Научная статья на тему 'Направления мониторинга и контроля безопасности ввозимых на территорию Российской Федерации грузов в пунктах пропуска через государственную границу'

Направления мониторинга и контроля безопасности ввозимых на территорию Российской Федерации грузов в пунктах пропуска через государственную границу Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-ND
74
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
САНИТАРНАЯ ОХРАНА ТЕРРИТОРИИ / МОНИТОРИНГ / ПУНКТЫ ПРОПУСКА / ВВОЗИМЫЕ ГРУЗЫ / SANITARY PROTECTION OF THE TERRITORY / MONITORING / CHECK POINTS / IMPORTED FREIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Литвинова Ольга Сергеевна, Виноградов С. А.

Представлен анализ деятельности органов Роспотребнадзора по мониторингу и контролю поступающих в Российскую Федерацию различных видов грузов в пунктах пропуска через государственную границу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Литвинова Ольга Сергеевна, Виноградов С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING AND CONTROL TRENDS OF IMPORTED GOODS IN CROSSING POINTS ACROSS THE BORDER

The analysis of activity of bodies of Rospotrebnadzor on monitoring and control of different types of freights arriving to the Russian Federation at check points through frontier is submitted.

Текст научной работы на тему «Направления мониторинга и контроля безопасности ввозимых на территорию Российской Федерации грузов в пунктах пропуска через государственную границу»

0

ЗНиСО О»4 №10 (247)

НАПРАВЛЕНИЯ МОНИТОРИНГА И КОНТРОЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВВОЗИМЫХ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГРУЗОВ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ

О.С. Литвинова, С.А. Виноградов

MONITORING AND CONTROL TRENDS OF IMPORTED GOODS IN CROSSING POINTS ACROSS THE BORDER

O.S. Litvinova, S.A.Vinogradov ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, г. Москва Представлен анализ деятельности органов Роспотребнадзора по мониторингу и контролю поступающих в Российскую Федерацию различных видов грузов в пунктах пропуска через государственную границу. Ключевые слова: санитарная охрана территории, мониторинг, пункты пропуска, ввозимые грузы. The analysis of activity of bodies of Rospotrebnadzor on monitoring and control of different types of freights arriving to the Russian Federation at check points through frontier is submitted. Keywords: sanitary protection of the territory, monitoring, check points, imported freights.

Развитие внешнеторговых связей Российской Федерации обусловило значительное увеличение объемов перевозок различных грузов, в частности, продовольственного сырья и пищевых продуктов, товаров народного потребления, химических веществ, минерального сырья и других.

Санитарная охрана территории Российской Федерации направлена на предупреждение заноса на территорию Российской Федерации и распространения на территории Российской Федерации инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также на предотвращение ввоза и реализации на территории Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека [4].

На Государственной границе Российской Федерации создана широкая сеть пунктов пропуска на автомобильных переходах, в морских и речных портах, аэропортах.

На основании Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека исполнения государственной функции по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, государственные гражданские служащие, штатная численность которых на начало 2011 г. составляла 1 028 человек, осуществляют санитарно-карантинный контроль (надзор) в пунктах пропуска.

Должностные лица, осуществляющие санитар-но-карантинный контроль, не допускают к ввозу на территорию Российской Федерации опасные грузы и товары, новые пищевые продукты, материалы и изделия, подлежащие и не имеющие государственной регистрации; товары, содержащие несанкционированные источники ионизирующего излучения; радиоактивные материалы с превышением допустимых значений мощности дозы излучения и поверхностного загрязнения радионуклидами; опасные грузы в поврежденной упаковке и с признаками утечки содержимого [3].

Представляется актуальным вопрос организации и проведения санитарно- эпидемиологического контроля за ввозимыми грузами в пунктах пропуска через государственную границу.

С этой целью нами проведен анализ поступления грузов в Российскую Федерацию и эффективность проводимого за ними контроля органа-

ми Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации за период 2005—2010 гг.

При проведении анализа использовались статистические данные информационного сборника статистических и аналитических материалов, подготовленных сотрудниками ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [1].

Количество досмотренных поступивших грузов в целом по Российской Федерации с 720 523 партий в 2005 г. увеличилось до 1 317 789 партий (на 54,7 %) в 2010 г.

Следует отметить имевшие место различия в количестве поступающих в Российскую Федерацию из-за рубежа грузов различными видами транспорта, а также количество досмотренных и временно запрещенных к ввозу грузов в разных пунктах пропуска через государственную границу.

Так, несмотря на ежегодное увеличение количества осмотренных партий грузов, прибывающих на морских (с 38 826 в 2005 г. до 94 896 в 2010 г.) и речных (с 6 208 в 2005 г. до 12 652 в 2010 г.) судах, в целом по Российской Федерации удельный вес партий, ввоз которых временно запрещен, неуклонно снижался (морские суда — с 83,4 % в 2005 г. до 6,56 % в 2010 г., речные суда - с 2,44 % в 2005 г. до 0,44 % в 2010 г.).

