ЭО!: 10.34680/2411-7951.2024.3(54).382-388 Специальность ВАК: 5.9.9
УДК 070.19:796.03:004.9 ГРНТИ 19.71+77.01.39
Прохоров А. В., Попов С. А.
НАПРАВЛЕНИЯ МЕДИАТИЗАЦИИ В СПОРТЕ
Аннотация. В настоящее время медиасреда выступает одним из главных факторов развития ключевых социальных институтов, ввиду чего с каждым годом под ее влиянием оказывается все большее количество общественных процессов. В статье рассмотрены различные аспекты взаимодействия спорта с широкой публичной сферой, значительную роль в котором играют медиа. Медиатизация сферы спорта подлежит исследованию в неразрывной связи с технологическими изменениями в сфере медиа, которые зародились в начале XX! века и стали фактором модернизации спортивного контента. Репрезентация спорта в медиа отображает как саму деятельность, так и структуру социального института. Проведение анализа затронет как традиционные информационные ресурсы, так и цифровые платформы размещения информативного материала спортивной направленности. Отдельное внимание уделяется определению значимости цифровых технологий в спортивной индустрии, влиянию медиа на восприятие спорта обществом, а также на формирование общественного мнения и популяризацию различных видов спорта. Проведенное исследование позволит сделать вывод о приоритетных возможностях медиатизации спорта в контексте новых медиа.
Ключевые слова: медиатизация, спорт, технологии, традиционные СМИ, новые медиа спортивный контент.
Для цитирования: Прохоров. А. В., Попов С. А. Направления медиатизации в спорте // Ученые записки НовГУ. 2024. 3(54). 382-388. ЭО!: 10.34680/2411-7951.2024.3(54).382-388
Спорт как социокультурный феномен связан со смежными сегментами общественной жизни. Медиа отводится особое место в системе внутриспортивных взаимодействий, поскольку средства коммуникации, помимо отражения спортивной повестки, формируют ее общественное восприятие, интерес, оценку [Быховская, 2021, с. 64].
В. П. Коломиец дает следующую трактовку медиатизации: «медиатизация как процесс трансформационных изменений культуры и общества под влиянием медиа с тем же основанием должна распространяться и на сами медиа, их преобразования с точки зрения интересов индивидов и общества, власти и бизнеса» [Коломиец, 2023, с.15].
И. В. Рогозина описывает медиатизацию как развитие и результат глобального воздействия на познавательную деятельность индивидов с помощью многообразия медиа, выражающегося в конструировании картины мира посредством специфических медийных когнитипов [Рогозина, 2003, с. 24]. Массовые коммуникации являются неотъемлемой частью сферы спорта. Технологическая революция привела к тому, что спорт больше не рассматривается в отдельности от массовой культуры и медиакоммуникациионного дискурса, а является их составляющей. Ведущую роль в популяризации спорта сыграло развитие форм коммуникации, произошедшее в XIX-XX вв. [Данилова, 2018, с. 522].
Медийная репрезентация сферы спорта отображает как саму деятельность, так и структуру социального института. Дискурсивное пространство включает культурологические, идеологические, политические и иные характеристики спорта, которые находят отражение в тематических медиатекстах. Тексты массовой коммуникации несут в себе новые смыслы, придают новое символическое значение
образам спорта [Быховская, 2023, с. 66-91]. Подобный подход характеризует спорт как многообразный социокультурный и политический феномен современной действительности [Федоровская, 2019, с. 13]. Выполняя ведущие функции, обусловленные положением в обществе, спорт формирует модели и образцы поведения, реализация которых, в свою очередь предполагает активное взаимодействие со СМИ.
В целях исследования мы обратились к информационным ресурсам как традиционных СМИ, так и новых медиа. К материалам печатных СМИ, освещающих спортивную тематику, можно отнести публикации федеральных и местных СМИ, материалы информационных агентств, газет, журналов [Бабюк, 2019].
Деятельность специализированных изданий может быть нацелена на освещение спортивных мероприятий по реализации государственной политики в соответствующей сфере, на пропаганду физической культуры и спорта или вовсе иметь развлекательную направленность с имплементированными состязательными элементами.
Спортивный контент сопровождается иллюстративным материалом, сводными таблицами. Широко стал использоваться жанр вопроса-ответа. Соответствующие рубрики, представляющие форму обратной связи с аудиторией, позволяют читателям непосредственно обращаться в редакцию за разъяснением представленной в периодическом издании информации, а также делиться собственным видением относительно рассматриваемых вопросов. Таким образом, аудитория имеет возможность оказывать влияние на содержательную часть спортивного сегмента, некоторым образом задавая вектор для информационных сообщений исследуемого коммуникационного продукта. Спортивной прессе присуща такая черта, как полемичность, выражающаяся в столкновении мнений, разнообразии оценок и
V Л V V»
суждений. Это свойство позволяет всесторонне подойти к анонсированию спортивного мероприятия.
