Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН'

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
373
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СТРАТЕГИИ / РАЗВИТИЕ / СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛИ / САНКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимергалеева Рузиля Равилевна

Одним из важнейших направлений экономики России является агропромышленный комплекс. Однако наличие большого объема экспорта и низкого импорта говорит о низкой конкурентоспособности российских производителей. В связи с этим повышение конкурентоспособности агропромышленного комплекса выступает актуальной задачей в условиях экономической нестабильности в России и политических санкций. Актуальность темы исследования заключается в том, что в России уровень конкурентоспособности агропромышленного комплекса недостаточен для эффективного развития, поскольку не может обеспечить растущий спрос на продовольственные товары, а также стабильное воспроизводство экономического, природного потенциала сельскохозяйственных предприятий и нуждается в новых подходах к оценке конкурентоспособности агропредприятий. Предприятия аграрного сектора используют различные конкурентные стратегии, но не все они приносят экономический эффект, так как в России изучение опыта развитых стран и проблем формирования конкурентной среды в аграрном секторе началось совсем недавно, что накладывает свой отпечаток на развитие конкурентоспособности сельхозпроизводителей. Цель исследования заключается в предложении нового подхода к формированию стратегии обеспечения конкурентоспособности производителей сельскохозяйственной продукции, позволяющей повысить экономическую эффективность и устойчивость агропромышленного комплекса. В статье изучены стратегии, обеспечивающие конкурентоспособность сельхозпроизводителей продукции в Республике Татарстан, механизмы реализации стратегии агропромышленного комплекса, основные направления деятельности сельхозпроизводителей в современных условиях, меры поддержки правительства в период санкций. Автором также проанализированы рейтинги развития Республики Татарстан и даны рекомендации по совершенствованию стратегий обеспечения конкурентоспособности агропредприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тимергалеева Рузиля Равилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

One of the most important areas of the Russian economy is the agro-industrial complex. However, the presence of a large volume of exports and low imports indicates a low competitiveness of Russian manufacturers. In this regard, increasing the competitiveness of the agro-industrial complex is an urgent task in the conditions of economic instability in Russia and political sanctions. The relevance of the research topic lies in the fact that in Russia the level of competitiveness of the agro-industrial complex is insufficient for effective development, since it cannot ensure the growing demand for food products, as well as stable reproduction of the economic and natural potential of agricultural enterprises and needs new approaches to assessing the competitiveness of agricultural enterprises. Enterprises of the agricultural sector use various competitive strategies, but not all of them bring economic benefits, since in Russia the study of the experience of developed countries and the problems of forming a competitive environment in the agricultural sector began quite recently, which leaves its imprint on the development of the competitiveness of agricultural producers. The purpose of the study is to propose a new approach to the formation of a strategy to ensure the competitiveness of agricultural producers, which allows to increase the economic efficiency and sustainability of the agro-industrial complex. The article examines the strategies that ensure the competitiveness of agricultural producers in the Republic of Tatarstan, the mechanisms for implementing the strategy of the agro-industrial complex, the main activities of agricultural producers in modern conditions, measures to support the government during the sanctions period. The ratings of the development of the Republic of Tatarstan are studied and recommendations are given for improving strategies to ensure the competitiveness of agricultural enterprises.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

УДК 332.012.34

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Р.Р. Тимергалеева

Одним из важнейших направлений экономики России является агропромышленный комплекс. Однако наличие большого объема экспорта и низкого импорта говорит о низкой конкурентоспособности российских производителей. В связи с этим повышение конкурентоспособности агропромышленного комплекса выступает актуальной задачей в условиях экономической нестабильности в России и политических санкций.

Актуальность темы исследования заключается в том, что в России уровень конкурентоспособности агропромышленного комплекса недостаточен для эффективного развития, поскольку не может обеспечить растущий спрос на продовольственные товары, а также стабильное воспроизводство экономического, природного потенциала сельскохозяйственных предприятий и нуждается в новых подходах к оценке конкурентоспособности агропредприятий. Предприятия аграрного сектора используют различные конкурентные стратегии, но не все они приносят экономический эффект, так как в России изучение опыта развитых стран и проблем формирования конкурентной среды в аграрном секторе началось совсем недавно, что накладывает свой отпечаток на развитие конкурентоспособности сельхозпроизводителей.

Цель исследования заключается в предложении нового подхода к формированию стратегии обеспечения конкурентоспособности производителей сельскохозяйственной продукции, позволяющей повысить экономическую эффективность и устойчивость агропромышленного комплекса.

