Научная статья на тему 'Направления государственной поддержки прогрессивных структурных сдвигов в промышленности в целях достижения глобального технологического лидерства России'

Направления государственной поддержки прогрессивных структурных сдвигов в промышленности в целях достижения глобального технологического лидерства России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО / TECHNOLOGICAL LEADERSHIP / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / INDUSTRY / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ / STRUCTURAL CHANGES IN INDUSTRY / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / GOVERNMENT SUPPORT MEASURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вертакова Юлия Владимировна, Греченюк Ольга Николаевна

Достижение глобального технологического лидерства в настоящее время является основой роста конкурентоспособности и экономического развития любого государства. В статье исследованы основные показатели, характеризующие технологическое инновационное развитие российской экономики в контексте международных сравнений, и оценены возможности достижения Россией глобального технологического лидерства. Среди ряда основных факторов, влияющих на уровень технологического лидерства, ключевую роль играет сбалансированность структуры экономики государства. Поэтому так важно на современном этапе развития экономики обратить пристальное внимание на существующую структуру промышленности, как ведущего сектора российской экономики, выявить основные тенденции в отношении происходящих структурных сдвигов и определить основные механизмы ее улучшения. В статье подробно изучены существующие на данный момент меры государственной поддержки прогрессивных структурных сдвигов в промышленности, реализация которых позволит в перспективе достичь глобального технологического лидерства России. Цель. Исследовать возможности достижения Россией глобального технологического лидерства в результате прогрессивных структурных сдвигов в промышленности и изучить основные меры государственной поддержки российской промышленности. Задачи. Проанализировать основные показатели технологического инновационного развития российской экономики в сравнении с ведущими странами мира. Выявить страны, являющиеся технологическими лидерами в настоящее время. Оценить возможность достижения Россией технологического лидерства. Исследовать структуру промышленности России и динамику ее структурных сдвигов. Рассмотреть реализуемые на данный момент меры государственной поддержки структурных сдвигов российской промышленности и оценить эффективность их реализации. Материалы. Статистической базой исследования послужили официальные данные Росстата, OECD и World Bank. Результаты. Представлен анализ современного состояния технологического развития России в сравнении с ведущими странами мира. Дана оценка современного уровня и возможности достижения Россией мирового технологического лидерства. Проанализирована структура российской промышленности и оценены структурные сдвиги за последние годы. Исследован комплекс мер государственной поддержки в ведущих отраслях промышленности, в том числе по переходу промышленности на принципы наилучших доступных технологий, и основные результаты их имплементации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вертакова Юлия Владимировна, Греченюк Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Areas of Government Support for Progressive Structural Changes in Industry Aimed at Achieving the Global Technological Leadership of Russia

Nowadays, to enhance competitiveness and for economic growth, achieving global technological leadership is vital for any country. This study examines major factors of innovative technological developments in the Russian economy in the context of international comparisons and assesses the country’s capability of achieving global technological leadership. Equilibrium in the Russian economic structure plays a key role in its technological leadership. This is why it is so important, at the current stage of economic development, to pay close attention to the existing industrial structure, to identify key trends in ongoing structural changes, and to determine key mechanisms for its improvement. This study thoroughly examines existing government support measures relative to progressive structural changes in industry, the implementation of which will make it possible for Russia to achieve global technological leadership in the future. Aim. This study aims to assess Russia’s capability of achieving global technological leadership as a result of progressive structural changes in industry and to examine governmental support of Russia’s industrial sector. Tasks. This study analyzes major factors of innovative technological development in the Russian economy compared with the world’s leading countries, identifies countries that are current technological leaders, assesses Russia’s capability of achieving technological leadership, examines the structure of Russian industry and the dynamics of its structural changes, reviews government support measures that are being taken in relation to structural changes in Russian industry, and estimates the efficiency of their implementation. Materials. Official data provided by the Russian Federal State Statistics Service, the OECD, and the World Bank served as the statistical basis of this study. Results. The current state of technological development in Russia is analyzed in comparison with the world’s leading countries and Russia’s capability of achieving global technological leadership is assessed. The structure of Russian industry is analyzed, and structural changes over the past few years are reviewed. A series of government support measures in major industrial branches are examined, including those aimed to transition the industry toward the best available technology. The implementation results of these measures are also analyzed.

Текст научной работы на тему «Направления государственной поддержки прогрессивных структурных сдвигов в промышленности в целях достижения глобального технологического лидерства России»

Направления государственной поддержки прогрессивных структурных сдвигов в промышленности в целях достижения глобального технологического лидерства России*

Areas of Government Support for Progressive Structural Changes in Industry Aimed at Achieving the Global Technological Leadership of Russia

УДК 338.36

Вертакова Юлия Владимировна

заведующий кафедрой Юго-Западного государственного университета (г. Курск), доктор экономических наук, профессор 305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, д. 94

Yuliya V. Vertakova

Southwest State University (Kursk)

50 let Oktyabrya Str. 94, Kursk, Russian Federation, 305040

Греченюк Ольга Николаевна

доцент кафедры Юго-Западного государственного университета (г. Курск), кандидат экономических наук

305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, д. 94 Ol'ga N. Grechenyuk

Southwest State University (Kursk)

50 let Oktyabrya Str. 94, Kursk, Russian Federation, 305040

Достижение глобального технологического лидерства в настоящее время является основой роста конкурентоспособности и экономического развития любого государства. В статье исследованы основные показатели, характеризующие технологическое инновационное развитие российской экономики в контексте международных сравнений, и оценены возможности достижения Россией глобального технологического лидерства. Среди ряда основных факторов, влияющих на уровень технологического лидерства, ключевую роль играет сбалансированность структуры экономики государства. Поэтому так важно на современном этапе развития экономики обратить пристальное внимание на существующую структуру промышленности, как ведущего сектора российской экономики, выявить основные тенденции в отношении происходящих структурных сдвигов и определить основные механизмы ее улучшения. В статье подробно изучены существующие на данный момент меры государственной под-

ш

*

ci ш I ш

о; s

I ш с; m с о.

с

>

с

с 0. с

о; s 0. О ш

держки прогрессивных структурных сдвигов в промышленности, реализация которых позволит в перспективе достичь глобального технологического лидерства России. Цель. Исследовать возможности достижения Россией глобального технологического лидерства в результате прогрессивных структурных сдвигов в промышленности и изучить основные меры государственной поддержки российской промышленности. Задачи. Проанализировать основные показатели технологического инновационного развития российской экономики в сравнении с ведущими странами мира. Выявить страны, являющиеся технологическими лидерами в настоящее время. Оценить возможность достижения Россией технологического лидерства. Исследовать структуру промышленности России и динамику ее структурных сдвигов. Рассмотреть реализуемые на данный момент меры государственной поддержки структурных сдвигов российской промышленности и оценить эффективность их реализации.

* Исследование выполнено по государственному заданию Министерства образования и науки РФ № 26.3546.2017/ПЧ «Развитие фундаментальных основ анализа и прогнозирования структурно-динамических параметров региональной экономики на основе интеграции российского и мирового опыта управления территориальным развитием и современных научных доктрин».

<

Материалы. Статистической базой исследования послужили официальные данные Рос-стата, OECD и World Bank. ^ Результаты. Представлен анализ современ-

ного состояния технологического развития России в сравнении с ведущими странами мира. Дана оценка современного уровня и возможности достижения Россией мирового технологического лидерства. Проанализирована структура российской промышленности и оценены структурные сдвиги за > последние годы. Исследован комплекс мер

государственной поддержки в ведущих отраслях промышленности, в том числе по переходу промышленности на принципы наилучших доступных технологий, и основные результаты их имплементации. Ключевые слова: технологическое лидерство, промышленность, инновационное развитие, структурные сдвиги в промышленности, меры государственной поддержки

Nowadays, to enhance competitiveness and for economic growth, achieving global technological leadership is vital for any country. This study examines major factors of innovative technological developments in the Russian economy in the context of international comparisons and assesses the country's capability of achieving global technological leadership. Equilibrium in the Russian economic structure plays a key role in its technological leadership. This is why it is so important, at the current stage of economic development, to pay close attention to the existing industrial structure, to identify key trends in ongoing structural changes, and to determine key mechanisms for its improvement.

