Научная статья на тему 'Направления обновления высшего профессионального образования в поликультурном пространстве Северного Кавказа'

Направления обновления высшего профессионального образования в поликультурном пространстве Северного Кавказа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Говердовская Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления обновления высшего профессионального образования в поликультурном пространстве Северного Кавказа»

составило 8 ± 2. Сравнительно низкое количество командных взаимодействий можно объяснить сложностью их организации.

Следует отметить, что стиль атакующих действий каждая команда выбирает, сообразуясь с наличием исполнителей, подходящих для одного из видов нападения.

ВЫВОДЫ

XX чемпионат мира по гандболу показал, что:

• Наиболее эффективным видом нападения является быстрый прорыв. Его эффективность составляет 51,7%. Применение большего количества атак быстрым прорывом позволит командам добиваться большего успеха.

• Позиционное нападение является доминирующей формой организации атакующих действий, 76% владений мячом проводится командами в позиционном нападении. Эффективность позиционного нападения составляет 42,7%.

• Наши исследования показали, что в организации атакующих действий в позиционном нападении доминируют индивидуальные действия, несмотря на их низкую эффективность - 29%.У исследуемых команд наблюдается большой разброс эффективности индивидуальных действий, что зависит от мастерства как нападающих, так и защитников.

• Наибольшее количество мячей забивается командами в результате групповых взаимодействий. Их эффективность составляет 50,4%.

• Командные действия - наиболее эффективный элемент организации позиционного нападения, их эффективность составляет 65,7%. Мы предполагаем, что в позиционном нападении командные взаимодействия должны применяться как действия, создающие предпосылки более успешного завершения атак путем индивидуальных действий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гурович, Э.Д. Ручной мяч 7:7 : пособие для учителей и тренеров / Э.Д. Гу-рович, Ю.И. Портных. - Л. : Учпедгиз, 1961. - 132 с. : ил.

2. Игнатьева, В.Я. Оценка соревновательной и тренировочной нагрузки в гандболе / В.Я. Игнатьева. - М. : [б.и.], 1983. - 160 с.

3. Игнатьева, В. Я. Многолетняя подготовка гандболистов : дис. ... д-ра пед. наук / Игнатьева В.Я. ; Рос. Гос. акад. физ. культуры. - М., 1995. - 87 с.

4. Игнатьева, В.Я. Гандбол : учеб. для вузов физ. культуры / В.Я. Игнатьева, Ю.М. Портнов. - М. : ФОН, 1996. - 314 с. : ил.

5. Игнатьева, В. Я. Подготовка гандболистов на этапе высшего спортивного мастерства : учеб. пособие / В.Я. Игнатьева, В.И. Тхорев, И.В. Петрачева. - М. : Физическая культура, 2005. - 276 с.

6. Козлова, К.Ф. Исследование тактических действий гандболисток в нападении и пути повышения их эффективности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Козлова К.Ф. ; Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Л., 1973. - 19 с.

7. Тхорев, В.И. Пути повышения эффективности индивидуальных тактических действий гандболистов в нападении : автореф. дис. ... канд.пед.наук / Тхорев В.И. ; Гос. ин-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - Л. 1984. - 22 с.

НАПРАВЛЕНИЯ ОБНОВЛЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СЕВЕРНОГО

КАВКАЗА

Е.В. Говердовская

Реформирование северокавказского ВПО проходило в рамках модернизации российской системы образования. Этот процесс осуществлялся в несколько этапов.

В ходе первого этапа (2001-2003 годы) модернизации российского образования

(на период до 2010 г.) ВПО в Северокавказском регионе освободилось от наследия авторитаризма, стало открытым, многообразным, демократичным. Однако процесс реформирования сдерживался сокращением объёма производства и национального (в том числе, регионального) дохода, в результате чего стало неизбежным временное снижение бюджетного финансирования образования вообще, ВПО, в частности. Медленными темпами шло становление и развитие региональной системы образования. Указанные причины привели к неудовлетворительному состоянию материальной базы высших учебных заведений, обусловили задержки в оплате труда педагогического персонала, сказались на организации и качестве учебного процесса. Наметившиеся к 2004 году в государственном масштабе финансовая стабилизация, тенденция к экономическому росту, развитие региональной инфраструктуры, нормативно-правовой базы образования позволили не только преодолеть ранее указанные трудности, но и приступить к новому, второму этапу реформирования системы регионального ВПО.

