уровню инвестирования в экологические проекты Россия находится на одном из последних мест в мире, близко к странам Африки. В стране отсутствует отрасль, объединяющая все разрозненные разработки в единый стратегический механизм. В концепциях РАН, ведущих институтов, отраженных в программе «Экологически чистая энергетика» практически отсутствует стратегия полномасштабного перехода к альтернативной энергетике и по-прежнему делается ставка на малую, автономную энергетику, причем в отдаленном будущем. Это, конечно, скажется на экономическом отставании страны, не будет способствовать улучшению инвестиционного климата в данной сфере, а также неминуемо скажется на экологической обстановке как в стране так и в мире в целом.

список литературы:

[1] Безруких П.П. Экономические проблемы нетрадиционной энергетики // Энергия: Экономика. Техника. Экология. - 1995, № 8. - С. 2-5.

[2] Мустафин М.А. Инновационная политика в развитых странах // Банки Казахстана. - 2010, № 2. -С. 28-31.

[3] Пи Цяньшень, Ван Кай Опыт китайских зон технико-экономического развития / Пер. с кит. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009.

[4] Соболь, Я. Г. Ветроэнергетика в условиях рынка (1992-1995 гг.) / Я. Г. Соболь // Энергия: Экономика, технология, экология. - 1995, № 11.

[5] Кудрин А. Прямые инвестиции в Россию составят 40 млрд долларов. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru/2010/10/05/focus/516125

[6] Кузьмин В. Климат-контроль // Российская газета. - 2010, 3 февраля.

[7] Торгашев А. Где удобно делать бизнес? // Русский репортер. - 2010, № 25. - С. 72-73.

[8] Россия и страны мира 2010. Статистический сборник. - М.: Росстат, 2011.

[9] ЭнергоРынок. - 2010, № 8. - С. 10.

[10] ЭнергоРынок. - 2011, № 12. - С. 8-10.

[11] ЭнергоРынок. - 2011, № 10. - С. 23-27.

[12] ChinaPro / Деловой журнал про Китай. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.chinapro.ru/

[13] World Bank. Overview - 2010 / Doing Business database. - N.Y., 2010.

[14] DTI. 2009. Industrial Development Act 1982: Annual report (March 31,2009). - London: The Stationery Office, 2009.

[15] http://analytics.zerich.ru/emittents

[16] http://www.china.org.cn/russian

Среда обитания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.