This study thoroughly examines existing government support measures relative to progressive structural changes in industry, the implementation of which will make it possible for Russia to achieve global technological leadership in the future.

Aim. This study aims to assess Russia's capability of achieving global technological leadership as a result of progressive structural changes in industry and to examine governmental support of Russia's industrial sector. Tasks. This study analyzes major factors of innovative technological development in the Russian economy compared with the world's leading countries, identifies countries that are current technological leaders, assesses Russia's capability of achieving technological leadership, examines the structure of Russian industry and the dynamics of its structural changes, reviews government support measures that are being taken in relation to structural changes in Russian industry, and estimates the efficiency of their implementation. Materials. Official data provided by the Russian Federal State Statistics Service, the OECD, and the World Bank served as the statistical basis of this study.

Results. The current state of technological development in Russia is analyzed in comparison with the world's leading countries and Russia's capability of achieving global technological

leadership is assessed. The structure of Russian industry is analyzed, and structural changes over the past few years are reviewed. A series of government support measures in major industrial branches are examined, including those aimed to transition the industry toward the best available technology. The implementation results of these measures are also analyzed.

Keywords: technological leadership, industry, innovative development, structural changes in industry, government support measures

Одним из приоритетов долгосрочной государственной политики, названных в последних посланиях Президента России, является достижение экономикой страны технологического лидерства. Достижение этой цели требует создания отраслей нового технологического уклада и проведения масштабного обновления промышленности. Ежегодно государство инвестирует значительные средства в достижение ключевых показателей эффективности научно-технологической сферы. В течение последних 15 лет за счет федерального бюджета было создано более 1000 объектов инновационной инфраструктуры, включая 114 центров трансфера технологий, 160 технопарков, 200 бизнес-инкубаторов и 300 центров коллективного пользования.

Однако изучение показателей инновационного развития показывает, что эффект от государственных инвестиций как для реального сектора экономики, так и для социальной сферы мог бы быть гораздо более высоким. Доля России в общем мировом экспорте высокотехнологичных товаров составляет всего 0,4% [1]. Кроме того, страна значительно отстает от лидеров по количеству международных патентов при высоких государственных затратах на научно-исследовательские работы при сопоставимом со странами-лидерами количестве исследователей [2].

Согласно «Глобальному инновационному индексу», в 2016 г. Япония, США, Великобритания и Германия значительно опережали остальные страны по уровню развития высшего образования, количеству научных публикаций и поданных международных заявок на патенты. Россия заняла в этом рейтинге только 43-е место [3].

Согласно докладу ЮНЕСКО «О науке до 2030 года» Россия занимает 7-е место в мире по общим затратам на исследования и развитие науки (ИИР, R&D). Сумма затрат на развитие науки в РФ превысила 40 млн долл. США, что в 10 раз меньше, чем у лидера рейтинга — США. Второе место по затратам занимает Китай, вложения на нужды науки которого составили 333 млн долл., за которым следуют Япония, Германия, Южная Корея и Франция [4]. Россия потратила в 2016 г. на научно-исследо-

Таблица 1

Группировка стран по доле государственных расходов на исследования и развитие науки

Более 60% От 40 до 50% От 30 до 40% От 20 до 30% Менее 20%

Россия Люксембург, Австрия, Швеция, Япония,

Норвегия, Канада, Великобритания, Израиль

Италия Франция, США,

Нидерланды Германия,

Финляндия,

Корея,

Бельгия,

Дания

> <

Составлено: авторами с использованием официальных данных Организации экономического сотрудничества и развития (www.oecd.org).

20 000 15 000 10 000 5000

//

]] — Германия ]] — Япония □ — США

2000

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Год

Рис. 1. Количество триадных патентных семей в странах-лидерах, ед.

Составлено: с использованием официальных данных Организации экономического сотрудничества и развития (www.oecd.org).

вательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) 24,8 млрд долл. (1,7% от мировых расходов, в 2008 г. было 2%), в то время как в США израсходовали 396,7 млрд долл., Китай — 290,1 млрд, Япония — 141,4 млрд, Южная Корея — 64,7 млрд, Франция — 45,7 млрд и Бразилия — 31,3 млрд долл.

В 2007-2016 гг. валовые внутренние расходы на научные исследования выросли в мире почти на треть. Лидером по величине инвестиций на исследования и разработки являются США (28,1%), второе место занимает Китай (20%), третье — Япония (10%), четвертое — Германия (6%). На долю всего остального мира приходится примерно 33% от общей суммы (на Россию — 1,7%).

В России доля валовых внутренних расходов на исследования и разработки (ВИИР, GERD) в процентах от ВВП составляет около 1,2%. В зарубежных странах доля расходов на ИИР значительно выше. Лидером в 2014 г. является Корея, где отмечена устойчивая тенденция роста этого показателя с 2,2 до 4,3%, немного меньше в Израиле — 4,1%, в Японии — 3,6%, в Швеции и Финляндии — 3,2%, в Дании и Австрии — 3,1%, в Германии — 2,9% и США — 2,7%. В целом по большинству исследованных стран наблюдается заметное увеличение ВИИР.

Важным показателем в оценке уровня инновационного развития стран также является

доля государственных расходов на ИИР. За исследуемый период в большинстве рассматриваемых стран наблюдалась тенденция к возрастанию этого показателя. Лидером здесь является Россия, где доля расходов на ИИР, профинансированная государством, выросла с 54,8 до 69,2%. Резко увеличилась доля государственных расходов в Люксембурге (с 7 до 47%), немного меньше — в Норвегии (45,6% в 2014 г.) и Италии (41,5%). Расходы на ИИР в диапазоне от 30 до 40% наблюдаются в Австрии (36%), Канаде (34%), Франции (35%) и Нидерландах (33%). В Швеции, Великобритании, США, Германии, Финляндии, Корее, Бельгии и Дании данный показатель составляет 20-30%, а в Японии и Израиле — 13 и 16%, соответственно. В табл. 1 представлена группировка стран по этому критерию.

Инвестиции в ИИР должны приносить отдачу. В настоящий момент ключевым показателем, характеризующим уровень технологического инновационного развития государства, является количество триадных патентных семей [5], т. е. заявок, поданных одновременно в патентные ведомства ЕС, США и Японии (рис. 1).

Лидером по количеству триадных патентных семей является Япония (в среднем 16 600 заявок в год), на втором месте находятся США (13 800 заявок), а в Германии их подают в 3 раза меньше (5800 заявок). Среди остальных стран

2000 2009 2010 2011 2012 2013 2014

]] — Франция Ц — Германия Ц — Япония Щ — Корея Ц — США

2015 Год

Рис. 2. Доля стран-лидеров в триадных патентных семьях, %

Составлено: с использованием официальных данных Организации экономического сотрудничества и развития (www.oecd.org).

наибольшее количество триадных патентных семей во Франции (2600 заявок в среднем в год), в Корее (где отмечен резкий рост с 900 до 3100 заявок за период, в среднем 2300 заявок в год) и Великобритании (1800 заявок в год). В Швейцарии и Нидерландах подают немногим более 1000 заявок в год, в Швеции, Италии и Канаде — от 600 до 700 заявок, в Австрии, Бельгии, Дании, Финляндии и Израиле — от 300 до 450 заявок в год. В остальных странах мира — менее 100. В России отмечен незначительный рост с 85 до 111 заявок (91 заявка в год).

