DOI 10.47576/2712-7559_2022_4_4_391 УДК 339.137.2
Коваленко Екатерина Владимировна,
кандидат экономических наук, доцент, Луганский государственный аграрный университет, г. Луганск, ЛНР, e-mail: [email protected]
НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЦЕПОЧЕК НА ЭТАПЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АГРАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В статье исследуются направления формирования производственных цепочек на этапе повышения конкурентоспособности аграрных предприятий. Отмечается, что для усиления конкурентных преимуществ аграрного сектора необходимо развивать сельскохозяйственное машиностроение, которое представляет собой важный приоритетный сегмент национальной экономики в условиях интеграции и преодоления кризисных последствий влияния западных санкций. Определены направления формирования производственных цепочек на этапе повышения конкурентоспособности аграрных предприятий.
Ключевые слова: аграрные предприятия; кластерный подход; агропромышленный комплекс; маркетинговый потенциал; производственные цепочки.
UDC 339.137.2
Kovalenko Ekaterina Vladimirovna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Luhansk State Agrarian University, Luhansk, LNR, e-mail: [email protected]
DIRECTIONS OF FORMATION OF PRODUCTION CHAINS AT THE STAGE OF INCREASING THE COMPETITIVENESS OF AGRICULTURAL ENTERPRISES
The article examines the directions of the formation of production chains at the stage of increasing the competitiveness of agricultural enterprises. It is noted that in order to strengthen the competitive advantages of the agricultural sector, it is necessary to develop agricultural engineering, which is an important priority segment of the national economy in the context of integration and overcoming the crisis consequences of the influence of Western sanctions. The directions of the formation of production chains at the stage of increasing the competitiveness of agricultural enterprises are determined.
Keywords: agricultural enterprises; cluster approach; agro-industrial complex; marketing potential; production chains.
Агропромышленный комплекс (АПК) - это многоотраслевая система, в которую входят сельскохозяйственная промышленность, отрасли экономики по производству средств производства для сельского хозяйства, перерабатывающая промышленность и инфраструктура. Для оценки уровня конкурентоспособности АПК необходимо учитывать
весь комплекс факторов и показателей, характеризующих состояние входящих в него отраслей.
Для усиления конкурентных преимуществ аграрного сектора АПК и повышения эффективности формирования маркетингового потенциала необходимо развивать сельскохозяйственное машиностроение, которое
представляет собой важный приоритетный сегмент национальной экономики в условиях интеграции и преодоления кризисных последствий влияния западных санкций.
Своевременно провести анализ состояния сельскохозяйственного машиностроения и проведенных мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятий сельскохозяйственного машиностроения очень важно для формирования маркетинговой политики аграрных предприятий [1, с. 532-534.].
Требуют обсуждения различные точки зрения ученых и практиков относительно определения уровня конкурентоспособности предприятий АПК в условиях интеграции.
Необходимо для анализа конкурентоспособности и развития маркетинговой деятельности в АПК провести анализ состояния пищевой промышленности - важнейшей отрасли АПК, от функционирования которой зависит продовольственная безопасность страны в условиях глобализации.
Среди плеяды известных государственных деятелей, общественных деятелей, известных ученых, практических работников выделим тех авторов, которые на протяжении многих лет систематически работают над совершенствованием и развитие агропромышленного комплекса, имеют множество научных публикаций на тему развития конкурентоспособности сельского хозяйства и имею значительный вклад в научное обоснование многих стратегических решений в развитие экономики и промышленности: Д. Н. Патрушев, Е. М. Азарян, В. Н. Гончаров,
B. Д. Малыгина, Л. В. Балабанова, Л. В. Крылова, Н. Ю. Возиянова, В. Г Ткаченко, В. И. Богачев, М. Н. Шевченко, Ш. К. Сунакбаев, Е.
C. Мишина, Н. А. Рой.
Аграрно-промышленный комплекс - это
Конкуренцию можно определить как динамично развивающийся процесс соревнования предприятий, целью которого явля-
диверсифицированная система, в которую входят сельскохозяйственная промышленность, отрасли экономики по производству средств производства для сельского хозяйства, перерабатывающая промышленность и инфраструктура. Поэтому оценивая конкурентоспособность АПК, необходимо учитывать состояние и показатели всех входящих в него отраслей.
