В. Ф. Данильчук
НАПРАВЛЕНИЯ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ РЕГИОНОВ
Постановка проблемы. Развитие рыночных отношений с объективной необходимостью требует расширения и совершенствования структуры
национальной экономики страны. Это, в первую очередь, касается становления такой новой отрасли, как туризм. Как свидетельствует зарубежный опыт, туризм в настоящее время представляет собой наиболее развивающуюся, прибыльную, социально значимую и экономически чистую отрасль [1-6].
Развитие туризма и его предприятий в Украине, особенно в промышленных регионах, еще не в полной мере отвечает возрастающим международным требованиям как по степени организации инфраструктуры, так и по уровню обслуживания и комфортности. Вместе с тем еще отсутствуют обоснованные прикладные разработки, которые позволили бы наметить конкретные рекомендации по созданию необходимых
организационных, экономических и производственных условий для активизации деятельности предприятий туристического бизнеса.
В связи с указанным целью исследования является обоснование направлений активизации деятельности хозяйствующих субъектов туризма, реализация которых обеспечит развитие комплекса сферы туризма страны.
Основные результаты
исследования. Исследование, выявление необходимости и возможности обоснования направлений активизации деятельности туристических
предприятий правомерно осуществлять на примере туризма промышленного региона, в данном случае Донецкого региона Украины. Донбасс относится к наиболее промышленным и
густонаселенным регионам, плотность населения которого составляет 202 чел./км2, что значительно превышает плотность населения в целом по Украине. При этом он имеет свою уникальность, самобытную историю, огромные возможности для развития туризма. Богат Донбасс не только полезными ископаемыми, но и рекреационными ресурсами, являющимися базой для развития многих видов туризма: курортно-лечебного, спортивно-
оздоровительного, маршрутно-познава-тельного, экологического, этнического и др.
Несмотря на высокую плотность населения и концентрацию
промышленности, Донецкий регион располагает разнообразными
природными рекреационными
ресурсами: геологическими,
гидрологическими, ботаническими,
зоологическими памятниками природы. Уникальными являются ландшафты отдельных территорий, которые находятся под особой охраной государства с целью сохранения природных комплексов и их использования для организованной рекреации и туризма. К ним относятся, в первую очередь, всемирно известный природный и историко-культурный комплекс - национальный природный парк «Святые горы» и Свято-Успенская
> Данильчук Валентин Федорович - кандидат технических наук, ректор. Институт туристического бизнеса, Донецк.
ISSN 1562-109X
Святогорская Лавра, а также региональные ландшафтные парки в пределах Донецкой области: «Меотида», «Донецкий кряж», «Клебан-Бык», «Зуевский» и «Краматорский». Среди последних наибольшей популярностью у туристов и отдыхающих пользуется региональный ландшафтный парк «Меотида», представляющий типичные приморские ландшафты Северного Приазовья, в том числе и уникальные своим орнитологическим разнообразием азовские косы - Белосарайскую и Кривую.
Своеобразными эталонами почти уже исчезнувших с европейских степей являются природные заповедники «Хомутовская степь», «Каменные могилы» и «Меловая флора». Другие, более мелкие по площади, участки дикой природы охраняются в 53 заказниках и 38 памятниках природы. Особой
известностью среди них пользуется заказник общегосударственного значения «Великоанадольский», который
представляет собой уникальный научный эксперимент степного лесоразведения, продолжающийся уже 150 лет. Сейчас Великоанадольский лес является самым крупным в Европе искусственным лесным массивом в степной зоне. Все вышеперечисленные территории входят в природно-заповедный фонд области, насчитывающий в целом 107 единиц общей площадью 79,3 тыс. га.
Богат Донецкий край и памятниками истории и культуры. Среди них 1958 исторических памятников, 38 памятников монументального искусства и 43 архитектурных памятника. В области 5 государственных театров, 28 государственных музеев и 128 мест, связанных с жизнью и творчеством выдающихся людей. Всего наиболее аттрактивных культурно-исторических ресурсов - 2200. Наибольшее их
количество находится в Донецке - 327, а также Макеевке - 109, Мариуполе - 133, Горловке - 92.