В статье изучены стратегии, обеспечивающие конкурентоспособность сельхозпроизводителей продукции в Республике Татарстан, механизмы реализации стратегии агропромышленного комплекса, основные направления деятельности сельхозпроизводителей в современных условиях, меры поддержки правительства в период санкций. Автором также проанализированы рейтинги развития Республики Татарстан и даны рекомендации по совершенствованию стратегий обеспечения конкурентоспособности агропредприятий.

Ключевые слова: конкурентоспособность; сельское хозяйство; агропромышленный комплекс; стратегии; развитие; сельхозпроизводители; санкции.

R.R. Timergaleeva. STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

One of the most important areas of the Russian economy is the agro-industrial complex. However, the presence of a large volume of exports and low imports indicates a low competitiveness of Russian manufacturers. In this regard, increasing the competitiveness of the agro-industrial complex is an urgent task in the conditions of economic instability in Russia and political sanctions.

The relevance of the research topic lies in the fact that in Russia the level of competitiveness of the agro-industrial complex is insufficient for effective development, since it cannot ensure the growing demand for food products, as well as stable reproduction of the economic and natural potential of agricultural enterprises and needs new approaches to assessing the competitiveness of agricultural enterprises. Enterprises of the agricultural sector use various competitive strategies, but not all of them bring economic benefits, since in Russia the study of the experience of developed countries and the problems of forming a competitive environment in the agricultural sector began quite recently, which leaves its imprint on the development of the competitiveness of agricultural producers.

The purpose of the study is to propose a new approach to the formation of a strategy to ensure the competitiveness of agricultural producers, which allows to increase the economic efficiency and sustain-ability of the agro-industrial complex.

The article examines the strategies that ensure the competitiveness of agricultural producers in the Republic of Tatarstan, the mechanisms for implementing the strategy of the agro-industrial complex, the main activities of agricultural producers in modern conditions, measures to support the government during the sanctions period. The ratings of the development of the Republic of Tatarstan are studied

68

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2022. № 4(50)

and recommendations are given for improving strategies to ensure the competitiveness of agricultural enterprises.

Keywords: competitiveness; agriculture; agro-industrial complex; strategies; development; agricultural producers; sanctions.

В России эффективность агропромышленного комплекса и его конкурентоспособность требуют особого внимания, поскольку это проблемные зоны в российской экономике, влияющие на экономическую безопасность страны. Устойчивость и жизнеспособность экономики страны зависят от наличия факторов. Чем ниже конкурентоспособность, тем выше угроза безопасности страны.

Особенности аграрной сферы в регионах России заключаются в конкуренции между сельхозпроизводителями. Наличие у некоторых регионов низкой конкурентоспособности и оценка статуса конкурентоспособности регионального сельскохозяйственного производства требуют особого внимания и актуальны на сегодняшний день.

Создание благоприятных условий и механизмов развития субъектов аграрного сектора приводит к укреплению позиции конкурентоспособности производителей сельскохозяйственной продукции и регионов. Основными стратегическими направлениями для повышения конкурентоспособности сельхозпроизводителей являются:

- укрепление материально-технической базы за счет развития машиностроения;

- урегулирование вопросов по землевладению и землепользованию с учетом интересов сельских жителей;

- доступность государственной поддержки всем производителям сельскохозяйственной продукции;

- эволюция сельских территорий и сокращение уровня развития [5].

Основные индикаторы конкурентоспособности сельского хозяйства региона представлены на рис. 1 [6].

Национальный проект «Развитие АПК», запущенный в 2006 г., далее перерос в государственную программу и позволил повысить уровень российских производителей сельскохозяйственной продукции, несмотря на его критику. Значительные успехи были достигнуты в самообеспеченности страны свининой, мясом птицы, яйцом, наблюдался рост показателей по растениеводству.

На законодательном уровне для реализации стратегии агропромышленного комплекса в России и в Республике Татарстан разработаны следующие законы, государственные программы и постановления:

1. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1].

2. Закон Республики Татарстан от 16.03.2015 № 12-ЗРТ «О стратегическом планировании в Республике Татарстан» [2].

3. Закон Республики Татарстан от 17.06.2015 № 40-ЗРТ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года» [3].

4. Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 20132020 годы» [4].

5. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.04.2013 № 235

Рис. 1. Основные индикаторы конкурентоспособности сельского хозяйства региона

«Об утверждении Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013-2025 годы» [5].