Второй этап реформы ВПО Северокавказского региона характеризуется принципиально иными по значимости ориентирами, так как в ходе ее в числе организационных, экономических, правовых механизмов вырабатываются также социокультурные механизмы развития северокавказской высшей школы. Наше видение этой проблемы сводится к следующему. Концептуально социокультурное реформирование северокавказского ВПО в 2004-2005 годы предполагало приведение его в соответствие с современными потребностями личности, регионального сообщества и государства; существенное улучшение подготовки молодёжи к жизни и труду в поликультурном демократическом обществе с рыночной экономикой. Реформирование высшей школы ставило целью переход от дисциплинарной модели, отражающей логику прошлого развития образования, к компетентностно-деятельностной модели ВПО, обеспечивающей формирование у будущих специалистов необходимых компетенций, основу которых составляют профессиональные умения работать с людьми, со знаниями, информацией и технологиями.

Исходя из вышеизложенного, полагаем, что направлениями модернизации системы ВПО на Северном Кавказе целесообразно читать следующие.

1. Совершенствуется система конкурсного распределения регионального задания на подготовку специалистов с ВПО. Сохраняется план приёма в вузы на уровне предыдущего года, что способствует расширению масштабов доступности высшего образования для молодых людей.

2. Планируется системная работа по реализации принципов Болонского процесса. В частности, предусматривается повышение эффективности ВПО на уровне бакалавриата, обеспечение необходимых специализаций, более качественная подготовка на уровне магистратуры.

3. Растет число вузов, участвующих в эксперименте по разработке системы «кредитов» - «зачётных единиц» и модульно-рейтинговой системы организации образовательного процесса. Вузы уже начали процесс освоения и апробации этой гибкой системы организации образовательной деятельности студентов, кафедр, факультетов.

4. В связи с введением платного обучения обострилась проблема качества образования. В связи с этим планируется системный контроль органов управления образованием совместно с советами ректоров текущего исполнения лицензионных и аккредитационных требований для всех вузов и филиалов региона.

5. В документах ЮНЕСКО настойчиво проводится мысль о том, что непрерывное (пожизненное) образование есть основополагающий принцип организационной перестройки различных звеньев системы образования [3]. Реализация этого принципа в северокавказском ВПО может привести к более гибкой образовательной системе, удовлетворяющей потребности молодёжи и, в то же время представляющей возможности для взрослых в получении новых профессий.

6. Повышается фундаментализация образования. Суть работы в этом направлении заключается в систематизации всего накопленного научного знания, выявлении в

нём главного и второстепенного, имеющего фундаментальное значение и связанного с решением отдельных конкретных задач.

7. Превращение элитной высшей школы в массовую. Эта мировая тенденция проявляется и в ВПО Северокавказского региона. Высшее образование получают не избранные индивидуумы, а большинство молодых людей - выпускников средней школы. В то же время потребность в высококачественном образовании не только не исчезла, но ещё более повысилась.

Дать всем студентам высококачественную подготовку региональная высшая школа не в состоянии, поскольку материальные, финансовые и кадровые возможности вузов не соответствуют требованиям такой подготовки; все-таки имеет место неодинаковый уровень интеллектуального развития и мотивации у студентов, существует разная востребованность специалистов. Таким образом, проблема как бы распадается на две части, и потому следует говорить о качестве массового ВПО и о принципиально ином качестве элитного ВПО. Очевидно, что материальная база, кадровый состав и организационные подходы в элитном высшем образовании существенно отличаются от этих же качественных характеристик массового высшего образования. Именно это обстоятельство послужило одним из оснований перехода северокавказского ВПО к многоступенчатой подготовке специалистов. При решении данной проблемы потребуется использовать все достижения регионального, отечественного и мирового опыта по повышению качества подготовки специалистов, а также значительные дополнительные ресурсы, принципиально новые методы контроля.