Еще более показательным индикатором технологического развития является доля стран в триадных патентных семьях (рис. 2).

Абсолютным лидером по данному показателю является Япония (30% в 2015 г.). Немного меньше доля США (26%), Германии — около 10%. Во Франции и Корее — около 5%. Причем только в Корее наблюдается устойчивая тенденция роста (с 1,5 до 6%). В остальных исследуемых странах доля заявок в триадных патентных семьях не превышает 2%. К тому же по большинству стран также наблюдается тенденция снижения показателя. От 1 до 2% занимают такие страны, как Канада, Италия, Нидерланды, Швеция. В России эта доля составляет 0,2%.

В наших предыдущих исследованиях, проведенных в области оценки инновационного развития России, были получены выводы, негативно характеризующие складывающуюся ситуацию [6; 7]. Россия значительно уступает не только по уровню общего и технологического инновационного развития большинству зарубежных стран, но и в сфере нетехнологического инновационного развития (маркетинговых и организационных инноваций). В целом в 2015 г. инновационная активность российских организаций составляет 9%, а в большинстве

европейских стран более 30% организаций являются инновационно-активными (в Германии и Люксембурге — около 70%). Уровень нетехнологической инновационной активности в 2015 г. в России составил около 3%, а в зарубежных странах он достигает 45% и более [8]. Исследование инновационного развития России в отраслевом и региональном разрезах показало неразвитость и инертность инновационных процессов в большинстве ведущих секторов российской промышленности и в регионах [9].

В результате проведенного исследования можно заключить, что Россия пока еще не может претендовать на достижение глобального технологического лидерства. Поэтому все силы руководства государства направлены на решение данного вопроса. В настоящее время приоритетной задачей обеспечения экономического развития России является создание конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности, способной к эффективному саморазвитию на основе интеграции в мировую технологическую среду, разработки и применения передовых промышленных технологий, нацеленной на формирование и освоение новых рынков инновационной продукции [10; 11].

Согласно «Прогнозу научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», приоритетными направлениями науки и техники, способными внести наибольший вклад в достижение экономической безопасности, экономического роста, повышение конкурентоспособности страны и решение социальных проблем, являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), биотехнологии, медицина и здравоохранение, новые материалы и нанотехнологии, рациональное природопользование, транспортные

| 1. Сельское хозяйство | 2. Добыча полезных ископаемых | 3. Обрабатывающие производства

| 4. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 5. Строительство Щ 6. Оптовая и розничная торговля

| 7. Транспорт и связь И Финансовая деятельность | 9. Операции с недвижимым имуществом

Ц 10. Государственное управление и обеспечение военной безопасности | 11. Образование

Щ 12. Здравоохранение и предоставление социальных услуг □ 13. Прочие

Рис. 3. Структура промышленности России в 2016 г., % Составлено: авторами с использованием официальных данных Росстата (gks.ru).

и космические системы, энергосбережение и энергоэффективность.

Повышение конкурентоспособности российской промышленности возможно посредством создания необходимой инфраструктуры для развития приоритетных направлений, интеграции в международный рынок и реализации инновационного потенциала [12; 13]. В связи с этим ключевой целью является достижение принципиального улучшения стратегической конкурентной позиции промышленности России в мире и обеспечение возможности полного удовлетворения потребностей государства и отечественного бизнеса в современной продукции [14].

Уровень глобального технологического лидерства является результирующим показателем инновационного развития экономики. На него оказывает влияние огромное количество различных социально-экономических факторов, среди которых особая роль отводится сбалансированной структуре экономики и, в первую очередь, в промышленном секторе. Негативные структурные сдвиги в промышленности России не позволяют сегодня рассчитывать на достижение глобального технологического лидерства, нового технологического уклада и инновационного прорыва.

В 2006-2016 гг. (несмотря на замедление роста и даже спад в последние годы этого периода) наблюдалась устойчивая тенденция к росту ВВП в промышленности (в 3,4 раза), что было вызвано увеличением ВВП по всем видам экономической деятельности (табл. 2). Наибольший рост имел место в сфере операций с недвижимым имуществом (в 6 раз) и государственного управления и обеспечения военной безопасности (в 5 раз). В обрабатывающих производствах ВВП увеличился только в 2,5 раза. Анализ динамики структуры промышленности России в 2006-2016 гг. (табл. 3) показал негативные структурные сдвиги в разрезе основ-

ных видов экономической деятельности: доля обрабатывающих производств снизилась с 18 до 13,7%, транспорта и связи — с 10 до 7,8%, а доля строительства незначительно выросла (с 5 до 6%). В то же время существенно возросла доля операций с недвижимым имуществом (с 10 до 17,5%), а также государственного управления и обеспечения военной безопасности (с 5 до 8%). Структура промышленности России в 2016 г. представлена на рис. 3.

В 2016 г. наибольшую долю в структуре экономики России занимали операции с недвижимым имуществом (17,5%), немного меньшей была доля оптовой и розничной торговли (16%), а на третьем месте находились обрабатывающие производства (13,7%). На долю добычи полезных ископаемых приходилось 9,4%, транспорта и связи — 7,82%, государственного управления и обеспечения военной безопасности — 7,8%, строительства — 6%, остальных — менее 5%.

Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП России в 20062016 гг. варьировалась незначительно (рис. 4). В 2006-2009 гг. она неуклонно росла (с 19,2 до 21,7%), но в 2010-2011 гг. произошел спад до 19,6%. Согласно указу Президента России «О долгосрочной государственной экономической политике», доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 г. должна увеличиться в 1,3 раза относительно уровня 2011 г. В 2011-2014 гг. ее доля постепенно увеличивалась (с 19,6 до 21,8%), в 2015 г. был отмечен незначительный спад (на 0,3%), а в 2016 г. — рост до 22,3%. В целом за 2011-2016 гг. доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП выросла в 1,14 раза. При благоприятных экономических условиях и сохранении тенденции роста данный показатель может достичь целевого уровня (25,5%). Ключевую роль в этом должны сыграть позитивные структур-

-Еь С»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ И МЕН ЕДЧ'М Е НТА

Таблица 2

Динамика валовой добавленной стоимости по основным видам экономической деятельности в России в 2006-2016 гг., млрд руб.

03 А

О X

О

<

"О >

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СП

ь

со

со

-VI

о

-VI

Вид экономической деятельности Год

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Валовая добавленная стоимость в основных ценах 22 977,0 28 485,0 353,0 33 831,0 40 040,0 51 500,0 57 759,0 61 752,0 67 511,0 72 818,0 77 560,0

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 981,3 1194,8 1486,6 1504,4 1451,5 1944,0 2014,8 2248,9 2664,3 3201,7 3456,4

Рыболовство, рыбоводство 58,1 61,6 62,7 80,6 97,0 96,5 104,5 112,6 136,1 203,6 217,8

Добыча полезных ископаемых 2509,4 2865,5 3284,6 2885,4 3842,8 4917,9 5581,0 5791,6 6191,1 7148,2 7315,6

Обрабатывающие производства 4116,0 5025,2 6163,9 5005,3 5934,7 6830,4 7693,4 8281,9 8798,4 9890,8 10 625,4

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 727,0 855,9 1034,0 1388,7 1527,1 1733,6 1777,8 1921,5 1950,9 2160,8 2416,9

Строительство 1202,0 1633,9 2225,3 2101,5 2587,8 3941,7 4280,3 4301,0 4578,9 4663,4 4784,3

