Научная статья на тему 'Направления нормотворческой деятельности в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства'

Направления нормотворческой деятельности в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ БИЗНЕСА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ / СТРАХОВАНИЕ / CONSTRUCTION INDUSTRY / SYSTEM OF BUSINESS REGULATION / GOVERNMENT REGULATION / SELF-REGULATION OF CONSTRUCTION INDUSTRY / INSURANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дорошенко Татьяна Геннадьевна, Кокарева Анастасия Александровна

Рассматриваются все существующие в настоящее время альтернативы регулирования строительного бизнеса: саморегулирование, государственное регулирование, сорегулирование. Обосновывается выбор оптимальной формы регулирования в строительстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дорошенко Татьяна Геннадьевна, Кокарева Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF LEGISLATION IN CONSTRUCTION, RECONSTRUCTION AND MAJOR REPAIRS OF CAPITAL CONSTRUCTION

The article deals with all current kinds of regulations of construction business such as self-regulation, government regulation and co-regulation. The authors justify the choice of an optimum form of regulation in construction.

Текст научной работы на тему «Направления нормотворческой деятельности в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства»

УДК 338.45:69 Т.Г. ДОРОШЕНКО

ББК 65.31 кандидат экономических наук, доцент

Байкальского государственного университета экономики и права,

г. Иркутск e-mail: [email protected]

A.A. КОКАРЕВА

ассистент Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]

НАПРАВЛЕНИЯ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ, КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Рассматриваются все существующие в настоящее время альтернативы регулирования строительного бизнеса: саморегулирование, государственное регулирование, сорегулирование. Обосновывается выбор оптимальной формы регулирования в строительстве.

Ключевые слова: строительная отрасль, системы регулирования бизнеса, государственное регулирование, саморегулирование строительной отрасли, страхование.

T.G. DOROSHENKO

PhD in Economics, Associate Professor, Baikal State University of Economic and Law, Irkutsk

e-mail: [email protected]

A.A. KOKAREVA

Instructor, Baikal State University of Economic and Law, Irkutsk

e-mail: [email protected]

DIRECTIONS OF LEGISLATION IN CONSTRUCTION, RECONSTRUCTION AND MAJOR REPAIRS OF CAPITAL CONSTRUCTION

The article deals with all current kinds of regulations of construction business such as self-regulation, government regulation and co-regulation. The authors justify the choice of an optimum form of regulation in construction.

Keywords: construction industry, system of business regulation, government regulation, self-regulation of construction industry, insurance.

Направления нормотворческой деятельности в области архитектуры, градостроительства и строительства должны обеспечивать государственные, общественные и частные интересы в этой сфере. Все возможные альтернативные результаты нормотворчества в области регулирования строительства условно можно разделить на три группы:

- государственное регулирование (explicit government regulation);

- саморегулирование (self-regulation);

- сорегулирование (co-regulation).

Наилучшей альтернативой является та, выгоды от применения которой превышают издержки ее осуществления, и та, которая обеспечивает наибольшую общественную эффективность по сравнению с другими альтернативами. Рассмотрим все существующие альтернативы регулирования строительной отрасли.

1. Государственное регулирование (лицензирование). В строительной отрасли до 1 января 2010 г. использовался такой способ регулирования бизнеса, как лицензирование. Однако анализ практики показал, что многие

© Т.Г. Дорошенко, АА. Кокарева, 2012

лицензирующие органы не проводят проверок соблюдения лицензиатами соответствующих требований и условий, в связи с чем выдача таковых носит, по существу, характер документального контроля предоставляемых лицензиатом сведений. Метод лицензирования оказался неэффективным по следующим причинам:

- отсутствие контроля качества строительных работ в рамках механизма лицензирования;

- легкость получения лицензии и неэффективность лицензионного контроля.

