Научная статья на тему 'Направления активизации деятельности туристических предприятий промышленных регионов'

Направления активизации деятельности туристических предприятий промышленных регионов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
171
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Данильчук В. Ф.

Обґрунтовано напрями активізації діяльності туристичних підприємств промислових регіонів, реалізація яких створює передумови для розвитку всього комплексу сфери туризму країни.Обоснованы направления активизации деятельности туристических предприятий промышленных регионов, реализация которых создает предпосылки для развития всего комплекса сферы туризма страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The directions for activization of tourist enterprises' activity in industrial regions have been substantiated, realization of which creates preconditions for development of the whole complex of the tourist sphere of the country.

Текст научной работы на тему «Направления активизации деятельности туристических предприятий промышленных регионов»

В. Ф. Данильчук

НАПРАВЛЕНИЯ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ РЕГИОНОВ

Постановка проблемы. Развитие рыночных отношений с объективной необходимостью требует расширения и совершенствования структуры

национальной экономики страны. Это, в первую очередь, касается становления такой новой отрасли, как туризм. Как свидетельствует зарубежный опыт, туризм в настоящее время представляет собой наиболее развивающуюся, прибыльную, социально значимую и экономически чистую отрасль [1-6].

Развитие туризма и его предприятий в Украине, особенно в промышленных регионах, еще не в полной мере отвечает возрастающим международным требованиям как по степени организации инфраструктуры, так и по уровню обслуживания и комфортности. Вместе с тем еще отсутствуют обоснованные прикладные разработки, которые позволили бы наметить конкретные рекомендации по созданию необходимых

организационных, экономических и производственных условий для активизации деятельности предприятий туристического бизнеса.

В связи с указанным целью исследования является обоснование направлений активизации деятельности хозяйствующих субъектов туризма, реализация которых обеспечит развитие комплекса сферы туризма страны.

Основные результаты

исследования. Исследование, выявление необходимости и возможности обоснования направлений активизации деятельности туристических

предприятий правомерно осуществлять на примере туризма промышленного региона, в данном случае Донецкого региона Украины. Донбасс относится к наиболее промышленным и

густонаселенным регионам, плотность населения которого составляет 202 чел./км2, что значительно превышает плотность населения в целом по Украине. При этом он имеет свою уникальность, самобытную историю, огромные возможности для развития туризма. Богат Донбасс не только полезными ископаемыми, но и рекреационными ресурсами, являющимися базой для развития многих видов туризма: курортно-лечебного, спортивно-

оздоровительного, маршрутно-познава-тельного, экологического, этнического и др.

Несмотря на высокую плотность населения и концентрацию

промышленности, Донецкий регион располагает разнообразными

природными рекреационными

ресурсами: геологическими,

гидрологическими, ботаническими,

зоологическими памятниками природы. Уникальными являются ландшафты отдельных территорий, которые находятся под особой охраной государства с целью сохранения природных комплексов и их использования для организованной рекреации и туризма. К ним относятся, в первую очередь, всемирно известный природный и историко-культурный комплекс - национальный природный парк «Святые горы» и Свято-Успенская

> Данильчук Валентин Федорович - кандидат технических наук, ректор. Институт туристического бизнеса, Донецк.

ISSN 1562-109X

Святогорская Лавра, а также региональные ландшафтные парки в пределах Донецкой области: «Меотида», «Донецкий кряж», «Клебан-Бык», «Зуевский» и «Краматорский». Среди последних наибольшей популярностью у туристов и отдыхающих пользуется региональный ландшафтный парк «Меотида», представляющий типичные приморские ландшафты Северного Приазовья, в том числе и уникальные своим орнитологическим разнообразием азовские косы - Белосарайскую и Кривую.

Своеобразными эталонами почти уже исчезнувших с европейских степей являются природные заповедники «Хомутовская степь», «Каменные могилы» и «Меловая флора». Другие, более мелкие по площади, участки дикой природы охраняются в 53 заказниках и 38 памятниках природы. Особой

известностью среди них пользуется заказник общегосударственного значения «Великоанадольский», который

представляет собой уникальный научный эксперимент степного лесоразведения, продолжающийся уже 150 лет. Сейчас Великоанадольский лес является самым крупным в Европе искусственным лесным массивом в степной зоне. Все вышеперечисленные территории входят в природно-заповедный фонд области, насчитывающий в целом 107 единиц общей площадью 79,3 тыс. га.