Количество досмотренных партий, поступающих автомобильным транспортом, имело тенденцию к росту (в 2005 г. было осмотрено 540 014 партий, а уже в 2010 г. —1 004 738). При этом удельный вес временно запрещенных к ввозу на территорию страны партий грузов был относительно стабилен на протяжении 2005—2009 гг. и составлял 2,96— 2,64 %, а в 2010 г. этот показатель снизился до 0,83 %.

Количество досмотренных партий грузов, поступающих железнодорожным транспортом, незначительно различалось в течение анализируемого периода (129 380—91 086 партий), тогда как удельный вес временно запрещенных к ввозу партий грузов снижался (3,3 0% — в 2005 г., 1,43 % — в 2010 г.).

Количество досмотренных партий грузов, поступающих воздушным транспортом, имело тенденцию к росту (6 095 — в 2005г., 114 417 — в 2010 г.) с некоторым возрастанием также и удельного веса партий, временно запрещенных к ввозу (0,03% — в 2005 г., 0,93% — в 2010 г.).

ОШШ №10 (247) ЗНиСО

9

^ Вероятно, уместно отметить и различия в под-г| ходах к контролю за ввозимыми на территорию Российской Федерации грузами, имевшими место в разных субъектах Российской Федерации. 1 Наибольшее количество партий грузов, по-

.—. ступающих морским транспортом, досматрива-^ лось специалистами органов Роспотребнадзора по Калининградской области, Краснодарскому краю, Приморскому краю, с наибольшим удель-—г ным весом партий, временно запрещенных к ввозу, речным транспортом — управлением Роспотребнадзора по Амурской области.

Лидером по досмотру грузов, поступающих автомобильным транспортом, была Белгородская г^ область, тогда как наибольшее количество временных запрещений к ввозу продукции, посту-с? пающей этим видом транспорта, было в Брянской ^^ области.

В Московской области досмотрено наиболь-~ шее количество партий грузов, поступающих воз-^^ душным транспортом (37 — в 2005 г., 85 997 — в 2010 г.) без временных запрещений продукции к ввозу в течение всего анализируемого периода. ^ К опасным грузам относятся «вещества и предметы, которые при транспортировке (перевозке, погрузке, выгрузке и хранении) могут послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, устройств, складов, зданий и сооружения, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов, облучения или заболевания людей и животных». При этом необходимо учитывать, что у некоторых грузов опасные свойства проявляются только в особых условиях, например, выделением ядовитых газов при контакте с огнем или водой.

В специальной литературе вероятные последствия токсического действия опасных грузов на работающих распределяются на следующие основные группы:

— несчастные случаи, острые отравления, неотложные состояния;

— хронические отравления и профессиональные заболевания;

— влияние токсического фактора на общую заболеваемость работников порта и экипажей судов;

— функциональные сдвиги в организме и пограничные состояния, связанные с адаптационной перестройкой и недостаточностью ее защитных механизмов.

При этом в количественном отношении, как правило, превалируют последние две группы последствий контакта с опасными грузами.

Анализ проведенных органами Роспотреб-надзора по субъектам Российской Федерации мероприятий показал, что удельный вес временно запрещенных к ввозу партий опасных грузов от всех досмотренных партий в 2005 г. составлял

1,5 %, а к 2010 г. этот показатель составил 7,5 %, из них поступивших морским транспортом увеличился до 6,7 % (против 0,2 % в 2005 г.).

Проводя анализ количества досмотренных и временно запрещенных к ввозу партий продовольственных грузов в период 2005—2010 гг., нами установлено, что в течение анализируемого периода удельный вес временно запрещенных к ввозу партий пищевых продуктов от всех досмотренных партий составлял 61,46—79,01 %. Что касается поступлений продукции по видам транспортных средств, то для продукции, поступающей морским, железнодорожным, автомобильным транспортом, этот показатель приближался к 100 %.

Иными словами, основное количество поступающих различными видами транспорта и досматриваемых грузов — это продовольственное сырье и пищевые продукты при наибольшем количестве партий продовольственных грузов, временно запрещенных к ввозу.

Одним из основных направлений реализации государственной политики в области здорового питания населения является совершенствование механизмов контроля качества производимых на территории Российской Федерации и поставляемых из-за рубежа пищевых продуктов и продовольственного сырья [2]. В рамках выполнения поставленных задач, а также в связи с осуществлением международной торговли в рамках ВТО и выполнения требований технических регламентов Таможенного союза на органы Роспотребнадзора возлагается особая ответственность по оптимизации проводимых мероприятий в пунктах пропуска через государственную границу в отношении поступающих на территорию страны грузов, и особенно пищевой продукции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Деятельность органов и учреждений Роспотребнадзора по санитарной охране территории Российской Федерации в 2005—2010 гг.: Информационный сборник статистических и аналитических материалов. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2011. 100 с.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. № 1873-р, утверждающее «Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года».

3. Санитарная охрана территории Российской Федерации: СП 3.4.2318—08. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2008. 43 с.

4. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ. М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2001. 48 с.

Контактная информация:

Литвинова Ольга Сергеевна, тел.: 8 (495) 954-73-56, е-mail: pitan@fcgsen.ru

Contai information: Litvinova Olga, рЬопе: 8 (495) 954-73-56, е-mail: pitan@fcgsen.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.