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 4673,6 5745,0 7137,7 6060,5 8021,0 9077,7 9891,5 10 097,1 10 815,9 11 513,5 12 300,9

Гостиницы и рестораны 206,7 286,3 358,0 343,7 403,3 467,3 530,0 574,1 618,3 636,7 649,8

Транспорт и связь 2247,6 2750,9 3258,3 3249,6 3662,5 4027,6 4598,9 4949,2 5368,6 5753,5 6068,4

Финансовая деятельность 977,2 1253,8 1537,8 1707,2 1773,5 1943,0 2408,4 2843,2 3148,1 2920,5 3384,3

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 2287,6 3102,8 3959,4 4220,6 4901,5 8887,2 10 019,2 10 552,3 11 630,5 12 496,9 13 572,7

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 1189,2 1466,4 1884,4 2203,2 2423,5 3328,8 4080,2 4603,8 5546,9 5822,9 6039,2

Образование 619,3 769,9 970,7 1134,2 1226,0 1383,0 1531,5 1734,0 1860,9 1935,8 2014,7

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 765,5 950,5 1197,8 1360,3 1487,3 1761,2 1957,3 2302,1 2663,9 2787,7 2918,0

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 417,1 522,1 621,5 586,0 700,6 821,2 914,3 1033,0 1101,6 1241,1 1333,8

Составлено: авторами с использованием официальных данных Росстата (gks.ru).

Структура валовой добавленной стоимости по основным видам экономической деятельности

в России в 2006-2016 гг., %

Вид экономической деятельности Год

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Валовая добавленная стоимость в основных ценах 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 4,27 4,19 4,23 4,45 3,63 3,77 3,49 3,64 3,95 4,40 4,46

Рыболовство, рыбоводство 0,25 0,22 0,18 0,24 0,24 0,19 0,18 0,18 0,20 0,28 0,28

Добыча полезных ископаемых 10,92 10,06 9,34 8,53 9,60 9,55 9,66 9,38 9,17 9,82 9,43

Обрабатывающие производства 17,91 17,64 17,52 14,79 14,82 13,26 13,32 13,41 13,03 13,58 13,70

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3,16 3,00 2,94 4,10 3,81 3,37 3,08 3,11 2,89 2,97 3,12

Строительство 5,23 5,74 6,32 6,21 6,46 7,65 7,41 6,96 6,78 6,40 6,17

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 20,34 20,17 20,29 17,91 20,03 17,63 17,13 16,35 16,02 15,81 15,86

Гостиницы и рестораны 0,90 1,01 1,02 1,02 1,01 0,91 0,92 0,93 0,92 0,87 0,84

Транспорт и связь 9,78 9,66 9,26 9,61 9,15 7,82 7,96 8,01 7,95 7,90 7,82

Финансовая деятельность 4,25 4,40 4,37 5,05 4,43 3,77 4,17 4,60 4,66 4,01 4,36

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 9,96 10,89 11,25 12,48 12,24 17,26 17,35 17,09 17,23 17,16 17,50

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 5,18 5,15 5,36 6,51 6,05 6,46 7,06 7,46 8,22 8,00 7,79

Образование 2,70 2,70 2,76 3,35 3,06 2,69 2,65 2,81 2,76 2,66 2,60

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 3,33 3,34 3,40 4,02 3,71 3,42 3,39 3,73 3,95 3,83 3,76

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 1,82 1,83 1,77 1,73 1,75 1,59 1,58 1,67 1,63 1,70 1,72

> <

Составлено: авторами с использованием официальных данных Росстата (gks.ru).

25 20

> <с

15

10

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 Год

Рис. 4. Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте

России, %

Составлено: авторами с использованием официальных данных Росстата (gks.ru).

ные сдвиги в промышленности, обеспечение которых возможно только при реализации эффективных мер государственной поддержки.

В соответствии с «Методикой расчета показателей "Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте"» по официальным данным Росстата нами была рассчитана доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП в динамике за 2006-2016 гг. (табл. 4, 5). Анализ приведенных в них данных позволяет сделать вывод об устойчивой динамике роста ВВП в высокотехнологичных производствах (в 8,5 раза) за счет увеличения производства летательных аппаратов, включая космические, медицинских изделий и фармацевтической продукции. Одновременно сократилось производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи.

ВВП в области среднетехнологичных производств высокого уровня вырос почти в 4 раза, в большей степени за счет производства судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств и химического производства. ВВП в наукоемких видах деятельности также увеличился почти в 4 раза за счет роста деятельности воздушного и космического транспорта, финансового посредничества, деятельности, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий, научных исследований и разработок, образования и здравоохранения. Структурный анализ высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП (табл. 5) выявил, что наибольшую долю в ВВП занимает среднетехнологич-ный сектор высокого уровня. В 2006-2016 гг. его доля увеличилась с 3,4 до 3,9%. Немного уступил ему сектор наукоемких производств (рост с 3,3 до 3,8%), а доля высокотехнологичного сектора экономики увеличилась с 0,9 до 3,2% за период. Однако это не способно

обеспечить независимое от импорта развитие российской промышленности.

С принятием федерального закона № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» начался новый важный этап работы над созданием комплексной системы поддержки промышленного развития. Закон предусматривает новый набор инструментов промышленной политики, а также возможность модернизации существующих инструментов. Минпромторг России в настоящее время использует достаточно широкий инструментарий поддержки промышленности (рис. 5) [15].

Одним из наиболее эффективных инструментов поддержки промышленной деятельности на территории России является Фонд развития промышленности (ФРП), созданный в 2014 г. для обеспечения доступа субъектов промышленной деятельности к долгосрочному заемному финансированию на конкурентоспособных условиях [16]. ФРП организован для модернизации российской промышленности, создания новых производств и обеспечения импортоза-мещения. Фонд предлагает льготные условия софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий.

ФРП предоставляет на конкурсной основе займы на реализацию проектов, направленных на внедрение передовых технологий, создание новых продуктов или организацию импортозамещающих производств. Займы выдаются после тщательной экспертизы на предмет соответствия проекта установленным критериям. Существуют отраслевые ограничения для софинансируемых ФРП проектов. Заявитель должен предоставить обеспечение суммы займа и процентов за весь срок (гарантия, поручительство, залог). В настоящее время ФРП

Валовая добавленная стоимость основных технико-технологических секторов в 2006-2016 гг., млрд руб.

Вид экономической деятельности 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ

Производство фармацевтической продукции 31,0 37,2 45,9 54,9 73,9 81,6 31,0 37,2 119,1 157,4 187,3

Производство офисного оборудования и вычислительной техники 9,0 13,4 12,4 12,3 15,1 18,1 9,0 13,4 27,2 30,0 31,4

Производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи 46,0 57,2 62,9 58,1 70,5 88,8 46,0 57,2 21,0 29,8 29,1

Производство медицинских изделий; средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото- и кинооборудования; часов 72,1 91,0 114,8 103,8 137,9 168,8 72,1 91,0 238,3 309,6 325,3

Производство летательных аппаратов, включая космические 55,3 72,9 87,3 106,5 152,6 205,3 55,3 72,9 820,0 1139,7 1228,1

Итого 213,4 271,7 323,3 335,6 450 562,6 213,4 271,7 1225,6 1666,5 1801,2

СРЕДНЕТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ВЫСОКОГО УРОВНЯ

Химическое производство (без производства пороха и взрывчатых веществ) без производства фармацевтической продукции 218,0 249,4 452,9 295,1 369,1 537,8 218,0 249,4 537,9 838,5 831,0

Производство машин и оборудования 228,8 310,8 414,3 300,8 355,5 462,3 228,8 310,8 542,6 563,7 597,1