Богат Донецкий край и памятниками истории и культуры. Среди них 1958 исторических памятников, 38 памятников монументального искусства и 43 архитектурных памятника. В области 5 государственных театров, 28 государственных музеев и 128 мест, связанных с жизнью и творчеством выдающихся людей. Всего наиболее аттрактивных культурно-исторических ресурсов - 2200. Наибольшее их

количество находится в Донецке - 327, а также Макеевке - 109, Мариуполе - 133, Горловке - 92.

Большинство музеев в области -краеведческие (7), на втором месте -художественные и исторические (по 5). Есть музеи, посвященные отдельным личностям (С. Прокофьева в Марьинском районе, П. Ангелиной в Старобешевском районе, В. Немировича-Данченко в Великоновоселковском районе и др.); музей народного быта в Славянском районе; есть также уникальный музей миниатюрной книги им. Разумова в г. Горловка.

Если говорить об исторических памятниках, то они выявлены во всех районах области. Наибольшее их количество находится в Донецке - 234, Мариуполе - 111, Макеевке - 92, Горловке - 77, Славянске и Славянском районе - 126, Артемовске и Артемовском районе - 122.

В Донецкой области жил известный художник А. Куинджи, писатель К. Паустовский, учился поэт В. Стус, родился выдающийся композитор С. Прокофьев, посещал этот регион актер и режиссер В. Немирович-Данченко, в Святогорье бывали знаменитые А. Чехов, М. Цветаева. Запечатлены в памяти имена наших великих земляков: деятели искусства Л. Быков, А. Соловьяненко; космонавты Л. Кизим, А. Волков и много других известных в стране людей.

В области в 2004 г. функционировало 435 учреждений отдыха и оздоровления, включающих 303 базы отдыха, 57 санаториев-профилакториев, 18 санаториев, 49 пансионатов, 4 пансионата с лечением, 3 дома отдыха и одну оздоровительную организацию для детей-сирот. Кроме того, осуществляют свою деятельность 787 детских оздоровительных организаций.

Туристическую деятельность в Донецкой области осуществляли 192 предприятия, имеющие лицензию на право хозяйствования в сфере туризма, что составляет 5% от общей численности зарегистрированных в Украине. По состоянию на 01.01.2004 г.

предоставление туристических услуг в области увеличилось на 36%, чем в предыдущем году. Всего было обслужено 158209 туристов, что на 42 % больше, чем в 2002 г. Из них обслужено въездных туристов 12004 чел. (на 48 % больше, чем в 2002 г.), выездных -34018 чел. (на 19 % больше, чем в 2002 г.), внутренних - 119757 чел. (увеличение на 50 % по сравнению с 2002 г.).

Увеличилось также количество экскурсантов до 23587 чел. (на 18 %). Объем предоставленных услуг в 2003 г. вырос по сравнению с 2002 г. на 72 % и составил 88027 тыс. грн. Значительно увеличились и платежи в бюджет - до 100 %, достигнув 5466 тыс. грн. Количество работающих в сфере обслуживания в Донецкой области увеличилось на 121 %: с 1182 в 2002 г. до 2607 в 2003 г., что не достигло еще средней численности сотрудников отрасли, например, г. Киева - 9000 чел., г. Севастополя - 3210 чел., Запорожской области - 3093 чел. Определенное влияние на этот показатель оказала такая важная часть материальной базы сферы туризма, как гостиничное хозяйство Донецкой области. В настоящее время она представлена 71 гостиницей на 5424 койко-места при коэффициенте загрузки 0,2.

В соответствии с рейтингом основных показателей туристической деятельности Донецкой области, проведенным авторами [7, 34—40], регион занимает 6 место (показатель объема

предоставленных услуг - 88027 тыс. грн., что составляет 4,2% от общего объема), уступая г.Киеву (805948 тыс. грн. -38,5 %), АР Крым (446142 тыс. грн. -22,3 %), Одесской области (141323 тыс. грн. - 6,6 %), г. Севастополю (115949 тыс. грн. - 5,5 %) и Запорожской области (91902 тыс. грн. - 4,4 %).

Как следует из результатов анализа, наблюдается определенный рост показателей хозяйствования субъектов туристической деятельности. Это объясняется, в первую очередь, влиянием сложившихся условий, которые в одних случаях содействуют развитию деятельности предприятий туризма, а в других - тормозят.

