УДК 378.147
Лазарева М.В. старший преподаватель Мирхомитов М. М.
студент 3 курса Ферганский филиал
Ташкентского университета информационных технологий,
Узбекистан , г. Фергана НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. Рассмотрен процесс образования и база построения новой образовательной среды, использование новых информационно -коммуникационных технологий и повышение эффективности учебного процесса. Дан обзор используемых направлений информационных технологий в образовании и новых проектов на основе информационно -коммуникационных технологий
Ключевые слова: образовательная среда, информационный ресурс, медиа-технологии, интеллектуальные обучающие экспертные системы, информационные среды на основе баз данных, базы знаний
Lazareva M. V.
senior lecturer Mirhamidov M. M.
3rd year student
Fergana branch
Tashkent University of information technologies,
Uzbekistan , Fergana DIRECTIONS OF USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN
EDUCATION
Annotation. The process of education and the basis for building a new educational environment, the use of
new information and communication technologies and improving the efficiency of the educational process are considered. An overview of the used areas of information technology in education and new projects based on information and communication technologies
Key words: educational environment, information resource, media technologies, intelligent training expert systems, information environments based on databases, knowledge bases
Цель образования - это система знаний, умений и навыков, подготовка к определенной жизнедеятельности, располагающей набором знаний и умений.
Процесс образования непосредственно зависит от того, в какой образовательной среде он происходит: сравним школу времен Платона -знания передавались от педагога к ученику во время прогулок по саду, и
современный университет с его оснащенными аудиториями. В любом случае образовательный процесс характеризуется одним и тем же: кто учит, кого учит, чему учит, с помощью чего учит.
В настоящее время, хотим мы этого или нет, мы все живем в информационном обществе, в котором информационный ресурс стал одним из наиболее мощных рычагов экономического развития, где происходит интенсивное внедрение компьютерных технологий в различные сферы деятельности человека, в том числе и в современное образование.
Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации.[1]
Информационно-коммуникационные технологии становятся сегодня базой для построения структуры новой образовательной среды, так как имеют огромные возможности для изменения процесса обучения и побуждают к активному взаимодействию обучающего и обучаемого.
Формирование конкурентоспособного выпускника не может быть без опоры на информационно-коммуникационные и другие инновационные технологии. В современном образовательном учреждении педагог, который использует в процессе чтения лекций, проведения уроков мультимедиа-проектор, электронную доску и компьютер, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегами, работающими только в рамках привычной «меловой» технологии. Результат очевиден. Возможности представления информации на компьютере настолько богаты, что позволяют изменять и бесконечно обогащать содержание образования.
В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния Медиа - технологий на человека. Мозг, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью Медиасредств.
Использование информационно-коммуникационных технологий в различных видах деятельности преподавателя способствует повышению эффективности учебного процесса, повышению уровня их методической и научно-исследовательской работы, так как обучающий получает много дополнительных возможностей. Таким образом, если правильно подобрать технологии обучения, информационные технологии создают необходимый уровень качества, при этом компьютер может выступать, и как источник учебной информации, и как наглядное пособие, и как средство контроля, а также как тренажер. Информационные технологии позволяют поднять процесс обучения на качественный уровень. [2]
В настоящее время получили широкое применение следующие направления использования информационных технологий в образовании :[3, с. 28-33]
• Компьютерные программы и обучающие системы, в их состав входят: электронные учебники; базы данных; экспертные системы и т.д.;
• Системы на базе мультимедиа-технологии;
• Интеллектуальные обучающие экспертные системы, которые специализируются по конкретным областям применения и имеют практическое значение, как в процессе обучения, так и в учебных исследованиях;
• Информационные среды на основе баз данных и баз знаний, позволяющие осуществить как прямой, так и удаленный доступ к информационным ресурсам;
• Телекоммуникационные системы, позволяющие осуществить выход в мировые коммуникационные сети.
Учебные материалы нового поколения призваны ориентировать учителя на использование современных методов обучения и образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, на активное использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.
На основе информационно-коммуникационных технологий создаются следующие проекты[4]:
• Дистанционное обучение;
• Виртуальное общение;
• Сетевая экономика и образование;
• Широкие возможности для самообразования;
• Большое количество легко доступной информации.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии сегодня являются инструментом повышения качества образовательных услуг и необходимым условием для решения задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.
Информатизация образования и науки является частью глобального процесса. Информационные и коммуникационные технологии признаны во всем мире ключевыми технологиями XXI века, которые на ближайшие десятилетия будут являться залогом экономического роста государства и основным двигателем научно-технического прогресса.
Использованные источники:
1. Современные информационные технологии в образовании: вперед в будущее! [Электронный ресурс]. URL: http://www.kp.ru/guide/organizatsija-obrazovanija.html (дата обращения: 27.01.2019).
2. Тарасов П. В. Основные направления применения информационных технологий в высшем образовании URL: http ://www. superinf.ru/view_helpstud.php?id=2783 (дата обращения: 27.01.2019).
3. Активная информационная система вуза в информационно-образовательной среде / Г.М. Цибульский, М.В. Носков, Р.А. Барышев и др. // Педагогика : журнал . — 2017 .— №3 .— С. 28-33.
4. Аксюхин А.А., Вицен А.А., Мекшенева Ж.В. Информационные технологии в образовании и науке URL: http://www.top-
technologies.ru/ru/article/view?id=25948 (дата обращения: 27.01.2019).
УДК 608.2
Лебединская А. А. студент магистратуры Волошкина Е. В. студент магистратуры НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ СРАВНЕНИЕ МЕТОДОВ
Аннотация: В данной статье произведено сравнение методов анализа иерархий, SMARTu метода, полученного путем их объединения.
Ключевые слова: метод анализа иерархий, SMART, экспериментальное решение.
LebedinskayaA. A. graduate student VoloshkinaE. V. graduate student NRU "BelSU" Russia, Belgorod EXPERIMENTAL COMPARISON OF METHODS
Annotation: This article compares the methods of analyzing hierarchies, the SMART method obtained by combining them.
Keywords:hierarchy analysis method, SMART, experimental solution.
Проведем эксперимент, сравнив результаты существующих и модифицированного методов на примере решения задачи трудовой миграции.
Пусть имеется 5 альтернатив и 5 критериев. К имеющимся данным добавим желаемые значения для ЛПР. Очевидно, что наиболее подходящим под запрос ЛПР будет являться город Ейск. Данные отображены в таблице 1.
Таблица 1.
Набор данных_
Зарплата в IT-сфере, тыс. руб Аренда жилья, тыс. руб Климат Уровень безработицы, % Численность населения, тыс. чел
Ейск 20 10 Умеренно-континентальный 5,6 83,6
Курск 20 16 Умеренно-континентальный 4,1 448,7
Омск 45 18 Континентальный 7,8 1 172
Сочи 30 43 Умеренно-континентальный 5,6 429