Производство электрических машин и электрооборудования 84,1 110,8 132,1 106,4 150,8 167,3 84,1 110,8 186,2 214,8 229,0

Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов 115,3 151,5 137,3 68,8 136,7 193,7 115,3 151,5 243,2 195,4 210,4

Производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств 140,7 153,7 222,9 249,0 282,2 346,8 140,7 153,7 820,0 1139,7 1228,1

Итого 786,9 976,2 1359,5 1020,1 1294,3 1707,9 786,9 976,2 2329,9 2952,1 3095,6

НАУКОЕМКИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность водного транспорта 35,2 36,8 39,4 33,5 35,1 38,6 35,2 36,8 80,6 103,2 104,0

Деятельность воздушного и космического транспорта 74,9 110,3 101,2 137,4 162,4 186,2 74,9 110,3 237,8 386,3 434,0

Финансовое посредничество 745,2 1000,7 1301,8 1539,9 1535,3 1678,7 745,2 1000,7 2869,7 2573,2 3030,5

Страхование 209,1 225,2 212,6 153,0 218,2 250,8 209,1 225,2 224,0 312,7 317,3

Вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества и страхования 22,9 27,8 23,5 14,2 20,1 26,6 22,9 27,8 54,4 34,6 36,4

сл ю 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий 101,4 148,4 215,1 224,7 258,6 293,9 101,4 148,4 568,5 690,7 701,4

Научные исследования и разработки 282,6 367,5 446,0 464,2 619,9 665,8 282,6 367,5 1186,2 1118,8 1278,6

Предоставление прочих видов услуг 775,0 1222,1 1496,8 1423,6 1564,3 1637,3 775,0 1222,1 2427,4 2805,2 3067,6

03 А о X о ^ X X < "0 > СП ь Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием; деятельность в области архитектуры; инженерно-техническое проектирование; геолого-разведочные и геофизические работы; геодезическая и картографическая деятельность; деятельность в области стандартизации и метрологии; деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; виды деятельности, связанные с решением технических задач, не включенные в другие группировки; технические испытания, исследования и сертификация; рекламная деятельность 641,5 1008,0 1259,1 1174,8 1224,9 1280,4 641,5 1008,0 1774,4 2126,5 2299,4

т X X т со Трудоустройство и подбор персонала; проведение расследований и обеспечение безопасности; чистка и уборка производственных и жилых помещений, оборудования и транспортных средств; предоставление различных видов услуг 133,5 214,1 237,6 248,8 339,4 356,8 133,5 214,1 653,0 678,7 768,2

со -VI Образование 619,3 769,9 970,7 1134,2 1226,0 1387,8 619,3 769,9 1860,8 1936,3 2014,7

о Здравоохранение и предоставление социальных услуг 765,5 950,5 1197,8 1360,3 1487,3 1758,6 765,5 950,5 2664,0 2788,6 2918,0

-VI Итого 4406,1 6081,3 7501,6 7908,6 8691,5 9561,5 4406,1 6081,3 14 600,8 15 554,8 16 970,1

Итого по видам деятельности в основных ценах 22 977,3 28 484,5 35 182,7 33 831,3 40 040,1 47 718,9 22 977,3 28 484,5 68 907,5 74 764,1 77 559,7

Валовой внутренний продукт в рыночных ценах 26 917,2 33 247,5 41 276,8 38 807,2 46 308,5 55 967,2 26 917,2 33 247,5 79 199,7 83 232,6 85 880,6

Составлено: авторами с использованием официальных данных Росстата (gks.ru).

Доля основных технико-технологических секторов в валовой добавленной стоимости в 2006-2016 гг., %

Вид экономической деятельности 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ

Производство фармацевтической продукции 0,135 0,131 0,130 0,162 0,185 0,158 0,054 0,060 0,176 0,216 0,241

Производство офисного оборудования и вычислительной техники 0,039 0,047 0,035 0,036 0,038 0,035 0,016 0,022 0,040 0,041 0,040

Производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи 0,200 0,201 0,179 0,172 0,176 0,172 0,080 0,093 0,031 0,041 0,038

Производство медицинских изделий; средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото- и кинооборудования; часов 0,314 0,319 0,326 0,307 0,344 0,328 0,125 0,147 0,353 0,425 0,419

Производство летательных аппаратов, включая космические 0,241 0,256 0,248 0,315 0,381 0,399 0,096 0,118 1,215 1,565 1,583

Итого 0,929 0,954 0,919 0,992 1,124 1,092 0,369 0,440 1,815 2,289 2,322

СРЕДНЕТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ВЫСОКОГО УРОВНЯ

Химическое производство (без производства пороха и взрывчатых веществ) без производства фармацевтической продукции 0,949 0,876 1,287 0,872 0,922 1,044 0,377 0,404 0,797 1,152 1,071

Производство машин и оборудования 0,996 1,091 1,178 0,889 0,888 0,898 0,396 0,503 0,804 0,774 0,770

Производство электрических машин и электрооборудования 0,366 0,389 0,375 0,315 0,377 0,325 0,146 0,179 0,276 0,295 0,295

Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов 0,502 0,532 0,390 0,203 0,341 0,376 0,200 0,245 0,360 0,268 0,271

Производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств 0,612 0,540 0,634 0,736 0,705 0,673 0,244 0,249 1,215 1,565 1,583

Итого 3,425 3,427 3,864 3,015 3,233 3,316 1,362 1,581 3,451 4,054 3,991

НАУКОЕМКИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность водного транспорта 0,153 0,129 0,112 0,099 0,088 0,075 0,061 0,060 0,119 0,142 0,134

Деятельность воздушного и космического транспорта 0,326 0,387 0,288 0,406 0,406 0,362 0,130 0,179 0,352 0,531 0,560

Финансовое посредничество 3,243 3,513 3,700 4,552 3,834 3,260 1,290 1,621 4,251 3,534 3,907

Страхование 0,910 0,791 0,604 0,452 0,545 0,487 0,362 0,365 0,332 0,429 0,409

Вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества и страхования 0,100 0,098 0,067 0,042 0,050 0,052 0,040 0,045 0,081 0,048 0,047

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий 0,441 0,521 0,611 0,664 0,646 0,571 0,176 0,240 0,842 0,949 0,904

Научные исследования и разработки 1,230 1,290 1,268 1,372 1,548 1,293 0,489 0,595 1,757 1,536 1,649

Предоставление прочих видов услуг 3,373 4,290 4,254 4,208 3,907 3,179 1,342 1,979 3,596 3,852 3,955

Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием; деятельность в области архитектуры; инженерно-техническое проектирование; геолого-разведочные и геофизические работы; геодезическая и картографическая деятельность; деятельность в области стандартизации и метрологии; деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; виды деятельности, связанные с решением технических задач, не включенные в другие группировки; технические испытания, исследования и сертификация; рекламная деятельность 2,792 3,539 3,579 3,473 3,059 2,486 1,111 1,632 2,628 2,920 2,965

Трудоустройство и подбор персонала; проведение расследований и обеспечение безопасности; чистка и уборка производственных и жилых помещений, оборудования и транспортных средств; предоставление различных видов услуг 0,581 0,752 0,675 0,735 0,848 0,693 0,231 0,347 0,967 0,932 0,990

Образование 2,695 2,703 2,759 3,353 3,062 2,695 1,072 1,247 2,756 2,659 2,598

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 3,332 3,337 3,405 4,021 3,715 3,415 1,325 1,539 3,946 3,830 3,762

Итого в структуре ВВП 19,176 21,350 21,322 23,377 21,707 19,566 20,062 21,148 21,827 21,461 22,280

Составлено: авторами с использованием официальных данных Росстата (gks.ru).

