ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 33:001.895 ББК 65.011
Новицкий Н.А. — д.э.н., профессор, зав. сектором Института экономики РАН NovitskyN.A. — Doctor of Economics, professor, managing sector Institute of Economics Russian Academy of Sciences
НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ЦЕЛЯХ КАЧЕСТВЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ВОСПРОИЗВОДСТВА
THE DIRECTIONS OF INNOVATIVE POLICY FOR HIGH-QUALITY MODERNIZATION OF REPRODUCTION
В научной статье рассмотрены направления инновационной политики в целях формирования качественной модернизации воспроизводства на основе стратегии инновационного импортозамещения. Предлагается современная методология инвестирования инновационного импортозамещения на основе шестого технологического уклада с учетом критериев инновационной и инвестиционной эффективности развития воспроизводства.
Ключевые слова: инновационная политика, модернизация, импортозамещение, технологический уклад, инвестиции, эффективность, воспроизводство
In the scientific article directions of an innovational politics with a view of formation of qualitative modernization of reproduction are considered on the basis of strategy of inno-vational import substitution. The modern methodology of investment innovational import substitution is offered on the basis of the sixth technological way with allowance for criteria of innovational and investment efficiency of development of reproduction.
Keywords: an innovational politics, modernization, import substitution, technological way, investments, efficiency, reproduction
Российская экономика в 2014 году столкнулась с острыми внешними вызовами и нерешенными внутренними проблемами развитии экономики. Усилилась разбалансированность воспроизводства из-за продолжающихся санкций и сложившейся энерго-сырьевой структуры воспроизводства, снизились темпы экономического развития (около 1% ВВП за 9 месяцев), а инвестиционный сектор, преобладающий на фондовом рынке как спекулятивный, способствует утечке капиталов в другие страны (ожидается вывоз капиталов к концу 2014 года свыше 100 млрд. долларов). Обострились проблемы импортозамещения и модернизации воспроизводства. Не сформированы эффективные экономические механизмы и рыночные инструментарии активизации инновационной политики в целях перехода российской экономики на инновационный путь развития. Развитые страны мира продолжают наращивать глобаль-
ные инвестиционные затраты на инновационное развитие воспроизводства [1] (рис.1.)
др.страны 14%
34% США
П/
12,6 % Япония
13% Китай
24% - ЕС
2% Россия
Рис. 1. Структура современных глобальных затрат мировых стран на
науку и инновации (%)
Несмотря на постоянное стимулирование инновационного развития в России и неуклонном росте финансовых расходов в реальном секторе экономики, коммерциализация инноваций постоянно сокращается, а доля российского высокотехнологичного бизнеса на мировом рынке снижалась и примерно составляла в 1992г. - 6%, в 2000г - 1%, в 2008г. -0,3%, достигнув минимума в 2013 году около 0,1% [2] (рис.2).
Рис.2. Сравнительная динамика расходов России на ИиР и продаж инновационной продукции на мировом рынке
Внутренние затраты на исследования и разработки в нашей стране колебались в период 2000 - 2013 гг. в пределах 1,0 - 1,2% доли в ВВП, уступая по масштабам финансирования: США в 18,3 раза, Германии - в 3,4 раза, Франции - 2,4 раза, Японии - в 6,9 раза, Китаю - в 6,7 раз.
Представленный краткий анализ служит неоспоримым аргументом и подтверждает мнение Президента РФ Путина В.В о том, что «смысл, логика наших действий заключается в том, чтобы обеспечить качествен-
о
1990
2000 Года
2013
ные изменения в нашей экономике» [3] Поэтому в качестве одного из ведущих приоритетов выступает инновационная политика, конкретно «это стимулирование инвестиций, прежде всего, в интересах технологической модернизации и обновления промышленности» [3]
Вместе с тем, для реализации эффективного импортозамещения и модернизации воспроизводства путем восстановления разрушенных воспроизводственных цепочек, промышленный потенциал которого разрушен более чем на две трети, предстоит решать приоритетно острые проблемы интегрированной инновационной и инвестиционной политики путем генерирования и коммерциализации достижений У1-го технологического уклада (ТУ).
При обосновании эффективной инновационно-инвестиционной политики, по нашему мнению, целесообразно отказаться от всеобщей модернизации накопленного устаревшего производственного потенциала и сразу ускорить целевое инвестирование импортозамещения путем организации перспективных воспроизводственных цепочек на базе освоения новых достижений прогресса, генерируя инновации У1-го ТУ на каждой стадии инновационных воспроизводственных циклов. Необходима разработка принципиально новой реальной Стратегии развития инновационного воспроизводства в России на базе нового технологического рывка на долгосрочную перспективу (20-30 лет) с применение целевых (таргетировуемых) экономических механизмов и рыночных ин-струментариев реализации государственной инновационно-инвестиционной политики [4, с.34-57].