Агропромышленный комплекс - это совокупность отраслей экономики страны, включающая сельское хозяйство и смежные отрасли, которые тесно связаны с сельскохозяйственным производством, осуществляющие перевозку, хранение, переработку сельскохозяйственной продукции, поставку её потребителям, обеспечивающие сельское хозяйство техникой, химикатами и удобрениями, обслуживающие сельскохозяйственное производство [2].
В настоящее время российский АПК находится на стадии активного развития, чему, прежде всего, способствовали пандемия, санкционное давление на экономику России и соответствующие оперативные меры государственной поддержки.
На начало 2022 г. по критерию величина добавленной стоимости, которая произведена в российском агросекторе, страна занимает пятую позицию в мировом рейтинге (4,4 трлн руб.); находится на седьмом месте по объему прямых инвестиций в АПК. По данным Росстата, хозяйства всех категорий РФ (сельхозорганизации, фермеры, личные подсобные) в 2021 г. произвели продукции на 7 трлн 572 млрд 344,5 млн рублей. Тем не менее отечественные специалисты в сфере сельского хозяйства говорят об экстенсивном типе развития отрасли (табл. 1, рис. 1) [3].
ется совершенствование производства и управления на микроуровне, что, в конечном счете, обусловливает повышение конкурен-
Таблица 1 - Показатели развития сельскохозяйственной отрасли России, 2019-2022 гг.
Показатели 2019 2020 2021 2022
Объем продаж по отрасли, млрд руб. 5801,40 6110,80 7572,3 8243,1
Доля в валовом внутреннем продукте (ВВП), % 3,4 3,6 4,5 4,8
Рентабельность активов 4,7 6,1 6,6 6,8
Инвестиции в основной капитал АПК, млрд руб. 844,2 855,9 769,3 801,2
тоспособности не только отдельно взятых а затем - и повышение конкурентоспособно-компаний, но и их отраслей (групп отраслей), сти страны в целом.
Рисунок 1 - Показатели развития сельскохозяйственной отрасли России, 2019-2022 гг. [4]
Что касаемо, конкурентной среды, в самом общем виде она может быть рассмотрена как совокупность внешних проявлений сущностных характеристик конкуренции, присущих тому или иному рынку в определенный период времени.
Для роста конкурентоспособности предприятий АПК региона необходимо, прежде всего, повысить их инвестиционную привлекательность, что возможно достичь за счет активного внедрения различных новшеств. Соответственно, обеспечить конкурентоспособность предприятий агропромышленного комплекса возможно только на основе их перевода на инновационный путь развития, реализацию наукоемких проектов, ориентированных на выпуск конкурентоспособной продукции.
Соответственно, в региональном агропромышленном комплексе инновационную деятельность следует осуществлять, прежде всего, на основе:
- активизации деятельности научных учреждений и информационно-консультативных служб, занимающихся проблемами агропромышленного комплекса;
- подготовки высококвалифицированных кадров для осуществления инновационной деятельности;
- ускоренного внедрения в деятельность предприятий агропромышленного комплекса достижений науки и передового опыта;
- развития межрегионального сотрудни-
чества в области инновационной деятельности.
Таким образом, в современных условиях обеспечение конкурентоспособности предприятий агропромышленного комплекса региона, на основе их инновационного развития, будет способствовать устойчивому развитию экономики региона и страны в целом, окажет положительное воздействие на ее продовольственную безопасность [5].
М. Портер выделяет наиболее важные признаки категории: «кластер - это группа географически соседних взаимосвязанных компаний и родственных организаций, действующих в определенной области, характеризующихся общими видами деятельности и дополняющих друг друга [6, с. 153-180.].
Стратегия конкурентной борьбы - это те действия, которые предпринимает компания, чтобы получить наибольший доход по сравнению с конкурентами. Грамотно подобранная стратегия конкуренции позволяет сократить издержки на рекламу и продвижение, и получить более высокую рентабельность. Это достигается за счет усиления влияния компании на рынке с помощью концентрации на конкретном конкурентном преимуществе [7].