Большинство музеев в области -краеведческие (7), на втором месте -художественные и исторические (по 5). Есть музеи, посвященные отдельным личностям (С. Прокофьева в Марьинском районе, П. Ангелиной в Старобешевском районе, В. Немировича-Данченко в Великоновоселковском районе и др.); музей народного быта в Славянском районе; есть также уникальный музей миниатюрной книги им. Разумова в г. Горловка.
Если говорить об исторических памятниках, то они выявлены во всех районах области. Наибольшее их количество находится в Донецке - 234, Мариуполе - 111, Макеевке - 92, Горловке - 77, Славянске и Славянском районе - 126, Артемовске и Артемовском районе - 122.
В Донецкой области жил известный художник А. Куинджи, писатель К. Паустовский, учился поэт В. Стус, родился выдающийся композитор С. Прокофьев, посещал этот регион актер и режиссер В. Немирович-Данченко, в Святогорье бывали знаменитые А. Чехов, М. Цветаева. Запечатлены в памяти имена наших великих земляков: деятели искусства Л. Быков, А. Соловьяненко; космонавты Л. Кизим, А. Волков и много других известных в стране людей.
В области в 2004 г. функционировало 435 учреждений отдыха и оздоровления, включающих 303 базы отдыха, 57 санаториев-профилакториев, 18 санаториев, 49 пансионатов, 4 пансионата с лечением, 3 дома отдыха и одну оздоровительную организацию для детей-сирот. Кроме того, осуществляют свою деятельность 787 детских оздоровительных организаций.
Туристическую деятельность в Донецкой области осуществляли 192 предприятия, имеющие лицензию на право хозяйствования в сфере туризма, что составляет 5% от общей численности зарегистрированных в Украине. По состоянию на 01.01.2004 г.
предоставление туристических услуг в области увеличилось на 36%, чем в предыдущем году. Всего было обслужено 158209 туристов, что на 42 % больше, чем в 2002 г. Из них обслужено въездных туристов 12004 чел. (на 48 % больше, чем в 2002 г.), выездных -34018 чел. (на 19 % больше, чем в 2002 г.), внутренних - 119757 чел. (увеличение на 50 % по сравнению с 2002 г.).
Увеличилось также количество экскурсантов до 23587 чел. (на 18 %). Объем предоставленных услуг в 2003 г. вырос по сравнению с 2002 г. на 72 % и составил 88027 тыс. грн. Значительно увеличились и платежи в бюджет - до 100 %, достигнув 5466 тыс. грн. Количество работающих в сфере обслуживания в Донецкой области увеличилось на 121 %: с 1182 в 2002 г. до 2607 в 2003 г., что не достигло еще средней численности сотрудников отрасли, например, г. Киева - 9000 чел., г. Севастополя - 3210 чел., Запорожской области - 3093 чел. Определенное влияние на этот показатель оказала такая важная часть материальной базы сферы туризма, как гостиничное хозяйство Донецкой области. В настоящее время она представлена 71 гостиницей на 5424 койко-места при коэффициенте загрузки 0,2.
В соответствии с рейтингом основных показателей туристической деятельности Донецкой области, проведенным авторами [7, 34—40], регион занимает 6 место (показатель объема
предоставленных услуг - 88027 тыс. грн., что составляет 4,2% от общего объема), уступая г.Киеву (805948 тыс. грн. -38,5 %), АР Крым (446142 тыс. грн. -22,3 %), Одесской области (141323 тыс. грн. - 6,6 %), г. Севастополю (115949 тыс. грн. - 5,5 %) и Запорожской области (91902 тыс. грн. - 4,4 %).
Как следует из результатов анализа, наблюдается определенный рост показателей хозяйствования субъектов туристической деятельности. Это объясняется, в первую очередь, влиянием сложившихся условий, которые в одних случаях содействуют развитию деятельности предприятий туризма, а в других - тормозят.
Важным условием привлечения туристов является наличие
соответствующей инфраструктуры и системы обслуживания. Как показал опыт, при создании современных туристических центров гостиницы строятся не ниже категории "3 звезды", а в основном 4 и 5-звездные, при этом создается привлекательная ценовая политика. Например, популярность курортов Испании поясняется более дешевым отдыхом на побережье Средиземного моря, при этом комфортность и уровень развлечений не уступают Лазурному побережью Франции и Италии. То же можно сказать о ценовой политике Египта и Турции в новых туристических центрах.