2. Саморегулирование. Введение института саморегулирования в области строительства, по мнению законодателей, вызвано объективной необходимостью в связи с отсутствием действенных механизмов ответственности участников строительного рынка за выполнение своих обязательств перед потребителями, неэффективностью системы лицензирования.

Преимущества саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству определяются следующим образом:

- саморегулирование предполагает более низкие издержки по его применению для бизнеса по сравнению с государственным регулированием;

- саморегулирование не предполагает затрат со стороны правительства и, соответственно, дополнительных затрат для общества [1].

Однако на практике сложившаяся ситуация значительно отличается от декларируемой сторонниками саморегулирования в области строительства. По результатам проведенного опроса в действующем законодательстве о саморегулировании в строительстве наблюдаются следующие отрицательные моменты:

- отсутствие реальных механизмов ответственности;

- резкое увеличение административного бремени для отрасли.

Расчет административного бремени, связанного со вступлением в саморегули-руемую организацию строителей, в настоящее время осуществляется таким образом. В строительном комплексе России по данным Федеральной службы государственной статистики на начало 2010 г. действовали 197,5 тыс. строительных организаций, в том числе 150 тыс. организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства; 37,5 тыс. организаций, являющихся микропредприятиями, и 10 тыс. крупных и средних строительных организаций (табл. 1).

Для соблюдения требований действующего законодательства предприятию необходимо понести определенные затраты, величина которых зависит от объема выполняемых работ и составляет от 781 тыс. р. до 61,46 тыс. р. [2; 3]. Размер административного бремени для отрасли в целом: 781 000 • 37 500 + 3 160 000 • 150 000 + + 61 460 000 • 10 000 = 1 117 887,5 млн р. (в том числе единовременные и перманентные издержки).

Введение саморегулирования в строительной отрасли влечет за собой косвенные ограничения числа поставщиков, существенное повышение издержек входа на рынок, ограничение присутствия на рынке малого бизнеса.

3. Сорегулирование — ситуация, когда участники индустрии самостоятельно разрабатывают меры регулирования, а государство затем обеспечивает законодательную основу для их внедрения путем установления обязательного страхования, правил страхования строительно-монтажных работ (в том числе строительно-монтажных рисков), соблюдение технических регламентов.

Таблица 1

Стоимость страхования строительно-монтажных работ для малых, средних, крупных предприятий

Предприятия Выполненный объем работ, % к общему объему Выполненный объем работ в целом по отрасли, млн р. Количество предприятий в отрасли Средний выполненный объем работ одним предприятием, млн р. Стоимость страхования в год (2,8% от стоимости СМР / тыс. р.)

Строительно-монтажные 31,8 1 394 779,8 150 000 9,29 260,4

Микропредприятие 3,2 140 355,2 37 500 3,74 104,8

Средние и крупные 65,0 2 850 965,0 10 000 285,10 7 980,0

Как известно, одним из важнейших показателей рентабельности деятельности предприятия является рентабельность продукции (табл. 2-4). При расчетах влияния выбора способа регулирования бизнеса на рентабельность продукции строительных предприятий учитывалось:

- наличие полноценного страхового полиса, позволяющего сократить сметную стоимость строительно-монтажных работ, а также средняя норма рентабельности, составляющая 6-10%;

- гарантированное покрытие практически всех непредвиденные рисков при отчислении 2,8% на страхование, и, как следствие, сокращение резервов, предусмотренных в смете на непредвиденные расходы;

- учет в сметной стоимости при отсутствии страхования дополнительно около 10% от стоимости строительно-монтажных работ;

- средняя доходность капитала в отрасли 12%.

Таким образом, для малых предприятий рентабельность при использовании саморегулирования составляет -0,44%; лицензирования — 6,36%; обязательного страхова-

ния — 6,96% (табл. 2). На крупных предприятиях в первый год работы на строительном рынке наблюдается саморегулирование 7,48%; лицензирование — 8,62%; обязательное страхование — 5,75% (табл. 3). Для того, чтобы строительное предприятие работало с минимально требуемой рентабельностью (6%), его минимальный годовой оборот должен составлять 53 804 348 р. (табл. 4).