Основное положение инновационно-инвестиционной политики -это реализация стратегии развития инновационного воспроизводства на основе технологического рывка, в структуре которой рекомендуются следующие направления:
- формирование интеллектуального базиса для генерирования достижений У1-го ТУ с обеспечением приоритетного инвестирования научно-конструкторских разработок по развитию инновационных циклов;
- импортозамещение путем приоритетного восстановления и создания новых воспроизводственных цепочек на базе системной интеграции инновационных циклов в целях производства конкурентоспособных средств производства и предметов потребления;
- модернизация конкурентоспособных стадий производства в процессе восстановления цепочек I и П-го подразделений воспроизводства на базе У1-го ТУ;
- индустриализация промышленного производства путем развития информационно-инновационного (умного) машиностроения в целях
формирования перспективной структуры информационного типа экономики на базе нового технологического уклада;
- реализация новой инновационно-инвестиционной политики с установлением целевых критериальных показателей эффективного, сбалансированного, устойчивого и безопасного развития инновационного воспроизводства и создания механизмов и институтов генерирования достижений нового технологического уклада.
Для восстановления полуразрушенных и отсутствующих воспроизводственных звеньев на базе импортозамещения, модернизации и развития индустриальных циклов инновационного воспроизводства предстоит реализовать специальные программно-целевые процедуры планирования воспроизводства (табл.1)
Таблица 1.
Процедура целевого программирования импортозамещения
п роизводства товаров и услуг
Приоритетные потребности в товарах и услугах Степень покрытия спроса за счет планируемого (внутреннего) производства Целевые звенья воспроизводственной цепи, требующие им-портозамещения или создания новых замещающих производств Целевые инвестиции и программы по восстановлению или развитию новых звеньев воспроизводства (импортозамещение, модернизация, применение двойных технологий, индустриализация) Программно-целевое финансирование затрат на системно увязанное развитие звеньев инновационных циклов на базе нового технологического уклада
Целевое таргетирование направлений импортозамещения
Виды потребления товаров и услуг и планируемые их объемы производства (по перечню Правительства РФ) (%) за счет собствен ного произ извод вод-ства (%) требуемого замещения импорта Мониторинг производств, представляющих проблемные звенья для им-портозамещения Целевое выделение приоритетных производственных звеньев для выпуска замещающих товаров и услуг в соответствии с критериями эффективности (см. таблицу 2) Выбор и генерирование технологий, увязанных с производственными звеньями инновационных циклов**)
Виды продукции машиностроения*): (пример) 1) производ- 1015% 85-90% Пока отсутствует плановая схема воспроизводства. Рекомендуется разработка и реализация специальной программы и проведение целевого мониторинга. Сбалансированная структура инвестиций в стадиях инновационного воспроизводства: а)воспроизводство средств труда и инфраструктуры; б)цепочки по созданию предметов труда и комплектующих, в)воспроизводство предметов потребления в стадиях выпуска товаров и Выбор оптимальной структуры инновационного цикла: а)фундамента льные заделы знаний - 10%; б)научно-проект-ные разработки -20-30%,
ство роботи- Требуется разра- создания инфраструктуры в)коммерциал
зированных ботка специаль- услуг. изация - 30-
комплексов до 99% ной инноваци- На основе разработки про- 40%, осталь-
для обработ- 1% онной програм- граммы ные 10% (до
ки агрегатов мы 20%)-риски и
и деталей коррупция
машин Инновационный цикл проектирует-
2)(по переч- ся индивиду-
ню Прави- альный
тельства)
*) Современный перечень импортозамещающей продукции в машиностроении превышает тысячи наименований.
**) Сегодня инновационный цикл разбалансирован: а) фундаментальные заделы знаний -10%; б) научно-проектные разработки - 8-10%, в)коммерциализация - 30%, (остальные 40-50% риски и коррупция)
Выбор приоритетных направлений импортозамещения и восстановления звеньев воспроизводственного цикла предстоит реализовать комплексно путем проведения научно-проектных обоснований на основе обязательного применения критериев эффективности и конкурентоспособности в машиностроении, в агропромышленном комплексе и в подотраслях группы (б) промышленности, в первоочередном порядке обеспечивать сбалансированное и комплексное развитие инновационного воспроизводства во всех отраслях экономики в целях удовлетворения общественных потребностей и повышения оборонной безопасности.
В Стратегии развития инновационного воспроизводства в России предстоит определить приоритетные направления формирования перспективной информационной структуры инновационного воспроизводства на базе нового технологического уклада.