В сфере радиовещания можно выделить такие российские спортивные радиостанции, как: «Зенит», «Движение», «Старт ПМ», «Первое спортивное» и др. Характерной чертой радиоконтента является вещание в режиме реального времени. При изложении материала также актуален жанр вопроса-ответа. В основу концепции радиопрограмм положен синтез теории и практики, позволяющий ведущим отвечать на все интересующие вопросы аудитории - от базовых спортивных техник до освоения популярных тенденций в спорте. Структура программ предполагает проведение конкурсов, что подчеркивает состязательную природу спортивной тематики, способствует повышению вовлеченности аудитории радиостанций.
Важным аспектом медиатизации сферы спорта выступает его телевизионная медиатизация. Одной из первых заметных отечественных работ, посвященных телевизионной медиатизации, является диссертационное исследование Р. Л. Гутцайта, известного спортивного журналиста и комментатора [Гутцайт, 2012]. Р. Л. Гутцайт в контексте дискуссии о медиатизации современного спорта подчеркивает влияние телевидения на данную сферу. В частности, он выделяет телевизионную медиатизацию, как процесс и как результат. С позиций процессуальности, телевизионная медиатизация представляет собой «создание с целью последующей
трансляции на массовые аудитории аудиовизуальной информации о соревновательной деятельности людей и заключается в воздействии на мышление зрителей медийных образов реальных спортивных практик, созданных посредством синергетического взаимодействия производителей контента» [Гутцайт, 2012, с. 6].
Телевизионная медиатизация как результат, по мнению Р. Л. Гутцайта, это «формирование у зрителя медиа-картины соревновательной деятельности людей посредством представления реальной спортивной практики в виде медиапродукта с привнесенными визуальными эффектами, созданными с использованием технических возможностей телевидения» [Гутцайт, 2012, с.6].
Телевизионный спортивный контент позволяет акцентировать внимание на соревновательных элементах за счет визуализации образов в совокупности с аудиальным сопровождением, подчеркнуть спортивную динамику. Это наглядно проявляется в жанре спортивно-развлекательных шоу, ярким примером которого выступает телепрограмма «Русский ниндзя».
Позитивно была воспринята аудиторией концепция телевизионной программы спортивной тематики, предусматривающая в качестве экспертов и ведущих бывших и действующих спортсменов. В качестве примера можно привести регулярное участие бывших игроков футбольного клуба «Зенит» и сборной России Владислава Радимова, Андрея Аршавина и Владимира Быстрова в качестве экспертов в эфире телеканала «Матч ТВ». В ходе программы спортсмены занимаются обсуждением и анализом футбольных матчей и зачастую превращают свое выступление в шоу.
Можно выделить основные типологические черты телевизионных программ данного формата, такие как: ориентация на светское общение, просвещение в сфере спорта, спортивные трансляции, состязательность. Трансляция спортивных мероприятий имеет и политическое значение. Медиальное событие одинаково доступно для восприятия как на внутригосударственном, так и на международном уровне. Всеохватность аудитории позволяет пропагандировать спорт без ограничений по территориальному признаку, а также позволяет демонстрировать модель общественного устройства страны и уровень жизнеспособности нации.
Включение средств массовой информации и коммуникации в информационно-коммуникативную систему взаимодействия спорта с социальными структурами и аудиторией позволяет отобразить все многообразие смыслового поля спортивных мероприятий, что представляет собой медиатизацию спорта [Войтик, 2012, с. 109]. Новым витком медиатизации сферы спорта следует считать существенную роль новых медиа в освещении спортивных событий, жизнь спортивных клубов, осуществлении прямых трансляций.
Массовое проникновение сети интернет спровоцировало изменение специфики распространения и получения информации. Руководители телеканалов осознали необходимость присутствия в сети интернет, обратились к возможностям
V и и I и I—,
взаимодействия с целевой аудиторией посредством цифровых коммуникаций. В интернет-версиях стал дублироваться весь спортивный блок, существующий в печати, на радио и телевидении. Новые медиа характеризуются возрождением естественного аудиовизуального многомерного восприятия мира и коллективности, но на новой электронной основе - через замещение письменно-печатных языков общения
сетевыми средствами массовых коммуникаций.