8. Усиливается сращение науки и образования. Президент страны В.В. Путин в своем выступлении на У11 съезде Российского союза ректоров подчеркнул, что в интересах России - стимулировать естественный процесс интеграции разных уровней и форм образования и науки в единый рынок знаний. Вместе с тем он указал: то, что делается сегодня в этом направлении, пока ещё мало, недостаточно и не системно (Ю.С. Давыдов, 2004).

В качестве приоритетов развития образования Северокавказского региона в этом направлении выступают: 1) продолжение концентрации ресурсов на актуальных направлениях научных исследований; 2) разработка целевой программы поддержки уникальных научных и учебно-научных объектов северокавказского ВПО (обсерваторий, полигонов, научных библиотек, музеев и т.д.); 3) осуществление воспроизводства научно-педагогических школ в регионе; 4) разработка механизмов целевой подготовки региональных кадров для науки и для оборонных отраслей; 5) существенное повышение эффективности деятельности аспирантуры каждого регионального вуза; 6) активизация научных исследований по поиску и систематизации национальных, культурнообразовательных традиций народов региона, условий и факторов, определяющих особенности проявлений менталитета народов, проживающих в регионе; 7) существенное расширение возможностей в подготовке и переподготовке менеджеров по инновационной деятельности, специализующихся в сфере обеспечения трансферта технологий и коммерциализации научных разработок.

9. Широкое развитие педагогических инноваций и их внедрение в образовательный процесс высшей школы.

Для поддержки инноваций необходимо специально аккумулировать средства (инновационный фонд) в Южно-Российском отделении РАО. Средства инновационного фонда должны распределяться исключительно на конкурсной основе. Половинная часть инновационного фонда должна поступать непосредственно образовательным учреждениям и распределяться внутри них ректорами согласно решениям учёных советов. Другая половина может распределяться между вузами в виде грантов.

Одновременно с созданием инновационного фонда целесообразно также создать фонд развития информационного обеспечения системы образования, предназначенный для развития библиотек, систем информационного обеспечения, телекоммуникационных сетей, оплаты каналов связи. Средства на эти нужды должны выделяться

учреждением профессионального образования в объёме не менее 10% от внебюджетных средств.

10. Интеграция науки и образования, в конечном итоге, сводится к подготовке специалиста-исследователя, которого отличают глубокая фундаментальная подготовленность, обеспечивающая масштабность мышления и целостное представление о мире, знание культурных традиций региона и страны.

11. В рамках непрерывного образования и его фундаментализации важным является формирование университетских образовательных комплексов. Ближайшая перспектива университетских образовательных комплексов - их превращение в центры образования и культуры республики, региона. Университетский комплекс в СевероКавказском регионе может быть представлен следующим образом: дошкольное образовательное учреждение, школа, лицей, гимназия, университетские классы, центры довузовской подготовки, колледж, университет, его филиалы, аспирантура, докторантура. Университетские комплексы должны включать в себя не только образовательные учреждения, но и инновационные научные и научно-производственные проекты, культурные, оздоровительные учреждения, предприятия общественного питания и отдыха.

В связи с созданием университетских комплексов необходима новая система координирования управления образованием, учебными заведениями разного уровня -от детского сада до вуза - по совершенствованию подготовки и повышения квалификации кадров и трудоустройства выпускников (прототип подобных образовательных траекторий апробирован и положительно себя зарекомендовал в рамках ПГТУ). Важно сформировать новые правовые отношения между школой, учебными учреждениями среднего и ВПО, позволяющими на качественно более высоком уровне организовать учебный процесс, внедрить в практику совместную работу колледжей с университетом по подготовке специалистов в сокращённые сроки на основе сопряжённых учебных планов.