Матрица Портера формируется из двух параметров: объем рынка и тип конкурентного преимущества. Объем рынка может быть как широким, так и узким. Тип конкурентного пре -имущества бывает двух видов: низкая цена
продукта (или высокая рентабельность), или преимущество в товаре.
На основании этих параметров М. Портер выделил три ключевых стратегии конкуренции, которые формируют базисный и классический вид матрицы конкурентных стратегий:
- дифференциация (лидерство в продукте) - это стратегия, направленная на формирование нового образа мышления и нового формата уникального продукта, товара и услуги, учитывая специфику отрасли;
- лидерство в издержках (ценовое лидерство) - это формирование условий для производства продуктов, товаров и услуг с минимальными издержками и систематический мониторинг ситуации с уровнем и стоимостью расходов;
Таблица 2 - Условия формирования производственных цепочек на этапе повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса на основе кластерного подхода
Повышение производительности фирм и отраслей промышленности Создавать возможности для инноваций и промышленного роста Продвижение и облегчение Продвижение и облегчение формирования нового бизнеса, поддерживающего инновации и расширение кластера
1. Конкуренция создает более эффективную специализацию внутри кластера 1. Создание каналов для эффективного взаимодействия потенциально новых ресурсов для инноваций 1. Обеспечение условий повышения конкурентоспособности происходит на основе реализации основных принципов кластеризации предприятий сельского хозяйства
2. Появление более требовательных потребителей. Более высокий уровень специализации в производственном процессе создает возможности воспользоваться экономией за счет рационального использования средств резервов в сельского хозяйстве складских запасов 2. Раннее выявление и прогнозирование технологических тенденций 2. Коммуникация и связи внутри кластера способствуют появлению дополнительных навыков, технологий и субсидий. Способность компаний привлекать дополнительные навыки позволяет вам участвовать в более крупных сделках, в которых отдельные компании неконкурентоспособны
3. Доступ к технологиям, поставщикам, квалифицированной рабочей силе, информации, бизнес-услугам и т.д. 3. Благоприятная среда для появления комбинаций ранее существовавших квалификации 3. Поддерживайте появление новых участников (способностей)
4. Высокий уровень экспертных знаний помогает улучшить цепочку производственных и сбытовых поставок, что будет создавать все условия для развития стейкхолдерских отношений в рамках сформированного кластера, основная цель которого заключается в комплексном развитии сельского хозяйства 4. Благоприятные условия для распределения рисков 4. Укрепление социальных и других неформальных связей, ведущих к новым идеям и бизнесу
5. Кластерное развитие может улучшить инфраструктуру профессиональных, финансовых и других услуг, повышению уровня компетенций всех участников производственного и сбытового процесса, цепочек продвижения товаров и услуг на основе интернет и цифровых технологий 5. Улучшенные информационные потоки внутри кластера 5. Создание условий для формирования интернет-пространства для взаимодействия стейкхолдеров функционирующего кластера (создание цифровой площадки, электронной платформы)
- специализация (лидерство в нише) - это концентрация усилий предприятий сельского хозяйства в формировании рейтингов, статуса, бренда на рынке потенциальных потребителей и в рамках целевой группы.
Данная классификация стратегий конкурентной борьбы считается весьма общей и позволяет бизнесу определиться со стратегией, которая будет использоваться компанией в дальнейшем [8].
Условия формирования производственных цепочек на этапе повышения конкуренто -способности агропромышленного комплекса на основе кластерного подхода представлены в таблице 2.
Таким образом, в ходе научного исследования установлено, что формирование стратегии повышения уровня конкурентоспособности в деятельности агропромышленного комплекса является базисом для устойчивого развития взаимодействия в современных рыночных отношениях. Предприятия агропромышленного комплекса нацелены выбирать альтернативную стратегию развития и повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса, для полноценной реализации всего промышленного потенциала. Однако оценивая риски во время кризисных период, возможно оценить ситуацию и выбирать несколько стратегически важных стратегий развития и обеспечения необходимого уровня конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий.