В инновационной воспроизводственной структуре экономики России необходимо планировать системно взаимосвязанные инновационные циклы на базе достижений VI - го ТУ, реализующие освоение прорывных технологий, прежде всего осуществляющих массовое генерирование нанотехнологий, оптоэлектронных и информационных технологий, биотехнологий и технологий генной инженерии, энергетических технологий с использованием ядерных реакторов и водородного топлива. Предстоит генерировать и в приоритетном порядке осуществить коммерциализацию ряда производственных и социальных инновационных систем, прежде всего освоить производство роботизированных систем, программируемых обрабатывающих центров, информационно-компьютерных систем, домашних роботов, робото-пылесосов, коммунально-уборочных роботов с переходом к всеобщей компьютеризации жилья при обеспечении полной энергетической и экологической «умной» защиты и непрерывного информационного обслуживания.
В целях управления инновационными и воспроизводственными процессами в импортозамещении и контроля инновационной диверсификацией экономики целесообразно законодательно утвердить Правительством РФ систему контрольных индикаторов эффективности ком-мерциализуемых достижений научно-технического прогресса при реализации рекомендуемой Стратегии инновационного воспроизводства на период до 2030 год (табл.2).
Таблица 2.
Целевые критериальные показатели эффективного и устойчивого развития инновационного воспроизводства в долгосрочной перспективе
Критерии Индикаторы Целевые показатели* Контрольные значения*
Повышение удельного веса ВВП за счет инноваций Прирост ВВП за счет инноваций Больше 50% Макс.=100% Мин.=20% (для сырьевых)
Повышение выпуска конкурентоспособной наукоемкой продукции Удельный вес выпускаемой конкурентоспособной продукции в промышленности 60-70% Макс.=100% Мин.=40%
Удельный вес наукоемкого интеллектуального труда Больше 50% Макс.=100% Мин.=30%
Повышение эффективности производства за счет инноваций 1)Прирост производительности труда за счет НТП* 2 раза Макс.= не органичен Мин.=1,5
2)Прирост фондоотдачи за счет НТП* 5-7% Макс.= не органичен Мин.= 0
3)Прирост материалоотдачи за счет НТП (снижение материалоемкости*) 8-10% Макс.=не органичен Мин.= 0
Ограничение ресурсо-емкости и энергоемкости производства 1)Снижение удельных расходов важнейших видов топлива, материалов и металлов на единицу продукции (на базе стратегий предприятий) Макс.= не органичен Мин.=5%
2)Снижение энергоемкости продукции и т.д. (на базе планов предприятий) Макс.=не органичен Мин.=5-7%
* В расчетах использованы базовые статданные и прогнозные целевые значения по достижению прироста ВВП 6-8%, в год.
Для формирования перспективной воспроизводственной структуры информационного типа предстоит реализовать новую инновационно-инвестиционную политику. Речь идет о том, чтобы в рамках стратегических прогнозов возродить научно-прогнозное обоснование Комплексной программы научно-технического и информационного прогресса и ее социально-экономических результатов (КП НТИП) на 25-30 лет, в содержании которой обосновывать формирование инновационно-технологических платформ по прорывным направлениям научно-технологического прогресса и развитие научно-инновационных комплексов по типу наукоградов (из 68 сохранилось всего 15 преимуще-
44
ственно в Московской области). Практически предстоит совершить новый «столыпинский реванш» путем срочной организации инновационно-промышленных кластеров (ИПК) и территориальных инновационно-промышленных комплексов (ТПК) во всех регионах России, взаимодействующих с технологическими платформами, на основе планирования инновационных циклов У1-го ТУ и инвестирования инновационных циклов по выпуску конкурентоспособной продукции.
Чтобы эффективно инвестировать национальные программы и проекты освоения инновационных циклов У1-го ТУ потребуется принципиально новая организация корпоративной структуры промышленного производства путем создания Национальной инновационной кластерной системы (НИКС) и формирования транснациональных инновационно-промышленных корпораций как в рамках экономического пространства ЕврАзЭС, так в региональном пространстве СНГ. Комплексная организация национальной инновационной кластерной системы (НИКС) и повышение инвестиционной емкости инновационных циклов позволят осуществить прорывы на новые горизонты научно-технологического прогресса и обеспечить реальную сбалансированность расширенного воспроизводства в условиях циклического развития экономики в связи с неравномерностью генерирования достижений научно-технического прогресса.
Вместе с тем, в процессе генерирования и освоения инновационных достижений нового ТУ возникает острая проблема привлечения огромных масштабов инвестиционных ресурсов для развития импорто-замезения и инновационной модернизации экономики.