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСПОДДЕРЖКИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Инструменты финансового характера: Нефинансовые инструменты поддержки:

• проектное финансирование; • специальные инвестиционные контракты

• поддержка НИОКР; (СПИК);

• субсидирование процентных ставок; • развитие инжиниринговых центров;

• субсидирование пилотных партий оборудования; • регулирование госзакупок промышленной

• поддержка региональных программ, технопарков продукции;

и кластеров; • защита интересов российских производителей

• стимулирование лизинга; за рубежом;

• поддержка экспортного кредитования; • выставки, ярмарки, конференции, продвижение

• частичное возмещение затрат на инжиниринг, на внешних рынках;

производство и экспорт; • поддержка проектных консорциумов;

• финансирование институтов развития • стандартизация и техническое регулирование

(ФРП, ВЭБ. РЭАидр.)

Рис. 5. Основные направления поддержки промышленности со стороны Минпромторга России Источник: Эксперт. 2017. № 3 (http://expert.ru).

предоставляет промышленным предприятиям займы по четырем программам:

1. программа «Проектыразвития». В рамках это программы предоставляются займы на создание или развитие производства конкурентоспособной и высокотехнологичной продукции гражданского назначения с импортозамещающим и экспортным потенциалом;

2. программа «Проекты консорциумов». В рамках этой программы предоставляются займы проектам консорциумов предприятий и инжиниринговых компаний по разработке перспективных технологий, соответствующих принципам наилучших доступных технологий, с дальнейшим их внедрением на предприятиях;

3. программа «Лизинговые проекты». В рамках этой программы предлагаются организациям займы на уплату до половины аванса за оборудование, взятое в лизинг;

4. «Программа станкозамещения» предлагает льготные условия для реализации станкостроительных проектов — займы на технологическое перевооружение и модернизацию производства оборудования и инженерного программного обеспечения.

Для каждой программы финансирования определены индивидуальные требования (общий бюджет проекта, целевой объем продаж новой продукции, налоговые поступления, количество рабочих мест) и условия (сумма займа, срок займа, объем собственных средств), являющиеся оптимальными для реализации того или иного инвестиционного проекта.

ФРП в сжатые сроки удалось выстроить систему национальной экспертизы и отбора проектов, что позволило в 2015 г. одобрить 74 проекта на общую сумму 24,6 млрд руб. При этом реализация проектов позволит к 2020 г. получить в виде налогов около 50 млрд руб., т. е. в 2 раза больше, чем объем выданных займов. Объем инвестиций в проекты помимо займов ФРП достигнет 153 млрд руб., т. е. в 6 раз больше

< —

ш 2

X ^

ш I ш

I—

суммы займов. Суммарный объем продажи продукции (выручка) первых 74 проектов составит 599 млрд руб. к 2020 г. В ходе реализации проектов планируется создать более 10 500 рабочих мест. Отраслевое распределение средств ФРП представлено на рис. 6.

Как видно из рис. 6, наибольшее количество средств ФРП было направлено в легкую промышленность (306 млрд руб., или 45% от всех средств, выданных фондом), машиностроение (9,7 млрд руб., или 21%) и медбиофарму (5,25 млрд руб., или 11,5%). При этом ключевыми показателями проектов, получивших заем фонда, являются объем инвестиций в экономику помимо средств фонда, создание новых рабочих мест, объем выручки, объем будущих налоговых поступлений и количество поданных заявок на интеллектуальную собственность. Проекты, реализация которых обеспечивает выполнение указанных ключевых показателей, могут рассчитывать на поддержку фонда.

Помимо успешного решения основной задачи по созданию эффективной системы заемного финансирования промышленных проектов фонд становится полноценным институтом развития промышленности. С одной стороны, ФРП выполняет функции инвестконсультанта, консолидирующего всю информацию о программах поддержки промышленности и разъясняющего предприятиям условия и порядок участия в них. С другой стороны, фонд становится координатором взаимодействия промышленного бизнеса с институтами развития, региональными властями, организациями инфраструктуры на всех стадиях реализации (от поиска площадки до запуска производства). ФРП оказывает комплексную поддержку промышленным ин-вестпроектам в режиме «одного окна».

Еще одним эффективным инструментом государственной поддержки промышленных предприятий является специальный инвестиционный контракт (СПИК) — нефинансовый механизм, мотивирующий бизнес на создание

> <с

| 1. Химия

^ 2. Машиностроение

] 3. Медбиофарма

| 4. Легкая промышленность

] 5. Электрическое оборудование

] 6. Металлообработка, металлургия

] 7. Новые материалы

] 8. Электроника

] 9. Лесная промышленность

Рис. 6. Отраслевое распределение средств Фонда развития промышленности в 2015 г., %

Составлено: авторами с использованием данных официального сайта Фонда развития промышленности (http://frprf.ru).

новых мощностей и участие в развитии промышленного потенциала регионов. Его особенность заключается в стабилизации действующих условий ведения бизнеса для инвестора, который берет на себя определенные обязательства по созданию и модернизации производства, в том числе социально-экономического характера. Эффект от реализации специального инвестиционного контракта для государства будет заключаться в развитии отраслей промышленности, имеющих приоритетное значение для социально-экономического развития, внедрении наилучших доступных технологий в производство промышленной продукции, росте объемов производства промышленной продукции, не имеющей аналогов, производимых на территории России, создании новых высокопроизводительных рабочих мест и др.

В рамках СПИК за инвесторами фактически закрепляется обязательство повышать технологический уровень и наращивать локализацию в нашей стране; взамен предоставляются долгосрочные гарантии и преференции на федеральном и региональном уровнях. Инвестор в результате заключения СПИК получает возможность прописать те условия реализации инвестиционного проекта, которые установлены в законодательстве и являются для него принципиальными. Участникам специнвестконтрактов будут гарантироваться стабильная налоговая нагрузка в течение по меньшей мере 10 лет и возможность начисления ускоренной амортизации. Предполагается, что стороны инвестконтрактов будут единственными поставщиками товара, производимого в рамах СПИК. На сегодняшний день уже в 38 субъектах Российской Федерации региональное законодательство о промышленной политике предусматривает возможность заключения специальных инвестиционных контрактов.

В фармацевтической промышленности успешно реализуется государственная программа Рос-

сийской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 20132020 годы». Она предполагает осуществление ряда мероприятий по субсидированию проектов по разработке и организации производства, клиническим исследованиям лекарственных средств и медицинских изделий. Федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» предусматривает поддержку разработок технологии и организацию производства 132 лекарственных препаратов, входящих в перечень ЖНВЛП, и разработку 390 инновационных лекарственных средств. На реализацию указанных проектов в 2011-2015 гг. привлечено за счет средств федерального бюджета 19,6 млрд руб., в том числе на разработку препаратов из перечня ЖНВЛП более 4,4 млрд руб., инновационных — более 15,1 млрд руб.

Благодаря государственной поддержке, оказанной в 2015 г., предприятия машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности поставили на рынок товары собственного производства на сумму 14,81 млрд руб. (на 18% больше, чем в 2014 г.). Объем произведенной продукции машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности на территории Российской Федерации в 2015 г. на 9,7% превысил аналогичный показатель предыдущего года. Экспорт машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, по данным ФТС России, в 2015 г., по сравнению с 2014 г., в стоимостном выражении увеличился на 66%.