Для каждой рыночной отрасли характерно особенное поведение потребителей, а значит, каждый предприниматель должен реа-лизовывать стратегию, учитывая все аспекты в этой нише рынка. Стоит отметить, что не существует какой-либо у универсальной стратегии, поэтому решение использовать конкурентную стратегии должно быть осознанным и осуществлено профессиональным управляющим, потому что неверный выбор влечет за собой отрицательные последствия [9, с. 260-262.].
В результате научного исследования определена роль развития агропромышленного комплекса в реализации государственной политики развития сельского хозяйства, также проведен анализ и представлены результаты оценки показателей развития сельскохозяйственной отрасли России за период 2019-2022 гг.
Таким образом, определены направления формирования производственных цепочек на этапе повышения конкурентоспособности аграрных предприятий.
Предложения и рекомендации будут иметь ценность для дальнейшего развития агропромышленного комплекса, который представляет собой совокупность отраслей экономики страны, включающая сельское хозяйство и смежные отрасли, которые тесно связаны с сельскохозяйственным производством, осуществляющие перевозку, хранение, переработку сельскохозяйственной
продукции, поставку её потребителям, обеспечивающие сельское хозяйство техникой, химикатами и удобрениями, обслуживающие сельскохозяйственное производство.
Список литературы
1. Сунакбаев Ш. К. Competitive advantages of industrial branches of agro-industrial complex in the conditions of integration // Молодой ученый. 2017. № 4 (138). С. 532534.
2.АПК России: тенденции развития 2022. URL: https://agri-news.ru/novosti/apk-rossii-tendentsii-razvitiya-2022/ (дата обращения: 01.02.2022).
3.Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. URL: https://mcx.gov.ru (дата обращения: 01.02.2022).
4.Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 01.02.2022).
5.Ensuring the competitiveness of the region's agro-industrial complex. URL: https://vaael.ru/en/article/ view?id=8245 (дата обращения: 01.02.2022).
6.Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Паблишер, 2016. С. 153-180.
7. Maksimova T. P., Bondarenko N. E., Milyaev K. V. The investment attractiveness and featuares of formation of agro-industrial clasters in the russian economy // Modern economy success. 2016. № 1. С. 45-57.
8.За счет чего лидировать на рынке? Стратегии конкуренции Портера. URL: https://artsdelka.ru/strategii-konkurentsii-po-mayklu-porteru (дата обращения: 01.02.2022).
9.Мишина Е. С., Рой Н. А. Анализ конкурентной стратегии М. Портера - абсолютное лидерство в издержках // Молодой ученый. 2016. № 23 (127). С. 260262.
References
1. Sunakbayev Sh. K. Competitive advantages of industrial branches of agro-industrial complex in the conditions of integration. Young scientist. 2017. No. 4 (138). Pp. 532-534.
2. Agro-industrial complex of Russia: development trends 2022. URL: https://agri-news.ru/novosti/apk-rossii-tendentsii-razvitiya-2022 / (date of application: 01.02.2022).
3. Ministry of Agriculture of the Russian Federation. URL: https://mcx.gov.ru (date of reference: 01.02.2022).
4. Federal State Statistics Service. URL: https://rosstat. gov.ru (accessed: 01.02.2022).
5. Ensuring the competitiveness of the region's agro-industrial complex. URL: https://vaael.ru/en/article/ view?id=8245 (date of application: 01.02.2022).
6. Porter M. Competitive advantage: how to achieve a high result and ensure its sustainability. M.: Alpina Publisher, 2016. pp. 153-180.
7. Maksimova T. P., Bondarenko N. E., Milyaev K. V. The investment attractiveness and featuares of formation of agro-industrial clusters in the Russian economy. Modern economy success. 2016. No. 1. Pр. 45-57.
8. Due to what to lead the market? Porter's competition 9. Mishina E. S., Roy N. A. M. Porter's competitive strategies. URL: https://artsdelka.ru/strategii-konkurentsii- strategy analysis - absolute leadership in costs. Young po-mayklu-porteru (accessed: 01.02.2022). Scientist. 2016. No. 23 (127). Pp. 260-262.