Заметной альтернативой традиционным видам СМИ выступили блоги и социальные сети. Если в случае с традиционными СМИ авторами изданий, как правило, выступают журналисты, внештатные корреспонденты, то блоги и колонки мультимедийных СМИ ведут в большей степени лица, имеющие непосредственное отношение к спортивной индустрии, что формирует у аудитории чувство большей сопричастности к спорту, его доступности и открытости. Блоги спортивной направленности отчасти компенсируют недостаточный объем аналитических спортивных материалов в традиционных СМИ, освещают закулисье профессионального спорта.
Конвергентные медиа отличаются постоянной взаимной коммуникацией в противовес односторонней, последовательной и иерархической связи письменно-печатной культуры, что оказывает влияние на роль новых медиа в контексте медиатизации спорта. Благодаря потенциалу мультимедиа создается эффект «личного присутствия», которое имеет определяющее значение для сферы спорта. Люди, вне зависимости от территориальной принадлежности, получают возможность оказаться в эпицентре спортивных событий.
В качестве наглядного примера современных российских цифровых ресурсов спортивной тематики можно выделить портал «Чемпионат.сот» [Championat.com]. Для данного ресурса характерна мультимедийность, которая представлена сочетанием текста, визуального и аудиального контента. «Чемпионат.сот» позволяет ознакомиться с последними новостями из мира спорта, просмотреть видеоконтент, сделать прогноз на результаты ближайших спортивных мероприятий, создать онлайн-турнир. Медиаплатформа предоставляет возможность погружения в спортивную жизнь. Пользователь выступает одновременно и наблюдателем, и активным участником - интерактивные возможности «Чемпионат.сот» позволяют аудитории напрямую влиять на медикартину мира спорта. Двусторонний обмен информацией предоставляет право на свободу выражения своего мнения, каждый пользователь вправе прокомментировать событие. Данная возможность вовлекает каждого человека в процесс обсуждения актуальной спортивной повестки, позволяет выявить истинные информационные потребности аудитории в спортивном сегменте.
Цифровые медиа дают возможности для создания собственные проекты, например, с помощью конструкторов мобильных приложений [Appy Pie]. Функционал конструктора «Appy Pie» помогает спроектировать макет собственного спортивного приложения, либо провести апгрейд веб-сайта в мобильное приложение. Данное направление медиатизации позволяет создать площадку, возможности которой, смогут включать в себя коммуникацию со спортивными болельщиками без ограничений по территории нахождения и месту проведения мероприятий.
Спортивная деятельность стала неотъемлемым элементом современной действительности, формируя значительную долю новостного и развлекательного контента. Главным характерным признаком медиатизации выступает длительный характер мощного медиакоммуникационного влияния на общество [Гуреева, 2018, с. 25]. Регулярное влияние на социальные институты, стабильный характер влияния на потребителя информации является составным компонентом управляющей функции
спортивной медиакоммуникации [Шустер, 1998, с. 24].
Цифровые медиа обеспечивают вовлечение аудитории в мир спорта и приобщение к индустрии на более качественном уровне [Прохоров, Попов, 2024; Прохоров 2024]. Потенциал онлайн-ресурсов превосходит возможности традиционных СМИ по предоставлению материалов, возможностям обращения непосредственно к источникам информации, скорости предоставления контента. В качестве примера можно привести медиаплатформу «Gale Reference Complete» [Gale Reference Complete], которая позволяет пользователям получать доступ к неограниченным данным первоисточников. Интерактивная платформа сочетает в себе оригинальный электронный справочный контент, периодику высокого качества, литературную критику и редкие материалы. Уникальный, многопрофильный и авторитетный контент отражает и спортивную тематику, позволяя пользователям, прибегая к одному ресурсу, удовлетворить информационные потребности в материале из мира спорта.
Новые медиа позволяют быть в курсе событий здесь и сейчас, опережая по скорости публикации и обновления материала традиционные СМИ, что позволяет получать самую актуальную информацию из мира спорта. Двусторонний информационный обмен позволяет пользователям участвовать в формировании контента, что представляется важным для молодежной аудитории. Исследование функционирования медиа как таковых, включая их материальные характеристики и технологии, позволило рассмотреть отношение субъекта действия к средствам коммуникации, что допустимо расценивать в качестве источника медиатизации применительно к сфере спорта [Буридэ, 2019, с. 38-39]. Развитие форм коммуникации, распространение современных медиаплатформ играют ведущую, возможно решающую, роль в популяризации спорта и его трансформации в элемент массовой культуры.