Стратегия агропромышленного комплекса в Республике Татарстан направлена на социально-экономическое развитие городов и муниципальных районов Республики Татарстан, повышение конкурентоспособности агропромышленного кластера с учетом производства высококачественной сельскохозяйственной продукции и формирования добавленной стоимости [14].

Приоритетными направлениями, заложенными в стратегии развития агропромышленного комплекса, являются:

- самообеспеченность основными видами сельскохозяйственной продукции;

- разработка инновационных конкурентоспособных технологий;

- обеспечение синхронного развития агропромышленного комплекса в рамках кластера;

- расширение рынков сбыта;

- заинтересованность развития предпринимательства в сельском хозяйстве;

- активная работа в развитии розничных сетей;

- развитие органического направления в сельском хозяйстве;

- реконструкция и усовершенствование материально-технической базы;

- повышение оборота сельскохозяйственных земель;

- производство высококачественной продукции глубокой переработки;

- создание условий для инвестирования;

- создание благоприятных условий для развития и миграционного прироста населения;

- реализация модели развития «социальное

через экономику» (обеспечение жильем и социальными благами) [7].

Правительством Республики Татарстан разрабатываются следующие мероприятия по снижению влияния внешних факторов, поскольку Республика Татарстан находится в области повышенного риска по производству продукции растениеводства:

- внесение минеральных удобрений (планируется внести 65 кг д.в. минеральных удобрений);

- применение приемов и методов биологи-зации земледелия;

- проведение мелиоративных мероприятий;

- снижение техногенного воздействия через посадку деревьев на площади 1000 га;

- обучение и переподготовка кадрового потенциала [9].

Татарстан входит в немногочисленную группу регионов Российской Федерации, обладающих мощной промышленностью в сочетании с крупномасштабным сельскохозяйственным производством, выпускающим большой объем продукции. По основным макроэкономическим показателям Республика Татарстан сохраняет за собой лидирующие позиции среди регионов Российской Федерации (табл. 1) [13].

Конкурентоспособность Республики Татарстан имеет как преимущества, так и слабые стороны по сравнению с другими регионами (табл. 2).

В рамках стратегического развития и обеспечения конкурентоспособности производители сельскохозяйственной продукции в Республике Татарстан показали следующие результаты за I полугодие 2022 г. (рис. 2):

1. Объем сельскохозяйственной продукции увеличился на 0,4 % и составил 10,3 млрд руб.

2. Сократилось поголовье скота: коров - на 4,4 %, свиней - на 0,9 %, овец - на 3,2 %, птицы - на 2 %.

Таблица 1

Рейтинг Республики Татарстан среди субъектов Российской Федерации и регионов Приволжского федерального округа с 2019 по 2021 г.

Показатели Среди субъектов РФ Среди районов ПФО

2019 г. 2020 г. 2021 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Объем валового регионального продукта 6 6 6 1 1 1

Объем промышленного производства 5 4 5 1 1 1

Объем сельскохозяйственного производства 4 4 7 1 1 1

Объем инвестиций в основной капитал 6 6 6 1 1 1

Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» 5 6 5 1 1 1

Ввод жилья 5 5 6 1 1 1

Оборот розничной торговли 7 7 7 1 1 1

Номинальная среднемесячная заработная плата 36 36 34 2 2 2

Уровень зарегистрированной безработицы 19 10 12 1 1 2

Таблица 2

Слабые и сильные стороны конкурентоспособности Республики Татарстан

Преимущества конкурентоспособности Недостатки конкурентоспособности

Наличие основного фонда с хорошим материально-техниче ским со стоянием Низкая эффективность от использования основного фонда

Инвестиционная привлекательность региона Низкий показатель энерговооруженности

Высокий уровень производительности Небольшое количество продукции, ориентированной на экспорт

Высокое обеспечение фондами и вооруженностью Низкий уровень заработной платы

Высокий уровень социальной инфраструктуры Низкий уровень жилого фонда

3. Наблюдается рост по надою молока на 5,8 % и яйценоскости на 1,9 %, но есть спад по производству скота и птицы на убой на 0,7 % [11].

До событий 2014 г. курс мировой экономики был направлен на глобализацию, но по мере давления развитых стран и введения санкций с их стороны Россия изменила курс на региональное направление. Санкции, введенные в 2022 г., оказались более масштабными, чем выдвинутые ранее, но благодаря предпринятым шагам Правительства Российской Федерации и его целенаправленной работе после 2014 г. сельское хозяйство вступило в эти условия на достаточно сильных позициях:

- увеличение поголовья свиней и птицы, что позволяет перейти на самообеспечение;

- повышение сбора урожая с основных культур;

- замена старой сельскохозяйственной техники на новую и переход к технологической трансформацию отрасли и т. д.