Инфраструктурная туристическая база Украины в основной своей массе еще не в полной мере соответствует современному мировому уровню. Однако в последние годы наметилась тенденция по созданию современных
высококлассных гостиниц, корпусов и номеров в базах отдыха. При этом особенно важно обратить внимание на подготовку обслуживающего персонала.
Нередко можно увидеть, особенно в базах отдыха, корпус и номера высокого класса, а общий вид обслуживающего персонала требует опрятности, внимательного отношения к своим обязанностям. Безусловно, это менталитет, доставшийся нам от прошлого. Современный менеджер должен знать, что только сочетание соответствующего комфорта и обслуживания создает высокий класс. Эта прописная истина почему-то медленно входит в жизнь.
Привлекательность туристических центров в Украине может быть достигнута (при обеспечении
европейского уровня комфорта и создаваемых условий) за счет ценовой политики, которая должна учитывать разницу между товарами и услугами в известных международных цент-рах за рубежом и в Украине. Эта разница возникает за счет более дешевой рабочей силы и товаров, производимых внутри государства в переходный период экономики.
Вместе с тем большинство санаториев, учреждений отдыха и оздоровительных лагерей находятся в сложном финансовом положении. К внутренним причинам слабого развития туристической сферы относятся: неспособность дать привлекательную рекламу туристического продукта, низкий уровень качества
обслуживания по доступным ценам, отсутствие хорошей культурно-познавательной программы, спортивных мероприятий и т. п. Такая ситуация является явно неудовлетворительной, так как у населения есть спрос на рекреационные ресурсы.
Неумение развивать туристическую инфраструктуру связано с отсутствием профессиональных туристических
управленческих кадров нового поколения, менеджеров туристического бизнеса, подготовленных к работе в новых условиях развивающихся рыночных отношений.
Аналогичное положение
наблюдается и в таких промышленных центрах, как Луганская,
Днепропетровская и Запорожская области.
Известно, чем выше экономическое развитие страны, тем большая часть населения занята в сфере услуг. В США, например, сфера обслуживания дает 70% валового национального дохода и обеспечивает до 75% занятости населения, а в Донецкой области число занятых в различных сферах обслуживания составляет менее 20% общей численности занятых трудом. Подобная диспропорция между работниками, занятыми в материальном производстве и сфере обслуживания, в условиях экономического кризиса производства негативно сказывается на обстановке в регионе. Закрывающиеся шахты и другие предприятия высвобождают рабочую силу, которая должна направляться в сферу обслуживания. Так как туризм относится к сфере обслуживания, то увеличение его рынка требует подготовки
соответствующих кадров.
Подводя итоги результатов исследования и обобщения литературных данных, следует сказать, что в Донецкой области имеются все рекреационные предпосылки для развития
туристической отрасли при условии реализации первостепенных направлений создания законодательной, нормативной, организационной и финансовой среды, способствующей активизации
деятельности туристических
предприятий. К ним, в первую очередь,
следует отнести: совершенствование законодательной и нормативной базы на уровне государства, которая бы создавала благоприятный климат для развития туризма как отрасли; поддержку региональными органами и органами самоуправления становления
туристических предприятий, что обеспечило бы создание индустрии туризма и новых рабочих мест; формирование привлекательных условий для отечественных и зарубежных инвесторов и содействие развитию информационных технологий в сфере туризма и рекламной деятельности.
Здесь перечислены те условия и проблемы, с которыми приходится ежедневно сталкиваться руководителям туристического бизнеса. Поэтому для их учета и решения в Украине необходимы также соответствующее образование и профессиональная подготовка
специалистов, работающих в сфере туризма. Современный менеджер должен владеть маркетингом, статистикой, уметь управлять туристическими
информационными системами,
заниматься анализом процессов, влияющих на окружающее пространство, общество, экономику, знать стандарты обслуживания, владеть иностранными языками и т.п.
Таких специалистов, в частности для Восточного региона Украины, готовит Донецкий институт
туристического бизнеса, который в начале 2002 г. отметил свой 10-летний юбилей, являясь старейшим
специализированным вузом
туристического бизнеса независимой Украины.