12. Специфика довузовского образования состоит в том, что оно, не подменяя целостную систему построения основного образования, должно служить дополнительным ресурсом при воздействии на личность ученика с целью его профессионального самоопределения и подготовки к обучению в вузе.

Довузовское образование учащиеся школ, колледжей получают параллельно с освоением программ среднего общего или профессионального образования. Оно рассматривается как дополнительное образование, обычно формируется на базе того или иного вуза (с учетом выбора учащимся направления своего дальнейшего профессионального совершенствования) и, как правило, на второй и третьей ступенях обучения в общеобразовательной школе. В системе довузовского образования у учащихся формируются новые качества, которые им, вероятно, трудно приобрести на других уровнях среднего образования.

Преемственность во взаимодействии школы и вуза связана с формированием особого образовательного пространства «школа-вуз», в котором моделируются не только принципы деятельности гражданского общества, но и научно-

производственные отношения.

13. Ключевой проблемой в области становления университетских комплексов является построение системы управления вузом (университетский менеджмент) на принципах обеспечения качества образования. В известной мере, можно говорить о формировании университета нового типа, организационная структура и практическая деятельность которого строятся с учетом особенностей и запросов северокавказского социума.

Нужна специальная программа подготовки управленческих кадров. Руководство университета должно анализировать потребности в образовательных услугах и научных исследованиях, в переподготовке и повышении квалификации специалистов.

Нужны новые управленческие структуры, целенаправленно занимающиеся маркетингом [П.Ф. Анисимов, 2006], договорными отношениями, вузовской собственно-

стью, трудоустройством выпускников, формированием имиджа учебного заведения в общественном мнении населения региона, в органах власти, бизнесе. Необходимо серьёзно заниматься рекламой, работать со средствами массовой информации и т.д.

В Северокавказском регионе формируется рынок образовательных общих и специфических услуг нематериальной сферы. Это необходимо учитывать при проведении маркетинговой политики, что в значительной степени будет подталкивать университеты к поиску образовательных технологий, новых методов обучения, управления, в том числе, и к решению задач оценки и управления качеством подготовки специалистов. Это, в свою очередь, требует наличия соответствующих методик оценки качества подготовки специалистов, рыночной потребности в определённом уровне качества, «прозрачных» критериев управления и т. д.

Учащейся молодёжи из малообеспеченных семей логично в преимущественном порядке предоставлять рабочие места на условиях совместительства в самом учебном заведении, а по мере возможности - на предприятиях и в организациях, с которыми учебное заведение связано партнёрскими взаимоотношениями, в частности, на основе сдачи помещений в аренду.

Указанные меры, равно как и включение профильных учебных заведений среднего профессионального образования в состав университетских (вузовских) комплексов, позволяют обеспечить реальные возможности получения высшего образования для выходцев из малообеспеченных семей, поскольку в настоящее время именно они в преобладающем количестве формируют контингент студентов.

14. Осознание необходимости включения в сферу ВПО учащегося как субъекта деятельности позволяет создать условия для формирования академических свобод студентов, благодаря которым у них появляется реальная возможность удовлетворять свои познавательные потребности.

15. Возрастание роли информационно-коммуникационных технологий в жизни общества и их быстрое совершенствование требуют соответствия осуществляемых учебных и научных программ современным достижениям в этой сфере.

16. Создание интегрированного поликультурного образовательного пространства предполагает формирование у молодежи глубокого понимания важности процессов интеграции этнорегиональных культур, их сохранения, развития и распространения в условиях северокавказского плюрализма и разнообразия. В качестве основных направлений обеспечения единства, тесной взаимосвязи и взаимодополнительности культур народов Северного Кавказа можно выделить следующие:

1) формирование у студенческой молодежи этнокультурной компетентности, предполагающее только объективную информацию о другом народе. Быть компетентным в этнокультурном отношении - значит признавать принцип плюрализма, знать другие народы и их культуры, понимать их своеобразие и ценность. Этнокультурная компетентность позволяет молодому человеку найти адекватные модели поведения, способствующие поддержанию атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой результативности в совместной деятельности, а, следовательно, и устранению нетерпимого отношения к людям, отличающимся цветом кожи, языком, ценностями, культурой и т. д.;