При выборе способа регулирования необходимо учитывать интересы всех сторон инвестиционно-строительного процесса. Рассмотрим выгоды и издержки государства и общества при выборе той или иной регуляторной меры. Строительные предприятия, становясь членами саморе-гулируемой организации и платя крупные вступительные и ежегодные взносы, страхуют свое производство. В результате, если компания (член саморегулируемой организации) нанесла некий ущерб потребителю, то за него несут коллективную ответственность и все остальные компании, входящие в эту организацию. Однако если работа не выполнена или выполнена не в срок, то все,

Таблица 2

Влияние выбранной опции регулирования на рентабельность продаж малого строительного предприятия

Показатель Отсутствие опций Лицензирование Саморегулирование Страхование

Сметная прибыль, тыс. р. 743 200 543 200 -37 800 594 560

Сметная себестоимость продукции, тыс. р. 8 5468 00 8 546 800 8 546 800 8 546 800

Рентабельность продукции, % 8,69 6,36 -0,44 6,96

Таблица 3

Влияние выбранной опции регулирования на рентабельность продаж средних и крупных строительных предприятий

Показатель Отсутствие опций Лицензирование Саморегулирование Страхование

Сметная прибыль, тыс. р. 22 808 000 2 2608 000 19 632 000 15 098 896

Сметная себестоимость продукции, тыс. р. 262 292 000 262 292 000 262 292 000 262 292 000

Рентабельность продукции, % 8,69 8,62 7,48 5,75

Таблица 4

Минимальный годовой объем работ строительного предприятия, необходимый для сохранения рентабельности продаж

Показатель Отсутствие опций Лицензирование Саморегулирование Страхование

Сметная прибыль, тыс. р. 4 304 348 4 104 348 3 000 000 3 443 478

Сметная себестоимость продукции, тыс. р. 49 500 000 49 500 000 49 500 000 49 500 000

Рентабельность продукции, % 8,7 8,3 6,1 7,0

что сможет сделать саморегулируемая организация, — исключить недобросовестную компанию из своего состава, т.е. саморегулирование минимизирует ответственность государства и вместе с тем усложняет деятельность подрядных организаций, не неся при этом каких-либо выгод для потребителя. Сложившаяся ситуация требует осуществле-

ния внешнего регулирующего воздействия на отдельные элементы с целью добиться конечного экономического результата с наименьшими потерями времени и ресурсов. Таким регулирующим воздействием может быть законодательно закрепленная обязанность страхования ответственности договора подряда.

Список использованной литературы

1. Крючкова П.В. Саморегулирование хозяйственной деятельности как альтернатива избыточному государственному регулированию // Вопросы экономики. 2011. № 6. С. 49-52.

2. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон РФ от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 20. Ст. 2251, 2260.

3. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон РФ от 27 июля 2010 г. № 240-ФЗ (в ред. от 4 мая 2011 г.) № 240 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 48. Ст. 5711.

Refeгenses

1. Kryuchkova Р.У. Samoregulirovanie khozyaistvennoi deyatel'nosti как а1Чета^а izbytochnomu gosu-darstvennomu regulirovaniyu // Voprosy ekonomiki. 2011. № 6. S. 49-52.

2. О vnesenii izmenenii V Gradostroitel'nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii i otdel'nye zakonodatel'nye аИу Rossiiskoi

Federatsii: feder. zakon RF ot 22 iyulya 2008 д. № 148-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii.

2008. № 20. St. 2251, 2260.

3. О vnesenii izmenenii V Gradostroitel'nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Ros-siiskoi Federatsii: feder. zakon RF ot 27 iyulya 2010 д. № 240-FZ (V red. ot 4 тауа 2011 д.) № 240 // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 2009. № 48. St. 5711.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.