Важным условием привлечения туристов является наличие

соответствующей инфраструктуры и системы обслуживания. Как показал опыт, при создании современных туристических центров гостиницы строятся не ниже категории "3 звезды", а в основном 4 и 5-звездные, при этом создается привлекательная ценовая политика. Например, популярность курортов Испании поясняется более дешевым отдыхом на побережье Средиземного моря, при этом комфортность и уровень развлечений не уступают Лазурному побережью Франции и Италии. То же можно сказать о ценовой политике Египта и Турции в новых туристических центрах.

Инфраструктурная туристическая база Украины в основной своей массе еще не в полной мере соответствует современному мировому уровню. Однако в последние годы наметилась тенденция по созданию современных

высококлассных гостиниц, корпусов и номеров в базах отдыха. При этом особенно важно обратить внимание на подготовку обслуживающего персонала.

Нередко можно увидеть, особенно в базах отдыха, корпус и номера высокого класса, а общий вид обслуживающего персонала требует опрятности, внимательного отношения к своим обязанностям. Безусловно, это менталитет, доставшийся нам от прошлого. Современный менеджер должен знать, что только сочетание соответствующего комфорта и обслуживания создает высокий класс. Эта прописная истина почему-то медленно входит в жизнь.

Привлекательность туристических центров в Украине может быть достигнута (при обеспечении

европейского уровня комфорта и создаваемых условий) за счет ценовой политики, которая должна учитывать разницу между товарами и услугами в известных международных цент-рах за рубежом и в Украине. Эта разница возникает за счет более дешевой рабочей силы и товаров, производимых внутри государства в переходный период экономики.

Вместе с тем большинство санаториев, учреждений отдыха и оздоровительных лагерей находятся в сложном финансовом положении. К внутренним причинам слабого развития туристической сферы относятся: неспособность дать привлекательную рекламу туристического продукта, низкий уровень качества

обслуживания по доступным ценам, отсутствие хорошей культурно-познавательной программы, спортивных мероприятий и т. п. Такая ситуация является явно неудовлетворительной, так как у населения есть спрос на рекреационные ресурсы.

Неумение развивать туристическую инфраструктуру связано с отсутствием профессиональных туристических

управленческих кадров нового поколения, менеджеров туристического бизнеса, подготовленных к работе в новых условиях развивающихся рыночных отношений.

Аналогичное положение

наблюдается и в таких промышленных центрах, как Луганская,

Днепропетровская и Запорожская области.

Известно, чем выше экономическое развитие страны, тем большая часть населения занята в сфере услуг. В США, например, сфера обслуживания дает 70% валового национального дохода и обеспечивает до 75% занятости населения, а в Донецкой области число занятых в различных сферах обслуживания составляет менее 20% общей численности занятых трудом. Подобная диспропорция между работниками, занятыми в материальном производстве и сфере обслуживания, в условиях экономического кризиса производства негативно сказывается на обстановке в регионе. Закрывающиеся шахты и другие предприятия высвобождают рабочую силу, которая должна направляться в сферу обслуживания. Так как туризм относится к сфере обслуживания, то увеличение его рынка требует подготовки

соответствующих кадров.

Подводя итоги результатов исследования и обобщения литературных данных, следует сказать, что в Донецкой области имеются все рекреационные предпосылки для развития

туристической отрасли при условии реализации первостепенных направлений создания законодательной, нормативной, организационной и финансовой среды, способствующей активизации

деятельности туристических

предприятий. К ним, в первую очередь,

следует отнести: совершенствование законодательной и нормативной базы на уровне государства, которая бы создавала благоприятный климат для развития туризма как отрасли; поддержку региональными органами и органами самоуправления становления

туристических предприятий, что обеспечило бы создание индустрии туризма и новых рабочих мест; формирование привлекательных условий для отечественных и зарубежных инвесторов и содействие развитию информационных технологий в сфере туризма и рекламной деятельности.

Здесь перечислены те условия и проблемы, с которыми приходится ежедневно сталкиваться руководителям туристического бизнеса. Поэтому для их учета и решения в Украине необходимы также соответствующее образование и профессиональная подготовка

специалистов, работающих в сфере туризма. Современный менеджер должен владеть маркетингом, статистикой, уметь управлять туристическими

информационными системами,

заниматься анализом процессов, влияющих на окружающее пространство, общество, экономику, знать стандарты обслуживания, владеть иностранными языками и т.п.

Таких специалистов, в частности для Восточного региона Украины, готовит Донецкий институт

туристического бизнеса, который в начале 2002 г. отметил свой 10-летний юбилей, являясь старейшим

специализированным вузом

туристического бизнеса независимой Украины.