2) выработка готовности будущего специалиста к взаимодействию и взаимопониманию, основанным на знаниях и опыте, полученных в реальной жизни и в процессе деятельности в условиях среды ВПО, которые ориентируют студента на активность в учебно-познавательном процессе и направлены на успешную его адаптацию в полиэтническом пространстве;

3) воспитание у студентов норм и эталонов общения с учетом специфики социально-исторического опыта жизнедеятельности народов Северокавказского региона; привитие им навыков межнационального общения и умений преодолевать конфликтные ситуации;

4) консолидация усилий всех вузов на формировании у субъектов образователь-

ного процесса этнокультурной компетентности в современном ее понимании; координация их образовательной и научной деятельности с учетом имеющей место остроты межэтнических проблем;

5) разработка и реализация в системе ВПО нового междисциплинарного направления, составляющими которого могут быть «россиевидение» «регионоведение», «краеведение». В рамках его предусмотреть освоение историографии России, региона, республик Северокавказского региона, (истоки и традиции государственности, культуры, традиции и нравы, идеи, реформы, революции и т. д.); в рамках двуязычия - изучение русского и национального языков как культурных феноменов, их истории и алфавита, места в семье индоевропейских, тюркских и других системных языков, материалы из сравнительного языкознания и социолингвистики, специфику мышления, задаваемого русским и национальным языками и т.д.); русской и национальной словесности и литературы (образы и идеи русских и национальных писателей); философии России как многонационального государства (ключевые идеи, формировавшие российское общество и государство: русская коммунистическая идея, российская идея, своеобразие национальной политики в историческом развитии РФ). Логично предполагать, что в процессе изучения этих фундаментальных основ российской государственности у студентов будет формироваться мировоззрение, позволяющее им глубже понимать глобальные тенденции, правильно осознавать роль и место своего народа, культуры, республики, региона, в целом РФ в мировых процессах.

17. Гуманизация северокавказского образования предполагает формирование реально функционирующего ВПО, обеспечивающего единство и непрерывность обще-и этнокультурного, социально-нравственного и профессионального развития будущего специалиста с учётом его личных запросов, потребностей общества, общечеловеческих и национальных духовных ценностей.

18. Построение современной системы северокавказского ВПО в соответствии с деятельностно-компетентностным подходом, нацеленным на приведение высшего образования в соответствие с потребностями рынка, сглаживание противоречий между учебной и профессиональной деятельностью (Н.С. Сахарова, 1999).

В заключение отметим, что успешность в реализации государственной политики регионализации ВПО и его модернизации может достигаться лишь при самом активном участии всех субъектов сферы образования - вузов, органов управления образованием, органов самоуправления в образовании, а также хозяйственных структур и государственных общественных организаций регионального и федерального уровней.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимов, П.Ф. Регионализация среднего профессионального образования : (вопросы теории и практики) // http://region.edu3000.ru/aboutme.htm. - 12.04.2006 г.

2. Давыдов, Ю. С. Необходимость интеграции научной и образовательной составляющих в высшей школе // Вестник Пятигорского лингвистического университета. - 2004. - № 2-3. - С. 108.

3. Реформа и развитие высшего образования : программный документ ЮНЕСКО. - М : [б.и.], 1995. - 8 с.

4. Сахарова, Н.С. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме // Вестник ОГУ. - 1999. - № З. - С. 51-58.

5. Шамова, Т.И. Управление развитием инновационных процессов в школе / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков. - М. : [б.и.], 1995. - 132 с.

6. Юсуфбекова, Н.Р. Общие основы педагогической инноватики : опыт разработки теории инновационных процессов в образовании / Н.Р. Юсуфбекова. - М. : [б.и.], 1991. - 145 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.