В целях реализации основных положений «Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года» Минпромторг России разработал комплекс мер государственной поддержки предприятий — производителей детских товаров, реализуемый в рамках под-

программы «Индустрия детских товаров» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». В 2015 г. на реализацию мероприятий подпрограммы «Индустрия детских товаров» направлено 426 млн руб., из них на предоставление субсидий, компенсирующих до 100% затрат на проведение НИОКР в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов индустрии детских товаров, — 263 млн руб. Через данный механизм поддержано 11 проектов индустрии детских товаров, таких как разработка технологий изготовления биоадаптивной детской обуви, изделий для коррекции нарушений костно-мышечной системы и создание инновационной детской косметики.

В химической промышленности меры государственной поддержки позволяют прогнозировать рост объема отгруженных товаров собственного производства более чем на 60%. Продолжается процесс модернизации мощностей и создания новых производств, в том числе в рамках индустриальных парков «Кларити» на площадке «Индустриальный парк "Ока-Полимер"» Нижегородской области, «Новохром»в Новотроицке; «Камские Поляны» в Республике Татарстан, компании «Пеноплэкс» в Санкт-Петербурге и др.

В перечень комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности Минпромтор-га России включено 18 проектов химической промышленности, а в перечень системообразующих организаций, утвержденный протоколом заседания правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики, — 11 предприятий химического комплекса. В перечень организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли, вошли 69 организаций химического комплекса.

В лесопромышленном комплексе в 2015 г. запущены и выходят на производственные мощности следующие заводы по производству плит: «Увадрев-Холдинг» (Удмуртская Республика), «Уфимский фанерный комбинат» (Республика Башкортостан), «Нововятский лыжный комбинат» (Кировская область) и «Апшеронск» (Краснодарский край). Важнейшим инструментом стимулирования развития лесопромышленного комплекса являются приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов (в соответствии с постановлением Правительства России № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов»). В данный момент в перечне приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов находится 121 инвестиционный проект с общим объемом заявленных инвестиций 400 млрд руб. В целях стимулирования лесопромышленных предприятий к инвестиционной деятельности

в рамках подпрограммы «Лесопромышлен- ^ ный комплекс» государственной программы ш «Развитие промышленности и повышение ее х конкурентоспособности» Минпромторг России ш реализует механизм субсидирования процент- ^ ных ставок по кредитам, полученным предпри- ^ ятиями лесопромышленного комплекса. Более х чем 25 лесопромышленным предприятиям для ш возмещения части затрат на уплату процентов ™ по кредитам были предоставлены субсидии на ^ сумму 463 млн руб. <

По итогам 2015 г. на горно-металлургиче- ^ ских предприятиях России наблюдалось сниже- А ние производственных показателей, что было >= обусловлено спадом металлопотребления на ^ внутреннем рынке на фоне общемирового за- о_ медления спроса, сопровождающегося беспре- 2 цедентным снижением уровня цен на прокат черных и цветных металлов, а также волной протекционистских мер по защите рынков в мире. В рамках реализации подпрограммы «Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (2013-2020 гг.) предусмотрены такие меры государственной поддержки, как финансирование НИОКР и субсидирование процентных ставок при реализации инвестиционных проектов. В 2015 г. поддержка на общую сумму 1038 млн руб. была предоставлена 32 проектам.

В рамках действующего постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности» в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов в рамках подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в 2015 г. были предоставлены субсидии компании «ПНТЗ» на сумму 20 млн руб. и «Русалу» на 40 млн руб.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2014-2016 годах на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности» в рамках подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы» государ-

ственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в 2015 г. компании «ИЗОТЕХ-Инвест» была предоставлена субсидия в размере 133 млн руб., предназначенная для осуществления проекта «Завод по производству электросварных прямошовных труб общего назначения и газонефтепроводных».

В результате мер господдержки в черной металлургии были осуществлены проекты компаний «Металлоинвест» (запуск комплекса третьей обжиговой машины (ОМ-3) на МГОК и завод высокопрочного крепежа «Бервел» в Рязани) и «ЧТПЗ-Этерно» (предприятие по выпуску соединительных деталей трубопроводов с использованием наноструктурированных материалов). В целях реализации «Плана содействия импортозамещению в промышленности» для определения перспектив снижения импор-тозависимости Минпромторгом России был подготовлен «Перечень приоритетных и критических с точки зрения импортозамещения и национальной безопасности видов продукции, услуг и программного обеспечения». Список включал в себя более 800 видов продукции и технологий в 23 сегментах, соответствующих направлениям деятельности министерства.

В настоящее время в России реализуются следующие механизмы государственной поддержки: Фонд развития промышленности; субсидия на компенсацию затрат на НИОКР в рамках комплексных инвестиционных проектов; госпрограммы в авиастроении, судостроении и создании электронной компонентной базы. Всего в 2015 г. в России с помощью имеющихся субсидий и инструментов государственной поддержки в рамках отраслевых планов в рамках госпрограмм получили финансирование:

• по постановлению Правительства РФ № 1312 — 67 проектов, объем субсидии — 6,1 млрд руб.;

• по постановлению Правительства РФ № 3 — 34 проекта, объем субсидии — 0,8 млрд руб.;

• по постановлению Правительства РФ № 1044 — 11 проектов, объем субсидии — 51,3 млрд руб. В рамках средств ФЦП, отраслевых ГП

и прочих отраслевых субсидий:

• госпрограмма (ГП) «Фарма» — 99 проектов, объем субсидии — 4,5 млрд руб.;

• ГП судостроения — 14 проектов, объем субсидии — 4,8 млрд руб.;

• ГП радиопромышленности — 228 проектов, объем субсидии — 9,7 млрд руб.;

• ГП авиапромышленности — 57 проектов, объем субсидии — 7,6 млрд руб.;

• прочие инструменты — 29 проектов, объем субсидии — 0,7 млрд руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фонд развития промышленности предоставил льготные займы на осуществление 74 проектов; объем субсидий составил 24,6 млрд руб.

В последние годы активно ведется работа по переходу промышленности на принципы наилучших доступных технологий. Минпромторг России разработал комплекс мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий, переход на принципы наилучших доступных технологий (НДТ) и внедрение современных технологий. Комплекс мер направлен на обеспечение реализации перехода промышленности Российской Федерации на принципы НДТ, включая реализацию комплекса мер по стимулированию производства современного технического оборудования, разработанного в том числе на базе инновационных технологий и соответствующего принципам НДТ, и разработку предложений по локализации производства импортного оборудования, соответствующего принципам НДТ. Регулирование на основе принципов НДТ означает постановку экономически обоснованных целей по внедрению ресурсосберегающих и безотходных производств, технологическому перевооружению, решению задач импортозаме-щения, формированию конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития.

В целом, можно резюмировать, что негативные структурные сдвиги в промышленности России препятствуют достижению технологического лидерства, нового технологического уклада и инновационного прорыва. В то же время переход к использованию указанных выше новых механизмов господдержки позволяет надеяться на исправление ситуации и улучшение перспектив, о чем свидетельствуют прогнозы научно-технологического развития.

Литература

1. Вертакова Ю. В., Плотников В. А. Перспективы импортозамещения в высокотехнологичных отраслях промышленности // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального собрания РФ. 2014. № 27. С. 7-19.

2. Курбанов А. Х., Плотников В. А. Экономический потенциал страны как экономическая категория // Экономическое возрождение России. 2016. № 3 (49). С. 45-56

3. Claus Schwab. The Global Competitiveness Report 2015-2016. World Economic Forum. Geneva, Switzerland, 2015. 383 p.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://iconfinancemalta.blob.core. windows.net/libx-128-public/Tags/General/Global% 20Competitiveness%20Report%202015-2016.pdf.

4. UNESCO Science Report: towards 2030 — Executive Summary: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002354/ 235407e.pdf.