Литература и источники
Бабюк М. И. (2019). Спортивный контент в российских СМИ в контексте медиатизации спорта: результаты исследования. Медиаскоп, 2, 4. URL: http://www.mediascope.ru/2545 (Дата обращения: 28.04.2024). DOI: 10.30547/mediascope.2.2019.4 Буридэ (2019). Теория медиатизации: современные подходы. Труды Белорусского государственного
технического университета. Серия 4. Принт- и медиатехнологии, 2(225), 37-44. Быховская И. М., Люлевич И. Ю., Дзигуа Д. В., Юдина Е. Ю., Бородкин А. Ю. (2023). Коммуникативное пространство современного спорта: социокультурное измерение: монография. Москва: Изд-во Московский городской педагогический университет, 232. Быховская И. М., Люлевич И. Ю., Дзигуа Д. В., Юдина Е. Ю., Бородкин А. Ю. (2021). Коммуникации в спорте и «околоспорта»: вехи на пути к медиатизации. Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика, Т. 10, 1, 64-71. DOI: 10.12737/2587-9103-2021-64-71 Войтик Е. А. (2012). Спортивная медиакоммуникация: проблематика структуризации. Журналистский ежегодник, 1, 109-112.
Гуреева А. Н. (2018). Концептуализация процесса медиатизации в России и за рубежом.
Меди@льманах, 5(88), 24-31. Гутцайт Р. Л. (2012). Спортивное комментирование и его роль в телевизионной медиатизации: (на примере спутниковой телекомпании «НТВ-Плюс»): автореф... кандидата филологических наук: 10.01.10. Москва, 19.
Данилова М. Н. (2018). Спорт как медиакоммуникационный феномен. Вопросы теории и практики
журналистики, Т. 10, 3, 519-538. DOI:10.17150/2308-6203.2018.7(3).519-538 Коломиец В.П. (2023). Медиатизация как трансформация управленческих практик медиаиндустрии.
Книга. Чтение. Медиасреда. Т. 1, 1, 14-20. DOI: 10.20913/BRM-1-1-2 Прохоров А. В., Попов С. А. (2024). Продвижение через спорт: сторителлинг в телеграм-каналах
спортивной тематики. Неофилология, Т. 10, 1, 177-185. DOI: 10.20310/2587-6953-2024-10-1-177-185 Прохоров А. В. (2024). Профессиональный спортсмен как субъект/объект интервью. Вестник Воронежского государственного университета. Серия. Филология. Журналистика, 1, 164165.
Рогозина И. В. (2003). Медиа-картина мира: когнитивно-семиотический аспект/ автореф... доктора
филологических наук: 10.02.19. Барнаул, 42. Федоровская М. Ю. (2019). Спорт как социокультурное явление современности и его ведущие
функции. Социодинамика, 5, 11-14. DOI: 10.25136/2409-7144.2019.5.29550 Шустер О. С. (1998.) Средства массовой информации и спорт. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская
государственная академия физкультуры, 122. AppyPie: конструктор приложения для создания приложений простыми шагами: официальный сайт.
URL: https://www.appypie.com/ru (Дата обращения: 28.04.2024). Championat.com/ официальны сайт. URL: https://www.championat.com (Дата обращения: 27.04.2024). Gale Reference Complete: официальный сайт. URL: https://www.galepages.com (Дата обращения: 28.04.2024).
References
Babyuk M. I. (2019). Sportivnyy kontent v rossiyskikh SMI v kontekste mediatizatsii sporta: rezul'taty issledovaniya [Sports content in Russian media from the perspective of mediatization of sports: study results]. Mediaskop [Mediascope], 2, 4. Available at: http://www.mediascope.ru/2545 (accessed: 28.04.2024). DOI: 10.30547/mediascope.2.2019.4 Buride (2019). Teoriya mediatizatsii: sovremennye podkhody [Media theory: modern approaches].