Современные профессиональные стандарты в структуре подготовки туристических кадров выделяют три квалификационных уровня:

первый (начальный) уровень, включающий должности: менеджер по бронированию, продаже, внутреннему и выездному туризму, ассистент по формированию туристических групп, референт, секретарь, кассир, менеджер-практикант, курьер;

второй (средний) уровень, включающий должности: менеджер по бронированию, по направлениям, продажам, маркетингу и рекламе, работе с клиентами, связям с общественностью, кадрам, бухгалтер, руководитель тургруппы и др.;

третий (высший или

управленческий) уровень, включающий должности: президент, вице-президент, заместители руководителя, начальника департамента и т.д.

Распределение туристических

кадров на предприятиях согласно квалификационным уровням может сильно отличаться в зависимости от размеров фирмы, объемов выполняемой работы и видов развиваемого туризма. Общим для всех предприятий является то, что самым многочисленным (от 40 до 60%) является второй квалификационный уровень.

Подготовка специалистов-менеджеров в сфере туризма является актуальнейшей задачей густонаселенного региона Донбасса. В подготовке экономистов-менеджеров для

туристической отрасли, кроме приобретения комплекса теоретических знаний по экономическим, социально-правовым, гуманитарно-культурологическим, природным, информационным и другим дисциплинам и профессиональной деятельности, важное место занимает развитие аналитического мышления, умение прогнозировать и принимать оптимальное решение в обеспечении конкурентоспособности и

финансовой устойчивости

туристического предприятия.

Таким образом, резюмируя изложенные направления активизации деятельности туристических

предприятий применительно к промышленному региону, следует отметить: Донбасс и прилегающие к нему области Восточного региона Украины обладают огромным туристическим рынком, нуждающимся в профессиональных туристических

управленческих кадрах нового поколения; при подготовке

туристических кадров рекомендуется профессиональные стандарты рассматривать в виде трех квалификационных уровней; в Донецком регионе существует специализированное учебное заведение - Донецкий институт туристического бизнеса (ДИТБ), в котором проводится обширная научная, методическая, учебная и издательская работа в области специальных туристических дисциплин (в том числе и по нормативно-правовой базе).

Назрела необходимость создания при ДИТБ Юго-восточного

регионального центра последипломного образования и повышения квалификации кадров туристических предприятий, независимо от формы собственности, различного уровня в сфере туризма следующих категорий: экскурсоводы, гиды-переводчики, туроператоры,

ведущие специалисты, начальники отделов. Деятельность Юго-восточного регионального центра целесообразно распространить на Донецкую, Луганскую, Запорожскую,

Днепропетровскую, Николаевскую и Одесскую области. При этом основное внимание следует уделять развитию внутреннего туризма на базе научно-исследовательских работ в области

изучения состояния и прогнозирования развития рекреационных ресурсов и инфраструктуры в различных регионах Украины.

Выводы и предложения. Процесс активизации деятельности туристических предприятий должен включать в себя следующие этапы: диагностику (анализ) существующих условий

функционирования хозяйствующих

субъектов туризма региона, выявление материальных, трудовых и финансовых возможностей улучшения деятельности предприятий туризма и обоснование реальных направлений использования потенциальных возможностей

анализируемой территории.

Результаты проведенного

исследования свидетельствуют, что в условиях Донецкого региона важнейшим направлением активизации деятельности туристических предприятий является подготовка и переподготовка их управленческих кадров, способных реализовать концепцию развития устойчивого туризма в Украине.

Литература

1. Чухно А.А. Аналiз туристичного ринку: його чинники i регулювання на сучасному етат // Економжа i управлшня. - 2002. - № 1. - С. 53-58.

2. Будько Е. До портрету шоземного туризму // Мiжнародний туризм. - 2001. - №3. - С. 84-85.

3. Глобальные тенденции развития туризма // Гостиничный бизнес. - 2000. -№1. - С. 63-65.

4. Данильчук В.Ф. Мировой рынок услуг турбизнеса. - Донецк: ДИТБ, 2000. - 146 с.

5. Испания 2000 - новая туристическая стратегия // Турбизнес.

Журнал для профессионалов. - 2000. -№ 5. - С. 24-25.

6. Штефанов Г. Бразилия ставит рекорды // Туризм: практика, перспективы. - 2000. - № 7. - С. 36-37.

7. Дубницький В.1., Чучко Н.О. Органiзацiйно-економiчнi основи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

розвитку туризму в Донецькому регюш // Вюник економiчноi науки Украши. -2005. - № 1(7). - С. 36-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.