5. Main Science and Technology Indicators. Vol. 2016, Issue 1: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/ oecd/science-and-technology/main-science-and-tech-nology-indicators/volume-2016/issue-1_msti-v2016-1-en#.W09V70XyjIU.

6. Вертакова Ю. В., Греченюк О. Н., Греченюк А. В. Таксономическая оценка инновационного развития отраслей экономики: синтез методических подходов // Известия ЮЗГУ. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. № 2 (15). Курск, 2015. С. 51-59.

7. Вертакова Ю. В., Греченюк О. Н., Греченюк А. В. Оценка инновационного развития отраслей промышленности России с целью выявления точек кластерного роста // Теоретические основы формирования промышленной политики / Под ред. А. В. Бабкина. СПб., 2015. С. 103-152.

8. Vertakova Yu. V., Grechenyuk O. N., Grechenyuk A. V. Non-technological innovations and their impact on the socio-economic development of Russia. 3rd International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts — SGEM 2016 «Economics And Tourism». 2016. Р. 479-486.

9. Вертакова Ю. В., Плотников В. А. Современные проблемы российского менеджмента в условиях инновационной экономики // Современные тенденции развития менеджмента и государственного управления. Материалы межрегиональной научно-практической конференции / Под ред. А. В. Полянина. Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2016. С. 11-14.

10. Куракова Н. Г., Петров А. Н. Национальная технологическая инициатива: оценка перспектив технологического лидерства России // Экономика науки. 2015. Т. 1, № 2. С. 84-92.

11. Плотников В. А. Индустриальное общество второй генерации // Экономическое возрождение России. 2016. № 3 (49). С. 111-117.

12. Бабкин А. В., Белкина Ю. А., Басова Ю. А. Модель промышленной политики региона и принципы ее формирования // Новая экономическая реальность, кластерные инициативы и развитие промышленности (ИНПР0М-2016): Труды междунар. науч.-практич. конф. / Под ред. А. В. Бабкина. 2016. С. 313-320.

13. Мошков А. А., Бабкин А. В., Жеребов Е. Д. Сущность и виды государственных программ развития промышленности // Глобальные вызовы в экономике и развитие промышленности (INDUSTRY-2016) / Под ред. А. В. Бабкина. 2016. С. 351-356.

14. Огородников Е. Мы точно не обездоленные // Эксперт. 2017. № 3: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://expert.ru/expert/2017/03/myi-tochno-ne-obezdolennyie.

15. Фонд развития промышленности: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://frprf.ru/. (Дата обращения: 28.01.2017).

References

1. Vertakova Yu. V., Plotnikov V. A. Perspektivy im-portozameshcheniya v vysokotekhnologichnykh otraslyakh promyshlennosti [Prospects of import substitution in high-tech industries]. Analiticheskiy vestnik Soveta Federatsii Federal'nogo Sobraniya RF, 2014, no. 27, pp. 7-19.

2. Kurbanov A. Kh., Plotnikov V. A. Ekonomicheskiy potentsial strany kak ekonomicheskaya kategoriya [Country's economic potential as economic category]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii, 2016, no. 3 (49), pp. 45-56.

3. Schwab K. The Global Competitiveness Report 20152016. Geneva, World Economic Forum, 2015. 383 p. Available at: https://iconfinancemalta.blob.core.win-dows.net/libx-128-public/Tags/General/Global%20 Competitiveness%20Report%202015-2016.pdf.

4. UNESCO Science Report: Towards 2030. Executive Summary. Paris, UNESCO, 2015. 40 p. Available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002354/ 235407e.pdf.

5. Main Science and Technology Indicators, vol. 2016, no. 1. Available at: http://www.keepeek.com/Digital-

Asset-Management/oecd/science-and-technology/ < main-science-and-technology-indicators/volume-2016/ ^ issue-1_msti-v2016-1-en#.WO9V70XyjIU.

6. Vertakova Yu. V., Grechenyuk O. N., Grechenyuk * A. V. Taksonomicheskaya otsenka innovatsionnogo ^ razvitiya otrasley ekonomiki: sintez metodicheskikh ^ podkhodov [Taxonomic evaluation of innovation de- x velopment industries: Synthesis of methodical ap- ^ proachesj. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstven- m nogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Sotsiologiya. ^ Menedzhment [News of the South-Western State < University. Ser.: Economy. Sociology. Management],

2015, no. 2 (15), pp. 51-59. ^

7. Vertakova Yu. V., Grechenyuk O. N., Grechenyuk A. V. ^ Otsenka innovatsionnogo razvitiya otrasley promyshlen- ^ nosti Rossii s tsel'yu vyyavleniya tochek klasternogo < rosta [Evaluation of the innovative development of c Russia's industries in order to identify cluster growth ^ points]. Teoreticheskie osnovy formirovaniya pro- s myshlennoy politiki [Theoretical foundations of indus- o trial policy formation]. St. Petersburg, SPb. State h Polytechnic Univ. Publ., 2015, pp. 103-152.

8. Vertakova Yu. V., Grechenyuk O. N., Grechenyuk A. V. Non-technological innovations and their impact on the socio-economic development of Russia. 3rd Int. Multidiscip. Sci. Conf. on Social Sciences and Arts — SGEM 2016. 2016, vol. 5, Book 2, pp. 479-486.

9. Vertakova Yu. V., Plotnikov V. A. Sovremennye prob-lemy rossiyskogo menedzhmenta v usloviyakh inno-vatsionnoy ekonomiki [Modern problems of Russian management in the conditions of innovative economy]. Sovremennye tendentsii razvitiya menedzhmenta i gosudarstvennogo upravleniya. Mat. mezhregion. nauch.-prakt. konf. (27 yanvarya 2016) [Modern trends in the development of management and public administration. Proc. interreg. sci.-pract. conf. (Jan. 27, 2016)]. Orel, OB RANE&PA, 2016, pp. 11-14.

10. Kurakova N. G., Petrov A. N. Natsional'naya tekh-nologicheskaya initsiativa: otsenka perspektiv tekh-nologicheskogo liderstva Rossii [National technological initiative: Evaluation of perspectives of Russia's technological leadership]. Ekonomika nauki, 2015, vol. 1, no. 2, pp. 84-93.

11 Plotnikov V. A. Industrial'noe obshchestvo vtoroy generatsii [Industrial society of second generation]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii, 2016, no. 3 (49), pp. 111-117.

12. Babkin A. V., Belkina Yu. A., Basova Yu.A. Model' promyshlennoy politiki regiona i printsipy ee formirovaniya [Model of industrial policy of the region and principles of its formation]. Novaya eko-nomicheskaya real'nost', klasternye initsiativy i razvitie promyshlennosti (INPROM-2016): Sb. tr. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [New economic reality, cluster initiatives and industrial development (INPROM-2016): Proc. int. sci.-pract. conf.]. St. Petersburg, SPb. State Polytechnic Univ. Publ.,

2016, pp. 313-320.

13. Moshkov A. A., Babkin A. V., Zherebov E. D. Sush-chnost' i vidy gosudarstvennykh programm razvitiya promyshlennosti [Essence and types of state programs for the development of industry]. Global'nye vyzovy v ekonomike i razvitie promyshlennosti (INDUSTRY-2016). Tr. nauch.-prakt. konf. [Global challenges in the economy and industrial development (INDUSTRY-2016). Proc. sci.-pract. conf.]. St. Petersburg, SPb. State Polytechnic Univ. Publ., 2016, pp. 351-356.

14. Ogorodnikov E. We certainly are not disadvantaged. Ekspert, 2017, no. 3 (1013). Available at: http:// expert.ru/expert/2017/03/myi-tochno-ne-obezdo-lennyie. (in Russ.).

15. Industrial Development Fund. Official website. Available at: http://frprf.ru/. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.