Современные профессиональные стандарты в структуре подготовки туристических кадров выделяют три квалификационных уровня:
первый (начальный) уровень, включающий должности: менеджер по бронированию, продаже, внутреннему и выездному туризму, ассистент по формированию туристических групп, референт, секретарь, кассир, менеджер-практикант, курьер;
второй (средний) уровень, включающий должности: менеджер по бронированию, по направлениям, продажам, маркетингу и рекламе, работе с клиентами, связям с общественностью, кадрам, бухгалтер, руководитель тургруппы и др.;
третий (высший или
управленческий) уровень, включающий должности: президент, вице-президент, заместители руководителя, начальника департамента и т.д.
Распределение туристических
кадров на предприятиях согласно квалификационным уровням может сильно отличаться в зависимости от размеров фирмы, объемов выполняемой работы и видов развиваемого туризма. Общим для всех предприятий является то, что самым многочисленным (от 40 до 60%) является второй квалификационный уровень.
Подготовка специалистов-менеджеров в сфере туризма является актуальнейшей задачей густонаселенного региона Донбасса. В подготовке экономистов-менеджеров для
туристической отрасли, кроме приобретения комплекса теоретических знаний по экономическим, социально-правовым, гуманитарно-культурологическим, природным, информационным и другим дисциплинам и профессиональной деятельности, важное место занимает развитие аналитического мышления, умение прогнозировать и принимать оптимальное решение в обеспечении конкурентоспособности и
финансовой устойчивости
туристического предприятия.
Таким образом, резюмируя изложенные направления активизации деятельности туристических
предприятий применительно к промышленному региону, следует отметить: Донбасс и прилегающие к нему области Восточного региона Украины обладают огромным туристическим рынком, нуждающимся в профессиональных туристических
управленческих кадрах нового поколения; при подготовке
туристических кадров рекомендуется профессиональные стандарты рассматривать в виде трех квалификационных уровней; в Донецком регионе существует специализированное учебное заведение - Донецкий институт туристического бизнеса (ДИТБ), в котором проводится обширная научная, методическая, учебная и издательская работа в области специальных туристических дисциплин (в том числе и по нормативно-правовой базе).
Назрела необходимость создания при ДИТБ Юго-восточного
регионального центра последипломного образования и повышения квалификации кадров туристических предприятий, независимо от формы собственности, различного уровня в сфере туризма следующих категорий: экскурсоводы, гиды-переводчики, туроператоры,
ведущие специалисты, начальники отделов. Деятельность Юго-восточного регионального центра целесообразно распространить на Донецкую, Луганскую, Запорожскую,
Днепропетровскую, Николаевскую и Одесскую области. При этом основное внимание следует уделять развитию внутреннего туризма на базе научно-исследовательских работ в области
изучения состояния и прогнозирования развития рекреационных ресурсов и инфраструктуры в различных регионах Украины.
Выводы и предложения. Процесс активизации деятельности туристических предприятий должен включать в себя следующие этапы: диагностику (анализ) существующих условий
функционирования хозяйствующих
субъектов туризма региона, выявление материальных, трудовых и финансовых возможностей улучшения деятельности предприятий туризма и обоснование реальных направлений использования потенциальных возможностей
анализируемой территории.
Результаты проведенного
исследования свидетельствуют, что в условиях Донецкого региона важнейшим направлением активизации деятельности туристических предприятий является подготовка и переподготовка их управленческих кадров, способных реализовать концепцию развития устойчивого туризма в Украине.
Литература
1. Чухно А.А. Аналiз туристичного ринку: його чинники i регулювання на сучасному етат // Економжа i управлшня. - 2002. - № 1. - С. 53-58.
2. Будько Е. До портрету шоземного туризму // Мiжнародний туризм. - 2001. - №3. - С. 84-85.
3. Глобальные тенденции развития туризма // Гостиничный бизнес. - 2000. -№1. - С. 63-65.
4. Данильчук В.Ф. Мировой рынок услуг турбизнеса. - Донецк: ДИТБ, 2000. - 146 с.
5. Испания 2000 - новая туристическая стратегия // Турбизнес.
Журнал для профессионалов. - 2000. -№ 5. - С. 24-25.
6. Штефанов Г. Бразилия ставит рекорды // Туризм: практика, перспективы. - 2000. - № 7. - С. 36-37.
7. Дубницький В.1., Чучко Н.О. Органiзацiйно-економiчнi основи
розвитку туризму в Донецькому регюш // Вюник економiчноi науки Украши. -2005. - № 1(7). - С. 36-41.