В данных условиях Правительство Российской Федерации совместно с региональными органами власти выделило на поддержку агропромышленного комплекса 0,5 трлн руб. (в 1,5 раза больше, чем было запланировано), которые будут направлены на развитие сельско-

го хозяйства. Финансовая помощь будет осуществляться в виде льготных кредитов, субсидий, лизинга, грантов.

Меры государственной поддержки агропромышленного комплекса в Республике Татарстан в 2022 г. представлены в табл. 3 [8].

Однако агропромышленный комплекс испытывает сложности из-за введенных санкций. Поскольку отрасли зависят друг от друга, сельское хозяйство ощутило на себе их негативное влияние.

Во-первых, на сегодняшний день в сельском хозяйстве имеются «болевые точки» -зависимость от импорта. Это касается семян, средств защиты, кормовых добавок для животных, витаминов, генетического материала, вакцин, ветеринарных препаратов.

Во-вторых, наблюдается логистический разрыв между сбытом и поставкой: изменение условий и сроков поставки, их удорожание. Все машиностроение имеет зависимость от импорта, что сказывается на производстве отечественной сельхозтехники [12].

В современных условиях сельское хозяйство в своем развитии сталкивается со многими трудностями, но производители сельскохозяйственной продукции ищут пути выхода в целях развития бизнеса, отрасли и экономики страны

ч о

и

■о ¡-

20000,00 15000,00 10000,00 5000,00 0,00

1 полугодие 2021 г.

1 полугодие 2022 г.

| Поголовье коров Поголовье овец Надой молока

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поголовье свиней | Поголовье птицы Яйценоскость

Годы

Рис. 2. Основные показатели по животноводству за I полугодие 2022 г. по Республике Татарстан, тыс. гол.

Таблица 3

Меры государственной поддержки агропромышленного комплекса в Республике Татарстан в 2022 г.

Направления Показатели

Государственная поддержка Общая сумма государственной поддержки - 13,2 млрд руб. (темп роста - 106,5 %)

Реализация 28 мероприятий с федеральным участием Общая сумма государственной поддержки - 5,3 млрд руб., в т. ч. из федерального бюджета - 3,8 млрд руб., из республиканского - 1,5 млрд руб.

Реализация 37 мероприятий с региональным участием Объем финансирования - 8 млрд руб.

Реализация 19 мероприятий по развитию растениеводства и мелиорации земель Объем финансирования - 4,3 млрд руб.

Растениеводство

Субсидии на оказание несвязанной поддержки Размер субсидий - 450 млн руб.

Субсидии на производство и реализацию зерновых культур Размер субсидий - 665 млн руб.

Субсидии на приобретение минеральных удобрений Размер субсидий - 1,1 млрд руб.

Субсидии на мелиорацию земель в рамках федерального проекта «Экспорт продукции АПК» Размер субсидий - 484 млн руб.

Животноводство

Реализация 13 мероприятий Общая сумма - 1,9 млрд руб., в т. ч. из федерального бюджета - 907 млн руб.

Технологическая модернизация

Субсидии на приобретение техники и оборудования Размер субсидий - 1,7 млрд руб.

Субсидии на модернизацию производственных мощностей хлебопекарным предприятиям Размер субсидий - 100 млн руб.

Субсидии на приобретение автолавок организациям потребкооперации Размер субсидий - 28 млн руб.

Малые формы хозяйствования

Реализация 12 мероприятий Объем финансирования - 1,4 млрд руб.

Субсидии на поддержку личных подсобных хозяйств - 418 млн руб. по 4 мероприятиям Объем субсидий - 418 млн руб.

Гранты на развитие семейных молочных ферм Объем финансирования - 250 млн руб.

Гранты на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов Объем финансирования - 254 млн руб.

Гранты на реализацию проектов «Агростартап» Объем финансирования - 160 млн руб.

Строительство, реконструкция и ремонт объектов АПК

Реализация 7 мероприятий по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов агропромышленного комплекса Объем финансирования - 415 млн руб.

в целом. При этом государство оказывает значительную поддержку через разработку стратегий, обеспечивающих конкурентное преимущество.