Proceedings of BSTU. Series 4/ Print and Media Technologies, 2(225), 37-44. Bykhovskaya I.M., Lyulevich I.Yu., Dzigua D.V., Yudina E.Yu., Borodkin A.Yu. (2023). Kommunikativnoe prostranstvo sovremennogo sporta: sotsiokul'turnoe izmerenie: monografiya [The communicative space of modern sports: a socio-cultural dimension: monograph]. Moscow: Izd-vo Moskovskiy gorodskoy pedagogicheskiy universitet, 232. Bykhovskaya I. M., Lyulevich I.Yu., Dzigua D.V., Yudina E.Yu., Borodkin A.Yu. (2021). Kommunikatsii v sporte i «okolosporta»: vekhi na puti k mediatizatsii [Communication in sports and "nearsports": milestones on the way to mediatization]. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sovremennaya kommunikativistika [Scientific research and development. Modern communication studies], Vol. 10, 1, 64-71. DOI: 10.12737/2587-9103-2021-64-71 Danilova M. N. (2018). Sport kak mediakommunikatsionnyy fenomen [Sport as a media communication phenomenon]. Theoretical and Practical Issues of Journalism. Vol.10, 3, 519-538. DOI:10.17150/2308-6203.2018.7(3).519-538 Fedorovskaya M.YU. (2019). Sport kak sotsiokul'turnoe yavlenie sovremennosti i ego vedushchie funktsii [Sport as a socio-cultural phenomenon of our time and its leading functions]. Sotsiodinamika [Sociodynamics], 5, 11-14. DOI: 10.25136/2409-7144.2019.5.29550 Gureeva A. N. (2018. Kontseptualizatsiya protsessa mediatizatsii v Rossii i za rubezhom [Conceptualizing the
mediatization process in Russia and abroad]. Medi@l'manakh [Medi@lmanakh], 5 (88), 24-31. Guttsayt R. L. (2012). Sportivnoe kommentirovanie i ego rol' v televizionnoy mediatizatsii (na primere sputnikovoy telekompanii «NTV-Plyus») [Sports commentary and its role in television mediatization (using the example of the satellite TV company NTV-Plus)]. Avtoref. . dis. ... kand. filol. nauk: 10.01.10. Moscow, 19.
Kolomiets V. P. (2023). Mediatizatsiya kak transformatsiya upravlencheskikh praktik mediaindustrii
[Mediatization as a Transformation of Management Practices in Media Industry]. Book. Reading. Media, Vol.1, 1, 14-20. DOI: 10.20913/BRM-1-1-2 Prokhorov A.V., Popov S.A. (2024). Prodvizhenie cherez sport: storitelling v telegram-kanalakh sportivnoy tematiki [Promotion through sports: storytelling in Telegram channels with sports focus]. Neophilology. Vol. 1, 1, 177-185. DOI: 10.20310/2587-6953-2024-10-1-177-185 Prokhorov A. V. (2024). Professional'nyy sportsmen kak sub"ekt/ob"ekt interv'yu [A professional athlete as a subject/object of an interview]. Proceedings of Voronezh State University. Series: Philology. Journalism, 1, 164-165.
Rogozina I. V. (2003). Media-kartina mira: kognitivno-semioticheskiy aspect: avtoreferat dissertatsii na soiskaniye uchenoy stepeni doktora filologicheskikh nauk: 10.02.19 [Media picture of the world: cognitive-semiotic aspect: abstract of the dissertation for the degree of Doctor of Philology: 10.02.19]. Barnaul, 42.
Shuster O. S. (1998). Sredstva massovoy informatsii i sport [Mass media and sports]. Saint-Petersburg: St.
Petersburg State Academy of Physical Education, 122 p. Voytik E.A. (2012). Sportivnaya mediakommunikatsiya: problematika strukturizatsii [Sports media
communication: problems of structuring]. Journalistic Yearbook, 1, 109-112. Appy Pie. URL: https://www.appypie.com/ru (accessed: 28.04.2024). Championat.com. URL: https://www.championat.com (Accessed: 27.04.2024). Gale Reference Complete. URL: https://www.galepages.com (Accessed: 28.04.2024).
Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 30.04.2024. Принята к публикации 15.07.2024.
Об авторах
Прохоров Андрей Васильевич - доктор филологических наук, доцент, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина; ORCID: 0000-0002-1263-695X; proh and@rambler.ru
Попов Станислав Андреевич - аспирант, Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина; ORCID: 0000-0002-2957-0715; popovstan@icloud.com
Prokhorov A. V. Popov S. A. DIRECTIONS OF MEDIATIZATION IN SPORTS
Abstract. Currently, the media environment is one of the main factors in the development of key social institutions, which is why every year an increasing number of social processes come under its influence. The article examines various aspects of the interaction of sports with the wider public sphere, in which the media play a significant role. The mediatization of sports is subject to research in inextricable connection with technological changes in the field of media, which originated at the beginning of the 21st century and became a factor in the modernization of sports content. The representation of sport in the media reflects both the activity and the structure of a social institution. Special attention is paid to determining the significance of digital technologies in the sports industry, the influence of media on public perception of sports, as well as on the formation of public opinion and the popularization of various sports. The conducted research will allow us to draw a conclusion about the priority opportunities for mediatization of sports in the context of new media.
Keywords: mediatization, sports, technologies, traditional media, new media, sports content.
For citation: Prokhorov A. V., Popov S. A. Directions of mediatization in sports. Memoirs of NovSU, 2024, 3(54), 382388. DOI: 10.34680/2411-7951.2024.3(54).382-388