По-нашему мнению, для ускоренного развития импортозамещения предстоит трансформировать инвестиционную политику, которую следует переориентировать на инвестирование стабильного экономического роста не менее 6-8% в год. Причем предстоит интегрировать не только бюджетные финансовые ресурсы и частные вложения на основе государственно-частного партнерства. Следует резко повысить эффективность накопленного инвестиционного потенциала, который пока недостаточно эффективно используется, хотя ресурсы национального богатства «лежат на поверхности».
Так при повышении доли переработки нефти и газа на 10-15% в конечную продукцию доходы бюджета смогли бы повыситься в 5-7 раз, не говоря уже о доходах частных лиц. При этом целесообразно в инвестиции трансформировать только половину от «трубных» доходов в нефте- и газопереработку внутрь страны, а новые потоки доходов от экспорта готового переработанного нефтегазового сырья превысят 3-5 раз, если разработать и реализовать национальную программу энер-
гоэффективности. Великая держава Россия, обладающая 20% мировых богатств, при активизации мозгов талантливых экономистов и эффективных собственников, могла бы производить не 3% мирового ВВП, а хотя бы 10-12%, если бы природные ресурсы, нефть и газ не позволять «неэффективным собственникам» пускать их «в трубу», в том числе путем экспорта непереработанных топливно-сырьевых ресурсов, вырубки лесов и вывоза деловой древесины.
Стоимость национального богатства России, сосредоточенного в основных балансовых запасах топливно-сырьевых, лесных, биологических и других видах ресурсов, превышает 30 трлн долл. в современных оценках [5]. Из них природные богатства на сумму около 20 трлн. долл. гарантированно извлекаемы. Эти реальные активы, представляющие собой инвестиционный потенциал России, целесообразно поставить на баланс Центробанка. Затем принять закон о конвертации указанных национальных активов в ценные бумаги и выпустить хотя бы под 10-20% этих активов государственные казначейские обязательства (ГКО пакетами от 1 млн. рублей до 100 млн. рублей). Выкупленные частными и иностранными инвесторами пакеты акций ГКО могут стать базовым (га-рантовым) капиталом для передачи в концессию месторождений реальных ресурсов, с установлением для них предоплаты природной ренты (не менее 20% от плановой оценки извлекаемых запасов), а не передавать бесплатно для эксплуатации ресурсов. Не менее 20-30% от инвестиционного потенциала ценных бумаг ГКО должны быть переданы в качестве государственных активов коммерческим банкам для формирования финансового базиса (длинных денег) в целях долгосрочного кредитования инновационного развития. Если указанные законодательные механизмы реализовать системно, то возможные размеры реальных инвестиций превысят любые фантазии и составят по самым скромным оценкам 3-5 трлн. долл. (до 10 трлн. долл.) в течение ближайших 5-10 лет, что позволит сделать реальный технологический рывок.
Рассмотренные прогнозные объемы конвертации только части национального природного богатства в финансовые активы будут достаточны не только для инвестирования импортозамещения и модернизации машиностроения и создания инновационной промышленности, но и для решения многих социальных задач. Конечно, потребуется развитие рыночных институтов и новых структурных форм инвестиционно-фондового рынка, формирование современной инвестиционной и инновационной инфраструктуры [4, с.132-133].
Наша страна, находящаяся на передовых рубежах науки и технологий, при ускоренной материализации научно-технических достижений УТ-го технологического уклада в производстве, в том числе на основе
импортозамещения, обладает достаточными интеллектуальными и ресурсными возможностями для постоянного улучшения качественных и количественных характеристик инновационного воспроизводства, обеспечения нарастающей эффективности и конкурентоспособности производства, достижения динамичных прогрессивных структурных сдвигов в экономике на основе импортозамещения и, как правило, обеспечения качественно улучшающихся и постоянно возрастающих экономических и социальных результатов.
Список литературы:
1. Данные UNCTAD. PPS. 2010-201.
2. ВЭБ. «Вектор». №2, февраль 2010.
3. Выступление В.В. Путина на Петербургском международном экономическом форуме. http://www.kremlin.ru 23.05.2014
4. Новицкого Н.А. Инновационная экономика России: теоретико-методологические основы и стратегические приоритеты. М.: «ЛИБРО-КОМ». 2009.
5. Проблемы измерения национального богатства в начале XXI века (сборник научных докладов круглого стола ИЭ РАН). // Под ред. СД. Валентея и Л.И. Нестерова. М.: ИЭ РАН, 2004. С.12-48.
6. Новицкий Н.А. Инновационная политика в модернизации экономики // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы стимулирования развития и модернизации экономики региона», проведенной в г. Махачкала 10-11 декабря 2014г. - Махачкала: ИД «Наука плюс», 2015. - с.с. 4-8