Таким образом, для повышения уровня конкурентоспособности агропредприятий необходимо наличие концептуальных основ в стратегии повышения конкурентоспособности регионального агропромышленного комплекса, которые выражаются в разработке устойчивой системы воспроизводства сельхозпродукции, минимизации разрыва уровней между городскими и сельскими территориями и создании системы продовольственной безопасности, устойчивой к внутренним и внешним факторам.

Для реализации данного подхода необходимо:

- создать условия для притока населения в сельскую местность через государственные программы;

- решить вопросы по земельным отношениям и увеличить доступность к факторам воспроизводства;

- увеличить строительство доступного жилья;

- повысить уровень медицинской сферы;

- способствовать применению информационных технологий в сельской области;

- уменьшить налоговое обременение для сельхозпроизводителей.

Достичь конкурентоспособности аграрного сектора возможно при постоянном развитии этой области экономики и разработке новых

72

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2022. № 4(50)

инновационных решений. Задача агробизнеса заключается не только в обеспечении продовольственной безопасности страны и социальном благополучии населения, но и в укреплении позиции отечественного агропромышленного комплекса на мировых рынках.

Список литературы

1. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». URL: https://base.garant.ru/70684666/ (дата обращения: 22.10.2022).

2. О стратегическом планировании в Республике Татарстан: закон Республики Татарстан от 16.03.2015 № 12-ЗРТ // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». URL: https://base.garant. ru/22523900/ (дата обращения: 22.10.2022).

3. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года: закон Республики Татарстан от 17.06.2015 № 40-ЗРТ// Доступ из справ.-правовой системы «Га-рант».иКЬ: (дата обращения: 22.10.2022).

4. Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013-2020 годы» // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». URL: https://base.garant.ru/22579542/ (дата обращения: 22.10.2022).

5. Об утверждении Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013-2025 годы»: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.04.2013 № 235 // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». URL: https://base.garant. ru/34599652/ (дата обращения: 22.10.2022).

6. Аль-Дарапсе А.М., Маркова Е.В. Процессы импортозамещения и интеграции корпоративного управления как инструменты развития конкурентоспособности регионов России в современных условиях // Закономерности развития региональных аг-ропродовольственных систем. 2020. № 1. С. 6-10.

7. Валеев М.М. Конкурентоспособное развитие региональных систем потребительской кооперации в Республике Татарстан // Дни студенческой науки: сб. науч. тр. IV Междунар. студенческой конф. (Казань, 23 апреля 2021 г.). Казань: Печать-сервис XXI век, 2021. С. 275-278.

8. Гатина Ф.Ф. Система государственного регулирования АПК // Проблемы аграрной экономики в условиях импортозамещения: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (Казань, 16-17 мая 2017 г.). Казань: Казанский гос. аграрный ун-т, 2017. С. 10-15.

9. Гатина Ф.Ф., Нуриева Р.И., Нуруллина Э.С. Механизмы государственной поддержки аграрного сектора экономики и регулирования его развития в перспективе // Развитие бухгалтерского учета и аудита в условиях цифровой экономики: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. (Казань, 28-29 мая 2019 г.). Казань: Казанский гос. аграрный ун-т, 2019. С. 35-40.

10. Захарова Г.П. Стратегические векторы развития аграрного сектора РФ // Вестник Казанского гос. аграрного ун-та. 2019. № 2 (53). Т. 14. С.139-143.

11. Клычова Г.С., Низамутдинов М.М., Мав-лиева Л.М., Титов Н.Л. Анализ стратегии развития агропромышленного комплекса Республики Татарстан // Вестник Казанского гос. аграрного ун-та. 2016. № 4 (42). Т. 11. С. 134-142.

12. Мурадымова Э.Р., Пугачева С.Д. Проблемы управления конкурентоспособностью сельскохозяйственной продукции в Республике Татарстан // Экономика в меняющемся мире: сб. науч. тр. IV Всерос. экономического форума (Казань, 29 апреля 2020 г.). Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2020. С. 399-402.

13. Широкова Д.Л. Анализ конкурентоспособности системы потребительской кооперации в Республике Татарстан // Дни студенческой науки: сб. ст. V Междунар. студенческой конф. (Чебоксары, 15 апреля 2022 г.). Чебоксары: ООО «Издательский дом «Среда», 2022. С. 259-261.

References

1. О strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federatsii: feder. zakon ot 28.06.2014 № 172-FZ // Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «Garant». URL: https://base.garant.ru/70684666/ (data obrashcheniya: 22.10.2022).

2. О strategicheskom planirovanii v Respublike Tatarstan: zakon Respubliki Tatarstan ot 16.03.2015 № 12-ZRT // Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «Garant». URL: https://base.garant.ru/22523900/ (data obrashcheniya: 22.10.2022).

3. Ob utverzhdenii Strategii sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Tatarstan do 2030 goda: zakon Respubliki Tatarstan ot 17.06.2015 № 40-ZRT// Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «Garant».URL: (data obrashcheniya: 22.10.2022).

4. Gosudarstvennaya programma «Razvitiye selskogo khozyaystva i regulirovaniye rynkov selskokhozyaystvennoy produktsii. syria i prodovolstviya v Respublike Tatarstan na 20132020 gody» // Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «Garant». URL: https://base.garant.ru/22579542/ (data obrashcheniya: 22.10.2022).

5. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoy programmy «Razvitiye selskogo khozyaystva i

regulirovaniye rynkov selskokhozyaystvennoy produktsii. syria i prodovolstviya v Respublike Tatarstan na 2013-2025 gody»: postanovleniye Kabineta Ministrov Respubliki Tatarstan ot 08.04.2013 № 235 // Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «Garant». URL: https://base.garant. ru/34599652/ (data obrashcheniya: 22.10.2022).

6. Al-Darapse A.M., Markova E.V. Protsessy importozameshcheniya i integratsii korporativnogo upravleniya kak instrumenty razvitiya konkurentosposobnosti regionov Rossii v sovremennykh usloviyakh // Zakonomernosti razvitiya regionalnykh agroprodovolstvennykh sistem. 2020. № 1. S. 6-10.

7. Valeyev M.M. Konkurentosposobnoye razvitiye regionalnykh sistem potrebitelskoy kooperatsii v Respublike Tatarstan // Dni studencheskoy nauki: sb. nauch. tr. IV Mezhdunar. studencheskoy konf. (Kazan, 23 aprelya 2021 g.). Kazan: Pechat-servis XXI vek, 2021. S. 275-278.

8. Gatina FF. Sistema gosudarstvennogo regulirovaniya APK // Problemy agrarnoy ekonomiki v usloviyakh importozameshcheniya: sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Kazan. 16-17 maya 2017 g.). Kazan: Kazanskiy gos. agrarnyy un-t, 2017. S. 10-15.

9. Gatina F.F., Nuriyeva R.I., Nurullina E.S. Mekhanizmy gosudarstvennoy podderzhki agrarnogo sektora ekonomiki i regulirovaniya ego razvitiya v

perspektive // Razvitiye bukhgalterskogo ucheta i aulita v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki: sb. nauch. tr. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Kazan, 28-29 maya 2019 g.). Kazan: Kazanskiy gos. agrarnyy un-t, 2019. S.35-40.

10. Zakharova G.P. Strategicheskiye vektory razvitiya agrarnogo sektora RF // Vestnik Kazanskogo gos. agrarnogo un-ta. 2019. № 2 (53). T. 14. S. 139143.

11. Klychova G.S., Nizamutdinov M.M., Mavliyeva L.M., Titov N.L. Analiz strategii razvitiya agropromyshlennogo kompleksa Respubliki Tatarstan // Vestnik Kazanskogo gos. agrarnogo unta. 2016. № 4 (42). T. 11. S. 134-142.

12. Muradymova E.R., Pugacheva S.D. Problemy upravleniya konkurentosposobnostyu selskokhozyaystvennoy produktsii v Respublike Tatarstan // Ekonomika v menyayushchemsya mire: sb. nauch. tr. IV Vseros. ekonomicheskogo foruma (Kazan, 29 aprelya 2020 g.). Kazan: Kazanskiy (Privolzhskiy) federalnyy universitet. 2020. S. 399402.

13. ShirokovaD.L. Analiz konkurentosposobnosti sistemy potrebitelskoy kooperatsii v Respublike Tatarstan // Dni studencheskoy nauki: sb. st. V Mezhdunar. studencheskoy konf. (Cheboksary, 15 aprelya 2022 g.). Cheboksary: OOO «Izdatelskiy dom «Sreda», 2022. S. 259-261.

ТИМЕРГАЛЕЕВА Рузиля Равилевна - аспирант. Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Казань. E-mail: Timergaleeva@mail.ru.

TIMERGALEEVA, Ruzilya Ravilevna - Postgraduate Student. Kazan Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Kazan. E-mail: Timergaleeva@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.